Научная статья на тему 'Амурской государственной медицинской академии 50 лет'

Амурской государственной медицинской академии 50 лет Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1016
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Доровских В. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Амурской государственной медицинской академии 50 лет»

Передовая статья

УДК 61 (061) (091) В.А. Доровских

АМУРСКОЙ

ГОСУДАРСТВЕННОЙ МЕДИЦИНСКОЙ АКАДЕМИИ - 50 ЛЕТ

Амурская государственная медицинская академия, г. Благовещенск

"Жизнь коротка, надо спешить..."

Академик Н.И. Вавилов

Начало пути. Приобретя в 1948 г. административную самостоятельность, Амурская область получила в наследство самую большую, богатейшую и перспективную для освоения и развития территорию. Обилие социально-экономических проблем... Многие из них были порождены сложнейшим послевоенным периодом, который переживала вся страна. Пожалуй, главной из них для Приамурья была демографическая. С XVII в. эта территория характеризовалась малой заселенностью. После революции она также оставалась экономически отсталой окраиной СССР с колоссальным коэффициентом миграции населения, высокой и разнообразной заболеваемостью, инфекционной и паразитарной (малярия, сифилис, сыпной тиф, брюшной тиф, холера, сибирская язва, чума, туберкулез и др.), высокой смертностью, особенно материнской и детской, низкой рождаемостью. Коечный фонд больниц был минимальным. Фактическая занятость врачебных мест в области на год открытия БГМИ составляла только 70%, убыль врачей — 83%, недоезд — 57%.

К числу главных на тот период времени объективных факторов относилась стабильная политико-экономическая система социалистического государства начала 50-х гг. Концепция развития СССР — государства-победителя — после войны не допускала, чтобы ее пограничные, в том числе восточные территории, располагающие колоссальными ресурсами, оставались на карте СССР "белыми пятнами".

Для эволюции системы здравоохранения в Амурской области главную роль должна была сыграть

подготовка высокопрофессиональных врачебных кадров для гигантского по своим масштабам Дальневосточного региона, включая Амурскую область. Эта задача определила реальность и целесообразность открытия Благовещенского медицинского института в 1952 г. — ровно 50 лет назад.

В послевоенные годы на Дальний Восток усилился приток населения, молодежи, в том числе по направлению. Это были и дальневосточники — выпускники многих ведущих вузов страны с горячим желанием видеть свой край цивилизованным, процветающим. С таким убеждением и реальным пониманием перспектив начал свою работу в апреле 1947 г. в должности заведующего Амурским облздравотделом коренной дальневосточник, выпускник ведущего в Сибири Томского медицинского института Н.Ф. Шевченко.

Идея организатора здравоохранения об открытии в г. Благовещенске медицинского вуза нашла понимание и поддержку в обкоме партии, облисполкоме. В 1947 г. в Совете Министров и Министерстве здравоохранения РСФСР началась "амурская эпопея". Вопрос об организации и открытии медицинского института был поставлен сразу. Однако понимая, что медицинский институт — это прежде всего клинические базы, Н.Ф. Шевченко в Минздраве и Совмине решил проблему строительства базовой Амурской областной больницы. Уже в декабре 1948 г. Совет Министров принимает постановление о начале проектно-изыскательс-ких работ, и в 1949 г. для АОБ был выбран один из лучших по тем временам типовой современный проект (теперь это детская областная больница). В 1952 г. больница была торжественно открыта.

Наряду с этим зав. облздравом поднимает вопрос о проектах и сроках начала строительства новых

онкологического, кожно-венеро-логического диспансеров, инфекционной больницы, родильного дома. Только при этом условии Министерство здравоохранения, тщательно контролировавшее этот вопрос (министр Владимир Трофимов, его заместители, приезжавшие несколько раз в Благовещенск), решило положительно вопрос об открытии вуза.

23 июня 1952 г. вышло распоряжение Совета Министров СССР об организации 1 августа 1952 года в Благовещенске-на-Амуре Благовещенского государственного медицинского института — БГМИ — с ежегодным приемом 200 человек (документ). В нем же было распоряжение о строительстве типового общежития (1953 г.) и учебного корпуса (1954 г.). Это был документ, поставивший задачу, которая воплощалась в условиях чрезвычайно сложного в тот период одновременного строительства теоретических баз, общежитий, их оснащения и формирования коллектива, способного вести активную преподавательскую и научную деятельность.

Открытие. По приказу Совета Министров РСФСР Н.Ф. Шевченко на правах исполняющего обязанности первого директора готовит базу, принимает первых преподавателей и, главное, набирает первых студентов!

Первый ректор (директор) Борис Николаевич Анфимов — доцент, кандидат медицинских наук, анатом, заведовал кафедрой нормальной анатомии известного в СССР Горьковского медицинского института. Он был направлен на должность директора БГМИ Министерством здравоохранения РСФСР как талантливый организатор, образованный и порядочный руководитель. Долгие годы, вернувшись на заведование кафедрой ГГМИ, он интересовался судьбой БГМИ, затем АГМА.

Первые корпуса. Главный корпус института располагался в двухэтажном здании фельдшерско-акушерского училища по улице Ленина (ныне медицинский колледж), административный корпус — на углу улицы Ленина и Интернационального переулка. Институту был выделен также двухэтажный корпус на углу улиц Зейской и Калинина и деревянный дом по улице Т. Шевченко.

...Мебель (столы, табуреты) тогда была фанерной. Начали поступать в библиотеку первые учебники, таблицы, лабораторная посуда и т.д. Оснащать базу на первых порах помогали другие медвузы, в том числе Иркутский медицинский институт. Общежитие с топчанами — соломенными матрасами было мечтой многих студентов, они "снимали углы" для проживания, но это не было помехой. Начинался обычный ритм жизни Благовещенского медицинского института, который для многих стал вторым домом, семьей, а не только службой.

Ректору Амурской государственной медицинской академии,

заведующему кафедрой фармакологии, доктору

медицинских наук, профессору, заслуженному деятелю

науки РФ Владимиру Анатольевичу ДОРОВСКИХ — 60 лет

Владимир Анатольевич родился 28 августа 1942 г. в Хабаровском крае в семье военнослужащего. После окончания средней школы в 1959 г. он поступил в Благовещенский государ-

ственный медицинским институт на лечебный факультет. С 3 курса занимался в научном студенческом кружке на кафедре фармакологии у известного профессора К.А. Мещерской. В студенческие годы опубликовал 5 научных работ по изучению лекарственных растений Амурской области.

С1965 по 1968 г. В. А. Дсровских учился в аспирантуре. В1969 г. он за-

Первые преподаватели. Это особая страница. В силу тех или иных обстоятельств, включая социальные, жизненные коллизии, или по министерскому направлению после аспирантуры сюда приехали зрелые кадры — "зубры", которые привезли с собой свой профессиональный опыт, свои духовные ценности и желание передать их провинциальным студентам.

Профессор Кира Александровна Мещерская. Ее научные "генеалогические" корни — Ленинградская школа биологов-эволюционистов. Ею, дворянкой по происхождению, обозначен тот глубокий интерес к фундаментальным биологическим проблемам медицины, который в последующем определил приоритеты и направление научной школы самой К.А. Мещерской, ее перспективных и благодарных учеников, научный "дух" академии. Мы бы назвали его "организменный адаптациоге-нез и его фитокоррекция". Этому направлению сегодня также 50!

Будучи талантливым научным руководителем молодежи, Кира Александровна хорошо понимала важность приобщения юных студентов-перво-курсников к методологическим основам как биологических, так и медицинских проблем. Под ее талантливым "крылом" воспитывались будущие фармакологи В. Доровских, К. Лифар, В. Гуляев, А. Савельева, ставшие ведущими фармакологами, профессорами, определившие собственные направления научного поиска, "обросшие" соратниками других специальностей — морфологами, биохимиками, физиологами, и совместно приступившими к исследованиям по проблеме "Фарма-кокоррекция индивидуальных адаптивных реакций человека в экстремальных условиях".

Как и Кира Александровна, они имеют в качестве соавтора и объекта исследований ту же самую незабвенную и многострадальную белую крысу.

Профессор Самуш Максимилианович Дионесов, первый заведующий кафедрой нормальной физиологии, был учеником академика, лауреата Нобе-

- б •

щитил кандидатскую диссертацию "Сравнительная фармакологическая характеристика различных видов ломоноса". После окончания аспирантуры был зачислен на должность ассистента кафедры фармакологии, где прошел путь до заведующего кафедрой (1979 г.).

В.А. Доровских прилагает много сил для совершенствования научной и педагогической работы, оптимизации учебного процесса. За время работы на кафедре фармакологии Владимир Анатольевич определил основные направления ее научной деятельности: исследование новых мембранотропных лекарственных средств пиримидинового ряда, малоновой кислоты и фосфолипидов в целях разработки и внедрения в клиническую практику новых антиоксидан-тных и мембраностабилизирующих препаратов и актопротекторов, облегчающих адаптацию к холоду. Разработка этого направления позволила резко снизить заболеваемость у местных жителей, строителей и эксплуатационников центрального участка Байкало-Амурской магистрали, рабочих лесной и золотодобывающей промышленности.

В 1987 г. В.А. Доровских успешно защитил докторскую диссертацию на тему "Фармакологическая коррекция холодового воздействия в эксперименте".

Активную деятельность ученого В.А. Доровских сочетает с большой организаторской работой. За годы работы в академии он избирался на должности заместителя декана (1969-1977 гг.), декана лечебного факультета (1978-1985 гг.), проректора по учебной работе (1985-1986 гг.), а с 1986 г. по настоящее время он ректор академии.

Владимир Анатольевич с 1986 г. возглавляет совет ректоров вузов г. Благовещенска. Его деятельность направлена на консолидацию усилий ученых области для решения важнейших проблем науки и образования, формирования и выполнения совместных научных и научно-образова-тельных программ и проектов в Амурском регионе.

В.А. Доровских активно развивает международное сотрудничество с университетами КНР и Японии в области науки и обучения талантливой вузовской молодежи. Благодаря его усилиям, академия в 1996 г. была принята в Ассоциацию медицинских школ Европы, что позволило унифицировать подготовку врачей с общеевропейскими стандартами.

В. А. Доровских создал самобытную школу по изучению лекарственного сырья Дальневосточного региона. Им опубликовано 350 научных работ, издано 12 монографий, 9 учебных пособий, получено 14 авторских свидетельств и патентов. Под его руководством защищено 16 кандидатских и 7 докторских диссертаций.

Владимир Анатольевич является членом правления Всероссийского научного общества фармакологов, членом спецсовета Д 208.003.01 по защите докторских диссертаций, членом административного совета при главе администрации Амурской области, ведущим экспертом республиканской программы "Здоровье России". В 1998 г. Международный биографический центр Кембриджа избрал его человеком года в знак его научных заслуг в области фармакологии. В 2001 г. генеральная ассамблея Польской медицинской академии избрала В.А. Доровских своим почет-

ным членом. В том же году он был избран действительным членом Всемирной медицинской академии им. Альберта Швейцера.

За многолетнюю работу по подготовке врачебных и научных кадров В.А.Доровских награжден медалями "За трудовую доблесть", "За трудовое отличие" и орденом "Знак Почета". Из международных наград В.А. Доровских имеет следующие:

—золотую медаль Всемирной медицинской академии им. Альберта Швейцера за выдающиеся заслуги в области гуманизма и медицины (2001 г.);

—золотой нагрудный знак международной организации "Эртсмейкер" в номинации "За мудрость и гибкость политики управления" (1997 г.);

— золотую медаль Ассоциации содействия промышленности Франции за вклад в области стратегического менеджмента на предприятии (1998 г.).

В1997 г. фамилия В.А. Доровских внесена в 7-е издание Международного справочника "О выдающихся руководителях", издаваемого Американским биографическим институтом. В 2002 г, экспертный совет международной программы "Золотой слиток" за развитие кадрового и интеллектуального потенциалов наградил академию, возглавляемую В.А. Доровских, одноименной наградой.

Все сказанное характеризует В.А. Доровских как талантливого ученого, организатора науки и педагога. Коллектив сотрудников и студентов академии желает Владимиру Анатольевичу крепкого здоровья, благополучия и дальнейших творческих успехов.

А.А. Родионов, проректор АГМА по НИР, профессор

левской премии И.П. Павлова, профессора Л.А. Орбели. Он и сам к тому времени стал авторитетным ученым, автором двух монографий, посвященных физиологии альгезии (боли), членом редколлегии всесоюзного академического "Физиологического журнала имени И.М. Сеченова". Обычно спокойный, Самуил Максимилианович преображался, когда начиналась научная дискуссия, проявляя при этом незаурядную эрудицию и талант оппонента. В его лице новорожденный вуз приобрел даровитого физиолога. Эта теоретическая дисциплина — одна из самых сложных — была и остается "философией" медицины.

Доцент Александр Евгеньевич Бородин заведовал кафедрой биоорганической химии. А.Е. Бо-

родину пришлось, как и другим первым заведующим кафедрами, в буквальном смысле своими руками создавать и обустраивать кафедру биологической и органической химии, с чем он с честью справился.

Спутница жизни доцент Галина Петровна Бородина — надежный друг и соратник, мудрая, обаятельная, с неиссякаемой энергией трудится и сегодня на той же кафедре, которую возглавляет их сын — Евгений Бородин, доктор медицинских наук, профессор. "Семейственность" его фамилии проявилась в БГМИ лучшим образом.

На должность старшего лаборанта кафедры философии и исполняющего обязанности зав.ка-бинетом марксизма-ленинизма был приня'г 1 сен-

тября Владимир Михайлович Барковский, ставший впоследствии заведующим этой кафедрой.

Первые студенты. Их было 225. Пусть не покажется странным, но в год открытия вуза наряду с желающими стать врачами семнадцатилетними выпускниками школ Благовещенска и области в Благовещенский медицинский институт шли умудренные годами, фельдшерским и организаторским опытом "ветераны", которым не так-то просто было вновь сесть за студенческую скамью. Их судьба — это особая увлекательная и многотомная книга в истории АГМА. Многие из них стали главными врачами, организаторами здравоохранения, основателями новых поколений врачебных кадров Приамурья и сохраняют благодарность и верность традициям БГМИ на протяжении всей своей жизни.

Второй ректор. С 1954 г. БГМИ возглавил доцент Сергей Григорьевич Птицын, руководивший институтом в течение 5 лет. Ему пришлось формировать клинические кафедры, создавать концепцию развития вуза на перспективу. Терапевт по специальности, фронтовик, орденоносец, награжденный 5 боевыми наградами, С.Г. Птицын, будучи интеллигентным человеком, последовательно и настойчиво отстаивал в министерстве интересы БГМИ. Это касалось и строительства учебных корпусов, и жилого дома для преподавателей, и привлечения кадров.

К 1960 г. в БГМИ уже работало 9 профессоров и 24 доцента. Имена многих из них были известны в Советском Союзе. В трудных условиях становления удаленного вуза они достойно справились с первым, самым трудным этапом открытия теоретических и клинических кафедр.

В их числе:

Профессор Абрам Иосифович Лаббок — представитель Казанской школы топографо-анатомов, ученый, известный своими исследованиями в СССР, имевший международные публикации. Блестящий лектор, собиравший полную аудиторию не только студенческую — врачей, аспирантов, восторженно воспринимавших, казалось бы, не очень увлекательный материал. Под его руководством занимались наукой ассистенты клинических кафедр.

Профессор Борис Львович Бронштейн — представитель ленинградской школы онкологов, первый заведующий кафедрой общей хирургии. Блестящий хирург, автор первой в СССР монографии "Рак толстой кишки", он внес в работу клиники массу свежих идей и внедрений. Подготовил кандидата медицинских наук. Он явился организатором научного хирургического общества Амурской области. Корни этого "дерева", пошедшего в рост от его "легкой руки", 20 лет спустя дали такие продуктивные в научном и личностном отношении стволы, как профессор О.П. Амелина и ее ученики — нынешний заведующий кафедрой, талантливый последователь профессор В.В. Яновой, воспитывающий собственную плеяду трудолюбивых и творческих хирургов-клиницистов.

Профессор Михаил Вениаминович Могилев — организатор кафедры акушерства и гинекологии и

создатель научной клинической акушерско-гине-кологической службы Амурской области. Ленинградский ученый, потомственный интеллигент, блестящий лектор, обожающий студентов и своих пациенток. Он много сделал для улучшения клинических баз, сам занимался активной научной, оперативной и просветительской деятельностью. Это в созданную им атмосферу кафедры блестяще вошла и возглавила ее профессор Д.А. Пальчик — выпускница Ашхабадского медицинского института, создавшая достойную школу как преподавателей, так и врачей акушеров-гинекологов. Ее родословную с успехом представляют молодые ученые зав. кафедрой профессор Т.С. Быстрицкая, доцент Л.И. Мерекина, ассистент О.Г. Пу-тинцева и другие.

Профессор Герман Яковлевич Либерзон — организатор кафедры нервных болезней. Великолепный диагност, стремившийся развивать клиническую базу и тактично и настойчиво решавший сложные проблемы молодой кафедры с практическим здравоохранением. Главная заслуга его — работоспособный коллектив, который после его отъезда смог плодотворно работать. Выпускница ХГМИ профессор З.А. Ушакова, первый клинический ординатор профессора Либерзона, стала преемницей учителя и возглавляла кафедру нервных болезней до 2000 г., воспитав, в свою очередь, собственных учеников (семейную династию), с успехом продолжающих благородные традиции основателей.

Профессор Евгений Ричардович Дитрицкий, заведующий кафедрой факультетской хирургии — великолепный организатор. С его приходом в клинике расширился объем оперативных вмешательств, выросла хирургическая активность. Молодые кадры под его руководством осваивали и широко внедряли новые методы диагностики и коррекции. До сих пор "старые" студенты пересказывают были и небылицы о темпераментном, зажигательном профессоре, умевшем увлечь аудиторию, вызывая и замешательство, и восторг. Удивительным чутьем профессионала и незаурядного человека Е.Р. Цитрицкий распознавал хирургическую "жилку" у студента и молодого врача, "привязывая" его к хирургии крепкими, на всю жизнь, нитями. Его ученики — профессор В.И. Точилин, доцент, проректор по учебной работе В.Е. Прядко сами впоследствии возглавили кафедры БГМИ, на которых сегодня трудятся уже их ученики.

Профессор Герман Яковлевич Иоссет — заведующий кафедрой госпитальной хирургии. Коренной ленинградец, исключительно интеллигентный, ответственный и мудрый человек, он сумел решить на этапе становления важнейшей хирургической клиники сложные вопросы: организацию курсов травматологии, военно-полевой хирургии, детской хирургии, челюстно-лицевой хирургии. Главное, он сумел в короткий срок, вопреки своей "мягкости" и деликатности, создать и сплотить вокруг себя работоспособный молодой коллектив, преданный делу (И. Кощер, О. Якимашко, В. Петренко), сформировать специализированные

курсы и кафедры (военно-полевая хирургия — доцент Н. Ушаков, анестезиология — доцент О. Маслов, детская хирургия — доцент Д. Болгов). Вместе с Г.Я. Иоссетом его последователи сделали все, чтобы мощная кафедра стала лидирующей в БГМИ, последующем — в АГМА.

Профессор Иван Иванович Островский — оториноларинголог, одним из первых выполнявший микрохирургические операции на слуховых косточках. Его преемники — профессора 80-х гг. О. Коноплев, зав. кафедрой, А. Островский.

Профессор Жорж заведовал кафедрой офтальмологии. Его последователи — зав. кафедрой ныне профессор С. Басинский, активно развернувший направление микрохирургии глаза, династия практических врачей, наших выпускников Ильницких, зав. отделением АОКБ П. Мищенко и другие.

Эти и другие руководители кафедр на самом сложном этапе становления БГМИ внесли неоценимый вклад в организацию учебно-методическо-го и научно-исследовательского процессов, подготовку собственных педагогических кадров и врачей первых выпусков и, главное, — в определение перспективы развития. Профессорско-преподавательский состав в короткий срок достойно заявил о себе в здравоохранении Амурской области, что, пожалуй, было и остается сегодня самой главной стратегической задачей института.

Третий ректор БГМИ. Таким принял вуз в 1960 г. после внезапной трагической гибели С.Г. Птицына доцент Магомет Кертибиевич Надгери-ев. Фронтовик, орденоносец (три ордена и пять медалей), тонкий психолог и дальновидный стратег, он приложил много сил для качественного улучшения материальной базы института, усиления кадрового потенциала, привлекая новых преподавателей, более того, открывая научно-исследовательские клинические центры. Это была новая страница в истории БГМИ.

Профессор Ярослав Петрович Кулик, молодой кардиохирург из Смоленска, создал специализированную кардиохирургическую службу и начал трудный и тернистый путь хирургической коррекции врожденных и приобретенных пороков сердца. Он увлек идеей и определил на всю жизнь путь многих молодых людей — студентов, практических врачей, оставшихся под этим "знаменем" на долгие годы. Речь идет о ставших профессорами, зав. кафедрами хирургах В. Шимко, Б. Балицком, М. Судакове (директоре КХЦ), враче Н. Кучкине и других. Это — школа! Много сил и средств отдает АГМА, чтобы эта служба продолжала давать побеги и результаты сегодня и завтра.

Супруги профессора Ландышевы— Ираида Васильевна и Юрий Сергеевич, Сегодня эти имена известны в научном терапевтическом мире и среди населения Приамурья, Дальнего Востока. Фактически молодые ученые создали за короткий срок собственные научные школы кардиологов и пульмонологов и научные направления в БГМИ. Будучи последователями Томской медицинской элиты — профессоров Яблокова, Шершевского — они сформировали вокруг себя коллективы единомыш-

ленников, также трепетно преданных нелегкому труду клиницистов, своим пациентам, научному поиску длиною в жизнь! Их достойные ученики и преемники — профессора И.Г. Меньшикова, В.А. Башкатов, C.B. Нарышкина, В.П. Мишук, доценты В.В. Есенин, Н.Д. Гоборов, Н.И. Поро-шина и многие другие. Это для них и для их сына профессора С-.Ю. Ландышева БГМИ стал родным домом, а Амурская область — второй родиной. Вопреки возможности уехать в центр, они остались верны выбранному им совместному пути и этой далекой точке на карте страны, которая называется БГМИ. Ландышевым нет равных в нашей академии по количеству учеников — кандидатов и докторов наук. И сегодня они не почивают на лаврах, а остаются тружениками, незаурядными, отзывчивыми людьми, близко принимающими к сердцу судьбу своего родного — уже более 40 лет! — института.

Сильными и перспективными в 70-е гг. становятся теоретические, в том числе морфологические, кафедры — нормальной анатомии, гистологии, патологической анатомии и топографической анатомии.

Профессор Владимир Яковлевич Протасов также является родоначальником собственной научной и педагогической школы анатомов. Будучи анато-мом-ангиологом, он, став профессором, создал собственную научную концепцию и передал ее на перспективу нескольким поколениям ныне здравствующих морфологов. Будучи педантом, он оказался чрезвычайно щедрым человеком. Много мудрых советов Владимир Яковлевич оставил не только ученикам, но и студентам, равно как и свою гигантскую научную библиотеку. Его соратники и ученики — В.Н. Пономаренко, A.A. Родионов (сегодняшний заведующий кафедрой и проректор по науке), С.С. Селиверстов, В.И. Лабзин и другие — берегут память об учителе, продолжают традиции профессора В.Я. Протасова, воспитывая собственных учеников.

Профессор Михаил Тимофеевич Луценко, руководивший кафедрой гистологии после доцента Тамары Яковлевны Столяр, заложил основы нового направления — гистофизиологического исследования органов и систем в условиях гиперхо-лестеринемии. Несомненно, на этапе 60-70-х гг. оно являлось новым, исключительно перспективным, приоритет направления был признан в СССР и за рубежом. От студенческой скамьи "к микроскопу" под строгий, не терпящий возражений аналитический взор Михаила Тимофеевича устремлялись талантливые и работоспособные В. Труфа-кин, академик РАН, председатель СО РАМН; Б. Рыжавский, профессор, зав. кафедрой гистологии ДВГМУ, член Нью-Йоркской академии наук; А. Чертов, профессор, зав. кафедрой биологии АГМА; поколение 70-х — профессора С. Целуй-ко, зав. кафедрой гистологии АГМА; Е.Гордиен-ко, Н.Красавина, В.Козлова и другие. Кропотли-вейший экспериментальный гистологический труд давал свои интересные результаты — каждый из учеников, унаследовав от М.Т. Луценко фанати-

ческую приверженность к морфологии и творчеству, сегодня пошел собственным научным и жизненным путем, создал свои плодотворные самобытные коллективы и не прекращает научно-педагогическую деятельность, сохраняя приверженность гистологическому содружеству.

Если быть исторически справедливым, истоки этой идеи вновь следует искать у профессора Киры Александровны Мещерской, создавшей на кафедре творческую лабораторию по изучению гипохо-лестеринемического эффекта отечественного препарата Р-ситостерина, признанного Фармакологическим комитетом СССР, и работавшую в содружестве с талантливым биохимиком доцентом Галиной Петровной Бородиной, клиницистами Фа-ней Иосифовной Литвак, зав. кафедрой факультетской терапии. Профессором К.А. Мещерской были заложены перспективные основы изучения лекарственной флоры Дальнего Востока, которые школа профессора В.А. Доровских, его ученики в составе ведущей комплексной клинико-экспери-ментальной научной проблемы АГМА развивает в новом направлении, получая российское и международное признание.

К числу корифеев, способствующих укреплению клинико-теоретической базы БГМИ относятся профессор Валентина Николаевна Обухова, зав. кафедрой патофизиологии, профессора Валерий Леонидович Скуратов, Павел Тихонович Белозе-ров, профессор Валентина Николаевна Белоусо-ва, зав. кафедрой психиатрии.

Мы не случайно перечислили подробно научную элиту вуза и их научные приоритеты. Все названные ученые, приехавшие издалека или уже окончившие наш институт, стали докторами наук уже в стенах БГМИ, почва которого оказалась исключительно плодородной.

Четвертый ректор. Фронтовик, дальневосточник, организатор здравоохранения, профессор Петр Яковлевич Григорьев, зав. кафедрой факультетской терапии, в 1977 году на праздновании 25-летия БГМИ сказал: "Благовещенский государственный медицинский институт с честью справился с трудными задачами и достиг высокой планки отечественного медицинского образования".

Ректор имел в виду основные показатели вуза — кадровый потенциал и научный рост исследований, внедрение результатов в практическое здравоохранение. Если к 1961 г. сотрудники БГМИ защитили 2 докторские и 7 кандидатских диссертаций, то к 1971 г, — 15 докторских и 78 кандидатских! Прежде всего, это названные сложившиеся научные направления, развивающиеся научные школы, открываемые научно-исследовательские центры: Кардиохирургический центр (проф. Я.П. Кулик), Кастроэнтерологический центр (проф. П.Я. Григорьев, О.П. Амелина), Прокто-логический центр (проф. О.П. Амелина), мощное кардиопульмонологическое направление (проф. И.В. Ландышева, Ю.С. Ландышев), с диагностической, лечебной, реабилитационной и диспансерной службами, создание нового важнейшего для всех профилей медицины курса онколо-

гии — проф. А.Х. Исмайлов, его преемники (проф. В.П. Гордиенко, доц. О.В. Лысенко).

Пятый ректор. Профессор Михаил Тимофеевич Луценко, выпускник Ставропольского медицинского института, общественник, приехал в Благовещенск после окончания аспирантуры. Здесь он прошел все ступени служебной лестницы: от ассистента до звания профессора и должностей зав. кафедрой гистологии, проректора по науке, ректора. Еще будучи проректором по научной работе, он подготовил методическую, клинико-экспе-риментальную научную базу — ЦНИЛ, создал коллектив специалистов разных кафедр для комплексной научно-практической работы.

Мощный стимул для реализации научно-исследовательского потенциала БГМИ дал период освоения Байкало-Амурской магистрали. В научных исследованиях по проблеме "Адаптациогенез человека" приняли участие практически большинство теоретических и клинических кафедр. Это были и поисковые работы, и внедрения, выполнявшиеся на серьезном уровне, представленные на международных форумах по приполярной медицине. С проблемой адаптации человека в различных климатогеографических, производственных условиях тесно связаны научные разработки по физиологии и патологии кардиоресгшраторной системы, охране материнства и детства, эпидеми-олого-гигиенические исследования. Усилиями опытных и молодых ученых БГМИ стало реальным открытие сначала межведомственной проблемной лаборатории по БАМу, а затем НИИ физиологии и патологии дыхания СО АМН СССР.

Говоря в день юбилея больше о науке, мы прекрасно понимаем, что главным содержанием и целью вуза является образование — учебный процесс. Он и есть тот системообразующий фактор, который регламентирует работу института и его результаты. Это учебный отдел, деканаты курсов, деканат БГМИ, возглавлявшие их люди: А.Е. Бородин, М.А. Самотейкин, В.Я. Протасов, И.Л. Сафронова, В.А. Доровских, Г.П. Шор, С.С. Селиверстов, А.Н. Афонькин, В.П. Гордиенко, A.B. Сергиенко, В.П. Скурихина, для которых руководство деканатом явилось важнейшей школой жизни и педагогического мастерства. Это самое главное звено в цепи "преподаватель — студент", оно является самым востребованным, деликатным. Здесь необходимо быть требовательным, но остаться отзывчивым, заинтересованным, порядочным.

Шестой ректор. Профессор Владимир Анатольевич Доровских, дальневосточник, выпускник БГМИ (школа К.А. Мещерской) — ректор с 1986 г.: "Принципиально важным этапом в развитии нашего института считаю середину 80-х гг., когда при наличии сформированных кафедрами учебно-методических баз и преподавательских традиций начал естественно обновляться кадровый состав, к заведованию кафедрами стало приходить поколение выпускников БГМИ".

В 80-е гг. в сложившихся и развивающихся теоретических и клинических кафедральных кол-

лективах особенно интенсивно формировались и совершенствовались методические обучающие системы.

Преподавание медицинских дисциплин строилось на основе единой диалектико-материалисти-ческой философии и традиционной этиопатогене-тической концепции "болезнь — здоровье" (Г.И. Царегородцев, В.П. Петленко, Б.М. Кедров и другие). Активно внедрялась педагогика высшей школы, в становлении которой для системы высшего медицинского образования принимали участие коллективы ведущих медицинских институтов Москвы, Ленинграда, Киева, Новосибирска, куда регулярно направлялись для специализации преподаватели БГМИ. Наш вуз сам располагал достаточно богатым опытом учебно-воспитательной работы и управления учебным процессом при активном участии институтов деканата и наставников групп и курсов.

При стабильном финансировании всех затрат вуза, включая науку, складывались благоприятные условия для его прогрессивного развития, стабильной и полноценной подготовки и распределения кадров. Качество подготовки врачей соответствовало (на тот период) союзным стандартам, и БГМИ по существу не имел рекламаций в адрес выпускников, несмотря на то, что молодые врачи работали во многих областях и краях СССР, а выпуск доходил до 500 врачей в год.

Этот период был сложен, так как руководство института решало важнейшую проблему, без которой невозможно дальнейшее развитие БГМИ — создание благоприятных условий для научного роста преподавателей, подготовки нового поколения докторов, кандидатов наук, способных реализовы-вать свои научные и прикладные интересы в перспективной научно-методической, учебно-методической работе, участвовать в формировании и развитии учебно-клинических баз, создании образовательных, лечебно-профилактических программ, развивающих и реализующих "модель" специалиста при тесной связи с практическим здравоохранением Амурской области. Как никогда на деле укрепились взаимные связи с практическим здравоохранением.

Здесь ни в коем случае нельзя забывать о большой роли "солидных" и "малых" кафедр, курсов, у которых собственная интересная история, настоящее и будущее. Отношение к своей педагогической, клинической, научной работе характеризует их руководителей как профессионалов. Это профессора В.А. Фигурнов, Н.И. Воронин, A.A. Гри-горенко, A.A. Родионов, С.С. Целуйко, Г.Н. Ма-рущенко, А.Д. Чертов, С.А. Мусина, С.Н. Ба-синский, C.B. Нарышкина, В.П. Гордиенко, Е.И. Хоменко, Л.Г. Монаков, Г.И. Чубенко, Г.В. Ско-лубович, доценты Н.Я. Розенфельд, В.А. Смирнов, Н.И. Георгиевский, Н.М. Басинская, A.A. Стукалов, А.И. Коваленко, Ф.С. Миронов, O.A. Миронова, С. И. Назаркина и многие другие. Коллектив каждой кафедры, курса изложил свою неповторимую историю развития к юбилею АГМА, с волнением прикоснулся к ушедшему, к памяти,

связанной всегда с конкретными людьми и событиями, задумался о перспективах развития. Мы надеемся, что никто не забыт, ничей труд не пропал даром, даже самый скромный. Это нужно тем, кто идет за нами!

Нельзя упустить сегодня из воспоминаний людей, которые, называясь служащими БГМИ, ежедневно обеспечивали условия для организации работы и учебы. Это А.М. Гомельская, М.В. Каля-дина, З.В. Зима, П.Г. Пятов, А.Б. Данилова, О.М. Новоселова, А.Ф. Гуркина — их уже нет с нами. Здравствующие ныне служащие с 40-летним стажем — А. Г. Королькова, Е.А. Передкова, Л.И. Косицына, Н.Е. Крячек, З.Т. Ельцова, М.Г. Козырина, Л.Я. Этманова и другие. Это бессменные руководители таких важнейших подразделений, как бухгалтерия, — Л.В. Гвоздовская, отдел кадров — Т.Г. Жигайлова, библиотека — И.И. Даниловна и многие скромные труженицы-женщины, работающие под их началом.

За эти годы существенно укрепились коллективы не только больших, но и "малых" теоретических и клинических кафедр и курсов. Ведутся перспективные научные разработки для завтрашнего дня в кафедральных коллективах под руководством профессоров: В.А. Доровских, Е.А. Бородина, С.С. Целуйко, В.А. Фигурнова, Н.Р. Григорьева, Г.И. Чубенко, В.В. Янового, Т.С. Быстрицкой, И.Г. Меньшиковой, C.B. Нарышкиной, А.Ф. Бабцевой, В.В. Шимко и других.

С 1991 по 2000 г. ВАКом утверждено 104 диссертации. Количество докторских диссертаций увеличилось в два раза! Это было трудное, но плодотворное десятилетие! В АГМА открыты и стабильно функционируют терапевтические советы по защите кандидатских и докторских диссертаций. Это происходит не "благодаря", а вопреки многим объективным трудностям, обусловленным социально-политическим и экономическим кризисом в стране, в системе образования и здравоохранения.

Итогом 15 лет нашей работы явились:

— прием АГМА первой из российских высших учебных заведений в Европейскую образовательную ассоциацию медицинских вузов,

— высокий рейтинг АГМА в составе лечебных факультетов российских медицинских вузов: второе место после Московской медицинской академии им. И.М.Сеченова,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— открытие педиатрического факультета, столь необходимого нашим маленьким амурчанам,

— международное признание наших научных исследований в Северной Америке, Японии, Китае, на европейских форумах,

— формирование и осуществление долгосрочных связей в рамках японско-российского медицинского научного и образовательного обмена,

— успешное апробирование себя в качестве преподавателей медико-биологического профиля в крупнейшем медицинском университете Харбина (Китай),

— качественное обучение в течение уже десяти лет на своей базе иностранных студентов (Индия, Китай),

— высокие международные регалии, подчеркивающие и признающие приоритеты и достижения АГМА за последние 16 лет,

— стабильная хорошая учебная дисциплина, высокое качество знания наших студентов, осваивающих самую трудную специальность на Земле (они — наша надежда, они — наш главный позитивный итог!),

— высокий рейтинг в оценке результатов труда наших выпускников (где бы и в какой должности они ни трудились, они горды тем, что являются врачами — выпускниками АГМА).

Однако мы отдаем себе отчет в том, что все вышеперечисленное не позволяет почивать на лаврах — напротив, заставляет очень реально смотреть в будущее и трудиться!

Мы считаем, что образованность нового поколения врачей должна стать основой для решения самой главной государственной задачи — сохранения генофонда Российской Федерации, здоровья наших детей и внуков, живущих в родной Амурской области, которую мы хотим видеть процветающей, занимающей достойное положение в России.

Вот почему в заключение мы цитируем слова Паскаля: "Человек сотворен, чтобы думать" и академика Дмитрия Сергеевича Лихачева: "Не угашайте духа!"

Эти обращения из прошлого мы адресуем в первую очередь тем, кто вместе с нами разделил радость и ответственность этого события — 50-летия АГМА, всем служащим, преподавателям Амурской государственной медицинской академии, ее настоящим и будущим студентам и выпускникам!

Мы не одиноки в своей работе, в своих стремлениях на пути Здоровья. Мы ощущаем весомую и постоянную заботу Министерства здравоохранения РФ, Министерства высшего образования, руководства и отделов администрации Амурской области, заботу представителей муниципальных властей города Благовещенска, глав администраций городов и районов Амурской области, главных врачей и коллективов областных и городских лечебных учреждений, большинство из которых являются нашими выпускниками! Мы делаем общее дело, а это — непременное условие успеха!

Выражая благодарность всем, кто сотрудничал и сотрудничает с нами сегодня и в будущем, мы говорим: будьте счастливы, будьте здоровы!

Расставаясь до новых ожидаемых встреч — деловых или праздничных — мы рискнем, перефразируя великого A.C. Пушкина, сказать: "...Счастье есть лучшая академия. Она завершает воспитание души, способной к доброму и прекрасному." Поверьте, в стенах АГМА мы все делаем для того, чтобы это было так!

□ □□

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.