Научная статья на тему '«Славянское единение» Ф. М. Достоевского как аспект национальной идеи'

«Славянское единение» Ф. М. Достоевского как аспект национальной идеи Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
526
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЛАВЯНСКАЯ ИДЕЯ / ХРИСТИАНСТВО / ВСЕМИРНОЕ ЕДИНЕНИЕ / РУССКАЯ ИДЕЯ / SLAVIC IDEA / CHRISTIANITY / WORLD UNITY / RUSSIAN IDEA

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Аверьянова Евгения Юрьевна

В статье анализируется такой аспект концепции Ф.М. Достоевского, как славянская идея. Единение славянских народов является логическим этапом развития русской идеи. По мнению писателя, имеющая прочные основания православной веры славянская идея научит человечество строить свою жизнь на нравственных началах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

«Slavic unity» by F.M. Dostoevsky as an aspect of the national idea

The article analyzes this aspect of the concept of FM Dostoevsky as the Slavic idea. The unity of the Slavic peoples is a logical step in the development of the Russian idea. According to the writer, having strong foundations of the Orthodox faith Slavic idea to teach mankind to build their lives on moral principles.

Текст научной работы на тему ««Славянское единение» Ф. М. Достоевского как аспект национальной идеи»

Русский писатель Ф.М. Достоевский утверждает, что всякий великий народ обязательно верит в свое особое предназначение. Такую веру он находит благородной и ценной. По Достоевскому, национальная идея - это великая мечта, возможность продвинуть весь человеческий род несколько дальше в его развитии, открыть перед ним новые горизонты. «Вера в то, что хочешь и можешь сказать последнее слово миру, что обновишь наконец его избытком живой силы своей, вера в святость своих идеалов, вера в силу своей любви и жажды служения человечеству, - такая вера есть залог самой высшей жизни наций, и только ею они и принесут всю ту пользу человечеству, которую предназначено им принести...» [1].

В статье «Три идеи» Ф.М. Достоевский пишет, что в современном ему мире формулируются три идеи. Самая «старая» из них - это католическая идея, которая уже «осуждена на гибель». Достоевский подчеркивает, что он ведет речь не о католической вере, а о католической идее, об участии наций, сложившихся под ее влиянием в продолжение тысячелетия. Примером страны с католическим духом, или идеей, служит, по мнению писателя, Франция, где этот дух выражается в потере всякой религии, построении общества без Христа или вне Христа, в особенном французском социализме. В католичестве он увидел идею насильственного единения человечества, прослеживающуюся от Древнего Рима с его завоеваниями через католическую церковь, которая, эксплуатируя имя Христа, всегда пыталась лишь укрепить свою вполне материальную власть. Достоевский обличает католичество: папством было провозглашено, что христианство без всемирного владения землями и народами якобы не духовно, а государственно, и потому без утверждения на земле новой всемирной римской монархии, во главе которой будет уже не римский император, а папа, - мир существовать не может.

Другая мировая идея - протестантизм - характеризуется протестом против Рима, его идеи и духа. Дух протестантизма заключен в германской нации, слепо верящей в то, что только внутри нее возможно обновление человечества, а не в католической цивилизации. Протестантская идея - это, прежде всего, объединение германской нации, которую во времена Достоевского осуществлял Бисмарк.

Ф.М. Достоевский пишет, что «германец» верит в то, что никто не может стать вместо него во главе мира и его возрождения. Писатель определяет задачу Германии как протест ее против римского мира. Это не один лишь религиозный протест, но и протест против всего европейского мира, выразившийся в образовании единого государства в Германии, его укреплении и ведении войны с остальным европейским миром, несущим римскую идею.

Россия предлагает Европе принципиально новую идею - славянскую. Ни католическая, ни протестантская идеи не смогли, несмотря на все попытки, объединить человечество, привести его к миру и согласию. Происходит это от того, что они имеют иные нравственные основания, нежели славянская идея. Католическая или протестантская идеи либо полностью подавляют личность, либо, наоборот, пробуждают в ней чрезмерный индивидуализм и эгоизм. И то и другое в конечном счете ведет к деградации личности, народов, к распаду государств. Славянская идея, стоящая на прочных основаниях православной веры, сумела избежать этих крайностей, она, по Достоевскому, научит человечество строить свою жизнь на нравственных началах, в соответствии с заповедями Христа.

Славянская идея является логическим этапом развития русской идеи. По мнению писателя, она в высшем своем смысле есть жертва и потребность жертвы. Это чувство добровольного долга сильнейшего из славянских племен заступиться за слабого, чтобы уравнять его с собой в свободе и политической независимости. Тем самым основать великое всеславянское единение во имя Христовой истины, т.е. на пользу, любовь и службу всему человечеству, на защиту всех слабых и угнетенных в мире.

Следует отметить, что введение славянской идеи в структуру концепции русской идеи в качестве самостоятельного и очень важного ее аспекта произошло не без влияния взглядов Н.Я. Данилевского, высказанных им в книге «Россия и Европа». В своей работе Данилевский развивает теорию культурно-исторических типов человечества, которые подобно видам живой природы сменяют друг друга. Последний из одиннадцати культурно-исторических типов - европейский, или романогерманский, - к середине XIX в. пришел в упадок и должен смениться восточно-славянским. России предначертано стать центром объединения славян, поскольку, как считает исследователь: «Всеславянский союз есть единственная твердая почва, на которой может возрасти самобытная

славянская культура» [2]. Главный вывод из учения Н.Я. Данилевского заключается в том, что славяне не предназначены обновить весь мир, найти для всего человечества решение исторической задачи. Они только особый культурно-исторический тип, рядом с которым существуют и развиваются другие типы.

В отличие от Н.Я. Данилевского, Ф.М. Достоевский вносит в славянскую идею новый элемент, придавая ей значение обновления всего мира на началах истинного христианства. Славянская идея Достоевского представляет собой важнейший этап русской идеи - всемирного единения и «воздвижения Христа». Отличие русской идеи от славянской состоит в том, что русская идея - это более широкое понятие, которое включает в себя еще и сохранение русским народом христианских истин.

В славянской идее Достоевского выражено идеальное устройство земного общества. «В восточном идеале - сначала духовное единение человечества во Христе, а потом уж, в силу этого духовного соединения всех во Христе, и, несомненно, вытекающее из него правильное государственное и социальное единение, тогда как по римскому толкованию, наоборот: сначала заручиться прочным государственным единением в виде всемирной монархии, а потом уж, пожалуй, и духовное единение под началом папы как владыки мира сего» [3].

Ф.М. Достоевский считает, что социализм есть единственная высшая нравственная идея, которую выработал Запад за все время своего существования, но христианская правда, сохранившаяся в православии, выше социализма. «Тут-то мы и встретимся с Европой... то есть разрешится вопрос: Христом спасется ли мир или совершенно противоположным началом» [3, с. 238].

Для мыслителя этот вопрос решается однозначно - мир может спастись только Христом, чистота образа которого сохранилась лишь в православии. И Европа сама еще обратится за помощью к России: «...к нам же ведь и застучится Европа и закричит, чтоб мы шли спасать ее, когда пробьет последний час ее теперешнему порядку вещей» [3, с. 242]. Тогда православие, сохраненное Россией, выступит в роли объединяющего народы начала. Это объединение состоится главным образом не по типу политического союза, а «это будет настоящее воздвижение Христовой истины, сохраняющейся на Востоке, настоящее новое воздвижение креста Христова и окончательное слово православия, во главе которого давно уже стоит Россия» [3, с. 257].

Некоторые современники Достоевского утверждали, что славянская идея является захватнической. Так, например, Д.С. Мережковский подозревал, что вслед за призывом к всемирному объединению и братской любви к другим народам: «Россия поглотит сначала Европу, потом Азию и, наконец, весь мир» [2].

Писатель снимает с себя эти обвинения по двум причинам. Во-первых, Россия не должна побеждать в войнах в Европе, чтобы ее высокую идею действительно ошибочно не сочли захватнической. Во-вторых, единение, если и произойдет, то, как указывалось выше, по инициативе самой Европы.

Европе нужны примеры доброй воли России, первым шагом новой политики которой может стать единение всех славянских народов под защитой сильного государства, чтобы «дать им, наконец, возможность успокоиться и отдохнуть после их бесчисленных вековых страданий; собраться с духом и, ощутив свою новую силу, принести и свою лепту в сокровищницу духа человеческого, сказать и свое слово в цивилизации» [3]. Выгода России не в захвате славянских территорий, а в искренней заботе и покровительстве, братском единстве и в сообщении им русского взгляда на воссоединение славянского мира.

Таким образом, русский народ в добровольном единении со всеми славянскими народами должен быть примером для других наций.

Литература

1. Достоевский Ф.М. Дневник писателя. Избранные страницы. М., 1989.

2. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М., 1991.

3. Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений: В 30 т. Л., 1972-1988. Т. 3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.