КУЛЬТУРОЛОГИЯ CULTUROLOGY
УДК 008
К. К. Колин
СЛАВЯНСКАЯ КУЛЬТУРА КАК СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ФАКТОР ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЕДИНСТВА И БЕЗОПАСНОСТИ СЛАВЯНСКОГО МИРА
В статье анализируются гуманитарные аспекты проблемы обеспечения безопасного и устойчивого развития современного общества. Показано, что благодаря особенностям своей древней культуры и языка, славянский мир обладает мощным духовно-нравственным потенциалом. В условиях системного кризиса цивилизации этот потенциал становится стратегическим фактором обеспечения безопасности не только для стран, входящих в состав славянского мира, но также и для других стран, которые ищут пути выхода из этого кризиса. Поэтому укрепление единства славянского мира - это стратегическая задача для всего человечества.
Ключевые слова: глобальная безопасность, духовные ценности, когнитивный потенциал, русский язык, славянская культура, устойчивое развитие.
K. K. Kolin
SLAVIC CULTURE AS A STRATEGIC FACTOR ENSURING THE UNITY AND SECURITY OF THE SLAVIC WORLD
In modern conditions, the appeal of traditional cultural systems, associated with the growth of the crisis tendencies of civilization, becomes important. The Slavic world takes a special place in the development of human society. This system was formed on the basis of traditions of Slavic culture, which is based on moral principles of the Orthodoxy. Studies show that today these moral principles are again popular, as they allow you to form attitudes and models of human behavior necessary for the survival of mankind in the face of rapidly growing global problems.
The Slavic world has a strong moral and spiritual potential, based on the features of the ancient culture and language. In a systemic crisis of civilization, this potential becomes a strategic factor for the safety not only of the countries belonging to the Slavic world, but also in other countries, which are now looking for a way out of this crisis. Therefore, strengthening the unity of the Slavic world today is a strategic task for the mankind. It is noted that this unity should promote the spiritual and moral elevation of man, what is happening today to suspend the hazardous process of moral degradation of society. Culture of the Slavic world can and should be the blueprint for the formation of a new culture of peace and security as a prerequisite for survival of the mankind in the face of global challenges.
Keywords: global security, spiritual values, cognitive potential, Russian, Slavic culture, sustainable development.
Современный мир и гуманитарные аспекты национальной и глобальной безопасности
В последние годы мир стремительно меняется. Он становится все более сложным, взаимосвязанным, непредсказуемым и опасным. Многие ученые считают, что современная цивилизация переживает системный кризис, последствия которого сегодня трудно прогнозировать. Весьма вероятно, что для человечества наступает «час истины», когда приоритетными и жизненно важными становятся не развитие экономики, промышленности и технологий, а те нравственные ценности, которые будут определять цели и смысл всей дальнейшей жизнедеятельности общества. Ведь именно они, в конечном счете, и определяют те жизненные пути, которые человек выбирает для себя, своей семьи и своей страны в современном мире.
Славянский мир занимает в развитии человеческого общества особое место, благодаря своей собственной, отличной от других цивилизаций, системе духовных ценностей. Эта система сформирова-
лась на основе традиций славянской культуры, в основе которой лежат нравственные установки православия. Исследования показывают, что сегодня именно эти нравственные установки являются вновь востребованными, так как они позволяют сформировать мировоззрение и модели поведения человека, необходимые для выживания человечества перед лицом быстро нарастающих глобальных проблем. Ведь все эти проблемы, начиная с истощения природных ресурсов и кончая все более заметными глобальными изменениями климата, являются результатами деятельности самого человека. Человек стал самой главной разрушительной силой на нашей планете, источником той глобальной угрозы, которая поставила на повестку дня вопрос о возможности выживания человечества как биологического вида.
Таким образом, проблема глобальной безопасности имеет гуманитарную первопричину. Она заключается в том, что жизнедеятельность людей, которая определяется их современным мировоззрением и культурой, вошла в непримиримое противоречие с ресурсными возможностями нашей планеты. Следовательно, и мировоззрение, и культура становятся сегодня стратегическими факторами для обеспечения национальной и глобальной безопасности.
Но ведь культура бывает разной в различные периоды исторического времени. Сегодня в ней все более сильно проявляются разрушительные тенденции. Агрессивная экспансия концепций и методов рыночной экономики, ориентированной, главным образом, на получение прибыли, все более широкое распространение культа денег и потребительского образа жизни, извращенные представления о нравственности, о свободе человека и его ответственности перед другими людьми - все эти негативные тенденции в современной культуре не только доминируют, но и продолжают нарастать.
Наглядным примером здесь могут служить последние события во Франции, где только что принят закон, разрешающий государственную регистрацию однополых браков. Многомиллионные демонстрации противников этого закона не остановили его вступление в силу, и регистрация двух однополых браков уже состоялась - под охраной полиции и в присутствии высших должностных лиц города, а также большого количества представителей СМИ.
В качестве следующего шага в данном направлении планируется исключить из гражданских документов такие понятия, как «мать» и «отец», чтобы не ущемлять чувства представителей нетрадиционной сексуальной ориентации. Они будут заменены понятиями «родители»: «родитель 1» и «родитель 2». Таким образом, самые дорогие для каждого человека слова «мама» и «папа», которые он узнает с первых дней своей жизни, будут считаться пережитком прошлого и в скором времени могут вообще исчезнуть из повседневной речи, по крайней мере, во Франции.
Еще один свежий пример - это поистине грандиозный гей-парад, который состоялся 2 июня 2013 года в бразильском городе Сан-Паулу. В нем под охраной двух тысяч полицейских приняли участие более 3,5 млн человек. Хотелось бы отметить, что в некоторых штатах Бразилии однополые браки сегодня уже узаконены.
Таким образом, реальностью нашего времени стали такие проявления в культуре общества, которые еще несколько лет назад казались невероятными и нормальному человеку не могли привидеться даже в кошмарном сне. Невольно здесь вспоминаются слова одного из героев романа Ф. М. Достоевского: «Если Бога нет, то всё дозволено».
А что будет дальше? В Норвегии и Швеции уже обсуждается вопрос об отмене уголовных наказаний за инцест и педофилию, а в Норвегии к этим преступлениям и сегодня относятся вполне терпимо, а виновных в их совершении в уголовном порядке, как правило, не наказывают.
Приведенные примеры наглядно демонстрируют тот уровень нравственной деградации культуры западного общества, которая основана на идеологии наживы, потребительского образа жизни, эгоизма и социальной безответственности. К сожалению, эта идеология продолжает активно насаждаться и в странах славянского мира. И она еще не получает должного отпора ни со стороны культурной элиты этих стран, ни со стороны органов государственной власти. А ведь, как было показано выше, именно в культуре и в системе духовных ценностей общества кроются первопричины многих глобальных проблем современности.
Нравственные ценности славянской культуры как основа для формирования культуры мира
и безопасности человека и общества
Сегодня становится все более ясным, что единственный путь выхода из системного кризиса современной цивилизации состоит в том, чтобы сформировать новую культуру, которую можно было бы назвать культурой мира и безопасности. Наиболее важными отличительными чертами этой культуры должно стать бережное отношение человека к живой и неживой природе, уважение и терпимость к другим людям, независимо от их этнической и конфессиональной принадлежности, уровня образования и положения в обществе. Но самым главным в этой культуре должно стать чувство личной ответственности человека за сохранение жизни на нашей планете.
Это те самые человеческие качества, которые российский академик Н. Н. Моисеев назвал «нравственным императивом», а немецкий философ И. Кант - «моральным законом» внутри человека. Действительно, ведь только моральный закон в душе каждого человека может стать реальной и самой надежной гарантией дальнейшего безопасного развития общества. Никакие законодательные или же административные меры таких гарантий дать принципиально не могут.
Так что же может стать концептуальной основой для формирования в современном обществе новой культуры мира и безопасности? Анализ показывает, что такой основой может стать традиционная славянская культура. Ведь именно этой культуре свойственны такие черты, как миролюбие, терпимость и уважение к представителям других народов и религий, великодушие, приоритет справедливости, отзывчивость и сострадание к обездоленным, коллективизм и взаимопомощь, чувство долга и готовность к служению отчизне, уважение к старшим, а также высокая значимость семейных ценностей.
Все эти отличительные качества славянской культуры хорошо известны. Они формировались тысячелетиями под влиянием не только учения православной церкви, но также и той исторической судьбы, которая была уготована славянским народам в мировой истории. Сегодня многие из этих черт уже не так ярко выражены, а некоторые и вовсе утрачены под натиском культурной экспансии Запада в эпоху глобализации. Тем не менее многие важные отличительные качества традиционной славянской культуры все еще сохраняются в генетической памяти славянских народов. И это - самое главное богатство славянского мира, которое должно быть бережно сохранено, проанализировано и эффективно использовано в качестве основного гуманитарного ресурса для преодоления глобального кризиса цивилизации.
Наукоемкая экономика и когнитивный потенциал славянской культуры
В последние годы наблюдается еще одна стратегически важная по своим последствиям тенденция развития общества. Она состоит в том, что на фоне глобального финансово-экономического кризиса во многих странах осуществляется целенаправленный переход к новому технологическому укладу общества. Этот уклад некоторые специалисты весьма образно называют «умной экономикой». Технологическое ядро этого уклада составляет новый комплекс промышленного производства, который уже формируется в развитых странах на основе принципиально новых технологий. Темпы роста этого комплекса очень высоки - около 35 % в год. Происходит это, главным образом, за счет интеграции нано-, био-, информационно-коммуникационных и других технологий.
По имеющимся прогнозам, новый технологический уклад будет сформирован в развитых странах уже в ближайшие годы и приведет к радикальным переменам в экономике и социальной сфере. В частности, прогнозируется существенное сокращение энергопотребления как в сфере промышленного производства, так и в основных системах жизнеобеспечения общества. Так, например, Германия планирует резко сократить свои потребности в углеводородных энергоносителях, так как уже к 2020 году почти половина потребностей ее экономики будет обеспечиваться энергией из альтернативных источников.
Понятно, что переход к новому технологическому укладу требует качественно нового уровня развития образования, которое в настоящее время существенно отстает от темпов развития научно-технического прогресса. При этом роль фундаментальной и прикладной науки быстро возрастает,
а качество человеческого потенциала становится определяющим фактором не только экономического развития той или иной страны и ее конкурентоспособности на мировом рынке, но также фактором национальной безопасности.
Это уже поняли руководители ряда стран, которые стараются перейти на траекторию опережающего развития и освоить перспективные ниши в новом технологическом укладе общества и международной системе разделения труда. Так, например, Китай, экономика которого сохраняет достаточно высокие темпы роста даже в условиях глобального финансово-экономического кризиса, поставил задачу к 2020 году обеспечить количество специалистов с высшим образованием в структуре занятого населения на уровне 30 %. Для страны с численностью населения порядка 1400 млн человек это очень высокий показатель развития образования.
Возникают закономерные вопросы: «А каков когнитивный потенциал славянского мира в условиях перехода к новому технологическому укладу общества? И какие факторы являются здесь наиболее важными?». Отвечая на эти вопросы, я хотел бы обратить внимание читателей на еще одно главное богатство славянской культуры. Этим богатством является русский язык, который обладает колоссальным когнитивным потенциалом. Ведь язык - это не только средство общения между людьми, но также и «пространство мысли». Это тот важнейший инструмент познания, при помощи которого человек постигает сущность наблюдаемых им процессов или явлений, моделируя их в своем сознании. При этом очень большое значение имеет богатство, разнообразие и качество самого языка. И здесь славянскому миру крупно повезло, так как ему достался один из самых выразительных и богатых по своему разнообразию языков мира - русский язык.
Информационная наука показывает, что только очень мощная и высокоразвитая информационная система позволяет строить достаточно адекватные модели сложных процессов или явлений. Именно такой системой и является русский язык. И это одно из самых важных стратегических преимуществ славянского мира в условиях новой научно-технологической революции. Поэтому те люди, которые свободно владеют русским языком и могут на нем не только общаться, но и думать, получают в этих условиях существенные конкурентные преимущества перед другими людьми.
К сожалению, это важное достоинство русского языка в настоящее время еще недостаточно осознано в странах славянского мира. Однако в некоторых других странах его уже поняли и принимают определенные меры на государственном уровне. Так, например, в Китае русский язык сегодня изучают уже более 2 млн человек, а в мае 2012 года в парламент Израиля был внесен проект закона о придании русскому языку статуса второго государственного языка этой страны. При этом Израиль вовсе не собирается в ближайшем будущем вступать в состав Союзного государства «Россия-Белоруссия». Его, прежде всего, беспокоят интересы граждан самого Израиля. Причем, не только русскоязычной диаспоры, которая составляет третью часть общей численности населения, но также и тех граждан Израиля, которые русским языком сегодня не владеют.
Ведь если этот закон будет принят, то русский язык станет обязательным предметом в школьных программах, и, изучив его, новое поколение граждан Израиля сможет не только читать в подлинниках русскую художественную литературу и лучше понимать передачи российского телевидения, но также использовать без перевода научную литературу, техническую и технологическую документацию, юридические документы и политические материалы. А это в условиях новой научно-технологической революции является исключительно важным фактором для развития экономики страны и обеспечения ее национальной безопасности.
Повышение единства как первоочередная задача славянского мира
Одной из первоочередных задач славянского мира является задача повышения его единства. Сегодня славянские народы разобщены, а их представители стали гораздо хуже понимать друг друга по сравнению с тем, как это было еще 20-25 лет тому назад. Ведь тогда основным языком межнационального общения славянских народов был русский язык, который сегодня еще понимают представители старшего поколения в Болгарии, Сербии, Молдавии и других странах. Но молодое поколение граждан этих стран русского языка уже практически не знает. По имеющимся данным, русский язык в Болгарии
сегодня изучают всего 160 тыс. человек, в то время как английский - 650 тыс. Как говорится, почувствуйте разницу!
И как же в этих условиях можно будет изучать и использовать новую научно-техническую литературу на русском языке? Переводить ее на английский или болгарский? Это и долго, и дорого. Кроме того, при переводе, как правило, возникают и терминологические проблемы, так как в болгарском языке целый ряд новых научно-технических терминов сегодня просто отсутствует. И быстро изменить эту ситуацию не удастся.
Нам представляется, что решать данную лингвистическую проблему нужно совсем по-другому, а именно так, как ее предполагается решать в Израиле. Нужно коренным образом изменить существующую систему изучения русского языка в странах славянского мира, включая Россию, для того, чтобы сделать ее существенно более эффективной и качественной. Тогда все представители славянского мира получат хорошее знание русского языка и, следовательно, приобретут новое эффективное средство и для своего развития, и для межнационального общения.
В последнее время Правительством России для решения этой проблемы создаются новые возможности. Так, на семинаре, который состоялся в сентябре 2012 года в Федеральном агентстве «Россо-трудничество» с участием председателя Правительства России Д. А. Медведева, Министра иностранных дел РФ С. В. Лаврова и министра культуры РФ В. Р. Мединского, были приняты важные решения по активизации деятельности российских центров сотрудничества с другими странами. Количество таких центров за пределами России планируется увеличить с 59 до 140-150, а их задачи - существенно расширить. В частности, предлагается возложить на эти центры решение ряда задач по обеспечению международного сотрудничества в сфере образования.
Нам представляется, что начинать эту важную и полезную деятельность нужно, прежде всего, с организации повышения квалификации преподавателей и библиотечных работников общеобразовательных школ в странах славянского мира и создавать для этих целей постоянно действующие в этих странах научно-образовательные центры.
О необходимости такой деятельности говорили многие участники Международного форума «Опережающее образование для устойчивого развития», который состоялся в мае 2012 году в Софии. Автор данной статьи был участником этого Форума и выступил на нем с докладом о проблемах и информационных аспектах развития опережающего образования, содержание которого опубликовано в Международном журнале для европейской интеллектуальной элиты "Е&МБтайейисайоп" [2].
Выводы и рекомендации. Благодаря особенностям своей древней культуры и языка, славянский мир обладает мощным духовно-нравственным потенциалом. В условиях системного кризиса цивилизации этот потенциал становится стратегическим фактором обеспечения безопасности не только для стран, входящих в состав славянского мира, но также и для других стран, которые сегодня ищут пути выхода из этого кризиса. Поэтому укрепление единства славянского мира - это сегодня стратегическая задача для всего человечества.
При этом следует подчеркнуть, что это единство не будет направлено против других стран, а должно содействовать духовно-нравственному возвышению человека, приостановке происходящего сегодня процесса моральной деградации общества, который является очень опасным. Культура славянского мира может и должна стать концептуальной основой для формирования новой культуры мира и безопасности как необходимого условия выживания человечества перед лицом глобальных проблем [1].
Учреждение в Болгарии новой газеты «Славянско слово» является важным шагом на пути решения этой стратегически важной задачи. Однако нам представляется, что следующим шагом должно стать создание в Болгарии Международного университета славянской культуры, а также его филиалов в других странах славянского мира, включая Россию. Этот Университет должен функционировать под эгидой ЮНЕСКО и стать новым научно-образовательным центром кристаллизации культуры мира и безопасности, основанной на современном понимании духовных ценностей славянской культуры.
Учитывая актуальность и особую важность этой задачи, мы обращаемся к Генеральному директору ЮНЕСКО госпоже Ирине Боковой с просьбой рассмотреть данное предложение и поддержать его соответствующим решением ЮНЕСКО.
Мы также выражаем глубокую признательность Редакционной коллегии газеты «Славянско слово» и лично академику Асену Богданову за предоставленную возможность изложить на страницах этой газеты свою точку зрения на актуальные проблемы культуры славянского мира и ее роли в решении глобальных задач современности [4].
Литература
1. Колин К. К. Духовная культура общества как стратегический фактор обеспечения национальной и международной безопасности // Вестн. Челябин. гос. акад. культуры и искусств. - 2010. - Т. 21, № 1. - С. 27-45.
2. Колин К. К. Наука об информации в XXI веке: основные проблемы и перспективы развития // International scientific journal for the European intellectual elite "E&M smart education". - 2012. - № 1. - С. 9-20.
3. Колин К. К. Овладение информатизацией - стратегическая проблема развития цивилизации в XXI веке // Вестн. Кемеров. гос. ун-та культуры и искусств. - 2013. - № 25. - С. 14-30.
4. Колин К. К. Славянската култура - стратегически фактор за осигуряване на единството и безопасност-та на славянски свят // Славянско слово. Вестн. за образование, наука, култура и общество. - Монтана. -13.06. 2013. - С. 1, 5.
Literatura
1. Kolin K. K. Duhovnaja kul'tura obsfchestva kak strategicheskij faktor obespechenija nacional'noj i mezhdunarodnoj bezopasnosti // Vestn. Cheljabin. gos. akad. kul'tury i iskusstv. - 2010. - T. 21, № 1. - S. 27-45.
2. Kolin K. K. Nauka ob informacii v XXI veke: osnovnye problemy i perspektivy razvitija // International scientific journal for the European elite "E&M smart education". - 2012. - № 1. - S. 9-20.
3. Kolin K. K. Ovladenie informatizaciej - strategicheskaja problema razvitija civilizacii v XXI veke // Vestn. Kemerov. gos. un-ta kul'tury i iskusstv. - 2013. - № 25. - S. 14-30.
4. Kolin K. K. Slavjanskata kultura - strategicheski faktor za osigurjavane na edinstvoto i bezopasnostta na slavjanski svjat // Slavjansko slovo. Vestn. za obrazovanie, nauka, kultura i obsfchestvo. - Montana. - 13.06. 2013. - S. 1, 5.
УДК 138.2
В. М. Золотухин
СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ И ПРАВО НА ТОЛЕРАНТНОСТЬ
Статья посвящена анализу социокультурной идентичности, связи ее с существованием и реализацией толерантности в обществе. Подчеркивается современное негативное отношение к феномену толерантности в связи с практикой ее применения и в то же время ее актуализации как способа сохранения социокультурной идентичности и достижения согласия в обществе при помощи правовой нормативности.
Ключевые слова: культура, идентичность, нормативность, право, толерантность.
V. M. Zolotukhin
SOCIO-CULTURAL IDENTITY AND THE RIGHT TO TOLERANCE
Human adaptation to the outside world plays an important role in the change of the functional behavior, of the formation of the "new" standards of conduct, which would become virtually the only generator of everyday behavior patterns. Socio-cultural model of objectivization of the "new" becomes a principle of rationalization, where pluralism establishes the image of a subject of culture as "a man playing", having a high creative potential and a sufficient level of practical tools. Value orientation of the given subject is not only new aspirations, but also self-expression through such behavioural priorities as freedom of choice and the opportunity to legitimately defend their own opinions.
Acting as a counterbalancing mechanism of aggressive reactions, tolerance is opposed to any form of violence, and has a "paradox of tolerance", when non-compliance is unlimited, turns into its opposite. It is closely linked with the right (the "due"), dates back to the rationalistic tradition and closely connected with the interpretation of the Golden rule of morality by I. Kant. The relationship of tolerance and rights can be traced at the level of finding possible ways to achieve