Научная статья на тему 'Славники "Яко венцем пресветлым" и "Смысл очистивши" из служб в честь священных реликвий Девы Марии в древнерусской и современной богослужебной традиции'

Славники "Яко венцем пресветлым" и "Смысл очистивши" из служб в честь священных реликвий Девы Марии в древнерусской и современной богослужебной традиции Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
74
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДРЕВНЕРУССКОЕ ПЕВЧЕСКОЕ ИСКУССТВО / СЛАВНИКИ / СЛУЖБЫ В ЧЕСТЬ СВЯЩЕННЫХ РЕЛИКВИЙ ДЕВЫ МАРИИ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Ходченко Юлия Юрьевна, Хватова Светлана Ивановна

Статья посвящена результатам исследования двух песнопений, объединяющих праздники Ризоположение, Положения Пояса и Покров Пресвятой Богородицы. В статье анализируются стихиры-славники 2 гласа «Яко венцем пресветлым» и «Смысл очистивши» в исторической перспективе на базе комплекса источников разных эпох. Основой для настоящего исследования послужили методы источниковедческого, текстологического и компаративного изучения рукописных памятников, а также художественный анализ композиции песнопений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Славники "Яко венцем пресветлым" и "Смысл очистивши" из служб в честь священных реликвий Девы Марии в древнерусской и современной богослужебной традиции»

№ 1 (72), 2019 "Теория и история искусства" ^

11. Paisov Yu.I. Sovremennaya russkaya horovaya muzyka (1945-1980): ocherki istorii i teorii zhanra [Modern Russian choral music (1945-1980): essays of history and theory of genre]. Moscow, 1991.

12. Zhossan N. The problem of implementation of the Russian folklore genres in the works of cantata and oratorial type (on material of the Russian music of the 60-80s years): autoref. diss. ... cand. of history of art: 17.00.02. Moscow, 1998.

13. Grigoryeva G.V. Russkaya horovaya muzyka 1970-h - 1980-h godov [Russian choral music of the 1970s - 1980s years]. Moscow, 1991.

14. Kolovskiy O.P. Russkaya sovetskaya horovaya muzyka (Voprosy golosovedeniya i faktury) [Russian Soviet choral music (Questions of voice and texture)]. Leningrad, 1973.

15. Semenyuk V.O. Zametki o horovoy facture [Notes on choral texture]. Moscow, 2000.

УДК 783:27-535-35

Ю.Ю. ХОДЧЕНКО, С.И. ХВАТОВА

СЛАВНИКИ «ЯКО ВЕНЦЕМ ПРЕСВЕТЛЫМ» И «СМЫСЛ ОЧИСТИВШЕ»

ИЗ СЛУЖБ В ЧЕСТЬ СВЯЩЕННЫХ РЕЛИКВИЙ ДЕВЫ МАРИИ В ДРЕВНЕРУССКОЙ И СОВРЕМЕННОЙ БОГОСЛУЖЕБНОЙ ТРАДИЦИИ

Ходченко Юлия Юрьевна, магистрант Краснодарского государственного института культуры (Краснодар, ул. им. 40-летия Победы, 33), yulya.khodchenko@mail.ru

Хватова Светлана Ивановна, доктор искусствоведения, профессор кафедры музыковедения, композиции и методики музыкального образования Краснодарского государственного института культуры (Краснодар, ул. им. 40-летия Победы, 33), hvatova_svetlana@mail.ru

Аннотация. Статья посвящена результатам исследования двух песнопений, объединяющих праздники - Ризоположения, Положения Пояса и Покров Пресвятой Богородицы. В статье анализируются стихиры-славники 2 гласа «Яко венцем пресветлым» и «Смысл очистивше» в исторической перспективе на базе комплекса источников разных эпох. Основой для настоящего исследования послужили методы источниковедческого, текстологического и компаративного изучения рукописных памятников, а также художественный анализ композиции песнопений.

Ключевые слова: Древнерусское певческое искусство, славники, службы в честь священных реликвий Девы Марии.

UDK 783:27-535-35

Yu.Yu. KHODCHENKO, S.I. KHVATOVA

THE GLORIFYING SONGS «LIKE A LIGHT WREATH» AND «MADE SENSE CLEAR» FROM THE CHURCH SERVICES IN HONOR OF THE SACRED RELICS OF THE VIRGIN MARY IN THE OLD RUSSIAN AND MODERN LITURGICAL TRADITION

Khodchenko Yuliya Yuryevna, master student of the Krasnodar state institute of culture (33, im. 40-letiya Pobedy St., Krasnodar), yulya.khodchenko@mail.ru

Khvatova Svetlana Ivanovna, PhD (History of art), professor of the cathedra of musicology, composition and methods of music education of the Krasnodar state institute of culture (33, im. 40-letiya Pobedy St., Krasnodar), hvatova_svetlana@mail.ru

Abstract. The article is devoted to the results of the study of two hymns, uniting holidays - Laying of the Holy Robe, Laying of the Holy Belt and Intercession of the Virgin Mary. The article analyzes the glorifying songs of the 2 voice «Like a light wreath» and «Made sense clear» in the historical perspective on the basis of complex of sources from different eras. The basis for this study was the

methods of source, textual and comparative study of handwritten monuments, as well as artistic analysis of the composition of hymns.

Keywords: Old Russian singing art, glorifying songs, Church services in honor of sacred relics of the Virgin Mary.

Сегодня музыковеды-медиевисты часто обращаются в своих исследованиях к изучению «Богородичной» темы в древнерусской церковно-певческой традиции. Подробно рассматривались чинопоследования и отдельные песнопения из двунадесятых праздников, посвященных Пресвятой Деве: Рождество Богородицы, Введение во храм, Сретение Господне, Благовещение, Успение. Однако очевидна фрагментарная исследованность богослужебных практик и канонических песнопений в честь сохранившихся от Богоматери реликвий - Ризы, Пояса, Омофора.

История становления праздников Ризоположения и Положения Пояса на сегодняшний день рассмотрена в единичных исследованиях И.А. Шалиной [1, с. 284, 287] и С.С. Снессоревой [2, с. 119]. Больший интерес среди ученых вызывает служба русского происхождения. Различные версии о возникновении и развитии службы в честь Покрова предлагались о. Сергием (Спасским) [3, с. 368], Е.Е. Голубинским [4, с. 400404], В.М. Кириллиным [5, с. 92], О.О. Козарезовой [6, с. 162] и др. Полная служба Покрову в традиции знаменного роспева была издана Е.Ю. Нечипоренко. Песнопения для публикации собраны по рукописям XVI-XIX веков из собрания ГПНТБ СО РАН с привлечением широкого корпуса певческих книг - Стихирари, Праздники, Трезвоны, Демественники, Ирмологий, Обиходы, печатные Минеи. На настоящий момент это единственная известная работа, осуществленная в виде публикации певческих текстов, которая посвящена музыкальному аспекту службы в честь одной из богородичных святынь - Покрову.

О необходимости не только самостоятельного изучения каждой службы в честь Ризы, Пояса и Покрова, но также комплексного изучения трех чинопоследований говорит их присутствие в современном богослужении. Службы объединяют как отдельные стихиры, например: «Подала еси граду Твоему», «Полата одушевленна», «Ризу честную», так и славники: «Яко венцем пресветлым» и «Смысл очистивше и ум», что впоследствии подтвердилось при обращении к рукописным памятникам [7].

На протяжении нескольких веков три богородичные службы неизменно фиксируют два песнопения - «Яко венцем пресветлым» и «Смысл очистивше и ум»1. Славники не только объединяют три праздника, подчеркивая их неразрывную связь, но и являются для них основными гимнографическими произведениями. Этот факт и предопределил основной путь данного исследования, ключевой целью которого является подробное рассмотрение музыкально-поэтических текстов центральных песнопений-славников «Яко венцем пресветлым» и «Смысл очистивше» в древнерусской и современной богослужебной традиции.

Основным материалом исследования послужили рукописные источники, а также изданные сборники. Среди старинных кодексов привлеклись рукописи XII-XVII веков и старообрядческие рукописи XVIII-XIX веков, содержащие песнопения, записанные знаменной нотацией, а также отдельные нотолинейные списки к. XVII - нач. XVIII века. Помимо нотированных, в качестве справочников привлекались и ненотированные источники - Уставы и Служебные Минеи. Рукописи, задействованные в работе, принадлежат фондам Российской национальной библиотеки, Библиотеки академии наук, Российской государственной библиотеки, Российского государственного архива древних актов. Всего было рассмотрено 85 рукописных памятников, из которых - 71 нотированные.

1 В процессе изучения данного песнопения на протяжении целого ряда веков нам встретилось 4 варианта его инципита: «Смысл очистивше», «Разум очистивше», «Мысли очистивше», «Помысл очистивше».

№ 1 (72), 2019

"Теория и история искусства"

В результате проведенного нами исследования выявлены списки славников в рукописных памятниках древнерусской традиции; исторически изучены два песнопения в древнерусском певческом искусстве на базе комплекса источников разных эпох - но-тированных певческих рукописей с привлечением ненотированных служебных Миней, а также богослужебных Уставов; определены функции славников в трех богородичных чинопоследованиях; установлены связи между чинопоследованиями на уровне заявленных песнопений; установлена связь славников со стихирными циклами; расшифрованы славники, записанные знаменной пометной нотацией на современную нотацию; проанализирован музыкально-поэтический текст славников (по спискам последней трети ХУИ-Х1Х веков), учитывая современные достижения в области поэтики гимнографии; проанализированы песнопения на обозначенные тексты в современном богослужебном обиходе.

В процессе изучения рукописных нотированных памятников Х11-Х1Х веков нам удалось обнаружить 130 списков славников «Яко венцем пресветлым» и «Смысл очистив-ше» и доказать тесную связь трех служб в честь Ризы, Пояса и Покрова Пресвятой Богородицы, осуществляемую на уровне этих песнопений. Выявлено, что служба Покрову, более поздняя по времени появления, вобрала в себя уже существующий репертуар - славник из службы Положения Пояса, затем славник Ризоположению, а с конца

XV века три службы оказываются объединенными двумя славословными богородичными песнопениями.

Как показало исследование, службы в честь богородичных святынь, содержащие славники, составляли постоянный репертуар Минейных Стихирарей древнерусской традиции XII - сер. XVII веков. Реформирование певческой книжности в середине XVII столетия привело к исключению ряда памятных дат, в том числе византийского происхождения, к которым относятся службы в честь Ризы и Пояса Богородицы. Это обусловило фиксацию в пореформенных Стихирарях и Трезвонах основной линии православной церкви только одной, русской, службы, в честь Ее Покрова и сокращение списков рассматриваемых песнопений. Сохранение почитания трех святынь и регулярная фиксация двух славников наблюдается в старообрядческих памятниках, в частности, вы-говского происхождения. Изучение других старообрядческих рукописных традиций, а также привлечение более широкого корпуса рукописей синодальной эпохи будет способствовать прояснению судьбы песнопений в период XVШ-XIX веков.

Изучение славников «Яко венцем пресветлым» и «Смысл очистивше» показало их особую значимую роль в формировании служб. Славники буквально «пронизывают» три чинопоследования, завершая разные по функции и гласовой принадлежности стихирные циклы и выполняют функцию «сверхтекстов», концентрируя в себе основные образы.

Как оказалось, славники бытовали в нескольких музыкальных версиях, среди которых выделяется одна устойчивая редакция для каждого славника, т.н. основная редакция. По нашему мнению, архетип этой редакции формируется в студийскую эпоху и в дальнейшем переосмысляется, сохраняя основные отличительные признаки: форму песнопения - количество частей и строк, завершающие кадансы, расположение эмфазисов. Помимо основной редакции, с конца XVI века наблюдается появление списков с новыми музыкальными «прочтениями» славников. Они принадлежат знаменной монодии и, предположительно, большому распеву. В Стихираре типа «Дьячье око» из собрания протоиерея Димитрия Разумовского собраны три различных «перевода» славника «Смысл очистивше», отличающиеся не только на уровне нотации, но и на уровне поэтического текста. Привлечение путного Стихираря Логина Шишелова показало, что в конце

XVI века славники уже записывались путной нотацией и были распеты в стиле путной монодии.

Сегодня чинопоследования сохранили искомые славники на даты празднования Ри-зоположения, Положения Пояса и Покрова, что отражено в современных Минях. Однако музыкальный материал песнопений претерпел существенные изменения в направлении сокращения и силлабизации распева, гимнографические тексты обрели новую интерпретацию.

Совремнная певческая традиция отражает совершенно иной взгляд на прочтение древнейших гимнографических текстов. Партесные гармонизации рассматриваемых песнопений подчинены диктатуре нынешней системы осмогласия, сформировавшейся в период распространения за богослужением композиторского творчества. Древнерусская традиция имеет лишь «генетическую общность с позднейшими распевами» и «представляет собой их трансформацию в направлении «силлабизации» и схематизации изменяемых песнопений» [8, с. 86]. Таким образом, смена эпох привела к существенному изменению музыкального мышления, свойственного знаменному распеву.

Литература

1. Шалина И.А. Реликвии в восточно-христианской иконографии. М., 2005.

2. Снессорева С.И. Земная жизнь Пресвятой Богородицы и описание святых чудотворных Ее икон, чтимых Православной Церковью, на основании Священного Писания и Церковных Преданий, с изображениями в тексте праздников и икон Божией Матери. М., 2013.

3. Cepsiu (Спассюй), Арх1епископъ Владим1рстй. Святый Андрей Христа ради юродивый и праздникъ Покрова Пресвятыя Богородицы // Странникъ. Т. III. 1898. № 9-12 (сентябрь-декабрь).

4. Голубинский Е.Е. История Русской церкви. Т. 1.: Период первый, Киевский, или домонгольский. 2-е изд. М., 1904.

5. Кириллин В.М. О книжности, образе жизни Древней Руси. М., 2013.

6. Козарезова О.О. Таинство слова и образ Троицы: Богословие исихазма в христианском искусстве. М., 2013.

7. Минеи Служебные на 12 месяцев. В 24 т. М., 2014. (Октябрь. Июль. Август.)

8. Хватова С.И. Православная певческая традиция на рубеже XX-XXI столетий: монография. Майкоп, 2011.

References

1. Shalina I.A. Relikvii v vostochno-hristianskoy ikonografii [Relics in Eastern Christian iconography]. Moscow, 2005.

2. Snessoreva S. Zemnaya zhizn Presvyatoy Bogoroditsy i opisanie svyatyh chudotvornyh Ee ikon, chtimyh Pravoslavnoy Tserkovyu, na osnovanii Svyashchennogo Pisaniya i Tserkovnyh Predaniy, s izobrazheniyami v tekste prazdnikov i ikon Bozhiey Materi [Earthly life of the Blessed Virgin Mary and description of Her Holy miraculous icons, revered by the Orthodox Church, based on the Scripture and Church Traditions, with images of feasts and icons of the Blessed Mother in the text. Moscow, 2013.

3. Sergiy (Spasskiy), Archbishop of Vladimir. Saint Andrew, the Holy Fool for the sake of Christ, and the feast of the Intercession of the Virgin Mary // Strannik. Vol. III. 1898. № 9-12 (September-December).

4. Golubinskiy E.E. Istoriya Russkoy tserkvi. T. 1.: Period pervyy, Kievskiy, ili domongolskiy [History of the Russian Church. V. 1. : The first period, the Kiev, or pre-Mongol]. Moscow, 1904.

5. Kirillin V.M. O knizhnosti, obraze zhizni Drevney Rusi [On bookishness, way of life of the Ancient Russia. Moscow, 2013.

6. Kozarezova O.O. Tainstvo slova i obraz Troitsy: Bodoslovie isihazma v hristianskom iskusstve. Mystery of word and image of the Trinity: theology of hesychasm in Christian art. Moscow, 2013.

7. Minei Sluzhebnye na 12 mesyatsev. V 24 t. [Books for the Church service for 12 months. In 24 v.]. Moscow, 2014. (October. July. August.)

8. Khvatova S.I. Pravoslavnaya pevcheskaya traditsiya na rubezhe XX-XXI stoletiy: mon. [Orthodox singing tradition at the turn of the XX-XXI centuries: mon.]. Maykop, 2011.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.