УДК 621.313 ББК 31.261 С 42
Кашин Я.М.
Кандидат технических наук, доцент, зав. кафедрой электротехники и электрических машин Кубанского государственного технологического университета, Краснодар, e-mail: [email protected]
Кашин А.Я.
Слушатель Краснодарского высшего военного авиационного училища летчиков им. А.К Серова, Краснодар, e-mail: [email protected] Князев А.С.
Инженер группы обслуживания авиационной эскадрильи, Липецк, e-mail: [email protected]
Ракло А.В.
Кандидат технических наук, зам. начальника кафедры авиационного и радиоэлектронного оборудования Краснодарского высшего военного авиационногое училища летчиков им. А.К. Серова, Краснодар, e-mail: [email protected]
Сквозное проектирование синхронных электрических машин с постоянными магнитами
(Рецензирована)
Аннотация. Рассмотрено сквозное проектирование электромеханических устройств, описаны этапы сквозного проектирования электрических машин (ЭМ). Рассмотрена проблема проектирования радиальных, аксиальных и конических синхронных ЭМ с постоянными магнитами (ПМ). Описан способ реализации первого этапа сквозного проектирования синхронных ЭМ с ПМ с использованием разработанной методики их проектирования. Описан способ реализации второго этапа сквозного проектирования синхронных ЭМ с ПМ путем автоматического построения трехмерных моделей ЭМ в программе Maxwell 16. Представлены трехмерные компьютерные модели аксиального и радиального синхронных генераторов с ПМ, описаны результаты их анализа в программе Maxwell 16. Описана возможность использования программы Ansys Workbench 14.5 для комплексного анализа ЭМ при выполнении второго этапа сквозного проектирования ЭМ. Третий и четвертый этапы сквозного проектирования ЭМ в статье не рассматриваются.
Ключевые слова: сквозное проектирование, аксиальная электрическая машина, радиальная электрическая машина, коническая электрическая машина, постоянный магнит, методика проектирования синхронных ЭМ, комплексный анализ ЭМ.
Kashin Ya.M.
Candidate of Technical Sciences, Associate Professor, Head of the Department of Electrical Engineering and
Electrical Machines, Kuban State University of Technology, Krasnodar, e-mail: [email protected]
Kashin A.Ya.
Listener of Krasnodar Higher Military Aviation School of Pilots named after A.K. Serov, Krasnodar, e-mail:
jlmsl @mail.ru
Knyazev A.S.
Engineer of Group of Aviation Squadron Service, Lipetsk, e-mail: [email protected]
Raklo A.V.
Candidate of Technical Sciences, Deputy Head of the Department of Aviation and Radioelectronic Equipment, Krasnodar Higher Military Aviation School ofPilots named after A.K. Serov, Krasnodar, e-mail: [email protected]
Through designing synchronous electric machines with permanent magnets
Abstract. The paper describes a through design of electromechanical devices and the stages of through design of electric machines (EM). A design of radial, axial and conic synchronous EM with permanent magnets (PM) is considered. The way to realize the first stage of through design of synchronous EM with PM using the developed technique of their design is described. The way to realize the second stage of through design of synchronous EM with PM by automatic construction of three-dimensional models of EM in program Maxwell 16 is described. Three-dimensional computer models of axial and radial synchronous generators with PM and results of their analysis in program Maxwell 16 are presented. Possibility of using the program Ansys Workbench 14.5 for complex analysis of EM is described at performance of the second stage of through designing EM. The third and fourth stages of through designing EM are not considered in the paper.
Keywords: through design, the axial electric machine, the radial electric machine, the conic electric machine, permanent magnet, technique of design of synchronous EM, complex analysis of EM.
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и Администрации Краснодарского края в рамках научного проекта 16-48-230500 «р_а».
Проектирование электрических машин является сложной инженерной задачей. Если раньше проектирование выполнялось вручную (на бумаге или с использованием ЭВМ), то в настоящее время при проектировании ЭМ в полной мере используется вычислительная техника и специальное программное обеспечение. Это привело к появлению нового направления в развитии электромашиностроения, так называемого, сквозного проектирования электромеханических устройств, которое ориентировано на безбумажную технологию оформления документации при разработке, производстве и испытании изделия [1]. Система сквозного проектирования является перспективной, и воплощение в жизнь каждой из ее составляющих является шагом на пути к ее реализации.
Анализируя программные средства, используемые для проектирования ЭМ, можно выделить четыре этапа сквозного проектирования. На первом этапе используются, в основном, некоммерческие программы, разрабатываемые, как правило, каждым отдельным предприятием самостоятельно. Задачей первого этапа является расчет основных параметров ЭМ, таких как машинные постоянные, параметры обмоток ротора и статора, выбор рабочих частот, числа полюсов, их тип и пр. После выполнения первого (предварительного) этапа конструктор может приступить ко второму этапу - созданию с помощью системы автоматизированного проектирования (САПР), предназначенной для выполнения проектных работ с применением компьютерной техники трехмерной модели САО-модели (сошри1ег-а1ёеёёев1§п-модели) ЭМ и отдельных ее частей с различной детализацией.
Этот этап проектирования также подразумевает разностороннее физическое моделирование различных процессов, происходящих в ЭМ, с целью проверки или оптимизации ее отдельных показателей. Сюда входит моделирование электромагнитных полей, расчет распределения тепла, переходных процессов и т.д. К сожалению, далеко не все элементы ЭМ можно выбрать или рассчитать без привлечения посторонних программных средств. Например, расчет механических показателей валов и осей, выбор подшипников, изоляции и проводов для обмоток практически невозможно выполнить, пользуясь только программами общего назначения. Таким образом, использование специальных программ и баз данных для выбора и/или расчета дополнительных компонентов можно выделить как третий этап проектирования [2].
Заключительным (четвертым) этапом проектирования можно назвать так называемую виртуальную эксплуатацию. На этом этапе производится моделирование готового изделия в предполагаемых условиях работы. Таким образом, виртуальная эксплуатация позволяет отладить управляющие программы, системы защиты, согласовать условия обслуживания и т.п. Выявленные проблемы решаются еще на этапе проектирования. Таким образом, при изготовлении относительно дорогостоящих опытных образцов ЭМ сокращается время на поиск и устранение неполадок, сокращается количество отказов и поломок оборудования, ускоряется процесс поиска программных и конструктивных решений [2].
Сопоставление программ расчетов отдельных частей, узлов ЭМ, накопление банков данных, решение вопроса создания автоматизированной системы проектирования ЭМ -одна из трудных и важных задач электротехнической науки [3]. Проектирование ЭМ предполагает выполнение специальных расчетов (электромагнитного, теплового, прочностного, вентиляционного, конструктивного) для всех элементов, составляющих ЭМ. Однако из существующего многообразия методик проектирования и большого количества специализированного программного обеспечения не так просто, а порой невозможно найти подходящую методику расчета, выбрать программное обеспечение, разобраться в его интерфейсе и особенностях работы с ним.
В качестве примера рассмотрим проектирование синхронных ЭМ. Известны различные методики проектирования синхронных машин [3-9], большинство из которых [3-8] предназначены для проектирования радиальных ЭМ, а методики для проектирования аксиальных ЭМ [9-10] приведены лишь в кратком виде и не позволяет выполнить расчет всех необходимых параметров ЭМ. Таким образом, отсутствие методики проектирования аксиальных синхронных ЭМ зачастую склоняет инженера в пользу выбора радиальной конструкции. Однако
аксиальные ЭМ, например, трансформаторы [11, 12], фазорегуляторы [13, 14], индукционные регуляторы [15, 16], двигатели-насосы [17, 18], генераторы [19-21] имеют ряд преимуществ перед радиальными [22, 23]:
- аксиальная конструкция выигрывает по занимаемому пространству за счет приближения аксиального генератора к приводному механизму, а применительно к двигателю -возможности объединения конструктивных схем механизма и приводного двигателя, малый осевой размер аксиальных двигателей обеспечивает конструктивную совместимость их с рядом механизмов, компактность и удобство эксплуатации и сборки;
- электродвигатели аксиальной конструкции имеют больший КПД, меньшую массу активных материалов и меди, чем двигатели радиальной конструкции той же мощности [24].
- технология изготовления магнитопроводов для аксиальных ЭМ [25] более проста и практически безотходна, удельные затраты активных материалов ниже аналогичных затрат при производстве ЭМ радиальной конструкции.
Для решения проблемы выбора конструкции синхронных ЭМ при их проектировании авторами разработана методика проектирования синхронных ЭМ с постоянными магнитами, позволяющая проектировать радиальные, аксиальные и конические синхронные ЭМ.
Разработанную методику возможно применить для проектирования ЭМ различной формы, так как форма ЭМ в этой методике задается параметром а, называемым углом наклона воздушного зазора к оси вращения ротора [26, 27]. Это угол между осью вращения ротора и прямой, проходящей через середину воздушного зазора и пересекающую ось вращения ротора (рис. 1).
Рис. 1. Угол наклона воздушного зазора к оси вращения ротора
На рисунке 2 представлены несколько моделей синхронных ЭМ (сверху - якорь без обмотки, снизу - индуктор) с различными значениями углов наклона воздушного зазора к оси вращения ротора.
ОСООООООо
осООООООО
а=0° а=30° а=45° а=60° а=90° а=120° а=135° а=150° а=180° Рис. 2. Синхронные ЭМ с постоянными магнитами
Предлагаемая методика проектирования аксиальных, радиальных и конических синхронных ЭМ разработана на основе методики проектирования радиальных синхронных ЭМ [8] и отличается от нее особенностями расчета геометрии магнитопроводов ЭМ. Методика касается только электромагнитного расчета и позволяет определить размеры ЭМ, параметры якоря, индуктора, массу и КПД. В результате расчета формируется табличный файл *.х1б, в котором указываются все расчетные данные.
Авторами исследованы возможности разработанной методики. Для этого были выбраны некоторые исходные данные, такие как мощность, выходное напряжение генератора, количество и размеры пазов и др. Задача исследования состояла в сравнении расчетных ха-
рактеристик двух синхронных генераторов с постоянными магнитами с разным углами наклона воздушного зазора к оси вращения ротора. Один генератор был выбран аксиальным, а другой - радиальным.
В результате расчетов по разработанной методике выявлено, что оба генератора обладают одинаковыми энергетическими характеристиками (средняя индукция в воздушном зазоре, средняя индукция в магнитопроводах и т.д.). При этом расчетные размеры, форма и масса радиального и аксиального генераторов были различными.
Для проверки полученных результатов использована специализированная программа MAXWELL 16. На основе результатов расчетов по вышеописанной методике были построены тестовые модели ЭМ (рис. 3, 4), которые проанализированы в программе MAXWELL.
Рис. 3. Модель аксиальной электрической машины
Рис. 4. Модель радиальной электрической машины
Результаты анализа показали, что модели, разработанные на основании одних и тех же исходных данных, за исключением угла наклона воздушного зазора к оси вращения ротора, имеют одинаковые энергетические характеристики (рис. 5-7).
Рис. 5. Графики фазных напряжений для модели аксиальной электрической машины при частоте вращения 12000 об/мин
Результаты электромагнитного анализа моделей в программе MAXWELL полностью подтверждают результаты расчетов, выполненных по вышеописанной методике проектирования синхронных ЭМ с постоянными магнитами. Это позволяет сделать вывод о том, что разработанная методика может быть использована для проектирования синхронных ЭМ любой формы - аксиальной, радиальной и конической.
Рис. 6. Графики фазных напряжений для модели радиальной электрической машины при частоте вращения 12000 об/мин
BCtesla]
П2. 0194-е+Е 1. 8932е+С 1. 7670е+Е
1. 51Ч6е+Е 1. 3884-е+Е I—I 1. 2622е+£ ^ 1.13$0е+Е 1.0098е+£
В 7.5735е-001 6.311te-001
U, S. 0Ч93е-001 3.7872е-001 2.5252е-001 1.2631е-001
0.85 Тл
В ШШ pi
I ■ I
Time 0.00015s
Speed =11999 999996rpm
Position =10800025deg
Рис.7. Картина распределения магнитной индукции в воздушном зазоре исследованных моделей (слева - аксиальной, справа - радиальной)
Разработанная методика реализована в среде DELPHI 7 в виде программы для ЭВМ и позволяет выполнять расчет в автоматизированном режиме. Таким образом, разработанная методика, реализованная в виде программного обеспечения, является реализацией первого этапа сквозного проектирования синхронных ЭМ с постоянными магнитами.
Для реализации второго этапа разработаны скрипты для программы MAXWELL, позволяющие в автоматическом режиме создать трехмерную модель ЭМ, как показано на рисунке 8. В среде DELPHI 7 разработана небольшая программа, которая из результатов расчетов записывает в скрипты расчетные значения некоторых параметров ЭМ для построения модели.
Таким же образом формируется полная трехмерная модель ЭМ, содержащая обмотку якоря, магнитопроводы якоря и индуктора, а также постоянные магниты.
После завершения создания и проверки модели она передается в программу ANSYS WORKBENCH для выполнения связанного анализа (электромагнитного, теплового, прочностного, вентиляционного) (рис. 9).
Программа ANSYS WORKBENCH позволяет использовать результаты одного анализа как исходные данные для другого. Электромагнитный анализ выполняется в программе
MAXWELL, после чего его результаты передаются для теплового анализа в модуль Fluid Flow (Fluent) в виде потерь на нагрев в обмотках и потерь от вихревых токов, которые учитываются при тепловом и вентиляционном анализе, а также для прочностного анализа в модуль Transient Structural в виде электромагнитных моментов для учета электромагнитных сил, стремящихся деформировать ЭМ при вращении ротора.
Файл с результатами расчёта по методике
i
Программа для формирования текста скрипта на основе результатов расчёта по методике
Скрипт *.vbs для MAXWELL'
У 1WMWI - Itrr^tH
Fit Edit Urw Pi ùj Ht 'м1 wiid M
Insu >e T :
¡ré
IN ■ i
1—■■ ■■ -1 n iiJ Pi TU*
а У ™ Открываем
■Г" г- ...... ■ г : ûlî^b» sa
— Z'r. , i созданным
скрипт
А / в MAXWELL
Щ — . .. - i к: —
Автоматически строится трёхмерная модель ЭМ с расчётными размерами
«-il
Рис. 8. Построение конического магнитопровода якоря с углом наклона воздушного зазора к оси вращения ротора 30° в программе MAXWELL 16
Рис. 9. Связанный анализ в программе ANSYS WORKBENCH 14.5
Использование скриптов позволяет автоматизировать переход от первого ко второму этапу сквозного проектирования ЭМ. Полная реализация второго этапа требует специализированной подготовки и не может быть упрощена в общем случае. Третий и четвертый этапы сквозного проектирования данное исследование не затрагивает.
Таким образом, разработанная авторами методика проектирования синхронных ЭМ с постоянными магнитами, а также скрипты для автоматического построения трехмерных моделей в программе MAXWELL 16 являются вкладом в развитие и реализацию сквозного проектирования синхронных ЭМ.
Примечания:
1. Ганджа С.А. Оптимальное проектирование электроприводов на базе вентильных электрических машин с аксиальным зазором // Вестник ЮУрГУ. Сер. Энергетика. 2009. № 34. С. 68-72.
2. Цепковский Ю., Шмукер У. Система автоматизированного проектирования электрических машин // Вестник НТУ «ХПИ». Проблемы автоматизированного электропривода. Теория и практика: сб. науч. тр. Харьков: Изд-во Вестник НТУ «ХПИ», 2010. С. 434-435.
3. Копылов И.П. Проектирование электрических машин: учеб. для вузов. М.: Юрайт, 2011. 767 с.
4. Пахомин С.А. Проектирование синхронных генераторов: учеб. пособие к курсовому проекту по электромеханике. Новочеркасск: Юж.-Рос. гос. техн. ун-т (ЮРГТУ), 2007. 91 с.
5. Гольдберг О. Д., Свириденко И.С. Проектирование электрических машин: учебник. М.: Высш. шк., 2006. 430 с.
6. Кацман М.М. Расчет и конструирование электрических машин: учеб. пособие для техникумов. М.: Энергоатомиздат, 1984. 360 с.
7. Балагуров В.А. Проектирование специальных электрических машин. М.: Высш. шк., 1982. 272 с.
8. Зечихин Б.С., Радько М.С., Старовойтова Н.П., Цыбакова О.Ю. Автоматизированный расчет авиационного синхронного генератора: метод. разработки по курсовому и дипломному проектированию. М.: Московский авиационный институт (МАИ), 1989. 64 с.
9. Ганджа С. А., Мартьянов А. С. Методика инженерного расчета вентильных электрических машин с аксиальным магнитным потоком // Вестник ЮжноУральского государственного университета. 2013. Т. 13, № 2. С. 85-87.
10. Гайтов Б.Х., Кашин Я.М., Гайтова Т.Б., Бож-ко С.В. Методика расчета аксиальных многофазных трансформаторов // Известия высших учебных заведений. Электромеханика. 2001. № 1. С. 54-58.
11. Многофазный трансформатор / Б.Х. Гайтов, Я.М. Кашин, Т.Б. Гайтова. Патент на изобретение RUS 2181512. 28.12.2000.
12. Многофазный трансформатор / Б.Х. Гайтов, Я.М. Кашин, Т.Б. Гайтова. Патент на изобретение RUS 2249871. 03.03.2003.
13. Многофазный трансформатор-фазорегулятор / Б.Х. Гайтов, Я.М. Кашин, Н.А. Сингаевский, Ф.И. Жуков, С.Н. Исик. Патент на изобретение RUS № 2139586. 06.04.1998.
14. Аксиальный многофазный трансформатор-фазорегулятор / Б.Х. Гайтов, Я.М. Кашин, Т.Б. Гайтова, В.И. Шипалов. Патент на полезную модель RUS 29624. 20.03.2003.
15. Аксиальный индукционный регулятор / Б.Х. Гай-тов, Я.М. Кашин, Н.А. Сингаевский, А.Ю. Савченко, С.Р. Шарифуллин. Патент на изобретение RUS 2168785. 06.04.1998.
16. Сдвоенный аксиальный индукционный регулятор / Б.Х. Гайтов, Я.М. Кашин, Н.А. Сингаевский, А.В. Самородов, Ф.М. Ариди, А.П. Майоров. Патент на изобретение RUS 2170971. 31.03.1999.
References:
1. Gandzha S.A. Optimum designing of electric drives on the base of axial gap electrical machines // Bulletin of the South Ural State University. Ser. Power Engineering. 2009. No. 34. P. 68-72.
2. Tsepkovskiy Yu., Shmuker U. System of the automated designing of electric mashines // Bulletin NTU «KhPI». Problems of the automated electric drive. Theory and practice: The collection of proceedings. Kharkov: Publishing House NTU «KhPI» Bulletin, 2010. P. 434-435.
3. Kopylov I.P. Designing of electric machines: a textbook for higher schools. М.: Yurayt, 2011. 767 pp.
4. Pakhomin S.A. Designing of synchronous generators: a manual to the course project on electromechanics. Novocherkassk: The South-Russian State University (YuRGTU), 2007. 91 pp.
5. Goldberg O.D., Sviridenko I.S. Designing of electric machines: a textbook. М.: Vyssh. Shk., 2006. 430 pp.
6. Katsman M.M. Calculation and designing of electric machines: a manual for technical schools. М.: Ener-goatomizdat, 1984. 360 pp.
7. Balagurov V.A. Designing of special electric machines. M.: Vyssh. Shk., 1982. 272 pp.
8. Zechikhin B.S., Radko M.S., Starovoytova N.P., Tsy-bakova O.Yu. The automated calculation of the aviation synchronous generator: methodological developments on course and degree designing. M.: Moscow Aviation Institute (MAI), 1989. 64 pp.
9. Gandzha S.A., Martyanov A.S. Engineer methodic for calculation of axial gap electric machines // Bulletin of the South Ural State University. 2013. Vol. 13, No. 2. P. 85-87.
10. Gaytov B.Kh., Kashin Ya.M., Gaytova T.B., Boz-hko S.V. The methodology for calculating the axial multiphase transformers // Proceedings of the Higher Educational Institutions. Electromechanics. 2001. No. 1. P. 54-58.
11. Multiphase transformer / B.Kh. Gaytov, Yа.M. Kashin, T.B. Gaytova. Patent for invention RUS No. 2181512, 28.12.2000.
12. Multiphase transformer / B.Kh. Gaytov, Yа.M. Kashin, T.B. Gaytova. Patent for invention RUS No. 2249871, 03.03.2003.
13. Multiphase transformer-phase regulator / B.Kh. Gaytov, Yа.M. Kashin, N.A. Singaevskiy, F.I. Zhukov, S.N. Isik. Patent for Invention RUS No. 2137586. 06.04.1988.
14. Axial multiphase transformer-phase regulator / B.Kh. Gaytov, YaM. Kashin, T.B. Gaytova, V.I. Shipalov. Patent for utility model RUS No. 29624. 03.03.2003.
15. The axial induction regulator / B.Kh. Gaytov, Yа.M. Kashin, N.A. Singaevskiy, A.Yu. Savchenko, S.R. Sharifullin. Patent for invention RUS No. 2168785. 06.04.1998.
16. Dual coaxial induction regulator / B.Kh. Gaytov, Ya.M. Kashin, N.A. Singaevskiy, A.V. Samorodov, F.M. Aridi, A.P. Mayorov. Patent for invention RUS No. 2170971. 31.03.1999.
17. Аксиальный центробежный двигатель-насос / Б.Х. Гайтов, Я.М. Кашин, М.И. Рябухин, Т.Б. Гайтова. Патент на изобретение RUS 2284426. 20.04.2005.
18. Аксиальный двигатель-насос / Б.Х. Гайтов, Я.М. Кашин, М.И. Рябухин, Т.Б. Гайтова, А.Я. Кашин. Патент на изобретение RUS 2340974. 26.10.2007.
19. Аксиальный бесконтактный генератор постоянного тока / Б.Х. Гайтов, Я.М. Кашин, Т.Б. Гайтова, А.Я. Кашин. Патент на изобретение RUS 2402858. 12.10.2009.
20. Ветро-солнечные генераторы для электроснабжения объектов нефтяной отрасли / Е.А. Зеленская, Б.Х. Гайтов, Л.Е. Копелевич, А.В. Самородов, Я.М. Кашин, Н.В. Ладенко // Газовая промышленность. 2014. № 6 (707). С. 114-117.
21. Аксиальная двухвходовая бесконтактная электрическая машина-генератор / Б.Х. Гайтов, Я.М. Кашин, Т.Б. Гайтова, А.Я. Кашин, Д.В. Пауков, А.В. Голощапов. Патент на изобретение RUS 2450411. 12.01.2011.
22. Гайтов Б.Х., Гайтова Т.Б., Кашин Я.М. Перспективные конструкции аксиальных многофазных трансформаторов и регуляторов с вращающимся магнитным полем // Известия высших учебных заведений. Электромеханика. 2005. № 3. С. 4447.
23. Кашин Я.М., Кашин А.Я., Пауков Д.В. Обоснование и разработка перспективных конструкций генераторных установок для систем автономного электроснабжения // Известия высших учебных заведений. Электромеханика. 2012. № 1. С. 4653.
24. URL: http://www.dtad.ru/
25. Способ изготовления магнитопроводов аксиальных электрических машин / Б.Х. Гайтов, Я.М. Кашин, И.Н. Автайкин, Т.Б. Гайтова, А.Я. Кашин, Д.В. Пауков. Патент на изобретение RUS 2475924. 19.08.2011.
26. Кашин А.Я., Князев А.С. Радиальные и аксиальные электрические машины как частный случай электрических машин с коническим ротором. Основные определения // Технические и технологические системы: материалы VII Междунар. науч. конф. Краснодар: Издательский дом - Юг, 2015. С. 121-127.
27. Определение основных размеров аксиальных электрических машин / Я.М. Кашин, А.Я. Кашин, А.С. Князев, Б.Н. Абзалов // Наука. Техника. Технологии (политехнический вестник). Краснодар: Издательский дом - Юг, 2016. С. 111-121.
17. Axial centrifugal motor pump / B.Kh. Gaytov, Уа.Ы. Kashin, M.I. Ryabukhin, T.B. Gaytova. Patent for invention RUS No. 2284426. 20.04.2005.
18. Axial engine-pump / B.Kh. Gaytov, Ya.M. Kashin, M.I. Ryabukhin, T.B. Gaytova, A.Ya Kashin. Patent for invention RUS No. 2340974. 26.10.2007.
19. Axial contactless DC generator / B.Kh. Gaytov, Ya.M. Kashin, T.B. Gaytova, A.Ya. Kashin. Patent for Invention RUS No. 2402858. 12.10.2009.
20. Wind-solar generators for supply of objects of oil industry / E.A. Zelenskaya, B.Kh. Gaytov, L.E. Ko-pelevich, A.V. Samorodov, Ya.M. Kashin, N.V. La-denko // Gas Industry. 2014. No. 6 (707). Р. 114117.
21. Axial two-way contactless electric machine generator / B.Kh. Gaytov, Ya.M. Kashin, T.B. Gaytova, A.Ya. Kashin, D.V. Paukov, A.V. Goloshchapov. Patent for Invention RUS No. 2450411. 12.01.2011.
22. Gaytov B.Kh., Gaytova T.B., Kashin Ya.M. Prospective design of axial multiphase transformers and regulators with a rotating magnetic field // Proceedings of the Higher Educational Institutions. Electromechanics. 2005. No. 3. P. 44-47.
23. Kashin Ya.M., Kashin A.Ya., Paukov D.V. The statement and the development of advanced generating sets designs for systems of autonomous power supply // News of Higher Educational Institutions. Electromechanics. 2012. No. 1. P. 46-53.
24. URL: http://www.dtad.ru/
25. A method of manufacturing magnetic cores of axial electric machines / B.Kh. Gaytov, Yа.M. Kashin, I.N. Avtaykin, T.B. Gaytova, A^. Kashin, D.V. Paukov. Patent for invention RUS No. 2475924. 19.08.2011.
26. Kashin A.Y&, Knyazev A.S. The radial and axial electric machine as a particular case of electrical machines with a conical rotor. Basic definitions // Technical and technological systems: materials of the VII International scientific conference. Krasnodar: Publishing House - Yug, 2015. P. 121-127.
27. Determination of main dimensions of axial electric machines / Yа.M. Kashin, A.Yа. Kashin, A.S. Knyazev, B.N. Abzalov // Science. Technique. Technology (Polytechnic Bulletin). Krasnodar: Publishing House - Yug, 2016. P. 111-121.