Научная статья на тему 'Скульптор Фам Ван Ханг - яркий представитель современного вьетнамского монументального искусства'

Скульптор Фам Ван Ханг - яркий представитель современного вьетнамского монументального искусства Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
158
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Скульптор Фам Ван Ханг - яркий представитель современного вьетнамского монументального искусства»

А.Я. Соколовский

СКУЛЬПТОР ФАМ ВАН ХАНГ — ЯРКИЙ ПРЕДСТАВИТЕЛЬ СОВРЕМЕННОГО ВЬЕТНАМСКОГО МОНУМЕНТАЛЬНОГО ИСКУССТВА

Есть художники (в широком понимании этого слова), которые за всю свою жизнь создали только одну работу, но эта работа — шедевр, и за это они получили признание и известность. Они — гении. Есть любители, и даже дилетанты, чьи творения для них просто хобби, но, тем не менее, они тоже стали известными. Фортуна оказалась на их стороне. А еще есть талантливые трудяги, которые работают, проявляя большую преданность искусству, и творят с самозабвением и даже самопожертвованием ради того, чтобы быть полезными и праведными. Современный вьетнамский скульптор Фам Ван Ханг относится именно к таким людям искусства.

Я познакомился с ним лично совсем недавно, хотя работы талантливого скульптора стал замечать с середины 80-х годов прошлого века. В 1987 г. в г. Дананг меня поразила 15-метровая статуя Матери-защитницы, в г. Хошимине — памятник Куанг Чунгу, в г. Ханой — скульптура Александра де Рода, создателя латинизированной вьетнамской письменности. А в г. Далат — прекрасные скульптурные композиции в парке скульптур, окружающем дом-мастерскую этого художника на склоне горы в лесопарковой зоне Иентхэ.

Несмотря на то, что о Фам Ван Ханге в начале нашего столетия стало появляться много статей в разных вьетнамских и зарубежных изданиях, биография художника известна не очень хорошо. Да и сам он предпочитает особенно не распространяться на этот счет. Достоверно известно лишь то, что родился Фам Ван Ханг в 1942 г. в Центральном Вьетнаме, в провинции Ку-ангнам—Дананг, в местечке Нямнго недалеко от современного г. Дананг, которое он считает своей малой родиной. Известно также, что университетов он никаких не заканчивал, да и в школе, по его собственному признанию, учился не очень хорошо. В одном издании промелькнуло, что он учился в г. Хюэ на художника, но не говорится о том, окончил ли он ее и получил диплом. Тем не менее как истинный природный талант, Фам Ван Ханг был замечен и за свои великолепные работы получил признание как у себя дома, так и за пределами Вьетнама.

Фам Ван Ханг является членом многих ассоциаций деятелей искусства, культуры и литературы. Он член Ассоциации искусств Вьетнама, Ассоциации изящных искусств г. Хошимин, Ассоциации деятелей литературы и искусства провинции Ку-ангнам—Дананг и пр.

Хорошо известно, что талантливый человек талантлив во многом. И Фам Ван Ханг не составляет исключения. Он не только замечательный скульптор. Он творит в нескольких видах и жанрах искусства. Рисует маслом, пишет стихи. Прекрасный дизайнер и архитектор. Он даже одежду конструирует и шьет себе сам. И все же его талант проявился в наибольшей степени именно в скульптуре, как средстве выражения его самых глубоких чувств и настроений.

«Буйный, неистовый, шумный, непокорный и даже в какой-то степени мистический...». Эти слова мы находим во многих вьетнамских изданиях. И они отражают портрет и характер Фам Ван Ханга, внешне слегка похожего на цыгана, который ведет обычную жизнь простого скитальца, не заботясь особенно о материальном комфорте. Фам Ван Ханг много ездит по городам и весям в поисках творческого вдохновения. Он просто физически не в состоянии сидеть на одном месте и делать одни и те же модели-заготовки для своих будущих творений. Фам Ван

Ханг повсюду, где бы он ни был, старается найти для себя новые, неизбитые темы.

Несколько лет мне не удавалось встретиться с художником лично. Порой, казалось, что наконец-то встреча назначена и состоится. Но, приехав, я узнавал, что он срочно уехал на выставку в г. Хошимин, улетел в г.Ханой, уехал в г. Нячанг. И только в январе 2012 г. мне удалось встретиться с ним лично в г. Далате в его доме-мастерской.

Его непоседливость напомнила мне непоседливость Ван Гога, который говорил о себе так: «Я кажусь себе вечным пилигримом, который пустился в далекое путешествие ради конечной цели».Это высказывание гениального художника, на мой взгляд, вполне можно также отнести и к Фам Ван Хангу, постоянные перемещения в пространстве, постоянное нахождение в движении которого, динамично проявляются и в его творениях, начиная со скульптуры «Размышления» (1974 г., бетон, высота 3 м, установлена в тогдашнем Сайгоне) и кончая скульптурой «Бегство от войны». От «Материнской любви» и до мощной скульптуры «Цепи». Каждая его работа вызывает ощущение, что она продолжается дальше не только в пространстве, но и во времени, с целью бросить вызов изменчивой и порой жестокой реальности. А само творчество Фам Ван Ханга представляет собой поиск спасения от бед.

На Фам Ван Ханга, по его собственному признанию, оказали большое влияние две личности: вьетнамский патриот, поэт и писатель Фан Тю Чинь (1872—1926) и известный немецкий писатель и поэт, лауреат Нобелевской премии в области литературы Герман Гессе (1877—1962).

Скульптура Фан Тю Чиня работы Фам Ван Ханга установлена в г. Дананг. О том, как он трудился над ней, автор рассказывает так: «Я ждал этого события 25 лет. С детства я чувствовал величие Фан Тю Чиня и не изменил этому своему ощущению до сегодняшнего дня. Я учился в средней школе, которая носила имя великого патриота. И хотя я ее так и не закончил, тем не менее, я разыскивал книги о Фан Тю Чине, чтобы больше узнать о нем и лучше его понимать». Много лет Фам Ван Ханг тщательно изучал творчество этого общественного деятеля, вы-

нашивал и обдумывал этот замысел и только потом реализовы-вал свою творческую мечту.

Это характерно для всего творчества и художественной манеры Фам Ван Ханга. Точно так же он долго вынашивал идею создания памятника Куанг Чунгу — герою Вьетнама XVIII в., разгромившему в 1789 г. 200-тысячную маньчжурскую армию, вторгшуюся во Вьетнам. В 2002 г. Фам Ван Ханг восемь месяцев напряженно работал в г. Куиньон, изучая там технологию изготовления будущей статуи и антропологию для того, чтобы сделать сначала эскиз образа великого полководца, а потом воздвигнуть ему памятник. Сейчас этот великолепный памятник стоит в г.Хошимине. С начала первого десятилетия нынешнего века Фам Ван Ханг стал активно выезжать за границу, в том числе в Европу. Так, в 2010 г. он организовал выставку своих работ в Германии, которая с успехом прошла во Vietnam Hause в Берлине. Там же он настойчиво собирал материалы для своего будущего памятника Герману Гессе, которого считает своим учителем и духовным наставником, хотя никогда в жизни с ним не встречался. Вероятно, именно творчество Германа Гессе повлияло на создание Фам Ван Хангом картины, первоначально названной им «S.O.S. Vietnam» («Спасите Вьетнам»). Впоследствии известный вьетнамский композитор Чинь Конг Шон предложил переименовать ее и дать ей более пронзительное название — «Свидетельство». Эта картина выполнена с применением техники, которой пользовались некоторые китайские художники-авангардисты 50-х годов ХХ в.

На картине Фам Ван Ханга размером 1 х 1,20 м изображены осколки разорвавшихся снарядов, патроны, куски мин, фрагменты человеческого тела: кости, черепа, внутренности... Это, по замыслу художника, — антивоенная картина (написана в 1970 г., т. е. еще до объединения Вьетнама). Полотно своим содержанием и идеей потрясло устроителей международной выставки, в которой принимало участие 12 стран и, конечно же, ее посетителей. Картину даже просили на время снять с экспозиции, когда на церемонию открытия выставки должен был приехать марионеточный сайгонский правитель Нгуен Ван Тхиеу.

Но все-таки ее оставили, и она стала обличительным свидетельством ужасов войны.

Хорошо известна монументальная скульптура Фам Ван Ханга «Мать-защитница» в г.Дананг, о которой уже говорилось выше. Ее особенность состоит в том, что она выполнена из медных пластин, разрезанных и потом спаенных вместе гильз, образуя величественную фигуру женщины. При открытии этого монумента на площади в г.Дананг тогдашний руководитель Компартии Вьетнама Ле Зуан сказал: «Я давно мечтаю, чтобы у нас появлялось как можно больше памятников в честь вьетнамских матерей-героинь. Здесь, в Дананге, появился такой памятник раньше, чем где-либо. И сделан он великолепно! Я очень растроган и нахожусь под его впечатлением. Замечательный памятник!».

Кроме монументальных памятников у Фам Ван Ханга есть много произведений меньшего масштаба. Эти скульптуры реальных известных людей: памятники императору Куанг Чунгу (2004 г., бронза, высота 3,7 м, установлен в г. Хошимин); ученому-энциклопедисту Ле Куи Дону (камень, высота 3,5 м, установлен в г. Хошимине), создателю национальной вьетнамской письменности куокнгы Александру де Роду (1970 г., бронза, высота 0,7 м, установлен в тогдашнем Сайгоне); Александру Ер-шину (бронза, высота 0,9 м, установлен в г. Далат).

Фам Ван Ханг также является хорошим художником-портретистом. Его кисти принадлежат прекрасные портреты известных вьетнамских композиторов Чинь Конг Шона, Ван Као, То Ву, Зыонг Тхиеу Тыока, писателя Нгуен Туана, художников Буй Суан Фая, Чан Ван Кана, деятелей культуры: Дао Зуи Аня, Чан Ван Кхэ, Као Суан Хао и др.

Художник Фам Ван Ханг увлекается также абстрактной живописью. Он несколько раз принимал участие в соответствующих выставках.

Он часто дарит свои произведения, причем не только частным лицам, но и учреждениям и организациям. Так, два своих творения Фам Ван Ханг преподнес в дар Вьетнамской национальной библиотеке (бюст Хан Тхуена, которого во Вьетнаме принято считать основоположником тъыном — первой вьетнамской национальной письменности на базе китайской иерогли-

Скульптурная композиция «Цепи». Памятник в Дананге

Монумент «Мир». Скульптор Фам Ван Ханг «Мать-защитница».

Скульптор Фам Ван Ханг

Произведения скульптора

фики, и уже упоминавшегося Александра де Рода, одного из создателей куокнгы). Совсем недавно Фам Ван Ханг отправил президенту США Бараку Обаме эскиз своего будущего монумента «Мир во всем мире» с просьбой подыскать подходящее место в Америке, где было бы можно воздвигнуть этот актуальный памятник.

Тема мира занимает в творчестве Фам Ван Ханга главенствующее место. Сам он об этой теме написал так. «Мир — это то, к чему стремятся все люди и всех эпох. Чтобы его добиться, всего лишь нужно, чтобы каждый из нас сделал дружественный жест по отношению к тому, кто находится рядом...».

В заключении нужно отметить, что, несмотря на признание, которое получил и продолжает получать Фам Ван Ханг, окончательная оценка художника и его творений еще впереди. Это объясняется тем, что, несмотря на свои 70 лет, он остается молодым, и та богатейшая творческая сила, которой он обладает, его ревностное отношение к искусству дают основание полагать, что Фам Ван Ханг еще долгое время будет оставаться незаурядным Художником с большой буквы.

Список литературы

1. Соколовский А.Я. Очерки по вьетнамской культуре. Владивосток, 2000.

2. Biêu khac gia Pham Van Hàng: giöa nhöng chièu không gian (Скульптор Фам Ван Ханг: между пространствами). Программа 5 канала вьетнамского ТВ за 6 декабря 2011 г.

3. Dô Phuâc Tien. Theo Thanh niên // Viêt bao (До Фыок Тиен. Вслед за молодежью // Вьетнамская газета). 7 мая 2007 г.

4. Pham Van Hàng (Фам Ван Ханг). Hà Nôi, 2005 (фотоальбом).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.