СТАТЬИ, ОБЗОРЫ
УДК: 347.782 DOI: 10.31249/hoc/2020.04.01
Андреева Г.Н.
«СКРИЖАЛИ» КОНСТИТУЦИИ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
Институт научной информации по общественным наукам РАН, Москва, Россия, [email protected]
Аннотация. Изображение конституции в виде скрижалей появилось уже в период принятия первых писаных конституционных актов. Оно было призвано вызвать ассоциации с высокими духовными религиозными ценностями, подчеркнуть значимость конституций и настроить зрителя на аналогичное отношение к конституции. В карикатурах скрижали конституции подчеркивали диссонанс между высокими ценностями и контрастирующим с ним поведением политических деятелей. Эти традиции сохраняются и в современных произведениях изобразительного искусства.
Ключевые слова: образ конституции; скрижали; Библия; Моисей; произведения изобразительного искусства; традиции.
Получена: 25.07.2 Принята к печати: 08.08.20
Andreeva G.N.
«The Tables» of the constitution in works of fine art
Institute of Scientific Information for Social Sciences of the Russian Academy of Sciences (INION RAN), Moscow, Russia, galinaandr@rambler. ru
Abstract. The image of the constitution in the form of tablets appeared already during the period of adoption of the first written constitutional acts.
It was designed to evoke associations with high spiritual religious values, emphasize the significance of constitutions and set the viewer on a similar attitude to the constitution. In cartoons, the tables of the constitution emphasized the dissonance between high values and contrasting behavior of political figures. These traditions are preserved in contemporary works of fine art.
Keywords: image of the constitution; the Tables; Bible; Moses; works of fine art; traditions.
Received: 25.07.20 Accepted: 08.08.20
Термин «скрижали» широко используется в научной и популярной литературе для обозначения некоего сакрального текста, начертанного не на бумаге, а высеченного на твердом материале (камень, в том числе драгоценный, металл), что увеличивает его сохранность, превращая в текст, высеченный «на века».
Национальные конституции в произведениях изобразительного искусства предстают в различных образах, пластические возможности которых для воплощения особенностей и характерных черт данного правового акта высшей юридической силы и культурный компонент неодинаковы [Андреева, 2020 б]. Конституция, изображенная в виде зонта, в максимальной степени выражает защитную функцию данного акта (если, конечно, зонт не дырявый). Женский образ конституции создает возможность отразить ее вовлеченность в политику или показать незащищенность. Конституция в виде книги позволяет отразить события, происходящие с ней, в максимально наглядной форме (ее могут боготворить, а могут и просто использовать в качестве постамента) и вместе с тем отражает отношение к знанию, с апелляцией к сакральному знанию [Андреева, 2020 а]. В этом ряду образов конституции особое место занимает ее изображение в виде скрижалей: оно не просто несет информацию определенного рода, но и является обращением к очень древним явлениям, знаниям и глубинам подсознания. Именно форма скрижалей была использована уже в первых изображениях французской Декларации прав человека и гражданина 1789 г., до сих пор являющейся составной частью Конституции Франции (илл. 1). Это изображение многократно тиражировалось. Как будет показано далее, эта традиция дошла до наших дней.
Илл. 1. Декларация прав человека и гражданина из собрания музея Карнавале
Для того, чтобы понять феномен изображения конституции в виде скрижалей и раскрыть культурно-духовное содержание такого изображения основного закона страны, необходимо обратиться к анализу происхождения термина и понятия «скрижали», их использованию в различных сферах жизни.
Термин и понятие «скрижали»
Термин «скрижаль» в русском языке используется для обозначения текста на камне (или металлической табличке) в отличие от текста на «мягких» и недолговечных носителях: бумаге, папирусе и т.д. Он является церковным, появившимся в русском языке благодаря переводу Библии Кириллом и Мефодием: «И скрижали эти было дело Божье, а письмена - письмена Божьи» (Исход 32:16). По мнению лингвистов, «этимологический уровень концепта, восходящий к лексическому но-минанту старославянского истока, оставил в смысловой структуре этого ментального образования прочные следы» [Орлова, 2019, с. 150].
В научной литературе обращается особое внимание на высокую окраску слова, закрепление его в книжных стилях и связанные с ним глубокие духовные ассоциации. Точное происхождение данного слова не установлено. Однако «большинство ученых единодушны в том, что первоначально внутренняя форма корня содержала образ резьбы и камня» [Орлова, 2019, с. 151]. Такое представление о происхождении
слова прямо перекликается с библейским текстом: «Именно резцом можно было высечь текст на каменных скрижалях, либо на другом твердом материале, либо на "скрижалях" в переносном смысле: "Грех Иуды написан железным резцом, алмазным острием начертан на скрижали сердца их и на рогах жертвенников их" (Иер. 7.1)» [Орлова, 2019, с. 152].
Также существует точка зрения, согласно которой слово «скрижали» образовано от «скрига» - суффиксального образования от «скра», древнерусского слова, означающего «груду, камень», и имеет тот же корень, что и сербохорватское «крижати» «резать, рассекать» [Шанский, Иванов, Шанская, 1971, с. 306]. Это позволяет ученым сделать вывод, что «не имея общей этимологии со словом "крест", «скрижали» фонетически ассоциируются с ним (ср. крест, крыж)» [Орлова, 2019, с. 152].
В других языках слово или корень слова для наименования скрижалей связан с образом таблицы, доски, плиты, и таким образом рождает ассоциации с памятником, каменной стелой и другими подобными артефактами. Н.М. Орлова приводит в своем исследовании такие примеры использования соответствующего термина из других языков: польск.: «Tablice te byly dzielem Bozym, a pismo na nich bylo pismem Boga, wyrytym na tablicach»; укр.: «А таблиц Божа робота вони, а письмо Боже письмо воно, вирiзьблене на таблицях». В английском: «And the tables were the work of God, and the writing was the writing of God, graven upon the tables» [там же, с. 150].
Что же касается выбора твердого, прочного материала для скрижалей, то он отражает стремление создания памятника, цель которого «вырвать событие из потока забвения, связать нечто вечно ускользающее с пребывающим бытием - ради этого, подобно вавилонской башне, громоздится камнем на камне библейский и классический миф, сопрягаются столь быстротечные сказания и столь неутомимая история с покоем природы и весомостью упорного человеческого делания» [Ванеян, 2017, с. 203].
Использование слова «скрижали» в современном языке и его культурный контекст
В русском языке слово «скрижали» характерно, прежде всего, для святоотеческой литературы [Орлова, 2019, с. 151] и эзотерической литературы [Блаватская, 2006]. В последней в философском и культур-
ном плане исключительное значение придается Изумрудным скрижалям Гермеса Трисмегиста [Рейкенборг, 2004].
Но, пожалуй, наиболее широко известными и чаще всего упоминаемыми в разнообразных литературных и научных источниках являются скрижали Закона, данные Моисею, о чем подробнее будет сказано далее. Наглядность и символичность данного религиозного и вместе с тем художественного образа высшего знания, образно представленного в Библии, повлекло широкое использование слова «скрижали» в произведениях художественной литературы [Орлова, 2019, с. 151-153] и в других сферах искусства [Меньшиков, 2010]. В этом смысле «скрижали конституции» являются органичной частью культуры, выросшей на религиозном духовном основании.
Научное использование понятия «скрижали» также довольно разнообразно. Прежде всего, скрижали являются объектом исследования в археологии, соответственно в публикациях археологов большое внимание уделяется анализу скрижалей, относящихся к разным культурам, проводится оценка их возможной датировки, содержания текста скрижалей, особенностей начертания букв и других их культурно-исторических характеристик [Ларичев, 2003].
Вместе с тем в научной литературе встречается широкое использование данного слова для подчеркивания повышенной значимости исследуемой материи [Иванов, 2017, с. 30-34]. Более того, это слово используется и в юридической литературе для усиления выразительности характеристики правовых актов. Так, известный специалист в области истории права И.А. Исаев для характеристики права революционной эпохи избрал название «Скрижали революционного закона» [Исаев, 2018, с. 20].
Нельзя не согласиться с мнением, что «концепт "скрижали" первоначально являлся смысловым ядром прецедентной ситуации "Скрижали Завета", а впоследствии сформировался как многослойное образование, имеющее символический слой» [Орлова, 2019, с. 152].
Скрижали Закона, переданные Моисею. Их форма и вид
История духовных поисков и обретения Моисеем истинного знания, связанная со скрижалями, отражена в Библии, в книге Исход. В ней говорится о двух каменных скрижалях, на которых были нанесены десять заповедей, которые имели глубокий нравственный смысл
и исходили непосредственно от Бога: «Сказал Господь Моисею: взойди ко Мне на гору и будь там; и дам тебе скрижали каменные, и закон и заповеди, которые Я написал для научения их» (Исх. 24:12).
Как отмечает в своем исследовании С.С. Ванеян, эти каменные скрижали «являются единственными законными формами каменной святыни. Это совершенная форма монументального, где, как мы увидим, даже надпись имеет иной характер и смысл, чем все последующие письмена, соединенные с каменной поверхностью. Эти первые скрижали вышли из-под руки самого Яхве, они нерукотворны и потому в своей уникальности и единственности (ибо вышли от Единого) неповторимы, не воспроизводимы: это нечто, что не может быть сымитировано. Это истинное творение со всеми признаками творения исходного» [Ванеян, 2017, с. 214]. Однако, как известно, этим история не закончилась, поскольку, вернувшись к своему народу, Моисей обнаружил, что тот поклоняется золотому тельцу, т.е. совершает именно прямо запрещенное Богом, и в гневе разбил скрижали, сочтя соплеменников недостойными слова Божьего. Поэтому в последующем Моисею пришлось восстанавливать полученное от Бога знание, с тем чтобы превратить своих соплеменников из орды рабов в народ, достойный своего Бога [Olmo Lete, 2014, p. 17]. По повелению Бога Моисей высек из камня новые скрижали и поднялся с ними на гору второй раз (Исх. 34:1-4), и на них Бог во второй раз написал те же Десять заповедей, благодаря чему Моисей принес Закон народу Израилеву. Вообще история со скрижалями очень тесно связана с правом, переходом от устного закона к письменному, с ролью законодателя и т.д.
Илл. 2. Густав Доре. Моисей со Скрижалями. Гравюра. 1868
На основе изложенного можно констатировать, что изображение конституции в виде скрижалей оказывает сильное воздействие на зрителя, знакомого с Библией и ее сюжетами, независимо от того, осознает он это или нет в силу описанного религиозного подтекста. Этот образ «программирует» зрителя на серьезное и почтительное отношение к конституции без патетических речей и описаний, минуя логические построения, он обращается прямо к подсознанию и результатам религиозного воспитания.
К вопросу о форме и материале скрижалей необходимо обратиться для того, чтобы понять, с каким историческим культурным слоем и представлениями какого периода мы имеем дело в конкретных изображениях скрижалей конституции, что необходимо для их правильного описания.
В Библии содержатся некоторые указания относительно материала скрижалей. Так, в книге Исход говорится «не делайте предо Мною богов серебряных, или богов золотых» (Исх. 20:23-26). Кроме того, о первых данных Моисею скрижалях упоминается как о творениях Бога: «И когда Бог перестал говорить с Моисеем на горе Синае, дал ему две скрижали откровения, скрижали каменные, на которых написано было перстом Божиим» (Исх. 31:18).
Форма переданных Богом Моисею скрижалей и их материал являются предметом дискуссии и пристального изучения в иудаизме.
Более древней считается прямоугольная или квадратная форма скрижалей, форма с закругленными верхними краями появилась гораздо позднее, как полагают, под влиянием средневекового христианского искусства. По мнению теологов, ориентирующихся на Талмуд и восточную традицию составления договоров в двух экземплярах (а Скрижали содержали договор верности народа израилева Богу), на двух скрижалях были идентичные тексты Десяти заповедей. Существуют и другие варианты предположений о расположении текста: по пять на каждой скрижали, дважды на каждой скрижали и даже четырежды (на всех четырех гранях) [Зингер ...]
По поводу материала, из которого были высечены скрижали, также имеется несколько точек зрения: сапфиры как драгоценные камни, цвет которых напоминает о цвете Божественного Престола Славы; ляпис-лазурь - минерал, встречающийся в породах Синайского полуострова [там же].
Если соотнести эти рассуждения с встречающимися изображениями конституции в виде скрижалей, то можно констатировать, что используется форма скрижалей с закругленным вверху краем, т.е. более поздняя. Что касается цвета материала скрижалей, то при их изображении в произведениях искусства определяющим в данном случае является четкость изображаемого на скрижалях, поэтому предпочтение отдается белому фону.
Изображение скрижалей конституции в монументальном искусстве
Изображения скрижалей в монументальном искусстве являются достаточно редкими, тем не менее они встречаются.
Илл. 3. С. Джеймс. Фреска, посвященная Декларации прав человека и гражданина
в г. Севре
Одним из таких примеров является фреска во французском городе Севре, всемирно известном центре производства высокохудожественного фарфора [Droits de l'Homme et du Citoyen...]. Эта фреска украшает фасад местного колледжа. Автором является художник Сейб Джеймс (Seb James), который украсил г. Севр целым рядом произведений монументального искусства. Фреска имеет впечатляющие размеры: 10 х 13 м (130 кв. м). Основной фон составляет работа Ж.-Ж.-Ф. Ле Барбье, но помимо этого С. Джеймс разместил на фреске портреты шести выдающихся правозащитников, которые были вдохновлены
идеями свободы, равенства и прав человека: Мартина Лютера Кинга, аббата Пьера, Нельсона Манделы, Мохандаса Карамчанда Ганди, Жана Мулена и Ивонны Хагнауэр. Выбранные цвета и краски позволяют легко прочесть текст преамбулы и 17 статей. Являясь современным произведением искусства, фреска представляют собой осмысление роли французской Декларации прав человека и гражданина 1798 г. в истории человечества и, соответственно, вклада французской конституционно-правовой культуры в мировую конституционно-правовую культуру.
Скрижали конституции в живописи и графике
Наиболее растиражированным является использование скрижалей для изображения конституций в работах, посвященных Декларации прав человека и гражданина 1789 г. Такие изображения появились вскоре после ее принятия, и многократно воспроизводились разными художниками с изменением отдельных деталей и в разной манере от живописной до графической. На сайте Википедии воспроизведено, пожалуй, самое известное из этих изображений, исходный вариант которого разработал французский художник Жан-Жак-Франсуа Ле Барбье (1738-1826). В парижском музее Карнавале хранится несколько вариантов данного изображения, созданных разными (частью неизвестными) художниками и граверами, соответственно в деталях они различаются. Вариант Ж.-Ж.-Ф. Ле Барбье [Le Musée Carnavalet...] изображает текст Декларации на двух скрижалях, с двумя фигурами наверху, символизирующими Монархию, держащую разорванные цепи Тирании, и Гения нации со скипетром (символом монаршей власти), указывающим на Декларацию. Два элемента изображения привлекают внимание зрителя: фригийский колпак - этот неизменный атрибут свободы со времен Французской революции, и глаз в треугольнике наверху. По мнению Дж. Фоли, такой символ имеет истоки в иудейской традиции: «Христианство унаследовало ветхозаветное иудейское неприятие образного представления Бога, поэтому Святая Троица (Бог Отец, Бог Сын, Бог дух Святой) символически первоначально изображались в виде треугольника» [Гибсон, 2011, с. 178]. Глаз является одним из ранних символов Бога Отца, который использовался до того, как его стали изображать в человеческом облике, «в эпоху Ренессанса он помещался в треугольник, чтобы символизиро-
вать Троицу» [Холл, 1996, с. 166]. По сути, данный символ, помещенный над «скрижалями» Декларации прав человека и гражданина, означал не только то, что Бог осеняет данный акт, но и символическое присутствие религиозной доктрины Троицы.
Скрижали конституции в медалях, монетах и значках
Конституция в виде скрижалей нередко встречается в изображениях на медалях и монетах. Причем некоторые из них представляют собой не только способ увековечения (или напоминания) о тех или иных этапах конституционного развития страны, но и являются предметами искусства, демонстрирующими выдающееся мастерство их создателей.
В качестве примера медали в данной статье избрана медаль, посвященная французской Конституционной Хартии 1830 г. На реверсе этой медали изображен портрет французского короля Луи Филиппа, окруженный данной надписью, на аверсе - скрижаль Конституционной Хартии, обрамленная оливковыми ветвями. Над скрижалью изображено сияющее зеркало Истины. Символика достаточно помпезная, но данная медаль представляет собой интерес в другом плане.
При ее изготовлении не ограничились собственно медалью и ее футляром, художественно оформленным флагами Франции, галльским петухом (символом страны) и другими атрибутами, но включили в комплект и собственно текст Хартии, что является не просто редко-
Илл. 4. Медаль, посвященная Конституционной Хартии 1830 г.
стью, но, возможно, и единственным примером такого рода популяризации текста конституционного акта для узкого круга коллекционеров.
Илл. 5. Бельгийская монета стоимостью 5 центов с изображением Конституции Бельгии 1831 г. в виде скрижалей
Изображение скрижалей конституции на монетах, безусловно, имеет более широкий круг «зрителей» и тем самым объектов официальной пропаганды данного акта. Причем чем меньше монета, тем шире и демократичнее этот круг. Предполагается, что как минимум граждане будут знать, что у них есть конституция и в каком году она принята. Пятицентовая бельгийская монета, на которой изображены скрижали Конституции Бельгии 1831 г., является своего рода образцом такого рода «популяризации» конституции. Однако помимо возвышения текста данной конституции с помощью изображения ее как скрижалей, она несет и другую государственно ориентированную информацию, приобщая граждан и к девизу государства - «L'union fait la force» («Единство дает силу») и к символу присутствия государственно-властной силы в виде льва.
Значки, посвященные конституциям, также могут содержать изображение скрижалей, но чаще всего это происходит в связи с изображением французской Декларации прав человека и гражданина 1789 г. и тем самым продолжается старая традиция. Значок (илл. 6) включает помимо скрижалей Декларации маленькую фигурку -Ж. Лафайета. Его выбор в качестве персонажа, изображенного рядом с Декларацией прав человека и гражданина 1789 г., не случаен. Мари Жозеф Поль Ив Рош Жильбер дю Мотье, маркиз де Ла Файет (фр. Marie-Joseph Paul Yves Roch Gilbert du Motier, marquis de La
Fayette), изменивший свою фамилию в 1789 г. так, чтобы она писалась слитно (т.е. не указывала на его аристократическое происхождение, тем более что он одним из первых примкнул к третьему сословию), был очень влиятельным и известным французским и американским политическим деятелем, легендарной личностью, необычайно популярной в США, благодаря организации им поддержки штатов в Войне за независимость со стороны Франции и участником трех революций (американской Войны за независимость, Великой французской революции и июльской революции 1830 г.) [Черкасов, 1990].
Илл. 6. Значок, посвященный Декларации прав человека и гражданина с фигурой Лафайета
Значок отражает тот факт, что Ж. Лафайет сыграл большую роль в подготовке данного акта, поскольку по сути именно его проект, подготовленный совместно с американским послом во Франции Т. Джефферсоном (будущим президентом США), хотя и с многочисленными поправками, лег в основу Декларации прав человека и гражданина, принятой Учредительным собранием [Château Lafayette]. Для современников этот персонаж был узнаваемым, поскольку еще до революции, а особенно во время нее, Лафайет стал персонажем многочисленных газетных публикаций и подчас карикатур. В значке интересно изображение скрижалей Декларации, поскольку она состоит не из двух частей, а из трех (?!). «Вольное» изображение скрижалей «подкрепляется» художником изображением трех фригийских колпа-
ков, олицетворяющих свободу и расположенных на вершине каждой скрижали. Значок является современным изданием возможно старинного оригинала, он свободно продавался на ebay [Pins-pin magnifique Déclaration...], и может рассматриваться уже как пример включения образа конституции в виде скрижалей в современную массовую культуру.
Скрижали конституции в карикатуре
Ироничные и подчас сатирические изображения различных политических событий в карикатурах иногда содержат изображение конституции в виде скрижалей. Однако в отличие от других образов конституции образ скрижалей не используется для отражения происходящего с данной конституцией. Хотя, казалось бы, сама библейская история о том, как Моисей разбил скрижали, увидев поклонение народа Израилева золотому тельцу, подсказывает карикатуристу идею разбитых или треснутых скрижалей, автору данной статьи до сих пор не попадалось такого изображения посягательства политиков на конституцию. Карикатуристы предпочитают для этого изображать вырывание страниц или топтание конституции в виде книги, дырявый «зонтик» конституции или разрушаемую «стену» конституции, но не скрижали. Создается такое впечатление, что размышления об изображении нарушения конституции сразу в сознании карикатуристов понижают уровень ее «святости», поэтому интуитивно художники ищут другие образы для воплощения этой идеи. Возможно, это является косвенным свидетельством существования некоего внутреннего психологического барьера в сознании человека о табуировании, интуитивно ощущаемом и отражаемом художниками, исследование которого относится скорее к области психологии, но вместе с тем эта особенность карикатур оттеняет и подчеркивает духовно-культурное наполнение данного образа конституции.
В качестве первого примера рассмотрим наиболее раннюю и близкую по времени создания к принятию Декларации прав человека и гражданина 1789 г. карикатуру (илл. 7).
На ней изображено, на первый взгляд, просто выдающееся для своего времени проявление зарождающейся новой конституционно-
гог. гюрЛриал/а ¿а/ ¿ 'Аатте
Илл. 7. Король приобщает сына к правам человека и гражданина
правовой культуры: монарх учит наследника престола азам конституционализма на примере Декларации прав человека и гражданина 1789 г. Как известно, король не разделял (по понятным причинам) идей о необходимости принятия Декларации прав человека и гражданина 1789 г. и вообще конституционных идей эпохи и прославился своей пресеченной революционным народом попыткой избежать подписания Конституции 1791 г., покинув страну. По стилю эта карикатура близка к официальным портретам: персонажи изображены без
Илл. 8. Карикатура на Шарля де Голля в руках с текстом Конституции 1958 г.
шаржирования, они предельно внимательны, их позы изящны, одежда официальная. Увеличенные размеры скрижалей Декларации можно расценить как прием, подчеркивающий значимость этого документа. Более того, хотя данный рисунок построен как реалистический, источник света, расположенный слева от зрителя и достаточно резкий, если судить по черным теням, отбрасываемым персонажами и скрижалями, чудесным образом не рождает тени на самой Декларации, она резко заканчивается около нее, хотя ребенок стоит близко и тень от него должна была бы падать по законам изобразительного искусства на данный документ. Но есть еще одна деталь, которая полностью меняет все впечатление зрителей от изображаемого: порядок изложения статей на «скрижалях» Декларации. В отличие от оригинального текста (ср. с илл. 1) правую и левую скрижали поменяли местами. Зарождается обоснованное сомнение: а так ли уж правильно передаются знания наследнику престола?
Другой пример карикатуры тоже относится к конституционному опыту Франции - действующей Конституции 1958 г. Как известно, этот документ создавался в рамках конституционных воззрений гол-лизма, соответственно карикатура отражает критическое отношение к данному явлению в конституционной истории Франции.
На карикатуре в качестве небожителя, о чем свидетельствует то, что он сидит на облаке, изображен президент Франции Шарль де Голль.
Понятно, что карикатурист показывает, что Президент Франции Шарль де Голль возомнил себя Богом. Поэтому, хотя он и сидит на облаке, как обычно изображают Бога, одет в белые одежды (видимо, традиционный хитон), цвет которых символизирует чистоту, и в руках у него скрижали с названием «Французская Конституция 1958 г.», которые он, видимо, собирается даровать французскому народу, но вместо нимба у него военная фуражка, источающая сияние, чем подчеркивается юмористичность претензий Президента Франции на данную роль. Карикатура является реакцией на создание Конституции Франции 1958 г. под данного политического деятеля.
Последняя карикатура (илл. 9) еще ближе к нашим дням, поскольку в ней речь идет уже о ситуации Европейского союза. На ней изображена женская статуя с конституцией в виде скрижалей в руках и в короне, на которой имеется символика ЕС. Однако похоже, что постамент статуи заняли двое держащихся за руки мужчин, один из которых похож на Валери Жискар д'Эстена, а другой - на хорошо из-
Илл. 9. Без названия
вестного исторического персонажа короля Франции Луи Филиппа Бурбона, получившего с легкой руки карикатуристов прозвище «король-груша». Парящий над мужчинами Амур символизирует полную гармонию между ними, подчеркивая единство, казалось бы, несоединимого: последнего главы монархии во Франции и главы республиканского государства. Не менее выразителен образ статуи, олицетворяющей Европейский союз, которая, глядя на союз этих мужчин, высказывает догадку, что она, таким образом, является «плодом генетических манипуляций», и однозначный ответ в форме вопроса сопровождающего ее (судя по флажку в его руке) представителя Франции (видимо, в органах ЕС): «А ты не знала?». Как мы видим, несмотря на явно критическое отношение карикатуриста к «генетическим корням» ЕС как организации, в которой рост надгосударственных структур не сопровождается адекватным ему ростом демократических начал, карикатурист не заостряет внимание на том факте, что реально документ, который планировался на роль конституции ЕС, принят не был.
Заключение
Образ конституции в виде скрижалей имеет глубокий философский и религиозный подтекст, который, даже не будучи сознательно
озвученным (например, в подписи к произведению изобразительного искусства), благодаря изображению скрижалей оказывает свое воздействие на зрителя на бессознательном уровне, обращая его к религиозным истокам образа. Тот парадокс, что на самом деле конституция - дело рук человеческих и результат активности только определенной части населения, не мешает этой активной части эксплуатировать образ скрижалей для придания большей легитимности своему правовому детищу.
«Скрижали» конституции в произведениях изобразительного искусства представлены, как правило, не в наиболее древнем, остроконечном виде, а с закругленным верхом, что соответствует представлениям, сформировавшимся в Средние века, и показывает относительно недавние эстетические корни изображения по отношению ко времени появления писаных конституций. Это свидетельствует о том, что использование образа скрижалей художниками в отношении них органично вытекало из религиозного образования населения и постоянно и непосредственно наблюдаемых икон. Соответственно зритель должен был воспринимать изображение конституции в виде скрижалей тоже по аналогии с известными ему религиозными изображениями.
Пренебрежительное отношение к данному образу конституции даже в карикатурах практически не встречается. Его использование может выражать ироническое отношение к изображенному персонажу или событию, но это именно ирония, направленная на снижение впечатления, создаваемого официальной пропагандой или стратегией того или иного политического деятеля.
Список литературы
Андреева Г.Н. Образ конституции в виде книги в произведениях изобразительного искусства // Вестник культурологии. - М., 2020 а. - № 3(94). - С. 10-33.
Андреева Г.Н. Типичные и редкие образы конституции в произведениях изобразительного искусства и их правовое содержание // International Conference on Global Trends in Academic Research. Conference Proceedings. (June 30 th 2020, Los Gatos, USA). -Los Gatos (USA), 2020 б. - С. 119-129.
БлаватскаяЕ.С. Скрижали астрального света. - М.: Эксмо, 2006. - 893 [1] с.
Ванеян С. Камни памяти: монумент, документ, крипта, бункер // Журнальный клуб Интелрос «Логос». - М., 2017. - T. 27, № 6. - С. 203-236.
Гибсон К. Как читать символы. Интенсивный курс по символам и их толкованиям. - М.: РИПОЛ классик, 2011. - 256 с.
Зингер Г.-Д. Скрижали Завета в Иерусалиме. - URL: https://ja-tora.com/skrizhaH-zaveta-v-ierusalime/ (дата обращения 30.07.2020)
Иванов С.В. Скрижали физиогномического кода: семантика и семиотика // Наука, образование и духовность в контексте концепции устойчивого развития: Материалы всероссийской научно-практической конференции (г. Ухта, 2425 ноября 2016 г.): в 4 частях / под общей редакцией М.К. Петрова. - Ухта, 2017. -С. 30-34.
Исаев И.А. Основная норма («Скрижали революционного закона») // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). - М., 2018. - № 8 (48). - С. 20-33.
Ларичев В.Е. Скрижали законов течения времени, возникновения мироздания и его устроения (прочтение знаковых записей на жезлах из погребения детей в Сунгури // Гуманитарные науки в Сибири. - Новосибирск, 2003. - № 3. - С. 3-10.
Меньшиков Е.Р. Музыкальная скрижаль искусства: симфонизм как художественный метод 20-х годов ХХ века // Труды Санкт-Петербургского государственного университета культуры. - СПб., 2010. - Т. 190. - С. 404-415.
Морозов В.Н. «Изумрудная скрижаль» Гермеса Трисмегиста в русской переводной литературе XVIII-XIX веков // Aliter. - СПб.: Изд-во Ассоциации исследователей эзотеризма и мистицизма, 2018. - № 10. - С. 106-112.
Орлова Н.М. «И вынес нам свои скрижали»: Библия и художественный текст // Междисциплинарные связи при изучении литературы: сборник научных трудов конференции. Саратов, 30-31 мая 2019 г. / под редакцией Т.Д. Беловой, А.Л. Фокеева. -Саратов, 2019. - С. 149-155.
Рэйкенборг Я.В. Изумрудная скрижаль и герметический свод Гермеса Трисмегиста: пер. с англ. - М.: Амрита-Русь, 2004. - 21 с.
Стоякин М.А., Соболев А.Е. Характеристика золотой скрижали из храмового комплекса Мирыкса в Пэкче // Universum Humanitarium. - Новосибирск: Новосибирский национальный исследовательский государственный ун-тет, 2017. - № 2. -С. 188-200.
ФолиДж. Энциклопедия знаков и символов. - М.: АСТ-Вече, 1997. - 432 с.
Холл Дж. Словарь сюжетов и символов в искусстве. - М.: КРОН-Пресс, 1996. -656 с.
Черкасов П.П. Лафайет: Политическая биография. - М.: Мысль, 1990. - 376 с.
Шанский Н.М., Иванов В.В., Шанская Г.В. Краткий этимологический словарь русского языка. - М: Просвещение, 1971. - 542 с.
Château Lafayette. - URL: http://www.chateau-lafayette.com/La-Declaration-des-Droits-de-l.html (accessed 30.07.2020)
Droits de l'Homme et du Citoyen: fresque sur grand écrin. - URL: https://www.sevres.fr/droits-de-lhomme-et-du-citoyen-fresque-sur-grand-ecrin (accessed: 30.07.2020)
Le Musée Carnavalet. La Declaration des Droits de l'Homme et du Citoyen. - URL: https://www.carnavalet.paris.fr/fr/collections/declaration-des-droits-de-l-homme-et-du-citoyen (accessed: 30.07.2020)
Olmo Lete G., del. Moisés y la Ley // Historiae. - 2014. - N 11. - P. 1-17.
Pins-pin magnifique Declaration des droits de l'Homme et du Citoyen Lafayette. -URL: https://www.ebay.fr/itm/ -PIN-MAGNIFIQUE-DECLARATION-DES-DROITS-DE-LHOMME-ET-DU-CITOYEN-LAFAYETTE-/372751676716
References
Andreeva, G.N. (2020 a). Obraz konstitucii v vide knigi v proizvedenijah izo-brazitel'nogo iskusstva. In Vestnik kul'turologii, (3). Moscow: INION RAN.
Andreeva, G.N. (2020 b, June 30 th). Tipichnye i redkie obrazy konstitucii v proizvedenijah izobrazitel'nogo iskusstva i ih pravovoe soderzhanie. In International Conference on Global Trends in Academic Research. Conference Proceedings, (pp. 119-129). Los Gatos, USA.
Blavatskaja, E.S. (2006). Skrizhali astral'nogo sveta. Moscow: Jeksmo.
Vaneyan, S. (2017). Kamni pamyati: monument, dokument, kripta, bunker. In Zhurnal'nyj klub Intelros «Logos», (T. 27), (6) 203-236. Moscow.
Gibson, K. (2011). Kak chitat' simvoly. Intensivnyj kurs po simvolam i ih tolkovnijam. Moscow: RIPOL klassik.
Zinger, G.-D. Skrizhali Zaveta v Ierusalime. Retrieved from: URL: https://ja-tora.com/skrizhali-zaveta-v-ierusalime/ (accessed: 30.07.2020)
Ivanov, S.V. (2017). Skrizhali fiziognomicheskogo koda: semantika i semiotika. In: Nauka, obrazovanie i duhovnost' v kontekste koncepcii ustojchivogo razvitija. Materialy vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii (g. Uhta, 24—25 nojabrja 2016 g.). V 4-h chastjah. M.K. Petrova (ed.) (pp. 30-34). Uhta.
Isaev, I.A. (2018). Osnovnaja norma («Skrizhali revoljucionnogo zakona») [The Fundamental Norm («The Tables of Revolutionary Law»)]. In Vestnik Universiteta imeni O.E. Kutafina (MGJuA), (8), 20-33.
Larichev, V.E. (2003). Skrizhali zakonov techenija vremeni, vozniknovenija mirozdan-ija i ego ustroenija (prochtenie znakovyh zapisej na zhezlah iz pogrebenija detej v Sunguri) [Tables of the laws of the course of time, the emergence of the universe and its arrangement (reading iconic records on the rods from the burial of children in Sunguri)]. In Gumani-tarnye nauki v Sibiri, (3) 3-10. Novosibirsk.
Men'shikov, E.R. (2010). Muzykal'naja skrizhal' iskusstva: simfonizm kak hudozhestvennyj metod 20-h godov XX veka [Musical tables of art: symphonism as an artistic method of the 1920 s] In Trudy Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury, (T. 190), 404-415. Saint Petersburg.
Morozov, V.N. (2018). «Izumrudnaja skrizhal'» Germesa Trismegista v russkoj perevodnoj literature XVÏÏI-XIX vekov ["Emerald Tables" by Hermes Trismegist in Russian translated literature of the 18 th-19 th centuries]. In Aliter, (10), 106-112. Saint Petersburg: Izd-vo Associacii issledovatelej ezoterizma i misticizma.
Orlova, N.M. (2019). «I vynes nam svoi skrizhali»: Biblija i hudozhestvennyj tekst ["And He Brought us his Tables": Bible and Fiction Text]. In Mezhdisciplinarnye svjazipri izuchenii literatury. Sbornik nauchnyh trudov konferencii. Saratov, 30-31 maja 2019 g. T.D. Belovoj & A.L. Fokeeva (eds.), (pp. 149-155). Saratov.
Rjejkenborg, Ja.V. (2004). Izumrudnaja skrizhal' i germeticheskij svod Germesa Trismegista [Emerald Table and Hermes Trismegist Hermetic Vault]. Transl. from engl. Moscow: Amrita-Rus'.
Stojakin, M.A. & Sobolev A.E. (2017). Harakteristika zolotoj skrizhali iz hramovogo kompleksa Miryksa v Pjekche [Characterization of a gold table from the Miryks temple complex in Baekje]. In Universum Humanitarium, (2), 188-200. Novosibirsk: Novosibirskij nacional'nyj issledovatel'skij gosudarstvennyj un-tet.
Foli, Dzh. (1997). Enciklopediya znakov i simvolov. [The Encyclopedia Of Signs And Symbols]. Moscow: AST-Veche.
Holl, Dzh. (1996). Slovar' sjuzhetov i simvolov v iskusstve [Hall J. Dictionary of subjects and symbols in art]. Moscow: KRON-Press.
Cherkasov, P.P. (1990). Lafajet: Politicheskaja biografija. [Lafayette: Political biography]. Moscow: Mysl'.
Shanskij, N.M., Ivanov, V.V. & Shanskaja G.V. (1971). Kratkij jetimologicheskij slovar' russkogo jazyka. [Short etymological dictionary of the Russian language]. Moscow: Prosveshhenie.
Château Lafayette. Retrieved from: URL: http://www.chateau-lafayette.com/La-Declaration-des-Droits-de-l.html (accessed 30.07.2020)
Droits de l'Homme et du Citoyen: fresque sur grand écrin. Retrieved from: URL: https://www.sevres.fr/droits-de-lhomme-et-du-citoyen-fresque-sur-grand-ecrin (accessed: 30.07.2020)
Le Musée Carnavalet. La Declaration des Droits de l'Homme et du Citoyen. Retrieved from: URL: https://www.carnavalet.paris.fr/fr/collections/declaration-des-droits-de-l-homme-et-du-citoyen (accessed: 30.07.2020)
Olmo Lete, G., del. (2014). Moisés y la Ley. In Historiae, (11), 1-17.
Pins-pin magnifique Declaration des droits de l'Homme et du Citoyen Lafayette. Retrieved from: URL: https://www.ebay.fr/itm/ -PIN-MAGNIFIQUE-DECLARATION-DES-DROITS-DE-LHOMME-ET-DU-CITOYEN-LAF AYETTE-/372751676716