Г.Н. Андреева*
ПОДГОТОВКА КОНСТИТУЦИИ В КАРИКАТУРАХ: ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ (ИСТОРИКО-ПРАВОВОЕ ЭССЕ)
Аннотация. В статье на основе привлечения работ по конституционному праву, политической лингвистике, политологии, истории и искусствоведению проанализировано различие между отражением в карикатурах подготовки конституции на заре конституционализма и в настоящее время. Показано, что в прошлом работы карикатуристов чаще отражали спонтанность и конкурентный характер конституционного процесса, а также обличали противников конституции, в настоящее время карикатуристы критически оценивают партийное влияние на процесс создания конституции и юмористически отображают законодательно-техническую сторону конституционного процесса, формализованную за время существования конституций.
Ключевые слова: конституция, карикатура, история, источниковедение, конституционное право, подготовка конституции, отношение к конституции
Конституция как основополагающий документ государства с момента своего появления неизменно привлекает внимание художников-карикатуристов. Создаваемые ими образы конституции определяются спецификой данного жанра: «Карикатура (итал. caricatura, от caricare -нагружать, преувеличивать) - жанр искусства, изображение, создающее комический эффект в целях осмеяния и критической оценки того или иного лица или общественного явления. Карикатура использует средства сатиры и юмора, шаржа, гротеска и художественной гиперболы; в ней соединяются реальное и фантастическое, преувеличиваются и заостряются характерные черты фигуры, лица, костюма, манеры поведения, применяются неожиданные сопоставления»1. Применительно к изображениям конституции речь идет, естественно, о политической карикатуре, которая является объектом исследования разных наук: искусствоведения, исторической науки, политологии, политической лингвистики, и, в последнее время, конституционного права. Причем для использования карикатуры в целях науки конституционного права необходимо привлечение результатов исследования и методов других вышеперечисленных наук. Такая особенность исследования карикатуры связана с ее мультимодальной природой.
В искусствоведении политическая карикатура активно изучается примерно с середины XIX в. (но политические карикатуры в современном понимании известны с XVII в.). В это же время она становится предметом
* Андреева Галина Николаевна, кандидат юридических наук, доцент, ведущий научный сотрудник ИНИОНРАН, [email protected]
1 Большая российская энциклопедия. Т. 13. М., 2009. С. 155.
6
коллекционирования1, как частного, так и музейного, благодаря чему мы имеем возможность познакомиться со многими ценными карикатурами, которые в противном случае были бы утрачены, кроме того, исследование соответствующих музейных коллекций является важным вкладом в изучение политической карикатуры. В искусствоведческих работах анализируется ряд таких черт политической карикатуры, которые важны и их изучения в рамках науки конституционного права. Как писали еще в начале ХХ века, карикатура «вечно живая, остроумная и протестующая, ... приковывает внимание всех и каждого и действует иногда сильнее, чем целая книга доказательств. Влияние ее на толпу неоспоримо. Благодаря ей в массу приникают такие истины и факты, которые без карикатуры, быть может, остались бы неизвестны или неверно поняты»2. Кроме того, карикатура как жанр изобразительного искусства обладает рядом особенностей, позволяющих ей особенно ярко выражать политические идеи. Искусствоведы (как, впрочем, и историки) справедливо любят цитировать высказывание известного карикатуриста Б. Ефимова о том, что «у карикатуры свои законы, своя метафорическая логика, своя система. В ней самым дерзким образом совмещается несовместимое, реальное переплетается с фантастическим. и, тем не менее, структура и композиция сатирического рисунка подчинены строгому расчету и замыслу автора, вся внешняя ее фантастика, управляемая твердой рукой художника, служит для выражения конкретной и ясной
3
мысли» .
Это свойство карикатуры расширяет возможности передачи многомерного содержания изображаемых политических и конституционно-правовых явлений и, в том числе, конституции. В карикатурах конституция предстает то в виде женщины в античном наряде, то свитка, то книги, то простого смятого клочка бумаги, то ремонтируемого здания, то разрушаемой стены, то собрания пазлов и т.д. Образ конституции-книги, разумеется, встречается наиболее часто, это своего рода прецедентный образ, как его называют искусствоведы, узнаваемый, понятный и уже наделенный определенными смыслами, с которыми может «играть» художник. Изображая в образной метафорической форме определенные действия с опредмеченной в карикатуре конституцией, художник-карикатурист выражает свое субъективное мнение о том, что происходит с конституцией в реальности, но, как отмечается в научной литературе, «образная система карикатуры имеет выход на национальное коллективное сознание и
4
восприятие действительности» , что применительно к карикатурам на
1 См. об этом: И.С. Рыбачёнок И.С. Политическая карикатура на рубеже XIX- ХХ веков. Коллекция французского журналиста Дж.Гран-Картере // Новая и новейшая история. М., 2011. №2. С.188 -189.
Швыров А.В. Иллюстрированная история карикатуры с древнейших времен до наших дней. СПб., 1903. С. 4.
Ефимов Б. Основы понимания карикатуры. М., 1961. С. 52.
4 Ражев А.В. Карикатура как исторический источник при изучении международных отношений 1930 г.: Методическое пособие. Челябинск, 2018. С. 5.
7
конституцию позволяет понять нюансы ее понимания и восприятия обществом, узнать, какие эмоции она вызывала или вызывает у населения, какие аспекты ее содержания, разработки или применения представляются наиболее уязвимыми.
В центре внимания историков находятся, прежде всего, такие черты политической карикатуры, которые позволяют точнее реконструировать исторический процесс или конкретную историческую ситуацию. Соответственно большое значение приобретает атрибуция данного источника и его историко-логический анализ, используемый и при изучении истории конституционного права. Соответственно предполагается приложение к карикатуре, как историческому источнику, знаний, полученных в рамках источниковедения истории, в том числе в теоретико-методологическом плане (о сущности источников как носителей сведений о прошлом, об их социальной природе, о соотношении в них объективного и субъективного, об адекватности и отражении ими исторической действительности, о типах и видах источников, об информативных возможностях источников, об основных принципах, путях и методах критики источников и обработки и анализа содержащихся в них сведений и др.1). Известный историк-источниковед И.Д.Ковальченко отмечал, что «особой формой выражения социальной информации отличаются источники изобразительные. В содержательном плане зафиксированная в них информация об исторической действительности имеет специфические методы и формы выражения и в этом смысле в значительной мере является как бы закодированной, а поэтому и скрытой. Для ее «прочтения» и использования в историческом исследовании необходима дешифровка, своеобразное «прикрывающей» ее системы изобразительных принципов и методов, присущих эпохе создания этих источников» . Н.П.Финягина обращает внимание на особую природу карикатуры как исторического источника: она должна рассматриваться как синтез изображения и текста (название, подпись, реплики персонажей на рисунке, надписи, комментарий
-5
художника) . Поскольку карикатура является «сиюминутной реакцией» на какие-то исторические события и факты, для использования ее в качестве исторического и достоверного источника требуется реконструкция целого ряда событий и идентификация различных персонажей. Понятно, что чем больше прошло времени с момента создания карикатуры, тем больше требуется пояснений при ее анализе и тем сложнее уловить все скрытые смыслы.
1 Ковальченко И.Д. Методы исторического исследования. М., 2003. С. 119.
2 Там же. С. 133.
Финягина Н.П. Сатирическая графика как исторический источник // Труды НИИ культуры. Т.11. М., 1974. С. 188.
В политической науке политические карикатуры являются частью дискурса1. Их изучение позволяет расширить представления о политических процессах, деятельности и содержании программ различных политических партий и групп, в том числе и конституционные аспекты политической деятельности.
Политическая лингвистика представляет значительный интерес для науки конституционного права при изучении карикатур на конституции с точки зрения использования ее выводов и методики анализа креолизованных текстов2, т.е. текстов, состоящих из двух частей - вербальной, языковой и невербальной (принадлежащей к другим знаковым системам, в том числе изображенное графически), что характерно для политической карикатуры. В работах по политической лингвистике прослеживается влияние, которое оказывает текст на понимание и интерпретацию политической карикатуры, средства, которыми достигается иронический эффект в карикатурах на политическую тему, анализируется игра слов в политической карикатуре и др. . Поскольку в карикатурах, изображающих конституцию, также используется игра слов, аллюзия, оксюморон и другие языковые средства, результаты и методика исследований по политической лингвистике используются и в работах по конституционному праву.
Для конституционного права ценность произведений изобразительного искусства вообще, и политической карикатуры в частности, связана с возможностью увидеть через художественно осмысленный образ реальную жизнь конституции, ее восприятие разными группами населения, точнее оценить слабые и сильные стороны, необходимость изменения текста конституции или разъяснения его особенностей, важных сторон и контекста4. Для истории конституционного права политические карикатуры, посвященные ранее действовавших конституциям, созданные их
1 Середина Е.В. Карикатура в политическом дискурсе // Вестник научных конференций. Тамбов, 2017. № 3-3 (19). С. 113-114.
2 Эбзеева Ю.Н., Дугалич Н.М. Методика анализа креолизованного текста политической карикатуры на арабском и французском языках// Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение, журналистика. 2018. Т. 23. №1. С. 127-133.
3 „
См. например: Лебедева А.Ю., Иванова А.В. Карикатура как комический креолизованный текст в политическом дискурсе // Актульные направления научных исследований: от теории к практике. Чебоксары, 2015. №4 (6). С. 221-226; Арестов А.А., Кобякова И.А. Средства достижения иронического эффекта в испанских статьях и карикатурах на политическую тему // Universum romanum. Материалы IV Международной научно-практич. конференции. Астрахань, 24-25 октября 2016. Астрахань, 2016. С. 60-65; Дугалич Н.М., Зябкина Е.И. Игра слов в английской, арабской и французской политической карикатуре // Apriori. Серия Гуманитарные науки. Краснодар, 2017. №1. URL: http://apriori-journal.ru/seria1/1-2017/Dugalich-Zyabkina.pdf (дата обращения 1 августа 2019 г.).
4 Андреева Г.Н. Конституция как объект искусства // International Conference on Arts, Culture, Literature, Languages, Humanities and Philosophy for Sustainable Societal Development, 13. 11. 2017, Rome, Italy. С. 76-97; Павленко Е.М. Конституция в произведениях искусства: научный доклад. М.: Дело, 2018. 32 [2]с.
9
современниками, является возможностью изучения их черт, которые в настоящее время подчас воспринимаются иначе в контексте конституционной эволюции и накопленного и опыта. Обращение к старым карикатурам позволяет детальнее и объемнее реконструировать исторические условия создания прежних конституций. Особенно это важно для продолжающих действовать «старых» конституций, как, например, Конституция США 1787 г. Кроме того, карикатура может быть использована и используется в учебном процессе для лучшего понимания студентами сущности конституций1.
Поскольку охватить все множество карикатур, накопленное к настоящему моменту, и проследить все этапы эволюции в рамках одной статьи не представляется возможным, проведем сопоставление карикатур периода первых конституций с современными карикатурами применительно к такому ключевому моменту как подготовка конституции.
Знаменитый немецкий государствовед Г. Еллинек справедливо отмечал, что «одним общим словом нельзя охватить совокупность тех идей, которые привели к выработке современных конституций: все в истории -результат часто необозримого многообразия причин. Не последнее место занимала здесь столь могущественная в период рационализма вера в мощь сознательного творчества человеческой мысли. Исцелить общественные недуги - таково призвание законодателя, властителя государства, просвещенная воля которого в состоянии искоренить зло в обществе, поскольку это вообще в пределах человеческих сил. Но над законодателем стоит еще высшая сила - основные законы, те незыблемые столбы, на которых покоится все государственное строение; изменяясь только сообразно своим прочным нормам, непоколебимые для властей, которые ими же установлены, эти основные законы должны на вечные времена силой своей непреоборимой мощи руководить государственной жизнью»2. Созданные в эпоху раннего конституционализма карикатуры являлись в значительной мере иллюстрацией этой мысли: они отражали озабоченность населения относительно легитимности конституционного процесса, (не)справедливости отражения в нем интересов различных групп, успешности его завершения и т.д. Соответственно, карикатуры этого периода насыщены эмоциями сопереживания, опасений, разочарования и другими, выраженными в юмористической или сатирической форме.
Обратимся в качестве примера к истории Конституции Франции 1791 г. Для многих (хотя и не всех) ее современников и создателей она являлась трансформацией прежнего конституционного порядка. Как отмечал известный политический деятель этой эпохи Жозеф де Местр «существовали три разных взгляда на старую французскую конституцию: одни полагали, что нация никогда не обладала конституцией, другие утверждали
1 Андреева Г.Н. Конституционное право зарубежных стран: Учебник. М., 2009. С. 69, 120, 160, 183, 247, 256 и др.
2 Еллинек Г. Конституции, их изменения и преобразования. СПб: Право, 1907. С. 3.
противоположное, некоторые, наконец, придерживались промежуточного суждения: они допускали, что французы действительно имели конституцию, но она никоим образом не соблюдалась»1. Какой же представала конституция Старого порядка в трактовке карикатуристов? К моменту французской революции отношения трех сословий в XVIII в. были уже достаточно напряженными, что иллюстрируют многочисленные карикатуры. Одна из них встречается в целом ряде вариантов, в которых варьируется изображение представителя третьего сословия и связанные с ним детали (то это крестьянин, то горожанин), но суть одна и та же. Проанализируем вариант данной карикатуры, хранящийся в Музее Карнавале (Париж) (илл. 1).
Илл. 1 Карикатура. Гравюра XVIII в. Музей Карнавале (Париж).Ц^: http://www.carnavalet.paris.fr/sites/default/files/editeur/dossier_pedagogique_1.pdf (дата
обращения 1 августа 2019 г.)
АГТ KSPERKR q'Ki' SE jeu LA FINIRA вея тот
На карикатуре изображено трое мужчин, причем один из них несет на своей спине остальных двух. Социальный статус персонажей считывался в свое время легко. Несущий других мужчина - это изможденный крестьянин. Он опирается на мотыгу, беден, обут в деревянные сабо (в отличие от других персонажей в кожаной обуви) и порванную и ветхую одежду. Картину нищеты крестьянина довершает то, что птицы и кролики съедают плоды его труда. Его поза говорит о том, что сидящие на нем сословия слишком тяжелы для него. Как отмечает специалист музея Карнавале А.Райцаль «карикатурист таким образом показывает, какую обузу представляют собой два сословия для народа, несущего налоговое основное налоговое бремя»2.
1 Местр Ж.М. де. Рассуждения о Франции. М., 1997. С. 103.
2 Rayzal A. La révolution française à Paris Musée Carnavalet - Histoire de Paris. P.3. URL: http://www.carnavalet.paris.fr/sites/default/files/editeur/dossier_pedagogique_1.pdf (дата
обращения 1 августа 2019 г.)
Сидящие на спине крестьянина персонажи - представители двух других сословий: духовенства (монах, о чем свидетельствует фиолетовая одежда1 и крест) и дворянства (дворянин в шляпе с плюмажем и
Л
вооруженный шпагой ). «Выбегающие» из карманов персонажей тексты (распространенный в карикатурах того времени прием, используемый для пояснений) дополняют их характеристики и говорят об их приоритетах (из кармана монаха выходит текст «епископ, аббат, герцог и паритет», из кармана дворянина - «вельможные права и отработки», а на его шпаге текст «красная от крови»3).
Крестьянство в предреволюционной Франции являлось основной составной частью третьего сословия, и карикатура отражает ситуацию в стране с позиций третьего сословия, которому художник явно сочувствует. Недовольство несправедливым с позиций третьего сословия положением вещей ярко выразил аббат Сийес в своей знаменитой брошюре «Что такое третье сословие»: «Что такое третье сословие? - Все. Чем оно было до сих пор в политическом отношении. - Ничем. Чем оно желает быть? - Чем-нибудь»4. И далее он писал: «Что такое третье сословие? Вся нация, но нация в оковах и под гнетом. Чем оно было бы без привилегированных? Всей нацией, но нацией свободной и цветущей! Нет государственной жизни без третьего сословия, и все было бы гораздо лучше без остальных сословий»5.
Следует отметить, современные исследования показывают, что и в брошюре аббата Сийеса, и в данной карикатуре присутствует определенный изоморф в пользу третьего сословия. С одной стороны, действительно, принадлежащие духовенству земли не облагались налогом, а дворянство было освобождено от некоторых общественных повинностей (например, по строительству дорог) и от значительной части налогового бремени (в частности по основному прямому налогу - талье), но новые налоги, введенные в XVIII в., дворянство платило наравне с другими сословиями6. С другой стороны, в экономическом отношении и то, и другое сословие были вовсе не бесполезными паразитами, как они выглядят на карикатуре. «Как показывают исследования за последние полтора-два десятилетия, в т.ч. отечественных историков, занятый предпринимательством экономически активный слой французского общества конца XVIII в. состоял не только из
7 ~
ротюрье7, но в значительной степени также из представителей
8
привилегированных сословий»8.
1 Ibid. P.4.
Право ношения шпаги являлось одной из привилегий дворян. См. об этом: Чудинов А.В. Старый порядок во Франции и его крушение. Спб., 2017. С. 21.
"3
Rayzal A. La révolution française à Paris Musée Carnavalet - Histoire de Paris. Р.4
4 Аббат Сийес: от Бурбонов к Бонапарту. СПб., 2003. С.155.
5 Там же. С.159.
6 Чудинов А.В.Старый порядок во Франции и его крушение. С.19.
у
Ротюрье (roturier) - лицо, не принадлежащее ни к дворянству, ни к духовенству. Чудинов А.В. История Французской революции: пути познания. М., 2017. С. 180.
Однако в то время населению положение дел виделось иным, и карикатурист отразил именно его. Кроме того, во Франции в этот период (и позднее) политическая карикатура выполняла функцию катализатора политической борьбы1, и то, что «детали», известные современным историкам, опускались, вполне объяснимо. Сословия не были монолитными, существовали противоречия и внутри них: между богатым духовенством, в котором четверть епископов принадлежала к 13 аристократическим фамилиям (они и распоряжались богатствами церкви) и остальным клиром, особенно низшим, существовавшим на десятину (налог на содержание церкви); между верхушкой дворянства и обедневшим его слоем2. Тем не менее, для противостояния королю в вопросе создания конституции эти противоречия отошли на второй план, и даже все три сословия объединились, что иллюстрирует карикатура «Три сословия выковывают
"5
Конституцию 1791 г.» (Илл. 2).
Карикатура наглядно показывает, что на заре конституционализма принятие конституции воспринималось определенной, а нередко и значительной частью населения с энтузиазмом как важный, переломный этап в жизни общества. Как известно в составе Учредительного собрания, работавшего над Конституцией Франции, принятой в 1791 г., были
4
представлены все три сословия : дворянство, духовенство и третье сословие, которые изображены на карикатуре в виде трех мужчин5, выковывающих Конституцию. Одежда персонажей опять, как и на предыдущей карикатуре, прямо показывает, к каким сословиям они принадлежат: дворянин одет в красочный мундир и вооружен шпагой, о принадлежности к духовенству свидетельствует фиолетовая одежда и монашеская шапочка второго персонажа, олицетворяющего клер; наконец, простая, непритязательная одежда, защищенная фартуком, т.е. атрибутом, прямо предназначенным для работы, и вместе с тем указывающим на бережливость хозяина - у третьего персонажа, который олицетворяет третье сословие. При этом вроде бы только представитель третьего сословия (к третьему сословию относилось остальная часть населения, не являющаяся дворянами и духовенством) может быть признан способным к кузнечному делу, но само выковывание, естественно, в данном случае является метафорой конституционного процесса, передающей его динамичную творческую атмосферу. Нельзя не отметить и такую деталь, что именно третье сословие вооружено не только молотом, но и клещами, удерживающими конституцию на наковальне, тем
1 Шарапова И.Л. Роль политической карикатуры во Франции как катализатора политической борьбы // Вестник Омского университета. Омск, 2013. №3 (69). С. 162.
2 Чудинов А.В. Старый порядок во Франции и его крушение. М., 2017. С. 18, 21.
3 Данная карикатура встречается достаточно часто, и один из вариантов попал в Википедию. URL: https://fr.wikipedia.Org/wiki/Fichier:La Constitution de 1791.jpg
(дата обращения 1 августа 2019 г.).
4 Чудинов А.В. Старый порядок во Франции и его крушение. Спб., 2017. С. 167-172.
5 Интересно, что имеется и женская версия данной карикатуры. Rayzal A. La révolution française à Paris Musée Carnavalet - Histoire de Paris. P. 4.
13
самым художник дает понять, кто является важнейшей силон в конституционном процессе. С другой стороны, важна еще и сила «удара» для выражения своих интересов. С этой точки зрения персонажи, олицетворяющие дворянство и духовенство, с не меньшим, чем третье сословие, энтузиазмом бьют по наковальне, о чем свидетельствуют их позы, обеспечивающие максимальную силу удара. Это говорит о том, что они не собираются упустить свое.
Илл. 2. Три сословия выковывают Конституцию 1791 г. Неизвестный художник. Гравюра XVIII в. Musée Carnavalet, Paris. URL:
http://www.carnavalet.paris.fr/sites/default/files/editeur/dossier pédagogique 1.pdf (дата
обращения 1 августа 2019 г.)
Как известно, в результате этой конституционной «ковки» появилась Конституция 1791 г., согласно которой монарх утратил статус суверенного центра власти и целый ряд важных полномочий, включая абсолютное вето. Обращает на себя внимание и тот факт, что создается «НОВАЯ Конституция», т.е. карикатура отражает именно ту точку зрения, что ранее во Франции также была конституция. Как представляется, она была известна карикатуристу, прежде всего, в силу известного стремления ее авторов Конституции не создавать разрыва в легитимности (с чем была связана и их нацеленность на ее октроирование монархом).
Современникам карикатуриста многое говорили и использованные в качестве пояснения стихи, они придавали сатирический оттенок карикатуре. Участники конституционного процесса на карикатуре дружно, весело и задорно «выковывают» новый текст конституции под арию с текстом,
имитирующим звуки молота из невероятно популярной в то время1
л
комической оперы «Кузнец» (Le maréhal ferrant») : «Тук, тук, тук, Куй с огоньком! Тук-тук-тук, Вперед!
Нужно работать упорно!».
Сюжет этой комической оперы был хорошо известен и отнюдь не однозначен: юмористическая история сватовства со счастливым финалом, но при этом сам финал не вполне соответствовал изначальным замыслам участников3. Здесь автор карикатуры обостренным чутьем художника отразил дальнейшие непростые отношения трех сословий, которые сильно трансформировались в ходе революции4.
Возникает вопрос, насколько данная карикатура отражает реальное положение вещей? Французская исследовательница Э.Х.Лемэй собрала данные о социальном составе Учредительного собрания Франции 1789-1791 гг. Анализируя их, известный российский историк А.В.Чудинов отмечает, что из 665 депутатов третьего сословия только 93 (14%) занимались предпринимательством в сфере торговли и промышленности, если к ним прибавить 45 депутатов, непосредственно участвовавших в сельскохозяйственном производстве, то и «тогда, вместе взятые, эти категории окажутся в явном меньшинстве (21,3%) по сравнению с должностными лицами судебных и административных учреждений, составлявших вместе с лицами свободных профессий основную часть
Она выдержала более 200 представлений. URL:https://www.classic-music.ru/opera_ferrant.html (дата обращения 1 августа 2019 г.).
2 Le maréchal ferrant, opera comique en un acte, par Mr. Quetant. [Dresden], 1765. P.56.
«Кузнец» (Le maréchal ferrant) - комическая опера Ф. А. Филидора, либретто А. Ф. Кетана. Премьера состоялась в Париже 22 августа 1761 г. Сюжет этой комической оперы таков. Жанетта, дочь кузнеца Марселя, любит Колена, сына фермера. Но к Колену неравнодушна ее тетка Клодина, кузнец же хочет выдать Жанетту замуж за кучера Лябрида, пожилого вдовца. После ухода отца Жанетта впускает в дом Колена и угощает его вином из бутылки, в которой налито приготовленное кузнецом сонное питье, облегчающее пациентам операцию (Марсель не только подковывает лошадей, но и рвет людям зубы). Выпив, Колен валится наземь. Жанетта считает его умершим и с помощью двух крестьян прячет в погреб. Возвращаются кузнец и Лябрид, оба навеселе. Лябрид ухаживает за теткой Клодиной. Той это нравится. Спустившись в погреб за вином, Клодина видит проснувшегося Колена. Жанетта, в ужасе при виде «ожившего» Колена, принимает его за привидение, а Марсель — за грабителя. Все выясняется. Лябрид, дядя Колена, готов уступить Жанетту племяннику, а сам не прочь жениться на ее тетушке. Клодина согласна. URL:https://www.classic-music.ru/opera ferrant.html (дата обращения 1 августа 2019 г.)
4 Эта отраженная в карикатурах трансформация отношений трех сословий от прочного «треугольника» (который именно так символически и изображали в карикатурах) до жертв беспощадной и кровопролитной борьбы проанализирована в работе: Grandbastien J-F. L'Iconographie politique sous la révolution française // Les Cahiers Lorrains, 1989. N°2-3-4. P. 383-397.
депутатского корпуса третьего сословия»1. В таком случае для соблюдения объективности изображения типичного представителя третьего сословия карикатуристу следовало нарисовать его в виде должностного лица, но вряд ли в этом случае карикатура выполняла бы свое агитационно-пропагандистское предназначение.
В США при подготовке проекта Конституции 1787 г. нешуточные страсти разгорелись в ходе дискуссии федералистов и антифедералистов. Филадельфийский конвент был закрытым собранием, поэтому американская общественность узнала о содержании выработанного им проекта только после его передачи государствам - будущим штатам. Вот в штатах перед ратификацией собственно и происходило основное обсуждение проекта Конституции. Федералисты видели в проекте федеральной Конституции образец совершенства конституционной мысли. «Федеральный план, подобно лунному диску, подлинному наблюдателю представляется совершенным»,- писала одна из газет, представлявшая интересы
Л
сторонников федерации . В изображении ее противников -антифедералистов, наоборот, Конституция «приобретала монструозные
-5
формы» . Следует отметить, что все были согласны, что ситуация у конфедерации была сложная и требовались перемены, в том числе и из-за отсутствия у нее серьезных финансовых инструментов. Как отмечают американские исследователи К.Р.Хеннинг и М. Кесслер конституционную реформу 1787 г. в США во многом определили финансовые сложности, поскольку «до 1790 г. страна была фактически банкротом, не исполняющим обязательства по основной части своего долга, возникшего в период войны за независимость4. Острая полемика велась и по другим вопросам: необходимость создания федерации, полномочия штатов, налогообложение, отмена рабства, вопросы обеспечения безопасности и т.д. Однако антифедералисты полагали, что достаточно внесения изменений в статьи Конфедерации, а федералисты, что необходима новая Конституция и новый союз - федеративный. Вместе с тем в разных штатах в центре дискуссии были различные аспекты Конституции. Эту ситуацию отражает карикатура «Зеркало 1787 г.» (Илл. 3).
На ней изображено поведение федералистов, которые в Коннектикуте выступали за налоги на импорт, представляя торговые интересы, и антифедералистов, представлявших аграрные интересы и особенно восприимчивых к финансовым проблемам. Персонажи, изображенные на карикатуре, придерживаются противоположных взглядов, что подчеркивается использованным изобразительным приемом: все персонажи
1 Чудинов А.В. История Французской революции. М., 2017. С. 181.
2 Цит по: Филимонова М.А. Образ Конституции США 1787 г. в ратификационной кампании // Диалог со временем. 2009. №27. С.231.
3 Там же. С. 238.
4 Хеннинг К.Р, Кесслер М. Бюджетно-налоговый федерализм: исторический опыт США для Европейского союза // Экономическая политика. М., 2012. №5. С. 30.
16
ведут себя по-разному, а две сплоченные группы людей (федералисты и антифедералисты) тянут повозку с надписью «конституция» в прямо противоположные стороны, при этом пять федералистов «произносят» свои лозунги («подчиняйся Конгрессу», «ненавижу антифедералистов» и др.), а шесть антифедералистов - свои. Часть персонажей «разбрелась» по карикатуре, причем каждый «тянет» свою «песню» и занимается своим делом1. Карикатурист явно на стороне федералистов, поскольку Коннектикут Илл. 3. Зеркало 1787 г. Предположительно автор А. Дулитл. Собрание Библиотеки Конгресса США. URL: https://www.loc.gov/pictures/item/2008661778/ (дата обращения 1 августа 2019 г.)
л ч—-у —'"sTtiit¥V4-T""T"4~4 " < п" Т.**
символизирует повозка, нагруженная долгами и бумажными купюрами, под весом которых она медленно погружается в грязь, о чем возничий и предупреждает персонажей, тянущих ее в стороны. При этом справа (со стороны антифедералистов) небо затянуто грозовыми тучами, а земля в огне, что является своеобразным предсказанием художника о грозящих невзгодах в случае победы точки зрения антифедералистов.
Эмоции, отраженные в карикатурах о первых конституциях, контрастируют с содержанием многих современных карикатур, особенно относящимся к развитым демократиям. В них нередко акцентируется внимание на просчитанности текстов проектов конституций в различных аспектах, в том числе, и с точки зрения юридической проработанности.
1 Подробный анализ действий персонажей и кого именно они изображают на карикатуре, на который дана ссылка в Библиотеке Конгресса США, сделан специалистом для аукциона Сотби. См. сайт Библиотеки Конгресса. URL: ttps://www.loc.gov/pictures/item/2008661778/ (дата обращения 1 августа 2019 г.).
17
Очевидно, что за более чем два столетия существования писаных конституций выработана достаточно высокая юридическая техника, которая позволяет и производит многофакторный анализ текстов проектов, и оттачивать формулировки их статей. Однако, естественно, это совершенствование должно иметь разумные пределы, выход за которые (реальный или кажущийся) привлекает внимание карикатуристов. Интересный пример такой карикатуры - опубликованная в 2003 г. карикатура швейцарского карикатуриста с говорящим псевдонимом «Карма» о подготовке Конституции швейцарского кантона Фрайбург «Конституционная реформа на верном пути» (илл. 4 ).
Илл. 4. Карикатура «Конституционная реформа на верном пути». Автор Карма // Freiburger Nachrichten, 15. November 2003.
Verla ssimgsre form auPguicn Wegen
На карикатуре участники конституционного процесса изображены в виде поваров, с удовлетворением дегустирующих приготовленное ими блюдо из большого котла, на котором стоит значок параграф. Стоящие на столах многочисленные специи показывают, что они потрудились «на славу», добиваясь нужного вкуса блюда. И текст над поварами подтверждает это: «Чудесно! Соотношение букв L.I.N.K.S. и R.E.C.H.T. близко к отличному!». На самом деле речь идет не просто о соотношении букв. Слова, в которые они складываются, многозначны: links означает лево, слева, налево, recht -правый, правильный, в политической лексике - правый, при этом написанное с заглавной буквы (в тексте все буквы заглавные) - право в юридическом смысле1. Таким образом, здесь речь может идти и достижении почти идеального соотношении интересов левых и правых политических сил и о праве. Следует отметить, что Конституция Фрибурга, принятая в 2004 г. действительно явилась результатом достаточно долгого конституционного процесса. Ее готовили в течение четырех лет, а учитывая высокий уровень правовой швейцарской культуры в целом это немалый срок. Как отмечает
1 Сиротина Т.А. Большой современный немецко-русский и русско-немецкий словать. М., 2003. С. 234, 285
швейцарский профессор Курт Нусплигер в своей работе о полной ревизии конституций двуязычных кантонов Берн и Фрайбург, Большой совет кантона Фрайбург 20 января 1998 г. проголосовал единогласно за полную ревизию конституции кантона. Это решение было поддержано и на кантональном референдуме 13 июня 1999 г., когда полный пересмотр Конституции поддержало 92 % участников. Предложения к проекту прорабатывали восемь специализированных комитетов Конституционного совета, причем в проект вошло 391 предложение. Наконец, 16 мая 2004 г. новая Конституция была принята на референдуме, поскольку за нее высказалось 58, 03% голосовавших1.
Современные карикатуры о подготовке конституции отражают также доминирующее влияние политических партий на конституционный процесс. В постсоциалистических странах подготовка новых конституций происходила в условиях падения роли коммунистических партий и переосмысления социалистического опыта конституционного регулирования. Карикатура болгарского художника Д. Николова, которая так и подписана «Карикатура» иллюстрирует эту ситуацию.
Илл. 5. Николов Д. Карикатура // Демокрация, София, 20 юли 1991, вг. 171. С.4.
Кариклтура
Дсчко Николов
Солидный (по комплекции) мужчина, олицетворяющий, по всей видимости, депутата Великого народного собрания, уверенно отправляется вносить проект конституции в виде толстой книги, на которой написано «Конституция» и «Партиздат» с изображением серпа и молота. Проекты Конституции Болгарии 1991 г. были внесены почти двумя десятками партий, но значок скрещенного серпа и молота однозначно говорит о коммунистическом проекте. Юмористическим является контраст между
1 Nuspliger К. Das Verfahren zur Totalrevision der Kantonsverfassung. Die Beispiele der zweisprachigen Kantone Bern und Freiburg. Brig, 23. Mai 2016. URL: https://gruene-oberwallis.ch/wp-content/uploads/sites/2/2018/05/Pr%C3%A4sentation_Bern_Freiburg.pdf (дата обращения 1 августа 2019 г.).
уверенностью персонажа и общей ситуацией и настроениями в постсоциалистическом обществе. И хотя «в ходе работы конституционная комиссия исходила из равнопоставленности 16 конституционных проектов, которые отражали многообразие видения развития страны»1, в конечном итоге была принята Конституция Болгарии 1991 г., отвергающая коммунистические ценности.
Любопытные карикатуры породила подготовка Конституции Европейского союза, которая, правда, не была принята В карикатуре «Брюссельская новогодняя пекарня» (илл. 6), нарисованной карикатуристом под псевдонимом Сакураи, опять, как на заре конституционализма, кипят недюжинные страсти: повара, которые олицетворяют разные страны (какие
Илл.6. Карикатура «Брюссельская новогодняя пекарня». 21 июня 2003 г. Автор Сакураи. URL:
https://www.cvce.eu/obj/caricature de sakurai sur les dangers menacant le futur traite const itutionnel europeen 21 juin 2003-fr-909741ea-04df-4e7a-b745-30a28adef328.html (дата обращения 1 августа 2019 г.)
tf^^'er't'Ei'-insihlîbâJi.ifEi
именно, написано в виде общепринятых сокращений на их шапочках), бурно, стараясь оттеснить друг друга, готовят проект Конституции ЕС в виде «рождественского печенья» (об этом говорит надпись под на котле «проект Конституции ЕС» и уже вырезанное из теста одинокое печенье, лежащее на противне).
Здесь художник в сатирической форме изобразил отношения стран-участников ЕС при подготовке конституции, их желание добавить что-то в проект Конституции ЕС. Сложность и неоднозначность процесса подготовки
1 Ананиева Н. Към дискусията за «грешките» на новата Конституция на Република България . Конституционализъмт и съвременното развитие на България: 10 године от приемане на Конституцията на Република България 12 юли 1991 г. Варна, 2002. С. 39.
20
Конституции ЕС подчеркивается и фигурой человека, который призывает поваров поставить наконец печенье в духовку выпекаться (скорее всего здесь изображен Жискар д'Эстен, который возглавлял этот процесс, хотя сходство отдаленное), но, похоже, что художник хотел сказать, что при нешуточных страстях участников и единственном вырезанном из теста печеньем это произойдет не скоро, что оказалось своего рода пророчеством, хотя и не совсем по тем же причинам, на которые намекает карикатура. Проект Конституции ЕС, как известно, был создан, но не был принят.
Карикатуры о подготовке конституции отражают в своей совокупности два в определенной мере взаимосвязанных процесса: с одной стороны развитие карикатуры как жанра, совершенствование его приемов, способов донесения информации до зрителя, достаточно очевидно при сравнении карикатур конституций принятых в разное время, что они постепенно становятся лаконичнее, а сопровождающие их тексты короче, в целом жанр стал минималистичнее, более клиповым. С другой стороны данные карикатуры несут отпечаток эволюции конституционного процесса, который также не оставался неизменным, и отражают его совершенствование, формализацию и возросшую роль политических партий.
Библиографический список:
• Аббат Сийес: от Бурбонов к Бонапарту. СПб.: Алетейя, 2003. - 224 с.
• Андреева Г.Н. Конституция как объект изобразительного искусства // International Conference on Arts, Culture, Literature, Languages, Humanities and Philosophy for Sustainable Societal Development, 13. 11. 2017, Rome, Italy. Rome, 2017. - P. 76-97.
•Андреева Г.Н. Конституционное право зарубежных стран: Учебник. Изд. 2-е, перераб. М.: Норма, 2009 - 509 [1]с.
•Арестов А.А., Кобякова И.А. Средства достижения иронического эффекта в испанских статьях и карикатурах на политическую тему // Universum romanum. Материалы IV Международной научно-практич. конференции. Астрахань, 24-25 октября 2016. - Астрахань, 2016. - С. 60-65.
• Дугалич Н.М., Зябкина Е.И. Игра слов в английской, арабской и французской политической карикатуре // Apriori. Серия Гуманитарные науки. Краснодар, 2017. №1. URL: http://apriori-journal.ru/seria1/1-2017/Dugalich-Zyabkina.pdf (дата обращения 1 августа 2019 г.)
• Еллинек Г. Конституции, их изменения и преобразования - СПб: Право, 1907. -XXI; 95 с.
•Ефимов Б. Основы понимания карикатуры. М.: Изд-во Акад художеств СССР, 1961. - 71 с.
•Ковальченко И.Д. Методы исторического исследования. М.: Наука, 2003. - 486 с.
• Лебедева А.Ю., Иванова А.В. Карикатура как комический креолизованный текст в политическом дискурсе // Актуальные направления научных исследований: от теории к практике. 2015. №4 (6). С. 221-226.
• Местр Ж.М. де. Рассуждения о Франции. М.: Российская политическая энциклопедия (рОССПЭН), 1997. - 216 с.
• Павленко Е.М. Конституция в произведениях искусства: научный доклад. М.: Дело, 2018. - 32 [2]с.
• Ражев А.В. Карикатура как исторический источник при изучении международных отношений 1930 г.: Методическое пособие. Челябинск: ЧИППКРО, 2018. - 56 с.
• Рыбачёнок И.С.Политическая карикатура на рубеже 19-хХХ веков. Коллекция французского журналиста Дж.Гран-Картере // Новая и новейшая история. 2011. №2. C. 188-201.
• Середина Е.В. Карикатура в политическом дискурсе // Вестник научных конференций. Тамбов, 2017. № 3-3 (19). С. 113-114.
• Филимонова М.А. Образ Конституции США 1787 г. в ратификационной кампании // Диалог со временем. 2009. №27. С.230-244.
• Финягина Н.П. Сатирическая графика как исторический источник // Труды НИИ культуры. М., 1974. Т. 11. С. 128-207.
• Хеннинг К.Р, Кесслер М. Бюджетно-налоговый федерализм: исторический опыт США для Европейского союза // Экономическая политика. 2012. №5. С. 28-58.
•Чудинов А.В. Старый порядок во Франции и его крушение. СПб.: Наука, 2017. -
205 с.
•Чудинов А.В. История Французской революции: пути познания. М.: РОССПЭН, 2017. - 279 [1] с.
• Шарапова И.Л. Роль политической карикатуры во Франции как катализатора политической борьбы // Вестник Омского университета. 2013. №3 (69). С. 162-164.
• Швыров А.В. Иллюстрированная история карикатуры с древнейших времен до наших дней. СПб.: тип. П.Ф.Пантелеева, 1903. - 404 с.
•Эбзеева Ю.Н., Дугалич Н.М. Методика анализа креолизованного текста политической карикатуры на арабском и французском языках// Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение, журналистика. 2018. Т. 23, №1. С. 127-133.
• Ананиева Н. Към дискусията за «грешките» на новата Конституция на Република България . Конституционализъмт и съвременното развитие на България: 10 године от приемане на Конституцията на Република България 12 юли 1991 г. Варна: Черноризец Храбър , 2002. С. 39-50.
•Grandbastien J.-F. L'Iconographie politique sous la révolution française // Les Cahiers Lorrains. 1989. №°2-3-4. P. 383-397.
• Le maréchal ferrant, opera comique en un acte, par Mr. Quetant. [Dresden]: Libraire de la Cour, 1765. - 56 p.
•Nuspliger К. Das Verfahren zur Totalrevision der Kantonsverfassung. Die Beispiele der zweisprachigen Kantone Bern und Freiburg. Brig, 23. Mai 2016. URL: https://gruene-oberwallis.ch/wp-content/uploads/sites/2/2018/05/Pr%C3%A4sentation_Bern_Freiburg.pdf
• Rayzal A. La révolution française à Paris Musée Carnavalet - Histoire de Paris. URL: http://www.carnavalet.paris.fr/sites/default/files/editeur/dossier_pedagogique_1.pdf (дата обращения 1 августа 2019 г.)