Научная статья на тему 'Скрипичное джазовое исполнительское искусство'

Скрипичное джазовое исполнительское искусство Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
джазовое скрипичное исполнительское искусство / Д. Венути / С. Стафф / Д. С. Голощёкин / Н. Кеннеди. / jazz violin performing arts / D. Venuti / S. Staff / D. S. Goloshchekin / N. Kennedy.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Будагян Регина Робертовна

В XX в. появилось множество различных музыкальных направлений, в числе которых джаз оказался наиболее устойчивым к смене культурных парадигм. Джазовое исполнительское искусство отличается как наличием уникальных характерных выразительных средств, свойственных исключительно данному музыкальному направлению, так и синтезированных,основанных на соединении различных стилей, жанров и направлений. Так, современное скрипичное джазовое исполнительское искусство отличается синтезом различных жанров поп-музыки и академической музыки, что активным образом проявляется в творчестве Д. Голощёкина и Н. Кеннеди. Уникальность скрипичного джазового исполнительского искусства заключается в том, что, наряду с исключительно музыкальной составляющей, а именно — мелодикой, гармонией, ритмом,фактурой, джаз содержит в себе и внемузыкальные характеристики, в частности, визуальность, коммуникативность, артистизм поведения музыкантов на сцене и т. д. Именно данные отличительные особенности и способствовали признанию джаза как одного из ярких феноменов музыкального искусства XX в. Так, в середине XX столетия актуальность приобретают различные джазовые школы и первые теоретические исследования в данной области, что способствовало выведению джаза из обширного контекста развлекательной и прикладной музыки. В данной статье автором были определены и проанализированы отличительные особенности проявления джаза в скрипичном исполнительском искусстве. Выявлены основные инновационные тенденции становления и развития скрипичного джазового исполнительства, а также характерные черты внедрения музыкантами скрипки в джазовые коллективы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Violin Jazz Performing Art

Among various musical trends of the XX century jazz proved to be the most resistant to changing of cultural paradigms. Jazz performing art is characterized by expressive means that are unique to this musical direction as well as by synthesized ones based on the combination of different styles, genres and directions. Thus, modern violin jazz performing art distinguished by the synthesis of various genres of pop and academic music is manifested in the creative work of D. Goloschekin and N. Kennedy. The uniqueness of violin jazz performance is explained by the combination of the purely musical (melody, harmony, rhythm, texture) and extra-musical characteristics (visual and communicative components, artistic behavior of musicians on stage, etc). These distinctive features contributed to the recognition of jazz as one of the most important phenomena of the XX century musical art. Thus, in the middle of the XX century, variety jazz schools and the first theoretical studies in this field helped to exclude jazz from the vast context of entertaining and applied music. The author of the article has identified and analyzed the distinctive features of jazz manifestation in the violin performing art, the main innovative trends in the formation and development of violin jazz performance, as well as characteristic features of introducing the violin into jazz groups.

Текст научной работы на тему «Скрипичное джазовое исполнительское искусство»

Будагян Регина Робертовна, кандидат искусствоведения, доцент кафедры музыковедения, дирижирования и аналитической методологии Российского государственного университета им. А. Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство)

Budagyan Regina Robertovna, Ph. D. (Arts), Associate Professor at the Department of Musicology, Conducting and Analytical Methodology of the Russian State University named after A. N. Kosygin (Technology. Design. Art)

E-mail: r.budagyan@mail.ru

СКРИПИЧНОЕ ДЖАЗОВОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЕ ИСКУССТВО

В XX в. появилось множество различных музыкальных направлений, в числе которых джаз оказался наиболее устойчивым к смене культурных парадигм. Джазовое исполнительское искусство отличается как наличием уникальных характерных выразительных средств, свойственных исключительно данному музыкальному направлению, так и синтезированных, основанных на соединении различных стилей, жанров и направлений. Так, современное скрипичное джазовое исполнительское искусство отличается синтезом различных жанров поп-музыки и академической музыки, что активным образом проявляется в творчестве Д. Голощёкина и Н. Кеннеди. Уникальность скрипичного джазового исполнительского искусства заключается в том, что, наряду с исключительно музыкальной составляющей, а именно — мелодикой, гармонией, ритмом, фактурой, джаз содержит в себе и внемузыкальные характеристики, в частности, визуальность, коммуникативность, артистизм поведения музыкантов на сцене и т. д. Именно данные отличительные особенности и способствовали признанию джаза как одного из ярких феноменов музыкального искусства XX в. Так, в середине XX столетия актуальность приобретают различные джазовые школы и первые теоретические исследования в данной области, что способствовало выведению джаза из обширного контекста развлекательной и прикладной музыки. В данной статье автором были определены и проанализированы отличительные особенности проявления джаза в скрипичном исполнительском искусстве. Выявлены основные инновационные тенденции становления и развития скрипичного джазового исполнительства, а также характерные черты внедрения музыкантами скрипки в джазовые коллективы.

Ключевые слова: джазовое скрипичное исполнительское искусство, Д. Венути, С. Стафф, Д. С. Голощёкин, Н. Кеннеди.

VIOLIN JAZZ PERFORMING ART

Among various musical trends of the XX century jazz proved to be the most resistant to changing of cultural paradigms. Jazz performing art is characterized by expressive means that are unique to this musical direction as well as by synthesized ones based on the combination of different styles, genres and directions. Thus, modern violin jazz performing art distinguished by the synthesis of various genres of pop and academic music is manifested in the creative work of D. Goloschekin and N. Kennedy. The uniqueness ofviolin jazz performance is explained by the combination of the purely musical (melody, harmony, rhythm, texture) and extra-musical characteristics (visual and communicative components, artistic behavior of musicians on stage, etc). These distinctive features contributed to the recognition of jazz as one of the most important phenomena of the XX century musical art. Thus, in the middle of the XX century, variety jazz schools and the first theoretical studies in this field helped to exclude jazz from the vast context of entertaining and applied music. The author of the article has identified and analyzed the distinctive features of jazz manifestation in the violin performing art, the main innovative trends in the formation and development of violin jazz performance, as well as characteristic features of introducing the violin into jazz groups.

Key words: jazz violin performing arts, D. Venuti, S. Staff, D. S. Goloshchekin, N. Kennedy.

В начале XX в. музыканты стали активным образом применять скрипку в джазовом исполнительском искусстве. Причиной применения скрипичного тембра в джазовых коллективах является расширение рамок джазового исполнительского искусства, внедрение инновационного для данного направления инструмента с целью тембрального и инструментального обогащения исполняемых композиций, а также раскрытие джазового потенциала в традиционно акустической скрипке. Безусловно, джазовыми скрипачами были введены и применены уникальные исполнительские приемы, такие как скрипка капо, выдувание звука для создания характерного джазового саунда и многие др.

Джазовое исполнительское искусство отличается регулярным совершенствованием музыкантами своего исполнительского мастерства, глубокой самоотдачей, а также высоким уровнем профессионализма. Находясь в тесной взаимосвязи с философией, религией и

политикой, джаз является главным индикатором всех социокультурных, политических и экономических преобразований, происходивших в обществе.

Основными характеристиками джазового исполнительского искусства являются интернационализм, коммуникативность, креативность и др. Зарождение джаза, «истоки которого происходили из афроамериканской народной музыки, претерпело настолько значительную трансформацию, что вывело джазовое исполнительское искусство на новый уровень» [3, с. 143]. Инновацион-ность джаза заключалась в том, что в рамках данного направления свою актуальность приобрел особый тип взаимодействия музыканта со слушателем. Так, в отличие от фольклорных направлений, стремящихся к сохранению аутентичных древних традиций народного исполнительства, джазовое искусство, основанное на народном творчестве, отличается синтезом с различными современными музыкальными направлениями [6,

с. 125]. В частности, основными составляющими джаза являются остросовременные мелодии, ритмы и тембры. Зачастую джазовое исполнительское искусство основывается на постоянном диалоге как между участниками ансамбля, так и со зрителями.

Музыкальные диалоги между участниками джазового ансамбля, как утверждает Е. В. Строкова, «броуновское движение» их партий внутри общего звучания усложняют гармонический язык, усиливают значение мелодических линий в фактуре, насыщают ее многочисленными интонационными «токами», сближая ее с полифоническим типом [12, с. 12]. Именно данным фактом и определен высокий интерес джазовых музыкантов к композиторскому наследию И. С. Баха. Многие современные критики, музыканты и ученые доказали факты родства музыки немецкого композитора с джазовой. Так, британский скрипач Найджел Кеннеди в одном из своих интервью утверждал: «Многие слушатели ведь находят — и небезосновательно! — параллели между произведениями И. С. Баха и джазом с его сложными гармоническими решениями» [4]. Другой легендарный музыкант — саксофонист Ли Кониц — заверял, что именно в наследии И. С. Баха, в его произведениях, актуальность приобретает джазовый свинг, различные удвоения темпов, а также музыкальные фразы, характерные для джазового исполнительского искусства [10].

В современном музыкальном искусстве актуализируется такое понятие, как «классик-джаз», которое приобрело свою значимость в результате проявления процесса джазовизации академической музыки. Классик-джаз характеризуется синтезом академического музыкального искусства с современным джазовым. В частности, особенно ярко это проявляется в применении джазового инструментария в составе камерных и оркестровых составов, а также в использовании различных джазовых направлений, таких как свинг, бибоп, мейнстрим, соул-джаз в процессе создания кавер-версий, ремиксов, римейков академического репертуара.

Творческий поиск новых выразительных возможностей музыкальных инструментов, как утверждают М. Л. Зайцева и Р. Р. Будагян, является одним из важных факторов прогрессивности джаза, стремящегося к «синтезу традиционного и экспериментального» [7, с. 74], а также, по мнению А. А. Сердюкова, к «сохранению в музыке идей творческой спонтанности и эмоциональной непосредственности выражения» [11, с. 12]. Главную системообразующую традицию академической музыкальной культуры, как отмечает А. А. Сердюков, «достаточно длительный период определяла "скрип-туальная" концепция — опора на письменный текст (нотную запись) произведения. В его звуковом воплощении господствовала жесткая установка на соблюдение абсолютно неизменной языковой конструкции» [10, с. 3]. Исследователь отмечает, что лишь с 90-х гг. ХХ в. в академической музыке стала «возрождаться и распространяться практика концертной импровизации» [10, с. 3].

Первым скрипачом, применившим джазовое исполнительское искусство на акустической скрипке, является

американский скрипач Джо Венути (Joe Venuti, полное имя Джузеппе Венути, 1904-1978, фото 1).

Фото 1.

Именно Джо Венути стал основоположником инновационно-уникальной исполнительской техники — «скрипка капо». Уникальность данной техники заключается в том, что она «основана на применении большого пальца в качестве корневого при игре на скрипке» [2, с. 17] (композиция «Спасибо тебе, Джо Венути!» [«Thank You Joe Venuti!»], запись 1973 г.). Отличительной тем-бральной особенностью данной техники является мягкая атака звука, а также инновационное его обогащение. Наряду с техникой левой руки, Д. Венути проводил эксперименты и с формой смычка, реконструируя его таким образом, чтобы он охватывал все струны и облегчал исполнение пассажей, арпеджио и аккордовых последовательностей (композиция «Спасибо тебе, Джо Венути!» [«Thank You Joe Venuti!»], запись 1973 г.). Отметим, что именно посредством разработки и применения данных исполнительских техник Д. Венути скрипка впервые завоевала место солирующего инструмента в составе джаз-ансамблей, а сам Венути вошел в историю в качестве «отца джазовой скрипки».

Основной целью всех данных инновационных свершений в области скрипичного исполнительского искусства является стремление Д. Венути приблизить звучание и тембр скрипки к тембру духовых джазовых инструментов, в частности, саксофона, трубы, флю-гельгорна и др. Еще одним специфическим исполнительским приемом является прием дробного движения смычка правой рукой, при котором достигается акустический эффект «выдувания» нот, «характерных амплитудно-частотных колебаний звука, свойственных духовым джазовым инструментам» [1] (композиция «Еще раз с чувством» [«Once More With Feeling»], запись 1969 г.). Также Д. Венути изобрел и другой исполнительский прием, основу которого составляло исполнение мелодии композиции с большим количеством глиссандо. Данный прием получил название «четвертитоновая альтерация» и сближал исполнительский процесс скрипача с механизмом интонирования духовика (композиция «Чай для двоих» [«Tea for two»], запись 2010 г.).

В скрипичном джазовом исполнительском искусстве особую актуальность начинает приобретать прием

44

темброимитации духовым джазовым инструментам.

Помимо Д. Венути, разработкой инновационных характерных джазовых исполнительских приемов на скрипке занимался и Смит Стафф (композиция «Горн называется блюзом» [«Bugle Call Blues»], запись 1965 г.). Смит Стафф (1909-1967, фото 2) — поклонник творчества выдающегося джазового трубача и вокалиста Луи Армстронга, он способствовал популяризации таких направлений джазовой музыки, как свинг и бибоп.

Фото 2. Смит Стафф

Усовершенствовав технику игры с большим количеством глиссандо, С. Стафф изобрел прием, отличающийся интенсивным нисходящим вибрационным скольжением пальца на фоне четко ритмизованной последовательности трелей, что проявляется, в частности, в композиции «Вчера» [«Yesterdays»] (запись 1965 г.).

На рубеже XX-XXI вв. в российском музыкальном исполнительском искусстве появляется петербургский мультиинструменталист Давид Семенович Голо-щекин (род. в 1944 г., фото 3). Именно Д. Голощекин является продолжателем традиций джазового исполнительства на скрипке. Отметим, что интерес к джазу у музыканта зародился еще в юные годы, во время активной исполнительской деятельности в составе ленинградских джаз-клубов. В одном из своих интервью мультиинструменталист отмечал, что скрипка является не только академическим инструментом, на котором должна звучать исключительно академическая музыка. Скрипка может гармонично звучать и в современных композициях. Для того, чтобы извлечь из смычкового инструмента джазовый звук, по мнению Д. Голощекина, «нет необходимости "выпиливать смычком по дереву" по двенадцать часов в день. Необходимо перестроить полностью свои мозги» [5]. Настоящая джазовая импровизация, отмечает музыкант, «возникает лишь тогда, когда "словарный запас" музыканта направляется его умом, вкусом, вдохновением и находчивостью» [13]. Импровизация, как утверждает мультиинструменталист, является плодом большого труда исполнителя, так как

джаз насыщен различными идиомами, свойственными конкретно ему. Музыканту, по мнению скрипача, необходимо «рождать на их основе все новые и новые версии музыкального первообраза» [12].

Фото 3. Давид Семенович Голощёкин

Исполнительская манера Д. Голощекина отличается преобладанием традиционалистских тенденций, которые проявляются как в репертуарной политике скрипача, так и в имиджевой. Основу исполнительского репертуара музыканта составляют композиции Дюка Эллингтона и Джона Котрэйна («В сентиментальном настроении» [«In a sentimental mood»], Луи Армстроннга и Велмы Мидлтон (композиция «Блюз Сент-Луиса» [«Saint Louis Blues»]), квинтета Майлса Дэвиса (композиция «Это никогда не входило в мой разум» [«It Never Entered My Mind»]) и др. Сценический образ артист выстраивает, ориентируясь на элитный клубный стиль культовых джазменов (фото 3).

Наряду с ранее разработанными приемами джазового исполнительства на скрипке, Д. Голощекин применяет в своей деятельности и прием свингоимитации. Данный прием отличается характерной «сурдиновой» окраской звучания духовых инструментов. Одним из основных приемов игры в творчестве мультиинструменталиста является разновидность приема глиссандо smear (с англ. — «мазать»), который основан на эффекте скольжения пальца вверх после извлечения звука, что способствует созданию «смазанного» звучания, характерного для свинговой игры на саксофоне. Применение данных имитационных приемов позволяет артисту воссоздать неклассический, ярко характерный окрас звучания свинговых композиций.

Следующим приемом в творчестве Д. Голощекина является прием ритмизованных заполнений, характерных для «инструментовки свингово ориентированных биг-бэндов», как трактует данный прием Ю. Г. Кинус [8, с. 18]. Свинг, по мнению В. Д. Конен, является «своеобразным строем чувств, "новым временным ощуще-

45

нием", музыкально-временным модусом, рожденным в условиях новой культуры» [9, с. 277]. Отличительной чертой свинга, по мнению исследователя, является «наличие пластической, танцевальной предопределенности, благодаря которой музыкальная композиция как бы "заряжается" изнутри и "разогревается" динамически» [14, с. 35].

Подытоживая вышесказанное, отметим, что Д. Голо-щекин также признает трансформацию современного джазового исполнительского искусства: «Изначально это была танцевальная, развлекательная музыка. Ритм, заражающие синкопы и специфика звукоизвлечения, не характерная для классической музыки, сделали джаз джазом» [5]. Трансформация джазового исполнительского искусства, как утверждает Д. Голощекин, происходила совместно с развитием академического искусства: «В джазе можно так много найти от музыки Шостаковича, Стравинского, Дебюсси» [5].

Наряду с музыкальной и композиторской деятельностью, Д. Голощекин является учредителем множества крупных проектов, в частности единственной в мире Филармонии Джазовой музыки, представляющей настоящую «"джазовую Мекку" Петербурга» [12], международного джазового летнего фестиваля «Свинг Белой ночи» и конкурса для молодых исполнителей «Осенний марафон». Впоследствии фестиваль «Свинг Белой ночи» стал одним из самых престижных фестивалей в Европе.

Спецификой исполнительской техники скрипачей, основу деятельности которых составляет джазовое искусство, является введение в традиционные штриховые и звуковые приемы игры на скрипке элементов (звукоподражания) традиционным джазовым духовым инструментам («свингоимитация», эффект «выдувания» нот и др.), использование различных технических изобретений. Отметим, что применение данных приемов в скрипичном исполнительстве способствует внедрению темброво-колористического разнообразия в скрипичное звучание, сближению тембра скрипки с тембрами различных традиционно джазовых духовых инструментов (трубой, саксофоном, флюгельгорном и др.), а также актуализации и модернизации акустических и темброво-колористических данных инструмента и приданию ультрасовременного звучания.

Творчество Джо Венути, Смита Стаффа, Давида Семеновича Голощёкина способствует расширению традиционных рамок джазового исполнительского искусства, привлечению к его творчеству массового зрителя, расширению слушательской аудитории. Музыканты активно популяризируют джаз, синтезируя его гармонии и джазовые стандарты не только с системой выразительных средств академической музыки, нои с современными разнообразными направлениями массовой музыки, раскрывают джазовый потенциал в тембральных и штриховых возможностях скрипки.

Литература

1. Балин А. П. Традиции оркестра духовых инструментов в эволюции джаз-бэнда. Электронный ресурс. Режим доступа: https://refdb.ru/look/2120756.html.

2. Будагян Р. Р. Влияние массовой культуры на современное скрипичное исполнительское искусство: автореф. дис. ... канд. искусствовед. Саратов, 2018. 27 с.

3. Будагян Р. Р. Влияние массовой культуры на современное скрипичное исполнительское искусство: дис. ... канд. искусствовед. Саратов, 2018. 212 с.

4. Ганкин Л. Скрипка везде хорошо звучит. Интервью с Найджелом Кеннеди. Электронный ресурс Режим доступа: https://www.gazeta.ru/culture/2012/10/02/a_4795957.shtml.

5. Голощекин Д. Джаз будет жить всегда, но массовым явлением не станет. Электронный ресурс. Режим доступа: Ы^:// jazzpeople.ru/jazz-in-faces/multiinstrumentalist-david-goloshhek/.

6. Зайцева М. Л., Будагян Р. Р., Чекменёв А. И. Традиции и новаторство в творчестве джазовых скрипачей рубежа XX-XXI веков Джо Венути и Давида Голощёкина // Проблемы музыкальной науки. 2020. № 1 (38). С. 122-129.

7. Зайцева М. Л., Будагян Р. Р. Джаз и современное скрипичное искусство // Исторические, философские, политические

и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2017. № 12-4 (86). С. 71-75.

8. Кинус Ю. Г. Импровизация и композиция в джазе: автореф. дис. ... канд. искусствовед. Ростов-на-Дону, 2006. 18 с.

9. Конен В. Д. Легенда и правда о джазе // Этюды о зарубежной музыке. М.: Музыка, 1975. С. 273-287.

10. Лотоцкая О. Семь самых известных джазовых музыкантов. Электронный ресурс. Режим доступа: ы^^^/ш^^-education.ru/7-samyh-izvestnyh-dzhazovyh-muzykantov/.

11. Сердюков А. А. Традиции импровизации в современной академической культуре: автореф. дис. ... канд. искусствовед. Ростов-на-Дону, 2017. 35 с.

12. Строкова Е. В. Джаз в контексте массового искусства: автореф. дис. ... канд. иск. М., 2002. 12 с.

13. Фейертаг В. Генезис популярности: Интервью Давида Голощекина. Электронный ресурс. Режим доступа: cult-and-art.net/music/41697-dzhazovoe_otechestvo_golowekin_ david_semenovich_david_goloschokin.

14. Юрченко И. В. Джазовый свинг: Явление и проблема: автореф. дис. ... канд. искусствовед. М., 2001. 35 с.

References

1. Balin A. P. Traditsii orkestra duhovyh instrumentov v evoly-utsii dzhaz-benda [Traditions of the wind orchestra in the evolution of the jazz band]. Elektronnyy resurs: https://refdb.ru/ look/2120756.html.

2. Budagyan R. R. Vliyanie massovoj kul'tury na sovremennoe skripichnoe ispolnitel'skoe iskusstvo [The influence of mass culture on contemporary violin performing art]: Thesis of Dissertation for the Degree of PhD (Arts). Saratov, 2018. 27 p.

3. Budagyan R. R. Vliyanie massovoj kul'tury na sovremennoe skripichnoe ispolnitel'skoe iskusstvo [The influence of mass culture on contemporary violin performing art]: Dissertation forthe Degree of PhD (Arts), 2018. 212 p.

4. Gankin L. Skripka vezde horosho zvuchit. Interv'yu s Naj-dzhelom Kennedi [The violin sounds well everywhere. Interview with Nigel Kennedy]. Elektronnyy resurs: https://www.gazeta. ru/culture/2012/10/02/a_4795957.shtml.

5. Goloshchekin D. Dzhaz budet zhit' vsegda, no massovym yavleniem ne stanet [Jazz will live forever, but will not become a mass phenomenon]. Elektronnyy resurs: https://jazzpeople.ru/ jazz-in-faces/multiinstrumentalist-david-goloshhek/.

6. Zajtseva M. L., Budagyan R. R., Chekmenyov A. I. Traditsii i novatorstvo v tvorchestve dzhazovyh skripachej rubezha XX-XXI vekov Dzho Venuti i Davida Goloshchyokina [Traditions and innovation in the work of jazz violinists at the turn of the XX-XXI centuries Joe Venuti and David Goloshchekin] // Problemy muzykal'noj nauki [Problems of music science]. 2020. № 1 (38). Pp. 122-129.

7. Zajceva M. L., Budagyan R. R. Dzhaz i sovremennoe skripichnoe iskusstvo [Jazz and contemporary violin art] // Istoricheskie, filosofskie, politicheskie i yuridicheskie nauki, kul'turologiya i iskusstvovedenie. Voprosy teorii i praktiki [Historical, philosophical, political and legal sciences, cultural studies and art history. Questions of theory and practice]. 2017. № 12-4 (86). Pp. 71-75.

8. Kinus Yu. G. Improvizatsiya i kompozitsiya v dzhaze [Improvisation and composition in jazz]: Thesis of Dissertation forthe Degree of PhD (Arts). Rostov-on-Don, 2006. 18 p.

9. Konen V. D. Legenda i pravda o dzhaze [The legend and truth about jazz] // Etyudy o zarubezhnoj muzyke [Etudes about foreign music]. M.: Muzyka, 1975. Pp. 273-287.

10. Lototskaya O. Sem' samyh izvestnyh dzhazovyh muzykantov [Seven most famous jazz musicians]. Elektronnyy resurs: http:// music-education.ru/7-samyh-izvestnyh-dzhazovyh-muzykantov/.

11. Serdyukov A. A. Traditsii improvizatsii v sovremennoj ak-ademicheskoj kul'ture [Traditions of improvisation in modern academic culture]: Thesis of Dissertation for the Degree of PhD (Arts). Rostov-on-Don, 2017. 35 p.

12. Strokova E. V. Dzhaz v kontekste massovogo iskusstva [Jazz in the context of mass art]: Thesis of Dissertation for the Degree of PhD (Arts). M., 2002. 12 p.

13. Fejertag V. Genezis populyarnosti: Interv'yu Davida Golosh-chekina [Popularity Genesis: Interview with David Goloshchekin]. Elektronnyy resurs: http://www.cult-and-art.net/music/41697-dz-hazovoe_otechestvo_golowekin_david_semenovich_david_golo-schokin.

14. Yurchenko I. V. Dzhazovyj sving: Yavlenie i problema [Jazz Swing: Phenomenon and Problem]: Thesis of Dissertation forthe Degree of PhD (Arts). M., 2001. 35 p.

Информация об авторе

Регина Робертовна Будагян E-mail: r.budagyan@mail.ru

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российский государственный университет им. А. Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство)»

119071, Москва, ул. Садовническая, д. 33, стр. 1 Information about the author

Regina Robertovna Budagyan E-mail: r.budagyan@mail.ru

Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «Russian State University named after A. N. Kosygin (Technology. Design. Art)»

119071, Moscow, 33, block 1, Sadovnicheskaya Str.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.