Научная статья на тему 'СКОРОСТНО-СИЛОВАЯ ПОДГОТОВКА ВОЛЕЙБОЛИСТОВ 13-14 ЛЕТ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ СПОРТИВНОЙ ШКОЛЫ'

СКОРОСТНО-СИЛОВАЯ ПОДГОТОВКА ВОЛЕЙБОЛИСТОВ 13-14 ЛЕТ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ СПОРТИВНОЙ ШКОЛЫ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
103
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЛЕЙБОЛ / СПОРТСМЕНЫ 13-14 ЛЕТ / СПОРТИВНАЯ ШКОЛА / СКОРОСТНО-СИЛОВЫЕ СПОСОБНОСТИ / МЕТОДИКА / СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Шалгинова Вера Ивановна, Минеева Любовь Ивановна, Куликова Марина Леонидовна

Введение. Детско-юношеский спорт как структурная часть образовательной деятельности, имеет функцию обеспечения целого ряда возможностей для увеличения показателей интеллектуальной работы, физического развития и двигательной подготовленности. Поэтому, при её реализации, повышение показателей физического состояния, рассматривается как разностороннее развитие личности, при этом, существует возможность проявить себя в области спортивной и профессиональной деятельности. Цель исследования. Совершенствовать методику развития скоростносиловых способностей волейболистов 13-14 лет в конкретно созданных условиях, и в рамках практической апробации на тренировочных занятиях выявить уровень её эффективности. Методика и организация исследования. Реализация исследования происходила в условиях МБУ «Спортивная школа по игровым видам спорта» в г. Абакане, отделение - волейбол. Выборка испытуемых состояла из спортсменов со стажем занятий 3-3,5 годам, квалификационный уровень - 2 юношеский разряд, Методика акцентирована на применении метода «вариативного воздействия», при реализации упражнений с чередованием дозирования в облегченном, соревновательном и увеличенном сопротивлении. Результаты исследования и их обсуждение. В экспериментальной группе уровень развития скоростно-силовых способностей оказался с более высоким приростом в отличие от контрольной группы. Выводы. Анализ результаты исследования позволил констатировать, что примененные методические приемы, методы и средства оказали высокий уровень воздействия на двигательную сферу испытуемых.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Шалгинова Вера Ивановна, Минеева Любовь Ивановна, Куликова Марина Леонидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPEED AND STRENGTH TRAINING OF VOLLEYBALL PLAYERS AGED 13-14, ENGAGED IN SPORTS SCHOOL CONDITIONS

Introduction. Youth sports as structural part of the educational activities has the function of providing a number of opportunities to increase the indicators of intellectual work, physical development and motor fitness. Therefore, when it is implemented, the increase in the indicators of physical condition is considered as versatile development of personality, while there is an opportunity to express themselves in the field of sports and professional activities. The purpose of the study. To improve the methodology for the development of speed and strength abilities of volleyball players aged 13-14 years in specifically created conditions, and within the framework of practical testing in training sessions to identify the level of its effectiveness. Methodology and organization of the study. The implementation of the study took place in the conditions of the MBU "Sports School for game sports" in Abakan, the department is volleyball. The sample of subjects consisted of athletes with 3-3.5 years of training experience, qualification level - 2 youth category, the methodology is focused on the use of the "variable impact" method, when implementing exercises with alternating dosing in lightweight, competitive and increased resistance. The results of the study and their discussion. In the experimental group, the level of development of speed and strength abilities turned out to have higher increase in contrast to the control group. Conclusions. The analysis of the results of the study allowed us to state that the applied methodological techniques, methods and means had a high level of impact on the motor sphere of the subjects.

Текст научной работы на тему «СКОРОСТНО-СИЛОВАЯ ПОДГОТОВКА ВОЛЕЙБОЛИСТОВ 13-14 ЛЕТ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ СПОРТИВНОЙ ШКОЛЫ»

4. Fedak, E.I., Larin, A.N., Kruchinina, K.S., Luzin, S.V. and Ryzhov, K.S. (2019), "Influence of the complex of pedagogical conditions on the physical self-improvement of cadets of the universities of Rosgvardia", The world of education - education in the world, Vol. 76, No. 4, pp. 266-273.

5. Sheinin, A.A., Bugaev, A.V., Lavrenchuk, V.N., Sharipov, A.N. and Larin, A.N. (2022), "Methodology for selecting a diet in the system of physical training of cadets based on rank analysis", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 203, No. 1, pp. 482-486.

Контактная информация: larsan59@mail.ru

Статья поступила в редакцию 15.11.2022

УДК796.012.134:796.325

СКОРОСТНО-СИЛОВАЯ ПОДГОТОВКА ВОЛЕЙБОЛИСТОВ 13-14 ЛЕТ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ СПОРТИВНОЙ ШКОЛЫ

Вера Ивановна Шалгинова, кандидат педагогических наук, доцент; Любовь Ивановна Минеева, старший преподаватель, Марина Леонидовна Куликова, старший преподаватель, Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова, г. Абакан

Аннотация.

Введение. Детско-юношеский спорт как структурная часть образовательной деятельности, имеет функцию обеспечения целого ряда возможностей для увеличения показателей интеллектуальной работы, физического развития и двигательной подготовленности. Поэтому, при её реализации, повышение показателей физического состояния, рассматривается как разностороннее развитие личности, при этом, существует возможность проявить себя в области спортивной и профессиональной деятельности. Цель исследования. Совершенствовать методику развития скоростно-силовых способностей волейболистов 13-14 лет в конкретно созданных условиях, и в рамках практической апробации на тренировочных занятиях выявить уровень её эффективности. Методика и организация исследования. Реализация исследования происходила в условиях МБУ «Спортивная школа по игровым видам спорта» в г. Абакане, отделение - волейбол. Выборка испытуемых состояла из спортсменов со стажем занятий 3-3,5 годам, квалификационный уровень - 2 юношеский разряд, Методика акцентирована на применении метода «вариативного воздействия», при реализации упражнений с чередованием дозирования в облегченном, соревновательном и увеличенном сопротивлении. Результаты исследования и их обсуждение. В экспериментальной группе уровень развития скоростно-силовых способностей оказался с более высоким приростом в отличие от контрольной группы. Выводы. Анализ результаты исследования позволил констатировать, что примененные методические приемы, методы и средства оказали высокий уровень воздействия на двигательную сферу испытуемых.

Ключевые слова: волейбол, спортсмены 13-14 лет, спортивная школа, скоростно-силовые способности, методика, средства развития.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.11.p606-609

SPEED AND STRENGTH TRAINING OF VOLLEYBALL PLAYERS AGED 13-14, ENGAGED IN SPORTS SCHOOL CONDITIONS

Vera Ivanovna Shalginova, the candidate of pedagogical sciences, docent, Lyubov Ivanovna Mineeva, the senior teacher, Marina Leonidovna Kulikova, the senior teacher, Khakass State University named after N.F. Katanov, Abakan

Abstract

Introduction. Youth sports as structural part of the educational activities has the function of providing a number of opportunities to increase the indicators of intellectual work, physical development and motor fitness. Therefore, when it is implemented, the increase in the indicators of physical condition is considered as versatile development of personality, while there is an opportunity to express themselves in the field of sports and professional activities. The purpose of the study. To improve the methodology for

the development of speed and strength abilities of volleyball players aged 13-14 years in specifically created conditions, and within the framework of practical testing in training sessions to identify the level of its effectiveness. Methodology and organization of the study. The implementation of the study took place in the conditions of the MBU "Sports School for game sports" in Abakan, the department is volleyball. The sample of subjects consisted of athletes with 3-3.5 years of training experience, qualification level - 2 youth category, the methodology is focused on the use of the "variable impact" method, when implementing exercises with alternating dosing in lightweight, competitive and increased resistance. The results of the study and their discussion. In the experimental group, the level of development of speed and strength abilities turned out to have higher increase in contrast to the control group. Conclusions. The analysis of the results of the study allowed us to state that the applied methodological techniques, methods and means had a high level of impact on the motor sphere of the subjects.

Keywords: volleyball, athletes 13-14 years old, sports school, speed and strength abilities, methods, means of development.

ВВЕДЕНИЕ

Текущие перемены в области отечественного спорта предъявляют специфические задачи, которые необходимо решать в процессе его развития в отношении подготовки спортивного резерва. Современная наука подразумевает, что совершенствование физкуль-турно-спортивной деятельности в форме возрождения утраченных принципов и подходов, может проходить свою реализацию только в процессе практической тренировочной деятельности с методическим и научным сопровождением, созданием при этом необходимых условий для массового детско-юношеского спорта [2].

Детско-юношеский спорт как структурная часть образовательной деятельности, имеет функцию обеспечения целого ряда возможностей для увеличения показателей интеллектуальной работы, физического развития и двигательной подготовленности. Поэтому, при её реализации, повышение показателей физического состояния, рассматривается как разностороннее развитие личности, при этом, существует возможность проявить себя в области спортивной и профессиональной деятельности [1, 4].

При преодолении трудностей и устранения возникающих проблем необходимо проводить работу по формированию соответствующих правовых, материальных и организационных условий. Несоответствие указанным требованиям в ряде аспектов, несет в себе искусственно созданную систему противоречивых характеристик. Поэтому рассматриваемая проблема, как следствие, заключается в недостаточной разработанности теоретического и практического направлений по подготовке спортивного резерва в спортивных играх, в нашем случае - волейболе [3].

Цель исследования. Выполнить совершенствование методики, направленной на развитие скоростно-силовых способностей волейболистов 13-14 лет в конкретно созданных условиях, и в рамках практической апробации на тренировочных занятиях выявить уровень её эффективности.

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Педагогическое исследование проходило свою реализацию в условиях МБУ «Спортивная школа по игровым видам спорта» в г. Абакане, отделение - волейбол. Выборка испытуемых состояла из спортсменов 13-14 лет, экспериментальная группа (ЭГ) включала в себя 12 спортсменов, контрольная группа была сформирована из 13 спортсменов. Спортивный стаж участников педагогического эксперимента, соответствовал 33,5 годам, квалификационный уровень - 2 юношеский разряд. Экспериментальная группа занималась по методике, основанной на применении ряда дополнительных упражнений скоростно-силового характера, контрольная группа - по стандартной программе подготовки спортсменов соответствующего возраста.

МЕТОДИКА

При совершенствовании методики акцент был установлен на применение специального метода «вариативного педагогического воздействия», когда упражнения применяются с чередованием дозирования в облегченном, соревновательном и увеличенном сопротивлении в процессе одиночного объема тренировочной нагрузки, однако это направление применялось и при реализации отдельных этапов. На основе указанного метода в частой форме изменялись нагрузочные показатели в силу предотвращения установки стереотипа воспринимать каждый вид внешнего сопротивления.

Применяемые нами средства, распределялись на три подгруппы:

- двигательные действия, выполняемые с сопротивлением массы собственного тела: скоростные передвижения правым (левым) боком и спиной вперед; скоростные перемещения с изменением направления по сигналу; различные прыжковые упражнения; скоростные упражнения с выполнением поворотов, наклонов, приседаний и т. д.;

- двигательные действия, выполняемые с применением искусственного отягощения, в качестве которых служили пояс, манжеты для обхвата голени; упражнения с утяжелителями выполнялись в беге, разного рода прыжках, метаниях набивных мячей и перечень средств, которые необходимо отнести к соревновательным;

- двигательные действия, выполняемые с применением искусственного сопротивления в виде песка, возвышенности для бега в подъем.

Созданная система двигательной работы, могла решать задачи по развитию силы в отдельных группах мышц и быстроты при выполнении элементов игры в волейбол. Реализация указанного направления производилась при решении трех аспектов задач: скоростная подготовка, скоростно-силовая подготовка, конкретно силовая подготовка.

Методы, применяемые нами на тренировочных занятиях, содержали в себе разнообразные функции, это зависело от поставленных задач одного или нескольких тренировочных занятий, акцент производился на индивидуальности занимающихся:

- метод максимальных усилий, применялся при реализации двигательной работы с преодолением сопротивлений максимального уровня;

- метод непредельных усилий применялся при реализации двигательной работы в условиях преодоления сопротивлений с непредельной нагрузкой, количество повторений соответствовало предельному уровню;

- метод динамических усилий применялся при реализации двигательной работы, которая рассматривается как преодоление сопротивлений при максимальном напряжении задействованных мышечных групп, однако двигательная работа реализуется с непредельным сопротивлением и применением максимальной быстроты;

- метод ударных усилий применялся при реализации специальной двигательной работы, присущей волейболу;

- метод круговой тренировки, применялся при реализации двигательной работы с воздействием на конкретные группы мышц по «станциям» поточным методом и строгим соблюдением индивидуальных нагрузочных показателей и временных параметров восстановительного отдыха;

- соревновательный метод применялся в рамках реализации игровой деятельности.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

После завершения контрольного тестирования, были выявлены изменения в результатах проведенных тестов, полученные показатели систематизированы и на основе применения методов математической статистики обнаружен положительный прирост показателей в исследуемых группах. Однако в экспериментальной группе уровень развития скоростно-силовых способностей оказался с более высоким приростом в отличие от контрольной группы (таблица).

Таблица - Изменение показателей скоростно-силовых способностей волейболистов 13-14 лет после педагогического эксперимента_

Показатели Х±а

ЭГ до ЭГ после КГ до КГ после

Выпрыгивания из положения «упор-присев» за 30 сек (кол-во) 14,9±1,4 19.9±2,5* 15,0±2,1 15,9±1,7

Сгибание-разгибание рук в упоре лежа с хлопком (кол-во) 16,5±1,8 21,2±1,3* 17,0±1,6 18,1±0,9

В висе поднос ног к перекладине за 20 сек (кол-во) 7,7±1,1 10,0±1,6* 8,0±2,1 8,7±1,0

Метание набивного мяча 3 кг двумя из-за головы (см) 472,8±16,4 516,9±13,8* 473,0±13,8 481,3±14,4

Примечание: * - достоверность различий при p<0,05.

В показателях развития скоростно-силовых способностей мышц нижних конечностей в ЭГ был выявлен прирост 25,2%, в КГ - 5,7%. В показателях развития скоростно-силовых способностей мышц верхних конечностей и плечевого пояса в ЭГ прирост составил 22,2%, в КГ - 6,1%. В показателях развития скоростно-силовых способностей мышц живота в ЭГ выявлен прирост на 23,0%, у спортсменов КГ - 8,1%.

В уровне развития скоростно-силовых способностей мышц спины и верхних конечностей в ЭГ увеличение показателя произошло на 8,6%, в КГ - на 1,8%.

ВЫВОДЫ

Полученные результаты исследования и их последующий анализ позволили констатировать, что примененные методические приемы, методы и средства игры в волейбол оказали высокий уровень воздействия на двигательную сферу волейболистов 13-14 лет, входящих в экспериментальную группу.

ЛИТЕРАТУРА

1. Андреев В.В. Сравнительный анализ показателей развития скоростно-силовых способностей девочек 10-11 лет с задержкой психического развития, занимающихся волейболом и их сверстниц, не имеющих отклонений / В.В. Андреев, И.Е. Коновалов, А.И. Морозов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2021. - № 4 (194). - С. 31-36.

2. Лотоненко A.B. Физическая культура и ее виды в реальных потребностях студенческой молодежи / A.B. Лотоненко, Е.А. Стеблецов // Теория и практика физической культуры. - 2017. - № 6. - С. 39-41.

3. Платонов В.Н. Теоретико-методологические аспекты построения тренировочного процесса в течение года и макроцикла / В.Н. Платонов // Научно-спортивный вестник. - 2013. - № 5. -С. 32-35.

4. Розин О.Ю. Некоторые теоретико-методологические аспекты этапного педагогического контроля физического состояния и подготовленности спортсмена / О.Ю. Розин // Теория и практика физической культуры. -2017.-№ 11. - С. 41-43.

REFERENCES

1. Andreev, V.V., Konovalov, I.E. and Morozov, A.I. (2021) "Comparative analysis of indicators of the development of speed and strength abilities of girls aged 10-11 years with mental retardation, engaged in volleyball and their peers who do not have deviations", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 4 (194). pp. 60-65.

2. Lotonenko, A.B. (2017), "Physical culture and its types in the real needs of student youth", Theory and practice ofphysical culture, No. 6, pp. 39-41.

3. Platonov, V.N. (2013), "Theoretical and methodological aspects of the construction of the training process during the year and Macrocycle", Scientific and Sports Bulletin, No. 5, pp. 32-35.

4. Rozin, O.Yu. (2017), "Some theoretical and methodological aspects of stage-by-stage pedagogical control of physical condition and fitness of an athlete", Theory and practice of physical culture, No. 11, pp. 41-43.

Контактная информация: lubamineeva19@mail.ru

Статья поступила в редакцию 21.11.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.