И наконец, венцом его трудов стал знаменитый Пакт Рериха о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта, подписанный рядом стран. На основе Пакта Рериха в 1954 г. в Гааге 39 странами, в том числе и Советским Союзом, была ратифицирована международная конвенция.
Таким образом, просветительская деятельность художника и, безусловно, все его творчество, живописные и литературные труды пронизаны философией Общего Блага, совершенствования и единства с Космосом. Сам фундамент миропонимания художника закладывался в эпоху ренессанса философско-художествен-ной мысли России конца XIX - начала XX в., когда русская культура, благодатно вобрав в себя вековую мудрость человечества, ставила глобальные вопросы Бытия, разрешая их в русле философии всеединства. Н.К. Рерих, планетарно расширяя понятие Красоты как основы мироздания, обогатил философию космизма.
Примечания
1 Рерих Н.К. Химават. Самара, 1995. С. 220.
2 Бердяев Н.А. Смысл творчества. Опыт оправдания человека. Цит. по кн.: Русский космизм. М., 1993. С. 172.
3 Рерих Н. Листы дневника. М., 1995. С. 542
4 Флоренский П. А. Иконостас. М., 1994. С. 47.
Н.А. Козлова
СКОРОСТИ ПРОСТРАНСТВ: ТВОРЧЕСКИЙ МЕТОД ЧЕЛЯБИНСКОГО ХУДОЖНИКА ПАВЛА ХОДАЕВА КАК ЗАЯВЛЕННАЯ СИНКРЕТИЧНОСТЬ КУЛЬТУРЫ
Кто, почему превозносит чудо?
Что до меня, я не знаю ничего, кроме чудес.
Брожу ли я по улицам города. Или устремляю взор свой к небу. Или шлепаю, босоногий, вдоль берега по мелководью.
Или стою в лесу под деревьями ...
Или наблюдаю тружениц-пчел, крутящихся летним утром вокруг улья.
Или животных, кормящихся в поле.
Или птиц, или дивных насекомых в воздухе.
Или дивный закат, или звезды, сияющие так спокойно и ясно.
У. Уитмен
Павел Петрович Ходаев - челябинский живописец, родился в 1946 г. в деревне Мраково, в Башкирии. Природная одаренность предопределила его жизненный выбор. В 1967 г. он окончил Уфимское художественное училище искусств. С 1974 г. живет в Челябинске. С 1975 г. он член Союза художников России. Художник широкого диапазона, масштабный по философскому осмыслению действительности, обладающий сильным темпераментом, тонко чувствующий пластику в различных областях искусства. Регулярно участвовал в областных, зональных выставках. Ретроспективный взгляд на персональные выставки убеждает в том, что художник поступательно продвигался к выявлению глубины и пониманию живописи как жизнедействующей структуры, как организации, влияющей напрямую на человека благодаря проявлению у художественного объекта признаков синкретичности.
Эстетика Ходаева, его творческий метод включают в единении цвет, звук, число. На значение числа, геометрических построений в решении пространственных вопросов в живописи внимание начинающего художника обратил Алексей Александрович Кузнецов - учитель и друг.
В результате многолетнего изучения и исследования круга проблем, связанных с расчетом гармонической сетки, художник нашел собственный вариант, с помощью которого строит живописное пространство, тем самым добиваясь целостности, цельности, самодостаточности произведения как художественного объекта. (Недавно в Калифорнийском университете Сан-Диего реализована программа исследования пропорций «золотого сечения». Цель ее - выяснить, как часто, преднамеренно или интуитивно обращается к «золотому сечению» художник и как оно воспринимается зрителем: осознанно или неосознанно, нравится или не нравится и т. п. Результаты впечатляющие: это происходит в 72 случаях из ста).
Музыкально одаренный с детства, Ходаев никогда не исключал музыкальную составляющую из творческого арсенала. В его фонотеке - и классика: Бах, Бетховен, Моцарт, Дебюсси, Шостакович, Прокофьев, и произведения современной музыкальной рок-культуры: группы Диппапл, Френк Заппа, тех музыкантов, кто создает музыкальные композиции, основываясь на гармонических отношениях. В начале 1990-х гг. П. Ходаев вводит музыкальные названия в свои живописные произведения: ноктюрн, фуга, прелюдия, соната, интермедия... Так, в 1991 г. появилась первая фуга. Художник нашел перевод этого слова не с латинского, а с японского языка: фуга - значит гармония. Г лавное в таком подходе то, что с помощью названия музыкальной формы происходит смещение «сюжета» живописного произведения в направлении интонационной темы. Поэтому происходит «размывание» жанра, т.к. главным становится не столько «текст», сколько интонационный «подтекст» (интермедия - лат. «находящийся посреди»; ноктюрн - фр. «ночной» - небольшая музыкальная пьеса лирического, мечтательного характера; прелюдия - лат. «играть предварительно» - вступление, введение, предвестие чего-либо).
Каждый художник наделяет цвет волшебными, магическими свойствами, считая все же это метафорой, но изыскания ХХ века ясно показывают совершенную правомерность претензий считать цвет средоформирующим, содержательным элементом действительности.
Для Ходаева цвет - обозначение скоростей пространств, он не работает с символикой цвета. Он опирается в своем творчестве на теорию французского исследователя Люшера, который утверждал объективность влияния цвета на человека независимо от его принадлежности, происхождения и т.д. Например, в первой фуге два цвета - голубой и желтый - гетерономны (гр. «закон» - в этике выведение нравственности из лежащих вне ее и независящих от воли субъекта причин), они не просто согласовываются с программой произведения, но выявляют, транслируют ее.
Обращение художника к творчеству Сезанна стало тем цементирующим основанием, которое вдохнуло жизнь в теоретические, умопостигаемые положения. Ходаев разделил взгляды на живопись и понимание картины в духе Делакруа, Сезанна как самодостаточной художественной вещи, которой не нужны подпорки в виде сюжета, литературности.
У Ходаева нет открытого сюжета. Сюжетность - в интриге постижения образной структуры произведения, ее глубины, красоты живописной пластики. Каждое произведение просит неспешного рассматривания - погружения в него и соприкосновения с его сокровенной тайной. Перед нами - другая реальность в образе виртуозно выстроенной живописной фантазии, которая в основе своей опирается на острые реальные переживания - чувствования, но открытая эмоциональность, как мешающая объективному восприятию, снята.
Литературно-логическое объяснение действительности - очень долго для Ходаева. Современный поток информации так огромен, что существует необходимость свернуть его, «поместить» в емкие носители.
Художник сворачивает художественную информацию до емкого образа -порой почти знака («Пейзаж с тремя соснами»), до некой иероглифичности, которая несет черты орнаментальности («Эйдо» № 40).
Для метода Ходаева характерно совмещение рационального начала и интуиции, расчета и вдохновения, и, конечно, образ обретает плоть благодаря блестящему таланту живописца, его живописной маэстрии.
Именно ощущение, непосредственное восприятие, необходимость напрямую, всем существом, всеми фибрами вбирать дарующую земную благодать - неотъемлемы и обязательны для человека, образующего с природой единую культурную основу жизни. Чтобы сберечь человека, нужно сберечь непосредственность его чувств, его трепет и вкус к жизни подлинной, а не суррогату. Сегодня нужен «взгляд за окно» -поиск неподдельных ощущений как возвращение к себе настоящему.
Для Ходаева в его методе отправным моментом всегда является именно впечатление или ощущение от действительности, его живые импульсы, живая эмоциональная реакция на художественное событие ... и сохранение его до последнего, заключительного мазка - аккорда.
Эйдо - производное от понятия «эйдетизм» (гр. «эйдос» - образ) - способность сохранять яркие образы долгое врем, разновидность образной памяти. Эйдо - неправильной формы живописный объект, подрамником служит ивовый или черемуховый прут, согнутый произвольно.
Художник отстаивает первозданность ощущений и чувств, освобождая их от цивилизационных наслоений, поэтому логично, естественно и понятно появление как творческого поступка эйдо, в котором реализовалось подспудное желание попробовать иной, произвольный формат как новый художественный прием. В непредсказуемой форме согнутого прута-эйдо художник закрепляет мимолетные впечатления, которые наполняются важным жизненным и в то же время ясным смыслом.
Образ набирает такую обобщенность, что обретает силу символа, и тогда мы вправе ввести понятие символика ощущений и оперировать им.
За редким исключением жанр произведений неопределим. Есть целостное впечатление, где интегрирован пейзаж, натюрморт, портрет. Интуитивно- сознательный выбор синкретичности, сплавления разнородных жанров ради достижения единого, цельного для художника образования - живописного объекта.
Сегодня чрезвычайно актуально говорить об обретении и «неутрате» ощущений, впечатлений, т.к. эти составляющие взаимоотношений человека и действительности утрачиваются в результате тотальной «машинерии» и заменяются посредниками - компьютерными, телекоммуникационными связями.
Чем грозит утрата человеческого основания, потеря человеком самоощущения себя в пространстве как мировоззренческой платформы, гармонического самоощущения в мире - пока непонятно. Человек перестает измерять пространство собою, человеческим основанием, передоверяя машине. Гармонические составляющие мироощущения меняются, наполняются другими координатами. Якимо-вич пишет об изменении понятия культуры и определяет ее как инструмент, снимающий всякие ограничения в общении с миром до конца. А это явление, которое уже фиксировали исследователи.
Выставка «Скорости пространств» в Челябинской областной картинной галерее, которая проходила в апреле - мае 2003 г., представила художника, соразмерного пространству, гармонично в нем себя ощущающего. Она поставила ряд вопросов - о станковой картине, о функции современной картины. Главная мысль выставки: гармоничный мир - дело самого человека.