Научная статья на тему 'Чюрленис и Скрябин: параллели философской концепции искусства'

Чюрленис и Скрябин: параллели философской концепции искусства Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1758
234
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Чюрленис и Скрябин: параллели философской концепции искусства»

Культурология и искусствоведение

Узикова О. В.

Соискатель Киевского Национального Университета культуры и Искусств (кафедра: история и теория культуры, искусствоведение), г. Киев.

Чюрленис и Скрябин: параллели философской концепции искусства

Узикова О. В.

Чюрленис и Скрябин стремились к синтезу искусств. В их творчестве отразились общие идеи синтеза: объединение разных и противоположных элементов в одно единое целое. По мнению академика — Л.В. Шапошниковой, в Чюрленисе «жил синтез искусств и мысли, соединивший в одно целое музыку, художество, слово и глубокую философию»[5, с. 184]. Говоря о синтезе искусств в творчестве Скрябина, необходимо отметить, что в его творчестве гармонично сочетались звук и цвет. Также Скрябин был поэтом и писал философские стихи о мироздании и о законах Вселенной.

Целью статьи является выявление параллелей философской концепции искусства М.К. Чюрлениса(1875 — 1911) и А.Н. Скрябина(1871 — 1915).

Задание данной статьи состоит в том, чтобы исследовать характерные и общие особенности философской концепции искусства М.К. Чюрлениса и А.Н. Скрябина.

Актуальность статьи заключается в изучении синтеза искусств и философской концепции творчества М.К. Чюрлениса и А.Н. Скрябина.

Оба гениальных творца умели видеть музыку в цвете, а слышать музыку картин в звуках. Известный русский философ и поэт серебряного века — В. Иванов отмечал, что Чюрленис «Свои фантастические картины <...> действительно пел, выражая нежными красками, узорами линий, всегда причудливой и необычайной композицией какие-то космические симфонии»[5, с. 181].

Л.В. Шапошникова отмечает, что: «Музыка и живопись, слившись в искусстве Чюрлениса, дали неожиданные и звучащие нездешние краски и формы, которые мы видим на полотнах художника. Тонкая энергетика этих картин позже оплодотворила творчество целой плеяды удивительных и необычных художников, адептов и создателей Новой Красоты, прорвавшейся в наш мир вместе с аккордами музыки Чюрле-ниса»[5, с. 185].

Чюрленис и Скрябин были единомышленниками. Миропонимание Чюрлениса(1875 — 1911) и Скрябина(1871 — 1915) складывалось в одну эпоху. Поэтому их объединяли общие философские идеи. Ванечкина отмечает, что «зарождение и реализация замысла «световой симфонии» (у Скрябина) и «музыкальной живописи» (у Чюрлениса) произошло практически «синхронно» — в первом десятилетии ХХ века. Это подтверждается тем, что они были современниками. Скрябин знал Чюрлениса по его живописным работам»[2].

Такие известные и выдающиеся композиторы, как Чюрленис и Скрябин, Римский Корсаков, Рихард Вагнер и другие обладали, по мнению исследователей, цветным слухом. Как отмечает Л.В. Шапошникова: «У Чюрлениса был не только музыкальный слух, но и цветовой. И тот и другой были слиты воедино. Когда он слушал музыку, у него возникали цветовые видения. Синтез музыки и художества в нем был удивительно глубок и всепроникающ»[5, с. 190].

По мнению А.Н. Луневой, «рассматривая проблему синтеза в творчестве Чюрлениса, можно выделить разные уровни его проявления: мифотворчество, взаимодействие музыкального времени и живописного пространства, символику художественного образа»[3, с. 2]. Исследовательница считает, что важную роль в творчестве Чюрлениса играет синтезирующая природа символа.

Известный ученый, физик — Исаак Ньютон утверждал, что каждый звук соответствует определенному цвету: «до» — красному, «ре» — оранжевому, «ми» — желтому, «фа» — зеленому, «соль» — голубому, «ля» — синему, «си» — фиолетовому

согласно цветам радуги. Это является естественным космическим законом, когда белый цвет, как символ абсолюта, разлагается на семь основных цветов радуги, согласно спектральному анализу.

Чюрленис и Скрябин были философами серебряного века и имели общие философские взгляды, которые отобразились в их творчестве. Искусство оба творца рассматривали, как путь соединения с Абсолютным Разумом Космоса. Широкое и всеобъемлющее мышление характерно для обоих творцов. К примеру, Чюрленис представлял весь мир, как одну большую симфонию, в которой люди — ноты. Скрябин хотел сотворить «Мистерию», в мистериальном действе которой участвовало бы все человечество. По мнению Ванечкиной философские взгляды Чюрлениса невозможно облечь в четкие формулировки, так как они обусловлены эмоционально-интуитивным восприятием действительности. Философские взгляды Скрябина отличались глубиной мысли. Чюрленис увлекался астрономией, космогонией, теософией, индийской философией и особенно творчеством известного индийского поэта и философа — Рабиндраната Тагора. Характерной особенностью философского творчества Чюрлениса является то, что «Он пытался осмыслить закономерности, которые управляют Человеком и Космосом, микрокосмом и макрокосмом, стремился ощутить ту главную силу, которая господствует в Мироздании» [5, с. 196 ]. Эти же идеи, движущие миром, волновали и Скрябина. Оба творца пытались познать Мироздание как единое целое. Тяготение к единству всего сущего было общим у Чюрлениса и Скрябина.

Л.В. Шапошникова так же исследовала и музыкально-философское творчество А. Скрябина. Она пишет, что «Скрябин пришел в этот мир для того, чтобы показать, что есть музыка и какова ее космическая суть. Он сам был музыкой, ее олицетворением, ее творцом.<...> Его часто называли новатором. Но выражение Рериха, употребленное по отношению к Чюрленису — «он не новатор, но новый»,

— относится также и к Скрябину»[5, с. 208]. Она считает, что влияние Скрябина на мир музыки ХХ века было мощным и всепроникающим.

Таким образом необходимо отметить, что Чюрленис и Скрябин обладали космическим мышлением и новым сознанием. Исследователь В. Ландсбергис отмечает, что у Чюрлениса было космическое мироощущение. Чюрленис был не только художником-символистом, но и художником-косми-стом, что проявилось ярко в его многогранном творчестве. Иванов и Бердяев отмечали важнейшую черту творчества Скрябина и Чюрлениса — космичность. Космическая тематика, двойственность ассоциаций и двуединство всех вещей и явлений являются характерными особенностями творчества обоих творцов. Философское мышление Скрябина и Чюрлениса напоминает кристалл, все грани которого образуют единую и цельную форму.

Чувство свободы от земного, плотного мира и тяготение к миру небесному было общим у Скрябина и Чюрлениса. Они чувствовали, как, по выражению известного русского философа — П.А. Флоренского, два мира соприкасаются между собой и являют единое целое.

Исследователь А.И. Бандура считает, что музыка Скрябина — это космическая эстетика, характерная для всех законов Красоты. Такие музыкальные произведения Скрябина, как «Божественная поэма», «Поэма экстаза», «Прометей» («Поэма огня»), прелюдии для фортепиано и другие отличаются космической красотой так же, как и космические циклы кар-

тин Чюрлениса: «Знаки зодиака», «Соната звезд», «Сотворение мира» и другие.

Космические ритмы Вселенной нашли отображение в музыке обоих творцов. Главной и характерной чертой творчества Чюрлениса и Скрябина был ритм, который служил основой музыкального, живописного и литературного творчества. Звук есть вибрация, а ритм является основой музыки. Пульс вибраций находится во всем сущем и связан с космическими ритмами Вселенной. Сила ритма, как и сила мысли велика. Ритм — это вечное движение космической энергии, которая разлита во всем сущем.

Контрастность тематического материала характерна для музыки Чюрлениса и Скрябина. По мнению исследователей, музыке Чюрлениса свойственны два основных состояния: порыв и покой. А в музыке Скрябина так же заметны экстаз и томление. Необходимо отметить, что Чюрленис и Скрябин были новаторами в области гармонии. Прометеевский аккорд Скрябина был новым явлением в мировом музыкальном искусстве. Так же заметно увлечение обоих композиторов искусственными ладами в музыке.

Скрябин и Чюрленис были знакомы с вагнеровскими идеями синтеза искусств. Оба они тяготели к синтетическим жанрам. Чюрленису была близка идея светомузыки. Свидетельством этому служат наметки сценического оформления вступления к нереализованной им опере «Юрате». Художник во всех видах творчества стремился к духовному свету, который проявлялся в его многогранном творчестве.

Следует отметить, что Чюрленис был первым профессиональным литовским композитором и сделал очень много для возрождения литовской и мировой культуры. Его музыкальное творчество насчитывает около 200 фортепианных произведений. Также он является автором первых в литовской музыке симфонических и камерно-инструментальных произведений. Чюрленис написал: прелюдии и фуги, симфонические поэмы: «В лесу, «Море», увертюру «Кястутис», произведения для органа, кантаты, обработки литовских народных песен и другие. Чюрленис окончил Варшавский музыкальный институт(у З. Носковского), Лейпцигскую консерва-торию( у К. Рейнеке) и Варшавскую Школу изящных искусств. Как композитор, Чюрленис обладал оригинальными чертами стиля. По ценности и проблематике творчества он, по мнению В. Ландсбергиса, был, одновременно, композитором международного масштаба, который отразил в своей музыке ряд новых послеромантических тенденций.

Проведем параллель между прелюдиями Чюрлениса и прелюдиями Скрябина. Чюрленису и Скрябину присуще философское и образное изложение мысли, возвышенное и утонченное настроение музыки. Также общей чертой творцов есть импровизационность, которая проявлялась в характере и в образной сфере музыки. Это говорит о творческой свободе музыкальной мысли. Следует отметить, что Чюрленис и Скрябин очень любили импровизировать на рояле и считали, что за импровизацией будущее. Благодаря импровизации они чувствовали освобождение души и ее полет в Высшие сферы Инобытия. По мнению исследователей, их музыкальное творчество отличается простотой, сердечностью и особой искренностью чувства, переданного различными музыкальными средствами выразительности.

Не случайно обращение Чюрлениса-художника и к сонатной форме. Соната дает возможность «развертывания мысли на протяжении большого времени и использует прием контраста как одно из основных средств развития» [2].

Философское мировоззрение Чюрлениса, проявляющееся в живописи, требовало крупных форм и цикличности для отображения философского изложения мысли. Таким образом философские идеи Чюрлениса были отображены в «Сонате звезд», в «Сонате весны», в «Сонате моря» и в других музыкально-живописных сонатах.

А. Скрябин хотел, чтобы музыка и свет, поэзия и мысль, художество и архитектура слились в одно целое. «Это действо он назвал Мистерией Преображения, смысл которой состоял в коллективном, соборном действии — в соединении миров различных состояний материи»[5, с. 214]. Как известно, для Мистерии он решил построить сферический Храм в Индии. Композитор хотел, чтобы сфера Храма в сознании участников превратилась в большую Вселенную, фокусом которой является Творец. Композитор сочинил для Мистерии текст и фрагменты музыки. Скрябин начал писать к «Мистерии» «Предварительное действие», но оно не было полностью завершено. Как известно, «Мистерии» не суждено было осуществиться из-за раннего ухода из жизни композитора.

Чюрленис и Скрябин очень интересовались религиями восточных народов, особенно древнеиндийскими. Следует отметить влияние китайской и японской живописи на творчество Чюрлениса. На мировоззрение Скрябина повлияли идеи индийской философии Бхагават-Гиты, а также взгляды Ауробиндо Гхоша и Рамакришны. Влияние Востока проявлялось в утонченности мыслеобразов обоих творцов. Характерной особенностью дальневосточной живописи является высокая линия горизонта, что присутствует также и в картинах Чюрлениса. А. Антанас отмечает, что изысканное искусство Дальнего Востока существенно изменило пластический язык Чюрлениса, его «композиционные решения, выдвинуло на первый план задачи взаимодействия пространственных и временных структур, изменило колоритную гамму его про-изведений»[1]. По мнению исследователя «Художник не стремится к прямолинейному копированию натуры: пейзаж понимается метафорически, апеллирует к скрытому метафизическому смыслу явлений природы»[1]. Чюрленису присуща сложная символика и, характерная для дальневосточной живописи, недосказанность и эстетический намек. Творчество Чюрлениса высоко оценили выдающиеся художники из «Мира искусства»: Рерих, Бакст, Бенуа, Добужинский и многие другие. Также его живописное творчество признали гениальным: Р. Роллан, Э. Межелайтис, Э. Эткинд, В. Ландсбергис и другие культурные деятели мира.

На мышление и творчество Скрябина и Чюрлениса значительно повлияли известные символисты: Рерих, Иванов, Брюсов, Врубель, Вагнер, Сомов, Борис-Мусатов, Волошин и другие.

Одним из первых высоко оценил творчество Чюрлениса выдающийся русский художник, ученый, писатель, философ и культурный деятель — Н.К. Рерих. Он лично знал Чюрлениса и считал, что у творца был трудный жизненный путь. Н.К. Рерих отмечал, что Чюрленис «принес новое, одухотворенное, истинное творчество» [4]. Несмотря на мнения некоторых скептиков, Чюрленис творил вдохновенно и непрерывно. Н.К. Рерих писал: «Помню, с каким окаменелым скептицизмом четверть века тому назад во многих кругах были встречены произведения Чюрляниса. Окаменелые сердца не могли быть тронуты ни торжественностью формы, ни гармонией возвышенно обдуманных тонов, ни прекрасною мыслью, которая нашептывала каждое произведение этого истинного художника. <...> Сразу Чюрлянис дал свой

стиль, свою концепцию тонов и гармоническое соответствие построения. Это было его искусство. Была его сфера. Иначе он не мог и мыслить и творить»[4].

Существует множество различных трактовок и интерпретаций картин Чюрлениса и расшифровок его многозначных символов. Одну их детальных расшифровок символов осуществил исследователь — Ф. Розинер. Рассмотрим философские особенности некоторых картин Чюрлениса, на примере которых можно охарактеризовать философскую концепцию художника.

Относительно философского цикла «Сотворение мира»(1905 — 1906) Чюрленис писал брату в 1905 году, что: «Это — сотворение мира, только не нашего, по Библии, а какого-то другого фантастического» [5, с. 184]. Удивительный мир фантастических и сказочных цветов изображен на картинах Чюрлениса в этом цикле. Прозрачность, эфирность и фосфоричность картин передают ощущение тонкого мира художественных мыслеобразов. По мнению Л.В. Шапошниковой «Сотворение мира» Чюрлениса было «созданием истинного художника-теурга, принесшего на страдальческую землю дар Новой Красоты Инобытия»[5, с. 197].

На философской картине «Истина»(1905) изображено лицо Мудреца, которое незаметно возникает из тьмы пространства и приближается к зрителям. Художественный образ картины похож на видение художника или на кадр из его сна. Все формы невидимого мира проявляются в видимом, что мастер и изобразил на полотне. Вокруг этого лица летают огненные Ангелы. Сам же Мудрец держит в руке, словно огненный меч, похожий на пламя свечи, которое тянется к верху. Характерным является то, что лицо человека без волос, что, по мнению автора, символизирует Абсолют Истины. Чюрленис использует многочисленные метафоры и гиперболы. Таким образом он отображает философское содержание многих картин.

Относительно философского содержания «Сонаты вес-ны»(1907), необходимо отметить, что в третьей части четырехчастного цикла — «Скерцо», в прозрачном небесном пространстве летают весенние птицы, похожие на Ангелов, кружащихся около изящного дерева, расположенного на небе, которое символизирует дерево вечной жизни. Окрытые двери означают вход в Инобытие. Таким образом «В скерцо «Соната весны», по мнению Л.В. Шапошниковой, мы наблюдаем на полотне чудо Преображения мира, когда он, по выражению Павла Флоренского, становится струящимся, и за этим, струйным занавесом открывается реальность проникающих в плотный мир видимых волн Инобытия» [5, с. 199]. В. Иванов называл Чюрлениса ясновидцем невидимого мира. Подтверждением этого являются иномирные сюжеты картин Чюрлениса. Необычное видение художника является свидетельством того, что его работы — это не плод богатой фантазии и развитого воображения, а увиденная реальность иного мира.

В «Сонате звезд»(1908), состоящей из двух частей: аллегро и анданте, Чюрленис стремился найти способ показать более сложное измерение. Рост и восхождение Духа человека к вершине познания показаны на картине символично. Вытянутым треугольником изображено восхождение Духа к центральной фокусной точке, на которой стоит огненный Ангел, как символ Вечной и Единой Истины. Эта картина есть «философская вершина его художественной мысли» [5, с. 201].

В. Иванов считал, что Чюрленис обладает двойным зрением. В. Иванов писал: «Любопытнее и убедительнее этот духовидец тогда, когда он ставит себе задачу уже иррацио-

нальную для живописи, когда он непосредственно отдается своему дару двойного зрения»[5, с. 189]. Чюрленис, по мнению исследователей, обладал способностью проникать в четвертое измерение и черпать оттуда свои новые философские идеи, отражающиеся в его художественном, музыкальном и литературном творчестве.

Известен музыкальный цикл картин М.Чюрлениса — «Соната моря»(1908), который соответствует музыкальной форме сонаты, состоящей из трех частей: аллегро, анданте и финала. Над морем летит белая птица — символ вестника. Контраст маленькой белой птицы и безграничного моря символизирует человека в Вечности Бытия. Излюбленную тему «Моря», в которой проявились черты символических обобщений, так же изобразил Чюрленис музыкальными средствами в симфонической поэме «Море» и в литературных произведениях.

Исследователи считают, что картины Чюрлениса привлекали зрителей своей музыкальностью и удивительным ритмом. «Музыка, как отмечает Л.В. Шапошникова, — звучала в формах, в цвете, в композиции. Она звучала в названиях картин «Фуга», «Соната», «Прелюд» [5, с. 199].

Как известно, фуга была одной из любимых музыкальных форм Чюрлениса. Полифоническое мышление композитора отобразилось не только в музыкальном, но и в живописном многоголосии. Особенно ярким примером ритмической работы Чюрлениса является «Фуга»(1908). Как отмечает Л.В. Шапошникова, «Первая музыкальная картина Чюрлениса «Фуга» есть уникальное явление в мировой живописи, не имеющее до сих пор аналогов. Удивительный ритм елочек, напоминающих ноты, изысканность прозрачных звучащих красок - все это вместе создает ощущение соприкосновения с той нездешней музыкой, по сравнению с которой земная есть слабое ее отражение. Чюрленис, синтезируя музыку и живопись, как бы сам уплотнял звуки в живописные, пластические формы, делая последние утонченными и прозрачны-ми»[5, с. 199].

В последней картине «Рекс»(1909), посвященной Творцу Вселенной и являющейся кульминацией художника, Чюрленис проник в самую важную тайну Космоса, «ощутил его творящую силу, но так и не успел объяснить ее людям»[5, с. 203].

Рассмотрим так же главные особенности философской концепции искусства в творчестве Скрябина.

По мнению Л.В. Шапошниковой творчество А. Скрябина «было наполнено космическим мироощущением, идеями Нового мира и Нового человека.<...> Л.В. Шапошникова считает, что он «пытался слить отдельно существовавшие до этого виды искусства в одну мощную симфонию, заряженную энергетикой Преображения» [5, с. 211].

Как известно, А. Скрябин был блестящим исполнителем, педагогом и профессором Московской консерватории. В числе сочинений Скрябина — 3 симфонии, симфоническая поэма «Мечты»; для фортепьяно — 10 сонат, 9 поэм, 26 этюдов, 90 прелюдий, 21 мазурка, 11 экспромтов, вальсы. Композитор считал, что любую философскую идею можно выразить в творчестве посредством звуков, красок и поэтических слов.

Скрябин утверждал, что «мысль есть энергия, а Высшее начало есть творящая сила Мироздания»[5, с. 212]. Композитор считал, что в каждом человеке есть Божественная искра вдохновения, заложенная в Сердце и желающая проявиться в многостороннем творчестве. Скрябин отождествлял себя в единстве с Богом-Творцом, частью которого он являлся.

Н.К. Рерих очень высоко ценил музыку Скрябина и был его единомышленником. Н.К. Рерих писал: «Известны ши-

рокие взгляды Скрябина. Предполагалось наше сотрудничество по инсценировке его симфоний»[5, с. 216]. Но из-за ранней смерти Скрябина их творческое сотрудничество полностью не состоялось.

Подытоживая все выше сказанное и делая выводы, следует отметить, что Чюрленис и Скрябин были гениальными творцами, которые принадлежали всему миру. Они были пророками и вестниками, несущими новую Красоту Миру и новую философскую концепцию искусства. В их многогранном творчестве проявились и воплотились ярко идеи синтеза искусств. Одной из общих особенностей их творчества была диалектика, которая проявилась в соединении земного и небесного. Творчество Чюрлениса и Скрябина отличается оригинальностью и неповторимостью стиля. Общей философской чертой творчества обоих творцов был синтез духа и материи и одухотворение материи музыкальными и живописными средствами. Близость двух гениальных композиторов заметна и в тяготении к симфоническим жанрам. Чюрлениса написал одночастные симфонические поэмы «В лесу» и «Море». Скрябин сотворил симфонические поэмы: «Поэму экстаза» и «Прометей» («Поэму огня»).

Необходимо отметить, что общей особенностью философского творчества Чюрлениса и Скрябина было теургическое действие, проявляющееся благодаря связи художников с Высшим Миром, откуда они черпали свои философские идеи и воплощали их различными средствами в музыке, в живописи и в литературе.

По мнению Н.К. Рериха, «В Скрябине и в Чюрлянисе много общего. И в самом характере этих двух гениальных художников много сходных черт. <...> Своею необычностью и убедительностью оба эти художника, каждый в своей области, всколыхнули множество молодых умов» [4]. В подтверждение этому нужно отметить, что «В 1911 году Скрябин впервые исполнил своего гениального «Прометея» («Поэму огня»), под звуки которой и ушел из жизни Чюрленис. И в этом совпадении есть свое знамение, свой космический смысл...»[5, с. 203].

Список использованных источников

1. Антанас А. А. Воздействие дальневосточного искусства на живопись Чюрлениса/Копия статьи. 11 сентября 2011 // Институт исследования культуры Литвы[электронный ресурс] - Режим доступа. - 11Р1_:МеждународнаяАкадя Наук и Высшего Образования ЬПр://д1зар.еи/ш/пос1е/1217(дата обращения 15.01. 2013)

2. Ванечкина И.Л.Скрябин и Чюрленис: музыка и живопись на пути к синтезу/ Копия статьи// «Вестник КГТУ», — Казань,

№1, 1999. С.68-73[электронный ресурс] - Режим доступа.

- URL: http: //рготе^еиз.кэ1.ги/зкг-сЬиг_г.Ыт(дата обращения 15.01. 2013)

3. Лунева А.Н. Философия синтеза искусств в творчестве М.К. Чюрлениса. Материалы научной конференции молодых ученых. «Presenting Academic Achievements to the World»// 29-30 марта, 2010 г. - Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2010. -148 с.: © Саратовский государственный университет, 2010.

4. Рерих Н.К. Художники жизни /Москва: МЦР, 1993. - 88 с. © 2008-2011 [электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://www.icr.su/ Printer-friendly version(дата обращения 15.01.2013)

5. Шапошникова Л.В. Тернистый путь красоты. Часть II «На берегах иных миров» М.: МЦР, Мастер-банк, 2001. — 335с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.