как в пучину собственного «я», погружена личность художника в поисках света, летящий живописный мазок, соответствующий динамике душевного состояния, - все это по сути своей свидетельство явления психо-логического портрета, тип которого получит в дальнейшей перспективе оте-чественного искусства преобладающее развитие и распространение. Характеризуя подход Левицкого в «Автопортрете» в целом, мы видим сочетание экзистенциального и имперсонального5 отношении к внешнему миру и самому себе, что обнаруживает классическую позицию художника в автопортрете, раздвоившуюся в искусстве последующего времени.
Прилегающей к проблеме автопортрета Левицкого, несомненно, является проблема определения портрета жены художника Н.Я. Левицкой. Нужно время, чтобы эта проблема получила разрешение. Почти идентичный по формату портрет вызывает сомнение ряда исследователей с точки зрения авторства Левицкого6. Сегодня мы не можем предложить решение этой проблемы, однако интересно обратить внимание на типологию портрета. Известно, что в русском искусстве ХУШ века парные портреты, писанные на одном холсте, редки, как и автопортреты. Однако супружеские либо детские парные портреты получили развитие в своеобразной зеркальной композиции, будучи обращены друг к другу, причем в супружеских парных портретах мы всегда найдем семантику понятия «правого-левого» с точки зрения портретируемых, т.е. муж занимает правое положение по отношению к жене, тогда как для зрителя он расположен слева. Этот композиционный прием - своеобразное зеркало этических значений ХУШ века, нашедших отражение в парных портретах, семантически доносящих более древнюю знаковую символику, дополняет то интимное психологическое, человеческое, что составило сущность портретного жанра, на ранней стадии его развития достигшего столь высокого расцвета.
Примечания
1 Голлербах Э. Портретная живопись в России, ХУШ в. М.; Пг., 1923.
2 Вдовин Г. От «лично'го» к «ли'чному»: К проблеме эволюции психологической проблематики русской портретописи ХУШ - начала Х1Х века // Вопр. искусствознания. 1993. №4. С.5-48; Он же. Портретное изображение и общество в России ХУШ века: Несколько тезисов о функции замещения // Там же. 1994. №3. С.245-286; Он же. «Писано имяреком...»: Рождение автора в русской портретописи ХУШ века // Там же. 1995. №1-2. С.249-273.
3 См.: Козлова А. А. Новое о Д.Г. Левицком // Сообщения ГРМ. Л., 1957. Вып.5. С.21-24.
4 См.: Дмитрий Григорьевич Левицкий, 1735-1822. Каталог. Л., 1987. С. 52.
5 См.: Сарабьянов Д. В. К концепции русского автопортрета // Сов. искусствознание. 1977. №1. С.205.
6 См.: Гершензон-Чегодаева Н.М. Дмитрий Григорьевич Левицкий. М., 1964. С. 221228; Дмитрий Григорьевич Левицкий, 1735-1822: Каталог. С.80.
Л.А. Тарасова
РЕРИХ И КОСМИЗМ (К ВОПРОСУ О ВЗАИМОСВЯЗИ МИРОВОЗЗРЕНИЯ И ТВОРЧЕСТВА ХУДОЖНИКА)
Космизм - философия всеединства. Трудно определить время зарождения космизма. В древнейших религиозных и мифологических представлениях человек уже прозревал взаимосвязь между своим бытием и бытием Вселенной, претворяя ее в образах народного искусства и ритуальных символах. Идея целостности ми-
роздания, наделенного жизнью и сознанием, наиболее ярко выражена у индусов в представлении мира в виде Огромного Человека, Брамы.
В магических ритуалах человек предстает как заклинатель сил Вселенной. Мечта человека стремилась к преодолению ограниченности в пространстве и во времени и воплощалась в сказочные образы господства над стихиями - воздушные полеты, бессмертие, метаморфозы человека с помощью живой и мертвой воды.
Замечательно, что именно в России, ставшей родиной учения о ноосфере и открывшей реальный путь в Космос, начиная с середины XIX столетия вызревает космическое направление научно-философской мысли, известное как русский космизм.
В ряду русских космистов стоят философы-энциклопедисты Н.Ф. Федоров, С.Н. Булгаков, Н.А. Бердяев, ученые К.Э. Циолковский, В.И. Вернадский, А. Л. Чижевский, религиозные деятели П.А. Флоренский, В.С. Соловьев, литераторы Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский, поэт А.Ф. Тютчев, композитор П. Скрябин, художник Чюрленис и многие другие, несущие мысль о человеке как о микрокосме. К этой величественной плеяде русских космистов с полным правом принадлежит и художник-мыслитель Н.К. Рерих (1874 - 1947), творчество которого проникнуто глубиной образов, устремленных в эволюционную беспредельность.
В многообразии культурно-художественного наследия Рериха философия всеединства прослеживается в его знаменитой серии «Гималайских этюдов». Естествоиспытатели Вернадский, Чижевский, Циолковский, утверждая идею единства мира, стирали грань между живой и неживой материей, представляя Космос единым, развивающимся организмом. Эта же идея разумной одухотворенности материи рождается при общении с этюдами Рериха, когда контуры причудливых гор и теней неуловимо превращаются в таинственных великанов. Горы живут своей удивительной жизнью, сказочность их образов отрывает нас от земного привычного восприятия мира, раскрепощая мысль. И тайна Космоса, вытканного из живого полотна материи, будит воображение и желание познания.
Образ гор предстает как символ объединения небесного и земного, рождая идею восхождения, сопряженного с нравственным совершенствованием. Философская глубина образа гор наиболее полно созвучна отличительной стороне русского космизма - его этической направленности.
Много работал над этической проблемой космизма В.С. Соловьев, развивая идею о преобразующей Космос и человека силе одухотворенной любви. Н.К. Рерих не просто изучал работы В.С. Соловьева, но был лично знаком с ним. Вот как трогательно звучит тема любви в литературном произведении художника: «Некий отшельник оставил свое уединение и вышел с вестью, говоря каждому встречному: "Имеешь сердце!" Когда же его спросили, отчего он не говорит о любви и всех благих основах жизни, он ответил: "Лишь бы не забыли о сердце, остальное приложится"»1.
Наделяя Космос свойствами живого, этически организованного разумного существа, с жизнью которого неразрывно связана жизнь каждого человека, русские космисты вводят понятие ответственности человека как венца земной эволюции перед Космосом. «Всего более ответственен человек и всего менее камни... Царь ответственнее, чем последний из его подданных»2. Ответственность человека перед природой, перед личным призванием звучит призывом Рериха к самосовершенствованию. «Самосовершенствование вовсе не есть самость. Происходит оно прежде всего не для себя, но человек улучшается для служения человечеству»3.
Нельзя обойти вниманием и влияние на передовую мысль русского общества произведений Ф.М. Достоевского, разрабатывавшего положение о действенной
силе красоты, призванной усовершенствовать жизнь на земле. Его крылатые слова: «Красота спасет мир!» - дополняются Рерихом: «Сознание красоты спасет мир!» Красота для Достоевского и Рериха - необычайно емкая категория, не только эстетическая, но и нравственная. «Красотою побеждаем, красотою молимся, красотою объединяемся» - девиз Н.К. Рериха.
Важнейшим вкладом Н.К. Рериха в мировоззрение космизма является открытие им человечеству Космоса Красоты и Космоса Культуры. Никто до Рериха не вкладывал такого высокого планетарного смысла в понятия Красоты и Культуры и не отстаивал их с такой широтой и убедительностью. Культура и есть эволюция, утверждает Рерих, ибо под Культурой он подразумевает средоточие всех высочайших духовных богатств человечества.
Культура, творчество, искусство связаны с понятием Красоты, которая призвана одухотворить мир, ибо Красота, возникающая как результат борьбы и победы Космоса над хаосом, представляет собой вселенскую гармонию. Земная же красота является каналом, связующим человека с Космической Красотой. А истинное искусство, несущее дыхание высших миров, как посредник между земным и горним, предоставляет возможность духовного восхождения. Под истинным искусством Рерих подразумевает не ремесленничество и, тем более, не творчество, несущее в себе антиискусство, разрушающее эстетические идеалы пространства Культуры. К сожалению, до сих пор многие смотрят на искусство как на отдых для глаз, и высочайшая суть явления искусства остается непонятой. Вот как описывает процесс возникновения произведения искусства П. Флоренский: «Так в художественном творчестве душа восторгается из дольнего мира и всходит в мир горний. Там, без образов, она питается созерцанием сущности горнего мира, осязает вечные ноумены вещей и, напитавшись, обремененная ведением, нисходит вновь в мир дольний. И тут при этом пути вниз, на границе вхождения в дольнее, ее духовное стяжание облекается в символические образы - те самые, которые, будучи закреплены, дают художественное произведение»4. Таким образом, художник выполняет роль Творца с большой буквы, приносящего в мир земной необходимые для эволюции дары. А любое место, где накоплены бесценные сокровища красоты, будь то картинная галерея, храм, музей или дворец, становится источником духовной энергии.
Отсюда так важна задача защиты памятников искусства как светочей человечества. Именно этой благородной задаче Н. К. Рерих посвятил самоотверженную общественно-просветительскую деятельность, в практических шагах которой выразилась глубина мировоззрения художника.
Рерих один из первых с тревогой отмечал недопустимо безразличное отношение русского общества к разрушающимся православным храмам. Он совершил в 1903 - 1904 гг. поездку по древнерусским городам и создал серию этюдов, передающих белокаменную торжественность церквей и соборов, благолепие звонниц, суровую мощь монастырских стен. Некоторые из живописных этюдов стали теперь единственными источниками воспроизведения утраченных памятников зодчества. Рерих являлся инициатором создания Фонда древней Руси, был членом различных обществ защиты, принимал участие в реставрации многих сооружений, в том числе храма Василия Блаженного.
В дни Февральской революции 1917 г. Рерих в качестве помощника председателя входил в состав «Комиссии по делам искусства», одним из первых постановлений которой было воззвание к народу об охране памятников культуры.
И наконец, венцом его трудов стал знаменитый Пакт Рериха о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта, подписанный рядом стран. На основе Пакта Рериха в 1954 г. в Гааге 39 странами, в том числе и Советским Союзом, была ратифицирована международная конвенция.
Таким образом, просветительская деятельность художника и, безусловно, все его творчество, живописные и литературные труды пронизаны философией Общего Блага, совершенствования и единства с Космосом. Сам фундамент миропонимания художника закладывался в эпоху ренессанса философско-художествен-ной мысли России конца XIX - начала XX в., когда русская культура, благодатно вобрав в себя вековую мудрость человечества, ставила глобальные вопросы Бытия, разрешая их в русле философии всеединства. Н.К. Рерих, планетарно расширяя понятие Красоты как основы мироздания, обогатил философию космизма.
Примечания
1 Рерих Н.К. Химават. Самара, 1995. С. 220.
2 Бердяев Н.А. Смысл творчества. Опыт оправдания человека. Цит. по кн.: Русский космизм. М., 1993. С. 172.
3 Рерих Н. Листы дневника. М., 1995. С. 542
4 Флоренский П. А. Иконостас. М., 1994. С. 47.
Н.А. Козлова
СКОРОСТИ ПРОСТРАНСТВ: ТВОРЧЕСКИЙ МЕТОД ЧЕЛЯБИНСКОГО ХУДОЖНИКА ПАВЛА ХОДАЕВА КАК ЗАЯВЛЕННАЯ СИНКРЕТИЧНОСТЬ КУЛЬТУРЫ
Кто, почему превозносит чудо?
Что до меня, я не знаю ничего, кроме чудес.
Брожу ли я по улицам города. Или устремляю взор свой к небу.
Или шлепаю, босоногий, вдоль берега по мелководью.
Или стою в лесу под деревьями ...
Или наблюдаю тружениц-пчел, крутящихся летним утром вокруг улья.
Или животных, кормящихся в поле.
Или птиц, или дивных насекомых в воздухе.
Или дивный закат, или звезды, сияющие так спокойно и ясно.
У. Уитмен
Павел Петрович Ходаев - челябинский живописец, родился в 1946 г. в деревне Мраково, в Башкирии. Природная одаренность предопределила его жизненный выбор. В 1967 г. он окончил Уфимское художественное училище искусств. С 1974 г. живет в Челябинске. С 1975 г. он член Союза художников России. Художник широкого диапазона, масштабный по философскому осмыслению действительности, обладающий сильным темпераментом, тонко чувствующий пластику в различных областях искусства. Регулярно участвовал в областных, зональных выставках. Ретроспективный взгляд на персональные выставки убеждает в том, что художник поступательно продвигался к выявлению глубины и пониманию живописи как жизнедействующей структуры, как организации, влияющей напрямую на человека благодаря проявлению у художественного объекта признаков синкретичности.