СКОПИДОМСТВО И СКАРЕДНОСТЬ ОБРАЗА СЕМЕНА ИВАНОВИЧА КАК ОТЛИЧИТЕЛЬНАЯ ЧЕРТА ХАРАКТЕРА В РАСКРЫТИИ МОТИВА ДЕНЕГ (НА ПРИМЕРЕ ПОВЕСТИ Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО «ГОСПОДИН ПРОХАРЧИН»)
Е.В. Шлапакова
344
Аннотация. Статья посвящена рассмотрению мотива денег в повести Ф.М. Достоевского «Господин Прохарчин». Автор полагает, что через отличительные черты характера образа Семена Ивановича мотив денег проявляет себя на уровне трех планов: физическом, психологическом и детальном, а также влечет за собой основные сентиментальные темы повести: страх, бедность и неверие.
Ключевые слова: деньги, мотив, повесть, тема, персонаж, психологический план, физический план, детальный план, сундук, ширма, сумасшествие, двойничество.
Summary. The article is devoted to the motif of money in the F.M. Dostoevsky's story "Mr. Prokharchin". Through the distinctive traits of the image Semyon Ivanovich the motif of money manifests itself at three levels: physical, psychological and detailed and also highlights the main sentimental themes: fear, poverty and lack of faith.
Keywords: money, motif, story, theme, character, psychological plan, physical background, detailed ackground, chest, screen, madness, duplicity.
Характерным для творчества Ф.М. Достоевского стало то, что им не раз поднимались мучительные вопросы, волнующие человечество, ответы на которые он связывал с темами общечеловеческой значимости и принадлежности. Освещая в своих первых произведениях тему бедности, складывается сложный комплекс философских взглядов писателя, который определяет пафос его дальнейших произведений. Начиная с романа «Бедные люди» (1846) перед читателем раскрывается мир за-
битых и униженных людей, в одно и то же время страдающих, но не смеющих признать несправедливость такого положения.
В первом романе намечаются основные темы произведений Достоевского, но в дальнейшем начинается их эволюция. Тема бедности интерпретируется в разные ее аспекты и следствия, тем самым обретая характер самостоятельных тем и мотивов. «Мотив активно причастен к теме и идее произведения, но им не тождественен. Присутствует в самых разных
формах. Он может являть собой отдельное слово или словосочетание, выступать как аспект отдельных произведений и их циклов, в качестве звена их построения, либо как достояние всего творчества писателя» [1].
Мотив денег является одним из самых значительных в творчестве Достоевского. Его роль определяется тем, что он, переплетаясь с другими мотивами, несет в себе важную тематическую нагрузку, выполняет сюжетную, композиционные функции, характеризует персонажей, мотивируя отчасти их действия.
Мотив денег прослеживается у Достоевского и в предметном мире романов, где деньги, ценности, интерьер и окружающие его предметы составляют своеобразное обрамление героев.
За романом «Бедные люди» появляется «петербургская поэма» Ф.М. Достоевского «Двойник» (1846), где тема бедности сменяется темой душевного одиночества и страхом перед жизнью по причине безвыходности положения и полной зависимости от вышестоящих. Страх перед жизнью в понимании Достоевского становится основой психологической атмосферы бюрократического Петербурга, от которой страдает «маленький человек» раннего Достоевского. В такой форме у писателя появляется убеждение об извечном существовании в человеке мрачного «подполья», что в последующих романах разовьется в то, что душа человека станет предметом специального художественного исследования.
Повесть «Господин Прохарчин» становится третьей о бедном чиновнике после Макара Девушкина из романа «Бедные люди» и Голядкина из
романа «Двойник». Повествование ведется о непосильной для наивной души борьбе со страхом жизни. «Страдания человека доведены в творчестве Достоевского до фантастического разнообразия: он умел открывать бездны ужаса человеческой души» [2].
Основной герой повести - Семен Иванович Прохарчин, мелкий чиновник, необщительного нрава, не быстрого ума и уже влетах. Сначала жизнь господина Прохарчина проходила очень спокойно, он сидел в канцелярии за перепискою бумаг или лежал у себя за ширмами на промасленном тюфяке, в мало заметном соседстве трех таких же, как он, тихих жильцов. Так прожил он двадцать лет или более, причем «целые часы проходили дремотные, ленивые, сонливые, скучные, словно вода, стекавшая звучно и мерно в кухне с залавка в лохань» [3]. Так бы прошла для господина Прохарчина и вся его жизнь, - если бы не очутился он со своими ширмами совсем в другой компании. Соседями по его новой квартире оказались люди молодые и буйные, примкнуть к содружеству которых у Семена Ивановича не было ни малейшего желания.
Скоро Семен Иванович стал бельмом на глазу для молодой компании. «Пошли пренеприятные намеки на то, что Семен Иванович на самом деле вовсе уже не так скуден, как он это показывает. И тогда началась для Семена Ивановича уже настоящая пытка» [3]. Дело в том, что господин Прохар-чин и на самом деле откладывал деньги на черный день, но он привык делать это в глубочайшей тайне и среди жильцов нелюбознательных. Мало того, он не только привык это делать, но привычка эта стала едва ли не един-
345
4 / 2012
Преподаватель XXI
ВЕК
346
ственным содержанием его сознательной жизни, а теперь господину Про-харчину приходится хитрить, ему необходимо отвести соседям глаза: «Первое, на что обратили внимание, было, без сомнения, скопидомство и скаредность Семена Ивановича. Это тотчас заметили и приняли в счет, ибо Семен Иванович никак, ни за что и никому не мог одолжить своего чайника на подержание, хотя бы то было на самое малое время; и тем более был несправедлив в этом деле, что сам почти совсем не пил чаю, а пил, когда была надобность, какой-то довольно приятный настой из полевых цветов и некоторых целебного свойства трав, всегда в значительном количестве у него запасенный» [3].
Семен Иванович вел свою экономию абсолютно во всем, начиная с обеда, который никогда не съедал целиком и вместо того, чтобы заплатить цену в полтину, «употреблял только двадцать пять копеек медью», заканчивая тем, что даже в стирку отдавал свое белье крайне редко, не заботясь ни о своем здоровье, ни о том, как выглядит в глазах окружающих со стороны: «Семен Иванович во всю жизнь свою никак не мог решиться отдать свое белье в стирку или решался, но так редко, что в промежутках можно было совершенно забыть о присутствии белья на Семене Ивановиче» [3].
Бережливость Семена Ивановича моментами доходила до комичности, которую он отказывался воспринимать. Прохарчин начинает горько жаловаться на свою скудость, плачет о том, что не имеет средств даже к тому, чтобы поправить себе одежду и даже придумывает для окружающих некую золовку в Твери, которой он должен
посылать по пяти рублей в месяц, а не будь, мол, этой благостыни, так и умерла бы, поди, золовка-то с голоду. На самом деле господин Прохарчин далеко не был так скуден, как сам иногда в этом всех уверял, чтоб даже харчей не иметь постоянных и сытных (отсюда Прохарчин - говорящая фамилия), но делал это от противного, не боясь стыда и людских пересудов, собственно для удовлетворения своих странных прихотей, из скопидомства и излишней осторожности.
Особым элементом предметного мира повести является новый замок на сундуке, в котором, как доподлинно всем известно, хранится лишь старый, затасканный хлам. Сундук с деньгами как условная деталь предметного мира встречается во многих произведениях конца XVIII и всего XIX в.: в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль», в баснях И.А. Крылова, в стихах Г.Р. Державина, в трагедии А.С. Пушкина «Скупой рыцарь». У Достоевского сундук является символом богатства и мотивировкой действий персонажей в произведениях, где звучит мотив денег. В романе «Преступление и наказание» (1866) сундук с богатством изображен в сниженном виде, пренебрежительно, как бы указывая на ничтожность хозяйки. Вместо «сундука» - бабья укладка», вместо червонцев - заклады, портсигары, цепочки, серьги» [4]. Согласно словарю В. Даля, «укладка» - это сундучок для вещей.
Для Господина Прохарчина его сундук не являлся местом для хранения денег, а выступает лишь как средство для отвода глаз своих любопытных соседей. Скрывая свой истинный капитал за выдуманным сундуком и золовкой (детальный план), Семен Ива-
нович, тем самым, оставляет за собой право сохранить в тайне его страсть к накопительству, составляющую основную цель его жизни.
Однообразный, расчетливый мир серой канцелярии навсегда выбивает из господина Прохарчина фантазию и способность к размышлению. Его речь скудна, сбивчива и не несет за собой никакой информационной нагрузки. Страх за завтрашний день подталкивает Семена Ивановича к хитрости и опасению людей, загоняя его тем самым все дальше в угол за ширмы (физический план) и к сумасшествию (психологический план): «он увидел, что и Андрей Ефимович, тот самый маленький, вечно молчаливый лысый человечек, который помещался в канцелярии за целые три комнаты от места сиденья Семена Ивановича и в двадцать лет не сказал с ним ни слова, стоит тут же на лестнице, тоже считает свои рубли серебром и, тряхнув головою, говорит ему: «Денежки-с! Их не будет, и каши не будет-с, - сурово прибавляет он, сходя с лестницы, и уже на крыльце заключает, - а у меня, сударь, семеро-с»; и не только говорил, но будто даже и упрекал господина Прохарчина в этих семерых, а хуже всего при этом было, что Про-харчину и точно страшно и совестно стало, что вот у этого человечка, совершенно ему чужого, такая большая семья и что семью эту надо кормить хотя бы кашей» [3].
Взвалив на свои плечи груз размышлений за все беды и лишения человечества, Господин Прохарчин губит себя, так и не успев воспользоваться своим накопленным капиталом: «Между тем волосья и хлопья летели кругом, серебряная куча росла -и боже! чего, чего не было тут... Благо-
родные целковики, солидные, крепкие полуторарублевики, хорошенькая монета полтинник, плебеи четвертач-ки, двугривеннички, даже малообещающая, старушечья мелюзга, гривенники и пятаки серебром, - все в особых бумажках, в самом методическом и солидном порядке. Были и редкости: два какие-то жетона, один наполеондор, одна неизвестно какая, но только очень редкая монетка... Некоторые из рублевиков относились тоже к глубокой древности; истертые и изрубленные елизаветинские, немецкие крестовики, петровские монеты, екатерининские; были, например, теперь весьма редкие монетки, старые пяти-алтыннички, проколотые для ношения в ушах, все совершенно истертые, но с законным количеством точек; даже медь была, но вся уже зеленая, ржавая... Нашли одну красную бумажку - но более не было. С первого взгляда можно было даже совсем обмануться и смекнуть прямо на миллион — такая была огромная куча! Но миллиона не было, хотя и вышла, впрочем, сумма чрезвычайно значительная, — ровно две тысячи четыреста девяносто семь рублей с полтиною» [3].
Мотив денег в данном случае выделяет главные темы повести: страх, бедность и неверие. Во внутреннем мире Семена Ивановича произошел раскол души: опасение за завтрашний день, неверие в людей, страх перед зыбкостью и нестабильностью положения, где деньги выступают всего лишь барьером-защитой от ужасов темной стороны жизни.
В то же время мотив денег проявляет себя на стилевом, языковом уровне, где через авторское отношение к слову определяется его отношение к миру. Названия денег окраше-
347
4 / 2012
Преподаватель
ЕК
348
ны у Достоевского в уменьшительно-ласкательные суффиксы, что подчеркивает особое авторское отношение к их коллекционеру. Несмотря на то, что сам Ф.М. Достоевский, выступая в роли рассказчика, хоть и подшучивает над скаредным образом своего господина Прохарчина, он в то же время бесконечно жалеет его, ласково называя «тертым капиталистом», либо «вором-воробьем», понимая, что на примере одной человеческой боли стоит глобальная проблема и боль всей России.
Господин Прохарчин не одинок в своей беде, в конце повести у него наблюдается едва заметный двойник, в образе которого выступает Конторев: «маленький человечек Кантарев, отличавшийся воробьиным носом, к вечеру съехал с квартиры, весьма тщательно заклеив и завязав все свои сундучки, узелки, и холодно объясняя любопытствующим, что время тяжелое, а что приходится здесь не по карману платить» [3]. Это еще раз подтверждает мысль о том, что в сознании русского человека счастье у каждого свое, но боль всегда одинакова.
Таким образом, сентиментальная тема невозможности счастья для обделенных людей судьбой, осложняется у героев Ф.М. Достоевского внутренним психологическим противоречием. Материальные невзгоды порождают нравственные мучения души: озлобленность, несговорчивость, нелюдимость, жадность, как это и случилось в повести о Господине Прохарчине.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Хализев В.Е. Теория литературы. - М., 1999.
2. Анненский И.Ф. Серия «Литературные памятники». - М.: Наука, 1979.
3. Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч.: В 30 т. - М.: Сфера, 1989-1990.
4. Романова Г.И. Мотив денег в русской литературе Х1Х века // Русская классическая литература. - М.: Наука, 2006.
5. Карпи Г. Достоевский-экономист. - М.: Фаланстер, 2012.
6. Одиноков В.Г. Типология образов в системе Достоевского. - М.: Наука, 1990.
7. Сырица Г. Поэтика портрета в романах Ф.М. Достоевского. - М.: Гнозис, 2007.
8. ЯстребовА.Л. Богатство и бедность. Поэзия и проза денег. - М.: Аграф, 2009. ■