Научная статья на тему 'СКЛОННОСТЬ К ВИКТИМНОМУ ПОВЕДЕНИЮ ЛИЦ ЮНОШЕСКОГО ВОЗРАСТА'

СКЛОННОСТЬ К ВИКТИМНОМУ ПОВЕДЕНИЮ ЛИЦ ЮНОШЕСКОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
277
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
агрессия / виктимность / девиантность / жертва / конфликтность / самооценка / самоутверждение / aggression / victimhood / deviance / victim / conflict / self-esteem / self-affirmation

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Юлия Алексеевна Малюшина, Ольга Борисовна Федорова, Елена Владимировна Милюкова

На основе теоретического анализа литературы, психодиагностических методик, методов математической статистики изучается склонность к виктимному поведению у людей в юношеском возрасте. Выявлено, что у студентов склонность к виктимному поведению выражена на среднем уровне и связана с особенностями личности студентов. Результаты исследования могут применяться в практической деятельности педагогов, сотрудников правоохранительных органов, психологов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROPENSITY FOR VICTIMIZED BEHAVIOR OF YOUNG PEOPLE

On the basis of the theoretical analysis of the literature, psychodiagnostic methods, methods of mathematical statistics, the propensity to victim behavior in young people is studied. It was revealed that the student’s tendency to victim behavior is expressed at the average level and is associated with the characteristics of the students' personality. The results of the study can be used in the practical activities of teachers, law enforcement officers, psychologists.

Текст научной работы на тему «СКЛОННОСТЬ К ВИКТИМНОМУ ПОВЕДЕНИЮ ЛИЦ ЮНОШЕСКОГО ВОЗРАСТА»

УДК 1 /159.9 DOI 10.24412/2073-0454-2021 -3-339-343

ББК 88 © Ю.А. Малюшина, О.Б. Федорова, Е.В. Милюкова, 2021

Научная специальность 19.00.01 — общая психология, психология личности, история психологии

СКЛОННОСТЬ К ВИКТИМНОМУ ПОВЕДЕНИЮ ЛИЦ ЮНОШЕСКОГО ВОЗРАСТА1

Юлия Алексеевна Малюшина, старший преподаватель кафедры физической культуры и спорта, внештатный лектор лекторской группы УМВД России по Курганской области Курганский государственный университет (640020, Курган, ул. Советская, д. 63, стр. 4) E-mail: puma-juliya@yandex.ru

Ольга Борисовна Федорова, дознаватель группы по расследованию преступлений отдела организации дознания УМВД России по Курганской области (640026, Курган, ул. Куйбышева, д. 81) E-mail: uob.45@yandex.ru

Елена Владимировна Милюкова, доцент кафедры психологии

Курганский государственный университет (640020, Курган, ул. Советская, д. 63, стр. 4) E-mail: lena_milyukova@mail.ru

Аннотация. На основе теоретического анализа литературы, психодиагностических методик, методов математической статистики изучается склонность к виктимному поведению у людей в юношеском возрасте. Выявлено, что у студентов склонность к виктимному поведению выражена на среднем уровне и связана с особенностями личности студентов. Результаты исследования могут применяться в практической деятельности педагогов, сотрудников правоохранительных органов, психологов. Ключевые слова: агрессия, виктимность, девиантность, жертва, конфликтность, самооценка, самоутверждение.

PROPENSITY FOR VICTIMIZED BEHAVIOR OF YOUNG PEOPLE

Yuliya A. Malyushina, Senior Lecturer of the Department of Physical Culture and Sports, Freelance Lecturer at the Lecture Group of the Department Ministry of Internal Affairs of Russia in the Kurgan Region Kurgan State University (640020, Kurgan, ul. Sovetskaya, d. 63, str. 4) E-mail: puma-juliya@yandex.ru

Olga B. Fedorova, Investigator of the Crime Investigation Unit of the Organization of Inquiry Department Ministry of Internal Affairs of Russia in the Kurgan region (640026, Kurgan, ul. Kuybysheva, d. 81) E-mail: uob.45@yandex.ru

Elena V. Milyukova, Associate Professor of the Department of Psychology Kurgan State University (640020, Kurgan, ul. Sovetskaya, d. 63, str. 4) E-mail: lena_milyukova@mail.ru

Abstract. On the basis of the theoretical analysis of the literature, psychodiagnostic methods, methods of mathematical statistics, the propensity to victim behavior in young people is studied. It was revealed that the student's tendency to victim behavior is expressed at the average level and is associated with the characteristics of the students' personality. The results of the study can be used in the practical activities of teachers, law enforcement officers, psychologists.

Keywords: aggression, victimhood, deviance, victim, conflict, self-esteem, self-affirmation.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Малюшина Ю.А., Федорова О.Б., Милюкова Е.В. Склонность к виктимному поведению лиц юношеского возраста. Вестник Московского университета МВД России. 2021;(3):339-343.

Негативные социальные явления (совершение Виктимность можно рассматривать как вполне

преступлений разного порядка, суицидальные тен- определенный спектр действий, особенность пове-

денции, чрезмерное употребление алкоголя, упо- дения человека, качество его характера.

требление наркотических средств, виктимизация Факторы виктимизации представляют собой со-

населения и другие) в современном обществе, как и вокупность обстоятельств в жизни людей и обще-

в любом обществе на разных этапах исторического ства, они детерминируют процесс превращения

развития, — явление достаточно распространенное. -

Виктимизация населения в целом и отдельно 1 Исследование проводилось в рамках гранта № 19-413-450002\20

«Исследование субъективного образа социального мира учащейся молодежи Курганской область области с целью про-

взятои личности в частности — актуальная про-

блема социально-психологического характера. гнозирования социальных процессов в молодежной среде».

определенной личности в жертву преступления, т.е. могут содействовать реализации этого процесса. Например, условиями виктимизации являются разнообразные явления объективного и субъективного характера, впоследствии повышают степень виктим-ности, и значит, могут облегчить возможность возникновения конфликтов, усиливают эскалацию определенной виктимогенной ситуации [1, с. 226].

Виктимность существует на уровне отдельно взятого человека (как характеристика, которая обуславливает тенденцию человека стать жертвой преступника) и на массовом уровне (как определенное социальное явление, охватывающее всех жертв криминогенных ситуаций независимо от классификации жертв и от причин возникновения преступления).

Особенность групповой виктимности заключается в общей повышенной предрасположенности разных категорий людей, которые характеризуются сходными социальными, демографическими, психологическими, биологическими, физическими особенностями, в определенных ситуациях становиться жертвами преступлений.

Существуют группы населения (женщины, дети, подростки, молодежь, пожилые люди, люди с ограниченными возможностями здоровья), которые в значительной степени подвержены виктимизации.

Следует отметить, что в период студенчества происходит развитие и становление личности. С одной стороны, молодые люди отличаются высокой степенью социальной активности. С другой стороны, для них характерны социально-психологические особенности, которые могут способствовать формированию и развитию виктимного поведения данной категории лиц.

Л.С. Стуколова и Н.С. Волкова считают, что многие люди, которые избирают социальную роль жертвы, подчас могут быть вовлечены во многие различные криминогенные ситуации, так как подсознательно желают получить сочувствие, самоутверждаясь таким образом. Соответственно, позиция жертвы может быть оправдана установкой на беспомощность, нежеланием изменять собственное положение, наличием низкой самооценки, запуганностью, повышенной внушаемостью и готовностью к проявлению виктимного поведения. Значит неадекватная самооценка может привести к неадекватному типу самоутверждения или даже отказу от него[2, с. 126].

Рассматривая виктимное поведение как небезопасное и дезадаптивное, можно сделать вывод, что следствием наличия склонности к виктимному поведению является реализация неадекватного типа самоутверждения или отказа от него. Кроме того, юношеский возраст, в силу его характерологических особенностей, является фактором, способствующим повышению риска виктимизации.

Ю.А. Клейберг отмечает, что виктимность — это психологическое свойство личности,которое возникает вследствие дефекта интерактивного культурогенеза и характеризуется предрасположенностью личности при возникновении фрустрации социогенных и персоногенных воздействий; все это ведет к деформации развития личности. Соответственно, ввиду своей социальной некомпетентности личность становится жертвой отклоняющегося поведения, так возникает девиантная виктимизация. Виктимная личность характеризуется следующими показателями: сниженный уровень мотивации; заниженная самооценка; дефицит ценностных ориентации. Такие люди отличаются конформизмом [3, с. 82].

Учитывая выявленные психологические особенности необходимо вовлекать лиц, склонных к вик-тимному поведению, к общественно-значимой деятельности, например, занятиям волонтерской деятельностью, участию в спортивно-оздоровительных организацях, клубах, а также студиях и различных кружках и т.п. [4, а 49].

Достаточно важное значение имеет психологическое сопровождение лиц, которые склонны к вик-тимному поведению в жизнедеятельности, которое включает в себя психодиагностику, а также психологический мониторинг, и психологическую подготовку, и психологическую защиту, и заканчивается социально-психологической поддержкой жертв преступлений в период социально-психологической ремиссии.

Можно сказать, что психологическая профилактика и коррекция, психологическое сопровождение виктимного поведения значительно снижают стресс, повышают их жизненную толерантность, которые в дальнейшем способствуют развитию социально-приемлемых форм, видов и способов поведения.

Наличием данных тенденций определяется актуальность исследования, целью которого явилось изучение особенностей виктимного поведения студентов.

Гипотезы исследования.

1. У студентов склонность к виктимному поведению выражена на высоком уровне.

2. Склонность к виктимному поведению связана с особенностями личности студентов.

Эмпирическое исследование проводилось при помощи комплекса психодиагностических методик: методика «Склонность к виктимному поведению» (О.О. Андронникова); тест «Самооценка психических состояний» (Г. Айзенк); тест-опросник «Акцентуации характера и темперамент личности» (Г. Шмишек, К. Леонгард); Ориентационный опросник (В.М. Басс); методика определения стрессоустойчивости и социальной адаптации (Холмс, Раге).

В исследовании приняли участие 80 человек — студенты 1-4 курсов в возрасте от 17 до 23 лет (40 женщин и 40 мужчин).

Диагностика склонности к виктимному поведению студентов 1-4 курсов осуществлялась при помощи методики О.О. Андронниковой.

При анализе первичных статистических данных были получены следующие результаты.

Параметр «Агрессивное поведение» (М = 10,3 ± 2,9; S = 0,3) — 4 стена.

Параметр «Склонность к самоповреждающему и саморазрушающему поведению» (М = 8,8 ± 0,3; S = 2,5) — 4 стена.

Параметр «Склонность к гиперсоциальному поведению» (М = 5,7 ± 0,2; S = 1,9) — 4 стена.

Параметр «Склонность к зависимому и беспомощному поведению» (М = 7,9 ± 0,2; S = 2,2) — 5 стенов.

Параметр «Склонность к некритичному поведению» (М = 8,5 ± 0,3; S = 2,5) — 4 стена.

Параметр «Реализованная виктимность» (М = = 6,0 ± 0,2; S = 2,0) — 3 стена.

Значения параметров виктимного поведения у испытуемых находятся на среднем уровне (4-5 стенов). Исключение составляет параметр «Реализованная виктимность».

В целом, для испытуемых характерны: достаточно высокий уровень развития самоконтроля, стремление придерживаться норм и правил, тенденция к избеганию конфликтов и неприятностей, забота о собственной безопасности, пассивность в некоторых ситуациях, осторожность в поступках.

Реализованная виктимность у испытуемых находится на низком уровне. Они избегают критических

ситуаций и конфликтов. Возможно, испытуемые имеют выработанные защитные модели поведения в подобных ситуациях. В случаях внутреннего напряжения, испытуемые стараются избегать конфликтов. Присутствует внутренняя готовность к виктимному поведению. Возможно, студенты склонны выбирать определенную модель виктимного поведения в критических ситуациях.

Таким образом, гипотеза № 1 о том, что у студентов склонность к виктимному поведению выражена на высоком уровне не нашла своего подтверждения, так как склонность к виктимному поведению у испытуемых выражена на среднем уровне.

В целях выявления связи склонности к виктимному поведению с личностными особенностями студентов был применен корреляционный анализ.

Рассмотрим каждую из корреляционных связей между параметрами виктимности и личностными особенностями испытуемых.

Выявлена прямая взаимосвязь между параметрами «Склонность к зависимому и беспомощному поведению» и «Ригидность» (р < 0,01, при п = 80).

Чем более устойчивы взгляды личности, ее неготовность и неспособность к изменению действий в соответствии с ситуацией, тем выше вероятность проявления беспомощного и зависимого поведения.

Ригидная личность часто не способна уклониться от внезапной опасности при возникновении необходимости быстро менять стратегию поведения, поэтому склонна проявлять беспомощное и зависимое поведение. Как следствие — становится жертвой преступлений.

Выявлена прямая взаимосвязь между параметрами «Склонность к зависимому и беспомощному поведению» и «Возбудимый тип личности» (р < 0,01, при п = 80).

Чем выше раздражительность, резкость, импульсивность поступков, тем выше склонность к беспомощному и зависимому поведению. Возбудимость может являться особенностью нервной системы, характера, а также может быть обусловлена возрастными особенностями.

Проявление беспомощного поведения при возбудимом типе личности можно объяснить тем, что реакция на какие-либо ситуации часто не осознана и импульсивна. Из-за этого отсутствует возможность всесторонне оценить ситуацию и найти оптимальное решение.

Личность характеризуется раздражительностью, не может контролировать свои поступки, агрессивна, конфликтна, имеет внутреннее напряжение. Решающее значение в критических ситуациях принадлежит импульсам, влечениям, а не логике. Личность не может правильно оценить ситуацию и предпринять адекватные ей меры, что может выражаться в зависимом и беспомощном поведении.

Выявлена прямая взаимосвязь между параметрами «Склонность к зависимому и беспомощному поведению» и «Дистимный тип личности» (р < 0,05, при п = 80).

Чем более выраженными являются такие личностные особенности, как робость, нерешительность, неразговорчивость, пессимизм, заторможенность психических реакций, тем в большей степени выражена склонность к беспомощному и зависимому поведению.

Беспомощное и зависимое поведение проявляется в избегании использовать имеющиеся возможности для решения возникающих проблем, в пассивности поведения, в бездействии в тех случаях, когда активное поведение необходимо. Беспомощное поведение в критических ситуациях проявляется в пассивности, пессимизме, некоторой заторможенности психических процессов, пониженном фоне настроения, склонности замыкаться в себе, сосредоточенности на мрачных сторонах жизни. Неожиданные и резкие изменения в жизни, критические ситуации влекут за собой реактивную депрессию, заторможенность реакций и бездействие. Все это может провоцировать беспомощное и зависимое поведение.

Выявлена обратная корреляционная связь между параметрами «Склонность к зависимому и беспомощному поведению» и «Гипертимность» (р < 0,01, при п = 80).

При повышении выраженности гипертимности, склонность к беспомощному и зависимому поведению снижается. Для гипертимов характерны: сообразительность, стремление к лидерству, активность, адаптированность, общительность, эмоциональность и оптимизм, находчивость в сложных и нестандартных ситуациях, стремление в стрессовых ситуациях брать ответственность на себя.

Чем выше показатели гипертимности, тем меньше вероятность того, что личность станет жертвой и примет модель зависимого и беспомощного поведения. Чем ниже показатели гипертимности, тем более

выражена тенденция стать жертвой, проявляя зависимое и беспомощное поведение.

Выявлена прямая корреляционная связь между параметрами «Склонность к зависимому и беспомощному поведению» и «Фрустрация» (р < 0,001, при п = 80).

Чем больше выражена невозможность удовлетворить свои потребности, несоответствие желаний и возможностей, тем выше склонность к зависимому и беспомощному поведению.

Фрустрация — это реакция на разочарование, которая возникает в результате осознания невозможности реализации планов, потребностей и желаний.

В студенческой среде это может быть связано с переживанием кризиса юношеского возраста, наличием амбициозных планов и замыслов и невозможностью их реализации. При этом появляется выраженный эмоциональный дискомфорт, может появиться депрессия, поведение становится агрессивным.

Провоцирующими фрустрацию факторами могут быть: финансовые ограничения, внутренний конфликт, нехватка знаний, сложные и конфликтные отношения с окружающими, конституциональные показатели, возраст, состояние здоровья.

Выявлена прямая корреляционная связь между параметрами «Склонность к зависимому и беспомощному поведению» и «Тревожность» (р < 0,001, при п = 80).

Наличие данной корреляционной связи указывает на то, что склонность к проявлению беспомощного поведения увеличивается при усилении тревожности личности. Тревожность выражается в мнительности, беспокойстве без очевидных причин, боязливости, неспособности отстаивать свои взгляды, в покорности и робости.

Высокий уровень тревожности может быть обусловлен биологическими факторами (здоровье, внешний вид) и социальными факторами (адаптация, трудности во взаимоотношениях).

Имея высокую тревожность, личность может демонстрировать беспомощное и зависимое поведение. Так как в кризисных ситуациях она, прежде всего, будет испытывать страх и покорность перед обидчиком, нерешительность, неспособность предотвратить противоправное действие.

Выявлена прямая корреляционная связь между параметрами «Тревожность» и «Реализованная вик-тимность» (р < 0,05, при п = 80).

Повышение уровня тревожности связано с повышением склонности к виктимному поведению, а также с увеличением числа ситуаций, в которых личность может стать жертвой.

Данный результат объясняется тем, что тревожная, строптивая, нерешительная личность попадает в критические ситуации чаще в связи с тем, что, имеет внутреннюю предрасположенность и готовность действовать определенными способами, избегает конфликтов, что приводит ее в ситуации, в которых она становится жертвой.

Таким образом, гипотеза № 2 — склонность к виктимному поведению связана с особенностями личности — подтвердилась.

Таким образом, можно сделать вывод, что склонность к виктимному поведению у студентов выражена на среднем уровне. Склонность к виктимному поведению связана с личностными особенностями студентов: ригидность, раздражительность, резкость, импульсивность поступков, робость, нерешительность, неразговорчивость, пессимизм, заторможенность психических реакций, пассивность поведения, бездействие в тех случаях, когда активное поведение необходимо, невозможность удовлетворить свои потребности, несоответствие желаний возможностям, мнительность, беспокойство без очевидных причин, боязливость, неспособность отстаивать свои взгляды, покорность и робость.

Таким образом, психологическое изучение лиц, склонных к виктимному поведению в юношеском возрасте, будет способствовать разработке профилактической работы; также должна быть проведена

социально-психологическая подготовка к различным негативным внутренним и внешним факторам (психопедагогика) c целью развития адекватного поведения личности в обществе.

Литература

1. Вишневецкий К.В. Виктимизация: факторы, условия, уровни // Теория и практика общественного развития. 2014. № 4 (26). С. 226-227.

2. Клейбе>г Ю.А. Психология девиантного поведения: Учеб. пособие для вузов. М.: ТЦ Сфера, при участии «Юрайт-М», 2011.

3. Стуколова Л.С., Волкова Н.С. Психологические основы виктимности личности в юношеском возрасте // Символ науки. 2016. № 7. С. 124-126.

4. Юрова К.И., Юров И.А. Психологическая профилактика виктимного поведения молодежи // Государство и право в XXI веке. 2017. № 1. С. 49.

References

1. VishnevetskiyK.V. Viktimizatsiya: faktory, uslo-viya, urovni // Teoriya i praktika obshchestvennogo raz-vitiya. 2014. № 4 (26). S. 226-227.

2. Kleyberg Yu.A. Psikhologiya deviantnogo pove-deniya: Ucheb. posobiye dlya vuzov. M.: TTs Sfera, pri uchastii «Yurayt-M», 2011.

3. Stukolova L.S., Volkova N.S. Psikhologicheskiye osnovy viktimnosti lichnosti v yunosheskom vozraste // Simvol nauki. 2016. № 7. S. 124-126.

4. Yurova K.I., YurovI.A. Psikhologicheskaya pro-filaktika viktimnogo povedeniya molodezhi // Gosu-darstvo i pravo v XXI veke. 2017. № 1. S. 49.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.