Научная статья на тему 'СКИФЫ (ЦИСУРАЛЬСКИЕ И ТРАНСУРАЛЬСКИЕ) ПО ДАННЫМ "ДРЕВНЕАРМЯНСКОЙ ГЕОГРАФИИ" ("АШХАРАЦУЙЦ")'

СКИФЫ (ЦИСУРАЛЬСКИЕ И ТРАНСУРАЛЬСКИЕ) ПО ДАННЫМ "ДРЕВНЕАРМЯНСКОЙ ГЕОГРАФИИ" ("АШХАРАЦУЙЦ") Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
65
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
"ДРЕВНЕАРМЯНСКАЯ ГЕОГРАФИЯ" / "АШХАРАЦУЙЦ" / МОВСЕС ХОРЕНАЦИ / АНАНИЯ ШИРАКАЦИ / СКИФИЯ (ЦИСУРАЛЬСКАЯ / ТРАНСУРАЛЬСКАЯ) / СКИФЫ / УРАЛ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Арутюнян А.Ж.

В «Древнеармянской географии» 34-й страной Азии названа Скифия, территориальное описание которой не соответствует ни одному сведению авторов Древности и раннего Средневековья. «Ашхарацуйц»овская Скифия - это территория, расположенная восточнее Урала до Тихого океана на востоке, в южном направлении доходит до современной Северной Индии и Китая. Скифы играли огромную роль в установлении связей между регионами современной Сибири и южными странами, а впоследствии - с территориями, находившимися восточнее и западнее Урала. Авторы «Ашхарацуйц» (Хоренаци и Ширакаци) почти ничего не упоминают об административно-территориальных делениях этого края, что подтверждает отсутствие государственности, несмотря на высокий уровень развития скифов. Согласно сведениями «Ашхарацуйц», очевидно, что прародиной этого народа была обширная территория восточнее Уральских гор и одноименной реки, доходившая на востоке до Тихого океана. В «Истории Армении» Хоренаци упоминает также о причерноморских скифах эпохи персидского царя Дария I.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SCYTHIANS (CISURAL AND TRANSURAL) ACCORDING TO THE "ANCIENT ARMENIAN GEOGRAPHY" ("ASHKHARATSUYTS")

In "Ancient Armenian Geography" Scythia is named the 34th country of Asia, the territorial description of which does not correspond to any information of the authors of Antiquity and the early Middle Ages. Scythia by "Ashkharatsuyts" is a territory located east of the Urals to the Pacific Ocean in the east, in a southern direction it reaches modern North India and China. The Scythians played a huge role in establishing ties between the regions of modern Siberia and the southern countries, and later with the territories located east and west of the Urals. The authors of "Ashkharatsuyts" (Khorenatsi and Shirakatsi) hardly mention anything about the administrative-territorial divisions of this region, which confirms the absence of statehood, despite the high level of development of the Scythians. According to the information of "Ashkharatsuyts", it is obvious that the ancestral home of this people was a vast territory east of the Ural Mountains and the same name river, which reached the Pacific Ocean in the east. In the "History of Armenia" Khorenatsi also mentions the Black Sea Scythians of the era of the Persian king Darius I.

Текст научной работы на тему «СКИФЫ (ЦИСУРАЛЬСКИЕ И ТРАНСУРАЛЬСКИЕ) ПО ДАННЫМ "ДРЕВНЕАРМЯНСКОЙ ГЕОГРАФИИ" ("АШХАРАЦУЙЦ")»

УДК 913.19.479.2

СКИФЫ (ЦИСУРАЛЬСКИЕ И ТРАНСУРАЛЬСКИЕ) ПО ДАННЫМ «ДРЕВНЕАРМЯНСКОЙ ГЕОГРАФИИ» («АШХАРАЦУЙЦ»)

д-р ист. наук, проф. А.Ж. АРУТЮНЯН (Ереванский государственный университет) e-mail: hakobharutyunyan@ysu.am

В «Древнеармянской географии» 34-й страной Азии названа Скифия, территориальное описание которой не соответствует ни одному сведению авторов Древности и раннего Средневековья. «Ашхарацуйц»овская Скифия - это территория, расположенная восточнее Урала до Тихого океана на востоке, в южном направлении доходит до современной Северной Индии и Китая. Скифы играли огромную роль в установлении связей между регионами современной Сибири и южными странами, а впоследствии - с территориями, находившимися восточнее и западнее Урала. Авторы «Ашхарацуйц» (Хоренаци и Ширакаци) почти ничего не упоминают об административно-территориальных делениях этого края, что подтверждает отсутствие государственности, несмотря на высокий уровень развития скифов. Согласно сведениями «Ашхарацуйц», очевидно, что прародиной этого народа была обширная территория восточнее Уральских гор и одноименной реки, доходившая на востоке до Тихого океана. В «Истории Армении» Хоренаци упоминает также о причерноморских скифах эпохи персидского царя Дария I.

Ключевые слова: «Древнеармянская география», «Ашхарацуйц», Мовсес Хоренаци, Анания Ширакаци, Скифия (Цисуральская, Трансуральская), скифы, Урал.

«Скифы, как и другие близкородственные им народы, обитавшие в I тыс. до н.э. в евразийских степях, не имели своей письменности, и потому социальную и политическую историю приходится воссоздавать преимущественно на основе сведений, сохраненных в инокультурных источниках,

и по археологическим данным» [1, с. 179].

Введение. Всё, что написано в данной преамбуле, соответствует исторической действительности. После этого можно поставить жирную точку и больше не изучать историю этого народа. Однако факты и свидетельства «Древнеармянской географии» или «Ашхарацуйц» (арм. - «Ашхарйацуйц») не могут оставить равнодушным любого исследователя, желающего «раскрыть все тайны» скифской цивилизации (самоназвание: Skolotoi), упомянутой в армянском раннесредневековом источнике. Мы сознательно обходим вопросы исторической географии Скифии по «Ашхарацуйц» и обратимся к ним, если этого потребуют обстоятельства.

Сведения «Древнеармянской географии» о скифах необходимо дополнить сведениями античных и ранне-средневековых историков об этом народе и занимаемой ими территории, рассмотрев имеющиеся факты в сопоставительном анализе. Так, о скифах упоминают в разных аспектах Гесиод (Hesiod. Theogony. [2, §345], Геродот [3, III, 15 и дал.], Страбон [4, I, I, 13, II, 1, 10, 27, 28 и дал.), Плиний Старший [5, IV, I, 41, VII, II, 11 и дал.), Птолемей [6, VI, XV, 1-4), Иордан в своей работе «Гетика» [7, с. 44-52) и даже Гиппократ в труде «О воздухе, водах и местностях» [8, с. 26, 28] и т.д.

Армянские историки, к великому удивлению, очень скупо сообщают о скифах. В случае «молчания» Мовсеса Хоренаци ответ однозначен: являясь автором трех произведений («Ашхарацуйц», «Книга хрий» и «История Армении») в своих трудах он практически никогда не повторяет уже упомянутые им единожды сведения, поэтому в «Истории Армении» о скифах упоминается лишь один раз [9, II; 13]. Историк VII в. Себеос Скифией именует территорию бывшего Мидийского царства, когда в Византии правил император Константин IV Палеолог (668-685 гг.), который (как и армяне) боролся против первых арабских нашествий [10, XL; 11, с. 214-215]. Это говорит о незабываемом следе, оставленном этим народом в жизни других народов данного региона. Армянский историк XII в. Маттеос Урхаеци (Матфей Эдесский) Скифской называет современную Ливийскую пустыню Африки [12, II. Страбон Скифскую пустыню располагает в Евксинском Понте. См. 4, I, III, 4, 7; О кавказских, а также ближне- и средневосточных скифах по данным ассирийских и урартских источников, см: 13, с. 13 Карта «К взятию Самарии ассирийцами»; с. 15, Карта «Во времена разграбления Суз ассирийским царем Ашшурбани-палом»]. Весьма любопытно сведение историка XIII-XIV вв. Степаноса Орбеляна, который пишет, что Сион в его время (в 30-х гг. VIII в.) процветал больше, чем в эпоху властвований египтян и скифов на этой территории [14. XXXI. Согласно Страбону, там находилась крепость Скифополь. 4, XVI, II, 40; 15, с. 7 и слд.; 16, с. 35].

Что касается историографии изучения скифов, следует отметить, что в этой области сделано очень много. Среди данных исследований мы особо выделяем работы Б.А. Рыбакова, А.И. Иванчика, А.В. Подосинова, М.В. Агбунова, Д.С. Раевского, М.И. Артамонова, Т.В. Гамкрелидзе, Вяч.Вс. Иванова, М.В. Скржинской, Л.А. Ельницкого, Ф.Х. Гутнова, В.А. Ильинской, В.И. Абаева, В.Ю. Мурзина, Т.Т. Райс, Ж. Дюмезиля,

А.П. Смирнова, А.М. Хазанова, Е.В. Черненко, В.И. Георгиева, В.И. Гуляева, В.Б. Виноградова. У античных историков вопрос локализации и проживания скифов рассматривается от берегов р. Волги (у древних авторов - Ра) и дальше на запад до современной Германии, Венгрии и Румынии. Скифы продвигались также и на юг (в сторону Кавказа и южнее) [11, с. 214-215].

Основная часть. В исторической литературе топоним «Скифия» встречается с разными определениями: Великая, Малая (в Добрудже - Малая Скифия - династия, правившая ок. 330—70 гг. до н.э.), Геродотова, Кавказская, Европейская, Азиатская, Крымская (Тавроскифия - династия правила ок. 250 г. до н.э. - 250 г. н.э.), Ким-мерская, Нижнедунайская Скифия, Индо-Скифия, Земледельческая, Древняя (или Старая) Скифия и т.д. В ассиро-вавилонских первоисточниках (а также в урартских) Закавказская Скифия более известна под названием «Ишкуза» (о кавказских, а также ближне- и средневосточных скифах по данным ассирийских и урартских источников [13, с. 13, Карта «К взятию Самарии ассирийцами», с. 15 Карта «Во времена разграбления Суз ассирийским царем Ашшурбанипалом»]. Эта страна иногда упоминается также в варианте «Тартария», о которой подробнее поговорим ниже. М.В. Агбунов свою монографию назвал «Путешествие в загадочную Скифию», что также можно по праву считать одним из современных вариантов названия этого народа и его территории [11, с. 7 и дал.].

В противовес вышеперечисленным античным авторам, «Ашхарацуйц» упоминает крайне восточных скифов (на древнегреч. Еки9п?, Sku9oi, на древнеарм. и арм. Скютия), повествует, откуда они начали свое продвижение, оговаривая западное направление. «Ашхарацуйц» четко очерчивает их западную границу у современных Уральских гор и находит, что вначале именно эти горы были границей двух миров - скифского и сарматского. Прежде чем остановиться на изучении вопроса возникновения скифской цивилизации по «Ашхарацуйц»у, нам следует определить границы самой Скифии. «Ашхарацуйц» упоминает: «Тридцать четвертой страной всеобщей Азии является Скифия, которая начинается с реки Атл и косой долготой распространяется на юго-восток, до горы Емавона, которая делит эту страну. Один из них Апахтарк, который является Туркестаном. [Граничит] на севере с Неизвестной и Незнакомой страной, на западе со страной Сарматов возле реки Атл. На юге - Гирканским морем, где проживают арийцы и индусы. От южной части (отрога) Емавона до горы Емода, которая также отделяет Скифию от Индии. На востоке Скифия граничит с Китаем» [17, с. 306-308; 18, с. 172-174; 19, с. 79]. Если все античные и раннесредневековые авторы, упомянутые в начале нашего изложения, Скифию не обнаруживают восточнее Уральских гор и одноименной реки, то в «Ашхарацуйц» мы находим совершенно иную картину. Западной границей этой «страны» «Ашхарацуйц» видит именно Урал (Уральские горы и реку Урал). Эти границы совпадают с вышеупомянутой Тартарией, от которой, как считают, происходит современное название Татария. Однако средневековая Тартария охватывала большую территорию - от Тихого океана до Каспия, в ее состав входили также Индия и Китай в целом [Современные исследователи находят, что название Тартария возникло в XIII в. Более подробно см. 20, p. 103-125; 21, p. 56; 22, с. 203-212].

Что касается южной границы Скифии, то контуры, представленные в «Ашхарацуйц»е, весьма четкие. Поскольку авторы армянского источника описывают границы с запада на восток, придерживаясь северной географической ориентаци, то можно уверенно констатировать, что Емавон - это Гималаи, а горы Емода - это современные горы Куньлунь [23, с. 1-5; 24, с. 480-504; 25, p. 74-80; 26, p. 177-186]. Последние, как известно, простираются от Памира до Сино-Тибетских гор.

Итак, если сопоставить данное сведение о границах Скифии с упоминаниями любого античного или ран-несредневекового автора, то сразу бросается в глаза очевидное отличие. В данном случае армянский источник V-VII вв. приобретает значение первоисточника в вопросе изучения первоначальной Родины скифского народа. Получается, что все остальные источники описывают границы проживания этого народа после его продвижения и переселения с востока на запад, «Ашхарацуйц» же упоминает их первоначальный статус. Фактически получается, что к названиям Скифии, которые мы перечислили выше, следует добавить и совершенно новый историко-географический термин - «ашхарацуйц»овская Скифия: в источнике приводятся не только границы первоначальной Скифии, но и показан уровень цивилизационного развития, который стал основной базой и отправной точкой для дальнейшего развития народов современной восточно-уральской России [27, с. 365-371]. Итак, мы можем без колебаний разделить Скифию на две условные части и впервые ввести в научный оборот историко-географи-ческие названия: 1) Цисуральская Скифия - «Cisural 8суШ1а», которую можно именовать Дальневосточной Скифией, 2) Трансуральская Скифия «Transural 8су1Ыа» - так мы будем называть Западную Скифию.

Авторов «Древнеармянской географии» в важнейшем вопросе дополняет другой армянский историк Мовсэс Каланкатуаци. В главе «Родословня Иафета и его потомков» автор перечисляет и Скифию [после Савро-матии, перед Фракией: [28, I, 2], где говорится о скифском языке. Автор говорит о западных скифах, однако это никак не влияет на положение вещей, поскольку скифский язык - это яфетический или индоевропейский, с множеством языковых групп и ветвей. По всей вероятности, скифский язык находится ближе всего к одной из восточных групп - иранскому, дардскому, индоарийскому, нуристанской и тохарской языковым группам. В настоящее время скифский вместе с сарматским считают иранским языком и включают в восточно-иранскую подгруппу [29, с. 59-108]. Иногда скифо-сарматские языки называют также «магогийскими», по имении одного из сыновей Иафета, Магога (другие сыновья Иафета - Гомер, Мадай, Иаван, (Елиса), Фувал, Мешех и Фирас) [29, с. 90-101; 30, с. 42 и дал; 31, с. 72; 32, с. 25; 33, с. 9-46].

Далее в «Ашхарацуйц»е мы читаем: «[В Скифии] проживают сорок три племени, из которых одни рыбо-еды, а другой (в тексте упомянуто в единственном числе, однако не указано, о ком идет речь - дополнено нами А.А.)

питается молоком. Другая группа племени герибайцев (на арм. Ъерибайцев - дополнено нами - А.А.), которые живут возле Огненной страны, захваченной у них персами. Здесь есть, как говорят, и другие группы племен с дикими названиями, но их не следует упомянуть, т.к. под другими названиями мы их не знаем, кроме [племени] Бушх-а» [17, с. 306-307; 18, с. 173; 19, с. 79]. Итак, «Ашхарацуйц» описывает расположение и развитие скифских племен в направлении север - юг, возле восточного берега Каспийского моря. И если северные племена скифов вели относительно цивилизованный образ жизни, то южные (локализовались у горы Копетдага) еще находились на уровне варварства. Это в том случае, что Иран находился на высоком уровне развития.

Данное упоминание подсказывает также, что скифы жили раздробленно, не имели единого государства. В этом случае никак нельзя оговорить факт политического объединения или попытки создания объединенного государства. Если одна часть северо-восточных скифов Прикаспия занималась охотой и собирательством, то другие активно использовали в еде молоко. Это говорит не только о развитии скотоводства, но и об их оседлости.

Что касается племени Бушх, то о нем упоминает армянский историк XIII в. Григор (Григорий) из Акна (ныне город Кемалие в Турции) в работе «История народа стрелков» (иногда данный труд называют «История татар (имеются в виду монголо-татары - А.А.)». Здесь мы читаем: «От Исава, сына Исаакова, произошли Исавиты, т.е. Скифы, черные, дикие, безобразные. От них родились Борамижи и Лезгины, обитающие в ущельях и в засадах и производящие многие злодейства. Говорят, что идумеяне, т.е. франки (так армяне называли армян-католиков -дополнено нами А А.), тоже от него происходят. Из смеси трех родов: Агари, Кетуры и Исава под влиянием зла возник безобразный народ татар, что означает: острый и легкий. Но Св. Нерсес называет их остатками родов Агари, смешанными с народами Гога, потомками Торгома, которые владеют Скифией, т.е. частью земли, заключающейся между рекою Атилем, горою Имаусом и Каспийским морем. На этом пространстве живут 43 народа, которые на варварском языке называются Хуж и Дуж, т.е. народы, живущие отдельно. ... Главный из этих народов называется бушх (или булх?), а другой - тугары, которые, по моему мнению, и есть татары [34, I, 3. Здесь следует отметить, когда опубликовали эту работу, то автором считали Магакию, который был иноком (также считали, что автором был Вардан Аревели (Вардан с Востока, или Вардан Великий - автор XIII в.). Но ныне считается, что автор Григор из Акна. См. 35, с. 8 и дал.]. Итак, согласно сведению Григора из Акна (на арм. яз. Григор Акнеци) можно восстановить территорию бушхов в XIII в. Согласно данным, полученным при сравнении двух текстов, они из Эльбурса-Копетдагских гор перешли на северную часть Каспийского моря, которую сейчас принято называть Прикаспийской низменностью. Что касается гор Имауса, то можно предположить, что это, по всей вероятности, Уральские горы [36, с. 12-13].

Далее в армянском первоисточнике мы читаем об административно-территориальных делениях Скифии. Авторами упомянуты области Согдиана или Сагастан и Саке. Об этих областях написано: «В двух этих [областях] находятся 15 богатых, знающих ремесло и торговлю племен. Они живут между Туркестаном и Арией, возле гор Емавона...» [17, с. 307; 18, с. 173]. У античных историков можно найти сведения как минимум о двадцати скифских племенах, но они их не «видят» восточнее Урала. Из всех двадцати племен, согласно сообщениям, около Урала жили исседоны [3, IV, 1-39], аргиппеи [3, IV, 23-24], аримаспы (по Геродоту) [3, IV, 13-16], меланхлены Азиатской Сарматии [3, IV, 20-21; 6, III, V, 19-25, VIII, 32]. Среди всех остальных отличились царские (племена авхатов, катиаров, траспиев и паралатов - все вместе они именуются «сколотами», то есть царскими, по Геродоту [3, IV, 6], кочевнические [3, IV, 11, 19], земледельческие [3, IV,17], пахари [3, IV, 23 и дал.] и эллинские скифы [3, IV, 17; 37, с. 44 и дал.; 38, р. 42-45]. Помимо них существовало еще не менее 10 племен: абии, невры, фисса-геты, иирки, андрофаги, тавры и т.д. Трудно точно определить направление продвижения этих племен, однако можно констатировать, что все они - выходцы из районов «ашхарацуйц»овской Скифии, и с этой прародины, границы которой мы уже установили, они продвигались в разных направлениях, однако всегда в сторону запада. Итак, скифы не только стали осваивать территории современной Европейской России (западнее Урала, т.е. Тран-скифию), но и стали первыми распространителями более культурного образа жизни. Как минимум, они передали другим племенам и народам знания в области ремесел и торговли.

Далее авторы древнеармянского текста переходят к более подробному описанию Емавонских гор и пишут: «Имеет и другой отрог (Емавон - АА.), который тянется в сторону Неизвестной страны. От локтя хребта, 300 миль севернее него есть одна дорога и постоялый двор (каравансарай - А А.), откуда ходят в Китай, прибывая из Сагастана. Дорога из Сагастана до постоялого двора проходит через Каребург. Последнее находится в равнине Удивления» [17, с. 307; 18, с. 173; 39, с. 210]. Пока в исторической науке достаточно хорошо известно о тех дорогах Ближнего Востока и Средней Азии, которые, соединяясь с Великим Шелковым путем, создали единую систему сообщения. Относительно начала этой дороги (китайской и индийской) и тем более дорог, перекрещивающихся с Великим Шелковым путем, известно очень мало. Только в конце XX века историки стали обращать серьезное внимание на те отрезки Великого Шелкового пути, которые соединяли Китай, Среднюю Азию и Восточную Сибирь [40].

Сагастан (более общепринятый вариант названия этой области - Сакастан) - это тот же Систан, который до появления «Ашхарацуйц»а носил название Дрангиан и находился в юго-восточной части Ахеменидской державы, между Ареией с севера и Карманией с юга. Итак, эта дорога пересекла Великий Шелковый путь, соединив юг с севером или Цисуральской Скифией, а Шелковый Путь, как известно, соединил Восток с Западом. Весьма любопытно название «Каребург» (арм. арм. звук ß/К имеет промежуточное фонетическое положе-

ние между русс. звуками «Г» и «К», ближе к англ. «Q(q)». Лексема кар- на арм. - «камень» (на современном

персидском санг), а слово «бург» перводится с армянского как пирамида (бург на нем. - Burg - означает крепость). Дорога из Сагастана до каравансарая проходила по современным территориям Афганистана, Туркмении или по самым южным районам нынешнего Казахстана (менее всего вероятно прохождение дороги по территории Туркменистана). Если изучить карту Великого Шелкового пути, то сразу бросается в глаза, что основная дорога в этой части имеет 3 разветвления: 1) Мерв - Самарканд - Коканд - Кульджа - Турфан - Аньси; 2) Балх - Кашгар -Аксу - Дуньхуан - Аньси; 3) Балх - Кашгар - Хотан - Дуньхуан - Аньси. После соединения этих разветвлений в Аньси уже одна дорога идет до города Лоян, который был столицей империи Восточная Хань (25-220 гг.) [41, с. 53-61; 42]. Все эти дороги были артефактами, и Каребург надо искать во всех трех вышеперечисленных ответвлениях Великого Шелкового пути. Можно также предположить, что Каребург - это город, имеющий каменные оборонительные стены, либо все строения города были из камня [42; 43, р. 35-36; 44, р. 65ff.].

Почему равнина называется «Удивление»? Скорее всего, после всех испытаний на этом пути путешественники достигали Бактрийской равнины (или Туранской низменности, которая охватывает часть территории Казахстана, Туркмении или Узбекистана), и резкий контраст местностей их удивил, поэтому равнина получила название Удивление. Оттуда без каких-либо препятствий можно было дойти до Западной Сибири или одноименной низменности. Значит, и Сибирь уже была связана с этими территориями.

О дорогах древней Сибири впервые упомянули В.К. Андриевич (1838-1898 гг.) и П.Н. Буцинский (1853-1916 гг.). Однако реально Сибирь и ее дороги, а также торгово-экономические связи этого региона начали исследовать в конце прошлого столетия. Это было связано с тем, что как минимум в середине I тыс. до н. э. из Сибирских степей в направлении Запада стали продвигаться скифские племена, а в конце тысячелетия - гунны (хунну). Если до этого не было никаких дорог, связывающих Азиатскую и Европейскую части современной России, то эти два племени стали пионерами создания упомянутых путей. Общеизвестно, что Сибирь уже в эру правления Ахеменидов в Иране поставляла персам сибирские шубы, камни, в том числе драгоценные, лес и другие товары [45, с. 87 и дал., 307 и дал, 546].

В этом аспекте весьма любопытно свидетельство «Ашхарацуйц»а о торговцах и развитой торговле в Хорезме [17, с. 307; 18, с. 173]. Подобное упоминание есть также о содинах - зажиточных торговцах и ремесленниках (по «Ашхарацуйц»у, последние жили между Туркестаном и страной Ариев [17, с. 307; 18, с. 173; 199, с. 79]. Что касается содинов, то здесь в тексте имеется небольшая неточность: правильнее - Согдиана (EoySiavq - на древнегреч.), рядом с которой (западнее) находится Хорезм (на территории современного Туркменистана и Узбекистана). Жители этих городов и областей, а также представители остальных скифских племен, число которых, по «Ашхарацуйц»у, доходило до сорока трех, обеспечивали связь между Сибирью и Ираном.

В последнем упоминании о скифах авторы «Ашхарацуйц»а говорят: «У них (жителей Хорезма -А.А.) в провинции Тур есть брусок для точки и отборная стрела» [17, с. 306-307; 18, с. 174; 19, с. 79]. О «бруске для точки» как минимум шесть веков спустя сообщает армянский врач Мхитар Гераци (середина XII - начало XIII века; на арм. Иераци). Брусок для точки на армянском называется холозм. Слово не древнеармянское (древнеарм. -грабар) [461, §76-77; 47]. Можно предположить, что холозм - это ошибочное название Хорезма. Этот камень использовали и в медицине. Что касается стрелы, то здесь имеется ввиду не оружие (arcus у древних римлян или xo^ov у греков, ахех на арм., agig на перс.). Данная лексическая единица в древнем и средневековом армянском означала цвет - красный, а если быть точнее - пурпурный камень, который, возможно, использовали при врачевании. Что касается провинции Тур, то это Туран, от названия которого происходят лексические единицы Туран-ская низменность, раса, племена, плита [48; 49, s. 155-157; 50, s. 250ff.].

Заключение. Итак, территория от востока Урала до Тихого океана была колыбелью возникновения скифской цивилизаций. Об этом четко говорят сведения «Ашхарацуйц»а. Отсюда скифы распространились в основном в западном направлении, а прародина скифской территории стала одним из очагов возникновения древнерусской цивилизации. Скифы первыми «проложили» дорогу с востока на запад и стали первопроходцами в этой отдаленной местности, распространяя зачатки цивилизации. Они сыграли большую роль в процессе градостроительства в этом регионе, первыми обеспечили торгово-экономические связи между Сибирью, Индией и Китаем, а также востоком и западом Урала. Об этом сообщают и данные археологических раскопок.

Не случайно русский поэт А.Я. Брюсов посвятил скифам следующее четверостишие:

Какими они были Мы — те, об ком шептали в старину, С невольной дрожью, эллинские мифы: Народ, взлюбивший буйство и войну, Сыны Геракла и Эхидны, - скифы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бонгард-Левин, Г.М. Древние цивилизации / Г.М. Бонгард-Левин. - М. : Мысль, 1989. - 479 с.

2. Hesiod. Theogony / Hesiod. - 2-nd ed. - Baltimare and L. : J. Hopkins University Press, 2004. - 192 р.

3. Геродот. История / Геродот ; пер. с древнегреч. Г.А. Стратановского. - М. : Ладомир, 2002. - 739 с.

4. Страбон. География. В 17 кн. / Страбон. ; пер. с древнегреч. Г.А. Стратановского. - М. : Ладомир, 1994. - 940 с.

1 Это работа Гераци имеет и второе название «Книга про лекарственные травы».

5. Pliny. Natural History / Pliny. - Cambridge, Mass.; L.: Harvard Univ. Press, 1957. - Vol. 2.: Books III-VII. Transl. by Rack-hamH. - 663 p. (LCL).

6. Ptolemaios. Ptolemaios Handbuch der Geographie / Ptolemaios. - Basel : Schwabe Verlag, 2006. Griechisch-Deutch: Einleitung, Text und Übersetzung, Index. Herausgegeben von A. Stuckelberger und G. Grabhoft. 2. Teil. Bücher 5-8. - 1018 p.

7. Иордан. О происхождении и деяниях гетов. Getica / Иордан ; вступ. ст., пер. с латин., коммент. Е.Ч. Скржинской. - 2-е изд., испр. и доп. - СПб. : Алетейя, 1997. - 505 с. («Византийская библиотека». Источники).

8. Гиппократ. О воздухе, водах и местностях / Гиппократ ; пер. с древнегреч. В.И. Руднева. - М. : Биомедгиз, 1936. - 736 с.

9. Хoренаци, Мовсес. История Армении / Мовсес Хoренаци ; пер. с древнеарм. Г.Х. Саркисяна. - Ереван : Айастан, 1990. - 291 с.

10. Себеос. История епископа Себеоса / Себеос ; пер. с древнеарм. Ст. Малхасянца. - Ереван : Армфан, 1939. - 183 с.

11. Райс, Т.Т. Скифы. Строители степных пирамид / Т.Т. Райс. - М. : Центрполиграф, 2004. - 223 с.

12. Урхаеци, Маттеос. Хронография / Маттеос Урхаеци ; пер. с древнеарм. Г.М. Бартикяна. - Ереван : Изд. ЕГУ, 1991. - 540 с.

13. Мутафян, К. Исторический атлас Армении. Ближний Восток и южный Кавказ с VIII века до Р.Х. до XXI века / К. Мутафян, Э. ван Лёв. - М. : Тип. УП Принт, 2012. - 143 с.

14. Орбелян, Стефанос. История Сюника / Стефанос Орбелян ; пер. и коммент. А.А. Абрамяна. - Ереван : Советакан грох,

1986. - 616 с.

15. Абгунов, М.В. Путешествие в загадочную Скифию /М.В. Абгунов. - М. : Наука, 1989. - 191 с.

16. Раевский, Д.С. Модель мира скифской культуры: Проблемы мировоззрения ираноязычных народов евразийских степей 1-го тыс. до н. э. / Д.С. Раевский. - М. : Наука, 1985. - 256 с.

17. Ширакаци, Анания. Избранные труды. Ашхарацуйц / Анания Ширакаци. - Ереван : Советакан грох, 1979. - С. 258-312 (400 с.). (на арм. яз.).

18. Акопян, А.А. Ашхарацуйц VII века / А.А. Акопян // Андес амсоря. - 2015. - № 1-12. - С. 35-104. (на древнеарм. яз.).

19. Патканов, К.П. Армянская география VII века по р. Х. (приписывавшаяся Моисею Хоренскому) / К.П. Патканов. - СПб. : Тип. Имп. Акад. наук, 1877. - 84 с.

20. Connell, C.W. Western Views of the Origin of the «Tartars»: An Example of the Influence of Myth in the Second Half of the Thirteenth Century / C.W. Connell // The Spiritual Expansion of Medieval Latin Christendom: The Asian Missions / C.W. Connell. -L., New-York : Routledge, 2016. - Р. 103-125.

21. Edson, E. The World Map, 1300-1492. The Persistence of Tradition of Transformation / E. Edson. - Baltimore : J. HopkinsUniver. Press, 2007. - 312 р.

22. Джаксон, Т.Н. Скифия в «истории о древних норвежских королях» Теодорика Монаха / Т.Н. Джаксон // Индоевропейское языкознание и классическая филология. История и археология. - 2015. - № 19. - С. 203-212.

23. Арутюнян, А.Ж. К вопросу определения авторства древнеармянской карты (или «Ашхарацуйц»-а) / А.Ж. Арутюнян // Интеграция мировых научных процессов как основа общественного процесса (М-1). Общество науки и творчества : сб. материалов I междунар. науч.-практ. конф., Казань, 28-29 мая 2013 г. ; под общ. ред. С.В. Кузьмина. - Казань : КГУ, 2013. - C. 1-5.

24. Богданович, К.И. Северо-западный Тибет, Куэнь-Лунь и Кашгария. / К.И. Богданович // Изв. Имп. Русского Географического общества. - 1891. - Т. 27. - Вып. 1-6. - C. 480-504.

25. Luo, G. The АerialРicture and Map Analysis of the Modern Volcanoes in the Northern Part Tibet / G. Luo // Geographical research. -

1987. - V. 6. - № 3. - P. 74-80.

26. Distribution and Ages of Ashikule Volcanoes on the West Kunlun Mountains. / B. Zheng [et al.] // Bulletin of Glacier Research Publication. West China. - 1989. - № 7. - P. 177-186.

27. Арутюнян, А.Ж. КвопросутерриториирасселениядревневосточныхславянсогласнотрудамМовсесаХоренаци / А.Ж. Арутюнян // Каспийский регион: политика, экономика, культура. - 2012. - № 2. - C. 365-371.

28. Каланкатуаци, Мовсес. История страны Алуанк / Мовсес Каланкатуаци ; пер. с древнеарм. Ш.В. Смбатяна. - Ереван : АН Арм. ССР, 1984. - 258 с.

29. Тохтасьев, С.Р. Проблема скифского языка в современной науке. / С.Р. Тохтасьев // Ethnic Contacts and Cultural Excanges North and West of the Black Sea from the Greek Colonization to the Ottoman Conquest. - Iasi, 2005. - P. 59-108.

30. Клейн, Л.С. Древние миграции и происхождение индоевропейских народов / Л.С. Клейн. - СПб. : Изд. Санк-Петербург, 2007. - 226 с.

31. Иванчик, А.И. К вопросу о скифском языке / А.И. Иванчик // Вестник древней истории. - 2009. - № 2. - С. 62-88.

32. Абаев, В.И. Скифо-европейские изоглоссы: На стыке Востока и Запада / В.И. Абаев. - М. : Наука, 1965. - 168 с.

33. Кулланда, С.В. Скифы: язык и этнос / С.В. Кулланда // Вестник РГГУ. Сер. Востоковедение. Африканистика. - 2011. -№ 2(63). - С. 9-46.

34. Патканова, К.П. История монголов инока Магакии, XIII века / К.П. Патканова. - М. : ^п. Имп. Акад. наук, 1871. - 118 с.

35. Жамкочян, А.Г. История народа стрелков / А.Г. Жамкочян. - Ереван : Изд. ЕГУ. Научн. тр. Ереван. гос. ун-та, 1946. - 145 с.

36. Лысенко, Н.Н. Этногенез и военная история иранских кочевников Евразии и период II века до н. э. - II века н. э. : автореф. дисс. ... д-ра ист. наук / Н.Н. Лысенко. - Владикавказ, 2007. - 71 с.

37. Подосинов, А.В. Скифия висторико-географическойтрадицииантичности и среднихвеков / А.В. Подосинов, Т.Н. Джаксон, И.Г. Коновалова. - М. : Аквилон, 2016. - 320 с.

38. Cunliffe, B. The Scythians: Nomad Warriors of the Steppe / B. Cunliffe. - Oxford : Oxf. Univer.Press, 2019. - 408 р.

39. The Encyclopedia Iranica / H. Algar [et al.]. - Vol. I. - L., N-Y. : EncyclopediaIranica Foundation, Brill, 2014. - Fasc. 2.

40. Еманов, Е.Г. Север и Юг в истории коммерции: на материалах Кафы XIII - XV в. / Е.Г. Еманов. - Тюмень : Тюмен. гос. ун-т. МИ «РУТРА», 1995. - 232 с.

41. Мамлева, Л.А. Становление Великого шолкового пути в системе трансцивилизационного взаимодействия народов Евразии / Л .А. Мамлева // Vita Antiqua. - 1999. - № 2. - С. 53-61.

42. Hansen, V. The Silk Road: A New History / V. Hansen. - Oxford : Oxf. University Press, 2012. - 328 р.

43. Kuzmina, E.E. The Prehistory of the Silk Road / E.E. Kuzmina. - Philadelphia : Univer. of Pennsylvania Press, 2008. - 264 р.

44. Sinor, D. The Cambridge History of Early Inner Asia / D. Sinor. - Cambr. : IndianaUniver. Press, 1990. - 532 р.

45. Киселев, С.В. ДревняяисторияЮжнойСибири / С.В. Киселев. - М. : Изд-во АН СССР, 1951. - 642 с.

46. Гераци, Мхитар. Утешение при лихорадках / Мхитар Гераци ; пер. с арм., введ. и коммент. Г.Г. Арутюняна [и др.]. -Ереван : Изд-во АН Арм. ССР, 1955. - 267 с.

47. Кцоян, А.С. Мхитар Гераци - врач XII века / А.С. Кцоян. - Ереван : Айастан, 1968. - 64 с.

48. Allworth, E.A. Central Asia: A Historical Overview / E.A. Allworth. - Durham : Duke University Press Books, 1994. - 672 р.

49. Marquart, J. Eransahrnach der Geographie des Ps. Moses Xorenac'i / J. Marquart. - Berlin, 1901.

50. Nyberg, H.S. Die Religionen des alten Iran / H.S. Nyberg. - Leipzig, J.C. Hinrichs, 1938. - 506 p.

Поступила 28.07.2021

SCYTHIANS (CISURAL AND TRANSURAL) ACCORDING TO THE "ANCIENT ARMENIAN GEOGRAPHY" ("ASHKHARATSUYTS")

H. HARUTYUNYAN

In "Ancient Armenian Geography" Scythia is named the 34th country of Asia, the territorial description of which does not correspond to any information of the authors of Antiquity and the early Middle Ages. Scythia by "Ashkharatsuyts " is a territory located east of the Urals to the Pacific Ocean in the east, in a southern direction it reaches modern North India and China. The Scythians played a huge role in establishing ties between the regions of modern Siberia and the southern countries, and later with the territories located east and west of the Urals. The authors of "Ashkharatsuyts" (Khorenatsi and Shirakatsi) hardly mention anything about the administrative-territorial divisions of this region, which confirms the absence of statehood, despite the high level of development of the Scythians. According to the information of "Ashkharatsuyts", it is obvious that the ancestral home of this people was a vast territory east of the Ural Mountains and the same name river, which reached the Pacific Ocean in the east. In the "History of Armenia" Khorenatsi also mentions the Black Sea Scythians of the era of the Persian king Darius I.

Keywords: «Ashkharatsuyts», «Ancient Armenian Geography», Movses Khorenatsi, Anania Shirakatsi, Scythia (Cisuralian, Transuralian), Scythians, Ural.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.