Научная статья на тему 'Тридцать третья страна Всеобщей Азии по «Древнеармянской географии»: Арик (Ариана—ария) или Парфия'

Тридцать третья страна Всеобщей Азии по «Древнеармянской географии»: Арик (Ариана—ария) или Парфия Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
541
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Мовсес Хоренаци / Анания Ширакаци / «Древнеармянская география» / история Армении / История Ирана / Арик / Парфия / Movses Khorenatsi / Ananias of Shirak / Ancient Armenian Geography / History of Armenia / History of Iran / Aric / Parthia

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Арутюнян Акоп Жораевич

В «Древнеармянской географии» тридцать третьей страной Всеобщей Азии названа Арик, в которой есть основания видеть как Арию, так и Ариану. Описание этой страны весьма небрежное. Сказано, что Арик состоит из одиннадцати провинций. Однако названы и описаны лишь четыре из них. Складывается впечатление, что Арик — не Парфия. Действительно, вторая из этих стран также описана в «Древнеармянской географии». Причем сведения о ней довольно точные. Судим по тому, что приведены подробные сведения о ее восточных и северо-восточных пределах. Однако мы эту точку зрения принять не можем. Настаиваем на том, что АрикПарфия. Полагаем, что М. Хоренаци не мог упомянуть ее из-за негативного отношения Сасанидов к династии Аршакидов. Сведения о Парфии были добавлены в «Древнеармянскую географию» А. Ширакаци. После него описание этой страны было по небрежности искажены неизвестным переписчиком. В любом случае, «Древнеармянская география» является ценным источником по истории и географии Парфии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE THIRTY-THIRD COUNTRY OF UNIVERSAL ASIA ON AN “ANCIENT ARMENIAN GEOGRAPHY”: ARIC (ARIANA—ARIA) OR PARTHIA?

In “Ancient Armenian Geography”, Aric is named the thirty-third country of General Asia, in which there is reason to see both Aria and Ariana. The description of this country is very careless. It is said that Aric consists of eleven provinces. However, only four of them are named and described. It seems that Aric is not Parthia. Indeed, the second of these countries is also described in Ancient Armenian Geography. And the information about her is pretty accurate. Judging by the fact that detailed information is provided on its eastern and northeastern borders. However, we cannot accept this point of view. We insist that Aric is Parthia. We believe that M. Khorenatsi could not mention her because of the negative attitude of the Sassanids to the Arshakids dynasty. Information about the Parthia was added to the “Ancient Armenian Geography” by A. Shirakatsi. After him, the description of this country was carelessly distorted by an unknown scribe. In any case, “Ancient Armenian Geography” is a valuable source on the history and geography of Parthia.

Текст научной работы на тему «Тридцать третья страна Всеобщей Азии по «Древнеармянской географии»: Арик (Ариана—ария) или Парфия»

УДК 9.479.2—924.76

DOI 10.24411/2713-2021-2019-00012

А.Ж. Арутюнян

ТРИДЦАТЬ ТРЕТЬЯ СТРАНА ВСЕОБЩЕЙ АЗИИ ПО «ДРЕВНЕАРМЯНСКОЙ ГЕОГРАФИИ»: АРИК (АРИАНА—АРИЯ) ИЛИ ПАРФИЯ?*

В «Древнеармянской географии» тридцать третьей страной Всеобщей Азии названа Арик, в которой есть основания видеть как Арию, так и Ариану. Описание этой страны весьма небрежное. Сказано, что Арик состоит из одиннадцати провинций. Однако названы и описаны лишь четыре из них. Складывается впечатление, что Арик — не Парфия. Действительно, вторая из этих стран также описана в «Древнеармянской географии». Причем сведения о ней довольно точные. Судим по тому, что приведены подробные сведения о ее восточных и северо-восточных пределах. Однако мы эту точку зрения принять не можем. Настаиваем на том, что Арик — Парфия. Полагаем, что М. Хоренаци не мог упомянуть ее из-за негативного отношения Сасанидов к династии Аршакидов. Сведения о Парфии были добавлены в «Древнеармянскую географию» А. Ширакаци. После него описание этой страны было по небрежности искажены неизвестным переписчиком. В любом случае, «Древнеармянская география» является ценным источником по истории и географии Парфии.

Ключевые слова: Мовсес Хоренаци, Анания Ширакаци, «Древнеармянская география», история Армении, История Ирана, Арик, Парфия.

Сведения об авторе: Арутюнян Акоп Жораевич, доктор исторических наук, доцент, Ереванский государственный университет.

Контактная информация: 0025, Армения, Ереван, ул. Х. Абовяна, 52, Ереванский государственный университет; e-mail: hakobharutyunyan@ysu.am.

H.Zh. Harutyunyan

THE THIRTY-THIRD COUNTRY OF UNIVERSAL ASIA ON AN "ANCIENT ARMENIAN GEOGRAPHY": ARIC (ARIANA—ARIA) OR PARTHIA?

In "Ancient Armenian Geography", Aric is named the thirty-third country of General Asia, in which there is reason to see both Aria and Ariana. The description of this country is very careless. It is said that Aric consists of eleven provinces. However, only four of them are named and described. It seems that Aric is not Parthia. Indeed, the second of these countries is also described in Ancient Armenian Geography. And the information about her is pretty accurate. Judging by the fact that detailed information is provided on its eastern and northeastern borders. However, we cannot accept this point of view. We insist that Aric is Parthia. We believe that M. Khorenatsi could not mention her because of the negative attitude of the Sassanids to the Arshakids dynasty. Information about the Parthia was added to the "Ancient Armenian Geography" by A. Shirakatsi. After him, the description of this country was carelessly distorted by an unknown scribe. In any case, "Ancient Armenian Geography" is a valuable source on the history and geography of Parthia.

Key words: Movses Khorenatsi, Ananias of Shirak, Ancient Armenian Geography, History of Armenia, History of Iran, Aric, Parthia.

Статья поступила в номер 27 октября 2019 г. Принята к печати 20 ноября 2019 г.

© А.Ж. Арутюнян, 2019.

№ 11. 2019

About the author: Harutyunyan Hakob Zhoraevich, Doctor of Historical Sciences, Associate Professor, Yerevan State University.

Contact information: 0025, Armenia, Yerevan, 52 Kh. Abovyan St., Yerevan State University; e-mail: hakobharutyunyan@ysu.am.

В «Древнеармянской географии» тридцать третьей страной Всеобщей Азии названа страна Арик. Цитируем: «Тридцать третьей страной Азии является Арик, которая расположена восточнее Мидии и Персии и распространяется до Индии, Гиркании и одной части Скифии. Она делилась на одиннадцать провинций, а также на губернии Карчабер, Демон и Карманджерм, Кранапат, называемый персами Холодным Крманом» (Ashkharatsuyts, V, 269). Севернее Арик располагалась страна парфян, которая «находится между Холодным Крманом и Гирканией»1 (Ashkharatsuyts, V, 268).

Заметим, что описание Арик слишком запутанное. Куда точнее сведения об отдаленных от Армении странах: Китае (Ashkharatsuyts, V, 328—342), Индии (Ashkharatsuyt, V, 288— 313) и Тапробане (Ashkharatsuyts, V, 314—327), а также об Испании (Ashkharatsuyt, III, 1—8), Британии (Ashkharatsuyts, III, 9—14) и Галлии (Ashkharatsuyts, III, 15—18). Так что есть основания полагать, что во фрагменте об Арике приведены сведения об Арии и Ариане.

Немаловажно и то, что в «Древнеармянской географии» использован топоним Арик (арм. — Up^f), приведенный во множественном числе. Вполне возможно, что Арик включал в свой состав Арию, которая была частью Арианы (Фрай 2002: 19—20, 42, 44, 80—82, 134; Любкер 2005: 109; Чайлд 2005: 25—29, 120 и дал.). Так, Страбон писал: «Таким образом, назвав Индию первой сфрагидой, а Ариану — второй (т.к. их очертание легко определить; речь идет о географах Гиппархе или Эратосфене — А.А.), он имел возможность не только определить их длину и ширину, но, как бы это сделал геометр, дать некоторое представление и об их фигуре» (Strabo, II, I, 22, 28, 29, 31, XI, I, 7, X,1, XI, 1 и дал.). Ариану упомянули Плиний Старший и Клавдий Птолемей (Pliny., VI, 20, 23, 25; Ptol., VI, XVII, 1 и дал.). Они писали об Ариане, которая занимала несравненно большую территорию, чем Ария. Шла речь о почти всем Среднем Востоке: об Арахосии, Гедрозии, Дрангиане, Арее, Парфии, Кармании и области Парапамис. Ария находится в основном на территории современного Афганистана, а центр этой древней области находился на месте нынешнего г. Герат. В армянском тексте эти два географических названия объединены, при этом в конце топонима использована буква «q» (арм. — «£»).

Перейдем к вопросу об административно-территориальном устройстве страны Арик. В тексте первоисточника приведено следующее выражение: «делилась на одиннадцать провинций, а также на губернии». Но все должно было быть наоборот: губернии делятся на провинции, о чем неоднократно сказано в «Древнеармянской географии» (Ashkharatsuyts, V, 269). Однако на этом ошибки и недочеты первоисточника не заканчиваются. Ее авторы писали о делении Арика на одиннадцать административно-территориальных областей, но почему-то перечислены только четыре из них.

Для разрешения этой проблемы следует рассмотреть вопрос времени. Выяснить, когда был написан интересующий нас фрагмент «Древнеармянской географии»? Заметим, что Э.Л. Даниеляном, а, впоследствии, и нами, независимо друг от друга было доказано, что ее первым автором был армянский историограф Мовсес Хоренаци. Позже первоисточник был

1 См. (Патканов 1877: 71—79; Акопян 2015: 170—171). В последнем издании Арик—Ария упомянута как сороковая страна Азии (Soukry 1881: 5—6; Колесников 1970: 25—29; Hewsen 1992: 3—4; Манандян 2010: 275— 386).

дополнен армянским географом Ананией Ширакаци (Даниелян 2000: 48—50 и дал.; Арутюнян 2013a: 1—5; 2013b: 88—94).

Мы находим этот тезис немаловажным. Дело в том, что политическая ситуация вокруг Армении при Аршакидах сложилась весьма неблагоприятно. В 428 г. она была разделена между Сасанидским Ираном и Римской империей. Причем большая часть Армении (% территории) перешла к Ирану.

Весьма интересная точка зрения была высказана А.А. Акопяном. Ученый заметил, что «Древнеармянская география» являлась дорожной картой, которая было создана по заказу Сасанидов (Адонц 1971: 1—27; ИАН 1971: 111—122; Акопян 2015: 37 и дал.). Не случайно в ней описаны древнеиранские государства Мидия (Ashkharatsuyts, V, 248—253), Элам (Ashkharatsuyts, V, 256—262), Персида (Ashkharatsuyts, V, 262—267) и Арик (Ashkharatsuyts, V, 268—269). Причем во всех изданиях отсутствуют сведения о Парфии.

Заметим, что М. Хоренаци отлично знал как парфян, так и их историю. Судим по его «Истории Армении». Если собрать воедино все упоминания М. Хоренаци из его «Истории», то можно написать несколько диссертаций и монографий по истории Парфии, начиная с догосударственного периода до образования государства, а также его развития и упадка (Khoren. Hist. Arm., I, 8, 9, 22, 31—32, II, 1—4, 13, 53—57, 67—74 и дал.). Однако он учитывал тот факт, что Сасаниды ненавидели парфян, а себя считали продолжателями дела Ахеменидов. Так что у М. Хоренаци не было выбора. В своей «Древнеармянской географии» он «замаскировал» описание Парфии под Арик.

Действительно, во времена М. Хоренаци Сасаниды находились в зените своей славы. Причем они пытались заставить армян отказаться от христианства и принять зороастризм. Поэтому вторая половина V в. в истории армяно-иранских отношений прошла как период религиозных войн.

Что касается А. Ширакаци, то в его время держава Сасанидов была на пути к гибели. Дополняя текст «Древнеармянской географии», он мог ввести правки в первоначальный текст. Поэтому в настоящее время мы имеем два варианта описания Парфии: сокращенный, в котором она названа Арик, а также расширенный, в котором она выступает под собственным названием.

Перейдем к разрешению вопроса местонахождения административно-территориальных единиц страны Арик, упомянутых в «Древнеармянской географии». Напомним, что это Карчабер, Демон, Карманджерм, Кранапат, который персы называют Холодным Крманом.

Заметим, что Крман также упомянул армянский историк Товма Арцруни (IX—X вв.) в своем труде «История дома Арцруни». Он писал, что персидская чернь и другие племена напали на Васпуракан (одна из губерний Армении по «Древнеармянской географии», находилась восточнее Ванского озера и севернее озера Урмия — А.А.), их собрали из Мидии, Персии, Элама, Хужастана, Крмана, Мукана, Туркестана, Хорасана (Tovm. Artsr. Hist., III, 29).

О Хужастане (Хузестан) много сведений и у других армянских историков (Faust. Byz. Hist. Arm., IV, 55, V, 5, 7; Khoren. Hist. Arm., III, 35). Так, у М. Хоренаци эта страна названа Хужистан. Древние географии писали, что крепость Андмиш находилась на восточной окраине Сасанидского Ирана, восточнее бывшей Ассирии (Ptol., VI, X, 1, XVII, 3, VIII, XXI, 1, 16, XXIII, 2, XXV, 2 и дал.; Kaghank. Hist. Aghv., III, 2; Yeghish. Vard., I, 48, VII, 160, 179 и дал.; Ghaz. Parp. Hist. Arm., II, 32). Что касается Мукана, то он находится на территориях современного Ирана (в основном в остане Ардебиль) и Восточного Азербайджана. Из этого следует, что Крман надо искать между этими двумя географическими территориями. Мы считаем, что это современный Керман, а не остан Керманшах. Там находится горный хребет Кухруд, и этот район выделяется своим суровым климатом (Ptol., VI, IX, 5 и дал.), для сравнения (Strabo, XI, VI, 1, VII, 1 и дал.; Pliny. NH., XXXVI, XLVI, 48).

№ 11. 2019

Откуда такая убежденность? У Арцруни топонимы перечислены по направлению с запада на восток, поскольку Туркестан и Хорасан находятся еще дальше на востоке. События, о которых упоминает Арцруни, происходили между 972—991 гг., когда царем армянского царства Васпуракан был Ашот-Саак (968/969—991). При таком раскладе Карманджерм находится на территории останов Систан, Белуджистан и Хормозган. Логика доказательства такова: название Карманджерм состоит из двух частей: топонима Карман и армянского прилагательного «ghptf» — «теплый». В настоящее время это часть территории Ирана и Пакистана, именуемая Мекран. Она находится на побережье Аравийского моря и Оманского залива. Итак, все топонимы, упомянутые при описании Арии—Арианы, следует располагать от современного иранского г. Кермана до современного афганского г. Герат, о котором говорилось выше.

Далее, по «Древнеармянской географии»: «Но персы ныне от имени города Бахл называют Сахл-Бамик, т.е. Утренний Бахл» (Ashkharatsuyts, V, 269). Это предложение не имеет никакой связи как с предшествующими, так и последующими. Оно более похоже на «десант», который внезапно появляется ниоткуда (своего рода «Deus ex machina»). Полагаем, что по вине переписчиков рукописи пехлевийское название Бахл (правильнее Баhл — А. А.) превратилось в Сахл (Сакл, арм. — Umhj). Но Балх (Бактра) (Herod., VI, 9, IX, 113) — столица Бактрии или Бактриании. М. Хоренаци несколько раз упомянул не только эту страну, но и ее жителей бактрийцев (Ashkharatsuyts, I, 6, II, 2, 68, 72, 74).

Не менее интересно и описание Парфии: «Библия называет страну (область) ариев страной парфян. Мне кажется, по той причине, что царство они унаследовали от них [парфян]. Но персы эту область называют Хорасан, что означает Восточный.

Говорят, что там есть следующие провинции: Кошм, Вркан (Гиркания), Апршахр (Апршаhр), Амр, Мрот, Гре, Гадшан, Гозкан, откуда привозят царских коней, Гозбон, который распространяется до реки Аранд. Об этой реке есть легенда, что якобы вода приносит серу. Это река очень широкая и не видны ее берега и очень глубокая, и всем кажется, что это река [Писон], которую персы называют Вехрот» (Ashkharatsuyts, V, 273, 290).

В этой части источник перечисляет девять административно-территориальных образований. Далее упоминаются еще два топонима. Таким образом, получается одиннадцать областей, о которых говорилось при упоминании о стране Арик. Это приводит к мысли, что текст был дополнен произвольно. Причем это вряд ли сделал А. Ширакаци. Похоже, что имела место оплошность неизвестного переписчика рукописи в последующие века. Назовем его просто Анонимом.

Относительно Гиркании вопросы не возникают, ибо о ней наличествуют сведения у многих древних авторов (Pliny. NH., VI, 46; Ptol., I, XII, 6, VI, II, 3, VI, V, 1, IX, 1, 4, 8, X, 1, VIII, XXI, 2, XXIII, 3, XXIX, 23; Strabo, XI, VII, 1, 2; Arr. Anab. Alex., III, 23, III, 117, VII, 62). О Гиркании упоминают и многие армянские средневековые историки (Faust. Byz., IV, 50, 57; Kirak. Gandz. Hist. Arm., I, 1; Yeghish. Vard., VII, 141 и дал; Ghaz. Parp. Hist. Arm., II, 38, 43 и дал.). Фавстос писал, что Гиркания имела статус марзпанства в составе государства Сасанидов. В описании Мидии, приведенном в «Древнеармянской географии», эта территория названа Касб (Касбе). Этимология топонима восходит к сокращенному названию Каспийского моря. Мы специально оставили рассмотрение Кошма после Гиркании, о которой, как справедливо пишет К.П. Патанов, дважды упомянута армянским историком VII в. Себеос в своей «Истории». Однако он ошибочно именует эту территорию Комш. Он писал: «...когда пришли (речь идет об армянах и гелумах — А.А.) в страну под названием Комш, лежавшую за Врканом, по той сторне горы, проходящий по ней, и достигали села под названием Хекеванд» (Seb. Hist. Her., XXIII).

По всей вероятности, здесь речь идет о горной системе Эльбурс, которая проходит по южным берегам Каспийского моря. Об этом Хоренаци упомянул в главе «Разорение Страны касбов и раздоры сыновей Арташеса с Смбатом и между собой» (Khoren. Hist. Arm., II, 53). Он писал: «После смерти персидского царя Аршака Последнего наш Арташес утверждает его сына, соименного себе Арташеса, царем над Персидской страной. Но ни жители горы, называемой на их языке Патижахар, которая является горой гелумцев, ни приморские жители, ни жители стран, лежащих по эту сторону от них, не захотели повиноваться ему. Также Страна касбов по этому поводу отложилась от нашего царя. Поэтому Арташес посылает на них Смбата со всей армянской ратью и сам сопровождает их в течение семи дней. Смбат, придя туда, усмиряет всех, а Страну касбов разоряет и уводит в Армению пленных больше, чем из Артаза, и с ними их царя Зардманоса. За эти заслуги Арташес жалует ему царскую долю в селениях Голтна и истоки» (Khoren. Hist. Arm., II, 53).

Получается, что гелумцы — те же гиляне (название области Гилян), а Патижахар — не что иное, как Эльбурс. Значит, они пришли из Великой Армении. Таким образом, получается, что Кошм-Комш находится северо-западнее Гиркании (Pliny. NH., VI, 44, 46). Нам необходимо было это выяснить, поскольку нередко горой считается и Великая Горганская стена, которая находилась на северо-восточной стороне Гиркании и являлась искусственным сооружением, в отличие от первой.

Третьим в этом списке упомянут Апршахр (Апршаhр — А.А.). Используя сведения об этой территории из сочинения Себеоса, Л.Н. Гумилев писал: «Удовлетворённый успехом, Смбат разбил лагерь в Апршахре (город в Хорасане, возле Нишапура, а сам с отрядом в 300 человек засел в городке Хрохте (?). Кушаны, видя, что им одним не справиться с персами, обратились за поддержкой к своим соседям, тюркютам. На помощь к кушанам пришло войско, во главе которого стоял Джембуху (армянское искажение титула ябгу/джабгу — А.А.); в это время такой титул носил внук великого хана Тун, известный под именем Тун-джабгу. Тюркюты захватили персов врасплох. Хрохт был осажден» (Гумилев 1967: 133). Что касается прилагательного хрохт (арм. — ^pn^rn), то оно переводится с армянского языка как «отважный, бесстрашный, непоколебимый» Тут можно предположить, что жители какого-то вблизи находящегося городка отличились особой отвагой, поэтому так стали называть их город. Для доказательства вышесказанного нам следует вначале выяснить местонахождение Апршахра или Апар ашхарha (арм. — m2^mph) в этом случае переводится с армянского как «мир» в этно-территориальном смысле. Это слово использовал в своем труде «О Вардане и войне армянской» армянский историк V в. Егише. Он писал: «Выйдя из Вркана и вступив в страну Апар, он (историк имеет ввиду Йездегерда II (438/439—457) — A.A.) велел в тех же узах держать нахараров и священников — в цитадели города Нюшапуhе» (Yeghish. Vard., VII, 141).

Между Врканоми городом Нишапур находятся современные области (останы) Мезендаран, Семнан и Хорасан-Резави. Центром последней является г. Мешхед, чуть западнее от него расположен г. Нишапур. Значит, Апршахра или Апар ашхарh находилась на территории этих нынешних останов, близко к Хорасану-Резави и Нишапуру.

Пока пропустим четвертый и пятый топонимы и перейдем к шестому — Гре. Заметим, что в армянском языке бытует слово «hnLp» — «пламя». Полагаем, что название местности выбрано не случайно. Действительно, окрестности афганского г. Герата богаты нефтью и газом. Это никак не связано с высокой температурой воздуха данной местности, так как район находится в горах Паропаниз (Парапанис, ныне Паропамиз), где температура высоко не поднимается. Там властвовали и кушаны, основав на данной территории свое царство. Согласно сведениям того же Себеоса, в этих районах ими была основана область hарев, от

№ 11. 2019

которой происходит и топоним Гре. Себеос писал, что Войско Смбата «... дошло до Балха Шахастана Кушанской земли, разгромило всю страну, Гар (здесь переводчик С. Малхасянц допускает ошибку, следовало перевести hарев или Гарев — А.А.), Ватагес, весь Тохарстан и Тагакан» (Seb. Hist. Her., XXVI, 5). Это совпадает с той же местностью, о которой мы говорили выше.

Пятым в списке упомянут топоним Мрот, который, по всей вероятности, является искаженным вариантом Маргианы, находящейся на территории современного восточного Туркменистана. Мрот (арм. — Upnm) с армянского переводится как «испачканный золой, сажей». Сейчас эта территория называется Марыйский вилайет Туркмении с центром г. Мары. Наши предположения подтверждаются при рассмотрении списка полезных ископаемых этой территории: нефть, газ, сера, гранит, гипс и т.д., от которых остается черный след, напоминающий золу и сажу. Об этой территории писал и армянский историк Себеос, что Смбат «взял также много крепостей и разрушил их, и с великой победой и громадной добычей вернулся обратно и остановился в области Марг и Маргрот» (Seb. Hist. Her., XXVI). Можно предположить, что Амр также находился в районе нынешнего хребта Копетдага (Strabo, XI, VII, 2—3).

Мы согласны с мнением К.П. Патканова, что Гозкан — это Гузбан, о котором писал армянский средневековой историк Товма Арцруни при описании завоевания Нина после упадка Бела (Tovm. Artsr. Hist., I, 3). Это территория упомянута после Бахла, а в заключение упоминается Индийский океан .

В тексте «Древнеармянской географии» далее упомянуты Гозбон (девятым), а двенадцатым назван Гозакан. При обращении к тексту первоисточника мы упомянули об одиннадцати областях, однако сейчас говорим о двенадцатой, которая, согласно тексту, была основана после переселения в эти местности иудеев: «. Кажется пленные, привозимые из Иудеи, были поселены в этой области Гозакан. Об этом говорит (Священная — А.А.) книга, что они стали жить возле реки Гозан» (Ashkharatsuyts, V, 275). Мы считаем, что Гозкан— Гузбан—Гозакан — это одна и та же местность, названная разными, однако близкими по звучанию топонимами: она стала «трехликой» по вине переписчиков рукописей армянского текста «Древнеармянской географии». Данные топонимы фонетически близки названию нынешней афганской провинции Урузган, расположенной практически в центре страны (юго-западнее Кабула). Здесь по территории Афганистана течет река Гильменд. Что касается второго названия реки — Писон (точнее Пhисон — А.А.), то оно объясняется тем, что авторы «Древнеармянской географии» интересовались могучими рекам (Ashkharatsuyts, V, 273, 290).

Что касается названной авторами седьмой административно-территориальной единицы — Гадшана, то можно предположить, что она также находилась недалеко от вышеперечисленных областей. Во всяком случае, южнее Урузган находится провинция под названием Гильменд (от имени этой реки). Вероятно, именно эту территорию, богатую и рудами, и серой (ГЭ 1984: 258 и дал), упоминал армянский первоисточник.

В заключительной части описания Парфии читаем: «Реку называют без берегов в том смысле, потому что для таких мощных народов, какими является персы и индусы, для них также непроходимой, несмотря на то, что она условная. Здесь, в восточной окраине Гиркании находится Огненная равнина. Там размещена провинция Вардгес, где нашли свою смерть наши предводители, священные покойники. Говорят, что там находится область Хупи-Тухарстан. Здесь есть мускус, но не особо хорошего качества» (Ashkharatsuyts, V,

2 Подробнее см.: (Патканов 1877: 77; Marquart 1901: 44—45, 92—93; Томсон 1953: 261, 428).

274)3. Можно предположить, что Огненная равнина — это шестое, согласно перечислению первоисточника, административно-территориальное деление hре (арм. — ^рЬ), поскольку оба названия связаны с огнем. Однако здесь указывается, что Огненная равнина находится на восточной окраине Гиркании (Ashkharatsuyts, V, 274).

Если внимательно изучить карту, можно заключить, что почти везде вокруг Каспийского моря равнинные территории, кроме той части Кавказских гор, которые в южно-восточной части своих отрогов примыкают к морю. Огненной, т.е. теплой может быть любая часть прибережья Каспия, т.к. море окружено низменностями. На севере Арало-Каспийская и Прикаспийская (это часть Восточно-Европейской равнины) низменности. Но текст «Ашхарацуйц» указывает территорию рядом с Гирканией, где находится Южно-Каспийская низменность. Однако Огненная равнина — не часть низменности, а Туранская низменность, которая на западе примыкает к восточным берегам Каспия. Это совпадает с западным отрезком современного Казахстана, Узбекистана и Туркмении: пустынные территории, где почти всегда высокая температура (в частности, там находится пустыня Кара-Кум).

Именно в этой части упоминается провинция Вардгес, название которой явно арменизировано. Вардгес в армянском языке — мужское имя, означающее «роза» (Чшрц); в данном случае — «розовый» и «гес» (%и) на армянском «волосы» . Однако в тексте первоисточника речь идет о территории Ирана и сопредельных государств. Местность Вардгес упомянул также Егише — очевидец и историк событий восстания 450—451 гг., но в варианте Вардес. В этой местности нашли свою смерть некоторые армяне, руководители восстания. Об этих событиях писал и Лазарь Парбеци. Они дважды упомянули эту несчастливую для армян местность, называемую Вардгес, откуда и проникла ошибка в текст «Древнеармянской географии». А неподалеку от этого места были города Нишапур и Гре (Yeghish. Vard., VII, 178; Ghaz. Рагр., II, 49—50, 67), о которых мы говорили выше.

Этот топоним «Ашхарацуйц» связывает с географическим названием Хупи—Тухарстан. Хуб на языке пехлеви и в современном фарси языке означает «хороший». Тохаристан— Тухарстан известен тем, что занимал почти ту же территорию, которую до него занимала Бактрия. Но для выяснения персидского прилагательного хупи-хуб нам следует выяснить и его армянское значение, ибо текст источника написан на армянском языке. Хуп, точнее хуph (арм. — означает плотно закрывающаяся «крышка посуды», как правило, глиняной. В

переносном смысле так говорят о замкнутом, скрытом человеке. Мы не можем дать окончательный ответ на вопрос, какой из рассматриваемых вариантов имел ввиду автор «Древнеармянской географии»: Тохаристан, где жизнь была богатая, или Тохаристан, где было развито гончарное искусство, и обработка глины играла первостепенную роль в их экономической жизни?

Итак, благодаря «Ашхарацуйц»-у мы можем восстановить картину административно-территориального деления Парфии, а также, частично, Парфянской империи. Однако армянский первоисточник описывает восточные границы Парфянского государства фрагментарно. Это отнюдь не говорит о том, что Мовсес Хоренаци не имел представления о территории Парфянского царства. Тут у армянского историка просматривается очень тонкий и хитрый подход к изложению событий. Хоренаци минует парфян, чтобы не настроить Сасанидов против армян, т.к. мы уже отметили, что последние не признали парфян и были агрессивно настроены против Аршакидской Армении. Поэтому наше исследование не было бы полноценным, если бы мы не обратили внимания на сведения, которые Хоренаци приводит в своей «Истории Армении».

3 См.: (Еремян 1963: 92). Исследователь делит Гирканию на две части: среднеазиатскую и ирано-кавказскую.

4 Об этом имени более подробно см. (Ачарян 1962: 109).

№ 11. 2019

Если внимательно изучить сведения Хоренаци, то можно представить не только историю Парфии, но и историю допарфянской Азии, когда парфяне уже стали играть лидирующую роль на территории Иранского плоскогорья и Средней Азии. Г.А. Кошеленко представил три версии происхождения парфянских Аршакидов и создания государства (Кошеленко 1968: 53—60; 2004: 217—228). К этому следует добавить четвертую — армянскую версию, которую М. Хоренаци фрагментарно излагает в первой книге своей истории, а более пристальное внимание обращает на проблему во второй книге (Khoren. Hist. Arm., I, 8, 12, 22, II, 1, 2, 3, 4 и дал.). В заключительной кн. III сведения о Парфии отсутствуют. Здесь армянский историограф применил своеобразный подход к данным прошедших исторических событий. Автор излагает их не традиционным образом, как обычно делали и до сих пор делают как древние, так и современные историки. Стиль его изложения — контраст. Т.е. история Парфии противопоставляется истории Сасанидов5. Если парфяне для М. Хоренаци — созидатели и умеют дружить как между собой, так и с соседними народами, то Сасаниды разрушили весь этот порядок, существовавший на Ближнем и Среднем Востоке. Чаша терпения у М. Хоренаци переполняется в кн. III, когда он говорит только о Сасанидах и описывает их разрушительную роль, что привело к упадку Армянского аршакидского государства6.

Хоренаци историю парфян доводит до Святого писания: «Святое Писание указывает нам на Авраама как на двадцать первого патриарха, начиная от Адама; от него пошло племя парфян. Ибо говорится, что по смерти Сарры Авраам взял в жены Кетуру, от которой родились Емран и его братья, коих Авраам при своей жизни отделил от Исаака и отправил в восточную страну. От них происходит племя парфян, и из числа последних был Аршак Храбрый, который, отложившись от македонян, процарствовал в Стране кушанов тридцать один год» (Khoren. Hist. Arm., II, 68). Аршак Храбрый — первый царь парфян Тиридат I (Аршак II) (ок. 248/7 — ок. 211 гг. до н.э.).

Весьма любопытно название этой главы — «О царских родах, из которых выделились парфянские племена», которое подсказывает, что парфяне не случайно оказались во главе созданного ими государства, поскольку они имели славное прошлое и своими доблестными делами заслужили полное право руководить государством. Это все связано еще и с тем, что в армянском языке название жителя Парфии (самоназвание — pahlavan, на лат. parthus, на арм. щшррк — А.А.), не только мужское имя, но и означает «высокорослый, благородный, крепкий, мужественный» и т.д. В то время не каждый имел право носить это имя. Из армянской истории мы знаем о Сааке Партеве (дословно — парфянине, жил в 338—439 — А. А. ), десятом католикосе всех армян, при котором и с его неустанной помощью Месроп Маштоц (360/361—440) не только создал армянский алфавит в 401 г. но и начался перевод Библии на армянский язык. Синонимом этого имени может быть слово «ариец».

Хоренаци считал, что он обязан не только описать начало царствования парфян, но и времена, предшествующие этому, когда они жили в племенном мире. Автор упоминает: «После того как Арташир, сын Сасана, убил Артабана и вступил в царствование, две ветви Пахлава, называющиеся Пахлавами аспахапета и Сурена, затаившие зависть по отношению к царствующей, т.е. Арташесовой, ветви их собственного рода, добровольно признали царствование Арташира, сына Сасана. Сородичи же из дома Каренова Пахлава, сохраняя верность братским узам, воспротивившись, вступили в войну с Арташиром, сыном Сасана. Но еще до этого армянский царь Хосров, услышав о смуте, двинулся на помощь Артабану, дабы по возможности спасти жизнь хотя бы одного лишь Артабана. Но вторгшись в

5 Следует отметить, что в хронологическом аспекте почти нет никаких ошибок. Данный вопрос подробно рассмотрен акад. Г.Х. Саркисяном (Саркисян 1965: 32 и дал.).

6 Они в дальнейшем продолжали эту политику разрушения (Арутюнян 2019: 82 и дал., 119).

Ассирию, он получает горестную весть о смерти Артабана и о согласии между всем персидским воинством и нахарарами, включая его собственный род — парфян и Пахлавиков, за исключением Кареновой ветви» (Khoren. Hist. Arm., II, 71). Об этом армянский историк вновь упоминает как в самом начале своей «Истории», так и в продолжении (Khoren. Hist. Arm., I, 8, II, 2, 28, 72—74).

Важнейшим источником изучения распри между Аршакидами и Сасанидами является «Книга деянии Ардашира сына Папака», где нет ни одного упоминания парфян (Дьяконов 1961: 226; EI 1987: 646—647; Фрай 2002: 242 и дал., 284; Дибвойз 2008: 25 и дал.; McDonough 2013: 18—19; Арутюнян 2015: 263 и дал.). Весьма любопытно и то, что по Хоренаци Сурен имел сестру по имени Кошм, которая стала женой полководца всех арийцев (Khoren. Hist. Arm., II, 28). Значит, Кошм не только географическое название, но и женское собственное имя.

Вопрос об административно-территориальном делении Кошм мы уже рассмотрели выше. К этому следует добавить один интересный факт. В настоящее время у армян многие личные имена связаны с топонимами (мужские: Арарат, Масис (второе название горы), Арагац, Тавр (точнее Таврос), Тарон (провинция в древней Армении), Ширак (равнина на северо-западе современной Армении), Сипан (гора, севернее оз. Ван), Раздан (точнее hраздан; река, берущая начало из оз. Севан), Азат (река, приток Раздана, означает «свободный»). Женские имена: Ани (город, столица Багратидской Армении), Аракс или Аракся, Севан, Вануи (точнее Вануhи — от оз. Ван), Арпи (оз. в Армении) и т.д.

Для Хоренаци, как указывает сам автор, источником является также «История Армении» Агатангелоса, который упоминает о парфянах и выделяет Анака Партева, отца Григория Просветителя, распространившего христианство в царстве Великая Армения с конца III в. (Agathang., I, 20, 21, 25 и дал., 121). Хоренаци, в свою очередь, достаточно подробно говорит о противоречиях, существовавших на среднеазиатских территориях между парфянами и другими народами, особенно акцентируя внимание на противоречиях с кушанами. Автор здесь многократно упоминает о городе Бахл (Khoren. Hist. Arm., II, 2, 68, 73, 74). Мовсес Хоренаци особое внимание уделяет этой территории не только потому, что это прародина парфян. После побега из Китая предводитель Мамгон вначале нашел пристанище в этих краях, после чего перебрался на территорию Великой Армении . Ко всему следует добавить, что М. Хоренаци происхождение как Армянских Аршакидов, так и как минимум одного армянского феодального (нахарарского) рода периода раннего феодализма связывает с парфянской территорией. Речь идет о роде Аматуни, который происходил из Арийской страны. Однако совершенно непонятно, почему армянский историк приписывает им иудейское происхождение (Khoren. Hist. Arm., II, 57). Хоренаци дополняет его современник Фавстос (Faust. Byz., III, 7, 13, IV, 4).

М. Хоренаци уделяет особое внимание истории парфян и после распада их государства, когда к власти в Иране пришли Сасаниды. После того, как Ардашир Папакан (224—241) начал истребление парфянских знаменитых родов, царь Великой Армении Хосров II Великий (236—252), сын Тиридата II (217—236) начал войну против Ардашира. Об этом он писал: «Пока же мы (обратимся) к тому, что произошло после избиения рода Каренова Пахлава, за которое не малым образом отомстил армянский царь Хосров. Ибо, хотя Филипп (римский император М. Юлий Филипп Аравитянин (244—249) — А.А.) умер и Римское царство (империя — А.А.) переживало смуты, а императоры Деций, Галл и Валериан, отбиравшие друг у друга власть на короткое время, не оказали помощи Хосрову, он, однако,

7 Этот вопрос мы рассмотрели в одной их наших статьей (Арутюнян 2017: 367—374).

8 Даты правлений этих царей вполне могут быть уточнены.

№ 11. 2019

с собственным войском и остальными друзьями и соратниками и (при содействии — А.А.) северных племен победил Арташира и преследовал его до Индийской страны». Что представляется невероятным. Видимо, истрик что-то путает (Ashkharatsuyts, II, 73).

Таким образом, мырассмотрели вопрос места парфян в историческом мировоззрении Мовсеса Хоренаци, чтобы окончательно доказать, что пропуск в «Ашхарацуйц»-е Парфии не является ни в коей мере итогом слабых знаний истории этого народа армянским историографом. Совершенно очевидно, что в данном вопросе главенствующую роль сыграла именно политическая ситуация, которая сложилась в те дни, когда Хоренаци излагал свое главное сочинение жизни. Сведения Хоренаци имеют большое значение в аспекте восстановления хронологии правления парфянских царей. В его трудах мы находим парфян двух эпох: догосударственного периода и периода существования государства, когда они из варваров превратились в цивилизованный народ. Не случайно Г.А. Кошеленко рассмотрел парфянскую культуру через призму географических делений, т.е. культуры восточных областей и западных (Кошеленко 1966: 11 и дал., 107). См. также (Периханян 1983: 5 и дал.).

Исходя из всего вышесказанного, мы должны были назвать нашу статью «К вопросу образования Парфянского государства по данным армянской историографии V—VII вв. (Мовсес Хоренаци — Анания Ширакаци)». Однако при этом мы бы миновали текст «Древнеармянской географии» и исказили наследство, оставленное ее авторами. Именно предложенный нами вариант полностью соответствует ракурсу нашего исследования. Таким образом, мы не нарушили самое важное требование, которым должен руководствоваться любой ученый: ex ipso fonte — «из самого источника».

Если рассмотреть вопрос описания народов в «Истории Армении» М. Хоренаци, то главное место в его произведении занимают, естественно, армяне и Армения. Далее в этом списке, по мере внимания, которое уделяет автор, появляются соседние народы и страны: грузины, албанцы, иранцы, в том числе и парфяне. Не обделены вниманием греки и римляне в связи с тесными связями армян с греко-римским миром. Третьими являются славяне (европейская часть современной России), а из западного мира славян М. Хоренаци выделяет болгар. Далее упомянуты народы Малой Азии и Восточного Средиземноморья. И, наконец, отдаленные страны, как, например, Китай. Приведенный «список» еще раз доказывает, что Парфия и парфяне хорошо были известны армянскому историку, а стиль Хоренаци в изложении «Древнеармянской географии» был связан только с политической ситуацией, которая сложилась вокруг Армении в V в. после крушения царства Аршакидской династии.

Выносим результаты нашего исследования на научное обсуждение.

Литература

Адонц Н. 1971. Армения в эпоху Юстиниана. Политическое состояние на основе нахарарского строя. Ереван: ЕГУ.

Акопян А.А. 2015. «Ашхарацуйц» VII века Анонима. Научно-критический оригинал. B: Андес

амсорья. № 1—12. Ереван; Вена: Фонд Г. Кюльпенкяна, 35—104 (на древнеарм. яз.). Арутюнян А.Ж. 2013a. К вопросу определения авторства древнеармянской карты (или «Ашхарацуйц» -а). В: Кузьмин С.В. (ред.). Сборник материалов I Международной научно-практической конференции «Интеграция мировых научных процессов как основа общественного процесса (М-1)». Казань: Общество науки и творчества, 1—5. Арутюнян А.Ж. 2013b. Ориентация древнеармянской карты «Ашхарацуйц». Восток (Oriens) 3, 88—94. Арутюнян А.Ж. 2015. Армения, государства Восточного Средиземноморья и Иран (189 г. до н.э. —

298 г. н.э.). Ростов-на-Дону: ЮФУ. Арутюнян А.Ж. 2017. Древний Китай согласно данным «Древнеармянской географии» или «Ашхарацуйц»-е. МАИАСП 9, 367—374.

Арутюнян А.Ж. 2019. Столица Великой Армении Тигранакерт в контексте армяно-римско-ближневосточных межгосударственных отношений (296—301 гг.). Ростов-на-Дону; Таганрог: ЮФУ.

Ачарян РА. 1962. Словарь армянских личных имен. Т. V. Ереван: АН Арм. ССР (на арм. яз.).

Гумилев Л.Н. 1967. Древние тюрки. Москва: Наука.

ГЭ 1984: Козловская Е.А. (ред.). 1984. Горная энциклопедия. Т. 1. Москва: Советская энциклопедия.

Даниелян Э.Л. 2000. Политическая история Армении и армянская апостольская церковь (VI—VII вв.). Ереван: Анкюнакар (на арм. яз.).

Дибвойз Н.К. 2008. Политическая история Парфии. Санкт-Петербург: Филологический факультет СПбГУ (Историческая библиотека).

Дьяконов М.М. 1961. Очерк истории древнего Ирана. Москва: Восточная литература.

Еремян С.Т. 1963. Карта «Армения по «Ашхарацуйц»-у»». Ереван: АН Арм. ССР (на арм. яз.).

ИАН 1971: Еремян С.Т. (ред.). 1971. История армянского народа. Т. I. Армения в эпоху первобытнообщинного и рабовладельческого строя. Ереван: АН Арм. ССР.

Колесников А.И. 1970. Иран в начале VII века (источники, внутренняя и внешняя политика, вопросы административного деления). ППС 22(85).

Кошеленко Г.А. 1966. Культура Парфии. Москва: Наука.

Кошеленко Г.А. 1968. Некоторые вопросы истории ранней Парфии. ВДИ 1, 53—70.

Кошеленко Г.А. 2004. Третья версия происхождения Аршакидов?Мнемон 3, 217—228.

Любкер Ф. 2005. Словарь античности. Москва: ЭКСМО.

Манандян Я.А. 2010. Труды. Т. VII. Филологические исследования. Ереван: ЕГУ (на арм. яз.).

Патканов К.П. (пер., комм.). 1877. Армянская география VII века по р. Х. (приписывавшаяся Моисею Хоренскому). Санкт-Петербург: Типография Императорская Академия Наук.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Периханян А.Г. 1983. Общество и право Ирана в парфянский и сасанидский периоды. Москва: Наука.

Саркисян Г.Х. 1965. Хронологическая система «Истории Армении» Мовсеса Хоренаци. Ереван: АН Арм. ССР (на арм. яз.).

Томсон Дж. О. 1953. История древней географии. Москва: Иностранная литература.

Фрай Р. 2002. Наследие Ирана. Москва: Восточная литература.

Чайлд Г. 2005. Арийцы. Основатели европейской цивилизации. Москва: Центрполиграф.

EI 1987: Yarshater E. (ed.). 1987. Encyclopaedia Iranica. Vol. 2. Anâmaka — Atâr al-Wozarâ. London: Routledge & Kegan Paul.

Hewsen R.H. (transl., com.). 1992. The geography of Ananias of Sirak (Asxarhac'oyc'): the long and the short recensions. Wiesbaden: Reichert.

Markwart J. 1901. Eransahr nach der Geographie des Ps. Moses Chorenaci. Berlin: Encyclopaedie Iranica.

McDonough S. 2013. Military and Society in Sasanian Iran. Oxford: Oxford University Press (The Oxford Handbook of Warfare in the Classical World).

Soukry А. 1881. Géographie de Moïse de Corène d'après Ptolémée. Venise: Nabu Press.

References

Adonts, N. 1971. Armeniya v epokhu Yustiniana. Politicheskoye sostoyaniye na osnove nakhararskogo stroya (Armenia in the Era of Justinian. Political Status on the Basis of the Nakharar System). Yerevan: "YeGU" (in Russian).

Akopyan, A.A. 2015. In: Andes amsor'ja. No. 1—12. Yerevan; Vena: "Fond G. Kyulpenkyana", 35—104 (in Armenian).

Harutyunyan, A.Zh. 2013a. In: Kuzmin, S.V. (ed.). Sbornik materialov I Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii "Integratsiya mirovykh nauchnykh protsessov kak osnova obshchestvennogo protsessa (M-l)" (The Collection of Materials of the Ist International Scientific-Practical Conference "Integration of World Scientific Processes as the Basis of the Social Process (M-l)"). Kazan: "Obshchestvo nauki i tvorchestva", 1—5 (in Russian).

Harutyunyan, A.Zh. 2013b. In Vostok (Oriens) 3, 88—94 (in Russian).

Harutyunyan, A.Zh. 2015. Armeniya, gosudarstva Vostochnogo Sredizemnomor'ya i Iran (189 g. do n.e. — 298 g. n.e.) (Armenia, Eastern Mediterranean States and Iran (189 BCE — 298 CE)). Rostov-on-Don: "YuFU" (in Russian).

№ 11. 2019

Harutyunyan, A.Zh. 2017. In Materialy po arkheologii i istorii antichnogo i srednevekovogo Prichernomor'ia (Proceedings in Archaeology and History ofAncient and Medieval Black Sea Region) 9, 367—374 (in Russian).

Harutyunyan, A.Zh. 2019. Stolitsa Velikoy Armenii Tigranakert v kontekste armyano-rimsko-blizhnevostochnykh mezhgosudarstvennykh otnosheniy (296—301 gg.) (Tigranakert, the Capital of Great Armenia, in the Context of the Armenian-Roman-Middle Eastern Interstate Relations (296—301)). Rostov-on-Don; Taganrog: "YuFU" (in Russian).

Acharyan, R.A. 1962. Slovar' armyanskikh lichnykh imen (Dictionary of Armenian Personal Names). Vol. V. Yerevan: "AN Arm. SSR" (in Armenian).

Gumilev, L.N. 1967. Drevniye tyurki (The Ancient Türks). Moscow: "Nauka" Publ. (in Russian).

Kozlovskaya, Ye.A. (ed.). 1984. Gornaya entsiklopediya (Mountain Encyclopedia). Vol. 1. Moscow: "Sovetskaya entsiklopediya" Publ. (in Russian).

Daniyelyan, E.L. 2000. Politicheskaya istoriya Armenii i armyanskaya apostol'skaya tserkov' (VI—VII vv.) (Political History of Armenia and the Armenian Apostolic Church (6th — 7th Centuries)). Yerevan: "Ankyunakar" (in Armenian).

Dibvoyz, N.K. 2008. Politicheskaya istoriya Parfii (The Political History of Parthia). Saint Petersburg: "Filologicheskiy fakul'tet SPbGU" (Historical Library) (in Russian).

Dyakonov, M.M. 1961. Ocherk istorii drevnego Irana (Essay on the History of Ancient Iran). Moscow: "Vostochnaya literatura" (in Russian).

Yeremyan, S.T. 1963. Karta "Armeniya po "Ashkharatsuyts»-u"" (Map "Armenia by "Ashkharatsuyts""). Yerevan: "AN Arm. SSR" (in Armenian).

Yeremyan, S.T. (ed.). 1971. Istoriya armyanskogo naroda (History of the Armenian People). Vol. I. Armeniya v epokhu pervobytnoobshchinnogo i rabovladel'cheskogo stroya (Armenia in the Era of the Primitive Communal and Slave System). Yerevan: "AN Arm. SSR" (in Russian).

Kolesnikov, A.I. 1970. In Palestinskiy sbornik (Palestinian Collection of Articles) 22(85) (in Russian).

Koshelenko, G.A. 1966. Kul'turaParfii (Parthian Culture). Moscow: "Nauka" Publ. (in Russian).

Koshelenko, G.A. 1968. In Vestnik drevney istorii (Journal of Ancient History) 1, 53—70 (in Russian).

Koshelenko, G.A. 2004. In Mnemon 3, 217—228 (in Russian).

Lyubker, F. 2005. Slovar'antichnosti (Dictionary of Antiquity). Moscow: "EKSMO" Publ. (in Russian).

Manandyan, Ya.A. 2010. Trudy (Works). Vol. VII. Filologicheskiye issledovaniya (Philological Studies). Yerevan: "YeGU" (in Armenian).

Patkanov, K.P. (transl., com.). 1877. Armyanskaya geografiya VII veka po r. Kh. (pripisyvavshayasya Moiseyu Khorenskomu) (Armenian Geography of the 7th Century along the birth of Christ (Attributed to Movses Khorenatsi). Saint Petersburg: "Tipografiya Imperatorskaya Akademiya Nauk" (in Russian).

Perikhanyan, A.G. 1983. Obshchestvo i pravo Irana v parfyanskiy i sasanidskiy periody (Iranian Society and Law in the Parthian andSassanidPeriods). Moscow: "Nauka" Publ. (in Russian).

Sarkisyan, G.Kh. 1965. Khronologicheskaya sistema "Istorii Armenii"Movsesa Khorenatsi (The Chronological System of "History of Armenia" by Movses Khorenatsi). Yerevan: "AN Arm. SSR" (in Armenian).

Tomson, Dzh. O. 1953. Istoriya drevney geografii (History of Ancient Geography). Moscow: "Inostrannaya literatura" (in Russian).

Fray, R. 2002. Naslediye Irana (The Legacy of Iran). Moscow: "Vostochnaya literatura" Publ. (in Russian).

Chayld, G. 2005. Ariytsy. Osnovateli yevropeyskoy tsivilizatsii (Aryans. The Founders of European Civilization). Moscow: "Tsentrpoligraf" (in Russian).

Yarshater, E. (ed.). 1987. Encyclopaedia Iranica. Vol. 2. Anâmaka — Atâr al-Wozarâ. London: "Routledge & Kegan Paul" Publ.

Hewsen, R.H. (transl., com.). 1992. The geography of Ananias of Sirak (Asxarhac'oyc): the long and the short recensions. Wiesbaden: "Reichert" Publ.

Markwart, J. 1901. Eransahr nach der Geographie des Ps. Moses Chorenaci. Berlin: "Encyclopaedie Iranica".

McDonough, S. 2013. Military and Society in Sasanian Iran. Oxford: "Oxford University Press" (The Oxford Handbook of Warfare in the Classical World).

Soukry, Â. 1881. Géographie de Moïse de Corène d'après Ptolémée. Venise: "Nabu Press".

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.