https://doi.org/10.30853/filnauki.2019.11.35
Лулудова Елена Михайловна
СКАЗОЧНОСТЬ ФЭНТЕЗИ: СПЕЦИФИКА СООТНОШЕНИЯ ЖАНРОВЫХ ЭЛЕМЕНТОВ
В статье представлена обобщенная характеристика одного из популярнейших жанров XX - начала XXI века -жанра фэнтези. Целью стало описание специфики жанра фэнтези и установление соотношения между жанрами фэнтези и сказки. Обращено внимание на истоки жанра фэнтези, помогающие понять его специфику и связь со сказкой. Приведено несколько классификаций фэнтези. Проведена систематизация черт сходства и различия фэнтези и сказки. Делается вывод, что фэнтези - это сложная жанровая конструкция, лишь частично вбирающая в себя структуру, специфику и черты сказки, а утверждение о сказочности фэнтези можно признать достаточно субъективным.
Адрес статьи: \м№^.агато1а.пе1/та1епа18/2/2019/11/35.1^т1
Источник
Филологические науки. Вопросы теории и практики
Тамбов: Грамота, 2019. Том 12. Выпуск 11. C. 159-162. ISSN 1997-2911.
Адрес журнала: www.gramota.net/editions/2.html
Содержание данного номера журнала: www.gramota.net/materials/2/2019/11/
© Издательство "Грамота"
Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: [email protected]
УДК 821.161.1 Дата поступления рукописи: 09.10.2019
https://doi.org/10.30853/filnauki.2019.11.35
В статье представлена обобщенная характеристика одного из популярнейших жанров ХХ - начала XXI века - жанра фэнтези. Целью стало описание специфики жанра фэнтези и установление соотношения между жанрами фэнтези и сказки. Обращено внимание на истоки жанра фэнтези, помогающие понять его специфику и связь со сказкой. Приведено несколько классификаций фэнтези. Проведена систематизация черт сходства и различия фэнтези и сказки. Делается вывод, что фэнтези - это сложная жанровая конструкция, лишь частично вбирающая в себя структуру, специфику и черты сказки, а утверждение о сказочности фэнтези можно признать достаточно субъективным.
Ключевые слова и фразы: жанр фэнтези; сказка; сказочность фэнтези; классификация фэнтези; метажанр; жанровая структура.
Лулудова Елена Михайловна, к. филол. н., профессор
Алматинский филиал Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов, г. Алматы, Республика Казахстан eluludova@mail. гы
СКАЗОЧНОСТЬ ФЭНТЕЗИ: СПЕЦИФИКА СООТНОШЕНИЯ ЖАНРОВЫХ ЭЛЕМЕНТОВ
В современной литературе книги в жанре фэнтези существуют как самодостаточная группа произведений с устоявшимися традициями и особенностями. Фэнтези определяется в энциклопедическом словаре как «часть фантастической литературы, занимающейся конструированием миров» [12]. В исследовательской литературе принято считать, что фэнтези находится в генетическом родстве с народной сказкой и мифом (от них фэнтези приобретает лиричность, эпичность повествования, исходную трагичность и предна-чертанность) [1; 4, с. 8; 5; 9]. Обычно в сюжете произведения, написанного в жанре фэнтези, присутствует мотив борьбы героя с обстоятельствами и сильным противником в безвыходной ситуации [8] и идея нравственного выбора [10].
Истоки жанра - журналы комиксов. В 1905 году Уиндзор МакКей выпустил комикс о герое Немо и его приключениях в Сламберленде (первая Страна Мечтаний). В 1930 году Роберт Е. Говард пишет о Конане из Киммерии для журнала «Вейрд Тэйлз» (события в Невер-Невер Лэнде), формируя жанр «меча и магии» (то есть героического фэнтези) и определяя важнейшие для данного жанра нравственные постулаты: свобода для человека - это высшая необходимость; гармония с природой - это то, к чему нужно стремиться каждому; честь и справедливость - наиболее достойные качества личности; предательство и подлость - самое отвратительное в жизни [11, с. 363]. Наконец, в 1937 году Дж. Толкиен публикует книгу «Хоббит, или Туда и обратно» о Средиземье (хотя уже в 1890 году в книге «Волшебник страны Оз» Фрэнка Баума была сформирована жанровая схема фэнтези: путешествие, деление на темных и светлых, облегченная философия, условный антураж европейского Средневековья).
Одним из основных вопросов, с которыми сталкиваются исследователи произведений, написанных в жанре фэнтези, является их жанровая природа, в первую очередь, метажанровость фэнтези, смешение в нём признаков, характерных для разных жанров [1; 4, с. 8; 5; 8-11; 17]. Точная дефиниция жанровой природы фэнтези в настоящий момент является спорным вопросом литературоведения, что и определяет актуальность данного исследования.
Целью настоящего исследования стал анализ черт сказки, присущих жанру фэнтези, и установление соотношения между сказкой и фэнтези. Для достижения цели необходимо решить следующие задачи: рассмотреть черты сходства между сказкой и фэнтези; выявить черты различия между данными жанрами; определить степень состоятельности предположения о сказочности фэнтези. Научная новизна исследования состоит в том, что впервые даётся комплексный обзор черт сходства и, главное, отличия сказки и фэнтези; опровергается гипотеза сказочности фэнтези.
В понимании «фэнтези» есть широкая и узкая точки зрения. Согласно широкой, фэнтези - это любое произведение о необъяснимом и таинственном [13, с. 320]. Согласно узкому пониманию, фэнтези - сказочная фантасмагория вымышленных миров с мистико-средневековой атрибутикой [3, с. 11]. Однако существует и множество «промежуточных» определений фэнтези, в том числе: вид литературной сказки, использующей мотивы волшебства, магии, рыцарского эпоса в сочетании с приемами реалистического рассказа [12]; сказка, базирующаяся на некоем изменении или нарушении существующего [16, с. 270]; слияние нескольких литературных жанров с целью показать несуществующее как реальное [2]; рассмотрение чуда и чего-то сверхъестественного как привычного [7, с. 158]; произведение на основе волшебной сказки и героической эпопеи [9, с. 94]; героико-мифологическая эпопея на основе северной мифологии [5, с. 13]; сказочная фантасмагория вымышленных миров [3, с. 11]; разновидность волшебно-фантастической сказки [13, с. 321].
Очевидно, что чаще всего исследователи соотносят фэнтези с волшебной сказкой; трактуют его как текст, объединяющий невероятное с реальным; как сложную жанровую конструкцию типа фантастико-философ-ского романа на основе волшебной сказки и героической эпопеи.
Столь частое соотнесение фэнтези и сказки, уточнение и корректировка понимания жанра фэнтези через упоминание жанра сказки побудили нас провести исследование с целью выявить особенности этих жанров.
Фэнтези - жанр фантастической литературы, основанный на использовании мифологических и сказочных мотивов. В современном виде он сформировался в начале XX века. Огромное влияние на формирование современного фэнтези оказал Дж. Р. Р. Толкиен. Сказка - один из жанров фольклора и литературы. Как правило, в основе сказки лежит волшебство или чудо, конец обычно счастливый.
Сами произведения жанра фэнтези чаще всего напоминают приключенческий роман, действие которого происходит в вымышленном мире, очень близком к реальному. Герои сталкиваются со сверхъестественными явлениями и существами. Очень часто бывает и так, что сверхъестественное существо - помощник и/или лучший друг главного героя.
В основе любого фэнтези - либо переработанный миф, либо некая авторская мифическая концепция, имеющая важность для другой реальности. Наиболее известными авторами фэнтези являются Дж. Толкиен, У. Ле Гуин, М. Муркок, Р. Желязны и др. В основе жанра угадывается влияние рыцарского романа, скандинавских саг, готических романов Гофмана и Уолполла. Разновидности фэнтезийных миров - Средиземье Толкиена, Нарния Клайва Льюиса, Земноморье Урсулы Ле Гуин. Одна из задач их создания - изобразить путь героя к внутренней гармонии.
По происхождению произведения жанра фэнтези могут быть разделены на книги жюль-верновского направления (о технических чудесах будущего, лидер - Хьюго Гернсбек); приключенческий, колониальный роман (лидер - Эдгар Берроуз); роковые истории (истории «мечей и магии»); «славянское фэнтези» («Волкодав» Марии Семеновой, «Француаза, или Путь к леднику» и «Медведки» Марии Галиной, «Мебет» Александра Григоренко).
По тематике / времени и месту действия фэнтези подразделяются на эпическое фэнтези (обычно масштабное произведение, где описывается борьба главного героя со злом; задача героя - спасти мир от зла; персонажи четко делятся на положительных и отрицательных); темное фэнтези (действие происходит в фантастическом мире, напоминающем Средневековье; зло пришло к власти, а добро, естественно, стремится победить); историческое фэнтези (некое историческое событие дается как фон описываемому); городское фэнтези (действие происходит в современном городе; герои - наши современники); героическое фэнте-зи (осовремененная форма рыцарского романа, рассказ о приключениях сильных, ловких, благородных); юмористическое фэнтези (сочетание иронии и абсурда, гротеск, хотя могут подниматься и серьезные проблемы); технофэнтези (магия действует по законам формальной логики); детское фэнтези (главные герои -дети с уникальными способностями); женское фэнтези (героиня очаровывает принца); сакральное фэнтези (основано на религиозных мотивах, например, христианское фэнтези).
Также некоторыми исследователями предлагается классифицировать фэнтези по темам, объему и степени участия фантазии [7, с. 156-157], по тематической и стилистической системе [6], по содержанию [15, с. 207] и т.д.
Фэнтези сравнивают со сказкой или часто ей противопоставляют. Среди признаков, их объединяющих, называют большое количество героев, серийность приключений, испытания, поиск чего-то, потери и приобретения героев, обретение ими себя. Однако даже обобщенный анализ позволяет выявить существенные различия данных жанров, которые представлены в Таблице 1.
В фэнтези характер конфликта не состоит в столкновении добра и зла, а подменяется противопоставлением тьмы и света. Злые волшебники часто не люди, а герой именно и прежде всего - представитель человечества. Влияние волшебной сказки на фэнтези ощутимо (происходит сотворение вторичного мира с помощью фантазии), но вторичный мир обязательно обладает овеществленной конкретностью. Фэнтези в своём воздействии на читателя выполняет ряд сказочных функций: а) достижение душевного равновесия, внутреннего спокойствия и гармонии; б) эскапизм; в) развитие образного и абстрактного мышления; г) восприятие исторического опыта разных народов; д) обретение ощущения ясности внешнего мира.
В отличие от автора сказки, автор фэнтези стремится к тому, чтобы сделать повествование правдоподобным. В качестве доказательств реальности всего того, что описано в произведении фэнтези, здесь даются: 1) названия различных племен фэнтезийного мира и языки его обитателей; 2) точные даты и последовательность событий; 3) подробное генеалогическое древо родов; 4) система летоисчисления и календари для разных народов; 5) подробные описания некоторых вещей и событий; 6) ссылки на архетипы или привлечение ключевых архетипических образов.
Однако в отличие от научной фантастики или бытовой сказки, жанр фэнтези не пытается объяснить современный мир. Наоборот, он открывает собственный, выдуманный, идеальный мир, местоположение которого никогда не оговаривается конкретно: это может быть параллельная вселенная, другая галактика и др. Законы этого мира могут быть схожими с земными законами, а могут в корне отличаться от них. Именно тот факт, что в жанре фэнтези существует свой мир, и делает этот жанр таким востребованным. К тому же в жанре фэнтези среди героев преобладают мифические существа, такие, как драконы, единороги, грифоны, эльфы, горгульи и др. Особенно часто в фэнтези встречаются маги или волшебники. Те, в свою очередь, почти всегда играют ключевую роль в развитии сюжета.
В сказке тоже есть волшебники, но, в отличие от фэнтези, они чаще всего являются людьми с уникальными магическими способностями, или в качестве волшебников могут выступать просто мудрые люди (старичок-лесовичок, мудрый старец и т.д.).
Таблица 1. Отличительные черты жанров сказки и фэнтези
Сказка Фэнтези
фольклорное произведение авторское произведение
особый сказочный язык сходство с языком и стилем сказки
нет связи с народной мифологией, выросшей на реальных фактах описание дел богов, воинов, кудесников
два мира (чудесный и реальный), хотя невероятное обычно внесено в мир реальный или дан перенос в другой мир нет географической конкретности (события происходят где-то в параллельном мире, частично похожем на наш)
нет деления на мифическое и эмпирическое время время дихотомично (мифическое выделено)
понимание и принятие реальности, передача (хоть и не в явном виде) древних знаний попытка решить проблемы настоящего мира в некоем предполагаемом будущем мире
неопределённое место действия прошлое - золотой век человечества, идеализируемый мир в момент кризиса и угрозы уничтожения
принцип синтетичности в сюжетной линии по схеме: отчий дом - таинственный лес - большой дом -переправа - огненная река - тридесятое царство принцип синтетичности в сюжетной линии по схеме: Шир - Лихолесье - Ривенделл; Лориэн - Андуин -логово Шелоб - Мордор и т.д.
31 функция сюжета/мотива (по В. Я. Проппу [14, с. 66]) 25 функций мотива (по С. Л. Кошелеву [9, с. 90])
несоотнесенность элементов (кумуляция) соотнесенность элементов (фрагментарные связи и обусловленность эпизодов и книг)
четкая двухчастная структура (мир людей - иной мир) четкая трехчастная структура (мир богов - мир людей -преисподняя)
герои - принц, принцесса, король, королева герои - мистические существа
волшебство магия и необычное
волшебство не требует объяснений и пояснений магические свойства и действия упорядочены, имеют свою структуру и законы
логика сюжета, герои подчинены сюжету логика автора, характеры персонажей диктуют сюжет
четкое деление на «добрых» и «злых», добро всегда побеждает зло, добро безоговорочно сильнее нет четкого деления на «добрых» и «злых», добро не всегда сильно, есть нарушение равновесия
исход предопределен есть стремление к порядку, но итог неизвестен
Наглядно отличие фэнтези от сказки можно продемонстрировать на примере всем известного произведения «Волшебник Изумрудного Города». Здесь девочка из обычного мира попадает в мир волшебный. Она знакомится с жителями вымышленного волшебного города, и вместе они ищут волшебника, который сможет исполнить их желания. Факт присутствия в этом произведении волшебного мира, а также мотив путешествия делают его книгой жанра фэнтези, хотя изначально автором была задумана волшебная сказка. Но, с другой стороны, не все сказки изображают вымышленный мир. Взять хотя бы богатырские сказки, в которых основное место действия - это реальная историческая местность (Киевская Русь).
Таким образом, поставив вопрос о степени и характере сказочности фэнтези, мы делаем следующие выводы: 1) жанр фэнтези развивается в парадигме сказочности; 2) термин «сказка» вполне подходит любому фэнтезийному произведению, но определение «фэнтези» подойдёт не любой сказке; 3) фэнтези - это продукт людских фантазий; то, о чем человек мечтает; тот мир, в котором он тайно желает жить; мир, где возможно все, чего пожелаешь; 4) черты сходства между жанрами фэнтези и сказки есть, но отличий больше и они значительны. Анализ показал, что сверхъестественное, магическое, неоднородность мира, интерес к героям и их поискам, то есть все то, что может быть обобщено под названием «сказочность», - это лишь малая часть того, что жанр фэнтези вобрал в себя. Следовательно, утверждение о сказочности фэнтези в целом является необоснованным. Существование в едином современном литературном пространстве сблизило фэнтези и сказку, позволило бесконечно расширить и разнообразить оба жанра, но ставить знак равенства между ними нельзя.
Список источников
1. Атанасова Р. Н. Мир фэнтези, или о новых сказках в ХХ1 веке // Современный русский язык: функционирование и проблемы преподавания: материалы XXIII Международной науч.-практ. конф. Будапешт: Рос. центр науки и культуры, 2018. С. 141-146.
2. Галиев С. С. Классификация жанра фэнтези. Произведения Дж. Р. Р. Толкина [Электронный ресурс]. URL: https://www.proza.ru/2011/08/13/1098 (дата обращения: 08.10.2019).
3. Геворкян Э. В. Чем вымощена дорога в рай. Антипредисловие // Антиутопии XX века: Евгений Замятин, Олдос Хаксли, Джордж Оруэлл / сост. В. Бабенко. М.: Книжная палата, 1989. С. 5-12.
4. Гриченко Г. А. Место космогонических и эсхатологических мифов в современной фэнтези // Научная палитра. 2015. № 3 (9).
5. Добровольская О. Фэнтези и фольклор // Литература. 1996. № 43. С. 11-13.
6. Ингвалл Колдун. Классификация жанра фэнтези [Электронный ресурс]. URL: http://www.kulichki.com/tolkien/arhiv/ palata/ingfan.shtml (дата обращения: 08.10.2019).
7. Каплан В. М. Заглянем за стенку. Топография современной русской фантастики // Новый мир. 2001. № 9. С. 156-170.
8. Котлярова М. К. Жанровая специфика детского фэнтези // Реализация компетентностного подхода в системе профессионального образования педагога: материалы VI Всероссийской науч.-практ. конф. Симферополь: Ариал, 2019. С. 452-456.
9. Кошелев С. Л. Жанровая природа «Повелителя колец» Дж. Р. Р. Толкина // Проблемы метода и жанра в зарубежной литературе: сб. статей. М.: МГПИ, 1981. Вып. 6. С. 81-96.
10. Крылова М. Н. Жанр христианского постапокалипсиса. «Путь Кассандры, или Приключения с макаронами» Юлии Вознесенской // Вопросы литературы. 2016. № 5. С. 102-113.
11. Лебедев И. В. Проблема жанровой классификации фэнтези как вида приключенческой литературы // Знание. Понимание. Умение. 2015. № 3. С. 362-368.
12. Логинов С. Русское фэнтези - новая Золушка [Электронный ресурс]. URL: http://www.rusf.ru/loginov/rec/rec14.htm (дата обращения: 31.10.2019).
13. Перумов Н. Я люблю гномов, а они любят пиво // Мир за неделю. 2000. № 4. С. 319-321.
14. Пропп В. Я. Морфология волшебной сказки / науч. ред., коммент. И. В. Пешкова. М.: Лабиринт, 2001. 192 с.
15. Смирнова Е. В. Мир фэнтези - вымысел или реальность? // Мировая словесность для детей и о детях / науч. ред. И. Г. Минералова. М.: МПГУ, 2005. Вып. 10. Ч. 1. С. 206-208.
16. Современное зарубежное литературоведение (страны Западной Европы и США): концепции, школы, термины: энциклопедический справочник. М.: Интрада, 1996. 317 с.
17. Хоруженко Т. И. Русское фэнтези: на пути к метажанру: автореф. дисс. ... к. филол. н. Екатеринбург, 2015. 25 с.
FABULOUSNESS OF FANTASY: CORRELATION OF GENRE FEATURES
Luludova Elena Mikhailovna, Ph. D. in Philology, Professor Saint-Petersburg University of the Humanities and Social Sciences (Branch) in Almaty, The Republic of Kazakhstan eluludova@mail. ru
The article provides a summarized characteristics of one of the most popular genres at the turn of the XX-XXI centuries - a fantasy. The paper aims to describe the specificity of the fantasy genre and to identify correlation of fantasy and fairy tale genres. The analysis of the fantasy genre origin allows revealing its specificity and interrelation with the fairy tale genre. Several classifications of the fantasy genre are presented. Similarities and differences between a fantasy and a fairy tale are identified. The conclusion is made that fantasy is a complicated genre structure that only partially incorporates genre features of a fairy tale, and fabulousness of fantasy remains a debatable issue.
Key words and phrases: fantasy genre; fairy tale; fabulousness of fantasy; fantasy classification; meta-genre; genre structure.