ПЕДАГОГИКА И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ
Л.Ф. Корепина
СКАЗКИ Г.Х. АНДЕРСЕНА В КУРСЕ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
"Г анс Христиан Андерсен - один из немногих писателей мировой литературы, сумевший до конца отразить своё время, выразить своё отношение к вещам, свои мысли, чувства, своё мировоззрение не в романах, рассказах, драмах, а только в сказке" [7, с.5].
Цель данной статьи - дать краткие сведения о жизни и творчестве великого сказочника, указать произведения, включённые в курс литературного чтения ряда современных авторских программ, представить некоторые методические приёмы работы над сказками ГХ. Андерсена в начальных классах.
В 1805 году (более двухсот лет назад) в г. Оденсе, в маленькой Дании, в семье башмачника и прачки на острове Фюн появился младенец. "Он рано остался без отца и четырнадцати лет с 13-ю монетами в кармане отправился в столицу Дании Копенгаген, чтобы начать тяжёлую, изнурительную борьбу за своё будущее" [8, с. 160].
Не сразу и не легко завоёвывал он самую громкую славу во всём мире и снискал её своими оригинальными сказками.
Сначала он не очень отчётливо представлял, в чём его призвание, но был убеждён, что ему есть что сказать людям. С помощью друзей ему удалось выжить, подготовиться и поступить в университет в 23 года.
Только с 1835 года стали появляться его сказки, именно в этом жанре Андерсену дано было сказать новое слово.
Сказка - древнейший жанр литературы. У каждого народа из поколения в поколение передаются различные сказки. Ганс Христиан любил и знал народную сказку, на этой доброй почве расцвёл его большой талант. Г.Х. Андерсен - самый читаемый в мире писатель. Сам Андерсен говорил о мире сказок: "Сказочная поэзия - самая широкая область поэзии". Сказки великого датского писателя занимают почётное место и в хрестоматиях, учебниках по литературному чтению.
В сказках Андерсена есть короли, принцессы, пышные дворцы, загромождённые разной дорогой рухлядью. С презрением сказочник говорит о разных придворных, чиновниках, о всех тех, кто не трудится. В его сказках действуют железные дороги, летают воздушные шары, оживают вещи, игрушки, предметы, растения. Каждая вещь ведёт себя по-своему. Человеческие привычки, недостатки перенесены автором на предметы. О самых серьёзных вещах в сказке он умел рассказать простым, ясным языком. Всё, чего он касался, оживало перед глазами.
И действительно, мир андерсеновских сказок всеобъемлющ: в него входят наряду с вещами и животными, фантастическими существами и предметами домашнего обихода, на равных правах и новые явления науки и техники, например, "великий морской змей", то есть телеграфный кабель, проложенный между Европой и Америкой по дну океана. Погружённый в воду, он вступает в своеобразное общение с жителями подводного царства, становится одним из героев сказочной подводной драмы.
Всякой вещи, всякому живому существу, всякому выдуманному созданию в сказках Андерсена присущ свой характер, исходя из которого они живут и действуют. Простые домашние вещи: кухонная утварь, детские игрушки, предметы одежды, растения и цветы, которые можно встретить в поле, огороде, в садике около дома; совсем обыкновенные домашние животные и домашняя птица: собаки, кошки, куры, индюки; обитающие в саду певчие пташки - всё это излюбленные сказочные персонажи Андерсена, - каждый со своей историей, характером, манерой речи, своим юмором, капризами и причудами.
"Андерсен был одновременно писателем и для детей и для взрослых, и рассказывал он свои сказки и детям и взрослым одновременно. Вернее сказать, он в первую очередь рассказывал их детям, а уже во вторую - взрослым при детях. И именно поэтому здесь постоянно имеются две темы одновременно: "тема № 1", то есть детская тема, и "тема № 2" - тема для взрослых, поданные в своеобразном соотношении и переплетении" [5, с. 25].
Две линии - детская и взрослая - уживаются в одном абзаце. За счёт своеобразного подтекста в значительной мере и оформляется вторая, взрослая линия андерсеновского повествования.
В авторских программах по литературному чтению, например, Н.А. Чураковой, О. В. Кубасовой, М.В. Головановой, Л.Ф. Климановой, Л.А. Ефросининой, М.И. Омороковой, ГМ.Грех-нёвой, К.Е. Кореповой, Е.И. Матвеевой, О.В. Джежелей, в "Программу по литературе для начальных классов" М.П. Воюшиной введены следующие сказки: "Пятеро из одного стручка", "Принцесса на горошине", "Русалочка", "Огниво", "Оле - Лукойе", "Ель", "Снежная королева", "Гадкий утёнок", "Самое невероятное", "Эта басня сложена про тебя", "Стойкий оловянный солдатик", "Девочка со спичками", "Штопальная игла", "Дюймовочка", "Чайник".
Виды и формы вопросов и заданий, то есть методический аппарат в учебниках некоторых авторов, например, Н.А. Чураковой "Литературное чтение" [Текст] к сказке "Русалочка" следующий:
1. Перечитай описание подводного царства и сравни его с описанием царства морского царя в русской народной сказке "Морской царь и Василиса Премудрая" и в былине "Садко". Чем различаются описания? Какое из них содержит много интересных подробностей?
2. Сравни описание бури. Чем различаются?
3. Отличается ли Русалочка от своих сестёр?
4. Чем описание в авторском произведении отличается от произведения устного народного творчества?
5. Через какие испытания прошла Русалочка, чтобы попасть в земной мир?
6. Расскажи, как к Русалочке относилась её семья?
7. Почему то, что кажется возможным её сёстрам - убить принца, чтобы сохранить себе жизнь - невозможно для Русалочки?
8. Что за важнейшая сила, благодаря которой Русалочка могла бы навсегда остаться в мире людей?
-Человеческая речь! - сказал Костя.
-Любовь! - сказала Маша.
А как ты думаешь?
9. Прочитай в сведениях о писателях статью об Андерсене. Что ты узнал о его детских и юношеских годах? Рано ли он почувствовал в себе признание писателя?
10. Какие сказки из перечисленных ты уже читал? Подходит ли вывод, который сделан о сказках Андерсена, к сказке "Русалочка"?
11. Возьми в библиотеке сборник сказок этого писателя и прочитай несколько сказок.
Можно, с нашей точки зрения, считать качественно проработанными вопросы и задания в учебнике "Родное слово" Г.М. Грехневой и К.Е. Кореповой к сказке Г.Х. Андерсена "Огниво".
1. Чем сказка "Огниво" похожа на волшебную народную сказку? Есть ли среди персонажей фантастические, волшебные? Есть ли здесь волшебные предметы? Назови их.
2. Какие чудесные помощники есть у солдата?
3. Чем заканчивается сказка? Вспомни русские народные сказки с похожим концом.
4. Прочитай, как выглядит ведьма. А как описывается Баба-Яга в русских народных сказках?
5. В этой сказке используется троекратный повтор. Что здесь повторяется три раза?
6. Солдат был беден, потом разбогател, потом снова стал бедным и опять разбогател. Как изменялось при этом отношение к нему его друзей? Можно ли их считать друзьями? Почему ты так думаешь?
7. Подбери заголовки к каждой части:
Как солдат стал королём?
Что солдат увидел под землёй?
Как принцесса оказалась у солдата?
О чём ведьма рассказала солдату?
Почему солдат опять стал богатым?
Как солдат оказался в тюрьме?
Как жил солдат после выхода из подземелья?
Следует обратить внимание не только на выбор произведений Е.И. Матвеевой по программе "Литературное чтение" (Система Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова) и на методику работы с текстами сказок в начальных классах. В разделе "Мир, созданный автором", в теме 3 "И сразу стало всё не так ..." (Описание неживого предмета. Способы его оживления). В теме 3 читается сказка Г. Андерсена "Чайник".
Автор обращается к ученикам с просьбой и предложением: "Давайте вновь вспомним сказки, в которых оживают все самые обычные предметы, они могут разговаривать, ходить, перемещаться по воздуху, совершать чудеса. Особенно большим любителем оживлять неодушевленные предметы был Андерсен, у него много сказок, в которых героями являются воротничок, куст репейника, штопальная игла и самый обыкновенный чайник <...>.
Наша новая тема и будет посвящена подобным произведениям. В них главными героями будут выступать неодушевлённые предметы" [4, с. 84].
Автор пособия считает уместным изучение литературных понятий - олицетворение и звукопись - в данной теме.
В дальнейшей работе с новыми произведениями вместе с детьми методист исследует изобразительный приём - оживление неживого предмета. Дополнительно предлагает просто прочитать в классе сказку Г.Х. Андерсена "Воротничок", которая созвучна поставленным задачам урока.
"Характер необычного героя, способы его изображения исследуются на основе сказки Г. Андерсена "Чайник", стихотворения Ю.П. Мориц "Пузатый чайник".
В сказке Андерсена герой сам рассказывает о себе, поэтому методист предлагает следующий подход: достаточно трудный текст для учащихся читает сам учитель; можно даже читать "островками", останавливаясь после каждого абзаца, выделяя самые важные фразы, которые характеризуют героя.
Совсем как о человеке рассказывает Андерсен о чайнике. Для того чтобы понять, каков характер героя, стоит внимательно вчитаться в слова чайника. Его речь - это и есть та творческая находка автора, которая делает сказку интересной и эмоциональной.
Далее Е.И. Матвеева предлагает провести творческую работу: написать миниатюру о характере чайника.
В 4 классе в теме 1 "Когда рождаются настоящие герои и выдумщики", раздел "Все мы -родом из детства" Е.И. Матвеева обращает внимание на то, что ученики начальной школы постепенно приближаются к подростковому возрасту, изменяются их читательские интересы, расши-
ряется кругозор "Вторая книга нашего учебника - это размышление авторов о самых напряжённых, волнующих моментах детства, подводящих читателя к черте взрослой жизни" [5, с. 137].
В теме "Путешествие"... сказку ГХ. Андерсена "Стойкий оловянный солдатик" читают в ходе "путешествия", встречи со старыми, добрыми друзьями - лиричным и чувствительным поэтом Ю.Д. Левитанским, таинственным сказочником Г.Х. Андерсеном и мудрым Б.Ш. Окуджавой. Герой стихотворения Ю.Д. Левитанского "Кораблик", посвящённого Б. Окуджаве, "настроен побывать в гостях у сказочника Андерсена, и мы отправимся в гости к нему. <.> Постараемся больше узнать об этом человеке" [5, с. 141].
Для знакомства с биографией писателя автор использует живой, увлекательный для слушателя материал - рассказ К.Г Паустовского "Сказочник" о Г.Х. Андерсене, отрывки из которого могут быть подготовлены несколькими учениками. "Эти отрывки создают интересный образ удивительного человека, писателя, сказочника.
Ученики по желанию заранее читают рассказ и делят его на смысловые части, затем в классе выступают в роли "докладчиков" и комментаторов избранного отрывка. 9 фрагментов рассказывают дети, а 10-ый может рассказать учитель" [5, с. 142].
Вопросы и задания к сказке Андерсена в учебнике по литературному чтению Е.И. Матвеевой логично завершают эмоциональное воздействие сказки и осмысление её главного героя -готовность "ради возлюбленной совершать всё новые подвиги" [5, с. 148].
В.И. Влащенко, старший преподаватель РГПУ им. А.И. Герцена, учитель школы № 242 Санкт-Петербурга в статье "Исследовательская работа учителя и учеников на уроках чтения" показала изучение сказки Андерсена "Стойкий оловянный солдатик" путём использования научных принципов анализа, "с помощью тщательно продуманной системы вопросов, направленных на активизацию работы души и ума, ведущих читателя-ребёнка к осмыслению своих чувств, от подсознательного понимания через анализ текста к осознанному открытию нравственно-духовного смысла произведения" [1,с.39].
Автор статьи обратил внимание на сочетание радости и света с чувством боли и грусти, сближающие сказки Андерсена с русской классической литературой - проблемой судьбы.
Четыре нравственных урока-закона выделили ученики под руководством учителя. "Успех урока в значительной степени зависит от умения учителя вести диалог, слушать и слышать учеников", - убеждена В.И. Влащенко [1, с. 43].
Т.В. Рыжкова уточняет: "Объём школьного анализа строго ограничен как возрастными возможностями учеников, так и их практическими умениями. <.> Школьный анализ опирается на самые яркие элементы произведения, откровенные по своему идейно-художественному значению, ведущие к общему представлению о произведении во всех его основных элементах (композиции, языка и содержания), и приводить ребёнка к освоению авторского отношения и авторской идеи. Учитель организует на уроке общение своих учеников с художественным текстом" [6, с. 145].
"Чтение произведения - основной метод урока литературы" [6, с. 170].
М.П. Воюшина выделяет в современной методике три основных подхода к определению концепции начального литературного образования. "Более рациональным и эффективным представляется третий подход, сторонники которого рассматривают начальное обучение как первый этап литературного образования, стараются определить его специфику и его место в общем литературном образовании школьников" [3, с. 14]. "Ведущим методом обучения литературе становится анализ художественного произведения, в процессе которого младшие школьники овладевают творческими читательскими умениями" [2, с.39].
Н.Н. Светловская основную цель учителя в начальных классах в наши дни, да и в обозримом будущем видит в том, чтобы воспитывать, развивать,формировать ученика как человека, индивидуальность, личность, обучая его тому и в той мере, которая позволяет каждому младшему школьнику под руководством учителя задумываться о мире и о себе и захотеть, а главное, смочь ответить себе на основополагающие вопросы жизни: где я? Что вокруг меня? Кто я? Она же убеждена, что "безмятежно-счастливого Андерсена вообще никогда не было и не могло быть!.."
Итак, в начальной школе при изучении произведений Андерсена проводится анализ сказок с учётом возрастных возможностей учащихся и их практических умений, нацеленный на полноценное восприятие художественных произведений.
Именно эти рекомендации соответствуют методическим положениям, разработанным на современном этапе литературного развития и литературного образования младших школьников, которым следуем и мы в школьной практике.
Литература
1. Влащенко В.И. Исследовательская работа учителя и учеников на уроках чтения // Начальная школа. 1999. № 12. С.39-43.
2. Воюшина М.П. Формирование системы читательских умений в процессе анализа художественного произведения //Начальная школа. 2004. № 3. С. 39-44.
3. Воюшина М.П. Модернизация литературного образования и развитие младших школьников. СПб., 2007.
4. Матвеева Е.И. Обучение литературному чтению в начальной школе. 3 класс. (Система Д.Б. Элько-нина - В.В. Давыдова): Пособие для учителя. М., 2002.
5. Матвеева Е.И. Обучение литературному чтению в начальной школе. 4 класс. (Система Д.Б. Элько-нина - В.В. Давыдова): Пособие для учителя. М., 2003.
6. Рыжкова Т.В. Теоретические основы и технологии начального литературного образования: учебник для студ. высш. учеб. заведений М., 2007.
7. Сильман Т. Сказки Андерсена. Андерсен и его время. Г.Х. Андерсен. Сказки. Л., 1969. Т. 1.
8. Тураев С.В. Ганс Христиан Андерсен. Зарубежная литература. Пособие для факультативных занятий в старш. классах сред. школы. М., 1972.