Научная статья на тему 'Символизм сказок — возможность познания ценностно‑смысловой сферы автора'

Символизм сказок — возможность познания ценностно‑смысловой сферы автора Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
566
185
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Символизм сказок — возможность познания ценностно‑смысловой сферы автора»

стихотворений, отдельные фразы и слова. Зародился он во Франции в XV веке. Первоначально в Пикардии ребусом называли особого рода ежегодные выступления во время карнавалов, содержащие остроумные обозрения местной жизни, называвшиеся «новостями дня» (от латинского «de rebus, quae geruntur», буквально- «о делах, которые творятся»), В дальнейшем слово «ребус» получило то значение, в котором оно употребляется.

Первый печатный сборник ребусов, составленный Этьеном Табуро, был издан во Франции в 1582 году. Затем ребусы распространились в Англии, Германии, Италии, но ни в одной из этих стран не получили широкого развития. В России первые ребусы появились на страницах журнала «Иллюстрация» в 1845 году. Большой популярностью пользовались ребусы, нарисованные художником И, Волковым в журнала «Нива».

Учитель: Документы бывают разные. Сегодня нам с вами предстоит научиться создавать один из них. Это ребус. Сначала давайте посмотрим программу, которая вам расскажет как разгадывать ребусы и попробовать свои силы. Ученики садятся за компьютеры и работают с программой «АЗЫ ИНФОРМАТИКИ - РЕБУС». (5-7 мин - без записи)

PESVC

5.Презентация проекта: каждая пара показывает свои ребусы за компьютерами, а остальные их отгадывают и говорят, если необходимо, как можно было бы их оформить еще.

Приложение

Оформление РЕБУСА

1. Сделать эскиз (решение) в тетради (слово разобрать на части (маленькие слова), к ним подыскать картинки из Microsoft Clippart или нарисовать самостоятельно с помощью графического редактора).

2. Вставить рисунок:

і|п-ініі№ | Га:нф ! іУ'Уі'

'вчаЯуру и iiecrj. ю.-.ї'л

гОРЮСНТМІ-» «ant*

■ і ■

J.

Учитель: Возвращаемся за парты. Вы посмотрели, как можно разгадать ребусы, попробовали их дома сделать сами, так давайте же сформулируем основные правила, по которым можно их придумывать самим, (обсуждаем + делаем выводы + на доске плакаты с основными правилами + на парту лист с правилами.)

• Щелкнуть по рисунку два раза левой кнопкой мыши, в появившемся окне (Формат рисунка) выбрать закладку (Положение), установить нужный параметр расположения рисунка (в РЕБУСЕ - за текстом).

Приложение Карточки (слова для ребусов)

Компьютер Монитор Винчестер память Редактирование рисунок

Форматирование таблица Диаграмма символ Дисковод Кодирование

Мышка Колонки Алгоритм программа Информация Орнамент

Каталог файл Информатика графика Документ блокнот

Корзина папка Интерфейс алфавит Принтер сканер

Примеры готовых работ:

4. Практическая работа (2 человека = 1 рисует + 1 помогает).

Задание: самостоятельно разработайте ребусы для слов с карточки, оформите их.

Рисунок б (колонки)

Рисунок 8 (мышка)

Афанасьева А.П.,

к.пс.н., доцент ИСИ МГУДТ Стрыгина М.Н.,

педагог-психолог ЦО № 491 соискатель МГПУ ИППСО

Шекспир прославился трагедиями, Крылов - баснями, Кольцов и Бернс - песнями, Андерсен - сказками. Об Г.Х Андерсене писать трудно. Во-первых, это сказочник столь большой величины, что испытываешь робость, говоря о его творчестве. Во-вторых, он так мастерски исповедовал свою жизнь сам, что сразу понимаешь, как многообразна и сложна эта личность. Нарисовать психологический портрет, не расплескав всю палитру личностных характеристик, трудно, но перечитать его сказки заново и прикоснуться к этому неиссякаемому духовному роднику возможно, а именно сейчас, очень важно.

Данная статья представляет собой анализ жизни и творчества датского сказочника Г.Х. Андерсена с целью выявления ценностно-смысловой сферы творца, которая многогранно проявляется через символизм сказок.

Наиболее благодатным материалом для презентации символического образа могут служить именно сказки Г.Х. Андерсена, так как они особенно симво-личны. Описывая обыденные факты повседневной жизни, сказочнику удалось донести до читателя ценностный потенциал символа. Философская глубина и простота повествования соседствуют в сказках

Г.Х. Андерсена, что делает их актуальными во все времена, так как сказочный мир, наполненный символическими образами, благодаря фантазии автора, вводит нас в мир реальный, а сама сказка обеспечивает перестройку ценностно-смысловой организации личности.

Новизна и актуальность исследовательского подхода состоит в том, что имеется возможность с психологических позиций оценить жизнь и творчество Г.Х. Андерсена в рамках понимания ценностносмысловой сферы личности. Предлагаемый путь анализа представляет собой композиционное единство, где особенности художественного образа, многообразие тем, лингвистическое мастерство автора позволяют через символизм его сказок выявить иерархию ценностей творца и понять его личностные смыслы.

К.Г. Юнг источником творческого начала считает символ, который способен указать на смысл, находящийся даже вне досягаемости сознания. Произведение, наполненное символами, согласно его теории, действует вдохновляюще, оно будоражит душу, заставляет думать о символе даже тогда, когда разгадать его полностью невозможно. Символ - бесконечное искушение и безграничный

простор для мыслей, чувств, формирования нашего внутреннего мироощущения и личностных смыслов.

По мнению Э.Нойманна, архетипы, символы, ценности, установки, личностные смыслы являются основополагающим началом любого произведения искусства. Без них не могут существовать корни психикодуховного бытия.

В психологической науке имя Г.Х. Андерсена забыто. Назрела необходимость проанализировать его творчество в контексте психологических подходов. Особого внимания заслуживает символизм сказок Г.Х. Андерсена, который приобщает к общечеловеческим ценностям, формирует нравственные нормы, определяет мировоззрение автора. Диапазон духовности, свободы и ответственности автора и его сказочных героев безграничен. Раскрывая внутренний мир своих героев, Г.Х. Андерсен приобщает нас к некоему личностному и социальному идеалу, а также к вершинам человеческого духа. Природа сказок такова, что она всегда испытывает человека, определяя степень его духовности. Мысли, чувства, переживания, пробужденные чтением сказок, бесконечно сильны и глубоки, и потому в душе пытливого читателя наступает духовное просветление. Автору постоянно приходится выяснять, с какой философией и мироощущением живут его герои, как они ориентируются в психологическом пространстве в вопросах понимания себя и окружающей действительности. В сказках Г.Х. Андерсена со всей силой звучит оптимизм и трагизм писателя, который проявляется не только в отношении к собственной жизни, но и в отношении к истории человечества, в отношении к судьбе родины и людей, которые окружали автора.

Около тридцати лет сказочная муза не покидала Г.Х.Андерсена, и это привлекало к его творчеству критиков, публицистов, литературоведов, писателей. Многих из них волновал вопрос, почему же сказка стала основным жанром повествования знаменитого датского писателя?

Г. Брандес отмечает, что автор сказок выше всего ставит стремление сердца к идеалам, и это, уводя его от сатиры и политики, позволяет проявить свое мастерство в излюбленном жанре. Ф.Бек видит в обращении к сказкам желание автора отразить свою личную судьбу, а датский ученый К.Вуль и шведская исследовательница С.Токсвиг считают причиной обращения к этому жанру тяжелое материальное положение писателя. Известность, которую принесли Г.Х.Андерсену сказки, по их мнению, - источник существования для автора. Немецкие ученые А.Штродман и Л.Качер полагают, что не принятый в начале своего литературного пути взрослой публикой, Г.Х. Андерсен обращает свое творчество к детям, как к более благодатной публике. Английская писательница Э.Мейнелл уве-

рена, что умение вырезать из бумаги различных сказочных персонажей привело Г.Х. Андерсена к сказке, где ему удалось проявить творческую фантазию в полной мере.

Изучая личностный смысл творца, проявленный через символизм сказок, создавая психологический портрет писателя, определяя духовно-нравственное начало его личности, мы пользовались биографическим и проективным методами. Выбор названных методов обусловлен научными традициями, способностью получить полное представление о личности - авторе произведения и творце своей судьбы. Однако любое художественное произведение должно быть выше личностного фактора, иначе оно становится ограниченным. Соединение в произведениях личного, которое всегда мимолетно и незначительно, с недоступным вечным является тем откровением, которое делает произведение великим.

Литературные произведения, обращенные в вечность, всегда наполнены символами, и этот феномен интересен психологам. В нашей отечественной литературе символизация, как метод творческого познания, была в свое время предметом оживленных дискуссий в философских работах русских символистов (А. Белый, К. Бальмонт, В. Брюсов, В. Иванов и др.). Видный теоретик русского символизма А. Белый писал, что теорию творчества можно было бы определить, как теорию символизма, а теорию символизма, как теорию ценностей.

Символизм сказок особый. Он имеет эмоцио-нально-чувственную форму, которая вызывает множество ассоциаций и служит адекватным средством для понимания не только сказочных героев, но и личности автора. Особенность художественного символа сказок связана с реализацией творческого замысла и поражает силой обобщения. Символизация указывает на стремление автора преобразовать мир. Символ задается творцом как вечная ценность, и потому он всегда носит ценностно-ориентационный характер. Диалектика символа сказок такова, что позволяет видеть эстетическую ценность двух уровней: всеобщей и конкретно-индивидуальной. В истинном произведении искусства всегда присутствует вечность. Благодаря особой символичности, вечными стали и герои сказок Г.Х. Андерсена, а сам автор нашел свое психологическое поле в сказочном мире.

Тематика сказок Г.Х. Андерсена широка и многообразна. Именно через нее можно проследить динамику ценностных и смысловых образований автора. Идеи жизни, любви, добра, разума, наполненные романтической символичностью, пронизывают все сказки. Личная тема, интимная, семейная, профессиональная, социальная, фантастическая, абстрактнофилософская, религиозно-мистическая - вот далеко не полный перечень тем, затрагиваемых автором. Все

многообразие представленных тем свидетельствует о широте творческого потенциала, о динамике ценностных и смысловых образований. Через тематику своих сказок Г.Х.Андерсену удалось показать личностносмысловые установки, индивидуальные способы и формы экзистенциального проявления. Голос рассказчика, его интонации слышатся не только в авторских отступлениях, но и в рассуждениях многих героев сказок. Автор является выразителем тех гуманных идеалов, которые нашли свое воплощение в сказочных героях.

Конфликт сказок Г.Х. Андерсена особый. Его напряженность проявляется через символы. Психологическая интерпретация символов - задача сложная, т.к. сказкам присуща внутренняя психологическая реальность, которую каждый понимает по-своему.

В каждой своей сказке Г.Х. Андерсен открывает мир заново. Его никогда не покидает сознание неполноты и неточности сказанного. Его мучает постоянная неудовлетворенность собой, а творческая удача приходит как награда за страдания на творческом пути. Творчество - главное божество для писателя. Г.Х. Андерсен способен на глубокое озарение, потому как он всегда погружен в поток творчества. Жизнь его управляется тайными нитями невидимых образов, которые находят свое воплощение в создаваемых сказках.

Г.Х. Андерсен - горячий, впечатлительный, тонко и глубоко чувствующий человек. Он в постоянном конфликте с обществом, он мало кем понят и мало кем любим. Сердце его переполнено сильными привязанностями и страстями, он тонко улавливает психологические нюансы человеческой натуры. Обо всем этом известно из писем, из знаменитой автобиографии, путевых очерков, романа «Импровизатор», но особенно ярко проявляется в сказках. Душевный переворот, небывалое напряжение восторженных чувств, поиск смыслов бытия, толкнувших Г.Х. Андерсена на активное творчество, свидетельствуют о потребности автора рассказать читателям что-то очень важное.

Выстраивая иерархию ценностно-смысловой сферы Г.Х. Андерсена, нужно сразу сказать, что первое место в ней занимает любовь. Самые знаменитые сказки Г.Х. Андерсена: «Дюймовочка», «Пастушка и Трубочист», «Дикие Лебеди», «Русалочка» и др,-

это сказки о всепоглощающей любви, во имя которой все страдания и невыносимые мучения становятся допустимыми, а сама жизнь без любви теряет смысл.

Красота и искусство в ценностно-смысловой иерархии следуют сразу за любовью. Об этом сказки: «Соловей», «Свинопас» и др. В сказке «Соловей» звучит уже знакомая тема настоящей и искусственной красоты. Розовый куст, розовый букет, розовые лепестки, запах роз - повторяющийся атрибут сказок Г.Х.Андерсена, символизирующий высшую красоту и благодать.

Гуманистические идеалы преобразования общества занимают достойное место в творчестве Г.Х. Андерсена. Обличение пороков не является самоцелью сказочника. Главный пафос его повествования направлен на изменение и улучшение существующей действительности.

Данный перечень ценностей далеко не полный, тем не менее, он обозначает главное: любовь, красоту, самоотверженность, стремление к высоким гуманистическим идеалам, патриотизм, веру в доброту, уважение к старости, отношение к власти, к деньгам, к познанию.

Главное достоинство и ценность произведений Г.Х. Андерсена состоит в том, что оно, поднимаясь над личностным аспектом творца, обращено ко всему человечеству. Г. X. Андерсена услышало человечество, так как его сказки символичны, а символ, как известно, притягивает к себе таинственностью, недосказанностью, недоговоренностью своего смысла, открывая тем самым бесконечный простор для размышлений и толкований.

Нестареющие сказки Г.Х. Андерсена странствуют по свету. Великому сказочнику выпало подлинное счастье быть обласканным и признанным человечеством, так как ему удалось сделать мир немного чище и светлее.

Литература

1. Даурли Д., Эдингер Э., Зеленский В. К.Г. Юнг и христианство.-М.: Академический проект.- 1999.

2. Нойманн Э. Глубинная психология и новая этика.- М.:

Академический проект.-1999.

3. БрандесГ. Русские впечатления.-М. ОГИ, 2002.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.