СКАЧКИ РАЗЛИЧНЫХ ТЕРМОДИНАМИЧЕСКИХ ПРОИЗВОДНЫХ НА ГРАНИЦЕ ДВУХФАЗНОЙ ОБЛАСТИ
В.П. Воронов, Е.Е. Городецкий, В.Д. Куликов (ИПНГРАН), Б.А. Григорьев (ООО «Газпром ВНИИГАЗ»)
Хорошо известно, что критическое поведение как простых флюидов, так и их растворов принадлежит к классу универсальности трехмерной модели Изинга [1]. В соответствии с концепцией универсальности критических явлений [2-5] сингулярная часть термодинамического потенциала жидкой системы в окрестности критической точки является функцией двух масштабных полей: упорядочивающего (Н1) и температуроподобного (И2) полей, т.е. согласно принципу универсальности, сингулярная часть термодинамического потенциала в окрестности критической точки любого флюида может быть представлена в виде:
где ^ - известная универсальная функция масштабно инвариант-
универсальности критические показатели а, р и у являются константами. Для трехмерной модели Изинга критические показатели равны: а = 0,11, в = 0,325 и у = 2 - а - 2в = 1,24 [6, 7].
В частном случае, когда упорядочивающее поле И1 = 0, асимптотическое поведение параметра порядка ф1 = (д/8Шв/дй1)Й2, масштабной плотности ф2 = (д/^/ дк2)^, восприимчивости
в однофазной (1) и двухфазной (2) областях описываются хорошо известными степенными зависимостями:
Введение
(1)
ного аргумента г =| й1 |/| И2 |р+у. В рамках одного и того же класса
и теплоемкости
(2)
Амплитуды аномалий А(1,2), В0 и Г(1,2) оказываются разными в различных системах. Однако их отношения выше и ниже критических
точек А(1)/А(2), Г(1)/Г(2), а также комбинация А(1,2)Г(1’2) / В02 являются универсальными величинами [8].
Для описания той или иной конкретной системы необходимо задать связь двух масштабных полей к1 и Н2 с термодинамическими полями, характеризующими рассматриваемую систему. В соответствии с гипотезой перемешивания полей [2, 9] величины к1 и Н2 являются линейными комбинациями безразмерных отклонений температуры и приведенных химических потенциалов компонент раствора от их критических значений:
N N
И1 = ^ + Е ОнА^ ’ = а2+ Е °21• (3)
I= 1 I= 1
Здесь X = т/тс -1, Ац1 = й - ц1с, Ац, = ц, - ^1С - Ай,
где ц,- = цг/КТс - безразмерные химические потенциалы, сопряженные молярной плотности смеси ( = 1) и молярной плотности соответствующего компонента (/ > 1), а Тс и - критические зна-
чения температуры и химических потенциалов.
Плотностью термодинамического потенциала смеси в указанных переменных является давление Р. Термодинамическое тождество для давления имеет вид:
йР = Ш х + р1й Ац1 + р х2 й Ац 2, (4)
где Р = Р/рсЯТс, ^ ^РСР - безразмерная энтропия единицы объема, р = р/рс - приведенная мольная плотность, рс - критическая плотность, а х^ (при / > 1) - мольная концентрация компонента смеси.
Представим давление в виде суммы сингулярной и регулярной частей:
Р(х, АД,.) = РI(Иу, И) + Рг (х, Ац,). (5)
Регулярная часть давления является аналитической функцией х и Ац; и может быть разложена в ряд по этим величинам. Сингулярная часть давления совпадает с введенной ранее (1) функцией У^!Щ. Термодинамическое тождество для Рх имеет вид:
ёРх = ф^^ + Ф2 ^2- (6)
Плотности фу = (ЭР, /дку) иф2 = (ЭР,/дк2) изоморфны параметру порядка и плотности энтропии в трехмерной модели Изинга, соответственно. То есть для параметра порядка ф1 в жидкой и паровой фазах (ф1(А) и ф1(с)) имеет место соотношение: ф1(с) = -ф/ц.
Из соотношений (4), (7) непосредственно следуют выражения для полной (р1) и парциальных (р2 = р1х1) плотностей смеси:
( до А
ЭР
Э^1
■ Фіац + Ф2 a21 +
P, = P1x:
Ут
(эр ^
Э^1
V
Э^1
:ФА, +Ф2 а2, +
УТ, |1,
( ЭР
(S)
ST
Эц,
'т ,
Общие уравнения
В дальнейшем нас будет интересовать поведение бинарных смесей при пересечении по тому или иному термодинамическому пути, так называемой пограничной кривой, отделяющей область однофазных состояний от области сосуществования жидкой и паровой фаз. Выше отмечалось, что одним из уравнений, определяющих пограничную кривую и всю двухфазную область, является условие hj = 0. Другие уравнения могут быть получены непосредственно из определения используемых в конкретных измерениях термодинамических путей. В частности, в рассматриваемом ниже калориметрическом эксперименте непосредственно измеряемыми величинами были температурные зависимости давления и энтальпии смеси при фиксированных значениях полной (pj) и парциальной (р2 = pjx1) плотностей системы. Соответствующие условия в однофазной и двухфазной областях, а также на пограничной кривой имеют следующий вид:
а) в однофазной области условия постоянства средней плотности смеси и концентраций компонентов дают:
V
= р2 = const; (9)
др
Эц.
б) в двухфазной области, наряду с условием hj = 0, сохраняется среднее значение парциальной плотности второй компоненты р2:
р2 = Pl Pg P2L - Pl Pl P2 g =const, (10а)
Pl -Pg Pl -Pg
где p! - среднее значение полной плотности смеси, pL и pG - полные плотности жидкой и паровой фаз; р2, p2 L и p2 G - то же самое для парциальной плотности. При стремлении системы к пограничной кривой со стороны двухфазной области в случае, когда пересекается газовая ветвь с этой кривой, соотношение (10а) переходит в условие:
dPl,G = dp2,G
Эц2 dT _Эц1 дт ' ( б)
На ее жидкостной ветви это соотношение записывается в виде dh dPi,L = dh дР2>L ;
Эд2 ЭТ Эц1 ЭТ
(10в)
с) наконец, пограничная кривая соответствует фиксированным значениям концентраций х{ компонент смеси. Наряду с условием Н1 = 0 получаем:
х =
ЭР
Эд
= const. (11)
Основной целью настоящей работы является получение выражений для скачков, производной (ЭР/дТ) ^ и изохорной теплоемкости СР1> х при переходе из однофазной в двухфазную область. При этом в отличие от стандартных соотношений Клайперона-Клаузиуса, связывающих значения скачков различных величин друг с другом, в данной работе речь идет о получении явных выражений для каждого из скачков. Ниже будет показано, что величины этих скачков обращаются в ноль в критической точке. Соответственно, измерение таких скачков может оказаться одним из наиболее точных методов определения пограничных кривых смесей и их критических точек.
Вычислим скачок производной (дР/дТ)р х, которая непосред-
ственно измеряется в данных экспериментах. Общее выражение для указанной производной имеет вид:
ЭР
дТ
(1.2)
Рі, х
ЭР
дТ
(
+
дР
(1,2) ( +
„,„2 \ (1,2)
д„
2 /т,„
ЭР
д„1
д„ 2
дТ
\(1,2)
)т ,„
(1,2)
Рі, х
дТ
(1,2)
+
(12)
Индексы 1 и 2 означают, что соответствующие производные должны быть взяты в однофазной или двухфазной области. В двухфазной области производные (ЭР/дТ) ^ , (ЭР/Эц() соответствуют плотности энтропии 5 и плотностям сосуществующих фаз р. Поскольку количество одной из сосуществующих фаз на пограничной кривой стремится к нулю, эти величины в остающейся фазе совпадают со средними величинами:
ЭР
дТ
(і)
„1,„2
эр
дТ
(2)
„,„2
(
эр
д„
х(1)
(
эр
д„
(2)
= Р,
(13)
1 4 1 '^1 *
где р, обозначает среднюю плотность /-го компонента смеси.
Скачок производной (ЭР/ЭР)р ; , на пограничной кривой равен
= Рі
р і,К!
д„ і дТ
У2) ^д„ Vі5
+ X
дТ
/р і, X
/р 1, X
д„2
дТ
д„ 1 дТ
+
/р і, X
(і)
(14)
Задача, таким образом, сводится к вычислению производных (Э^/ЭГ)р ^ в однофазной и двухфазной областях. Соответствующие уравнения получаются дифференцированием условий (9) и (10а) в случае, когда изохора пересекает газовую ветвь пограничной кривой, или (10б) в случае, если пересекается жидкостная ветвь.
Для удобства записи последующих выражений введем обозначения:
(
д2 Р
\
(
д„, д„
V Г] Ут, „ т
; Р, т =
д„.
V Jт,„т
д 2 Р д„ і дт
дк
эт
А
(15)
Дифференцирование условий (10а, б) (для конкретности рассматривается случай пересечения газовой ветви пограничной кривой) по температуре дает:
а) в однофазной области:
Рі
Р21
( д„ 1 V0 ( д„ 2 V”
V дТ ,
V Ур 1}х
х(1)
+ Р2
д„ і
, дТ .
V Ур і, х
+ Р2'
V дТ /Р„х ( д„ 2 ^
= -Р •
1Т '
, дТ .
V Ур 1, х
= - Р2.
(16)
б) в двухфазной области получаем:
(*1,2 (,1 - *1,1 Р2Л)
д„ 1
Ч(2)
+
V дт .
V У р 1, я
/ / д„ 2 V2
+ (*1,2 (,2 - *1,1 Р2,2 )
д„ 1 ^(2\ , (д„ ^(2)
(*1,2 (1,Т *1,1 Р2,Т )• (17)
V дТ ,
V Ур!,.
+ *л
V дТ ,
^ 'р 1,-
Рl,*{*кі = -*,.
Решение систем уравнений (16) и (17) может быть выражено через соответствующие определители этих систем. Воспользовавшись записью определителей через якобианы, после довольно громоздких преобразований получим:
д(р2, ^ ) ^ ^(р1? ) I д(р1, р2 , ^1 )
■ Х . ч Г - , ч . (18)
^опе^ІМо { д(„1, „2 ) д(„1, „2 ) д((, „2, Т )
Здесь 0опе и ВШо - определители системы уравнений (16) и (17), соответственно.
Для того чтобы понять физический смысл полученного выражения, вычислим производную от плотности смеси по температуре вдоль пограничной кривой (Эр^ ЭТ )вс.
dp
ЭТ
_ Pi
V Т У( DBC)
V ЭТ У
dpi
+ '#) • (19)
(DBC) v Т
В соответствии с определениями pj = (ЭР/Э^ ) ^ и р2 = (ЭР/ Эц2 ) = Piх имеем:
(ЭР/ЭЦ2 )_ X(Эр/дЦі ).
(20)
Дифференцируя это условие по температуре вдоль пограничной кривой, т.е. при условии х = const, hj = 0, получим:
(- f1] +
\01 У( DBC)
+
(P2,2 - xP1 ,l)
ЭЦ 2
dT
дМі
ЭТ
+
с DBC)
С Эц . ^
(21)
с DBC)
гЬТ
V Т Ус DBC)
Подстановка решений системы уравнений (21) в выражение (19) дает:
1 Э(’Pz’h) (22)
(23)
dT Jdbc Ddbc d(|X 15М-2,T) где определитель системы (2j) равен
Ddbc
Э^Д ) J(Pi,hi )
Э(ц15ц2) Э(ц15ц2)'
Из сравнения выражений (23) и (16) получаем:
ЭР
ЭТ
DD
D1D2 V dT / DBC
Аналогичные вычисления для скачка изохорной темлоемкости С приводят к выражению:
Сравнивая выражения (24) и (25), получаем хорошо известную для фазовых переходов второго рода формулу, связывающую скач-
Фактически, условием справедливости соотношения (26) является не столько род перехода, сколько наличие линии фазовых переходов. При этом сами фазовые переходы могут быть как первого, так и второго рода.
Заметим, что поскольку вывод выражений для скачков А(ЭР/ ЭТ ) } и АСр {Хк}, а также для производной (ёр11ёТ)Е^БС но-
сит общий термодинамический характер, эти выражения остаются справедливыми вне зависимости от близости к критической точке.
Подчеркнем, что во всех вышеприведенных соотношениях речь идет о теплоемкости единицы объема системы.
Заметим, что из выражений (24), (25) может быть получено поведение скачков рассмотренных выше величин в двух особых точках фазовой диаграммы - крикондентерме и критической точке смеси.
Крикондентерма. В этой точке, соответствующей максимальной температуре, при которой еще возможно двухфазное равновесие, величина (р, / dT) = 0. Из этого условия следует, что опре-
ОБО
делитель 0ОБС в этой точке равен нулю (см. (22)). Тогда из (16) очевидно, что скачок производной (ЭР/ЭТ)р ^ при этом также обращается в ноль:
(25)
ки изохорной теплоемкости АСр х и производной (ЭР/ЭТ)р ^.
(26)
Особые точки фазовой диаграммы
(27)
Критическая точка смеси. Вторые производные от давления по химическим потенциалам компонент смеси или температуре, определяющие скачки теплоемкости CPi x и производной (P/дТ )pi {х }, включают, в частности, изоморфные восприимчивости, бесконечно растущие при приближении к критической точке (см. (5) и (6)). Это обстоятельство позволяет выделить в определителях Done, DWo и Ddbc наиболее существенные сингулярные члены:
Done ~ |h Г“;Dwo ~ h г;ddbc ~\и2 Iе-1. (28)
Подставляя эти оценки для определителей Done, DWo и Ddbc в выражения для скачков, получаем, что при приближении к критической точке скачки производной (дР/дТ) {x } и теплоемкости
С PlXf: }
pl9* обращаются в ноль:
Д(дР/дТ) ~ ДС^ ~ \И21“ ^ 0 при T ^ Гс. (29)
Новый экспериментальный метод определения критических параметров смесей
Обращение рассмотренных выше скачков термодинамических величин в ноль в критической точке позволяет сформулировать достаточно простой алгоритм измерения критических параметров смесей.
Рассмотрим в качестве иллюстрации смесь метан-0.0345 м.д. пентана, подробно изученную авторами ранее [17] в связи с совсем другой задачей. Непосредственно измеряемыми величинами были температурные зависимости давления и энтальпии на различных изохорах. В точках перехода смеси из двухфазного в однофазное состояние обе эти величины имеют излом. На рис. 1 в качестве иллюстрации приведены некоторые из измеренных изохор. Производная (дР/дТ)р ^ вычислялась численным дифференцированием экспериментальных данных.
На рис. 1б представлена производная (дР/дТ) {} от одной из изохор (обозначенной на левом рисунке цифрой 1), а также показано экспериментальное определение скачка этой производной. Согласно рис. 1б, при приближении к критической точке производная (ЭР/дТ)р {^ } становится все более вертикальной. В связи с этим точность определения скачков довольно резко падает, что приводит к значительному разбросу экспериментальных точек (рис. 2а).
т, к Т, К
Рис. 1а. Фазовая диаграмма смеси метан-0,0345 м.д. пентана. Сплошные линии - различные изохоры. Точки соответствуют переходу системы из двухфазного в однофазное состояние
Рис. 16. К определению скачка производной (5Р/5Т)р х
р, §/ош3
р, §/ош3
Рис. 2а. Зависимость скачков производной Рис. 26. Зависимость скачков (дР/дТ)р х от плотности смеси. теплоемкости ( р х от плотности смеси.
Скачок этой производной обращается Скачок этой производной обращается в ноль в крикондентерме (т. А) в ноль только в критической точке
и в критической точке (т. В)
Аналогичные проблемы возникают при измерении скачка изо-хорной теплоемкости С (см. рис. 2б). Тем не менее, факт обра-
щения этих скачков в ноль в критической точке не вызывает сомнения. Соответствующая плотность смеси равна р1 = 0,254 г/см3. При этом для производной (Эр/Эт ) х есть еще одна точка, в которой эта производная меняет знак. Очевидно, что эта точка соответствует крикондентерме.
Данные, приведенные на рис. 2, позволяют хотя бы в принципе поставить вопрос о проверке формулы (26), связывающей отношение этих скачков с производной (Эр/ЭТ )шс вдоль пограничной кривой. Для проверки этого соотношения необходимы экспериментальные данные по пограничной кривой смеси. Зависимость температуры перехода от плотности смеси приведена на рис. 3.
320п 300 280 260
и 240
220
200
180-------1----1-------1-1----1-1-----1-1------1-1-----1-1-----1-1
0,00 0,05 0,10 0,15 0,20 0,25 0,30 0,35
р, g/cm3
Рис. 3. Зависимость температуры на пограничной кривой от плотности смеси
Результат сравнения производной от точек, представленных на рис. 3, и отношения скачков производной (ЭР/дТ) ^ и изохорной теплоемкости, приведенных на рис. 2а, б, показан на рис. 4.
Расхождение двух приведенных кривых связано, по всей видимости, с низкой точностью определения отношения скачков производной (ЭР/дТ)р ^ и изохорной теплоемкости. Тем не менее, согласно рисунку, характер приведенных кривых совпадает.
Отношение скачков
р, §/сш3
Рис. 4. К проверке соотношения (26)
Приложение
д(и, V) д(ы,у, м>)
А. Определения якобианов ---------г имеют вид:
д(и,у) д(х, у)
д(х, у) д(х, у, г) ди ^ ( ди л
дх ) / I дУ ) х
ду ^ ( ду ^
дх
у V дУ /х
д(и, у, w) д(х, у, г)
( ди ^ ди ^ ( ди ^
1 дх ] у, г ’ 1 ду V х.г ’ 1 д* 1.у
Г ду ^ ґ ду ^ ( дУ >1
1 дх ] у/ чду ,/ І дг 1 у
( дw ^ ґ дw Г дw ^
1 дх ] у, г ’ 1 ду. ' х, г ^ дг 'х,у
Б. Явный вид определителей Done, D wo и DDbC.
Done =d(pP2 \ = P1P22 -P2 =(hllh22 -hl22)( -Xl22)
Э(^1, ^2 ) V A '
+Xl ()+ hl22 P()- 2hllhl2 р/~2 )) +
+ 2X12(2Pi;) + h22(2Pl) -(hllh22 + hl22))) +
+ X2 () + (Р^ - 2h2lh22Pl(;))+ pl") - Рі^")2;
Э(^1, ^ ) Э(^1, ^ )J
— (huh,, - h,; )2 X2 + (( + h,‘ P,1,') - 2huhn P<'>);
D a(p2, h) -.. a(pl, м —
DSC Э(Ца, Ц2 ) d(Hl, Ц2 )
— (lh22 - hl2 ) [(hl2 - xhll )Xl2 + (h22 - xh2l )X2 ] + +hl2 p(;)- hnp2;)- X (hl2 ()- hllPl(2r)).
Список литературы
1. Fisher M.E. Critical Phenomena // Lecture Notes in Physics, 186,
1, FJ.W. Hahne, ed. - Springer, Berlin, 1982.
2. Saam W.F. Phys. Rev. - 1970. - A 2. - P. 1461.
3. Анисимов M.A. // ЖЭТФ / М.А. Анисимов, A.B. Воронель, E.E. Городецкий. - 1971. - 60. - С. 1117.
4. Sengers J.V. Physics Today 30 / J.V. Sengers, J.M.H. Levelt. R.J. Hocken. - 1977. - 12. - P. 42.
5. Покровский В.Л. Письма в ЖЭТФ. - 1973. - 17. - С. 219.
6. Liu A.J., Fisher M.E. // Physica. - 1989. - A 156. - P. 35.
7. Guida R., Zinn-Justin J. // J. Phys. A 31, 8103 (1998).
8. Fisher M E., Zinn S.-Y., Upton PJ. // Phys. Rev. B 59, 14533 (1999).
9. Anisimov M.A., Gorodetskii E.E., Kulikov V.D., Sengers J.V.// Phys. Rev. E 51, 1199 (1995).
10. Анисимов M.A., Городецкий E.E., Шмаков Н.Г.// ЖЭТФ бЗ, 21б5(1972).
11. Анисимов M.A., Берестов A.T., Киселев С.Б.// ЖЭТФ S2, 1147 (19S2).
12. Anisimov M.A., Gorodetskii E.E., Kulikov V.D., Povo-dyrev A.A., Sengers J.V.// Physica A 220, 227 (1995); 223, 272 (199б).
13. Belyakov M.Yu., Kiselev S.B., Rainwater J.C.// J. Chem. Phys. 107, 30S5 (1997).
14. Schofield P., Litster J.D., Ho J.F.// Phys. Rev. Lett. 23, 109S (19б9).
15. Wegner FJ.// Phys. Rev. B 5 4529 (1972).
16. Ландау Л.Д., Лифшиц Е.М.// Статистическая физика. - М:, Наука-Физматлит, 1993
17. Voronov V.P., Belyakov M.Yu., Gorodetskii E.E., Kulikov V.D., Muratov A.R., Nagaev V.B.// Transport in Porous Media, 52, 123 (2003).