Научная статья на тему 'Ситуация в Азербайджане и вокруг него становится все сложнее'

Ситуация в Азербайджане и вокруг него становится все сложнее Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
274
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Юнусов Ариф

«Кавказский эксперт», М., 2007 г., вып. 10, с. 14-19.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ситуация в Азербайджане и вокруг него становится все сложнее»

Ариф Юнусов,

публицист (г. Баку)

СИТУАЦИЯ В АЗЕРБАЙДЖАНЕ И ВОКРУГ НЕГО СТАНОВИТСЯ ВСЕ СЛОЖНЕЕ

В 2007 г. два события заметно повлияли на поведение властей республики. С одной стороны, вступивший в 2006 г. в строй нефтепровод «Баку-Тбилиси-Джейхан» начал приносить свои плоды, и в Азербайджан потекли значительные нефтедоллары. Этот фактор заметно повлиял на азербайджанские власти, сделал их более уверенными в себе. С другой стороны, в 2007 г. власти республики сильно опасались негативной реакции населения на резкое повышение цен на энергоносители и продукты питания. Несмотря на то, что реакция населения и была резко негативной, но ожидавшегося властями социального взрыва не произошло. И митинги оппозиции в связи с этим оказались очень робкими. Власти осознали, что сегодня внутри страны им ничего не угрожает. Никто не может, по крайней мере сегодня, реально повлиять на существующий режим.

Осознание этого факта привело к тому, что весной власти развернули настоящее наступление против журналистов. Ведь в условиях, когда политическая оппозиция перестала играть серьезную роль, последними очагами инакомыслия остаются журналисты. Кроме того, ведь в следующем году грядут президентские выборы. В этих условиях власти стали откровенно подкупать часть СМИ, другую - запугивать и репрессировать. В апреле-мае, несмотря на протесты международных организаций, в том числе таких структур, как Совет Европы и Евросоюз, власти Азербайджана по стандартным обвинениям в клевете отправили за решетки семь журналистов. В результате во всех отчетах правозащитных организаций Азербайджан был признан страной, небезопасной для деятельности журналистов. Журналисты время от времени стали проводить акции протеста, но они решительно пресекались властями. В знак протеста 24 журналиста ряда ведущих газет и изданий обратились в посольства западных стран с просьбой о предоставлении им политического убежища. При этом некоторые из них не скрывали, что на самом деле эта акция направлена на привлечение внимания республиканской и международной общественности к резкому ухудшению ситуации со свободой слова в Азербайджане. Эти

действия властей, с одной стороны, создали немалую напряженность в обществе. С другой - власти столкнулись с сильным сопротивлением также со стороны ряда политических и общественных сил. Фактически наступление властей против СМИ вынудило неправительственные силы осознать общую опасность и начать совместные действия.

Тем временем возникла новая угроза безопасности страны. Этнический фактор всегда играл для многонационального Азербайджана заметную роль. Достаточно вспомнить Карабахский конфликт, а также время от времени возникающие трения с активистами лезгин, талышей и аварцев. Однако в последнее время в Азербайджане все чаще с тревогой говорят о курдской угрозе. Эта тема стала актуальной сразу после прихода к власти в 1993 г. Гейдара Алиева, при котором в середине 90-х годов произошло переселение нескольких сотен семей курдов из Турции. Тревогу вызывал не сам факт миграции курдов в Азербайджан, а то, что речь шла о боевиках из печально известной террористической организации «Курдской Рабочей Партии» (КРП), глава которой Абдулла Оджалан был арестован турецкими властями по обвинению в организации многочисленных террористических акций, в результате которых погибло до 30 тыс. граждан Турции. Именно из-за переселения курдов в Азербайджан временами возникали трения между руководством Турции и Азербайджана. Оппозиция в тот период объясняла лояльное отношение властей Азербайджана к курдам этническим происхождением самого Гейдара Алиева. Он наполовину курд, и в его ближайшем окружении курды играли видную роль - начальник службы безопасности президента генерал Бейляр Эйюбов, министр таможни Камаледдин Гейдаров и другие высокопоставленные чиновники. Так или иначе, но к концу правления Гейдара Алиева в Азербайджане сформировался так называемый «курдский клан», где ведущую роль играл Б. Эйюбов. Он был фактически неофициальной главой всего западного Азербайджана от Ханларского района и города Гянджи до границы с Грузией. Под его началом действовали незаконные курдские вооруженные формирования, численностью до 4 тыс. человек, которые часто использовались властью для подавления выступлений оппозиции, а также населения республики (например, в городе Шеки в 2000 г. и поселке Нардаран в 2002 г.).

В период Ильхама Алиева курдская тема на время перестала играть заметную роль для оппозиции, мало публикаций было и в

СМИ. Однако с конца 2006 г. в прессе, в первую очередь оппозиционной, вновь стали появляться публикации о роли курдского фактора в политической жизни республики. И связано это было с двумя факторами. Во-первых, заметно возросла роль Б. Эйюбова, который взял под свой негласный контроль многие сферы жизни в Азербайджане. Почти половина новых глав исполнительной власти в провинциях по происхождению курды и ставленники Б. Эйюбова. Последнему также удалось добиться назначения и на государственные посты своих соотечественников. Но самым серьезным стало назначение президентом государственной нефтяной компании курда и ставленника Б. Эйюбова Ровнага Абдуллаева. Фактически весь нефтяной сектор оказался под контролем курдского клана. Все это настолько усилило Б. Эйюбова, что он развернул борьбу против лидеров двух других ведущих в Азербайджане кланов - выходцев из Нахичевани и Армении. Одновременно в азербайджанской прессе стали появляться сообщения о новых переселениях курдов из Турции. Вначале эти факты не воспринимались в республике всерьез, ведь об этом и раньше писалось. К такого рода сообщениям уже привыкли и особого внимания не обращали. Однако в конце апреля взорвалась настоящая бомба: появились многочисленные публикации о том, что за конец 2006 - первый квартал 2007 г. в Азербайджан из Турции и Ирака были переселены до 60 тыс. курдов. В Азербайджан они, по сообщениям оппозиционной и независимой прессы, доставляются на автобусах, на которых изображен герб КРП. Курды компактно расселяются в селах западных районов Азербайджана, а также в городах Газах, Товуз, Шамкир, Гянджа, Ханлар, Самух и Геранбой. Кроме того, некоторое количество курдов поселились в Нахичеванской Автономной Республике. Расселением курдов в указанных районах занимаются в основном местные чиновники, курды по национальности. При въезде в Азербайджан курдам выдают удостоверения личности сроком на один год. Прибывшие в Азербайджан курды в короткий срок получают хорошую работу и начинают контролировать различные сферы бизнеса. В западных районах Азербайджана курды в основном контролируют продажу металла. В Нахичевани они занимаются строительным бизнесом, руководителем которого является влиятельнейший курд Эмиль Юджар. Прибывшие в Азербайджан курды, как правило, состоятельны. Они арендуют дорогие дома азербайджанцев.

В результате в мае 2007 г. в Азербайджане начались бурные дискуссии в СМИ о «курдском заговоре» и стремлении определенных сил во властных структурах изменить этническую композицию страны. Ведь, по данным СМИ, речь идет о массовом переселении курдов. При этом указывалось о намерении азербайджанских властей через год увеличить численность курдских переселенцев в Азербайджане до 200 тыс., а еще через год довести общую численность курдов-переселенцев из Турции до полумиллиона. Если учесть, что, по данным независимых наблюдателей, сегодня в Азербайджане проживают до 200 тыс. местных курдов, то ясно, что для 8-миллионного Азербайджана такая этническая перспектива действительно может грозить определенными проблемами, учитывая финансовые и административные возможности лидеров курдской общины. Известно даже, какие курдские племена переселились в Азербайджан - джаф, зилан, заза, шамшиди и бабан. Кроме того, из курдских СМИ в Турции, Ираке и Европе стало известно о том, что готовится переселение в Азербайджан также представителей курдских племен из Ирака - санджаби, шахна, димили, дарсим, хурамани, лехон и джанруд. Сегодня все чаще можно услышать из СМИ о конфликтах переселившихся в Азербайджан курдов с местным азербайджанским населением. Ведь многие курды имеют при себе оружие и время от времени пугают им жителей азербайджанских сел. Согласно свидетельствам местного населения, в горной зоне Ханлара курды создали военно-учебный лагерь, где проводят учения новобранцев. В Гяндже курды организовали нелегальные школы для обучения своих детей родному языку. В Баку журналистам удалось даже встретиться с курдскими переселенцами, где они в основном расселились в пригородном поселке Бинагади. По крайней мере, по данным миграционных и правоохранительных служб, с начала 2007 г. в этом поселке расселилось до 300 курдских семей, и у них часто возникают конфликты с местным населением.

Ситуация стала столь сложной, что премьер-министр Турции Реджеп Эрдоган выступил с жесткой критикой руководства Азербайджана за попустительство в деле переселения курдов в свою республику. Вслед за этим в парламенте Азербайджана представители оппозиции подняли вопрос о курдских переселенцах, но власти тщательно стараются замять этот вопрос. Представитель правящей партии, депутат А. Мирзазаде, все же постарался успокоить общественность, указав, что причин для беспокойства в связи с переселением курдов пока нет, власти контролируют ситуацию и в

случае необходимости примут меры. Тем самым, власти впервые признали наличие проблемы и факт переселения курдов в Азербайджан. Другим важным фактором стал инцидент недалеко от границы с Грузией. После одного из столкновений курдов с местным азербайджанским населением власти были вынуждены депортировать около 40 курдов. На границе возник новый конфликт с депортируемыми курдами. На этот раз с азербайджанскими пограничниками. В результате трое азербайджанских военнослужащих и два курда с тяжелыми ранениями оказались в больнице. А власти были вынуждены возбудить уголовное дело и тем самым официально подтвердить факт переселения курдов из Турции в Азербайджан. Естественно, в азербайджанских, а также турецких СМИ было выдвинуто очень много версий в отношении причин переселения курдов в Азербайджан. Надо отметить, что переселенные в Азербайджан курды проживали в тех регионах Турции (Диарбекир, Эрзрум, Догу Баязет), где антитурецкие настроения курдов выражаются особенно решительно и откровенно. Кроме того, подавляющее большинство из них являются последователями Абдуллы Оджалана, лидера КРП, который и сейчас содержится в турецкой тюрьме. Многие из них имеют опыт вооруженной конфронтации с турецкой полицией. Противостояние это, кстати, в последнее время сильно активизировалось и даже грозит переброситься за пределы Турции. Борьба курдов в Турции, и это ни для кого не является секретом, направлена на создание в перспективе государства Курдистан на территориях Ирака, Сирии, Турции и Ирана. Согласно одной из версий, Турция в стремлении разрядить обстановку в стране намеренно высылает из нее курдов. Однако надо отметить, что выселение 60 тыс., и даже 200 или более тысяч курдов не способно существенно повлиять на потенциал многомиллионной курдской общины Турции. С другой стороны, указанное количество курдов способно повлиять на расклад этнических меньшинств Азербайджана и в перспективе привести к дестабилизации ситуации в республике, что, конечно же, не входит в планы Турции.

Приводилась в азербайджанских СМИ и версия, что переселение курдов является частью большой геополитической игры со стороны России. По мнению авторов этой версии, имея серьезное влияние на курдских террористов и сепаратистов, спецслужбы России стремятся таким путем не только подготовить почву для создания государства «Великий Курдистан» и сорвать планы как Турции, так и США в регионе, в том числе функционирование

нефтепровода «Баку-Тбилиси-Джейхан» и других региональных проектов. В Армении также обратили внимание на переселение курдов в Азербайджан и также выдвигают свою версию причин этого. По их мнению, курды в основном расселяются в приграничных с Арменией районах Азербайджана, где в основном компактно проживает азербайджанское население. После того как курды прочно обоснуются на этих территориях, их попытаются использовать в противостоянии с армянами. Иначе говоря, Азербайджан готовится развязать новую войну за Нагорный Карабах и для этих целей формирует очередной антиармянский плацдарм на Южном Кавказе, который способен усложнить положение Армении в регионе. Таким образом, переселение курдов направлено на эскалацию напряженности между курдами и армянами с перспективой провоцирования армяно-курдских вооруженных столкновений.

На деле все представляется гораздо прозаичнее. С одной стороны, факт переселения курдов из Турции в Азербайджан не вызывает сомнения. Но вряд ли можно говорить о том, что речь идет о десятках, а тем более сотнях тысяч людей. Скорее всего, речь идет о нескольких тысячах курдов. Цель переселения - иметь в своем распоряжении надежную опору для правящей элиты в случае возникновения серьезных проблем внутри страны. Однако факт переселения уже вызвал крайне неоднозначную реакцию в азербайджанском обществе и, вне зависимости от первоначальных целей ее авторов, может иметь серьезные последствия для Азербайджана и привести в будущем к серьезным этническим коллизиям.

На саммите «Большой восьмерки» 7 июня 2007 г. в немецком городе Хайлигендамм Президент России Владимир Путин предложил Президенту США Джорджу Бушу использовать совместно Га-балинскую радиолокационную станцию (РЛС). В случае согласия американской стороны Россия обещает не размещать свои ракетные комплексы в непосредственной близости от европейских границ. Это позволит устранить возникшие разногласия в связи с планами американцев о размещении системы противоракетной обороны (ПРО) в Чехии и Польше. Это неожиданное предложение российского президента вмиг привлекло в мире интерес к Азербайджану и стало причиной бурных дискуссий и предположений в самой республике. Ведь дело в том, что речь идет о расположенной на севере Азербайджана, в 250 км от Баку, в районе села Зараган в Габалинском районе республики РЛС «Габала» (российское название РЛС - «Дарьял»). Она была построена в 1985 г. и входила в

единую систему слежения за пусками межконтинентальных баллистических ракет в южном полушарии. Габалинская РЛС контролирует территории Ирана, Турции, почти всех арабских стран Ближнего Востока, а также Пакистана, Индии, Китая и Австралии, большую часть Африки и островов в Индийском и Атлантическом океанах. После развала СССР, с 1992 г. РЛС стала предметом ожесточенных споров и разногласий между Азербайджаном и Россией. Наконец, 25 января 2002 г. в ходе визита В. Путина в Баку проблема была решена, стороны подписали соглашение, согласно которому станция передавалась России в аренду сроком на десять лет, за что последняя обязалась выплачивать ежегодно Азербайджану 7 млн. долл. Помимо этого, Азербайджан должен был получить 31 млн. долл. за использование этой станции с 1997 по 2001 г. В свою очередь, Россия получила право легально использовать на этой РЛС 1500 своих военнослужащих.

Правда, при подписании возникла юридическая проблема. Конституция Азербайджана запрещает использование и размещение на территории республики войск иностранного государства. Эта проблема была решена за счет лингвистических манипуляций; станция получила статус информационно-аналитического центра, который при этом является собственностью Азербайджана. Таким образом, формально речь уже не шла о военной базе, которая используется другим государством, а о научном центре. Указанные 1500 российских военнослужащих автоматически превратились в «научных сотрудников». Но эта лингвистическая игра никого не вводила в заблуждение, и всем было ясно, в чем состоят основные задачи РЛС и присутствовавших на ней российских военнослужащих. Поэтому общественность республики регулярно выражала свое несогласие с договором, и в Азербайджане часто возникали дискуссии о необходимости приостановления и ликвидации деятельности РЛС. Ситуация еще более обострилась после неожиданного заявления американского посла Рино Харниша 21 сентября 2005 г. о том, что при участии американцев в Азербайджане строятся еще две радиолокационные станции (РЛС): одна - на юго-востоке страны, на границе с Ираном близ г. Астара, другая - на северо-востоке, вблизи границы с Россией в горах Кавказа близ г. Хызы. Правда, эти РЛС имеют локальный характер, они не столь мощны, как Габалинская, и предназначены для отслеживания воздушного пространства в акватории Каспийского моря.

Но в любом случае эта информация еще раз продемонстрировала, насколько сложной становится внешнеполитическая ситуация для Азербайджана. Ведь теперь оказалось, что в Азербайджане будут сразу три РЛС двух иностранных держав. При этом одна американская - направлена на Россию, другая американская - на Иран, а российская направлена фактически против американцев. Надо иметь в виду и иранский фактор. Ведь власти Ирана крайне нервозно отреагировали на сообщение американского посла о новых РЛС на территории Азербайджана. Фактически Азербайджан оказался вовлеченным в геополитическое противостояние, причем в этом противостоянии он играл роль заурядной пешки, от которой ничего не зависело и с которой никто особо и считаться не намерен. Это вызывало обоснованную тревогу и обеспокоенность общественности в республике.

В такой обстановке известие о предложении российского президента вновь вызвало ожесточенные дебаты в Азербайджане. Правда, нельзя сказать, что власти республики были застигнуты врасплох: за две недели до саммита «Большой восьмерки», 2i-22 мая глава МИД России Сергей Лавров уже обсуждал в Баку с руководством Азербайджана вопрос о совместном использовании Габалинской РЛС. Судя по всему, это предложение не вызвало особых возражений. К тому же, за день до встречи с Дж. Бушем российский президент еще раз по телефону беседовал с президентом Азербайджана И. Алиевым. Поэтому реакция руководства Азербайджана оказалась вполне ожидаемой. Сначала замминистра иностранных дел Азербайджана Араз Азимов отметил, что Габа-линская РЛС является собственностью Азербайджана и отдана в аренду России, поэтому Азербайджан должен принять участие в любых обсуждениях по использованию РЛС. Азербайджан готов к обсуждению этого вопроса с Россией и США в трехстороннем формате. Вслед за этим появилось заявление главы МИД Эльмара Мамедъярова, который дополнительно отметил, что «позиция Азербайджана заключается в том, что необходимы консультации в двустороннем или трехстороннем формате. Эту позицию поддерживают США и Россия. Что касается конкретных форм сотрудничества и возможного пересмотра условий аренды этого объекта, все это предметы дальнейших консультаций». На вопрос, не приведет ли это к ухудшению отношений Азербайджана с Ираном, министр ответил, что не видит для этого оснований. «Азербайджан проводит внешнюю политику в соответствии со своими национальными

интересами», - подчеркнул он. «Наоборот, совместное использование РЛС будет способствовать большей стабильности в регионе, поскольку сделает ситуацию более предсказуемой», - сказал Э. Мамедъяров.

Однако в обществе взгляды на возникшую ситуацию были весьма неоднозначны. Близкие к властям политологи и эксперты спешили одобрить как предложение В. Путина, так и позицию руководства республики. Общий тон их предположений заключался в том, что в случае согласия США на предложение России Азербайджан получит немалые дивиденды. Наиболее емко эти взгляды выразил политолог Р. Мусабеков, указавший, что совместная эксплуатация Габалинской РЛС Россией и США была бы очень важна и приемлема для Азербайджана. «Если Россия и США придут к соглашению по поводу Габалинской РЛС, это может внести большие изменения в политику. А стратегическая важность Азербайджана в этом деле еще более возрастет», - отметил политолог. Вместе с тем этот симпатизирующий властям политолог считает, что в случае выступления США в качестве партнера по использованию Габалинской РЛС Россия должна будет отказаться от поддержки ракетно-ядерных программ ряда государств и, в первую очередь, Ирана, что на руку Азербайджану. Также будет неизбежным участие России в применении санкций против осуществляющих эти программы беспокойных режимов. «Это будет означать также сотрудничество России с Европой. Если США смогут направить позицию России в сторону Запада, то, возможно, США отложат свои планы по установке своих систем ПРО в Польше и Чехии», - подчеркнул политолог. Другие проправительственные политологи заговорили о том, что совместное использование Габа-линской РЛС не позволит России передавать армянам информацию о действиях азербайджанской армии в случае возобновления боевых действий в Нагорном Карабахе. Наконец, проправительственные эксперты указывали на финансовую сторону. Еще до предложения В. Путина Азербайджан предлагал предоставить комплексу статус военной базы, но с ежегодной арендной платой 240 млн. долл. В месяц станция расходует электроэнергии на сумму около 10 млн. долл. Кроме того, поднимался вопрос о том, что России придется в дальнейшем платить аренду за территорию, на которой находится РЛС. А теперь придется раскошелиться и американцам, что также воодушевляло аналитиков, близких к властным кругам.

Однако большая часть экспертов придерживалась иной точки зрения. Известный своими радикальными и резкими высказываниями экс-советник президента по внешним вопросам, а ныне независимый политолог В. Гулузаде прямо указал, что предложение российского президента о совместном использовании Габалинской РЛС не может устраивать США. «США намереваются установить свою систему ПРО в Европе для того, чтобы контролировать именно Россию, и их в данном случае не интересуют ни Иран, ни Северная Корея, которые достаточно изучены ими», - сказал он. По мнению политолога, этот «умный ход» Путина не даст абсолютно никакого результата. Одновременно он не поддержал благодушные настроения, царящие в правящих политических кругах, в том, что Азербайджан будет иметь от этого дивиденды. Наоборот, он считает, что Азербайджан может получить лишь «отрицательные дивиденды», раздражая США своим согласием, которое они дали России. «Если США согласятся сотрудничать с Россией в Габале, то они поставят себя под контроль Министерства обороны России, а этого они никогда не сделают», - заявил он.

Следует признать, что в республиканских СМИ намного больше именно подобных скептических взглядов. Более того, многие эксперты считают, что Габалинская РЛС вообще не отвечает нашим интересам, так как в случае возобновления боевых действий между Азербайджаном и Арменией РЛС будет внимательно отслеживать всю информацию, касающуюся обеих сторон конфликта. Эксперты опасаются, что в этом случае сведения о передвижениях военной техники с азербайджанской стороны могут передаваться армянской стороне, так как, согласно соглашению между участниками Договора о коллективной безопасности, между Россией и Арменией установлен порядок обмена военной информацией. В любом случае, предложение президента В. Путина вызвало настоящий переполох в Азербайджане и в очередной раз показало, что республика оказалась заложницей большой геополитической игры в регионе. Масла в огонь добавило требование депутатов иранского парламента к своему правительству «жестко отреагировать» на идею России о совместном использовании Габалинской РЛС. Азербайджан оказался меж двух огней, что не может не вызывать обеспокоенность в республике.

«Кавказский эксперт», М., 2007 г., вып. 10, с. 14-19.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.