Научная статья на тему 'Перспективы российскоазербайджанских отношений в свете закрытия Габалинской РЛС'

Перспективы российскоазербайджанских отношений в свете закрытия Габалинской РЛС Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
70
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Перспективы российскоазербайджанских отношений в свете закрытия Габалинской РЛС»

Ирина Федоровская,

старший научный сотрудник (ИМЭМО РАН)

ПЕРСПЕКТИВЫ РОССИЙСКО-АЗЕРБАЙДЖАНСКИХ ОТНОШ ЕНИЙ В СВЕТЕ ЗАКРЫТИЯ ГАБАЛИНСКОЙ РЛС

12 декабря 2012 г. истек срок действия договора между Российской Федерацией и Республикой Азербайджан об условиях аренды радиолокационной станции, расположенной в городе Га-бала. Стороны не сумели договориться о пролонгации договора, поскольку азербайджанская сторона выставила неприемлемые для России условия, увеличив арендную плату с 7 до 300 млн. долл. в год, т.е. в 43 раза. (Для сравнения - за все свои базы в Средней Азии, в том числе Байконур, Россия ежегодно платит 160 млн. долл.) В Габале расположена РЛС типа «Дарьял». Она была введена в строй в 1985 г. и являлась элементом системы ПРО СССР. После распада Союза Россия и Азербайджан долго не могли урегулировать свои отношения относительно принадлежности РЛС. Лишь в 2002 г. стороны договорились о том, что РЛС является собственностью Азербайджана, но передается России в аренду сроком на десять лет, о чем и был заключен соответствующий договор.

На протяжении 27 лет Габалинская РЛС являлась важной частью военно-стратегического потенциала сначала СССР, а потом и России, осуществляя мониторинг воздушного пространства на южных рубежах страны. Однако знаменита она еще и тем, что сыграла определенную роль в российско-американских отношениях. В 2007 г. именно эту РЛС российское руководство предлагало американской стороне использовать совместно для слежения за иранским воздушным пространством вместо размещения американских радаров в Чехии. С военной точки зрения, как полагает большинство экспертов, утрата Габалинской РЛС не является серьезным ударом по обороноспособности РФ. После ввода в строй РЛС нового поколения «Воронеж» в Армавире габалинская станция утратила свое эксклюзивное значение. За 20 лет независимости Россия потеряла три РЛС - одну в Латвии и две на Украине, однако никаких серьезных военных последствий это за собой не повлекло. Утрата этих РЛС всегда имела в большей мере политическое значение, чем военное, что в полной мере относится и к Габале.

Неуступчивость Баку в вопросе продления аренды РЛС несомненно является политическим шагом, направленным на вытеснение российских военных с территории Азербайджана. На первый взгляд, это вполне укладывается в ту политику равноудаленности и многовекторности, которую стремится проводить руководство республики и основы которой заложил еще Гейдар Алиев.

Являясь страной, экономика которой практически полностью завязана на экспорте энергоносителей, Азербайджан кровно заинтересован в стабильности в регионе для беспрепятственного транзита нефти и газа, в диверсификации этого транзита, а также в серьезных партнерах для развития своего нефтегазового комплекса. В этой связи для Баку важно поддерживать ровные и стабильные отношения с соседями по региону, такими как Грузия, Турция, Иран и - едва ли не в первую очередь - с Россией, а также с западными партнерами в лице США и Евросоюза.

При этом Азербайджан не отдает приоритет какому-то одному направлению. Видя в России серьезного экономического партнера и понимая, какую роль Москва играет в Кавказском регионе, Баку тем не менее сумел найти оптимальную, с его точки зрения, дистанцию от своего северного соседа, которая долгое время позволяла ему тесно сотрудничать с другими партнерами, не вызывая раздражения российской стороны и не ставя под удар взаимовыгодные экономические проекты.

Азербайджанское руководство всегда и везде подчеркивает, что является сторонником гибких региональных альянсов, но к участию в интеграционных проектах не стремится. Так, республика довольно тесно сотрудничает с НАТО в военно-технической сфере, однако никогда не заявляла о своем намерении стать членом этой организации. Той же позиции она придерживается и в отношении ЕС. Азербайджан является участником соглашения о Восточноевропейском партнерстве, но о вступлении в Евросоюз даже не помышляет. Как уже отмечалось, Азербайджану удается, хотя и с переменным успехом, поддерживать добрососедские отношения и с Ираном. Более того, Баку претендует на роль «политического моста» для организации диалога между Западом и этой исламской республикой.

То же относится и к Турецкой Республике. Изначально отношения между Баку и Анкарой были весьма напряженными. Турция, где до сих пор популярны идеи пантюркизма, претендовала на доминирующую роль в регионе, что вызывало неприятие в Азер-

байджане. Пересмотреть свои позиции в двусторонних отношениях с целью их улучшения оба государства заставила энергетическая составляющая. Сегодня Азербайджан и Турция совместно реализуют важнейший проект строительства Трансанатолийского газопровода, пришедшего на смену «Набукко». Таким образом, по мнению директора Центра по изучению общественно-политических процессов на постсоветском пространстве при МГУ А. Власова, Азербайджан можно назвать единственным на постсоветском пространстве государством с разновекторной внешней политикой.

До последнего времени Габалинская РЛС не мешала Азербайджану следовать выбранным внешнеполитическим курсом. США не только не возражали против присутствия российской РЛС на территории Азербайджана, но, напротив, были совсем не против лишнего «глаза», наблюдающего за Ираном. Иранское руководство, в свою очередь, также никогда не высказывало беспокойства по поводу Габалы, а если в ирано-азербайджанских отношениях возникало напряжение, то отнюдь не РЛС была тому причиной.

Что же заставило Баку пойти на столь демонстративный демарш? Ведь до последнего времени отношения между Россией и Азербайджаном развивались достаточно ровно. У стран не было ни территориальных, ни финансовых претензий друг к другу, в последние годы имел место быстрый рост товарооборота, достигавший 30-40% в год. К тому же, судя по всему, российское руководство давно смирилось с мыслью, что Азербайджан вряд ли когда-нибудь присоединится к ОДКБ или Таможенному союзу. Правда, отношения Баку и Москвы никогда нельзя было назвать безоблачными. Определенные противоречия между соседними государствами существовали всегда и касались они прежде всего транзита газа. Москва ревниво относится к планам строительства Транскаспийского газопровода из Туркмении в Азербайджан, который позволил бы транспортировать туркменский газ на европейские рынки в обход России. К тому же Азербайджан, как уже отмечалось, реализует проект Трансанатолийского газопровода для транзита своего газа в Европу, создавая конкуренцию российскому «Южному потоку». Однако газовые проблемы - это, скорее, проблемы России. С точки зрения транзита газа именно Москва, а не Баку, должна искать возможности давления на соседнее государство для защиты своих позиций в регионе в энергетической сфере. ИРЛС здесь совсем ни при чем.

Однако существует еще одна точка напряжения в российско-азербайджанских отношениях. Баку недоволен позицией Москвы в

урегулировании Нагорно-Карабахского конфликта. Проблема Нагорного Карабаха была и остается одной из самых болезненных для республики. Как считают эксперты, несмотря на перемирие между Арменией и Азербайджаном, за 18 лет ситуация вокруг НК только усложнилась. Обе страны живут в состоянии ни войны, ни мира. Армения не собирается покидать Нагорный Карабах, считая этот горный край своей исконной землей, а Азербайджан, в свою очередь, утверждает, что 20% его территории оккупировано, и блокирует транспортные связи с Арменией. У азербайджанцев есть давняя обида на Россию за ее проармянскую, по их мнению, позицию во время армяно-азербайджанской войны за Карабах. Правда, с тех пор многое изменилось. В прошедшие после военного конфликта годы Россия стремилась проводить равноудаленную политику в карабахском вопросе. Однако объективно Армения является единственным относительно надежным союзником России на Кавказе. При всем желании сохранить дружественные отношения с Баку Москва вряд ли решится на шаги, ущемляющие интересы Еревана.

Именно здесь, скорее всего, кроются причины осложнения отношений между Российской Федерацией и Республикой Азербайджан. В августе 2010 г. Д. Медведев, будучи Президентом РФ, подписал с армянским руководством «Протокол о внесении изменений в двусторонний Договор о российской 102-й военной базе в Гюмри от 1995 г.», согласно которому Россия теперь охраняет не только границы Армении с Турцией и Ираном, но и обеспечивает безопасность всей территории страны. Таким образом, военные обязательства России перед Арменией расширились.

Этот факт не укрылся от внимания Баку, который счел подписанное соглашение крайне недружественным жестом со стороны Москвы. Именно с тех пор Россия и Азербайджан стали отдаляться друг от друга. Азербайджан ввел запрет на импорт автомобилей российского производства, Ильхам Алиев проигнорировал встречу президентов стран СНГ, Баку стал более определенно выражать свою отличную от российской позицию по Ирану и Сирии, что вызвало сильное раздражение Москвы. Практически свернуто военное сотрудничество двух стран - Азербайджан теперь закупает оружие в Израиле.

На фоне ухудшившихся отношений Баку счел себя уязвленным созданием в Москве Союза азербайджанских организаций России. В него вошли крупнейшие азербайджанские бизнесмены, проживающие в РФ, такие как А. Агаларов, В. Аликперов, Т. Ис-

маилов и др. По оценкам, их общее состояние оценивается в 4048 млрд. долл., что немногим меньше ВВП Азербайджана. Бакинское руководство посчитало, что появление САОР связано с предстоящими в 2013 г. в республике президентскими выборами. По мнению азербайджанских наблюдателей, в Кремле может родиться сценарий, аналогичный грузинскому, предполагающий приход к власти в республике какого-нибудь азербайджанского Иванишви-ли. Скорее всего, опасения Ильхама Алиева и его окружения преувеличены. Азербайджан - в любом случае не Грузия. Здесь другая общественно-политическая ситуация, другое отношение к руководству страны. Впрочем, бакинское руководство, выстраивая свои отношения с РФ, вынуждено учитывать настроения российской азербайджанской диаспоры, численность которой в настоящее время составляет порядка 2,5 млн. человек.

Таким образом, приходится констатировать, что российско-азербайджанские отношения в последнее время, несмотря на обоюдные заверения в верности принципам добрососедства, переживают не лучшие времена, и ситуация с Габалинской РЛС лишнее тому подтверждение. Скорее всего, станция так и останется памятником былому сотрудничеству, поскольку в Азербайджане нет специалистов для ее эксплуатации, а демонтаж станции чрезвычайно дорог. Предложить РЛС в аренду третьей стране Баку скорее всего не решится, чтобы окончательно не испортить отношения с Россией.

«Россия и новые государства Евразии», М., 2013 г., № 1, с. 66-70.

Рустем Сагиндиков,

политолог

КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ КАЗАХСТАНА В ГЛОБАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКЕ

Наиболее полно стратегия вхождения Казахстана в число 50 наиболее конкурентоспособных государств мира была сформулирована в послании главы государства Нурсултана Назарбаева в марте 2006 г. Изложенные в нем идеи получили дальнейшее развитие в послании 2007 г. Без преувеличения можно сказать, что большинство казахстанских экономических проблем, включая низкий уровень жизни определенной части населения, теневую экономику, внешнюю задолженность, высокий уровень коррупции

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.