Научная статья на тему 'Ситуация с этнокультурным содержанием образования в Республике Крым в оценках экспертов'

Ситуация с этнокультурным содержанием образования в Республике Крым в оценках экспертов Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
49
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / ПОЛИЭТНИЧНОСТЬ / POLYETHNICITY / КУЛЬТУРА / CULTURE / ЯЗЫКИ / LANGUAGES / ТРАДИЦИИ / TRADITIONS / УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ / EDUCATIONAL INSTITUTIONS / ШКОЛЬНИКИ / SCHOOLCHILDREN / СТУДЕНТЫ / STUDENTS / ПРЕПОДАВАТЕЛИ / УЧИТЕЛЯ / TEACHERS

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Чигрин В. А., Чигрина Н. В.

В статье анализируются результаты исследования, проведенного в Республике Крым по заданию РНЦ МОН РФ в конце 2015 начале 2016 года. Задача исследования состояла в выяснении ситуации с этнокультурным содержанием образования в Республике Крым, воссоединившейся с Россией в результате всенародного референдума. Особенность Крыма состоит в его особой полиэтничности, исключающей превалирование какого-либо этноса над иными народами, населяющими Крым. Опрос школьников и студентов, их родителей, а также экспертов, к числу которых разработчики исследования отнесли учителей, преподавателей, специалистов сферы образования в муниципальных управленческих структурах, а также представителей общественных организаций, представляющих народы Крыма, имел своей целью выявление тенденций в формировании этнокультурного сегмента образования на полуострове. Анализ этих тенденций в оценках экспертов и составляет предмет публикации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SITUATION WITH ETHNOCULTURAL CONTENT OF EDUCATION IN THE REPUBLIC OF CRIMEA IN THE ASSESSMENTS OF EXPERTS

The article analyzes the results of a study conducted in the Republic of Crimea on the instructions of the RNTS of the RF Ministry of Education in the end of 2015 beginning of 2016. The research task was to clarify the situation with the ethno-cultural content of education in the Republic of Crimea, reunited with Russia as a result of a nationwide referendum. The peculiarity of the Crimea is its special polyethnicity, which excludes the prevalence of any ethnic group over other peoples inhabiting the Crimea. A survey of schoolchildren and students, their parents, and experts, among whom the research researchers attributed teachers, teachers, educational specialists in municipal management structures, as well as representatives of public organizations representing the peoples of the Crimea, had as its goal the identification of trends in the formation of an ethno-cultural segment of education On the peninsula. Analysis of these trends in the assessments of experts is the subject of publication.

Текст научной работы на тему «Ситуация с этнокультурным содержанием образования в Республике Крым в оценках экспертов»

Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Социология. Педагогика. Психология. Том 2 (68). 2016. № 4. С. 42-49.

УДК 316.4.066

СИТУАЦИЯ С ЭТНОКУЛЬТУРНЫМ СОДЕРЖАНИЕМ ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ КРЫМ В ОЦЕНКАХ ЭКСПЕРТОВ

Чигрин В. А., Чигрина Н. В.

Крымский федеральный университет им. В. И. Вернадского, г. Симферополь, Республика Крым

В статье анализируются результаты исследования, проведенного в Республике Крым по заданию РНЦ МОН РФ в конце 2015 - начале 2016 года. Задача исследования состояла в выяснении ситуации с этнокультурным содержанием образования в Республике Крым, воссоединившейся с Россией в результате всенародного референдума. Особенность Крыма состоит в его особой полиэтничности, исключающей превалирование какого-либо этноса над иными народами, населяющими Крым. Опрос школьников и студентов, их родителей, а также экспертов, к числу которых разработчики исследования отнесли учителей, преподавателей, специалистов сферы образования в муниципальных управленческих структурах, а также представителей общественных организаций, представляющих народы Крыма, имел своей целью выявление тенденций в формировании этнокультурного сегмента образования на полуострове. Анализ этих тенденций в оценках экспертов и составляет предмет публикации.

Ключевые слова: образование, полиэтничность, культура, языки, традиции, учебные заведения, школьники, студенты, учителя, преподаватели.

В данном исследовании, инициированном РНЦ МОН, опрошены более трех тысяч респондентов, 360 из которых отнесены к категории экспертов. Данный блок исследования был представлен отдельной анкетой, которая предполагала обширные комментарии со стороны респондентов данной группы. Не подвергая сомнению правомерность такого подхода исследователей, мы понимали, что добиться высокого уровня экспертизы в условиях современного Крыма, который не вошел еще в должной мере в правовое, политическое, экономическое и культурное пространство Российской Федерации, будет крайне сложно.

Кроме того, менталитет респондентов, приравниваемых к экспертам, в течение

1954-2014 гг. испытывал не одну волну украинизации, в том числе и по отношению

к этническим русским и этническим крымским татарам. Попытки «достучаться» до киевских властей относительно учета особенностей крымского полиэтнического социума приводили к прямым или латентным репрессиям по отношению к интеллигенции Крыма, особенно к работникам системы образования.

Отметим только одно: работникам образования в Крыму придется еще не один год переучиваться работе по новым стандартам, а кроме того, переставать бояться откровенно отвечать на самые острые вопросы, к числу которых, безусловно, относится вопрос межэтнических, в том числе языковых, отношений. Приходится констатировать, что сегодня этого не случилось.

Возможно, поэтому было бы целесообразным проведение отдельных глубинных интервью или по крайней мере фокус-групп с опытными модераторами. Тогда информативная ценность данного блока исследования была бы более высокой. Пока же мы фиксируем полученные данные в том виде, в котором они поступили от респондентов, с учетом многочисленных «дотяжек» данного сегмента исследования.

Начнем с «социального портрета» наших экспертов.

К сожалению, в анкете отсутствовала паспортичка (в ее классическом виде), а потому лишь отметим, что все без исключения респонденты отметили регионы и населенные пункты, в которых они работают, а также определили свою основную сферу занятости. Соответственно, 61,4 % респондентов заняты в сфере образования и воспитания, 18,5 % - в сфере управления образованием. Все это дает основание считать, что массив респондентов данной категории является достаточно квалифицированным, чтобы пытаться выйти на экспертные оценки. Кроме того, 15,4 % опрошенных экспертов связаны с наукой, деятельностью в органах управления (например, муниципалитеты), являются функционерами общественных организаций, в первую очередь, различного рода этнокультурного характера. Остальные 4,7 % -журналисты, специализирующиеся в данном вопросе, работники издательских структур такой же специализации, которые проходят в анкете как люди, занимающиеся коммерцией.

Что касается непосредственных работников системы образования или лиц, которые работали в ней в недавнее время, то 61,4 % массива были заняты в общеобразовательных учебных заведениях, 5,7 % - в профессиональных учебных заведениях, 16,4 % являются или были ранее работниками вузов. Остальные эксперты (управленцы, журналисты, функционеры общественных организаций и т. п.) в системе образования не работали.

В целом можно констатировать, что требования выборки по различным категориям экспертов или приравненных к ним специалистов - учителей и преподавателей - соблюдены.

Переходя к основному смысловому блоку исследования, отметим безусловную сложность некоторых позиций анкеты, вызвавших колебания во мнениях экспертов. Речь идет, прежде всего, о наличии родных языков в учебных заведениях различного уровня и специализации. Общеобразовательные учебные заведения и частично вузы, особенно гуманитарного направления, объективно испытывают потребность в преподавании языков. Что касается профессиональных учебных заведений, то мы мало задумываемся над тем, много ли технических терминов имеют профессиональные языки, разумеется, кроме русского. Увы, наш анализ показывает, что даже в хваленом украинском языке формирование профессионального словаря еще не закончено. Мы проанализировали несколько новых украинских словарей для механизаторов или судоводителей, вышедших уже в начале ХХ1 века, и вынуждены констатировать серьезные пробелы в их содержании.

Несколько иначе выглядит ситуация с иными предметами этнокультурного содержания. Дело в том, что Крым только переходит на российские образовательные стандарты, в которых не всегда прописаны данные аспекты. Возможно, мы ошибаемся, поскольку не знакомы со всеми такими стандартами, но даже с учетом

43

временного фактора «втиснуть» данные предметы в программу довольно сложно. Тогда нужно выбросить из учебных планов другие предметы, чтобы соблюсти график учебного процесса. Но, как показывают ответы экспертов, сегменты этнокультурного характера либо включаются в рабочие программы по дисциплинам, либо включаются в лекции или семинарские занятия в контексте изучаемых тем.

Главное, пожалуй, в другом: по мнению подавляющего большинства экспертов, никаких препятствий для преподавания родных языков в учебных заведениях различного уровня и характера практически не существует. Обратное мнение высказали чуть более 4-х процентов экспертов, что не так уж и много для Крыма. Еще 7,3 % «затруднились с ответом». Как показывает наш «ручной анализ анкет», это были учителя и преподаватели крымско-татарской национальности, которые хотели бы расширения преподавания родного языка. Напомним для справки, что в 2012/2013 учебном году в средних общеобразовательных школах АР Крым (без учеников специальных школ (школ-интернатов) и специальных классов, организованных при общеобразовательных школах) 89,32 % учащихся получали образование на русском языке, 7,41 % - на украинском языке, 3,11 % на крымско-татарском языке, кроме того, 0,15 % получали образование на английском языке 1 , так что эти «эксперты-уклонисты» могли бы задавать вопросы как раз украинским властям, но, видимо, и тогда промолчали, как промолчали сегодня. Еще раз подчеркнем, что синдром социальной аномии из определенной части крымской интеллигенции не «выветрился».

Судя по ответам экспертов, не прониклась вниманием к этнонациональным и языковым проблемам и часть администрации школ и районных и городских управлений образования. Безусловно, положительные сдвиги есть, о чем говорят 67 % экспертов, которые считают, что эти администрации хорошо осведомлены об этнокультурных потребностях населения в сфере образования. Но 16 с лишним процентов экспертов, которые либо промолчали, либо ответили отрицательно, это достаточно много, чтобы забить тревогу. Однако для этого нужен закон или даже подзаконный акт, который запускает механизм не просто информирования, но и механизм ответственности за этнокультурный аспект образования.

Впрочем, экспертная анкета совершенно справедливо предостерегает против компанейщины, подобной «украинизации Крыма», проводившейся Ющенко, Тимошенко и тогдашним Министром образования Вакарчуком. Об этом свидетельствуют оценки экспертами потребностей родителей в обучении школьников родным языкам, помимо русского, а также в обучении специальным предметам на иных (родных) языках. Весьма показательно, что 65,8 процентов экспертов обозначили наличие такого стремления в первом случае и только 28,5% -во втором.

Это означает, что образовательным структурам Крыма следует провести мониторинг потребности в изучении наряду с русским национальных языков либо в нормативном, либо в факультативном режиме. К сожалению, Закон о языках в Крыму

1 Державна служба статистики Укра!ни. Головне управлшня статистики в Автономно! Республщ Крим. Регюни Автономно! Республши Крим за 2012 рж. Омферополь, 2013.

44

задекларирован, но до сих пор не принят, а потому предлагаемые нами механизмы его реализации в учебных планах могут быть только благими пожеланиями.

Возвращаясь к экспертным оценкам потребностей родителей обучающихся, отметим, что, по их мнению, неплохим альтернативным вариантом может быть поддержанное 52,3 % обучение другим предметам этнокультурной направленности (скорее всего, в факультативном варианте). А вот что касается предметов религиозной направленности, то здесь поддержку выразили всего лишь чуть более четверти экспертов.

Справедливости ради следует подчеркнуть, что в обоих случаях от 25 до 30 % экспертов воздержались от ответа на этот вопрос. Вот вам и «спираль молчания в действии», о которой можно говорить, комментируя большинство ответов экспертов-крымчан на вопросы.

Довольно красноречивы мнения экспертов по вопросу дихотомии «родные языки ^ ЕГЭ и ГИА». Здесь эксперты выражают осторожный оптимизм, говоря, что эти две формы проверки знаний учащихся и, главное, их аттестации, если и влияют на потребности родителей и администраций школ в изучении родных языков, то не особенно сильно. Следует выразить некоторое несогласие с этими уклончивыми мнениями. Ознакомление с результатами работ коллег-социологов по всей России дает основание утверждать, что эти «экзамены по выбору», по сути дела, уничтожают полифункциональность общего образования. В нормативах ЕГЭ (во всяком случае, в Крыму) нет экзаменов по украинскому или крымско-татарскому языкам. Так зачем же их изучать вообще, если ЕГЭ предусматривает только русский язык? Интересно было бы сопоставить полученные нами данные с данными из других регионов России и на этой основе сделать соответствующие выводы.

Достаточно сложно для крымчан звучит вопрос о возможном влиянии изучения родных языков на характер межнациональных отношений в регионе. Чуть более четверти экспертов согласились с тем, что такое влияние возможно, причем в плане обострения межэтнических отношений. Соответственно, 60 % экспертов не согласились с этой позицией, что выглядит более объективно. Но сама формулировка вопроса и ответов на него не учитывает недавних попыток украинизации образования Крыма, против которой активно протестовали крымчане. Наши эксперты, которые имели опыт участия в таких событиях, судя по всему, хотели показать, что любая искусственно навязываемая политика насильственного обучения каким-либо языкам, пускай даже и что ни на есть «крымским», может вызвать коллизии на национальной основе.

Такая же весьма хрупкая, на наш взгляд, аргументация экспертов касается и их ответов на вопросы относительно ассимиляции при отсутствии изучения родных языков и относительно вспышек недовольства, если эти языки преподавать не будут. Если обратить внимание на ответы, то мнения по возможной ассимиляции распределяются как 33 (да) к 47 (нет) при одной пятой воздержавшихся от ответов. Следующий вопрос, касающийся возможного недовольства при сокращении преподавания национальных языков, дает распределение 45 (может) к 37 (не может) при 18 % респондентов, воздержавшихся от ответа. Наши беседы с некоторыми экспертами, особенно теми, которые представляют культурные общества

45

национальных меньшинств, выявили их негативное отношение к постановке самих этих вопросов и вопроса, сразу следующего за ними. «Они что, подталкивают нас или к ассимиляции, или к протесту, особенно когда от нас просят оценки того, чего в Крыму не происходит? Это типичная провокация!».

Речь шла, в частности, о вопросе: «Оцените на ближайшие годы возможные формы недовольства общественности по поводу сокращения или отсутствия родных языков и этнокультурного содержания образования в школах Вашего региона». Действительно, получается, что нас и наших респондентов заставляют прогнозировать и оценивать то, чего на самом деле в Крыму не происходит. Достаточно посмотреть другие массивы респондентов, в ответах которых подчеркивается, что такого у нас быть не может. Уже сегодня в Крыму празднуют национальные крымско-татарские праздники, на которые обычно приходят все крымчане. Вполне возможно, что так же совместно праздновались бы и украинские праздники, будь они в реальности.

И все же эксперты ответили, что даже при такой фантастической ситуации можно ожидать только лишь обращения отдельных лиц или групп в администрацию школ, обсуждения проблемы в прессе и соцсетях и не более. По мере усиления исследователями форм протеста, как видно из результатов, растет доля ответов: «В нашем регионе такого не будет».

И все-таки закончим на позитивной ноте. Речь идет о том, может ли изучение родных языков снижать уровень подготовки выпускников и мешать их выходу на общероссийский рынок труда. Здесь 70 процентов респондентов ответили отрицательно, да и комментарии удовлетворили исследователей. Мы бы добавили к этому, что, во-первых, Крым вряд ли в ближайшие годы станет неотъемлемой частью рынка труда и частью экономического пространства страны. К нам боятся приходить инвесторы из России, банки, включая самые «продвинутые». Наши дипломы с опаской принимают «на материке». Но, во-вторых, если стратегия развития Крыма, разрабатываемая по инициативе Президента, найдет практическое воплощение, то рынок труда Крыма примет выпускников учебных заведений полуострова. А в этом случае изучение родных языков пойдет только на пользу людям, работающим в многонациональных коллективах.

Резюме. Учитывая сложности вхождения Крыма в полиэтнический социум Большой России внешнего и частично внутреннего порядка, которые в качестве сегмента гибридной войны включают в себя вопросы межэтнического противостояния и противопоставления языков, целесообразно учитывать следующие позиции.

1. На наш взгляд, данная проблема должна стать частью гуманитарной политики Республики Крым, в контексте которой предполагаются:

- маргинализация, культурно-политическая изоляция и социальная нейтрализация дестабилизирующих элементов, спекулирующих на этнических и языковых проблемах;

- ускоренная интеграция крымско-татарского и украинского населения Крыма в имеющиеся социальные аспекты жизни населения России;

46

- включение заинтересованных граждан украинской и крымско-татарской национальности в совместное историческое творчество Российской государственности XXI века.

2. При этом в условиях информационного открытого общества важным элементом политики является создание коммуникативных структур, производящих в контексте всех сторон общественной жизни России и Крыма образы первой, второй и третьей категории крымско-татарского населения 2 . Отдельной проблемой политического характера выступает обновление образов исторической памяти самого крымско-татарского народа, других народностей Крыма, а также формирование современных элементов крымской культуры под лозунгом «Наше единство - в многообразии».

3. Для социальной стабилизации Крыма необходимо обеспечить культурную гегемонию со стороны носителей идеологии современной российской государственности. Но эта гегемония не должна подаваться как гегемония «старшего брата», поскольку с 1954 года крымский полиэтнический социум впитал в свой менталитет стереотип «свой ^ чужой», который сегодня не искоренен и вряд ли будет исключен из психологии крымчан, которым придется выстраивать новую систему отношений триады «Россия ^ Крым ^ Украина».

4. Технологии управления информационно-коммуникативным пространством предполагают индивидуализацию воздействия, активную режиссуру событий в противовес рефлективно-реакционной. Поэтому важно создать центр формирования опережающей повестки общественных событий в Крыму, способный генерировать в различных коммуникативных средах (СМИ, сетевые среды, межперсональная коммуникация и т. п.) образы актуальных событий как контекста смысла и интерпретации факторов полиэтнической идентичности. Специфика современной социальной среды предполагает конструктивно-созидающий характер аналитики управляющего субъекта - поэтому имеет смысл развивать элементы новой коммуникативной культуры в среде крымских интеллектуалов и лидеров общественного мнения.

5. Инструментом решения подобной задачи могла бы решить, например, социально-проектная общественная организация, созданная на основе Крымского федерального университета, в состав которой входили бы преподаватели, студенты и привлекаемые специалисты. В процессе работы такой организации можно решать ряд задач: подбор и подготовку кадров, создание управляемых коммуникативных пространств, создание сегмента новейшей интеллектуальной истории Крыма, формирование онлайн-сообществ, формирующих виртуальный образ Крыма.

6. Наряду с традиционными задачами обобщающего анализа с целью выделения тенденций необходим анализ контекстов различного уровня возникающих вокруг

2 Необходимо учитывать, что состояние исторической памяти депортированных крымских татар, татар, родившихся в Узбекистане и других местах депортации, наконец, молодежи, родившейся и выросшей в Крыму, находившемся под юрисдикцией Украины, включая активную деятельность меджлисовцев, существенно различается. Следовательно, характер воздействия на эти группы должен отличаться, а каналы воздействия — «мониториться» с целью выявления эффективности данного воздействия.

47

отдельных виртуальных событий и работы с ними. В этом смысле имеет смысл создать и актуализировать в общественном сознании собственно крымское виртуальное пространство из множества сайтов различных категорий, в онлайн-режиме комментирующих информационную повестку дня. Для этой цели создать группу изучения киберкоммуникативных медиа на отделениях журналистики и политологии КФУ. Сайты должны быть многоязычными - к их ведению на добровольной основе целесообразно привлекать студентов, обучающихся иностранным языкам.

7. Кроме того, целесообразно создать и инсталлировать в коммуникативные практики новый понятийно-категориальный ряд для формирования нового собственного информационного пространства, в котором формировать образы исторической памяти, образы и оценки актуальных событий, перспективное видение будущего Крыма. Например, «проблему крымских татар» имеет смысл обозначать как «потенциал крымско-татарского народа», «получение статуса коренного народа» - как «политико-правовые иллюзии для манипуляции крымско-татарским народом». Не создающий собственного коммуникативного контекста субъект управления всегда выступает вторичным предметом манипуляции. Подобная проблематика широка и требует отдельного рассмотрения.

8. Работа в контексте решения комплекса этих проблем - процесс, на основе которого возможно обновление действующих и создание новых элементов регулирования общественных процессов, происходящих в современной России в целом. Иными словами, комплекс предстоящих работ имеет смысл рассматривать не только и не столько как вызов стабильности действующих институтов, сколько пространство исторического творчества развития основ государственности РФ в условиях современности. Крым в данный период является опытно-экспериментальной площадкой по формированию новых средств социального проектирования и развития России. Крым нужно представить как особое и одновременно типовое социальное пространство современной России. Подобно тому, как урегулирование военно-политической ситуации в Чечне послужило фактором оздоровления силовых структур, социально-экономическое и этнополитическое пространство Крыма может послужить площадкой подготовки кадров в сфере местного самоуправления для всех регионов России.

Поэтому именно в Крыму имеет смысл инициировать и проводить всевозможные семинары, конференции, рабочие группы, к участию в которых привлекать профильных специалистов из разных сфер общественной жизни. В процессе работы такие собрания могли бы искать варианты решения различных проблем Крыма, устанавливать деловые и межличностные связи - то есть интегрировать Крым в структуры горизонтальных связей. К работе таких форумов следует привлекать молодежь и, в первую очередь, молодых работников сферы образования.

Список литературы

1. Овшинов А. Н. Системный анализ противоречий социально-групповой структуры общества: автореф. дисс. ... д-ра социол. наук. - Ростов н/Д, 1992. - 32 с.

48

2. Здравомыслов А. Г., Ядов В. А. Отношение к труду и ценностные ориентации личности //

А. Г. Здравомыслов, В. А. Ядов. Социология в СССР. В 2-х т. - М.: Наука, 1965. - Т. 2.

3. Чигрин В. А. Теоретико-методологический анализ понятия «сельская молодежь» // Культура

народов Причерноморья. - 2004. - № 50. - Т. 2. - С. 196-201.

UDC 316.4.066

SITUATION WITH ETHNOCULTURAL CONTENT OF EDUCATION IN THE REPUBLIC OF CRIMEA IN THE ASSESSMENTS OF EXPERTS

Chigrin V. A., Chigrina N. V.

V. Vernadsky Crimean Federal University. , Simferopol, the Republic of Crimea

The article analyzes the results of a study conducted in the Republic of Crimea on the instructions of the RNTS of the RF Ministry of Education in the end of 2015 - beginning of 2016. The research task was to clarify the situation with the ethno-cultural content of education in the Republic of Crimea, reunited with Russia as a result of a nationwide referendum. The peculiarity of the Crimea is its special polyethnicity, which excludes the prevalence of any ethnic group over other peoples inhabiting the Crimea. A survey of schoolchildren and students, their parents, and experts, among whom the research researchers attributed teachers, teachers, educational specialists in municipal management structures, as well as representatives of public organizations representing the peoples of the Crimea, had as its goal the identification of trends in the formation of an ethno-cultural segment of education On the peninsula. Analysis of these trends in the assessments of experts is the subject of publication.

Key words: education, polyethnicity, culture, languages, traditions, educational institutions, schoolchildren, students, teachers, teachers.

References

1. Ovshinov A. N. System analysis of the contradictions of the social and group structure of society: the author's abstract. Diss. ... Dr. Sociol. Sciences. - Rostov-on-Don, 1992. - 32 p.

2. Zdravomyslov A. G., Yadov V. A. Relation to labor and value orientations of personality // A. G. Zdravomyslov, V. A. Yadov. Sociology in the USSR № B 2-x t. - Moscow: Nauka, 1965. - T. 2.

3. Chigrin V. A. Theoretical and methodological analysis of the concept of "rural youth" // Culture of the peoples of the Black Sea region. - 2004. - No. 50. - T. 2. - P. 196-201.

49

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.