СИТУАЦИОННЫЙ ЦЕНТР МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ОСНОВА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОЦЕССОВ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ В ОРГАНАХ ВЛАСТИ (НА ПРИМЕРЕ Г. ТАГАНРОГА)
SITUATION CENTRE MUNICIPAL EDUCATION AS THE BASIS OF IMPROVING DECISION-MAKING PROCESSES IN GOVERNMENT BODIES (FOR EXAMPLE, TAGANROG)
Научный руководитель: В.Н. Тюшняков - кандидат экономических наук, доцент кафедры государственного и муниципального управления Южного федерального университета.
Research supervisor: V.N. Tjushnjakov - PhD. in Economics, associate professor of department of State and municipal government of the Southern Federal University.
Аннотация
В работе изложена программа внедрения ситуационного центра муниципального образования на примере г. Таганрога. Рассматривается методология управления процессом создания ситуационного центра, предложен аппарат оценки эффективности ситуационного центра. По
М.В. ВОРОБЬЕВА,
студент 4-го курса Южного федерального университета, г. Ростов-на-Дону
student 4th year of the Southern Federal University, Rostonv-on-Don
M.V. VOROB'JOVA,
th
итогам анализа и обобщения опыта применения ситуационных центров в органах государственной и муниципальной власти разработана система рекомендаций по совершенствованию деятельности органов власти и управления на основе внедрения ситуационных центров.
Abstract
The paper presents the implementation program of the situational center of the municipality on the example of the city of Taganrog. Consider the methodology to manage the development of the situational center, provides an apparatus evaluating the effectiveness of the Situation Centre. On the analysis and synthesis of experience in the application of situational centers in the state and municipal authorities developed a system of recommendations to improve the work of governing bodies through the introduction of situational centers
Ключевые слова: ситуационный центр, оценка эффективности, принятие решений, управление, информационные технологии.
Keywords: situation centre, performance evaluation, decision making, management, information technology.
Использование информационных и коммуникационных технологий в современном информационном обществе является необходимым и обязательным условием обеспечения соответствия государственного и муниципального управления ожиданиям и потребностям населения. Одновременно с ускорением темпов развития информационных технологий сокращается время, отпущенное на принятие управленческих решений или, тем более, решений, принимаемых в кризисных ситуациях. Для того чтобы принимать оптимальные решения с минимальными затратами времени, создается такой инструмент, как ситуационный центр.
Ситуационный центр (СЦ) - информационно-управленческая система, предназначенная для повышения эффективности и качества управленческих решений, предотвращения и устранения кризисных и чрезвычайных ситуаций (ЧС), представляющая собой взаимосвязанную совокупность средств коммуникации, консолидации и представления информации [1].
Основная цель системы СЦ в органах государственного управления -оперативный и стратегический мониторинг эффективности достижения целей социально-экономического развития России на среднесрочный период и эффективности реализации государственных программ и проектов, а также информационно-коммуникационное обеспечение ликвидации последствий ЧС.
В состав функционирующих СЦ сегодня входят: СЦ Президента РФ, СЦ Правительства РФ, Администрации Президента РФ, Контрольного управления Президента РФ, Управления Президента РФ по работе с обращениями граждан, Совета Безопасности РФ, полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах, ФСО России, МЧС России, ФСБ России, внутренних войск МВД России. В субъектах РФ созданы десять СЦ [2].
Создание СЦ органов государственной власти в регионах и муниципальных образованиях позволяет повысить эффективность их деятельности за счет включения в контур местного управления механизмов анализа, оценки изменений социально-экономической и общественно-политической обстановки и выбора путей адаптации к ним. Поэтому в данной работе была сформулирована программа внедрения ситуационного центра в городе Таганроге. Данная программа содержит несколько этапов.
Одним из самых важных этапов при создании СЦ является разработка его концепции, определение целей и задач. Только после постановки целей и задач, структуризации бизнес-процессов и сценариев начинается проработка зонирования центра, архитектурно-планировочного решения, выбор информационной системы, проектирование аудиовизуального комплекса.
Таблица 1
Цели и задачи ситуационного центра
Цели Задачи
Обеспечить сценарный анализ ситуаций, выявление тенденций и закономерностей их развития Стратегическое и оперативное планирование развития муниципального образования
Организация и обеспечение проведения плановых и оперативных совещаний с использованием средств визуализации информации Оценка, анализ и прогноз возможного развития ситуаций в г. Таганроге
Информационно-техническое обеспечение мониторинга кризисных и проблемных ситуаций Мониторинг социально-экономических, общественно-политических и ЧС
Организация информационного взаимодействия с использованием средств оперативного доступа к внешним информационным ресурсам и видеокон-ференцсвязи Подготовка и рассмотрение вариантов решений по складывающимся ситуациям
Обеспечение информационной поддержки коллективного принятия решений
Следующий этап - это ремонт помещения. Проанализировав структуру уже существующих помещений, были выделены следующие основные зоны, необходимые для функционирования ситуационного центра во всевозможных режимах: зона технической поддержки, управленческая зона, помещение руководителя, помещение дежурного, зона группы анализа, зона обработки «открытой» информации, зона обработки «закрытой» информации, аппаратная.
Расположение этих зон может быть разнообразным (рис. 1).
5 т
8 П1
8и1
8 ш
8 т
15-20 ш
5111
О
о
о
-т.
о
Г I 3™ >
1-—3-
Рис. 1. Архитектура помещения СЦ
О
Ф—
Штатная численность утверждается мэром города Таганрога. Однако в работе был предложен свой вариант количественного состава ра-
ботников.
Таблица 2
_Штатная численность СЦ_
Наполняемость,
Помеще- Назначение кол-во человек
ние штатный режим чрезвычайный режим
1 Зона технической под- 1 2
держки
2 Управленческая зона 2 до 15
3 Помещение руководителя 1 -
4 Помещение дежурного 1 2
5 Зона группы анализа 4 до 8
6 Зона обработки «открытой информации» 3 до 6
7 Зона обработки «закрытой информации» 3 до 6
8 Аппаратная - -
В техническое оснащение ситуационного центра входит система отображения информации, подсистема озвучивания, система видео-конференцсвязи и другие. Но, безусловно, для эффективной работы данного оборудования необходимо соответствующее программное обеспечение.
В состав программных средств типового СЦ входЬт следующее ПО: основное программное обеспечение, ПО Системы видеонаблюдения, геоинформационная система, организация информационного обеспечения СЦ, безопасность.
Информационное взаимодействие может осуществляться посредством электронных сообщений или курьером на электронном носителе, а также путем составления отчетов и доступа к базам данных.
Для того чтобы оценить эффективность СЦ, необходимо соблюдать следующие требования: проведение комплексной оценки эффективности на основе структурно-функционального представления СЦ; оценка эффективности производится в реальном масштабе времени; следует учитывать влияние человеческого фактора [3].
Первое требование выполняется путем применения для определения степени АБ эффективности СЦ показателей трех взаимоувязанных компонентов: функционального, информационно-технологического и технического. Эффективность функционального компонента определяется степенью соответствия перечня реализованных в СЦ функциональных задач требуемому перечню. Такой показатель АБф достаточно просто может быть сформулирован, например, как отношение: АБф = Мр/Ыт, где N -число реализованных задач, а №— число требуемых задач.
Эффективность информационно-технологического компонента АБи определяется показателями, характеризующими качество выполняемых основных технологических функций по передаче, обработке, хранению, отображению информации.
Эффективность технического компонента АБт определяется показателями пропускной способности, быстродействия, скорости передачи, объемов памяти и другими показателями оборудования СЦ.
Показатели АБф, АБи, АБт эффективности компонентов СЦ под воздействием внешних и внутренних факторов изменяются во времени. Эти изменения обусловливают необходимость выполнения второго требования - непрерывности контроля над показателями всех компонентов и эффективности СЦ в целом [5].
В результате выполнения данной работы был сделан вывод о том, что создание такого центра повышает качество принятия и исполнения решений органами государственной власти в регионе на основе: инте-
грации необходимых административно-управленческих, технических, телекоммуникационных и информационно-аналитических ресурсов для выработки адекватных решений по предупреждению и ликвидации проблемных ситуаций путем всестороннего анализа социально-экономической и общественно-политической обстановки в регионе; выявления тенденций, моделирования, прогнозирования ситуации на основе анализа текущей обстановки; обеспечения коллективной работы уполномоченных сотрудников, в т.ч. их взаимодействия и отображения данных на коллективные средства визуализации; эффективного использования результатов функционирования подсистем электронных правительств субъектов РФ и муниципальных образований, включая накопленные информационные ресурсы и приложения [6].
Были выявлены основные критерии эффективности ситуационного центра: оперативность предоставления информации, мобильность, наиболее удобная визуализация потоков информации, анализ текущей ситуации (показатели, отчеты и т.п.), прогнозирование возможных вариантов развития событий, контроль процесса подготовки информации.
На основе анализа современного опыта применения ситуационных центров, анализа предложений компаний-разработчиков ситуационных центров была разработана программа внедрения ситуационного центра муниципального образования для города Таганрога; предложен план реализации данного проекта; проанализировано ресурсное обеспечение проекта; охарактеризован механизм реализации и схема управления проектом внедрения ситуационного центра, дана предварительная оценка предполагаемых конечных результатов внедрения СЦ.
Библиографический список
1. Федеральный закон Российской Федерации от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».
2. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 20 октября 2010 г. № 1815-р «О государственной программе Российской Федерации «Информационное общество (2011-2020 годы)».
3. Саак А.Э., Тюшняков В.Н. Применение технологий электронного правительства в системе государственного и муниципального управления. Известия Южного федерального университета. Техниче -ские науки. - 2010. -Т. 103. - № 2.
4. Саак А.Э., Тюшняков В.Н. Технологии электронного правительства в государственном и муниципальном управлении. Муниципальная власть. - 2009. - № 4.
5. Тюшняков В.Н. Повышение качества управленческих решений в системе органов власти и управления на основе применения информационно-коммуникационных технологий. Известия Южного федерального университета. Технические науки. 2007. - Т. 74. - № 2.
6. Тюшняков В.Н. Формирование системы электронного правительства на основе применения информационно-коммуникационных технологий в органах власти и управления. Известия Южного федерального университета. Технические науки. 2010. - Т. 105. - № 4.
7. Тюшняков В.Н., Воробьева М.В. Системные аспекты оценки эффективности ситуационных центров Современные наукоемкие технологии. 2014. - № 7-3.
Контактная информация
347928, Южный федеральный университет,
г. Таганрог, Ростовская обл.
Тел.: 8 (928) 179-50-95
E-mail: vorobyova.m.v@mail.ru
Contact links
Southern Federal University, Taganrog, Rostovskaya reg.
Те1.: 8 (928) 179-50-95
E-mail: vorobyova.m.v@mai1.ru