Научная статья на тему 'Ситуационный подход в управлении организациями'

Ситуационный подход в управлении организациями Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
4569
582
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИТУАЦИОННЫЙ ПОДХОД / ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ / СИТУАЦИОННОЕ МЫШЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Михайлова М. М., Жексенбаева А. Б., Клепандина С. А., Ушницкий О. А., Филиппов Ф. С.

В статье анализируются актуальные проблемы менеджмента – принятия управленческих решений в организациях. Ситуационный подход концентрируется на том, что пригодность различных методов управления определяется конкретной ситуацией. Поскольку имеется такое обилие факторов и их сочетаний, определяющих ситуацию, как в самой организации, так и в окружающей среде, не существует единого для всех «лучшего» способа управления организацией. Самым эффективным методом в конкретной ситуации является тот метод, который более всего соответствует данной ситуации. Задача – найти и суметь реализовать этот метод.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ситуационный подход в управлении организациями»

Новосибирск: Новосибирская государственная академия экономики и управления, 2002. - 299 с.

3. Антипова Т.В., Фадейкина Н.В. Оценка эффективности деятельности бюджетополучателей - субъектов государственного сектора экономики // Сибирская финансовая школа. - 2008. - № 5. - С. 141-146.

4. Баранова И.В. Оценка эффективности и результативности деятельности субъектов государственного сектора экономики. - Новосибирск: САФБД, 2007. - 178 с.

5. Куречка А.Г. Оценка эффективности проекта интеграции Транссибирской и Транскорейской магистралей // Научные проблемы транспорта Сибири и Дальнего Востока». - 2011. - № 2. - С. 39-43.

6. Бешелев С.Д., Гурвич Ф.Г. Математико-статистические методы экспертных оценок. - М.: Статистика, 1980. - 263 с.

7. Липсиц И. В., Косов В.В. Инвестиционный проект: методы подготовки и анализа. - М.: Изд-во БЕК, 1996. - 304 с.

СИТУАЦИОННЫЙ ПОДХОД В УПРАВЛЕНИИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ

© Михайлова М.М.*, Жексенбаева А.Б.*, Клепандина С.А.*, Ушницкий О.А.*, Филиппов Ф.С.*, Конторусова С.С.*

Финансово-экономический институт Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова,

г. Якутск

В статье анализируются актуальные проблемы менеджмента - принятия управленческих решений в организациях. Ситуационный подход концентрируется на том, что пригодность различных методов управления определяется конкретной ситуацией. Поскольку имеется такое обилие факторов и их сочетаний, определяющих ситуацию, как в самой организации, так и в окружающей среде, не существует единого для всех «лучшего» способа управления организацией. Самым эффективным методом в конкретной ситуации является тот метод, который более всего соответствует данной ситуации. Задача - найти и суметь реализовать этот метод.

Ключевые слова ситуационный подход, принятие решений, ситуационное мышление.

Управленческая работа - это, в основном, работа интеллектуальная. Она напоминает попытку сложить мозаичный узор из отдельных кусочков. При

* Студент.

* Доцент кафедры «Экономика и управление производством», кандидат экономических наук.

этом руководителям приходится перебирать многочисленные комбинации возможных действий для того, чтобы найти правильное действие для данной ситуации в данное время и в данном месте. Выбор одной из альтернатив - это решение. Следовательно, принятие решения - это выбор того, как и что, планировать, организовать, мотивировать и контролировать. В самых общих чертах именно это составляет основное содержание деятельности руководителя.

Наличие точной информации является основным требованием для принятия эффективного объективного решения или даже для понимания истинных масштабов проблемы [1, с. 215-231].

Ситуационный подход не является простым набором предписываемых руководств, это скорее способ мышления об организационных проблемах и их решениях. Ситуационный подход исходит из того, что, хотя общий процесс управления одинаков, специфические приемы, которые должен использовать руководитель для эффективного достижения целей организации, могут значительно различаться.

Ситуационный подход направлен на реализацию возможностей прямого приложения науки к конкретным ситуациям и условиям. Центральным моментом данного направления менеджмента является ситуация, то есть конкретный набор обстоятельств, которые влияют на организацию в данное конкретное время. Из-за того, что в центре внимания оказывается ситуация, ситуационный подход подчеркивает значимость «ситуационного мышления». Используя этот подход, руководители могут лучше понять, какие приемы будут лучше способствовать достижению целей в конкретной ситуации. При этом простого указания на то, какие переменные сильнее всего влияют на результат (являются релевантными), явно недостаточно для того, чтобы определить, какое решение будет лучшим для достижения целей организации. Основная сложность заключается в том, что все многочисленные ситуационные процессы взаимосвязаны и их нельзя рассматривать независимо друг от друга [1, с. 326-335].

Одним из важных следствий динамичного взаимодействия внутренних и внешних факторов является то, что руководителю трудно определить какой метод является заведомо «правильным». «Макдоналдс», использовавший процедуру сборочного конвейера в приготовлении пищи, являющуюся чрезвычайно эффективной, обеспечил стандартное качество продукции и высокую производительность труда. Однако, по своей сути этот метод ничем не лучше традиционных методов дорогих ресторанов. Такие рестораны не могут производить по тысячи гамбургеров в день, но и «Макдоналдс» не сможет безупречно приготовить фирменное блюдо таких ресторанов. Если руководство дорогого ресторана решит применять унифицированные машины и концентраты для приготовления своих блюд, оно конечно снизит затраты и повысит производительность. Однако, цель дорогих ресторанов - готовить и подавать еду самого высокого качества - уже не будет достигнута [7].

Ещё одним ярким примером применения ситуационного подхода в управлении является финская транснациональная компания «Нокиа», когда в конце 1980-х компания находилась в кризисном состоянии. Рассматривая эту ситуацию с позиции ситуационного подхода, можно выделить следующие ситуационные факторы: изменения экономической ситуации, сокращение потребителей - всё больше людей предпочитало дешевые корейские и тайваньские изделия, качественным, но дорогим изделиям Nokia; появление новых конкурирующих технологий - происходит развитие телекоммуникационных технологий, уже появились в продаже сотовые телефоны, однако все они были похожи, как близнецы, - громоздкие коробки темных цветов; смена руководства компании [4].

В 1992 году новый генеральный директор Йорма Оллила, проанализировав ситуацию, сфокусировал всё внимание на телекоммуникационные технологии, отказавшись от всех остальных производств; провёл смену руководства: на место старой управленческой команды пришли его коллеги и единомышленники; изучив настроения потребителей, компания занялась дизайном своих телефонных аппаратов, чтобы придать им индивидуальность и удовлетворить желания большинства покупателей, выпустила один из самых легких и компактных телефонов.

Действия, предпринятые директором, позволили «Нокиа» завоевать значительную часть рынка, компания стала крупнейшим в мире производителем сотовых телефонов.

В 2008-2009 годы положение компании снова изменилось далеко не в лучшую сторону под влиянием мирового экономического кризиса. В этот период существования компании выделяются следующие ситуационные факторы: меняются потребности подчиненных (самореализация, возможность творчески проявить себя, развитие, возможность высказывать свои идеи руководству); вследствие кризиса происходит потеря спроса на сотовые телефоны; возрос интерес потребителей к смартфонам и сенсорным телефонам; высокая степень мотивации подчиненных - работники хотят трудиться, а также участвовать в процессе управления, но это относится не ко всем.

Несмотря на кризис, компания всё так же производит постоянное перемещение людей с места на место, чтобы у них появился опыт работы в различных сферах бизнеса. Компания призывает всех сотрудников быть открытыми к новым идеям и веяниям, при малейшей возможности проводятся опросы сотрудников, чтобы побудить людей осмыслить стратегию фирмы и обрести целостное видение проблемы. «Нокиа» стала уделять большое влияние личным интересам и потребностям каждого из сотрудников, индивидуальный подход к ним. Например, организация труда предполагает различные режимы и условия работы. Также компанией была разработана современная система бонусов для успешных сотрудников, которая предполагает не только экономические, но также и социальные «мотиваторы». Кроме вы-

шеизложенного «Нокиа» осуществила инвестирование в продвижение и развитие новых решений и продуктов, дальнейшее развитие сенсорных технологий; произвела снижение цен на продукцию [6].

Таким образом, руководство компании «Нокиа» применяет ситуационный подход к управленческим решениям, а именно: анализирует сложившуюся ситуацию, а затем уже осуществляет определённые действия, выбирая наиболее оптимальные способы для достижения поставленных целей. Приложенные усилия себя оправдывают: вот уже несколько десятилетий компания успешно развивается и не собирается останавливаться на достигнутом уровне.

Также стоит отметить, что компания «Вимм-Билль-Данн» - ведущий производитель молочных продуктов, безалкогольных напитков и детского питания в России и странах СНГ, часто в своей управленческой деятельности использует ситуационный подход в менеджменте.

В 2006 году происходит рост «Вимм-Билль-Данн»: увеличение парка рабочих станций и количества используемых приложений, а также повышение требований к отказоустойчивости и надежности систем, возникает необходимость внедрения систем мониторинга и управления; меняется положение компании на рынке: доля продукции Вимм-Билль-Данн на рынке соков уменьшается, то же происходит на рынке молока, так как в компании допустили ряд маркетинговых просчетов; в свою очередь конкуренты проводят довольно агрессивную политику [3].

В апреле 2006 года во главе компании становится Тони Майер. Он, прежде всего, сосредоточился на оптимизации расходов. Под его руководством в компании было предпринято следующее:

1. введение в «Вимм-Билль-Данн» решения по мониторингу и управлению ИТ-инфраструктурой на базе пакета Microsoft System Center. что позволило сократить расходы на поддержку ИТ-инфраструктуры и оптимизировать загрузку квалифицированного персонала;

2. объединение всех молочных активов компании на основе ОАО «В имм-Билль-Данн»;

3. упрощение юридической структуры компании, число юридических лиц сократилось вдвое - с 68 до 34;

4. были централизованы функции некоторых подразделений, таких, как управление закупок, отдел по работе с ключевыми клиентами, юридический департамент и управление информационных технологий;

5. обновлена команда менеджеров: на должность руководителя направления «детское питание» приглашён Гари Собел из Dirol Cad-bury, «напитки» - Сильвио Попович из Coca-Cola, также введена новая позиция - директор по маркетингу и инновациям, которую занял Гранта Уинтертон из Coca-Cola;

6. было закрыто неперспективное направление - производство воды «Заповедник Валдай» и продан молочный завод в Новокуйбышевске;

7. компания приобрела крупного независимого столичного производителя молока «Очаковский молзавод», крупное сибирское предприятие «Манрос» и «Первоуральский городской молочный завод», входящий в первую десятку предприятий рынка области.

В результате компания продемонстрировала существенный рост и заняла лидирующие позиции в таких категориях, как детское питание, йогурты и десерты, премиальные сыры, напитки, традиционные и функциональные молочные продукты [5].

Таким образом, можно сказать, что компания «Вимм-Билль-Данн» учитывает сложившуюся ситуацию и выбирает для решения возникающих проблем методы, которые должны принести наименьшие негативные последствия, что позволяет ей добиваться хороших результатов.

На примере трёх успешных компаний было рассмотрено применение ситуационного подхода. Эти примеры показывают, что он просто необходим для современных компаний, поскольку сейчас существует огромное количество факторов как внешней, так и внутренней среды организации, учет которых очень важен. Только проанализировав эти факторы, можно определить наиболее эффективный способ действий, а значит, решить проблемы компании и достичь её цели.

Большинство управленческих решений имеют как положительные, так и отрицательные последствия. Эффективное управление - это сложный акт балансирования, предполагающий заведомые потери, когда это необходимо для достижения основной цели. Например, руководитель практически не может принять только самых способных, самых опытных людей для работы в своей организации. Руководитель не может всегда обращаться с людьми, как этого им хочется. Можно предположить, что единственной важной причиной успеха предприятий «Макдоналдс» является то, что руководство корпорации так спроектировало процесс производства гамбургеров и жареного картофеля, что он может быть реализован с неизменным качеством даже низкоквалифицированными работниками. Для того, чтобы метод «Макдонал-дса» позволил ему достичь успеха, менеджеры ресторанов должны быть уверены, что каждый работник будет в точности исполнять всю предписанную технологию. «Макдоналдс» специально нанимает молодых неопытных людей, так как они лучшим образом подходят для его метода «сборочной линии», чем люди, имеющие опыт работы в ресторанах. Это имеет и отрицательные последствия - такие, как высокий уровень текучести, риск упустить людей, имеющих талант и способности стать хорошими руководителями, способными подняться по этой лестнице до самого верха. Но, оценивая ситуацию в целом, следует отметить, что положительные последствия перевешивают отрицательные [2, с. 122-148].

Задача ситуационного подхода - связать конкретные приемы и концепции управления с определенными конкретными ситуациями для того, чтобы

достичь целей организации наиболее эффективно. Ситуационный подход концентрируется на ситуационных различиях между организациями и внутри самих организаций. Он пытается определить значимые (релевантные) переменные ситуации, и как они влияют на эффективность организации.

Список литературы:

1. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. - М.: Экономистъ, 2006. -670 с.

2. Литвак Б.Г. Разработка управленческого решения. - М.: Дело, 2005. -393 с.

3. Савин А. Правила выживания. Почему для «Вимм-Билль-Данн» самое страшное позади // Financial director. - 2009. - № 2. - С. 19-23.

4. Дорохов. Неутешительный прогноз от Nokia [Электронный ресурс]. -Режим доступа: www.mobile.ru (опубликовано 01.06.2012).

5. История компании «Вимм-Билль-Данн» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.wbd.ru.

6. История компании Nokia [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.nokia.com

7. История компании McDonald's [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.mcdonalds.com.

ЛИДЕРСТВО КАК ОСНОВНОЙ ИНСТРУМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННЫМ ПРЕДПРИЯТИЕМ

© Слупская А.В.*

Кубанский государственный университет, г. Краснодар

Данная статья посвящена изучению проблемы лидерства, как основного инструмента управления. В статье раскрывается стратегическая необходимость подготовки лидеров для максимизации потенциала компании. Данная проблематика имеет многогранный характер.

Ключевые слова лидерство, лидер, повышение эффективности управления.

В настоящее время, мы все чаще и чаще можем встретить огромное количество статей и книг, касающихся темы лидерства. Концепции лидерства разрабатывается психологами, социологами, специалистами в области менеджмента и в области качества. Возникает вопрос: с чем связано возраста-

* Магистрант.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.