Научная статья на тему 'Ситуационный подход к управлению в порту Янгон'

Ситуационный подход к управлению в порту Янгон Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
145
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ситуационный подход к управлению в порту Янгон»

Зависимости (1) и (2) могут служить основой моделирования годового движения Солнца по эклиптике для любого участка Земной поверхности. С помощью (3) - (6) и с учетом результатов моделирования поглощения для молекулярного кислорода и водяного пара осуществляется построение оператора пропускания солнечной радиации атмосферой Земли. В результате становится возможным количественно оценить годовую динамику прихода солнечной радиации на территорию как одного из важнейших факторов, характеризующих ее самовосстановительный потенциал.

В качестве основы для практической реализации модели оценки среднегодовой динамики прихода солнечной радиации предлагается использовать ГИС-технологии, включающие в себя средства фиксации и обработки территориально-привя-занной информации, в том числе и визуализацию результатов моделирования. Практическое значение предлагаемой модели заключается в возможности контроля и поддержки принятия научно-обоснованных управленческих решений в сфере планирования природопользования с учетом требований к сохранению экологического равновесия при производстве горных работ.

----------------------------------------- СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Кранц П. Сферическая тригонометрия / пер. с нем. А. Цейтлина - 2-е изд.

- М.: Изд-во ЛКИ, 2007. - 93 с.

2. Хриган А.Х. Физика атмосферы (в 2-х т.). - Л.: Гидрометеоиздат, 1978.

3. Матвеев Л.Т. Физика атмосферы. - 3-е изд. - СПб:Гидрометеоиздат, 2000. - 777 с.

4. Якубович А.Н. Численные методы. - Магадан: Кордис, 2000. - 63 с.

5. Научно-прикладной справочник по климату СССР. Серия 3, части 1-6, выпуск 33. - Л.: Гидрометеоиздат, 1990. - 584 с. ШИЗ

— Коротко об авторе --------------------------------------------

Якубович А.Н. - кандидат технических наук, Северо-Восточный государственный университет.

1 у , 8

Хла Мо Аунг

СИТУАЦИОННЫЙ ПОДХОД К УПРАВЛЕНИЮ В ПОРТУ ЯНГОН

Ситуационный подход к управлению в порту Янгон

Современная научно-техническая революция привела к тому, что внутренняя и внешняя среда организации подвержена стремительным и резким изменениям. В связи с этим в теории менеджмента появился ситуационный подход к управлению, основы которого заложил Г. Дениссон. Он утверждал, что применение разных методов управления обусловлено ситуацией, т.е. конкретным набором обстоятельств, которые в настоящий момент существенно влияют на положение объекта.

В соответствии с ситуационным подходом управление дает ответ на воздействие этих обстоятельств. Задача управления состоит в их анализе, подборе подходящих приемов и методов решения возникающих проблем с учетом взаимодействия внутренней и внешней среды, ограничений, квалификации менеджеров, принятого стиля руководства.

Управление в рамках ситуационного подхода реализуют различные научные направления. В первую очередь ситуационное управление ассоциируется с оценкой управленческих стилей с точки зрения их использования. При этом предполагается, что руководитель должен адекватно оценивать ситуацию, её определяющие факторы, индивидуальное и групповое поведение людей; быть знаком со стилями и методами управления, вероятными последствиями их применения, уметь выбрать наиболее подходящие приемы, дающие максимальный результат.

В данной работе под ситуационным управлением понимается одно из направлений теории управления, основанное в конце 60~х годов прошлого века, впоследствии оформившееся в самостоятельный подход к управлению. Возникновение данного направления теории управления было связано с появлением нового класса объектов исследования и управления - сложных систем (или как их еще называют «большие системы»), для которых оказались неприменимыми многие приемы и методы теории управления и кибернетики. В работах начального периода развития ситуационного управления такой подход к управлению сначала назывался модельным. Потом возник термин ситуационная модель. С появлением в 1971 г. статьи Д.А. Поспелова «Принципы ситуационного управления» это название окончательно вытеснило все остальные.

Возникновение данного направления теории управления было связано с появлением нового класса объектов исследования и управления - сложных систем (или как их еще называют «большие системы»), для которых оказались неприменимыми многие приемы и методы теории управления и кибернетики. В качестве объектов управления в ситуационном управлении рассматриваются такие системы, как предприятия, отрасли, общегосударственные сети связи и транспорта, социальные структуры и т. п. Аналитическая модель таких объектов значительно отличается от стандартных общепринятых моделей теории управления. Следовательно, и методы поиска управления должны быть иными.

На основе можно выделить следующие специфические свойства сложных систем как объектов управления уникальность, невозможность полной формализации объекта управления, многокрите-риальность управления и нечеткое задание самих критериев целесообразности, отсутствие оптимальности, динамичность, наличие свободы воли.

Ситуационный подход к управлению определяет такое внутреннее построение системы управления предприятием, при котором управляющее воздействие формируется в результате анализа фактического состояния внешней среды в определенный момент времени. Таким образом, суть управления предприятием в рамках ситуационного подхода заключается в оперативном реагировании на изменения во внешней среде путем внесения соответствующих изменений во внутреннюю среду предприятия. Использование методов ситуационного управления обусловлено многообразием ситуаций, возникающих на объектах управления. В основе этих методов лежит моделирование управляющих действий лица, принимающего решение (ЛПР), обладающего некоторыми сведениями о цели управления и опытом работы в данной области. Однако задачей ситуационного управления является не только принятие решения, адекватного текущей ситуации, но и ориентирование хозяйственного объекта на реализацию его долговременных стратегических целей.

Центральным моментом ситуационного подхода является понятие «ситуация». В ранних работах авторов под ситуацией (дискретной совокупностью) понималось множество транзактов (оперативных элементов), расположенных в определенных точках статической системы. Позднее это понятие было расширено, в него вошла также информация о связях внутри объекта управления: «текущая ситуация —

совокупность всех сведений о структуре объекта и его функционировании в данный момент времени».

Ситуация в контексте данной работы представляется как совокупность параметрических характеристик состояния объекта управления (морского порта, процесса транспортировка и, др.) и его внешнего окружения в определенный момент времени, Тем самым подчеркивается, что именно совокупность параметров, а не система как таковая, служит объектом воздействия в процессе управления данной системой.

Метод управления, основанный на введении понятия ситуации, классификации ситуаций и их преобразовании называется ситуационным управлением. Можно сформулировать ряд особенностей, присущих ситуационному управлению:

1. Модель объекта управления и описание протекающих в нем процессов должна быть адекватной реальному объекту управлении, поэтому ситуационное управление требует больших затрат на создание предварительной базы сведений об объекте управления, его функционировании и способах управления им. Эти затраты оправданны только тогда, когда традиционные пути формализации описания объекта управления и процедуры управления реализовать невозможно.

2. Описание ситуаций, складывающихся на объекте управления, должно отражать все основные параметры и связи, необходимые для классификации этого описания и сопоставления ему одношагового решения по управлению. При этом необходимо правильно выбрать уровень описания, который не должен быть ни слишком подробным, ни слишком грубым. При слишком подробном описании возникает «шумовой эффект», несущественные для управления факты и явления могут сильно усложнить понимание сути функционирования объекта и сделать построение системы управления невозможным.

3. Описание ситуаций должно отражать не только количественные факты и соотношения, характеризующие объект управления, но и качественные знания, которые не могут быть формализованы обычными математическими способами.

4. Формирование модели объекта управления и протекающих в нем процессов происходит либо путем изменения ее на стадии проектирования специалистом-человеком, либо на основании анализа поведения объекта в различных ситуациях, проводимого

системой управления, реализованной с помощью специальных программно-технологических средств, В последнем случае в систему должны быть заложены некоторые механизмы для осуществления такого анализа.

5. Модель управления объектом строится на основе обучения, проводимого либо специалистом-человеком, либо на основе опыта, накапливаемого системой управления в процессе работы с объектом. В таком случае в систему необходимо заранее ввести цель управления и способы оценки эффективности тех или иных принятых решений по управлению. Система как бы суммирует знания отдельных экспертов, становится носительницей коллективного опыта людей. Д.А.Поспелов - автор ситуационной модели управления специально отмечает, что «в процессе функционирования системы управления могут корректироваться языки описания ситуаций, изменяться знания об объекте управления и методах управления им».

Анализируя эти особенности, основатели ситуационного управления разработали метод семиотического управления, основывающийся на логико-лингвистических моделях. Однако они не считали его единственно возможным методом ситуационного управления. Используются и другие методы, отвечающие требованиям ситуационного управления, например, имитационное моделирование. Применение методов, характерных для исследований в области искусственного интеллекта, является перспективным, поскольку они имеют много общего с ситуационным управлением.

Характеристики порта Янгон

Принадлежащая государственному сектору Мьянмы морская транспортная промышленность представляет главным образом Мьянма Пять Линий Звезды (МПЛЗ) и Полномочие Порта Мьянмы (ППМ). Мьянма Пять Линий Звезды, лидер национального флота, с опытом более чем четырех десятилетий, оказывает регулярные и надежные услуги, чтобы удовлетворить национальную морскую торговлю, международную, так внутреннюю.

МПЛЗ имеет флот 26 судов полной грузоподъемностью 161,344 тоннажей. Во внешней торговле, МПЛЗ использует 16 судов с их пропускными способностями в пределах от 13,000 до 20,000 тон-нажей полной грузоподъемности судна. В внутренней торговле, МПЛЗ управляет 10 судами в пределах от 1,700 до 2,600 тоннажей полной грузоподъемности судна.

ППМ, государственные экономические предприятия содействия министерства транспорта являются ответственными за то, что обеспечивают терминал средствами обслуживания и услуги порта для отгрузки. В целях существенного увеличения грузового объема во внешней торговле ППМ мог справиться с привлечениями прямых иностранных инвестиций для контейнерных терминалов. Есть 3 контейнерных терминала, а именно, Улица Вотатаунг, Мьянманский Международный Терминал Тилавиа (ММТТ) и Азиатский Мировой Терминал Порта (АМТП). Введены эксплуатацию в 1987, ноябрь 1996 и мае 2001 соответственно.

В результате либерализации экономики и экономических реформ, особенно в торговле, инвестиции и банковской системы, внешняя торговля нуждается в развитии морского транспорта. Статистика порта показывает, что было устойчивое увеличение с 1990 до 2001 контейнерного транспорта в порту Янгон.

Кроме того, благодаря частному участию в международной транспортировке и операциях терминала порта, который является доступным для международной транспортировки и торговли и поскольку контейнерное обслуживание растет стремительно, существует много Главных Операторов Линии (ГОЛ).

Требование оказания услуги транспортировки грузов является полученным важным требованием. Поскольку главная функция океанской отгрузки должна служить международной торговле, рост или снижение в международной торговли будет иметь прямое воздействие на будущее морских судоходных услуг. Что касается внешней торговли Мьянмы, ожидается что и обычная и контейнерная отгрузка продолжат играть важную роль. Находящаяся в собственности государства компания Мьянма Пять Линий Звезды и иностранные судоходные линии будут основными поставщиками услуг. Для развития портов Мьянмы, ППМ рассматривает следующие планы действия,

• Контролировать развитие морской торговли и перевозок.

• Приглашать и вести переговоры, привлекать в морские инвестиции из внутренних источников и за границей.

• Начать и развивать коммерциализацию порта и приватизацию в морском секторе.

• ППМ рассматривает упрощение и приведение и гармонизации документации и процедур, касающихся судов и груза, как часть улучшения работы порта.

• Относительно поощрения, продвижения по службе, регионального туризма морская транспортная промышленность стала приоритетом в правительственных проектах развития. В 2001 г. 5 круизных судов называющихся «Порт Янгона», которые являются огромным потенциалом в развитии туризма. Кроме того, в сотрудничестве с азиатским и странами рабочая группа была сформирована, чтобы сделать технико-экономичес-кое обоснование для развития круизной индустрии.

• ППМ также очень интересует сотрудничество в развитии прибрежных рейсов среди стран АСЕАН.

• Вводить электронные данные для обмена и применения в сфере связанной с использованием различных видов транспорта.

• Принимать требуемые меры для развития ресурсов рабочей силы.

Политика экспорта, импорта, правила и регулирование

Экспортная политика

Главные цели политика, содействующей развитию экспорта:

• Экспортировать все излишки и разносторонне развивать собственный рынок при использовании естественных и человеческих ресурсов.

• Увеличивать и разносторонне развивать экспорт.

• Улучшать качество экспортных товаров.

Политика в сфере импорта

• В целях уменьшения торгового дефицита и облегчения условии развития для импорта, следовать системе “Экспорта сначала и Импорт потом”.

• Импортировать средства производства, индустриальные машины, сырье и другие значимые для развития экономики товары.

• Импорт определенных товаров, которые могут быть произведены внутри страны, типа бисквитов, свежих фруктов, лапши, чтобы поощрить внутреннее производство.

• Запретить Импорт определенных несущественных товаров, типа алкоголя, сигареты, чтобы защитить здоровье нации.

Собственные ресурсы Мьянмы и до 94 миллионов долларов инвестируются в строительство международного стандартного причала, включая контейнерным ярдом на Хлаинг речном береге Янгона для того, чтобы предоставить стоянку речным судам такого размера, 8000 тонн. 47 миллионов долларов контейнерный порт был введен в строй в начале месяца после шести месяцев интен-

сивной работы по проекты мьянманских специалистов. Это первое сооружение такого вида, построенное без помощи и иностранных технологии. “Наша цель состоит в том, чтобы достигнуть стандарта обслуживания Сингапурского власти порта” сказал управляющий директор индустриального порта Мьянмы.

Министерство промышленности и Мьянма совместно используют порт. Два партнера, которые вкладывали капитал в строительство, разделяют 40 и 60 процентов предприятия соответственно. Средства обслуживания включают 12-акровый контейнерный склад, способный к обработке 7000 контейнеров, семь складов строительства к концу этого года построена 500-футовая широкую гавань.

Мьянма проектирует строительство в МИП верфи, с приглашениям иностранных специалистов на координационные встречи и семинары. МИП, согласно капитану Ко Ко Хту, является первым портом, работающим в течение 24 часов в Мьянме. Он уточнил будущие планы развития порта. «Для удобства наших клиентов, мы должны включить в обслуживание станцию телекоммуникации и банковские средства обслуживания». Этот порт главным образом поможет международным транспортным агентствам и развивающейся промышленности Мьянмы экспортировать и импортировать товары.

В табл. 1 показана 1996-2006 (10-лет) Торговая статистика грузы контейнерные перевозки грузов в порту Янгон, Мьянма. следовательно в 1996 г. по данным статистики года, полное требование судов было (196), импорт ТЕи (42,180) и (586,266) матричных тонн.

Карта порта Янгон

Экспорт ТЕИ (43,265) и (560,711) матричных тонн.. Итого общее количество импорта и экспортного ТЕи было (85,445) и валовая сумма импорта и экспорта (1,146,977) матричных тонн на 1996 г.

В табл. 2 показана 1996-2006 (10-лет) торговая статистика по грузам, и не контейнерным перевозкам в порту Янгон, Мьянма. следовательно в 1996 г. по данным статистики года, полное требование судов было (492), импорт (5,136,099) матричных тонн, экспорт (2,261,972) матричных тонн. Итого общее количество импорта и экспортного валовая сумма импорта и экспортной (7,398,071) матричных тонн на 1996 г.

По результатам рассмотрения порта можно сделать вывод, что достижение поставленных целей станет возможным при наличии единой методологии, единого руководства и специализированного центра.

Здесь особо остро стоит вопрос о централизации управления целереализующих комплексов, поскольку решения должны

Таблица 1________________________________________________________

Грузы, контейнерные перевозки грузов в порту Янгон

год итог импорт экспорт итог

перевозить груз ТЕи М, тон ТЕи М, тон ТЕи М, тон

1996 192 42,180 586,266 43,265 560,711 85,445 1,146,977

1997 215 48,995 622,896 47,7Р48 729,491 96,743 1,352,387

1998 216 50,395 603,714 52,347 836,712 102,742 1,440,426

1999 253 66,451 944,084 64,910 1,009,175 131,361 1,953,259

2000 270 78,508 1,039,406 77,840 1,178,946 156,348 2,218,352

2001 305 89,760 1,112,175 85,640 1,271,510 175,400 2,383,685

2002 315 93,645 1,178,927 97,586 1,473,047 191,231 2,651,974

2003 283 88,753 1,193,122 91,813 1,477,457 180,566 2,670,579

2004 248 80,394 1,087,986 77,553 1,247,984 157,947 2,335,970

2005 273 83,030 1,151,965 79,330 1,334,620 162,360 2,486,585

2006 313 93,908 1,246,601 95,782 1,726,990 189,690 2,973,591

где ТЕи = Двадцатифутовые эквивалентные единицы

Таблица 2

Другие перевозки в порту Янгон

год итог импорт экспорт итог

перевозить груз М, тон М, тон М, тон

1996 492 5,136,099 2,261,972 7,398,071

1997 533 5,523,923 2,235,962 7,759,885

1998 648 4,092,363 2,634,049 6,726,412

1999 712 4,130,400 2,315,316 6,445,716

2000 687 5,065,966 3,252,643 8,318,609

2001 767 5,287,722 4,162,533 9,450,255

2002 712 4,752,909 3,810,398 8,563,307

2003 762 5,067,236 4,193,805 9,261,041

2004 843 4,747,120 4,289,757 9,036,877

2005 955 4,688,522 4,482,334 9,170,856

2006 997 4,649,853 4,379,659 9,029,512

приниматься по одно- двухступенчатому каналу оперативно и качественно. Эту задачу выполнит Центр ситуационного управления. В соответствии с целями Центр имеет независимое программноматематическое обеспечение по каждому блоку.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Практически каждая социально-экономическая и экологическая ситуация и ее резонанс описываются нечетким интервалом показателей М, состоящим из нижнего m1 и верхнего m2 значения нечеткого интервала, левого a и правого Ь коэффициента нечеткости и высоты нечеткого итервала ^

М = f ^1, m2, a , Ь , ^.

Весь процесс поиска оптимального значения искомой функции отображается в координатах:

функция принадлежности т - искомая функция.

Функция принадлежности определяет уровень вероятности реализации искомой функции и обычно изображается в виде трапеции, где верхнее основание определяет модальное значение нечеткого интервала, а нижнее основание учитывает его нечеткость.

В качестве примера рассмотрим ситуацию, представленную в блоке 2, связанную с оценкой дефицита бюджета.

Представим себе, что бюджет формируется за счет 4-х источников финансирования:

А, В, С, D.

Источник А - надежен и точен, ожидаемая сумма - 100 тыс. франков. Источник В - обеспечит финансирование в размере от 40 до 100 тыс. франков в зависимости от конъюнктуры, но с наибольшей вероятностью можно ожидать поступления в объеме от 50 до 70 тыс. франков.

Источник С - предполагает обеспечить финансирование в размере 100-110 тыс. франков, но решение пока не принято и нельзя полностью исключить вариант отказа от финансирования.

Источник Б - является новым и ненадежным, может обеспечить поступления в размере от 20 тыс. франков и выше, но в любом случае не больше 30 тыс. франков. В указанных выше координатах нечеткие интервалы поступлений от каждого источника могут быть представлены следующим образом:

Источник А = (100. 100, О, О, 1).

Нижнее и верхнее значения равны, нечеткости нет, уровень вероятности наибольший (1,0).

Источник В = (50, 70, 10, 30, 1).

Нижнее значение поступления - 50, верхнее-70; коэффициенты нечеткости а= 50 - 40 = 10, Ь = 100 - 70 = 30; уровень вероятности - наибольший (1,0).

Источник С = С1 Г С2 = (О, О, О, О, 0,5) и (100, 110, 0, 0,1)

Возможны два варианта:

первый - отказ с вероятностью 0,5;

второй - финансирование в ожидаемом объеме с вероятностью

1,0.

Источник D = D1 и D2 = = (О, О, 0, 0, 1) и (20, 20, 0, 10, 0,8).

Возможны два варианта: первый - отказ с вероятностью 0,1

второй - финансирование в размере 20 тыс. франков с возможностью увеличения на 10 тыс. франков при вероятности 0,8. Объединение нечетких интервалов всех источников финансирования осуществляется методом параметрического представления нечетких интервалов.

В результате получаем:

S=(A+B+C+D)=(250, 280, 10, 30, 1) и (145, 185, 5, 15, 0,5) и (165, 209, 5, 21, 0,5) и (268, 306, 8, 34, 0,8).

Таким образом, область наиболее вероятного финансирования лежит в диапазоне 250- 280 тыс. франков, превышение суммы 280 тыс. франков возможно, но менее вероятно (0,8); маловероятно также недофинансирование в размере 150-200 тыс. франков при уровне 0,5.

Как видите, метод позволяет определить достаточно узкий диапазон реальных поступлений в бюджет.

Такая методика может быть успешно применена для анализа любой другой ситуации, представленной в блоках 2, 3, 4. ггш

— Коротко об авторе ----------------------------------------

Хла Мо Аунг - аспирант, Московский государственный горный университет.

© Хла Мо Аунг, 2008

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.