Научная статья на тему 'Ситуационный подход и когнитивное моделирование в управлении рисками муниципальной собственности'

Ситуационный подход и когнитивное моделирование в управлении рисками муниципальной собственности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
327
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гусева И. Ю.

В статье предлагается применение ситуационного подхода и когнитивного моделирования в решении задач управления рисками муниципальной собственности. Изучение процессов, происходящих в сфере управления муниципальной собственностью, анализ качественной и количественной информации о них, позволили сделать заключение, что зачастую принятие решений происходит в условиях неопределенности. Возникает необходимость применения в муниципальном управлении технологий, основанных на научных методах, которые позволят уменьшить влияние неопределенности на результаты принимаемых решений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Гусева И. Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ситуационный подход и когнитивное моделирование в управлении рисками муниципальной собственности»

СИТУАЦИОННЫЙ подход и КОГНИТИВНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ В УПРАВЛЕНИИ РИСКАМИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ

И. Ю. гусева

Технологический институт Южного федерального университета

г. Таганрог

Как известно, риск является составляющим элементом любой управленческой деятельности. Вопросы по управлению рисками наиболее разработаны в деятельности предприятий финансового сектора, страховых, инвестиционных компаниях. В настоящее время к решению этой проблемы обращаются предприятия реального сектора экономики, рассматривается необходимость адаптации принципов риск-менеджмента к управлению ситуациями риска и в некоммерческих организациях.

Анализ литературных источников, публикаций по этому вопросу показал, что проблемам риска в муниципальном управлении уделяется некоторое внимание. Разрабатываются программы социально-экономического развития страны на среднесрочную перспективу, в которых большое значение придается совершенствованию механизмов управления государственной и муниципальной собственностью, указывается на необходимость внедрения системы регулярной оценки рисков, препятствующих достижению намеченных целей [1]. Изучение процессов, происходящих в сфере управления муниципальной собственностью, анализ качественной и количественной информации о них позволили сделать заключение, что зачастую принятие решений происходит в условиях неопределенности. В связи этим возникает необходимость применения в муниципальном управлении технологий, основанных на научных методах, которые позволят уменьшить влияние неопределенности на результаты принимаемых решений. По мнению ряда исследователей, в настоящее время важной задачей является адаптация известных технологий принятия решений и управления рисками в той или иной сфере деятельности [2].

Муниципальное управление является более сложным и более рискованным занятием, чем любая другая управленческая деятельность [3],

что предполагает существование ситуаций риска в подсистемах муниципального управления.

Для определения приемлемых подходов, методов, моделей управления рисками муниципальной собственности рассмотрим особенности управления муниципальной собственностью.

Муниципальная собственность характеризуется социальной направленностью, т. е. ее использование должно быть согласовано с основной целью муниципального управления — удовлетворение потребностей населения муниципального образования. Вместе с тем управление муниципальной собственностью должно быть эффективным в части получения дохода от использования объектов. Это заключается в увеличении доходной части бюджета, развитии инфраструктуры, муниципального образования и т. д.

Следует отметить, что состав имущества муниципального образования не остается постоянным. Это происходит в результате возникновения права муниципальной собственности, ее прекращения после изменения формы собственности, а также прекращения существования имущества в результате списания, хищения, уничтожения, гибели, полного потребления, физического и морального износа, а также в результате распоряжения имуществом.

Система управления муниципальной собственностью — социально-экономическая система. Для нее характерен ряд свойств: состояние, поведение, управляемость, самоорганизация, слабая структурированность. Слабая структурированность означает, что функционирование системы, ее взаимодействие с окружающей средой невозможно представить в виде традиционных формальных зависимостей. Состав подсистем и элементов, а также взаимосвязи между ними характеризуются некоторой долей неопределенности, описанием на качественном уровне, неоднозначностью последствий тех или иных решений.

Работа по управлению муниципальной собственностью осуществляется в условиях становления нормативно-правовой базы муниципального управления.

Существует противоречие между стратегическим и тактическим отношением к местным ресурсам. Это проявляется в том, что при распоряжении объектами муниципальной собственности рассматривается кратковременный эффект, а последствия от распоряжения тем или иным объектом муниципального имущества не оцениваются в перспективе.

Сложность управления заключается в многообразии объектов муниципальной собственности и методов распоряжения, каждый из которых имеет свою специфику. Так, объектами управления являются: недвижимое имущество, движимое имущество, земельные ресурсы, муниципальные унитарные предприятия, муниципальные учреждения, пакеты акций открытых акционерных обществ, находящихся в муниципальной собственности, имущественные вклады в уставные капиталы хозяйственных обществ.

Одна из особенностей управления заключается в том, что управление объектом муниципальной собственности осуществляется как собственником имущества через функцию распоряжения, так и непосредственно пользователем, которому передан объект. Примерами тому являются: закрепление муниципального имущества на праве хозяйственного за муниципальными унитарными предприятиями, на праве оперативного управления за муниципальными учреждениями, передача имущества в аренду, безвозмездное пользование и т. д.

Следует отметить также значительное влияние человеческого фактора на процесс управления.

Указанные выше особенности, а также сама управленческая деятельность являются источниками различных управленческих ситуаций. В рамках теории организации под управленческой ситуацией понимается любая ситуация, которая в данный момент или в будущем оказывает или может оказать влияние на любую функцию организации как в положительном, так и в отрицательном смысле [4].

В зависимости от степени определенности используемой информации в управлении можно выделить три типа ситуации:

• ситуация определенности;

• ситуация риска;

• ситуация неопределенности.

Неопределенность полностью или частично

устраняется углубленным изучением имеющейся

информации либо приобретением недостающей информации [5], в связи с чем ситуации видоизменяются. Повторяясь некоторое количество раз, ситуация становится предсказуемой, типичной и из ситуации риска или ситуации неопределенности она может трансформироваться в ситуацию определенности. Однако для некоторых ситуаций в муниципальном управлении это может быть неприемлемым. В качестве причин, можно выделить:

• изменяющееся законодательство;

• влияние человеческого фактора в управлении;

• частота выполнения тех или иных функций

управления;

• случайный характер ситуации и т. д.

Принимая во внимание рискованный характер муниципального управления и его подсистем, представляется необходимым риск-ориентированное управление муниципальной собственностью.

Строгого определения указанного термина нет. Это понятие встречается в публикациях специалистов, посвященных вопросам риск-менеджмента в банковской деятельности, в книге Гончарова Д. С.«Комплексный подход к управлению рисками для российских компаний» [6]. Риск-ориентированное управление — это прежде всего комплексный подход к управлению рисками организации, наличие программных продуктов для управления рисками. Как указывается в некоторых публикациях, касающихся банковской деятельности, большинство организаций частично используют риск-ориентированное управление или планируют внедрить программные продукты для управления рисками. Для российских организаций: финансовых институтов и предприятий реального сектора экономики риск-ориентированное управление находится в стадии становления.

В существующей теории и практике управления рисками различают статическую и динамическую концепции управления рисками [2].

В соответствии со статической концепцией все предпринятые действия по предотвращению или снижению рисков остаются неизменными в процессе реализации однократно принятого управленческого решения. Однако с ростом предприятий, увеличением масштабов их деятельности на смену статической концепции приходит концепция адаптивного динамического управления рисками. Эта концепция предполагает непрерывный процесс управления рисками, который протекает параллельно основной деятельности, использование рисков для улучшения состояния компании,

применение адаптивного подхода к управлению внезапно возникающими рисками.

Динамическая концепция может стать основой риск-ориентированного управления в различных организациях.

Под риск-ориентированным управлением условимся понимать технологию управления, направленную, с одной стороны, на исследование возникающих управленческих ситуаций в текущей деятельности с позиций их возможного отклонения от целевого состояния, анализ необходимости вмешательства в уже возникшую ситуацию с целью приближения ситуации к целевой, принятия соответствующих управленческих решений, корректирующих поведение системы, с другой стороны, на систематическое накопление информации о возникающих в системе ситуациях, способах их решения и последствиях принятых решений, выделении проблемных ситуаций, взаимовлияний ситуаций. Третьей стороной технологии должен быть анализ имеющейся информации для предвидения поведения системы в будущем в зависимости от управляющих воздействий.

В качестве методологической основы риск-ориентированного управления муниципальной собственностью будем рассматривать ситуационный подход. Необходимость использования ситуационного подхода для моделирования и управления определяется следующими свойствами сложных систем [7, 8]:

• уникальность;

• отсутствие формализуемой цели существования;

• отсутствие оптимальности;

• динамичность;

• неполнота описания;

• значительное количество субъектов;

• большая размерность;

• неформализованная информация. Указанные выше свойства характерны и для

системы муниципального управления и его подсистем.

Ситуационный подход в настоящее время является одним из наиболее перспективных методологических подходов в менеджменте. Увеличивается интерес к применению ситуационного подхода для решения проблем поддержки принятия решений и управления в областях науки, образования, промышленности, государственного менеджмента и др. [8] и связанных с ним методов ситуационного управления, ситуационного моделирования.

В основу ситуационного подхода положен ситуационный анализ, который представляет собой

комплексные технологии подготовки, принятия и реализации управленческого решения, в основе которых лежит анализ отдельно взятой ситуации [9]. Одной из главных задач ситуационного анализа является установление основных факторов, оказывающих существенное влияние на развитие ситуации. После установления факторов, определяющих развитие ситуации, изучаются механизмы, обусловливающие это развитие, взаимодействие факторов и т. д. Лучшему пониманию ситуации и динамики ее развития может помочь моделирование ситуации.

Методом реализации ситуационного подхода является ситуационное управление. Ситуационное управление заключается в принятии управленческих решений по мере возникновения проблем в соответствии со складывающейся ситуацией. Ситуационное управление — это метод, основанный на введении понятия «ситуация», классификации ситуаций и их преобразовании [7].

Теория и практика ситуационного управления подробно рассматриваются в работах Поспелова Д. А., Клыкова Ю. И., Болотовой Л. Н.(Загадской Л. Н. ).

Основными процедурами ситуационного управления являются: классификация ситуаций, корреляция (соотнесение с помощью логико-трансформационых правил описания ситуаций с одношаговыми решениями), экстраполяция последствий принимаемых решений. Система поддержки принятия решений при выполнении функций по управлению муниципальной собственностью может быть построена на основе принципиальной схемы ситуационного управления, предложенной Д. А. Поспеловым и указанной на рис. 1.

Этапы управления рисками предполагают выявление возможных рисков, определение вероятности их возникновения, оценку их влияния на итог деятельности (прогнозирование, предвидение последствий возникновения), применение методов снижения риска или недопущения возникновения риска. Для эффективной реализации риск-ориентированного управления необходимо проведение большого объема подготовительных мероприятий: сбор информации об объекте управления, идентификация ситуаций, составление реестра возможных решений, идентификация рисков, анализ факторов, влияющих на состояние факторов-индикаторов ситуации, сценариев поведения для предотвращения рисковых ситуаций, а также последующая корректировка накопленных данных. Выполнение этих требований возможно в результате ситуационного моделирования исследуемой предметной области.

Рис. 1. Принципиальная схема решения задачи ситуационного управления

Ситуационное моделирование — это один из методов системного анализа, основанный на сочетании методов, направленных на активизацию использования интуиции и опыта специалистов, и методов формализованного представления систем [10]. Ситуационное моделирование как метод ситуационного управления целесообразно применять в таких системах, как муниципальное управление, где процессы слабоформализуемы, и применение математических методов для создания ситуационной модели объекта не позволяет корректно описать объект и законы его функционирования и сделать ее максимально приближенной к реальной ситуации. Ситуационное моделирование предполагает сбор, накопление, мониторинг информации, анализ ситуаций, моделирование ситуаций, выбор наилучших сценариев развития, графическое представление полученных результатов. Важным в ситуационном моделировании является применение инструментов, которые позволяют рассматривать развитие ситуаций в динамике.

Наиболее подходящими для решения проблем принятия решений в социально-экономических системах можно считать метод когнитивных карт и развивающиеся методы когнитивного моделирования [11]. Технология когнитивного моделирования заключается в том, чтобы на основе когнитивных моделей определять возможные и рациональные пути управления ситуацией с целью перевода ее в состояние, близкое к целевому. Когнитивное моделирование основано на сценарном подходе.

Основным понятием в когнитивном (познавательно-целевом) подходе, как и в ситуационном подходе, является понятие «ситуация». Ситуация в

данном случае характеризуется набором базисных факторов. Влияние факторов друг на друга изображается в виде схемы причинно-следственных связей, которые называют когнитивными картами [11, 12]. Математически когнитивную карту можно представить в виде знакового (взвешенного) ориентированного графа или в матричном виде.

На когнитивных картах решаются задачи имитационного моделирования динамики развития ситуаций, на основании которых можно оценивать последствия принимаемых решений и выбирать лучшие сценарии. В реализации риск-ориентированного управления это представляется обоснованным, поскольку будет выполняться предварительное моделирование рисков в зависимости от внешних воздействий. Поэтому в систему ситуационного управления целесообразно включить блок когнитивного моделирования для анализа последствий принимаемых решений в текущий момент времени. Следовательно, когнитивное моделирование является средством динамического моделирования ситуаций в системе ситуационного управления, что повышает эффективность ситуационного управления. Таким образом, мы приходим к композиции ситуационного подхода и когнитивного моделирования.

Рассмотренные выше методы: ситуационное управление, ситуационное моделирование, когнитивное моделирование могут быть использованы при разработке технологий риск-ориентированного управления в слабоструктурированных системах, к которым относится система муниципального управления и его подсистемы, в частности, система управления муниципальной собственностью. При композиции ситуационного подхода и когнитивного моделирования повышается эффективность ситуационного управления, поскольку реализуются принципы динамического моделирования ситуаций, что позволяет своевременно предвидеть потенциально опасные ситуации и оказывать соответствующие управляющие воздействия на

ситуацию.

ЛИТЕРАТУРА 1. Российская Федерация. Правительство. О программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006 — 2008 годы): распоряжение [утверждено 19 января 2006 г.] // Собрание законодательства Российской Федерации. 2006, № 5. С. 589.

2. Балдин К. В. Управление рисками: учебное пособие / К. В. Балдин, С. Н. Воробьев. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. — 511 с.

3. Система муниципального управления: учебник / под ред. В. Б. Зотова. — СПб.: Лидер, 2005. — 493 с.

4. Черкасов, В. В. Проблемы риска в управленческой деятельности / В. В. Черкасов, — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: «Рефл-бук», Киев «Ваклер», 2002. — 318 с.

5. Юкаева В. С. Управленческие решения. / В. С. Юкаева — М.: Дашков и Ко, 2006. — 324 с.

6. Гончаров Д. С. Комплексный подход к управлению рисками для российских компаний / Д. С. Гончаров. — М.: Вершина, 2008. — 224 с.

7. Поспелов Д. А. Ситуационное управление: теория и практика / Д. А. Поспелов. — М.: Наука, 1986. — 288 с.

8. Филиппович А. Ю. Интеграция систем ситуационного, имитационного и экспертного моделирования / А. Ю. Филиппович. — М.: Изд-во «ООО Эликс+», 2003. — 310 с.

9. Литвак Б. Г. Разработка управленческого решения: учебник / Б. Г. Литвак. — М.: Дело, 2000. — 392 с.

10 Теория систем и системный анализ в управлении организациями: справочник: учеб. пособие / под ред. В. Н. Волковой и А. А. Емельянова. — М.: Финансы и статистика, 2006. — 848 с.

11. Горелова Г. В. Когнитивный анализ и моделирование устойчивого развития социально-экономических систем / Г. В. Горелова, Е. Н. Захарова, Л. А. Гинис. — Ростов-на-Дону: Изд-во РГУ, 2005. — 288 с.

12. Горелова Г. В. Региональная система образования, методология комплексных исследований / Г. В. Горелова, Н. Х. Джаримов. — Майкоп, 2002. - 360 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.