Научная статья на тему 'СИТУАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ ВЫБОРА СРЕДСТВ ПО УХОДУ ЗА ПОЛОСТЬЮ РТА ДЛЯ ДЕТЕЙ - ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ВЗГЛЯД ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО СПЕЦИАЛИСТА'

СИТУАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ ВЫБОРА СРЕДСТВ ПО УХОДУ ЗА ПОЛОСТЬЮ РТА ДЛЯ ДЕТЕЙ - ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ВЗГЛЯД ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО СПЕЦИАЛИСТА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
327
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЙ РАБОТНИК / СРЕДСТВА ГИГИЕНЫ ПОЛОСТИ РТА ДЛЯ ДЕТЕЙ / ПРОФИЛАКТИКА СТОМАТОЛОГИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ У ДЕТЕЙ / САНИТАРНОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ ДЕТЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ / PHARMACEUTICAL WORKER / ORAL HYGIENE PRODUCTS FOR CHILDREN / PREVENTION OF DENTAL DISEASES IN CHILDREN / HEALTH EDUCATION OF CHILDREN AND PARENTS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Курылёва Маргарита Андреевна, Кирщина Ирина Анатольевна

Цель. Изучить международные и российские требования к выбору средств по уходу за полостью рта (СГПР) и оценить потребительское поведение и информационные потребности несовершеннолетних граждан и родителей в отношении профилактики стоматологических заболеваний. Методика. В исследовании использовался системный подход, состоящий из 3 этапов: анализ международных и российских рекомендаций и публикаций к выбору средств по уходу за полостью рта; анализ товаров аптечного ассортимента, представленных в аптечной организации для удовлетворения спроса средств по уходу за полостью рта; изучение потребительского поведения в процессе выбора средств по уходу за полостью рта с помощью анкетирования с использованием разработанных авторами анкет. Результаты. В результате анализа зарубежной и российской литературы сформированы критерии выбора средств по уходу за полостью рта для детей различных возрастных категорий. Установлено, что временные и постоянные зубы во время роста и развития ребенка сопровождаются рядом анатомо-физиологических особенностей строения твердых тканей, что обуславливает необходимость тщательного ухода за зубами детей с использованием СГПР в соответствии с возрастом на протяжении всего периода взросления ребенка. Выявлено, что в аптечном ассортименте представлен недостаточно глубокий ассортимент для рационального выбора СГПР (на примере зубных паст) в разрезе возрастных категорий, установленных производителями зубных паст (от 0 до 3 лет, от 3 (4) до 7 (8) лет (в зависимости от бренда), от 6 до 12 лет, от 8 до 18 лет, от 12 до 18 лет). Отмечено, что с возраста 8+ многие родители самостоятельно «переводят» детей на взрослые СГПР. В результате анкетирования выявлен недостаточный уровень компетентности детей и взрослых о профилактике стоматологических рисков. Установлено, что в большинстве случаев (67%) детям школьного возраста (от 10 до 17 лет) и родителям (57%) требуется консультация специалиста при выборе гигиенических средств по уходу за полостью рта. Заключение. СГПР для детей различных возрастов характеризуются принципиальными отличиями по составу и другим параметрам и имеют существенные отличия от аналогичных товаров для взрослых. В аптечных организациях представлен недостаточно глубокий ассортимент СГПР с позиции удовлетворения целевых потребностей детей различных возрастных категорий с учетом физиологических особенностей развития ребенка и его стоматологического статуса. Авторами актуализирована необходимость санитарного просвещения населения на основе реализации профессионального подхода при формировании аптечного ассортимента и продаже СГПР в рамках санитарно-просветительской деятельности специалистов фармацевтического профиля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SITUATIONAL ANALYSIS OF THE CHOICE OF ORAL CARE PRODUCTS FOR CHILDREN - PROFESSIONAL VIEW OF A PHARMACEUTICAL SPECIALIST

Objective. To study the international and Russian requirements for the choice of oral care products (SGPR) and to assess the consumer behavior and information needs of minor children and parents with regard to the prevention of dental diseases. Methods. The study used a system approach consisting of 3 steps: analysis of international and Russian recommendations and publications on the choice of oral care products; analysis of pharmacy products presented to the pharmacy organization to meet the demand for oral care products; study of consumer behavior in the selection of oral care products using questionnaires developed by authors. Results. As a result of the analysis of sources of foreign and Russian literature, criteria for the selection of oral care products for children of different age categories were formed. It was established that temporary and permanent teeth during the growth and development of the child are accompanied by a number of anatomical and physiological features of the structure of solid tissues, which makes it necessary to carefully care for the teeth of children using SGPR in accordance with age throughout the child's growing up. It was revealed that the pharmacy assortment presents an insufficient range for rational selection of toothpaste (on the example of toothpaste) in terms of age categories established by the toothpaste manufacturer (from 0 to 3 years, from 3 (4) to 7 (8) years (depending on the brand), from 6 to 12 years, from 8 to 18 years, from 12 to 18 years). It is noted that from the age of 8 many parents independently "transfer" children to adult SGPR. The questionnaire revealed insufficient competence of children and adults to prevent dental risks. We established that in most cases (67%), children of school age (10 to 17 years) and parents (57%) require expert advice in the selection of oral hygiene products. Conclusion. The SGPR for children of different ages are characterized by fundamental differences in composition and other parameters and has significant differences from similar products for adults. Pharmacy organizations present an insufficient range of SGPR from the point of view of meeting the target needs of children of different age categories, taking into account the physiological peculiarities of the child's development and their dental status. The authors updated the need for health education of the population on the basis of a professional approach in the formation of a pharmacy range and the implementation of the SGPR within the framework of sanitary education activities of pharmaceutical specialists.

Текст научной работы на тему «СИТУАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ ВЫБОРА СРЕДСТВ ПО УХОДУ ЗА ПОЛОСТЬЮ РТА ДЛЯ ДЕТЕЙ - ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ВЗГЛЯД ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО СПЕЦИАЛИСТА»

ОРГАНИЗАЦИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

УДК 615.15 14.02.03 Общественное здоровье и здравоохранение 14.01.14 Стоматология

DO1: 10.3 7903/vsgma. 2020.3.31

СИТУАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ ВЫБОРА СРЕДСТВ ПО УХОДУ ЗА ПОЛОСТЬЮ РТА ДЛЯ ДЕТЕЙ -ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ВЗГЛЯД ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО СПЕЦИАЛИСТА © Курылёва М.А., Кирщина И.А.

Пермская государственная фармацевтическая академия, Россия, 614990, Пермь, ул. Полевая, 2

Резюме

Цель. Изучить международные и российские требования к выбору средств по уходу за полостью рта (СГПР) и оценить потребительское поведение и информационные потребности несовершеннолетних граждан и родителей в отношении профилактики стоматологических заболеваний.

Методика. В исследовании использовался системный подход, состоящий из 3 этапов: анализ международных и российских рекомендаций и публикаций к выбору средств по уходу за полостью рта; анализ товаров аптечного ассортимента, представленных в аптечной организации для удовлетворения спроса средств по уходу за полостью рта; изучение потребительского поведения в процессе выбора средств по уходу за полостью рта с помощью анкетирования с использованием разработанных авторами анкет.

Результаты. В результате анализа зарубежной и российской литературы сформированы критерии выбора средств по уходу за полостью рта для детей различных возрастных категорий. Установлено, что временные и постоянные зубы во время роста и развития ребенка сопровождаются рядом анатомо-физиологических особенностей строения твердых тканей, что обуславливает необходимость тщательного ухода за зубами детей с использованием СГПР в соответствии с возрастом на протяжении всего периода взросления ребенка. Выявлено, что в аптечном ассортименте представлен недостаточно глубокий ассортимент для рационального выбора СГПР (на примере зубных паст) в разрезе возрастных категорий, установленных производителями зубных паст (от 0 до 3 лет, от 3 (4) до 7 (8) лет (в зависимости от бренда), от 6 до 12 лет, от 8 до 18 лет, от 12 до 18 лет). Отмечено, что с возраста 8+ многие родители самостоятельно «переводят» детей на взрослые СГПР. В результате анкетирования выявлен недостаточный уровень компетентности детей и взрослых о профилактике стоматологических рисков. Установлено, что в большинстве случаев (67%) детям школьного возраста (от 10 до 17 лет) и родителям (57%) требуется консультация специалиста при выборе гигиенических средств по уходу за полостью рта.

Заключение. СГПР для детей различных возрастов характеризуются принципиальными отличиями по составу и другим параметрам и имеют существенные отличия от аналогичных товаров для взрослых. В аптечных организациях представлен недостаточно глубокий ассортимент СГПР с позиции удовлетворения целевых потребностей детей различных возрастных категорий с учетом физиологических особенностей развития ребенка и его стоматологического статуса. Авторами актуализирована необходимость санитарного просвещения населения на основе реализации профессионального подхода при формировании аптечного ассортимента и продаже СГПР в рамках санитарно-просветительской деятельности специалистов фармацевтического профиля.

Ключевые слова: фармацевтический работник, средства гигиены полости рта для детей, профилактика стоматологических заболеваний у детей, санитарное просвещение детей и родителей

SITUATIONAL ANALYSIS OF THE CHOICE OF ORAL CARE PRODUCTS FOR CHILDREN -PROFESSIONAL VIEW OF A PHARMACEUTICAL SPECIALIST Kuryljova M.A., Kirshhina I.A.

Perm State Pharmaceutical Academy, 2, Polevaya St., 614990, Perm, Russia

Abstract

Objective. To study the international and Russian requirements for the choice of oral care products (SGPR) and to assess the consumer behavior and information needs of minor children and parents with regard to the prevention of dental diseases.

Methods. The study used a system approach consisting of 3 steps: analysis of international and Russian recommendations and publications on the choice of oral care products; analysis of pharmacy products presented to the pharmacy organization to meet the demand for oral care products; study of consumer behavior in the selection of oral care products using questionnaires developed by authors.

Results. As a result of the analysis of sources of foreign and Russian literature, criteria for the selection of oral care products for children of different age categories were formed. It was established that temporary and permanent teeth during the growth and development of the child are accompanied by a number of anatomical and physiological features of the structure of solid tissues, which makes it necessary to carefully care for the teeth of children using SGPR in accordance with age throughout the child's growing up. It was revealed that the pharmacy assortment presents an insufficient range for rational selection of toothpaste (on the example of toothpaste) in terms of age categories established by the toothpaste manufacturer (from 0 to 3 years, from 3 (4) to 7 (8) years (depending on the brand), from 6 to 12 years, from 8 to 18 years, from 12 to 18 years). It is noted that from the age of 8 many parents independently "transfer" children to adult SGPR. The questionnaire revealed insufficient competence of children and adults to prevent dental risks. We established that in most cases (67%), children of school age (10 to 17 years) and parents (57%) require expert advice in the selection of oral hygiene products.

Conclusion. The SGPR for children of different ages are characterized by fundamental differences in composition and other parameters and has significant differences from similar products for adults. Pharmacy organizations present an insufficient range of SGPR from the point of view of meeting the target needs of children of different age categories, taking into account the physiological peculiarities of the child's development and their dental status. The authors updated the need for health education of the population on the basis of a professional approach in the formation of a pharmacy range and the implementation of the SGPR within the framework of sanitary education activities of pharmaceutical specialists.

Keywords: pharmaceutical worker, oral hygiene products for children, prevention of dental diseases in children, health education of children and parents

Введение

Согласно результатам Глобального исследования ВОЗ 2017 г., около 3,56 млрд. людей в мире (включая детей) страдают от заболеваний полости рта, при этом самым распространенным является зубной кариес [8]. Вопросы профилактики стоматологических проблем у детей неоднократно обсуждались на совещаниях ВОЗ, в ходе которых авторитетно обосновано, что основным компонентом первичной профилактики стоматологических заболеваний у детей выступает надлежащая гигиена полости рта ребенка, начиная с раннего возраста [6, 9, 10]. Известно, что молочные зубы непостоянные, однако надлежащая гигиена полости рта в детском возрасте зачастую определяет здоровье зубов взрослого человека. В этой связи, качественный уход, включая рациональный выбор средств по уходу за полостью рта ребенка, выступает важным предиктором сохранения стоматологического здоровья на протяжении всей жизни человека. Безусловно, детские зубы, как и другие органы детского организма, имеют физиологические особенности, что и обуславливает необходимость использования в детском возрасте специальных средств гигиены полости рта, разработанных с учетом возрастных особенностей детских зубов и десен.

Средства гигиены полости рта традиционно и обосновано занимают существенную долю в ассортименте большинства аптечных организаций. Данная товарная группа представлена большим разнообразием номенклатурных позиций, которые имеют различный состав, рекомендации к использованию, цену и другие товароведческие характеристики. Согласно Правил надлежащей аптечной практики и требований профессионального стандарта «Провизор» фармацевтические работники обязаны осуществлять информационное сопровождение при реализации товаров аптечного ассортимента с целью обеспечения их безопасного использования в домашних условиях [4, 5].

Цель исследования - изучение международных и российских рекомендаций, посвященных выбору средств по уходу за полостью рта в детском возрасте, анализ аптечного ассортимента на предмет

соответствия установленным требованиям и возможности удовлетворения спроса с учетом возрастных особенностей развития детей, и оценку потребительского поведения посетителей аптек (детей и взрослых) при выборе СГПР для детей различных возрастов.

Методика

Проведено изучение международных и российских рекомендаций и публикаций к выбору средств по уходу за полостью рта с помощью контент-анализа, систематизации и группировки данных.

С использованием методов группировки, структурного, логического и маркетингового анализа на примере ассортимента детских зубных паст, представленного в аптечных организациях г. Лобня, проведено изучение потребительских свойств (возраст применения, страна-производитель, активные компоненты, содержание фторидов и их концентрация для фторсодержащих паст, наличие красителей и/или вкусовых добавок, цена за упаковку) СГПР для детей.

Проведен товароведческий анализ по показателям «Описание», «Упаковка», «Маркировка» средств по уходу за полостью рта (на примере зубных паст и ополаскивателей, предназначенных для детей) в соответствии с нормативной документацией [1].

Изучение потребительского поведения проведено с использованием социологического метода (анкетирование). Объем репрезентативной выборки несовершеннолетних граждан и родителей, необходимый для проведения исследования, рассчитан математическим методом, с использованием следующих формул:

, где По - объем выборки; 1- значение стандартизованной нормально распределенной случайной величины, соответствующее интегральной вероятности (при доверительном уровне равном 95%, 7=1,96); р - доля объектов с заданным признаком (для исключения недооценки выборки принято значение 0,5, при котором произведение р (1 - р) максимально); е - допустимая ошибка выборки (принят ±5%).

Дальнейший расчет объема выборки с учетом генеральной совокупности производился по

формуле:

, где Пх - объем выборки с поправкой на размер генеральной совокупности; По - объем выборки, рассчитанный по формуле (1); N - объем генеральной совокупности [2].

Согласно расчётам, достаточный объем общей выборки составляет 384 человека. Проведено анкетирование 212 детей по 2 возрастным группам от 10 до 13 лет и с 14 до 17 лет включительно, среди которых 127 девочек (60%) и 85 мальчиков (40%) и 180 родителей, имеющих детей до 18 лет, большую часть которых составляли женщины (70%). При этом 33% респондентов имели детей только до 3 лет, 27% - более старшего возраста, 72 человек (40%) имели детей в двух возрастных групп. Общее число респондентов составляет 392 человека, что удовлетворяет критерию репрезентативности выборки.

Изучение проводилось в городе Лобня в течение января - февраля 2020 г. с использованием разработанных авторами анкет, которые содержали 16 вопросов и состояли из следующих блоков: социально демографические характеристики (пол, возраст); изучение осведомленности (информированности) о правильном уходе за полостью рта; изучение потребительских предпочтений при выборе средств по уходу за полостью рта. В состав анкеты включены альтернативные (68,75%) и закрытые (31,25%) вопросы.

При составлении анкет для детей учтены возрастные особенности выбранной когорты. Анкеты для опроса детей содержали короткие вопросы без профессиональных терминов и сложных формулировок. Большинство вопросов сопровождалось предложенными вариантами ответов. Статистическая обработка результатов анкетирования была проведена с помощью программного средства Microsoft Exceel.

Результаты исследования их обсуждение

По результатам контент-анализа современных источников зарубежной и российской литературы нами сформированы критерии выбора гигиенических средств по уходу за полостью рта для детей, систематизированные на группы по фармакологическим и маркетинговым характеристикам. К фармакологическим характеристикам отнесены следующие показатели: эффективность (активные компоненты и их действие); безопасность (возрастные ограничения, указанные на упаковке СГПР); индекс КОЛ (для зубных паст); содержание фтора (для фторсодержащих паст), наличие красителей и вкусовых добавок. К маркетинговым характеристикам отнесены потребительские свойства выбора, представленные следующими параметрами: стоимость (цена за упаковку), объем упаковки, производитель (российский или зарубежный), широта представленного бренда.

Согласно рекомендациям стоматолога, здоровые и запломбированные зубы необходимо чистить зубной щеткой с пастой два раза в день, после еды следует полоскать рот для удаления остатков пищи [6]. Анализ литературы показал, что посещать стоматолога с целью профилактического осмотра рекомендуется раз в полгода [6]. В ходе анализа литературы установлено, что зубная паста представляет собой многокомпонентную систему, состоящую из абразивных, влагоудерживающих, связующих, ароматических веществ, воды, а также может содержать лечебно-профилактические, поверхностно-активные, вкусовые и консервирующие добавки в различных комбинациях [1].

В качестве реминерализующих активных веществ детские зубные пасты содержат соединения фтора (фторфосфат натрия, монофторфосфат натрия, фторид натрия, фторид алюминия или фторид олова, фосфорнокислый фторид, органический аминофторид (олафлур)), либо соединения кальция (глицерофосфат кальция, лактат кальция, пантотенат кальция, цитрат кальция, синтетический гидроксиапатит). Необходимо отметить, что одновременное содержание в зубной пасте фтора и кальция не допустимо, в связи с образованием нерастворимой соли, не обладающей полезными свойствами для зубов, и снижения концентрация активных ионов фтора от 15 до 50%. Таким образом, для оптимальной профилактики стоматологических проблем целесообразно придерживаться правила очередности минералов в зубных пастах.

Анализ литературы показал, что при выборе специальных зубных паст, предназначенных для детского возраста, следует обращать внимание на количество содержания фтора (для фторсодержащих паст) [3, 7, 10]. Европейской академией детской стоматологии (ЕЛРО) даны рекомендации по данному показателю, представленные ниже в табл. 1.

Таблица 1. Содержание фтора и количество зубной пасты на щетке в зависимости от возраста

Возраст ребенка Оптимальное содержание фтора Количество пасты на щетке Кратность чистки зубов в день

От 6 месяцев до 2 лет 500 ppm «Мазок» 0,125г 2

От 2 до 6 лет 500 ppm «Горошина» 0,25г 2

От 6 до 12 лет 1000 ppm Половина головки зубной щетки 0,5г 2

Старше 12 лет 1450 ppm Вся головка зубной щетки 1,0г 2

Следует отметить, что при выборе детских зубных паст особое внимание следует обращать на показатель содержания фтора в зубной пасте для детей в возрасте до 6 лет ввиду существующего риска проглатывания ими пасты во время чистки зубов. Для снижения этого риска необходимо соблюдать следующие правила: использовать зубные пасты с рекомендованным содержанием фтора; правильно дозировать зубную пасту; контролировать чистку зубов детей взрослыми [3].

В ходе анализа установлено, что обеспечение очищающего и полирующего действия зубных паст происходит за счет абразивных веществ (оксид кремния, карбонат кальция, дикальций фосфат, трикальций фосфат, пирофосфат кальция, гидроксид алюминия, силикат циркония, бентонитовая глина, бикарбонат натрия, хлорид натрия). Как правило, детская зубная паста характеризуется меньшим содержанием абразивных частиц, по отношению к взрослой. Это связано с тем, что зубная эмаль у ребенка мягче, менее минерализирована и находится в процессе созревания. В это связи систематичное механическое воздействие на эмаль зубов в детском возрасте может вызвать повышенную чувствительность зубов ребенка.

Характер воздействия и величина абразивных элементов отражаются в индексе RDA (radioactive dentine abrasion - радиоактивной абразивности дентина) - методе определения степени абразивности зубных паст с помощью радиоактивной обработки дентина, принятом Американской ассоциацией стоматологов. Ниже представлена таблица 2 с рекомендуемыми индексами RDA.

Таблица 2. Рекомендуемые индексы RDA

Значение индекса RDA Рекомендации по использованию

20-25 для чувствительных зубов

25-50 в период созревания эмали для детских зубов и при повышенной чувствительности зубов

60-80 для ежедневного ухода сформировавшейся эмали взрослых зубов

80-100 для ежедневного отбеливания

120-200 для кратковременного применения с целью отбеливания зубов

По результатам литературы использование отбеливающих зубных паст у детей до 14-16 лет не рекомендовано, так как отбеливающие составляющие в составе зубных паст, как правило, имеют абразивную структуру, и их применение в детском возрасте способствует повреждению эмали и появлению трещин на ее поверхности, которые впоследствии могут осложниться кариесом. Известно, что, наряду с зубными пастами, для ухода за полостью рта можно использовать дополнительные средства, например, ополаскиватели. Анализ литературы показал, что ополаскиватели усиливают действие зубной пасты, удаляя остатки налета или пищи после предварительной чистки, оказывают противокариозное, заживляющее и освежающее дыхание действия. Зубные ополаскиватели применяют для ополаскивания полости рта у детей не раньше 6 летнего возраста. Возрастные ограничения связаны с риском проглатывания ополаскивателя [3].

На следующем этапе исследования нами проведен анализ товаров аптечного ассортимента средств по уходу за полостью рта для детей на локальном рынке в г. Лобня. Товары аптечного ассортимента для гигиенического ухода за полостью рта условно разделены на основные и дополнительные. К основные СI I1Р нами отнесены зубные пасты и зубные щетки. К дополнительным СГПР: зубные ополаскиватели, межзубные средства (флоссы, зубочистки, межзубные щетки), ирригаторы. Однако объектами настоящего исследования выступили зубные пасты и ополаскиватели.

Был проведен анализ зубных паст и ополаскивателей по выше описанным фармакологическим и маркетинговым характеристикам. В ходе проведенного исследования ассортимента зубных паст для детей, представленных в аптечном ассортименте, зафиксировано 42 наименования детских зубных паст. Товароведческий анализ СГПР для детей по показателям «Описание», «Упаковка», «Маркировка» показал, что представленные образцы соответствуют нормативным документам. Установлено, что зубные пасты, представленные в аптечных организациях г. Лобня, содержат в качестве минерализующих активных веществ либо фтор, либо кальций, примерно в равном соотношении, что позволяет подобрать необходимую пасту с учетом запросов потребителя и рекомендаций стоматолога. Все пасты (где имеется информация об абразивности) соответствуют рекомендованному индексу RDA (до 50). Многие зубные пасты не содержат сахара, аллергенов, парабенов, натрия лаурилсульфата, в связи с чем могут быть рекомендованы несовершеннолетним клиентам, склонным к аллергическим реакциям. В структуре аптечного ассортимента 58% из ассортимента зубных паст приходится на долю отечественных производителей и 42% -зарубежного производства. Лидирующие положения занимают «R.O.C.S.» (63%) среди российских производителей и PRESIDENT (61,5%). Наибольшую долю (95%) по ценовой характеристике занимают пасты с диапазоном цен от 120 до 230 руб.

В ходе анализа ассортимента детских зубных паст были выделены следующие возрастные группы: от 0 до 3 лет, от 3(4) до 7(8) лет (в зависимости от бренда), от 6 до 12 лет, от 8 до 18 лет, от 12 до 18 лет. Нами проведен количественный анализ глубины ассортимента в каждой возрастной группе (рис. 1).

Рис. 1. Количественный анализ ассортимента зубных паст на локальном рынке в г. Лобня

224

Из рисунка видно, что в аптечных организациях представлен ассортимент зубных паст для всех возрастных категорий детей от 0 до 18 лет. Анализ показал, что глубина, то есть количество ассортиментных позиций в каждой возрастной категории, имеет значительные отличия. Известно, что аптечный ассортимент формируется руководителем организации, исходя из требований нормативных документов и спроса потребителей.

Таким образом, представленный ассортимент косвенно характеризует потребительский спрос на данную товарную группу. Установлено, что наиболее разнообразный ассортимент детских зубных паст (43% об общего ассортимента зубных паст для детей) приходится на возрастную группу от 3 до 8 лет, что, на наш взгляд, связано с достаточным спросом потребителей, так как в период «молочных зубов» родители проявляют активное внимание к профилактике первых стоматологических проблем подрастающего ребенка. Второе место (22%) по количеству ассортиментных позиций занимает возрастная группа от 1 до 3 лет, что, на наш взгляд, обусловлено повышенным вниманием родителей к первым зубам малыша. В возрастных группах старше 8 лет ассортимент заметно сужается ввиду ограниченного спроса потребителей к этой товарной группе, т.к., начиная с этого возраста, многие родители самостоятельно «переводят» детей на взрослые СГПР. Вместе с тем, период 8+ характеризуется сменой молочных зубов на постоянные, созреванием зубной эмали, что требует гигиены полости рта в соответствии с возрастными особенностями ребенка. Следует отметить, что временные и постоянные зубы во время роста и развития ребенка сопровождаются рядом анатомо-физиологических особенностей строения твердых тканей, что обуславливает необходимость тщательного ухода за зубами детей с использованием СГПР в соответствии с возрастом на протяжении всего периода взросления ребенка.

По мнению 60% взрослых, состав детских зубных паст идентичен взрослым, за исключением вкусовых добавок в детских пастах. Большинством респондентов, возрастная дифференциация зубных паст воспринимается как маркетинговый ход производителя. Однако 40% родителей находят отличия как по содержанию фтора, так и по содержанию абразивных веществ в детских зубных пастах относительно взрослых. Ответы родителей на вопрос: «До какого возраста Ваши дети пользовались (будут пользоваться) пастами, предназначенными для детского возраста?» показал следующие результаты: 3% респондентов отметили, что до 3 лет, половина опрошенных 50% - до 6 летнего возраста, 30% - до 10 лет и лишь 17% респондентов считают, что использовать детские зубные пасты необходимо до 18 летнего возраста. Схожие ответы были получены и на следующий вопрос: «До какого возраста Вы следили (будете следить) за чисткой зубов своих детей?».

В ходе проведенного анализа ассортимента ополаскивателей для полости рта установлено, что представленные в аптечных организациях ополаскиватели имеют различные составы -фторсодержащие, без содержания фторидов, с содержанием антисептических средств. Разнообразие ассортимента позволяет подобрать необходимый вариант с учетом предпочтений детей и рекомендаций стоматолога. Сравнительный анализ детских ополаскивателей показал, что в их составе присутствуют ароматизаторы и/или вкусовые добавки и не содержится спирт.

Маркетинговый анализ показал, что детские ополаскиватели представлены отечественными (33%) и зарубежными (67%) производителями. Ценовой диапазон цен от 110 до 341 руб.

На последнем этапе исследования нами была изучена санитарная грамотность детей и взрослых по уходу за полостью рта и потребительское поведение при выборе детских СГПР. В ходе анкетирования установлено, что в 70% случаев дети и подростки чистят зубы 2 раза в день, 7% -после каждого приема пищи и 23% - 1 раз в день, лишь 12% респондентов - детей и 20% взрослых соблюдают рекомендованный период посещения стоматолога с целью профилактического осмотра.

Анализ показал, что 70% детей на вопрос: «Знаете ли Вы, что такое кариес?» ответили положительно. Однако 60% несовершеннолетних респондентов и 10% взрослых не знают о свойствах фтора в зубной пасте, как необходимого компонента для профилактики кариеса.

Изучение потребительских предпочтений при выборе зубных паст для детей показало, что для 47% респондентов ключевым фактором выбора является цена. Однако для детей и подростков (1013 лет) второе место при выборе зубной пасты занимает приятный вкус (35,5%), тогда как для тинэйджеров постарше и молодежи (14-17 лет) вторым после цены фактором выбора СГПР является эффективность, то есть основное действие зубной пасты (28%). На вопрос: «Какое основное действие при выборе зубной пасты для Вас наиболее актуально?» детям - участникам анкетирования были предложены варианты ответов, из которых нужно было выбрать одно приоритетное действие. Установлено, что для 40% детей и подростков предпочтительно

противокариозное действие, 25% - отбеливающий эффект, 20% - освежающее действие, 15% -противовоспалительное действие.

В ходе анкетирования установлено, что 43% респондентов используют дополнительные средства для ухода за полостью рта, более половины из них (52%) применяют ополаскиватели. Анализ показал, что 62% детей и подростков и 60% родителей приобретают СГПР в магазине и 38% и 40% соответственно - в аптечных организациях. Следует отметить, что приобретение СПГР в аптечной организации в большинстве случаев (67% - по ответам детей и 57% - по ответам взрослых) обусловлено необходимостью консультации специалиста при выборе СГПР.

При выборе зубных паст в аптечных организациях 35% респондентов руководствуются собственным мнением, 19% - рекомендациями фармацевтических работников, 17% -рекомендациями стоматологов, 15% - советами родственников и друзей, 14% - рекламой из средств массовой информации. Данный показатель характеризует значимость фармацевтического консультирования при выборе СГПР для детей.

В завершении анализа нами изучена информационная потребность респондентов (детей и родителей) в области профилактики стоматологических заболеваний с позиций рационального ухода за полостью рта. В этой связи респондентам предлагалось ответить на вопрос: «Необходима ли Вам дополнительная информация о правильном гигиеническом уходе за полостью рта?». Утвердительно ответили 77% детей и 67% взрослых. Далее мы уточнили: «В каком виде Вы бы хотели получать данную информация?», ответы расположились следующим образом (рис. 2).

Предпочтения в получении информации

АРУ™

Нндронлтррилп

Лекции и Дискуссии

Печатный материал

ОЙ> 10% 20% эо% 40* 50% 60% 70%

Печатный материал Лекции к дискуссии Видеоматериал Другое

■: Родители 60% 7%

М Дети 61И в% 14% 17%

Рис. 2. Ответы респондентов на вопрос: «В каком виде Вы бы хотели получать информацию?»

В рамках ответа «Другое» респонденты имели возможность указать свой вариант, среди которых были следующие варианты: Социальная реклама, организация «Дней стоматологического здоровья», размещение информационных стендов в торговых залах аптек, организация акций в аптеке «Здоровые зубы».

Анализ показал, что большинство респондентов в равной степени готовы изучать печатные материалы по стоматологической тематике, однако лекции и дискуссионные обсуждения интересны, в основном, взрослой категории населения. Вместе с тем, дети и подростки, наряду с печатными материалами, отмечают целесообразность информирования посредством видеоматериалов и путем организации массовых мероприятий, посвященных профилактике стоматологических проблем и повышению санитарной грамотности по вопросам ухода и гигиены за полостью рта.

Заключение

Проведенный анализ международных и российских рекомендаций и публикаций, посвященных профилактике стоматологических проблем в детском возрасте, позволил сформировать критерии рационального выбора средств по уходу за полостью рта. На основе маркетингового анализа установлено, что в аптечных организациях представлен широкий, но недостаточно глубокий ассортимент средств по уходу за полостью рта с позиций профилактики стоматологических проблем отдельных возрастных категорий детского возраста.

По результатам анкетирования населения установлен недостаточный уровень компетентности в области санитарно-стоматологической грамотности среди детей и их родителей. Выявлена потребность респондентов в дополнительной профессиональной информации, в том числе по выбору средств для безопасного ухода за полостью рта в детском возрасте. В результате проведенного исследования актуализирована необходимость санитарного просвещения населения на основе реализации профессионального подхода при формировании аптечного ассортимента и продаже СГПР в рамках санитарно-просветительской деятельности специалистов фармацевтического профиля.

Литература (references)

1. ГОСТ 7983-99 Пасты зубные. Общие технические условия (с Поправкой). - введ. 2001-01-01 - Москва: Изд-во стандартов, 2001 - 32 с [GOST 7983-99 Pasty zubnye. Obshhie tehnicheskie uslovija (s Popravkoj). Toothpastes. General Specifications (as amended) - Introduced - vved. 2001-01-01 - Moscow: Publishing house of standards, 2001 - P. 32. (in Russian)]

2. Койчубеков Б.К., Сорокина М.А., Мхитарян К.Э. «Определение размера выборки при планировании научного исследования» // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. -2014. - №4. - С. 71-74. URL: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=5074 [Kojchubekov B.K., Sorokina M.A., Mhitarjan K.Je. Mezhdunarodnyj zhurnal prikladnyh i fundamental'nyh issledovanij. International Journal of Applied and Fundamental Research. - 2014. - N4. - P. 71-74. URL: https://applied-research.ru/ru/ article/view?id=5074 (in Russian)]

3. Оулис К., Раадал И., Мартенс Л. Руководящие указания по применению фторидов у детей: документ, отражающий политику Европейской академии детской стоматологии. Стоматология детского возраста и профилактика. - 2008. - Т.2(25). [Oulis K., Raadal I., Martens L. Rukovodjashhie ukazanija po primeneniju ftoridov u detej: dokument, otrazhajushhij politiku Evropejskoj akademii detskoj stomatologii//Stomatologija detskogo vozrasta i profilaktika. Guidelines on the use of fluoride in children: an EAPD policy document// Childhood dentistry and prevention. - 2008. - 2(25). (in Russian)]

4. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 09.03.2016 № 91н «Об утверждении профессионального стандарта «Провизор» [The order of the Ministry of Labour and Social Protection of the Russian Federation of 09.03.2016 No. 91n "About the approval of the professional Pharmacist standard (in Russian)]

5. Приказ Министерства Здравоохранения РФ от 31.08.2016 г №647н «Об утверждении правил аптечной практики лекарственных препаратов для медицинского применения» [Order of the Ministry of Health of the Russian Federation No. 647n of 31.08 .2016 "On Approval of the Rules of Pharmacy Practice of Medicines for Medical Use". (in Russian)]

6. Шаковец Н.В. Рекомендации ВОЗ 2017 по профилактике кариеса зубов у детей раннего возраста // Современная стоматология - 2018. - №1. - С.2-7 [Shakovets N.V. Rekomendacii VOZ 2017 po profilaktike kariesa zubov u detej rannego vozrasta // Sovremennaja stomatologija. WHO 2017 Recommendations for the Prevention of Dental Caries in Young Children//Modern Dentistry. - 2018. - N1. - P. 2-7]

7. Cochran J.A., Ketley C.E., Duckworth R.M., van Loveren C., Holbrook W.P., Seppa L., Sanches L., Polychronopoulou A., O'Mullane D.M. Development of a standardized method for comparing fluoride ingested from toothpaste by 1.5-3.5-year-old children in seven European countries. Part 2: Ingestion results. — Community Dentistry and Oral Epidemiology. - 2004; Apr: 47-53.

8. GBD 2016 Disease and Injury Incidence and Prevalence Collaborators. Global, regional, and national incidence, prevalence, and years lived with disability for 328 diseases and injuries for 195 countries, 1990-2016: a systematic analysis for the Global Burden of Disease Study 2016. - Lancet. - 2017. - V. 390(10100). - P. 12111259.

9. Petersen P.E. Improvement of global oral health-the leadership role of the World Health Organization // Community Dental Health. - 2010. - V.27. - P.194-199.

10. Phantumvanit P, Makino Y, Ogawa H, et al. WHO Global Consultation on Public Health Intervention against Early Childhood Caries. Community Dentistry and Oral Epidemiology. - 2018. - V.46. - P. 280-287.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Информация об авторах

Курылёва Маргарита Андреевна - провизор-соискатель ученой степени кандидата фармацевтических наук при кафедре

управления и экономики фармации ФГБОУ ВО «Пермская государственная фармацевтическая академия» Минздрава

России. E-mail: fedeneva-margo@mail.ru

Кирщина Ирина Анатольевна - кандидат фармацевтических наук, доцент кафедры управления и экономики фармации

ФГБОУ ВО «Пермская государственная фармацевтическая академия» Минздрава России. E-mail: irina.kirshina@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.