Список использованной литературы
1. http://www.wcdrr.org/preparatory/post2015.
2. http: //www.preventionweb. net/english/.
3. http://www.wcdrr.org/conference/programme/documentation.
4. http://www.mchs.gov.ru/dop/info/smi/news/item/3568103/.
СИТУАЦИОННЫЕ МОДЕЛИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ И ИХ ПОСЛЕДСТВИЯ, СВЯЗАННЫЕ С РАЗЛИВОМ НЕФТЕПРОДУКТОВ
В.Е. Валуйский, старший преподаватель, Д.Ю. Плотников, курсант, Воронежский институт ГПС МЧС России, г. Воронеж
Аварии, катастрофы, стихийные бедствия, известные случаи крупных загрязнений и заражений окружающей среды - эти и другие чрезвычайные ситуации за последние годы в России приобрели такой размах, что стали сказываться на безопасности государства и его населения.
Сложная социально-экономическая обстановка в стране ставит перед органами государственного управления задачу принципиально нового подхода к решению проблемы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Современный период развития общества характеризуется все более нарастающими противоречиями между человеком и окружающей его природной средой. В результате экономического развития, уровень антропологических нагрузок на биосферу приблизился к критическому, и грозит необратимыми последствиями для мировой цивилизации в целом.
Крупные аварии и катастрофы техногенного и природного характера в последнее десятилетие оказали существенное влияние на жизнь и здоровье населения планеты, его среду обитания, последствия которого будут заметны еще десятки и даже сотни лет.
Все это подчеркивает важность и актуальность проблемы чрезвычайной ситуации, связанной с аварийным разливом нефти, которая представляет высокую и реальную опасность для населения и территорий.
При хранении, транспортировке и перекачке нефти и нефтепродуктов возможно возникновение следующих чрезвычайных ситуаций (рис.):
На магистральном нефтепродуктопроводе:
- разрыв на магистральном участке или отводе на нефтебазу, утечка нефтепродукта с выходом на рельеф местности;
- выход нефтепродукта из-под сальниковых трещин, свищей запорной арматуры или нефтепродуктопровода с последующим возгоранием;
- несанкционированная врезка;
- авария на линейно-производственной диспетчерской станции «Воронеж», в том числе пожар или разлив нефтепродукта.
В результате аварии может образоваться в низких местах озеро
нефтепродуктов площадью до 2400 м , пострадать около 15 000 человек, материальный ущерб может составить до 500 000 рублей, нанести значительный ущерб экологии.
На нефтебазах и автозаправочных комплексах при возникновении крупных аварийных разливов нефтепродуктов (более 4 м ) на заправочных площадках, образуется паровоздушная смесь, при возгорании которой, кроме материального ущерба, возникает реальная угроза человеческой жизни.
При автомобильных транспортировках возможны опрокидывания или разрушения емкостей с нефтепродуктами, при которых возможен разлив нефтепродуктов и образование незначительных по размерам очагов пожаров и загрязнений окружающей среды.
На территории аэродромов из-за возможного разлива авиатоплива может возникнуть пожар, который характеризуются, как правило, большими размерами, быстрым распространением горения, высокой скоротечностью и большой температурой в зоне горения.
Рис. Ситуационные модели ЧС, связанных с разливом нефтепродуктов
На железнодорожных станциях может быть сосредоточено до 1000 тонн различных видов нефтепродуктов.
В случае аварии на железнодорожном транспорте возможны разрушения путей, контактных линий электросети, близлежащих зданий и сооружений с образованием завалов и зон сплошных пожаров, произойдет разгерметизация цистерн, что приведет к частичному или полному выходу нефтепродуктов, образованию облака топливно-воздушной смеси (ТВС) вследствие испарения
нефтепродукта с поверхности разлива, с образованием опасных для здоровья людей концентрации нефтепродуктов в воздухе. Облако ТВС может дрейфовать и, в конечном итоге, взорваться с образованием зоны избыточного давления. В случае большого выхода нефтепродуктов и образования облака ТВС аварийная ситуация может выйти за границы объекта, что может повлечь за собой жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительным материальным потерям и нарушению условий жизнедеятельности людей.
Неблагоприятное влияние на оперативность в организации и проведение работ по локализации и ликвидации разливов нефтепродуктов оказывают инженерные сооружения области на транспортных коммуникациях:
- малое количество мостов и понтонных переправ;
- наличие виадуков, что затрудняет проезд крупногабаритной инженерной техники к местам проведения аварийно-спасательных работ;
- отсутствие хороших транспортных дорог, особенно в сельской местности, что увеличивает время прибытия на место ликвидации чрезвычайной ситуации;
- переезды через железнодорожные пути в случае закрытия для пропуска железнодорожных составов.
Список использованной литературы
1. Горшков А.В. Защита населения и территорий от природных и техногенных чрезвычайных ситуаций и опасностей военного характера: Учеб. пособ./ А.В. Горшков, Д.Л. Мальцев, С.М. Корнеев. - Воронеж: Изд-во ВГУ, 2005. - 280 с.
2. Метод. рекомендации по организации реагирования на чрезвычайные ситуации, связанные с разливом нефти и нефтепродуктов при аварии на железнодорожном транспорте - М.: ВНИИ ГОЧС, 2005. - 47 с.
3. Буланенков С.А. Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций / С.А. Буланенков, С.И. Воронов, П.П. Губченко // - Калуга: ГУП «Облиздат», 2006. - 480 с.
ИНФОРМИРОВАНИЕ И ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ
ОТ ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЙ
С.Е. Величко, курсант, А.В. Усов, курсант, С.А. Буданов, доцент, к.ю.н., доцент, Воронежский институт ГПС МЧС России, г. Воронеж
Стихийные действия сил природы, пока еще не в полной мере подвластные человеку, наносят экономике государства и населению огромный ущерб. Стихийные бедствия - это такие явления природы, которые вызывают экстремальные ситуации, нарушают нормальную жизнедеятельность людей и