Научная статья на тему 'Информирование и защита населения и территорий от землетрясений'

Информирование и защита населения и территорий от землетрясений Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
548
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Величко С. Е., Усов А. В., Буданов С. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Информирование и защита населения и территорий от землетрясений»

нефтепродукта с поверхности разлива, с образованием опасных для здоровья людей концентрации нефтепродуктов в воздухе. Облако ТВС может дрейфовать и, в конечном итоге, взорваться с образованием зоны избыточного давления. В случае большого выхода нефтепродуктов и образования облака ТВС аварийная ситуация может выйти за границы объекта, что может повлечь за собой жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительным материальным потерям и нарушению условий жизнедеятельности людей.

Неблагоприятное влияние на оперативность в организации и проведение работ по локализации и ликвидации разливов нефтепродуктов оказывают инженерные сооружения области на транспортных коммуникациях:

- малое количество мостов и понтонных переправ;

- наличие виадуков, что затрудняет проезд крупногабаритной инженерной техники к местам проведения аварийно-спасательных работ;

- отсутствие хороших транспортных дорог, особенно в сельской местности, что увеличивает время прибытия на место ликвидации чрезвычайной ситуации;

- переезды через железнодорожные пути в случае закрытия для пропуска железнодорожных составов.

Список использованной литературы

1. Горшков А.В. Защита населения и территорий от природных и техногенных чрезвычайных ситуаций и опасностей военного характера: Учеб. пособ./ А.В. Горшков, Д.Л. Мальцев, С.М. Корнеев. - Воронеж: Изд-во ВГУ, 2005. - 280 с.

2. Метод. рекомендации по организации реагирования на чрезвычайные ситуации, связанные с разливом нефти и нефтепродуктов при аварии на железнодорожном транспорте - М.: ВНИИ ГОЧС, 2005. - 47 с.

3. Буланенков С.А. Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций / С.А. Буланенков, С.И. Воронов, П.П. Губченко // - Калуга: ГУП «Облиздат», 2006. - 480 с.

ИНФОРМИРОВАНИЕ И ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ

ОТ ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЙ

С.Е. Величко, курсант, А.В. Усов, курсант, С.А. Буданов, доцент, к.ю.н., доцент, Воронежский институт ГПС МЧС России, г. Воронеж

Стихийные действия сил природы, пока еще не в полной мере подвластные человеку, наносят экономике государства и населению огромный ущерб. Стихийные бедствия - это такие явления природы, которые вызывают экстремальные ситуации, нарушают нормальную жизнедеятельность людей и

работу объектов. Каждому стихийному бедствию присущи свои особенности, характер поражений, объем и масштабы разрушений, величина бедствий и человеческих жертв. Каждое по-своему накладывает отпечаток на окружающую среду.

Заблаговременная информация дает возможность провести предупредительные работы, привести в готовность силы и средства, разъяснить людям правила поведения.

Все население должно быть готово к действиям в экстремальных ситуациях, к участию в работах по ликвидации стихийных бедствий, уметь владеть способами оказания первой медицинской помощи пострадавшим.

Землетрясения являются серьезной проблемой для всего человечества. Эти стихийные бедствия только за последние 20 лет унесли жизни более 3 млн. человек. Почти 1 млрд. жителей нашей планеты, по данным ООН, за этот период испытал последствия стихийного бедствия.

Таким образом, одной из основных целей обеспечения безопасности населения является изучение землетрясений, природы их возникновения, методов предотвращения разрушений и человеческих жертв. Ведь любые действия против природных процессов требуют хорошего их знания. Необходимо знать, как они возникают, механизм, условия распространения и все прочие явления, связанные с этой катастрофой. Необходимо знать, как происходят смещения земной поверхности, как быстро массы горных пород могут обрушиться по склону и т.д. Знание причин возникновения и характера землетрясения позволяет при заблаговременном принятии мер защиты, при разумном поведении населения в значительной мере снизить все виды потерь.

Чтобы избежать катастрофических последствий в особо сейсмоопасных районах могут быть приняты некоторые административные меры. Для контроля землепользования и типов построек, разрешенных в зонах высокой сейсмичности, должны быть обязательны ограничения, налагаемые сейсмическим районированием. Это относится, например, к районам с неустойчивыми насыпными грунтами и к районам, где развиты оползни.

Строительные нормы и правила должны определять стандарты различных зданий. Учет различного уровня риска в связи с особенностями геологической обстановки, выполняемый с помощью карты сейсмической опасности, должен стать обычной практикой строительных и страховых компаний. Все эти меры контроля - путем районирования, совершенствования строительных норм и классификации зданий по уязвимости - особенно необходимы для предотвращения человеческих жертв и катастрофических разрушений при будущих подземных толчках в районах сейсмической опасности. Серьезная проблема состоит в том, как привести ныне существующие здания в соответствие со стандартами сейсмостойкости; другая проблема - подготовка планов мероприятий по смягчению последствий разрушительных подземных толчков.

Немаловажную роль в борьбе с катастрофическими последствиями землетрясений играет развитие аэрокосмических наблюдений за сейсмической обстановкой на планете.

Одной из значительных подвижек в этой области является создание в рамках Международного союза геофизики и геодезии рабочей группы, которая ставит перед собой задачу, до сих пор нерешенную сейсмологией, а именно -осуществлять краткосрочные прогнозы землетрясений на основе использования передовых технологий и электромагнитных методов. Возглавляет группу японский ученый-физик Сейя Уеда (Seiya Uyeda), утверждающий, что практический краткосрочный прогноз землетрясений станет возможным к 2015 году. Такие сроки определяются не только сложностью исследований и новизной научных методов, но и, к сожалению, позицией традиционной сейсмологии, которая в большинстве стран монополизировала административное распределение финансовых ресурсов, выделяемых на научную деятельность в данной области.

Есть серьезные основания полагать, что масштабность влияния бедствий и катастроф на социальные, экономические, политические и другие процессы современного общества и их драматизм уже превысили тот уровень, который позволял относиться к ним как к локальным сбоям в размеренном функционировании государственных и общественных структур. Тот порог системной адаптации, которая позволяет системе (в данном случае - обществу) амортизировать отклонения от допустимых параметров жизни и сохранять при этом свое качественное содержание, по-видимому, пройден в ХХ в.

Перед человеком и обществом в XXI в. все более отчетливо вырисовывается новая цель - глобальная безопасность. Достижение этой цели требует изменения мировоззрения человека, системы ценностей, индивидуальной и общественной культуры. Необходимы новые постулаты в сохранении цивилизации, обеспечении ее устойчивого развития, принципиально новые подходы в достижении комплексной безопасности.

При этом весьма важным является то, что в обеспечении безопасности не должно быть доминирующих проблем, так как их последовательное решение не может привести к успеху. Решать проблемы безопасности, в том числе в области защиты населения и территорий от землетрясений, необходимо только комплексно.

Список использованной литературы

1. Абрамов В.В. Безопасность жизнедеятельности: Учеб. пособ. / В.В. Абрамов. - 2-е изд., испр. и доп. - М., 2013.

2. Атаманюк В.Г. Гражданская оборона: Учеб. для вузов / В.Г. Атаманюк, Л.Г. Ширшев, Н.И. Акимов / Под ред. Д.И. Михайлика. - М.: Высш. шк., 1986.

3. Обеспечение безопасности жизнедеятельности: Учеб. пособ. / Под ред. В.Я. Сюнькова. - М.: Центр инноваций в педагогике, 2008.

4. Энциклопедия Кругосвет [Электронный ресурс]: http://www.krugosvet.ru/articles /19/1001984/1001984a1.htm

5. Федеральный закон РФ от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ (ред. от 08.03.2015 г.) «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

природного и техногенного характера» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1994. - № 35. - Ст. 3648.

6. Постановление Правительства Российской Федерации от 10 ноября 1996 года № 1340 «О порядке создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1996. - № 47. - Ст. 5334.

7. Постановление Правительства Российской Федерации от 24 марта 1997 года № 334 (ред. от 10.09.2013 г.) «О Порядке сбора и обмена в Российской Федерации информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1997. - № 13. - Ст. 1545.

К ВОПРОСУ О ПРАВОВОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ СОЦИАЛЬНЫХ ГАРАНТИЙ СПАСАТЕЛЯМ И ЛИКВИДАТОРАМ АВАРИИ НА ЧЕРНОБЫЛЬСКОЙ АЭС

А.Ф. Воробьева, курсант, Н.И. Глинская, курсант,

Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России, г. Санкт-Петербург

Конец ХХ - начало XXI века ознаменовалось увеличением количества чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Активное развитие промышленности и иных сфер народного хозяйства, несомненно, способствуют улучшению качества жизни; однако, вместе с положительными моментами, технический прогресс порождает изменения климата, делает чрезвычайно высоким риск возникновения чрезвычайных ситуаций.

В современных условиях существенное значение для обеспечения устойчивого социально-экономического развития и безопасности жизнедеятельности населения любой страны имеет хорошо налаженная работа по предупреждению чрезвычайных ситуаций различного характера и ликвидации их последствий. Более того, разработка и реализация неотложных и долгосрочных мер, направленных на повышение защищенности опасных объектов и населения на современном этапе являются приоритетными задачами.

Порядок подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 1995 года № 738 с изменениями в Федеральном законе от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ и Постановлением Правительства РФ от 27 мая 2005 года № 335. В соответствии с этим постановлением подготовке в области защиты от ЧС подлежат:

- население, занятое в сферах производства и обслуживания, учащиеся общеобразовательных учреждений и учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования;

- руководители федеральных органов исполнительной власти, органов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.