Научная статья на тему 'Ситуационные факторы принятия решения о поступлении в иногородний вуз'

Ситуационные факторы принятия решения о поступлении в иногородний вуз Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
434
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИТУАЦИОННЫЙ ПОДХОД / СИТУАЦИЯ / ЖИЗНЕННАЯ СИТУАЦИЯ / ВЫБОР / ФАКТОРЫ ВЫБОРА / СТАРШЕКЛАССНИКИ / SITUATIONAL APPROACH / THE SITUATION / LIFE SITUATION / CHOICE / CHOICE FACTORS / SENIORS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Муртазина Инна Ралифовна

В статье дается краткий теоретический обзор современного состояния ситуационного подхода, а также приводятся результаты исследования, проводившегося в 2011 г. на пермских старшеклассниках и студентах-первокурсниках факультета психологии СПбГУ, посвященного выявлению ситуационных факторов, влияющих на их выбор при поступлении (переезд и обучение в иногороднем вузе или обучение в родном городе). Представлено описание особенностей ситуации принятия решения о поступлении в иногородний вуз и переезде в другой город, выделены и охарактеризованы ситуационные факторы, влияющие на выбор старшеклассников: социальный контекст, сформировавшийся круг общения (друзья), учебная деятельность, фактор города.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Situational factors in decision-making to enter nonresident higher education institution

The article gives a brief theoretical overview of the current state of the situational approach, and the results of a study, conducted in 2011, on seniors of Perms schools and first-year students of Psychology Faculty of St. Petersburg State University, dedicated to identifying situational factors that influence the choice of admission (moving and training in nonresident higher education institution or training in hometown). It describes the features of decision-making process to enter a nonresident higher education institution and moving to another city, the situational factors that influence the choice of seniors: the social context, which forms a circle of friends, training activities, the factor of the city.

Текст научной работы на тему «Ситуационные факторы принятия решения о поступлении в иногородний вуз»

УДК 159.99

Вестник СПбГУ. Сер. 12. 2012. Вып. 3

И. Р. Муртазина

СИТУАЦИОННЫЕ ФАКТОРЫ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ О ПОСТУПЛЕНИИ В ИНОГОРОДНИЙ ВУЗ

Человек существует в мире не сам по себе, а в неразрывной связи с различного рода ситуациями и событиями, в которых он живет и в соответствии с которыми выстраивает свое поведение. В течение жизни индивид переживает множество всевозможных ситуаций: простых и сложных, значимых и не имеющих большого значения для человека, определяющих ход его дальнейшей жизни или существенно на нее не влияющих. То, каким образом он поведет себя в той или иной ситуации, обусловлено рядом факторов: его личностными характеристиками, ситуационными факторами, воздействующими на него, а также особенностями восприятия индивидом стимулирующей ситуации. Соответственно, для того, чтобы лучше понимать, а также прогнозировать поведение другого человека, необходимо для каждого психического события, будь то действие, эмоция или переживание, определить ту конкретную целостную ситуацию, в рамках которой индивид функционирует.

Положение о том, что поведение представляет собой функцию взаимодействия личности и ситуации, было сформулировано К. Левином, которого можно считать родоначальником ситуационного подхода. Благодаря работам К. Левина на сегодняшний день в психологии фактически общепризнанным является представление об определяющей роли в поведении человека ситуации в том виде, «как она дана субъекту в его переживании, как она существует для него» (цит. по 1, с. 123), а не ситуации, описанной «объективно». Иными словами, влияние любой внешней по отношению к индивиду, «объективно» воздействующей на него ситуации зависит, в первую очередь, от самой личности, от того субъективного значения, которое она придает этой ситуации.

Сущность ситуационного подхода довольно полно представлена американскими психологами Л. Россом и Р. Нисбеттом [2], сформулировавшими три основных принципа, на которых базируется современная социальная психология: принцип ситуацио-низма, принцип субъективизма и динамизм напряженных систем.

Принцип ситуационизма акцентирует внимание на доминирующем влиянии на поведение человека того социального контекста и той ситуации, в рамках которых человек осуществляет свою деятельность.

Принцип субъективизма подразумевает субъективную интерпретацию ситуации, представляющую собой взаимодействие человека и ситуации. Согласно данному принципу, ситуация должна описываться в соответствии с субъективными представлениями ее участников.

Динамизм напряженных систем заключается в том, что «индивидуальная психика, а также коллективные образования (от неформальных социальных групп до целых наций) должны рассматриваться как системы, пребывающие в состоянии напряжения» [2, с. 50]. При анализе поведения человека в любой ситуации его поведение следует выводить из всей совокупности одновременно сосуществующих факторов, имеющих

© И. Р. Муртазина, 2012

«характер силового поля постольку, поскольку состояние каждой части данного поля зависит от любой другой его части» [2, с. 50].

Н. В. Гришина сущность ситуационного подхода видит в признании того, что «человек не просто реагирует на ту или иную ситуацию, но определяет ее, одновременно «определяя» себя в этой ситуации. Тем самым фактически создавая, «конструируя» тот социальный мир, в котором живет» [3, с. 25].

Ссылаясь на П. Н. Шихирева, Е. Ю. Коржова говорит о том, что за рубежом исследование социальных ситуаций является направлением «наиболее развитым и перспективным; разве что в теоретическом плане (но не в эмпирическом) с ним может конкурировать только анализ межгрупповых отношений» [4, с. 33]. В то же время она подчеркивает, что эти исследования скорее ставят все больше новых вопросов, нежели дают ответы [4].

Н. В. Гришина отмечает усиление интереса к ситуационному подходу в последние 10-15 лет, однако обращает внимание на то, что крайне мало исследований, которые были бы направлены на развитие ситуационного подхода, а также на незначительность занимаемого им места в основных направлениях работы мирового психологического сообщества. Также автором говорится о дефиците в отечественной психологической литературе работ, посвященных «развитию теоретических идей и концептов ситуационного подхода», о необходимости развития как теоретических, так и методологических идей, способных обеспечить «интеграцию контекстных описаний в целостное понимание человека и его ситуации в мире» [5, с. 7-28].

Одной из последних работ в отечественной психологии, посвященной проблематике ситуационного подхода и психологии ситуаций, является вышедшее в начале 2011 г. издание «Психология ситуаций: теория и исследования» [5], представляющее собой систематизированное изложение основных теоретических идей и анализ эмпирических исследований, выполненных в рамках ситуационного подхода, отражает современное состояние и степень разработки психологии ситуаций в науке.

Н. В. Гришина указывает на то, что активность индивида именно в рамках «жизненных ситуаций» позволяет определить «способность индивида быть субъектом собственной жизни». Это может быть объяснено тем, что в привычных для индивида ситуациях у него нет необходимости заново их «определять», поскольку «определение» уже задано понятными внешними условиями или привычными внутренними установками. Неопределенные, неоднозначные или новые ситуации, напротив, требуют новых ответов, нового «определения». Особое значение в необходимости поиска новых ответов имеют экзистенциальные жизненные ситуации в силу своей неоднозначности, многообразия способов интерпретации, а также в силу уникальности, невозможности полного переноса старого опыта в новые условия. Именно экзистенциальные ситуации задают необходимость выбора индивидом как субъектом собственной жизни меры своей субъектности (или отказа от нее), и каждый новый выбор усиливает или ослабляет потенциал субъектности человека [6].

Выбор — одна из основных экзистенциальных категорий бытия человека. Предметом научного психологического исследования выступает поиск ответов на ряд вопросов, связанных с тем, каким образом осуществляется человеком значимый для него выбор, каковы его детерминанты, а также какое влияние реализуемый индивидом выбор оказывает на его дальнейшую жизнь.

Для более полной характеристики природы и особенностей выбора и его исследования, необходимо подробное изучение жизненной ситуации человека, инициирующей выбор.

Осуществление выбора в особенности значимо для личности, когда она действует в «поворотных» жизненных ситуациях — ситуациях, в значительной степени оказывающих влияние на всю ее дальнейшую жизнь и определяющих ее будущее. Ряд представителей направлений зарубежной психологии придавали большое значение способности человека делать выбор и тем самым определять свое будущее. Так, в частности, в понимании Ж.-П. Сартра человек способен «детерминировать» себя сам, не предопределен в своих действиях, открыт будущему и способен его изменить, изменяя самого себя в жизненных ситуациях [7].

В качестве одной из таких «поворотных» жизненных ситуаций, на наш взгляд, может рассматриваться ситуация принятия старшеклассником решения о поступлении в иногородний вуз и переезде в другой город. Принимая решение поступать в иногородний вуз, выпускник неизбежно встает перед выбором между сохранением привычных условий существования и контекста родительской семьи (неизменностью) и существенными изменениями привычных условий существования, отделением от родительской семьи, самостоятельностью и автономией (неизвестностью).

Практический интерес к данной ситуации обусловлен ростом в последние несколько лет числа иногородних абитуриентов, стремящихся получать образование в ведущих вузах страны и уехать из родного города.

Таким образом, целью работы явилось описание ситуации принятия решения старшеклассником о поступлении в иногородний вуз и переезде в другой город, а также факторов, детерминирующих данный выбор.

Оговоримся, что нами не берутся во внимание крайние случаи, когда выбор профессии, вуза и места обучения заранее предопределен и необходимости или возможности выбирать нет. Изначально предполагается, что выпускник школы имеет свободу выбора профессии, вуза, где он будет ее получать, и города, в котором он будет обучаться.

Для того чтобы выявить ситуационные факторы, детерминирующие выбор старшеклассниками иногороднего вуза и переезда в другой город, нами использовался опросник, составленный на основе выделенных нами элементов типичной жизненной ситуации старшеклассников.

Итак, типичная жизненная ситуация старшеклассника включает в себя такие элементы, как:

1. Социальный контекст ситуации — это, во-первых, семейное окружение: члены семьи старшеклассника, с которыми он непосредственно живет и взаимодействует (родители, родные братья и сестры и др.). Также это могут быть те родственники, которые не живут с молодым человеком непосредственно, но постоянно с ним контактируют (бабушки, дедушки, тети, дяди, двоюродные братья и сестры и т. д.).

Важными характеристиками семьи являются: отношения между родителями и выпускником, внутрисемейная атмосфера, отношение родителей к желаниям и стремлениям старшеклассника, их ожидания в отношении него, уровень жизни (материальный достаток) семьи, наличие у старшеклассника старших братьев и сестер, которые живут и учатся в другом городе, и других родственников (бабушек, дедушек и т. д.).

2. Кроме семейного окружения, в котором живет старшеклассник, еще одним элементом социального контекста, весьма значимым для него, является определенный сформировавшийся круг общения, куда входят его друзья (как школьные, так и вне школы).

3. Следующий элемент — учебная деятельность, которая характеризуется высоким уровнем систематического внешнего контроля над усвоением изучаемого материала.

Если характеризовать старшеклассников с точки зрения особенностей их учебной деятельности, то их можно дифференцировать по степени успешности обучения на отличников, тех, кто учится на уровне выше среднего, на среднем уровне, либо ниже среднего, хуже других.

Кроме того, выпускники проявляют различное отношение к учебе: кто-то обладает желанием и стремлением учиться хорошо, показывать высокие результаты, тем самым выделяться среди своих одноклассников, кому-то абсолютно не важны школьные успехи.

4. Еще одним значимым элементом жизненной ситуации старшеклассника является город, в котором он живет и учится. Это может быть крупный город с высоким уровнем социально-экономического развития, широким спектром возможностей для получения высшего образования (большое количество вузов, наличие интересующей специальности, высокое качество и доступность образования, перспективы в дальнейшем после завершения обучения в вузе). Это может быть небольшой город, поселок, где нет высших учебных заведений и возможности получить высшее образование, а также отсутствуют реальные перспективы на будущее. Также город может быть средним по величине, где есть определенное число вузов, но не все выпускники имеют возможность получить интересующую их профессию из-за отсутствия соответствующих специальностей, либо из-за того, что образование является платным и не каждому доступным или недостаточно качественным.

Кроме того, сам город может быть как привлекательным, так и непривлекательным для выпускника в силу имеющихся перспектив дальнейшего трудоустройства, развитости самого города как в социально-экономическом, научном, так и культурном плане.

Таким образом, основными элементами типичной жизненной ситуации выпускника являются его непосредственное окружение (семья, родственники), сформировавшийся круг общения (друзья), учебная деятельность, а также город, в котором он проживает.

После окончания школы выпускник сталкивается с проблемой выбора профессии и места обучения. Часть выпускников выбирает специальности, которые возможно получить в вузах родного города, другая часть выпускников пробует поступить в иногородние вузы.

Выпускники, поступающие в иногородние вузы, помимо профессионального, осуществляют также важный выбор, связанный с принятием решения о переезде в другой город, — выбор между изменениями привычных условий существования, отделением от родительской семьи, самостоятельностью, неизвестностью и сохранением имеющихся условий жизни и контекста родительской семьи (неизменностью). Выбирая неизменность, воспроизводя тем самым прошлый опыт, человек упускает ряд новых возможностей, в то же время выбор неизвестности, нового будущего несет в себе риск

и неопределенность. Согласно теории С. Мадди, разные люди по своему психологическому складу могут быть склонны к одному или другому выбору. Вместе с тем альтернативы не эквивалентны: выбор неизвестности расширяет возможности, а выбор неизменности их ограничивает.

Так, предпочитая вуз в родном городе, выпускник тем самым воспроизводит привычный для него образ жизни: он продолжает жить со своей семьей, как и в период обучения в школе, сохраняется сформировавшийся ранее круг общения. Изменения наблюдаются только в сфере учебной деятельности в силу специфики вузовского обучения.

Реализуя выбор в пользу иногороднего вуза и уезжая из родного города, выпускник сталкивается с кардинальными изменениями привычных условий жизни в целом. Прежде всего, сама ситуация смены города характеризуется высокой степенью неопределенности и новизны, для ее разрешения уже недостаточно привычных стратегий поведения, которые ранее использовались личностью.

Меняется социальное окружение. Молодой человек перестает жить с родительской семьей, начинает жить отдельно, становится самостоятельным и автономным. В новых условиях ему приходится самостоятельно решать многие бытовые вопросы и преодолевать трудности, которые раньше его практически не беспокоили, ему необходимо самому о себе заботиться, самостоятельно распределять деньги, продукты и т. д., отвечать за слова и действия, выстраивать отношения с людьми.

Хотя будущие иногородние студенты и осознают, что будут жить одни в другом городе, тем не менее, им неизвестны все нюансы и условия их новой жизни, всегда имеет место значительная доля неопределенности и риска.

Меняется круг общения иногороднего первокурсника. Друзья остаются в родном городе, уже нет возможности постоянно с ними общаться, постоянно видеться. Как показало проведенное на иногородних первокурсниках исследование, лишь 27 % поступивших в СПбГУ в 2011 г. иногородних студентов ехали поступать в вуз с друзьями, в остальных случаях первокурсники переезжали в одиночку. С другой стороны, первокурсник вливается в новую студенческую группу, знакомится с новыми людьми вне университета, в результате чего формируется новый круг общения.

Как было выявлено в исследовании, часть студентов в качестве одной из причин переезда в другой город отмечают возможность расширить круг общения, познакомиться с новыми интересными людьми (около 24 %).

Изменяется учебная деятельность первокурсника, что обусловлено спецификой обучения в вузе. Поступив в вуз, студент сталкивается с непривычным для него режимом учебы. Учебная деятельность характеризуется большим объемом самостоятельной работы. Учебные занятия имеют по отношению к процессу усвоения знаний в большей степени ориентирующий характер, направляют самостоятельную творческую деятельность студентов. Студентам необходимо самим активно приобретать знания различными путями: самостоятельно работать с дополнительной учебной и научной литературой, первоисточниками и т. п. Кроме того, в вузе отсутствует систематический текущий контроль качества усвоения знаний в отличие от школы, где контроль осуществляется практически на каждом уроке. Чувствуя себя достаточно свободными от педагогического контроля, многие из первокурсников подменяют регулярную работу по усвоению знаний несистематическими занятиями от случая к случаю, что в итоге приводит к их отставанию.

Помимо перечисленных выше изменений, стоит отметить, что первокурсник попадает в новый город, который имеет свои особенности, и может существенно отличаться от того, в котором первокурсник жил ранее.

Несмотря на все сложности самостоятельной жизни в другом городе, довольно большое количество выпускников поступают в иногородние вузы и уезжают из родных городов. Так, проведенное на первокурсниках факультета психологии СПбГУ в октябре 2011 г. исследование показало, что среди студентов первого курса чуть больше половины учащихся — иногородние студенты: 41 человек из 77 (53 %).

Все факторы, детерминирующие выбор старшеклассников, можно поделить на внешние и внутренние.

В числе внешних факторов можно назвать: опыт старших сестер и братьев, уже переехавших в другой город, а также наличие родственников, проживающих в том городе, куда желает уехать абитуриент. Кроме того, сюда можно отнести помощь, в том числе и материальную, поддержку и одобрение со стороны родителей.

Обратимся к некоторым результатам исследования, проводимого в апреле и октябре 2011 г. Для рассмотрения были взяты данные, полученные от 121 субъекта выбора, которые были поделены на три группы: 1) 41 иногородний студент-первокурсник факультета психологии СПбГУ (иногородние студенты); 2) 36 студентов-первокурсников факультета психологии СПбГУ, являющиеся жителями Петербурга (петербуржцы); 3) 41 выпускник пермских школ, выбравший для поступления вуз в родном городе и впоследствии поступивший в него (пермские студенты). Возраст студентов варьирует от 16 до 22 лет.

Как показало проведенное исследование, около 9 % иногородних первокурсников имеют реальные примеры старших братьев и сестер, которые уехали из родного города и сейчас учатся или уже окончили вузы не родного города, что предположительно могло стимулировать принятие ими решения в пользу иногороднего вуза. Около 5 % иногородних студентов имели в Петербурге родственников, что также способствовало их переезду. Среди петербуржцев и пермских студентов не было выявлено ребят, братья и сестры которых учились, либо проживали в другом городе.

Что касается материальной обеспеченности семьи, то данный фактор является значимым, поскольку большинство студентов (около 95 %), как иногородних, так и тех, кто получает образование в родном городе, не работают и живут за счет родителей. Так как поступление в иногородний вуз связано с дополнительными расходами семьи, то материальный фактор может выступать как препятствие при переезде в другой город.

Как показали результаты исследования, во всех трех группах ребята оценили достаток своей семьи в большинстве случаев (от 67 до 75 % опрашиваемых) как средний. Как выше среднего достаток семьи оценили 15 % пермских студентов и по 22 % иногородних студентов и петербуржцев, ниже среднего — по 10 % — иногородние и пермские студенты и 8 % петербуржцев. Один человек из группы пермских студентов отметил в качестве причины, по которой он не рассматривал возможность поступления в иногородний вуз, необходимость содержания семьи.

Также немаловажную роль при принятии решения о переезде в другой город играют друзья. В результате анализа данных было выявлено, что около 20 % иногородних первокурсников приехали поступать в Петербург вместе с друзьями, чтобы не разлучаться. Еще около 65 % приезжих студентов до поступления в СПбГУ и переезда в Санкт-Петербург, имели друзей в Петербурге: кто-то из них поступал на год раньше,

кто-то переехал в Петербург несколько лет назад и сейчас живет в нем и работает. Около 7 % иногородних первокурсников в качестве причин, по которым они решили переехать в Петербург, указали в числе прочих также возможность расширить круг своего общения и найти новых друзей.

Кроме того, нежелание расставаться с друзьями на длительное время может способствовать тому, что молодой человек предпочтет остаться в родном городе.

Так, на вопрос о возможности переезда в другой город и обучения в иногороднем вузе отрицательно ответили 26 % первокурсников-жителей Петербурга, в качестве одной из основных причин ими было названо нежелание уезжать от семьи и друзей. Среди пермских студентов около 40 % опрашиваемых не рассматривали возможность переезда в другой город или предпочли остаться в родном городе по данной причине.

Еще одним фактором, влияющим на выбор выпускника в рассматриваемой ситуации, выступает фактор города.

Так, в ходе проведенного исследования было обнаружено, что более 40 % иногородних студентов-первокурсников считают, что в их родном городе недостаточно вузов, чтобы удовлетворить все запросы абитуриентов, в результате чего выпускники вынуждены уезжать учиться в другие города. Еще около 40 % первокурсников считают, что некоторым выпускникам приходится уезжать из родного города, так как в их городе нет возможности получать качественное или бесплатное образование по ряду специальностей. И лишь 15 % приезжих первокурсников ответили, что вузов достаточно, и каждый абитуриент может получить желаемую профессию в родном городе. Среди пермских студентов около 40 % опрашиваемых считают, что в их родном городе вполне достаточно вузов, чтобы каждый выпускник смог получить желаемую профессию; 45 % отметили, что часть выпускников вынуждена уезжать из-за отсутствия качественного образования и бюджетных мест по некоторым специальностям; еще 15 % указали, что некоторые выпускники могут получить выбранную специальность только в иногороднем вузе. Среди петербуржцев 90 % первокурсников уверены, что вузов достаточно, и 10 % посчитали, что некоторым выпускникам приходится уезжать, так как в городе нет возможности получать качественное или бесплатное образование по ряду специальностей.

Среди основных причин, по которым иногородние студенты предпочли уехать из родного города и получать образование в СПбГУ, большинство студентов отметили престиж вуза (около 75 %), качество образования и высококвалифицированный профессорско-преподавательский состав (48,8 %), перспективность самого города и наличие возможностей дальнейшего трудоустройства (около 40 %). Около 20 % приезжих студентов указали, что их привлекает сам город, что для них жизнь в Петербурге — это «давняя мечта». Также среди причин поступления в иногородний вуз отмечается желание отделиться от родителей, быть самостоятельным и автономным (около 28,3 %).

Большинство иногородних первокурсников в школе были отличниками, либо учились на уровне выше среднего (76 %). На среднем уровне обучалось около 20 % первокурсников. Среди петербуржцев выше среднего учились также около 75 %, на среднем уровне — около 20 %. Среди пермских студентов на уровне выше среднего в школе учились около 46 % опрошенных, на среднем уровне — около 53 % и 1 человек ответил, что учился в школе хуже других. Исходя из результатов, можно предположить, что, как правило, в иногородние вузы поступают те выпускники, которые

в школьные годы были более успешны, стремились показать наивысшие результаты, учиться лучше других.

Кроме названных выше факторов, влияющих на поведение выпускника в ситуации принятия решения о поступлении в иногородний вуз и переезде в другой город, можно также выделить ряд индивидуально-психологических особенностей самого субъекта выбора: система ценностей, уровень личностной автономии как свободное и естественное самоопределение личностью своего жизненного пути, способность принимать решения и действовать с учетом внутренних мотивов и внешних условий, преодолевая различного рода зависимости; толерантность к неопределенности как способность субъекта справляться с новыми, неопределенными ситуациями и готовность к переживанию ситуаций субъективной и объективной неопределенности; жизнестойкость как способность успешно переносить и преодолевать стрессовые ситуации; а также степень осмысленности жизни. Рассмотрение взаимосвязи индивидуально-личностных особенностей субъектов выбора и их жизненных ценностей с принятием решения о переезде в другой город или предпочтением вуза в родном городе является задачей нашего дальнейшего изучения рассматриваемой проблемы.

Таким образом, можно заключить, что факторов, детерминирующих выбор старшеклассника места и города, где бы он хотел получать образование, довольно много, что требует дальнейшего, более детального изучения.

Литература

1. Гришина Н. В. Психология социальных ситуаций // Вопросы психологии. 1997. № 1. С. 121— 132.

2. Росс Л., Нисбетт Р. Человек и ситуация. Уроки социальной психологии / пер. с англ.

B. В. Румынского под ред. Е. Н. Емельянова, В. С. Магуна. М.: Аспект Пресс, 2000. 429 с.

3. Гришина Н. В. Психология социальных ситуаций // Психология социальных ситуаций / сост. и общая редакция Н. В. Гришиной. СПб.: Питер, 2001. 416 с.

4. Коржова Е. Ю. Психология жизненных ориентаций человека. СПб.: Изд-во РХГА, 2006. 384 с.

5. Психология ситуаций: теория и исследования / Н. В. Гришина, В. Е. Погребицкая, Д. М. Аб-дульманова, М. В. Аллахвердов. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2011. 340 с.

6. Гришина Н. В. Ситуационный подход в исследовании субъектности // Ананьевские чте-ния-2009: Современная психология: методология, парадигмы, теория // Материалы научной конференции «Ананьевские чтения-2009», Выпуск 1. Методологические и теоретические проблемы психологии / под ред. Л. А. Цветковой, В. М. Аллахвердова. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2009. С. 35-38.

7. Сартр Ж. П. Экзистенциализм — это гуманизм / Сумерки богов. М.: Политиздат, 1989.

C. 319-344.

Статья поступила в редакцию 7 марта 2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.