УДК 159.923.33
Вестник СПбГУ. Сер. 12. 2014. Вып. 2
И. Р. Муртазина
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУРСНИКОВ, ВЫБРАВШИХ ОБУЧЕНИЕ В ДРУГОМ ГОРОДЕ
Северо-западный государственный медицинский университет им. И. И. Мечникова, Российская Федерация, 191015, Санкт-Петербург, Кирочная ул., 41
Статья посвящена изучению психологических особенностей студентов-первокурсников, выбравших обучение в иногороднем вузе. В работе представлены результаты эмпирического исследования уровня жизнестойкости и осмысленности жизни студентов-первокурсников, проводится сравнительный анализ показателей по данным характеристикам у иногородних студентов и студентов, получающих образование в родном городе. Полученные результаты свидетельствуют о том, что студенты-первокурсники, выбравшие обучение в другом городе, обладают более высоким уровнем жизнестойкости и осмысленности жизни в сравнении со студентами, оставшимися в родном городе. Библиогр. 7 назв. Табл. 2.
Ключевые слова: выбор, ситуация, жизненная ситуация, жизнестойкость, осмысленность жизни, студенты-первокурсники, иногородний вуз.
PSYCHOLOGICAL PECULIARITIES OF FIRST-YEAR STUDENTS PURSUING STUDIES IN NONRESIDENT CITY
I. R. Murtazina
North-Western State Medical University named after I. I. Mechnikov, 41, Kirochnaia ul., St. Petersburg, 191015, Russian Federation
The article examines the psychological peculiarities of first-year students pursuing an education in the University of another city. Choice is one of the main existential categories of human existence. It is especially important for the individual in situations where making this decision determines further life. The decision to move to naother city in order to pursue college education can be considered one of these life-defining choices. Taking the decision to enroll in a university of another city graduate inevitably appears before an important life choice between significant changes in habitual conditions of existence, separation from parents, independence and preserving their traditional way of life and the context of the parent families. School leaver has to make a choice between uncertainty, getting new experience and steadiness, repeating old experience. The paper presents the results of empirical research of a level of hardiness and meaningfulness of life of first-year students, and the comparative analysis of the indicators according to the characteristics of nonresident students and students receiving education in their native city is conducted in this paper. The results indicate that the first-year students who have chosen to study in another city have higher levels of hardiness and meaningfulness of life in comparison with the students remaining in their hometown. They take an active vital position, seek to influence events in their lives, and manage it. Refs 7. Tables 2.
Keywords: choice, the situation, life situation, hardiness, meaningfulness of life, first-year students, university of another city.
Выбор представляет собой одну из основных экзистенциальных категорий бытия человека. Предметом многочисленных психологических исследований сегодня выступает поиск ответов на вопросы, касающиеся осуществления человеком значимого для него выбора, выявлением его детерминант, а также влияния, которое реализуемый субъектом выбор оказывает на его дальнейший жизненный путь.
Стоит отметить, что проблема выбора на сегодняшний день является малоизученной и не имеет однозначного решения, что обусловлено прежде всего сложностью самой реальности, кроющейся за понятием «выбор». Кроме того, следует подчеркнуть, что проблема выбора не является конкретно психологической, она
представляет собой сложную, многозначную проблему, волнующую представителей различных областей научного знания (философии, этики, социологии, психологии, экономики и др.).
Что касается изучения выбора в психологии, то на сегодняшний день здесь также нет единого понимания данного понятия. Так, выбор человека и его детерминанты рассматриваются представителями различных направлений. В психоаналитическом направлении (3. Фрейд, А. Адлер, К. Г. Юнг и др.) выбор трактуется как неподвластный человеку процесс, детерминируемый инстинктами. В классическом бихевиоризме (Дж. Роттер, Б. Скиннер, А. Бандура и др.) акцент ставится на внешние детерминанты выбора: воздействия внешней среды, прошлый опыт человека; в социальном бихевиоризме в качестве детерминант выбора рассматриваются как внешние воздействия, так и самооценка, когнитивные процессы субъекта выбора. В рамках гуманистического направления (А. Маслоу, К. Роджерс и др.), признавая свободу выбора человека, выбор представляют как орудие самоактуализации, обеспечивающее личностный рост. В рамках когнитивной психологии (К. Левин, Л. Фе-стингер) под выбором понимается процесс, зависящий от того, каким образом объективно существующая ситуация дана субъекту, а его детерминанты определяются как объективно-субъективные. В отечественной психологии в русле деятельност-ного подхода (С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев и др.) говорится о выборе, обусловленном внешними условиями и воздействиями, а также социально и биологически обусловленными особенностями самой личности.
В современной отечественной психологии используются различные понятия, описывающие ситуацию выбора: «личностный выбор» (А. Г. Асмолов, Д. А. Леонтьев, Е. Ю. Мандрикова, Е. А. Магазева, О. М. Исаева); «личностно значимый выбор» (М. С. Филоник); «жизненный выбор» (Л. С. Кравченко, Н. И. Соболева, А. А. Ком-лев, Н. П. Паттурина); «экзистенциальный выбор» (Н. Ф. Наумова, Д. А. Леонтьев, Н. В. Пилипко, М. Папуш).
Стоит сказать о том, что в психологических исследованиях довольно часто изучение выбора человека реализуется в контексте проблематики самоопределения и самореализации личности, большое внимание уделяется рассмотрению профессионального выбора и его детерминант (А. А. Волокотина, М. Р. Гинзбург, Е. И. Голо-ваха, Д. Ю. Грищенко, А. Н. Демин, Э. Ф. Зеер, С. А. Иванушкина, Р. Р. Ишмухаметов, О. В. Кузнецова, Е. А. Магазева, Н. С. Пряжников, Д. Сьюпер, М. Х. Титма, Дж. Хол-ланд, Е. М. Шалина, Б. А. Ясько и др.). Подчеркнем, что интерес исследователей не сводится исключительно к выбору профессии, но также затрагивает вопрос, связанный с выбором конкретного места обучения, предпочтением определенного учебного заведения (Е. Н. Пестова, Н. Р. Салихова, С. Любомирская и др.), поскольку выбор обучения в том или ином вузе является важным жизненным выбором, определяющим в дальнейшем образ жизни человека, его жизненный путь.
Н. В. Гришина подчеркивает, что «способность индивида быть субъектом собственной жизни определяется прежде всего его активностью в "жизненных ситуациях"». Связано это с тем, что в привычных для индивида обстоятельствах у него отсутствует необходимость заново их «определять», поскольку «определение» ему уже задано понятными внешними условиями или привычными внутренними установками, а вот неопределенные, неоднозначные или новые ситуации требуют нового «определения». Особое значение в необходимости поиска новых ответов имеют
экзистенциальные жизненные ситуации, так как они всегда являются неоднозначными, имеют множество вариантов интерпретации и ответов, кроме того, они уникальны и исключают возможность полного переноса старого опыта в новые условия. Именно экзистенциальные ситуации задают необходимость выбора индивидом как субъектом собственной жизни меры своей субъектности (или отказа от нее), и каждый новый выбор усиливает или ослабляет потенциал субъектности человека [1].
Стоит отметить, что осуществление выбора в особенности значимо для личности в «поворотные» моменты жизни, в контексте жизненных ситуаций, оказывающих значительное влияние на всю ее дальнейшую жизнь и определяющих ее будущее. В качестве одной из таких «поворотных» жизненных ситуаций, на наш взгляд, может быть рассмотрена ситуация, связанная с принятием старшеклассником решения о поступлении в иногородний вуз и переезде в другой город. Поскольку, принимая решение поступать в иногородний вуз, выпускник неизбежно оказывается перед важным жизненным выбором, конечный результат которого имеет большое значение для всей последующей жизни молодого человека. Так, задумывая поступать в иногородний вуз, выпускник сталкивается с выбором между кардинальными изменениями привычных условий существования, отрывом от родительской семьи, самостоятельностью, автономией и сохранением привычного образа жизни и контекста родительской семьи. Иными словами, старшекласснику приходится делать выбор между неопределенностью, неизвестностью, получением нового опыта и неизменностью, воспроизведением уже имеющегося опыта.
В настоящее время в рамках отраслей психологии, занимающихся проблемами выбора и принятия решений, все больший вес, наряду с теориями рационального выбора, набирают экзистенциальные теории выбора, где в качестве критериев выбора выступают ценности и смыслы субъекта. Один из крупнейших представителей данного направления — известный американский исследователь С. Мадди — высказывает идею о том, что принимаемое человеком решение по своей направленности может вести его либо в будущее, либо, напротив, удерживать его в прошлом. В связи с этим люди с разным психологическим складом склонны к одному из двух вариантов выбора: предпочтение будущего или воспроизведение прошлого опыта. Очевидно, что данные альтернативы далеко не эквивалентны, поскольку, предпочитая неизменность, человек, не находя причин действовать иначе, чем он действовал до этого, воспроизводит уже имеющийся опыт; осуществляя выбор в пользу будущего, человек получает новую информацию, он приобретает новый опыт, постоянно развиваясь [2]. Люди, предпочитающие будущее (неизвестность), имеют более высокий уровень жизнестойкости по сравнению с теми, кто склонен регулярно отдавать предпочтение неизменности. В рамках концепции, предложенной С. Мадди, под жизнестойкостью подразумевается система убеждений, способствующих позитивному преодолению всевозможных стрессогенных жизненных событий. Понятие жизнестойкости базируется на трех взаимосвязанных установках: вовлеченность (активное участие во всем происходящем), контроль (представление о том, что человек способен влиять на события своей жизни) и принятие риска (убежденность человека в том, что все, что происходит, способствует развитию посредством извлекаемых из опыта (неважно позитивного или негативного) знаний). Жизнестойкость помогает субъекту в процессе осуществления выбора выработать свой индивидуальный, а не обусловленный требованиями природы или социума
жизненный стиль. Таким образом, выделенное С. Мадди понятие жизнестойкости является одним из важнейших факторов, определяющих поведение, а также и выбор личности.
На основе данной концепции автором была также разработана методика для выявления уровня жизнестойкости, ориентированная на измерение установок, помогающих справляться со сложными жизненными ситуациями. Жизнестойкость позволяет человеку выносить тревогу, возникающую при выборе будущего в ситуации экзистенциальной дилеммы. Понимание ее как одного из факторов, обеспечивающих осуществление самодетерминации, ведет к необходимости изучения его соотношений с другими составляющими данной экзистенциальной способности человека. Как отмечает Д. А. Леонтьев, одним из наиболее близких жизнестойкости понятием является осмысленность жизни, что объясняется тем, что оба предполагают наличие у человека системы убеждений, служащих внутренней опорой и позволяющих противостоять стрессорам и напряжению [3].
Целью нашей работы стало изучение особенностей жизнестойкости и осмысленности жизни иногородних студентов-первокурсников в сравнении с первокурсниками, получающими образование в родном городе.
При поступлении в иногородний вуз выпускник, сталкиваясь с выбором между изменениями привычных условий жизни, отделением от родительской семьи и друзей, самостоятельностью и сохранением привычных для него условий жизни и контекста родительской семьи, совершает в результате выбор либо в пользу неизменности, либо в пользу неизвестности. Отдавая предпочтение вузу родного города, выпускник воспроизводит привычные для него условия существования, изменения наблюдаются только в учебной деятельности. Предпочитая обучение в иногороднем вузе, молодой человек сталкивается с кардинальными изменениями во всех сферах жизни, а также с рядом трудностей, преодолеть которые ему может помочь высокий уровень жизнестойкости, а также осмысленность жизни. В связи с этим нами было выдвинуто предположение о том, что показатели жизнестойкости и осмысленности жизни иногородних студентов будут выше, нежели у студентов, обучающихся в родном городе.
В представленном в данной статье эмпирическом исследовании приняли участие учащиеся 11-х классов средних общеобразовательных школ и гимназий города Перми, а также студенты-первокурсники факультета психологии Санкт-Петербургского государственного университета и лечебного факультета Северо-Западного государственного медицинского университета им. И. И. Мечникова. Всего в исследовании было задействовано 352 человека в возрасте 16-22 лет, средний возраст испытуемых 17,44 года, из них 131 юноша (37,2%) и 221 девушка (62,8%).
Предпочтение данной возрастной категории испытуемых для изучения проблематики выбора обусловлен тем, что период юности представляет собой «подлинное время выбора во всех сферах человеческой деятельности, «судьбоносный» период жизни» [4, с. 25], «время выбора жизненного пути» [5]. Юношеский возраст — это период активного жизненного поиска молодого человека, период апробирования различных ролей и видов деятельности. В это время совершается множество всевозможных выборов, определяющих дальнейший жизненный путь человека. Именно этот период представляет собой, по сути, начало становления его как субъекта жизни [6].
В ходе проведения исследования все испытуемые были разделены на четыре группы:
1) иногородние студенты — 110 человек (31,24%), из них 33 (30%) молодых человека и 77 (70%) девушек. В данную группу вошли пермские старшеклассники, поступившие в иногородний вуз и уехавшие из родного города, а также иногородние студенты-первокурсники факультета психологии СПбГУ и лечебного факультета СЗГМУ (далее «иногородние»);
2) пермские первокурсники, планировавшие поступать в иногородние вузы, но по разным причинам оставшиеся в родном городе — 45 (12,8%) человек, из них 19 (42,2%) юношей и 26 (57,8%) девушек;
3) пермские первокурсники, изначально не планировавшие уезжать из Перми — 147 (41,76%) человек, их которых 66 (45%) юношей и 81 (55%) девушка (пермские студенты);
4) студенты — жители Санкт-Петербурга — 50 (14,2%) человек, из них 13 (26%) молодых людей и 37 (74%) девушек.
Стоит также сказать о том, что в данной статье осуществляется анализ и сравнение данных, полученных в группах иногородних ребят и пермских старшеклассников, изначально не планировавших переезжать из родного города, поскольку именно эти категории испытуемых являются примерами реализации двух вариантов выбора (выбор неизвестности и выбор неизменности), описанных С. Мадди.
Таким образом, в статье представлены результаты, полученные в ходе анализа данных 257 выпускников в возрасте от 16 до 22 лет: 110 иногородних студентов-первокурсников Санкт-Петербургского государственного университета и Северо-Западного государственного медицинского университета им. И. И. Мечникова, а также 147 старшеклассников, впоследствии первокурсников, получающих образование в родном городе (пермские школьники). Результаты двух других групп испытуемых (95 человек) в данной статье не рассматриваются.
Сбор эмпирических данных осуществлялся с помощью методики «Тест жизнестойкости» С. Мадди в адаптации Д. А. Леонтьева, Е. И. Рассказовой [3], теста смыс-ложизненных ориентаций (СЖО) Д. А. Леонтьева [7], а также разработанной нами анкеты.
Результаты исследования. В результате сравнительного анализа полученных в обеих группах данных было также обнаружено, что уровень жизнестойкости и осмысленности жизни иногородних студентов отличается от уровня жизнестойкости и осмысленности жизни пермских первокурсников.
Как видно из табл. 1, показатели осмысленности жизни, полученные в группе иногородних первокурсников, значительно выше таковых в группе пермских старшеклассников, предпочетших остаться жить и получать образование в родном городе.
В результате проведенного дисперсионного анализа были выявлены статистически значимые различия между показателями обеих групп. Так, было показано, что общий показатель осмысленности жизни у иногородних студентов значимо выше, чем у пермских старшеклассников (р < 0,001). То же самое можно сказать и по отдельным шкалам, входящим в СЖО: цели (р < 0,001), процесс (р < 0,001), результат (р < 0,001), локус контроля «Я» (р < 0,001), локус контроля «жизнь» (р < 0,001).
Таблица 1. Данные по средним и стандартным отклонениям по СЖО
Шкалы Иногородние первокурсники Пермские студенты
п = 110 п = 147
M у M у
СЖО 113,43 11,47 96,90 17,36
Цели 34,57 4,89 29,61 6,80
Процесс 34,18 4,57 28,75 6,46
Результат 28,42 3,93 23,84 5,61
Локус контроля «Я» 23,11 3,07 19,97 4,004
Локус контроля «жизнь» 34,81 3,71 28,61 6,56
Также были обнаружены различия и в показателях жизнестойкости (табл. 2). Таблица 2. Данные по средним и стандартным отклонениям по тесту жизнестойкости
Шкалы Иногородние первокурсники Пермские студенты
п = 110 п = 147
M у M у
Вовлеченность 39,14 6,51 32,82 6,60
Контроль 34,65 5,82 28,55 6,46
Риск 20,85 3,52 16,71 4,46
Жизнестойкость 94,63 13,23 78,07 14,94
Так, общий показатель жизнестойкости оказался значимо выше в группе иногородних студентов в сравнении с пермскими первокурсниками ^ < 0,001). Кроме того, статистически значимые различия между иногородними и пермскими студентами были обнаружены и по отдельным компонентам жизнестойкости — вовлеченности ф < 0,001), контролю ф < 0,001) и принятию риска ф < 0,001).
Обсуждение полученных результатов. Таким образом, полученные по методикам СЖО и тесту жизнестойкости результаты дают возможность высказать предположение о том, что иногородние студенты, в отличие от пермских, обладают более высоким уровнем осмысленности жизни, имеют определенные цели в будущем, что также отчасти подтверждается и результатами, полученными в ходе анкетирования. Так, нам было интересно узнать, на какое время вперед молодые люди обычно планируют свое будущее. Было выдвинуто предположение, что иногородние студенты в большей степени склонны планировать и обдумывать свою жизнь, нежели пермские старшеклассники.
Полученные в результате данные продемонстрировали, что в целом склонность к планированию своей жизни характерна для молодых людей обеих групп примерно в равной степени. Тем не менее стоит отметить, что иногородние студенты имеют тенденцию ставить долгосрочные цели и планировать свою жизнь на более длитель-
ное время (р < 0,05), пермские же студенты чаще планируют свою жизнь на более непродолжительный период (в пределах 5 лет).
Кроме того, иногородние студенты в целом удовлетворены своей жизнью, считают ее интересной, эмоционально насыщенной и наполненной смыслом. Полагают, что способны контролировать свою жизнь, а также обладают достаточной свободой выбора, чтобы выстроить свою жизнь в соответствии со своими целями и представлениями о ее смысле. Сама жизнь, по мнению иногородних первокурсников, в большей мере зависит от их собственных решений и действий. Кроме того, иногородние студенты стремятся контролировать собственные действия, своевременно вносить в них коррективы и мобилизовать свои силы для преодоления препятствий на пути к поставленным целям. Придерживаются мнения, что все, что с ними происходит, способствует их личностному росту и развитию, а также приобретению нового опыта; они готовы учиться на собственных ошибках и извлекать из этого позитивный опыт. Они не боятся действовать при отсутствии надежных гарантий, в условиях неизвестности и неопределенности, считая, что стремление к комфорту и безопасности значительно обедняет жизнь личности. Кроме того, иногородние студенты убеждены, что необходимо быть вовлеченными в ситуацию и держать ее под своим контролем, активно влияя на происходящие с ними события.
Что касается пермских первокурсников, выбравших неизменность, то, основываясь на полученных данных, можно заключить, что для них характерен менее высокий уровень вовлеченности в процесс своей жизни, убежденность, что человеку не дано в полной мере контролировать свою жизнь. Смысл жизни они видят в настоящем и будущем, при этом прожитой ее частью они удовлетворены не полностью. Имеют определенные цели в жизни, но не стремятся занять позицию активного ее творца. Способны планировать свою деятельность, однако не всегда склонны оценивать ее результаты, контролировать свои действия, также не всегда готовы преодолевать возникающие на пути к поставленной цели препятствия.
Выявленные различия по методике СЖО, на наш взгляд, могут свидетельствовать также о том, что возрастание показателей осмысленности жизни влечет за собой выявление новых смыслов, расширение горизонтов, поиск новых возможностей для реализации имеющихся целей (в том числе и в другом городе). Стремление к поиску новых возможностей, к наиболее оптимальному пути достижения поставленных жизненных целей, на наш взгляд, может выступать толчком для предпочтения неизвестности (будущего), новых условий существования, в том числе предпочтения иногороднего вуза и связанных с ним новых условий существования. Такая направленность на реализацию своих возможностей способствует более легкой адаптации к новым условиям.
Полученные результаты также показали, что выпускники, осуществляющие выбор в пользу будущего (неизвестности), занимают более активную жизненную позицию, стремятся контролировать события, происходящие в их жизни, а также управлять ею. Такие молодые люди способны извлекать положительный опыт из собственных ошибок. В отличие от них выпускники, предпочитающие прошлое (неизменность), в меньшей степени вовлечены в процесс своей жизни, жизнь их менее осмыслена, они в большей степени не удовлетворены ею и тем, что с ними происходит, стремятся к комфорту и безопасности.
Как показало исследование, иногородние студенты, участвовавшие в исследовании, более жизнестойки и характеризуются более высоким уровнем осмысленности жизни, чем пермские первокурсники. Это подтверждает выдвинутое нами предположение о наличии различий в показателях жизнестойкости и осмысленности жизни иногородних первокурсников и студентов, решивших остаться в родном городе и получать образование в местном вузе.
Таким образом, можно выдвинуть предположение о том, что в ситуации значимого жизненного выбора высокий уровень жизнестойкости и осмысленности жизни может выступать в качестве фактора, обусловливающего готовность субъекта, осуществляющего выбор, предпочесть новую ситуацию (неизвестность) уже привычным условиям жизни (неизменности). Однако данная гипотеза требует дальнейшей детальной проработки.
Литература
1. Гришина Н. В. Ситуационный подход в исследовании субъектности // Ананьевские чте-ния-2009: Современная психология: методология, парадигмы, теория: мат-лы науч. конф. «Ананьевские чтения — 2009». Вып. 1. Методологические и теоретические проблемы психологии / Под редакцией Л. А. Цветковой, В. М. Аллахвердова. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2009. 343 с. С. 35-38.
2. Мадди С. Р. Смыслообразование в процессе принятия решения // Психологический журнал. 2005. Т. 26, № 6. С. 87-101.
3. Леонтьев Д. А., Рассказова Е. И. Тест жизнестойкости. М.: Смысл, 2006. 63 с.
4. Бакштановский В. И. Моральный выбор личности: альтернативы и решения. М.: Изд-во политической литературы, 1983. 224 с.
5. Калугина И. Ю., Колющий В. Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений. 2-е изд. М.: ТЦ Сфера, 2009. 464 с.
6. Абульханова К. А. Принцип субъекта в отечественной психологии // Психология. Журнал высшей школы экономики. 2005. Т. 2. C. 3-21.
7. Леонтьев Д. А. Тест смысложизненных ориентации (СЖО). 2-е изд. М.: Смысл, 2000. 18 с.
Статья поступила в редакцию 19 декабря 2013 г.
Контактная информация
Муртазина Инна Ралифовна — ассистент; [email protected] Murtazina Inna R. — teaching assistant; [email protected]