Научная статья на тему 'СИТУАЦИОННО ОБУСЛОВЛЕННЫЕ РОЛЕВЫЕ ИГРЫ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ОСНОВАМ РУССКОГО ЖЕСТОВОГО ЯЗЫКА'

СИТУАЦИОННО ОБУСЛОВЛЕННЫЕ РОЛЕВЫЕ ИГРЫ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ОСНОВАМ РУССКОГО ЖЕСТОВОГО ЯЗЫКА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
68
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУССКИЙ ЖЕСТОВЫЙ ЯЗЫК / ДОСТУПНАЯ СРЕДА / ЖЕСТОВАЯ РЕЧЬ / ДАКТИЛОЛОГИЯ / РОЛЕВЫЕ ИГРЫ / ИНТЕРАКТИВ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Внуковская Анастасия Васильевна

Рассматривается вопрос об использовании ситуационно обусловленных ролевых игр в процессе обучения русскому жестовому языку сотрудников органов внутренних дел. Согласно Конвенции о защите прав человека и основных свобод реализация прав глухих при взаимодействии с полицией подразумевает владение полицейскими русским жестовым языком. Обосновывается целесообразность применения учебных ролевых игр, имитирующих реальные ситуации общения, для актуализации и развития коммуникативных навыков с использованием языка жестов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SITUATIONALLY CONDITIONED ROLE-PLAYING GAMES IN THE CLASSROOM ON THE BASICS OF RUSSIAN SIGN LANGUAGE

The question of the use of situationally determined role-playing games in the process of teaching Russian sign language to employees of internal affairs bodies is considered. According to the Convention for the Protection of Human Rights and Fundamental Freedoms, the realization of the rights of the deaf in cooperation with the police implies the knowledge of Russian sign language by the police. The expediency of using educational role-playing games that imitate real situations of communication is substantiated for the actualization and development of communication skills using sign language.

Текст научной работы на тему «СИТУАЦИОННО ОБУСЛОВЛЕННЫЕ РОЛЕВЫЕ ИГРЫ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ОСНОВАМ РУССКОГО ЖЕСТОВОГО ЯЗЫКА»

Внуковская Анастасия Васильевна

Ситуационно обусловленные ролевые игры на занятиях по основам русского жестового языка

Рассматривается вопрос об использовании ситуационно обусловленных ролевых игр в процессе обучения русскому жестовому языку сотрудников органов внутренних дел. Согласно Конвенции о защите прав человека и основных свобод реализация прав глухих при взаимодействии с полицией подразумевает владение полицейскими русским жестовым языком. Обосновывается целесообразность применения учебных ролевых игр, имитирующих реальные ситуации общения, для актуализации и развития коммуникативных навыков с использованием языка жестов.

Ключевые слова: русский жестовый язык, доступная среда, жестовая речь, дактилология, ролевые игры, интерактив.

Situational^ conditioned role-playing games in the classroom on the basics of Russian sign language

The question of the use of situationally determined role-playing games in the process of teaching Russian sign language to employees of internal affairs bodies is considered. According to the Convention for the Protection of Human Rights and Fundamental Freedoms, the realization of the rights of the deaf in cooperation with the police implies the knowledge of Russian sign language by the police. The expediency of using educational role-playing games that imitate real situations of communication is substantiated for the actualization and development of communication skills using sign language.

Keywords: Russian sign language, accessible environment, sign language, dactylology, role-playing games, interactive.

В профессиональной деятельности сотрудники органов внутренних дел взаимодействуют с широким кругом лиц и оперируют большим объемом информации - получают, передают, обрабатывают. Проблемой, на решение которой направлено данное исследование, является необходимость обучения полицейских основам русского жестового языка для того, чтобы при общении с лицами, имеющими ограниченные возможности здоровья по слуху, они могли устанавливать контакт и осуществлять коммуникацию посредством доступной собеседнику знаковой системы. При общении со слабослышащими и глухими гражданами такой знаковой системой является жестовый язык. Профессиональная подготовка полицейских обязательно включает в себя изучение основ русского жестового языка.

Цель исследования - рассмотреть метод ситуационно-ролевых игр с точки зрения эффективности его применения на занятиях по русскому жестовому языку. Исходя из этого положения были сформулированы следующие задачи: уточнить понятие доступной среды для лиц с ограничениями здоровья по слуху, рассмотреть особенности взаимодействия со-

трудников органов внутренних дел с данной категорией граждан, проанализировать способы и формы использования метода ситуационно-ролевых игр для формирования и развития коммуникативной компетенции полицейских в процессе обучения русскому жестовому языку.

Многие исследователи занимаются рассмотрением различных аспектов лингвистической системы русского жестового языка и его значения в деятельности сотрудников полиции (Е.О. Никитина [1], О.И. Рукавишникова, В.С. Рукавишников [2]), а также вопросов эффективного обучения русскому жестовому языку (Р.И. Степанов [3], Е.А. Липина [4], В.В. По-сиделова, Е.Ю. Хорошко [5], Е.А. Довгань [6]).

По данным сайта Deafnet.ru на 2020 г., в России живет около 150 тысяч глухих и слабослышащих, около 77 тысяч из них состоят во Всероссийском обществе глухих [7]. 1 декабря 2015 г. была принята государственная программа «Доступная среда» на 2011-2020 годы [8], которая распоряжением от 23 февраля 2018 г. № 308-р была продлена до 2025 г. Данное решение стало правовым основанием для новой редакции государственной программы «Доступная среда» [9]. Доступная социальная

104

среда направлена на обеспечение коммуникации лиц с патологиями слуха и их социализации путем преодоления возможных препятствий, связанных с ограничениями здоровья. Исходя из этого, Министерством внутренних дел Российской Федерации было принято решение обучать сотрудников органов внутренних дел навыкам русского жестового языка (РЖЯ) с целью повышения качества оказываемых услуг (приказ МВД России от 12 мая 2015 г. № 544 «Об утверждении Порядка определения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации, исполнение обязанностей по которым требует владения сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации навыками русского жестового языка» [10]; приказ МВД России и Министерства образования и науки РФ от 15 июня 2015 г. № 681/587 «Об объеме владения навыками русского жестового языка сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации, замещающими отдельные должности в органах внутренних дел Российской Федерации» [11]; приказ МВД России и Министерства образования и науки РФ от 7 июня 2017 г. № 365/497 «О внесении изменения в пункт 2 приказа МВД России и Ми-нобрнауки России от 15 июня 2015 г. № 681/587 «Об объеме владения навыками русского же-стового языка сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации, замещающими отдельные должности в органах внутренних дел Российской Федерации» [12]; приказ МВД России от 22 июня 2017 г. № 405 «О внесении изменений в Порядок определения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации, исполнение обязанностей по которым требует владения сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации навыками русского жестового языка, утвержденный приказом МВД России от 12 мая 2015 г. № 544» [13]).

Последовательная долговременная реализация программы «Доступная среда» определяет актуальность данного исследования. Его новизна заключается в предложенном автором методе применения ситуационно ролевых игр для актуализации навыков коммуникации на языке жестов в процессе изучения дисциплины «Основы русского жестового языка» курсантами образовательных организаций МВД России и действующими сотрудниками органов внутренних дел.

Для общения с глухими, неслышащими и слабослышащими гражданами используется русский жестовый язык (русская жестовая речь). Как и любой другой язык, он обладает собственной лексикой и грамматикой. Комму-

никация осуществляется посредством визуального получения информации, поскольку звуковая составляющая речи глухим и неслышащим недоступна. При этом проговаривать (произносить) содержание сообщения одновременно с жестикуляцией необходимо ввиду того, что подавляющее большинство лиц с ограниченными возможностями слуха умеют читать по губам. По этой же причине важно следить за мимикой.

Общаться с глухими можно при помощи же-стовой речи, дактильной азбуки, чтения с губ или письма. Если письменная коммуникация с неслышащим (слабослышащим) по какой-либо причине невозможна, то полицейскому необходимо использовать понятную всем форму общения. Овладение основами русского жестового языка позволяет снять ряд трудностей при решении повседневных служебных задач, если они предполагают взаимодействие с глухими или неслышащими.

Наименьшую трудность для освоения представляет дактилирование, так как оно осуществляется при помощи дактильной азбуки, в которой всего 33 знака (по числу букв в алфавите). За небольшой промежуток времени можно научиться довольно быстро дактилировать. Однако данная форма общения более громоздкая и медленная по сравнению с жестовой речью, поэтому дактилирование применяют в случаях, когда жестов недостаточно (правописание имен собственных, терминов и др.) или они неизвестны.

Основными сложностями, с которыми сталкиваются обучающиеся при изучении же-стовой речи, является большое количество слов-жестов (в жестовом языке насчитывается несколько сотен жестовых образов [7]), многозначность и синонимия некоторых из них. Снятию этих трудностей способствует регулярная практика и знание специфических для данной территории, сферы деятельности или социальной группы сленговых или диалектных слов-жестов.

Практическая обусловленность взаимодействия полицейских с глухими и слабослышащими гражданами легла в основу структуры обучения основам русского жестового языка в ведомственных образовательных организациях. В соответствии с реальным коммуникативным запросом обучение сотрудников органов внутренних дел «условно состоит из трех этапов: изучение дактиля, усвоение жестов и их практическое синтезирование в моделях ситуативно-обусловленного профессионального общения» [5, с. 118]. В перечень тем, изучаемых в

105

курсе «Основы русского жестового языка», входят ситуации установления контакта и базовые ситуации профессионального общения.

Современная образовательная парадигма предполагает формирование и развитие всех компетенций, необходимых для специалиста. С точки зрения языковой подготовки ведущей является коммуникативная компетенция. В связи с этим педагоги выбирают такие виды и формы аудиторной работы, которые направлены на интеграцию изученного материала в живую речь, что в дальнейшем обеспечивает успешность и результативность коммуникации в процессе несения службы и решения профессиональных задач.

В контексте ориентированности на практическое применение обучения сотрудников органов внутренних дел интерактивный метод ситуационно обусловленных ролевых игр зарекомендовал себя как один из наиболее эффективных для развития коммуникативной компетенции. Этот метод подразумевает проектирование в учебных условиях ситуаций, имитирующих реальное общение, в которых, помимо актуализации полученных знаний языка и его законов, требуется владение коммуникативными навыками. В.В. Посиделова и Е.Ю. Хорошко отмечают, что «практико-ори-ентированный подход выступает как часть образовательной стратегии обучения жестовому языку, а системная работа над жестами обеспечивает более прочное их усвоение» [5, с. 120].

Для формирования коммуникативной компетенции сотрудников органов внутренних дел посредством русского жестового языка обязательным условием является выведение изученного лексико-грамматического материала в речь. Этому способствует использование интерактивного метода ситуационно ролевых игр на занятиях. «Проигрывание» различных служебных ситуаций, в которых предполагается общение с глухими и неслышащими, позволяет спрогнозировать вероятные трудности и, следовательно, снять их, проработав в учебной аудитории.

Индивид в социуме выступает в нескольких ролях в различных сферах: лично-бытовой, профессионально-служебной, общественной. На занятии преподаватель предлагает обучающимся некую ситуативную модель и определенные роли, в рамках которых происходит вторичная социализация, имитирующая реальное общение. Так, курсанты и слушатели могут попробовать представить себя сотрудниками органов внутренних дел, которым необходимо, например, узнать у неслышащего чело-

века личные данные, цель визита, оказать ему помощь и т.д.

М.Б. Григорьева отмечает, что игра является тем особым видом деятельности, создающим условные ситуации, направленные на воссоздание и усвоение общественного опыта, в которых складывается и совершенствуется самоуправление поведением [14]. В контексте игры снижается уровень напряжения и ответственности, что способствует снятию языкового барьера. Обучающиеся понимают, что ситуация - лишь имитация, и потому чувствуют себя свободнее. С другой стороны, игровой сценарий позволяет отработать необходимые навыки, специфику общения с глухими и неслышащими людьми, увидеть свои ошибки и восполнить пробелы. Каждый полицейский (например, сотрудник патрульно-постовой службы) может сформулировать наиболее часто встречающиеся фразы, уточнить правильность их исполнения для практического применения на службе.

Развитые социальные навыки - необходимое условие для специалистов, постоянно взаимодействующих с людьми. Ситуационно обусловленные ролевые игры способствуют их формированию и развитию за счет поставленной перед участниками игры задачи выстроить межличностные отношения в рамках определенного социально-коммуникативного контекста. Для успешной реализации задания участники коммуникации должны принять на себя обязанности и функции назначенной им роли и действовать в соответствии с ними [15]. На занятиях по основам русского жестового языка обучающиеся в процессе игры не только лучше усваивают жесты, но учатся общаться с глухими и неслышащими людьми с учетом их психологических и физиологических особенностей.

«Проживание» служебной ситуации в учебной среде позволяет понять законы функционирования жестовой речи и правила общения с данной категорией граждан, применить на практике изученные способы обмена информацией посредством РЖЯ, а также реализовать коммуникативный потенциал обучающихся в условно реальной ситуации. Данный вид аудиторной работы характеризуется высокой степенью вовлеченности курсантов и слушателей, их мотивированностью, так как форма игры им интересна, она подразумевает творческий подход и имеет очевидную практическую значимость. Совокупность этих факторов побуждает обучающихся развивать свои коммуникативные навыки и дальше, поскольку создает атмосферу успешности и творчества.

106

На начальном этапе ролевые игры могут представлять собой простые диалоги с заранее прописанными репликами, которые нужно просто перевести. На более продвинутом этапе количество участников коммуникативного акта может быть увеличено. Сценарий ситуационно обусловленной ролевой игры представляет собой некий сюжет, согласно которому коммуниканты взаимодействуют друг с другом. Он может варьироваться в зависимости от целей и задач, поставленных преподавателем, может быть четко регламентированным или свободным. В первом случае преподаватель заранее оговаривает условия задания: сюжет, количество участников, цель коммуникации и т.д. Обучающиеся делятся на пары и отрабатывают навыки диалогической речи.

Когда обучающиеся уже овладели достаточным количеством жестов и усвоили особенности перевода звучащей речи в жестовую форму, научились строить жестовые цепочки, преподаватель предлагает организовать более развернутую ситуационно обусловленную ролевую игру. Он обозначает условия общения, намечает общий вектор дискуссии, но предоставляет коммуникантам общаться свободнее и самим отбирать средства общения. Для того чтобы наглядно продемонстрировать планируемый результат, целесообразно вызвать наиболее успевающих обучающихся, с их помощью спроектировать определенную ситуацию и показать альтернативные варианты выполнения задания. Преподаватель имеет возможность контролировать правильность исполнения и корректировать сюжетную линию, направляя общение, уточняя или изменяя его. Затем формируются малые группы для отработки полученных навыков.

1. Никитина Е. О. Значение жестового языка в деятельности сотрудников полиции // Наука и школа. 2016. № 3. С. 34-37.

2. Рукавишникова О. И. Актуальность преподавания языка жестов в подготовке сотрудников органов внутренних дел, курсантов и слушателей системы МВД России к служебной деятельности / О. И. Рукавишникова, В. С. Рукавишников // Мир науки, культуры, образования. 2019. № 1(74). С. 65-67.

3. Степанов Р.И. Отбор содержания учебного материала для подготовки сотрудников полиции к взаимодействию с глухими людьми // Юридическая наука и правоохранительная практика. 2017. № 3(41). С. 170-176.

4. Липина Е.А. Из опыта преподавания русского жестового языка сотрудникам поли-

В процессе решения учебных задач обучающиеся имитируют реальные ситуации общения с неслышащими и глухими, которые могут встретиться в их профессиональной деятельности, в результате чего интегрируются новые знания, стимулируется инициативность и активизируется командная работа. Положительным моментом применения рассматриваемого метода можно назвать то, что ролевая игра позволяет осуществлять контроль знаний. Анализ и обсуждение результатов игры дает возможность выявить и исправить недочеты, акцентировать наиболее важные элементы коммуникативного акта с глухими и неслышащими, ответить на возникшие в процессе игры вопросы по организации и реализации общения.

Таким образом, для успешной коммуникации с лицами, имеющими ограниченные возможности здоровья по слуху, полицейский должен знать дактильную азбуку и жесты, уметь общаться при помощи дактилирова-ния и жестовой речи, принимать во внимание специфические особенности неслышащих и глухих граждан и соблюдать правила общения с ними. Необходимо умение наладить первичную коммуникацию, т.е. посредством русского жестового языка синхронно или последовательно изложить суть вопроса, получить ответ и верно его интерпретировать. Кроме того, важным является знание юридической терминологии и этики общения с неслышащими. Проведение ситуационно обусловленных ролевых игр с курсантами и слушателями на занятиях по основам русского жестового языка показывает их эффективность. Несомненными преимуществами данного метода являются креативность, наглядность и ориентированность на практику.

1. Nikitina E.O. The meaning of sign language in the activities of police officers // Science and School. 2016. No. 3. P. 34-37.

2. Rukavishnikova O.I. The relevance of teaching sign language in the training of employees of internal affairs bodies, cadets and students of the system of the Ministry of Internal Affairs of Russia for official activities / O.I. Rukavishnikova, V.S. Rukavishnikov // World of science, culture, education. 2019. No. 1(74). P. 65-67.

3. Stepanov R.I. Selection of the content of educational material for the preparation of police officers to interact with deaf people // Legal Science and Law Enforcement Practice. 2017. No. 3(41). P. 170-176.

4. Lipina E.A. From the experience of teaching Russian sign language to police officers in the

107

ции в системе дополнительного профессионального образования // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2018. № 1(72). С. 79-85.

5. Посиделова В. В. Владение жестовым языком как элемент реализации коммуникативной компетенции сотрудников полиции / В. В. Посиделова, Е.Ю. Хорошко // Вестник Краснодарского университета МВД России.

2020. № 1(47). С. 117-121.

6. Довгань Е.А. Активизация познавательной деятельности слушателей на занятиях «основы русского жестового языка» с использованием различных форм и методов обучения // Современные наукоемкие технологии.

2021. № 3. С. 141-145.

7. Язык глухих, глухонемых. Азбука глухих. Переводчик на язык глухих [Электронный ресурс]. URL: https://www.deafnet.ru (дата обращения: 07.03.2022)

8. Государственная программа «Доступная среда» на 2011-2020 годы (утв. постановлением Правительства от 1 дек. 2015 г. № 1297). Доступ из справ. правовой системы «Гарант» (дата обращения: 07.03.2022).

9. О создании правовой основы для разработки государственной программы «Доступная среда» на период до 2025 года. URL: https://government.ru/docs/ (дата обращения: 07.03.2022).

10. Об утверждении Порядка определения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации, исполнение обязанностей по которым требует владения сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации навыками русского жестового языка: приказ МВД России от 12 мая 2015 г. № 544. Доступ из справ. правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения: 07.03.2022).

11. Об объеме владения навыками русского жестового языка сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации, замещающими отдельные должности в органах внутренних дел Российской Федерации: приказ МВД России и Министерства образования и науки РФ от 15 июня 2015 г. № 681/587. Доступ из справ. правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения: 07.03.2022).

12. О внесении изменения в пункт 2 приказа МВД России и Минобрнауки России от 15 июня 2015 г. № 681/587 «Об объеме владения навыками русского жестового языка сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации, замещающими отдельные должности в органах внутренних дел Российской

system of additional professional education // Psychopedagogy in law enforcement agencies. 2018. No. 1(72). P. 79-85.

5. Posidelova V.V. Sign language proficiency as an element of the implementation of the communicative competence of police officers / V. V. Posidelova, E. Yu. Khoroshko // Bulletin of the Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2020. No. 1(47). P. 117-121.

6. Dovgan E.A. Activation of the cognitive activity of students in the classroom «basics of Russian sign language» using various forms and methods of teaching // Modern science-intensive technologies. 2021. No. 3. P. 141-145.

7. The language of the deaf, deaf and dumb. ABC of the deaf. Translator into the language of the deaf [Electronic resource]. URL: https://www. deafnet.ru (date of access: 07.03.2022)

8. State Program «Accessible Environment» for 2011-2020 (approved by the Government Decree d.d. Dec. 1, 2015 No. 1297). Access from reference legal system «Garant» (date of access: 07.03.2022).

9. On the creation of a legal basis for the development of the state program «Accessible Environment» for the period up to 2025. URL: https://government.ru/docs/ (date of access: 07.03.2022).

10. On approval of the procedure for determining positions in the internal affairs bodies of the Russian Federation, the performance of duties for which requires the employees of the internal affairs bodies of the Russian Federation to have the skills of Russian sign language: order of the Ministry of Internal Affairs of Russia d.d. May 12, 2015 No. 544. Access from reference. legal system «ConsultantPlus» (date of access: 07.03.2022).

11. On the scope of Russian sign language proficiency by employees of the internal affairs bodies of the Russian Federation replacing certain positions in the internal affairs bodies of the Russian Federation: order of the Ministry of Internal Affairs of Russia and the Ministry of Education and Science of the Russian Federation d.d. June 15, 2015 No. 681/587. Access from reference legal system «ConsultantPlus» (date of access: 07.03.2022).

12. On amending paragraph 2 of the order of the Ministry of Internal Affairs of Russia and the Ministry of Education and Science of Russia d.d. June 15, 2015 No. 681/587 «On the scope of Russian sign language skills by employees of the internal affairs bodies of the Russian Federation replacing certain positions in the internal affairs bodies of the Russian Federation»:

108

Федерации»: приказ МВД России и Министерства образования и науки РФ от 7 июня 2017 г. № 365/497 [Электронный ресурс]. URL: http://docs. cntd.ru/document/436745870 (дата обращения: 07.03.2022).

13. О внесении изменений в Порядок определения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации, исполнение обязанностей по которым требует владения сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации навыками русского жестового языка, утвержденный приказом МВД России от 12 мая 2015 г. № 544: приказ МВД России от 22 июня 2017 г. № 405. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/ View/0001201707200003? (дата обращения: 07.03.2022).

14. Григорьева М.Б. Использование игровых приемов на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе. 2011. № 10. С. 47-49.

15. Киндря Н.А. Роль и место ролевых упражнений в обучении диалогической речи студентов-иностранцев на подготовительном факультете // Педагогический журнал. 2019. Т. 9. № 2-1. С. 542-557.

order of the Ministry of Internal Affairs of Russia and the Ministry of Education and Science of the Russian Federation No. 365/497 d.d. June 7, 2017 [Electronic resource]. URL: http://docs. cntd.ru/document/436745870 (date of access: 07.03.2022).

13. On amendments to the Procedure for determining positions in the internal affairs bodies of the Russian Federation, the performance of duties for which requires the Russian sign language skills of employees of the internal affairs bodies of the Russian Federation, approved by order of the Ministry of Internal Affairs of Russia d.d. May 12, 2015 No. 544: order of the Ministry of Internal Affairs of Russia d.d. 22 June, 2017 No. 405. URL: http://publication.pravo.gov.ru/ Document/View/0001201707200003? (date of access: 07.03.2022).

14. Grigorieva M.B. The use of gaming techniques in foreign language lessons // Foreign languages at school. 2011. No. 10. P. 47-49.

15. Kindrya N.A. The role and place of role-playing exercises in teaching dialogic speech of foreign students at the preparatory faculty // Pedagogical journal. 2019. Vol. 9. No. 2-1. P. 542-557.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

Внуковская Анастасия Васильевна, кандидат филологических наук, старший преподаватель кафедры иностранных языков Ростовского юридического института МВД России; e-mail: vnykastya@mail.ru

INFORMATION ABOUT AUTHOR

A.V. Vnukovskaya, Candidate of Philology, Senior Lecturer of the Department of Foreign Languages, Rostov Law Institute of the Ministry of the Interior of Russia; e-mail: vnykastya@mail.ru

109

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.