Научная статья на тему 'Ситуации антиномического характера в процессе дополнительного обучения'

Ситуации антиномического характера в процессе дополнительного обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
45
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
особенности учащихся / ценностно-смысловой выбор / ситуации антиномического характера / антиномический контекст / примеры ситуаций / features of pupils / valuable and semantic choice / situations of anti-nomic character / antonymic context / examples of situations

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Н. Н. Мироненкова, М. И. Платова

Процесс обучения учащихся дополнительного образования на смыслообразующей основе может быть затруднительным в силу присущих им особенностей (преобладание высокого уровня смысложизненных ориентаций, традиционных взглядов, стереотипов мышления, «богатого» жизненного опыта). Поэтому целесообразно использовать ситуации антиномического характера как одного из типа ситуаций самораскрытия ценностно-смыслового выбора. В статье описаны примеры таких ситуаций

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Н. Н. Мироненкова, М. И. Платова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SITUATIONS OF ANTI-NOMIC CHARACTER IN THE COURSE OF ADDITIONAL TRAINING

Process of training of pupils of additional education at a smysloobra-zuyushchy basis can be difficult owing to features inherent in them (prevalence of high level the smyslozhiznennykh of orientations, traditional views, stereotypes of thinking, «rich» life experience). Therefore it is expedient to use situations of anti-nomic character as one of type of situations of self-disclosure of the valuable and semantic choice. In article examples of such situations are described.

Текст научной работы на тему «Ситуации антиномического характера в процессе дополнительного обучения»

СИТУАЦИИ АНТИНОМИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА В ПРОЦЕССЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

Н.Н. Мироненкова, канд. пед. наук, доцент

Южно-Российский государственный политехнический университет (НПИ) имени

М.И. Платова

(Россия, г. Новочеркасск)

DOI: 10.24411/2500-1000-2019-10617

Аннотация. Процесс обучения учащихся дополнительного образования на смыслооб-разующей основе может быть затруднительным в силу присущих им особенностей (преобладание высокого уровня смысложизненных ориентаций, традиционных взглядов, стереотипов мышления, «богатого» жизненного опыта). Поэтому целесообразно использовать ситуации антиномического характера как одного из типа ситуаций самораскрытия ценностно-смыслового выбора. В статье описаны примеры таких ситуаций.

Ключевые слова: особенности учащихся, ценностно-смысловой выбор, ситуации антиномического характера, антиномический контекст, примеры ситуаций.

Мотивом к овладению дополнительным образованием может стать любимое дело, хобби, расширение профессии или овладение новой. Интересны результаты опроса среди студентов 4-х курсов горнотехнологического факультета (ЮРГПУ (НПИ) имени М.И. Платова (всего 98 человек) показал, что только 7 человек хотели бы получить дополнительное образование как хобби, овладение новым, интересным делом для себя (~ 7,14%), 17 человек хотели бы получить образование с целью усовершенствования имеющегося или как дополнение к нему, т.е. расширение границ своего профессионального кругозора (~ 17,35%), а оставшиеся не выразили желания вообще в получение дополнительного образования. Однако наилучшим преимуществом дополнительного образования в отличие от общего является возможность получить его в любое время своей жизни, поэтому из этих 74 человек могут впоследствии отсеяться еще.

Вместе с этим учащиеся ДПО имеют некие особенности вне зависимости от того, когда началось обучение: у них имеется достаточный уровень развития ценностно-смысловой сферы и высокий уровень мотивации к учебной деятельности (в ДПО приходят добровольно). Но иногда (не всегда) это и усложняет процесс обучения: попробуйте переучить преподава-

теля с 30 летним стажем, привыкшего к своим методикам, или специалиста, опирающегося на свой жизненный опыт. Большинству этих людей присущи уже закоренившиеся традиционные взгляды, стереотипы мышления и немалый жизненный опыт. Однако путь к учению, развитию - это всегда должен быть путь к новшествам.

С позиций смыслоцентрированного подхода, разрабатываемого в рамках нового психолого-педагогического направления «Смысловая дидактика», «приращение» смыслов происходит в точке их пересечения (сингулярности) [1]. В качестве «точки» пересечения личностных смыслов и смыслов учебного содержания применительно к учебному процессу выступает ценностно-смысловой выбор. Ценностно-смысловой выбор — это выбор между альтернативами с построением обучающимся в учебном процессе параметров их сравнения, где параметры сравнения выстраиваются сквозь призму имеющихся ценностей и смыслов, а выбор альтернатив осуществляется с ориентацией на конструирование своей жизни, сопряженной со смыслами учебного содержания [2, с. 36]. Также известно, что «учебный процесс обладает тем большей побудительной силой, чем личностно значимее для учащихся освоенная ими ранее информация и чем более

противоречит ей информация поступающая» [1, с. 201].

В таком аспекте приобретают актуальность использования ситуаций антиномического характера как одного из типа ситуаций самораскрытия ценностно-смыслового выбора. Они представляют собой «соединение несоединимого» [3, с. 44]. Реализация ситуаций антиномического характера предполагает прямое смыслотехническое воздействие на подключение альтернатив с целью создания состояния противоречивого (антиномического) выбора, маскирующего наличие более серьезных альтернатив. Обучающийся должен распознать альтернативы, найти общие основания для их сопоставления и сформулировать критерии оценки разных альтернатив, по отношению к которым альтернативы приобретают тот или иной смысл.

Ситуации антиномической направленности за счет создающегося противоречия между актуальными личностными смыслами, ценностно-смысловыми установками обучающегося, и потенциальными смыслами учебного содержания будут служить способом побуждения учащихся к активной учебной деятельности, при этом станут некой отправной точкой смыслового наращивания. Антиномический контекст может выражаться в различных формах и средствах обучения: в эпиграфе перед изучением темы; в обложке пособия, в теме занятия, в презентации и т.д. Они служат средствами, некими помощниками по их осуществлению.

Приведем примеры эпиграфов из учебного пособия (жирным шрифтом обозначена тема, а курсивом эпиграф) [4].

Локальный экстремум. Необходимые условия существования локального экстремума функции

В мире не происходит ничего, в чем бы не был виден смысл какого-нибудь максимума или минимума.

Л. Эйлер

Опишем примерные ситуации антиномического характера.

1. В начале занятия по теме «Неопределенный интеграл» с помощью метода столкновения эмоциональных образов

учитель создает ситуацию антиномического характера. Поэт и врач Иоханнес Барба-рус (настоящая фамилия Варес) - первый в советской Эстонии председатель Президиума Верховного Совета республики -обращается к математическим образам. В одном из стихотворений предреволюционного времени он говорит [5]:

В ушах «интернационал» - хорал.

Шкала настроений - непостоянна.

В моей груди мятежа интеграл.

Сердце - радуга, флейта Пана.

(Интеграл в этом отрывке - образ скоплений (суммы) мятежных предреволюционных устремлений).

После педагог просит учащихся описать эмоции, чувства, психологическое истолкование услышанного текста. Далее проводит беседу по вопросам: случайно ли выбран отрывок, какой тайный смысл скрыт в нем, что хотел сказать поэт, какой образ интегралу приписывал автор в этом отрывке стихотворения и какое отношение имеет образ интеграла автора к данной теме урока.

Острая антиномическая форма стихотворения (В моей груди мятежа интеграл...) вызывает душевное противоречие, при этом в такой ситуации пересекаются смысловые поля страниц истории, литературы, математики и, главное, смыслы учащегося. Происходит межпредметная и внутрипредметная интеграция. «Пересечение» внутри и между предметами дает возможность обнаружить предельную точку «смыслов», в которой сойдутся «предельные смыслы» - смыслы учебного предмета и смыслы межпредметного, междисциплинарного взаимодействий. Интеграция, таким образом, позволяет «стянуть» проблемы нравственности и проблемы эгоцентрических смыслов в «общий узел».

2. При изучении темы «Приложение интегрального исчисления в геометрии» учитель читает стихотворение Леонида Вы-шеславского: Сплелись в клубок запутанные трассы рабочих пчел, и оводов, и ос. Разгул цветов, сплошное буйство красок. Неразбериха полная. Хаос. Но это только кажется снаружи, лишь озарясь познания огнем, мы изнутри порядок обнаружили,

строжайший строй в нестройности найдем. И станет ясным листьев бормотание, и пляски пчел у тесного летка, и, разглядев растение, ботаник изобразит нам формулу цветка [5].

После педагог просит учащихся описать эмоции, чувства, психологическое истолкование услышанного текста. Далее проводит беседу по вопросам: случайно ли выбран отрывок, какой тайный смысл скрыт в нем, что хотел сказать поэт, какое отношение имеет формула цветка к данной теме урока.

Острая антиномическая форма стихотворения (сплошное буйство красок, мы изнутри порядок обнаружили, строжайший строй в нестройности найдем.) вызывает душевное противоречие (разве какие-то прекрасные живые цветки вообще возможны в этой насыщенной сухими

матике). При этом в такой ситуации пересекаются смысловые миры литературы, математики и смыслы учащегося, создавая тем самым точку «сингулярности» смыслов.

Математическим воплощением поэтической мечты о «Формуле цветка» являются, например, уравнение кривых, напоминающих очертания лепестков или листьев цветка».

Благодаря таким присущим чертам, как неоднородность, многозначность, неопределенность, противоречивость, интегра-тивность, ситуации антиномического характера способны зацепить интересы, смыслы, личный опыт учащихся, что впоследствии повысит их внутреннюю смыс-лообразующую мотивацию и будет благоприятствовать дальнейшей смысловой учебной деятельности.

формулировками теорем да формул мате-

Библиографический список

1. Абакумова И.В., Ермаков П.Н., Рудакова И.А. Смыслоцентризм в педагогике: новое понимание дидактических методов. - Ростов-на-Дону: Изд-во Рост. ун-та, 2006. - 256 с.

2. Мироненкова Н.Н. Специфика ценностно-смыслового выбора обучающихся в учебном процессе. Alma mater (Вестник высшей школы). - 2017. - №8. - С. 33-37.

3. Мироненкова Н.Н. Особенности дидактического моделирования ситуаций ценностно-смыслового выбора обучающихся: Диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.01 / Южный федеральный университет. - Ростов-на-Дону, 2011. - 191 с.

4. Беляков В.И., Мироненкова Н.Н. Дифференциальное исчисление функций одной переменной : учеб. пособие / Юж.-Рос. гос. политехн. ун-т (НПИ) им. М.И. Платова. - Новочеркасск: ЮРГПУ (НПИ), 2016. - 72 с.

5. http://evrika.tsi.lv/index.php?name=texts&file=show&f= 115

SITUATIONS OF ANTI-NOMIC CHARACTER IN THE COURSE OF ADDITIONAL TRAINING

N.N. Mironenkova, candidate of pedagogical sciences, associate professor Platov South-Russian state polytechnical university (NPI) (Russia, Novocherkassk)

Abstract. Process of training ofpupils of additional education at a smysloobra-zuyushchy basis can be difficult owing to features inherent in them (prevalence of high level the smyslozhiznennykh of orientations, traditional views, stereotypes of thinking, «rich» life experience). Therefore it is expedient to use situations of anti-nomic character as one of type of situations of self-disclosure of the valuable and semantic choice. In article examples of such situations are described.

Keywords: features of pupils, valuable and semantic choice, situations of anti-nomic character, antonymic context, examples of situations.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.