Научная статья на тему 'Программа «Кадры электровозостроения будущего»: через повышение качества инженерного образования к высокой эффективности производства'

Программа «Кадры электровозостроения будущего»: через повышение качества инженерного образования к высокой эффективности производства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
58
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНЖЕНЕРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ENGINEERING EDUCATION / ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ / FUNDAMENTAL TRAINING / ПРАКТИКА НА РАБОЧЕМ МЕСТЕ / PRACTICE ON PLACE FOR WORK / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РАБОТОДАТЕЛЯМИ / COOPERATION WITH EMPLOYERS / СОЦИАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / SOCIAL COMPETENCE / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОИЗВОДСТВА / EFFICIENCY OF LABOUR

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Щербакова Лидия Ильинична, Коренюгина Татьяна Юрьевна, Бугаев Леонид Анатольевич, Бугаева Виктория Михайловна

Рассматривается новый подход к техническому образованию, основанный на традициях русской инженерной школы. В основе программы лежат принципы фундаментальной теоретической подготовки и практики на реальном производстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Щербакова Лидия Ильинична, Коренюгина Татьяна Юрьевна, Бугаев Леонид Анатольевич, Бугаева Виктория Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROGRAM «FRAMES ELEKTROVOZOSTROENIE FUTURE»: QUALITY IMPROVEMENT IN ENGINEERING EDUCATION FOR HIGH PRODUCTION EFFICIENCY

The article is devoted to new look on technical education which is based on traditions of Russian Engineering School. Principles of fundamental training and practice on actual enterprise are the foundations for program of interaction between polytechnic university and the enterprise.

Текст научной работы на тему «Программа «Кадры электровозостроения будущего»: через повышение качества инженерного образования к высокой эффективности производства»

ПРОБЛЕМЫ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

УДК 316.334.22:37.015.3

ПРОГРАММА «КАДРЫ ЭЛЕКТРОВОЗОСТРОЕНИЯ БУДУЩЕГО»: ЧЕРЕЗ ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ИНЖЕНЕРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ К ВЫСОКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОИЗВОДСТВА

© 2014 г. Л.И. Щербакова, Т.Ю. Коренюгина, Л.А. Бугаев, В.М. Бугаева

Щербакова Лидия Ильинична - д-р социол. наук, профессор, проректор по образовательной деятельности, зав. кафедрой «Социология и психология», Южно-Российский государственный политехнический университет (НПИ) имени М.И. Платова. Тел. (8635) 255-496. E-mail: so-cis_srstu@mail. га

Коренюгина Татьяна Юрьевна - канд. психол. наук, доцент, кафедра «Социология и психология», ЮжноРоссийский государственный политехнический университет (НПИ) имени М.И. Платова. E-mail: tkorenyugina@mail.ru

Бугаев Леонид Анатольевич - канд. биол. наук, доцент, кафедра «Социология и психология», Южно-Российский государственный политехнический университет (НПИ) имени М.И. Платова. E-mail: bugayov@list.ru

Бугаева Виктория Михайловна - ведущий психолог ПЧМ -Новочеркасск, ОАО «Российские железные дороги». E-mail: bugayova@list.ru

Shherbakova Lidiya Ilyinichna - Doctor of Sociological Sciences, professor, vice-rector of educational practice, head department «Sociology and Psychology», Platov South-Russian State Polytechnic University (NPI). Ph. (8635) 255-496. Email: socis_srstu@mail.ru

Korenyugina Tatyana Yuryevna - Candidate of Psychological Sciences, associate professor, department «Sociology and Psy-chology», Platov South-Russian State Polytechnic University (NPI). E-mail: tkorenyugina@mail.ru

Bugaev Leonid Anatolyevich - Candidate of Biological Sciences, associate professor, department «Sociology and Psychol-ogy», Platov South-Russian State Polytechnic University (NPI). E-mail: bugayov@list.ru

Bugaeva Victoria Mikhailowna - Leading psychologist PCM-Novocherkassk JSC «Russian Railways». Ph. 8-919-894-74-99. E-mail: bugayova@list.ru

Рассматривается новый подход к техническому образованию, основанный на традициях русской инженерной школы. В основе программы лежат принципы фундаментальной теоретической подготовки и практики на реальном производстве.

Ключевые слова: инженерное образование; фундаментальные знания; практика на рабочем месте; взаимодействие с работодателями; социальные компетенции; эффективность производства.

The article is devoted to new look on technical education which is based on traditions of Russian Engineering School. Principles of fundamental training and practice on actual enterprise are the foundations for program of interaction between polytechnic university and the enterprise.

Keywords: engineering education; fundamental training; practice on place for work; cooperation with employers; social competence; efficiency of labour.

Перспективы развития российского общества обусловливают коренные преобразования в высшем профессиональном образовании. Об этом со всей определенностью подчеркнуто в послании Президента России Федеральному Собранию 12 декабря 2013 г. о том, что необходимо «в полную силу задействовать новые факторы развития: ...высокое качество профессионального образования и гибкий рынок труда, благоприятный инвестиционный климат и современные технологии» [1]. Далее в качестве ключевых процессов обновления в этом документе определены «возрождение школьной профориентации, работа высших технических учебных заведений с обеспечением главного принципа - обучение на реальном производстве, когда теория подкрепляется практическими навыками» [1].

Стандарты образовательных программ, отнесенные к разделу «Инженерное дело, техника и технологии», подразумевают, что в период освоения образо-

вательной программы студент овладевает компетенциями в той мере, которая позволяет ему сразу после окончания вуза выполнять профессиональные функции. Однако реальная образовательная практика встречает ряд проблем на пути реализации стандартов профессиональной подготовки.

Дело в том, что высшее образование рассматривается молодежью преимущественно как гарантия трудоустройства вне применения дипломной специальности. Во-вторых, оно выступает как способ повышения потенциала культуры и образованности молодежи, что является позитивным для самооценки личности, легитимизации ее жизненных претензий, но слабо воздействует на понимание образования как инвестиции в развитие личностного капитала и его дальнейшего использования в качестве сущностного фактора производства в период профессиональной деятельности.

Обращаясь к трудам классиков политической экономии А. Смита и К. Маркса, А.А. Водолазский обращает внимание на то, что в первом томе «Капитала» имеется вывод следующего содержания: «Величина стоимости товара изменяется, таким образом, прямо пропорционально количеству и обратно пропорционально производительной силе труда, находящего себе осуществление в этом товаре» [2, с. 33]. Влияние экономических закономерностей в формирующемся обществе знаний существенным образом отражается на стратегиях поведения молодых людей. Например, подчеркнуто, что предметом изучения «новой микроэкономики» П. Самуэлсон считает экономию времени, качество «человеческого капитала», обусловленное затратами времени на образование, совершенствование профессии. При этом человек всегда стоит пред выбором: или совершенствовать свое мастерство, затрачивая время на образование и отказываясь от потребления многих материальных благ, чтобы в будущем получать большой доход; или начинать работу немедленно и сразу получать доходы и увеличивать свое потребление [2, с. 80].

Если понимать производительность труда в контексте человеческого капитала, как это предлагает Ж.Т. Тощенко [3], надо отметить, что она включает в себя не только совокупность экономически ценных знаний и навыков, которыми обладает индивид, но его способность к восприятию и продуцированию нового, а также трудовую мотивацию [4, с. 119]. В таком случае следует вести речь о накоплении в процессе образования знаний и навыков, приносящих наивысший экономический эффект. При этом, по мнению В.В. Радаева, индивидуальная производительность труда является на производстве продуктом коллективного действия - «взаимного обучения, желания передавать опыт новичкам, социально-психологического климата в коллективе, характера коммуникационных связей работников внутри и вне предприятия» [5, с. 195].

Ориентация на потребности и рынка труда заставляет работников вузов еще раз внимательно отнестись к размышлениям ученых о факторах, влияющих на производительность труда работников, притязаниях работодателей к профессиональным компетенциям, квалификациям поступающих работников, в том числе и после окончания университета. В этой связи уместно сослаться на выводы В.В. Радаева, который подчеркивал: «при найме на работу управляющие вынуждены полагаться на так называемые сигналы и формальные индикаторы, в качестве которых выступают образовательные и квалификационные дипломы» [5, с. 195]. Таким образом, производительность труда характеризует качество экономики, ее переход от производства товаров к производству знаний. Это означает, что производительность труда становится зависимой величиной от интеллектуально-иннова-ционого ресурса специалиста, способности на основе образования обеспечивать экономическое развитие и конкурентоспособность.

Важным, по мнению ученых, является нахождение для молодых людей полноценного рабочего места, соответствующего профессии и уровню квалификации. Неудачи адаптационного процесса на производстве отталкивают иногда выпускников вуза на периферию социально-трудовых отношений, не способствуют профессионально-трудовой самореализации молодых инженеров и эффективности их трудовой деятельности.

Речь идет о том, что в системе высшего образования для реализации задач повышения производительности труда приоритетным становится наличие у будущих и состоявшихся профессионалов мотивации к приобретению широкого спектра знаний, навыков, компетенций, чтобы в процессе профессиональной деятельности использовать их как сущностные факторы производительности труда.

С сентября 2011 г. после вступления в силу Федеральных государственных образовательных стандартов обучение инженерных кадров для технической сферы производства в основном стало осуществляться по направлениям подготовки бакалавриата. Сокращение срока освоения образовательных программ вызвало уменьшение объема часов, отводимых для преподавания фундаментальных дисциплин, формировавших инженерное мышление: физики, механики, сопромата, теоретических основ электротехники, системного анализа; существенно ухудшилась организации производственных практик.

В связи со вступлением в этап обновления образовательных стандартов и всего объема учебно-методических материалов, на основе которых организуется учебный процесс, в Южно-Российском государственном политехническом университете (НПИ) создалась благоприятная обстановка для внесения существенных изменений в образовательные технологии для улучшения качества инженерной подготовки. В основе этих технологий - возвращение к традициям русской инженерной школы [6] и максимальная ориентация на философию подготовки системного инженера. Главное в преобразовании образовательного процесса - установление консенсуса между теорией и практикой в инженерном образовании, способствующего достижению высокого качества подготовки инженерных кадров.

В ЮРГПУ (НПИ) совместно с ООО «ПК Новочеркасский электровозостроительный завод» подготовлена программа «Кадры электровозостроения будущего», в основе которой лежат принципы опережающей профессиональной подготовки инженерных кадров, в том числе инженеров-электромехаников [7]. Ключевые ориентиры образования предполагают создание системы «вуз - промышленное предприятие», в которой осуществляется поэтапная подготовка кадров для инженерного корпуса машиностроительного производства.

Первой ступенью реализации Программы является организация профориентации и профотбора, а затем обеспечение теоретической подготовки студентов. В университете создана образовательная среда, обеспечивающая раннюю профессионализацию школьни-

ков и целевой набор абитуриентов по направлению работодателей.

Теоретическое обучение студентов, направленное на формирование профессиональных компетенций инженера, способного к творческому созидательному труду, предполагает углубление инженерной подготовки бакалавров [8]. Ключевыми ориентирами трансформации учебно-методического обеспечения образовательных программ по направлениям бакалаврской подготовки являются:

- освоение фундаментальных основ естественнонаучных и технических дисциплин, позволяющее применять наиболее общие научные закономерности в профессиональных ситуациях, характеризующихся нестабильностью и изменчивостью;

- формирование целостных представлений о научной картине мира в интегративных междисциплинарных и трансдисциплинарных учебных курсах, предполагающее в том числе и рассмотрение гуманитарных проблем будущего человеческой цивилизации и позволяющее выходить на системный уровень познания;

- овладение методами прикладного системного инжиниринга, направленное не только на освоение знания, но и на повышение методологической культуры познавательной, социально-коммуникативной, профессиональной, творческой деятельности будущих инженеров;

- обеспечение приоритетности информационных технологий и компьютерного моделирования в системе инженерного образования, смещающего акцент из сферы интеллектуальной деятельности по решению задач в сферу выявления проблем и принятия решений;

- развитие не алгоритмизированного, частного, а системного мышления в критическом осмыслении целостной профессиональной ситуации;

- развитие творческого начала в инженерном образовании для подготовки студентов к жизни в различных производственных и социальных контекстах.

Модернизация технического образования по своей сути обязана опираться на фундаментальные экономические и инженерные теории, поскольку только использование в учебном процессе достижений науки поможет инженерным кадрам в процессе профессиональной карьеры продолжить свое образование с учетом развития наукоемких технологий. С другой стороны, интерес работодателей к укреплению взаимодействия с инженерными вузами лежит в плоскости поиска резервов повышения эффективности производства за счет увеличения потенциала трудовых ресурсов. В данном аспекте представляется удачным привлечение к образовательному процессу опытных научно-педагогических кадров, среди которых видное место занимают доцент А.А. Водолазский, автор 5 учебников, ряда теоретических работ по проблемам производительности труда и эконофизики, проф. В.А. Лозовский, автор интегративного курса «Концепции современного естествознания», и проф.

В.М. Таланов, автор курсов «Физико-химические основы дизайна новых материалов» и «Человек и ноосфера». Разработанные ими подходы к техническому образованию способствуют формированию системного инженерного мышления, необходимого в современном наукоемком производстве.

При разработке концептуальных основ программы «Кадры электровозостроения будущего» были использованы результаты социологического анализа проблем адаптации выпускников вузов, которые они испытывают при выходе на рынок труда, раскрытые в научном издании «Российское общество как оно есть», опубликованном под редакцией члена-корреспондента РАН М.К. Горшкова [9]. Работодатели чаще всего подчеркивали неоправданно высокие ожидания молодых людей по заработной плате (64 %), недостаток или отсутствие у них профессионального опыта (62 %). Кроме этого, обращалось внимание на завышенное стремление обеспечить быстрый карьерный рост, неумение работать в команде и оторванность знаний и умений молодых специалистов от реальной практики. В связи с этим возрастает роль гуманитарной подготовки и практического обучения в структуре инженерного образования.

Социология и психология - учебные дисциплины, в рамках которых в профессиональном образовании можно сформировать социальную компетентность будущих инженеров. Социальные компетенции позволят эффективно управлять человеческими ресурсами на производстве, формировать благоприятную социально-психологическую атмосферу в коллективе, обеспечить процесс профессиональной адаптации на рабочем месте.

Формирование социальной компетентности инженерных кадров предполагает обучение методам социально-коммуникативной деятельности в ситуациях делового и межличностного общения. Потенциал семинарско-практических занятий позволяет не просто дать знания об этапах, функциях, правилах и уровнях общения, но провести в интерактивном формате упражнения, ролевые игры, направленные на освоение практических навыков деловых коммуникаций [10].

Кроме того, принималось во внимание, что личностные качества инженера во многом обеспечивают его успешную интеграцию в территориальный социум, в котором протекают процессы его жизнедеятельности в других (непроизводственных) сферах (досуг, семья, воспитание детей). В этой связи круг проблем, обсуждаемых на занятиях по социологии и психологии, охватывает проблемы функционирования общества в целом.

Требования федерального государственного образовательного стандарта к формированию у будущих инженеров готовности к саморазвитию и самообразованию предполагает овладение студентами технического вуза методами познавательной деятельности. Рассмотрение психологических механизмов познания, проведение психодиагностических процедур, направ-

ленных на выявление особенностей и уровня развития познавательных процессов каждого студента, позволят на практических занятиях дать конкретные рекомендации по самоорганизации образовательного процесса и наметить вектор интеллектуального саморазвития.

Вершиной профессионального образования и самообразования, личностного развития и саморазвития является способность инженера не к рутинному ремесленничеству, а к творческому созидательному труду, генерированию оригинальных идей, разработке инновационных продуктов. В рамках изучения психологии можно спроектировать образовательный процесс как освоение основ психологии творчества и овладения методами творческой деятельности.

Следует отметить, что в мировой практике образования в современных социокультурных условиях компетентностный подход к профессиональной подготовке выпускников признан как релевантный переходу от традиционной «знаниевой» парадигмы к новой парадигме «выращивания личности» [11]. Особенностью новой парадигмы является интеграция практи-коориентированных профессиональных знаний, умений, навыков с ценностно-смысловыми структурами личности, готовностью к самостоятельному ответственному принятию решения и сложившимся социально-конструктивным опытом сотрудничества, ориентированным на творчество и созидание [12]. Такой подход должен позволить людям самостоятельно находить и принимать ответственные решения в условиях неопределенности, в критических и стрессовых ситуациях, когда человек сталкивается с новыми сложными природными и социальными явлениями. Научные знания и высокие нравственные принципы являются в этих случаях надежной опорой.

Согласно представлениям об организации взаимодействия вузов и бизнес-сообщества [13] в мероприятиях по реализации программы «Кадры электровозостроения будущего» предусмотрено привлечение ведущих специалистов из числа сотрудников ООО «ПК НЭВЗ» к проведению всех видов занятий со студентами-участниками проекта. Это обеспечивает опережающее ознакомление учащихся с проблемами и перспективами развития машиностроительной отрасли в целом и конкретного промышленного предприятия, являющегося стратегическим партнером вуза.

Наряду с теоретическим в профессиональной подготовке инженерных кадров большое значение имеет практическое обучение студентов [14]. Основными направлениями взаимодействия университета и предприятия с целью внедрения технологий практико-ориентированного образования являются:

- предоставление ресурсов ООО «ПК НЭВЗ» для проведения лабораторных работ;

- проведение на базе ООО «ПК НЭВЗ» учебных и производственных практик студентов ЮРГПУ (НПИ);

- выполнение по тематике ООО «ПК НЭВЗ» курсовых и дипломных проектов студентами ЮРГПУ (НПИ);

- участие студентов в выполнении научно-исследовательской и опытно-конструкторской работы в рамках научно-исследовательской работы студентов или на условиях совместительства;

- совершенствование содержания учебных курсов на основе результатов научно-исследовательской и опытно-конструкторской работы, а также в связи с изменением потребностей производственного предприятия.

Значимым направлением реализации программы «Кадры электровозостроения будущего» является внедрение технологии обучения рабочим профессиям в рамках номенклатуры направлений бакалаврской подготовки в ЮРГПУ (НПИ) и лицензий на образовательную деятельность корпоративного учебного центра ООО «ПК НЭВЗ». Теоретическая подготовка по основам рабочих профессий будет осуществляться в структуре университетского образования. Для обучения студентов практическим навыкам высококвалифицированного рабочего труда на учебном участке промышленного предприятия установлено современное станочное оборудование. Активно развивается система наставничества опытных рабочих над студентами, обеспечивающая эффективную профессиональную подготовку на рабочем месте.

Согласно требованиям федерального государственного образовательного стандарта в процессе профессиональной подготовки должна быть обеспечена экспертиза качества образования, проводимая работодателями. В процессе реализации проекта «Кадры электровозостроения будущего» предусматривается проведение оценки формирования профессиональных компетенций студентов ЮРГПУ (НПИ) сотрудниками ООО «ПК НЭВЗ». Общественно-профессиональная экспертиза может проводиться в следующих формах:

- собеседование студента с работодателями - результатом является рекомендация на опережающее трудоустройство в качестве стажера на должность;

- участие в предметных олимпиадах по профилю специальности (направления подготовки), в которых наблюдателями или членами жюри выступают работодатели - результатом является место, занятое студентом и подтвержденное дипломом или сертификатом участника;

- участие в конкурсах (конкурс идей, конкурс проектов, профессиональный конкурс), в которых работодатели осуществляют судейство в составе жюри, - результатом является место, достигнутое в конкурсе и подтвержденное дипломом или грамотой;

- участие в программах дополнительного образования - результатом является документ об образовании по итогам выпускных испытаний, в которых принимали участие работодатели;

- публичная защита отчетов о разработке и внедрении проектов по заданию работодателей, а также с их участием в комиссии по защите - результатом является патент, свидетельство о регистрации авторских прав или акт о внедрении разработки в производство, выданный работодателем;

- участие с результатами проектной деятельности по заданию работодателей в выставках, ярмарках, на инновационных конвентах и форумах - результатом является документ об участии, наличие гранта;

- участие с результатами научно-исследовательской работы в научно-практических конференциях разного уровня, организованных как отраслевыми, так и научно-образовательными учреждениями, -результатом является сертификат участника, публикация в сборнике научных трудов;

- организационно-управленческие мероприятия, проведенные по заданию работодателя вне рамок учебной или производственной практики, - результатом является факт выполнения задания и его социальный эффект, зафиксированный в благодарственном письме от имени работодателя;

- производственная деятельность, выполняемая сверх (вне) рамок учебной или производственной практик, - результатом является объем выработки, зафиксированный работодателем.

В процессе реализации программы возможно расширение спектра видов и форм общественно-профессиональной экспертизы профессиональных компетенций студентов ЮРГПУ (НПИ), проводимой работодателями.

Для облегчения процедуры фиксации оценки качества профессиональной подготовки инженерных кадров разработано положение и макет аттестационной книжки, а также макет сертификата «Профессиональное признание». По итогам общественно-профессиональной экспертизы со стороны промышленного предприятия обеспечивается гарантированное трудоустройство студентов, успешно освоивших программы опережающего обучения в рамках программы «Кадры электровозостроения будущего».

В области повышения квалификации программа предусматривает:

- научную и производственную стажировки преподавателей ЮРГПУ (НПИ) в ООО «ПК НЭВЗ»;

- подготовку работниками ООО «ПК НЭВЗ» кандидатских и докторских диссертаций через аспирантуру и докторантуру ЮРГПУ (НПИ);

- участие преподавателей ЮРГПУ (НПИ) в обеспечении программ дополнительного последипломного образования сотрудников ООО «ПК НЭВЗ».

Сотрудниками кафедры «Социология и психология» уже реализована программа повышения квалификации сотрудников промышленного предприятия «Психолого-педагогическая подготовка руководителей и специалистов» [15].

Таким образом, вектор развития технического образования в университете, обеспечивающий реализацию программы «Кадры электровозостроения будущего», опирается на прочные фундаментальные социально-гуманитарные и инженерного знания, а также по своей сути следует принципам фундаментальности и практико-ориентированности как ключе-

Поступила в редакцию

вым задачам обновления российского инженерного образования.

Результаты работы получены при поддержке проекта № 2873 «Теория, методика и технологии профессионального образования по направлениям подготовки, соответствующим приоритетным направлениям модернизации и технологического развития российской экономики», выполняемого в рамках базовой части государственного задания № 2014/143.

Литература

1. Послание Президента России Федеральному Собранию 12 декабря 2013 года. URL: http//news.kremlin.ru/news/19825 (дата обращения: 12.12.2013).

2. Водолазский А.А. Начала эконофизики и количественная определенность первых экономических законов. Новочеркасск, 2013. 227 с.

3. Тощенко Ж.Т., Цветкова Г.А. Социология труда. М., 2012. 464 с.

4. Модернизация России: социально-гуманитарные измерения / под ред. акад. Н.Я. Петракова; Российский государственный научный фонд; Российская академия наук. М.; СПб., 2011. 448 с.

5. Радаев В.В. Экономическая социология. Курс лекций: учеб. пособие. М., 1997. 368 с.

6. Сапрыкин Д.Л. Инженерное образование в России: история, концепция, перспективы // Высшее образование в России. 2012. № 1. С. 125 - 137.

7. Щербакова Л.И., Коренюгина Т.Ю., Лобов Б.Н., Шо-шиашвили М.Э. Кадры электровозостроения будущего: концептуальные основы и направления сотрудничества ЮРГПУ (НПИ) и ООО «ПК НЭВЗ». Новочеркасск, 2014. 75 с.

8. Щербакова Л.И., Коренюгина Т.Ю., Павлов П.В. Возрождение инженера созидающего: ключевые ориентиры обновления высшего образования. Новочеркасск, 2014. 96 с.

9. Горшков М.К. Российское общество как оно есть (опыт социологической диагностики). М., 2011. 672 с.

10. Социальная и профессиональная активность инженеров: практикум по формированию компетенций / сост. Л.И. Щербакова, Т.Ю. Коренюгина, Л.А. Бугаев [и др.] Новочеркасск, 2014. 55 с.

11. Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты. Доклад на отделении философии образования и теории педагогики РАО 23 апреля 2002 г. URL: http://eidos.ru/news/compet/htm (дата обращения 07.04.2014)

12. Зимняя И.А. Общая культура и социально-профессиональная компетентность человека // Высшее образование сегодня. 2005. № 11. С. 28 - 36.

13. Сучков Г.В., Ревин И.А. Сетевое взаимодействие вузов, бизнес-сообщества и социальных институтов в условиях модернизации региональной экономики и системы профессионального образования // Изв. вузов. Сев.-Кавк. регион. Техн. науки. 2012. № 3. С. 117 - 122.

14. Щербакова Л.И., Коренюгина Т.Ю. Обучение профессии на рабочем месте: технология практико-ориентиро-ванной подготовки инженеров. Новочеркасск, 2014. 118 с.

15. Щербакова Л.И., Коренюгина Т.Ю., Бугаев Л.А. [и др.] Психолого-педагогические основы руководящей деятельности. Новочеркасск, 2013. 271 с.

14 апреля 2014 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.