Научная статья на тему 'Мониторинг качества образования в школах города Новочеркасска (по результатам анкетирования)'

Мониторинг качества образования в школах города Новочеркасска (по результатам анкетирования) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
313
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / ШКОЛЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ / ПЛАТНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПОДГОТОВКА К ЕДИНОМУ ГОСУДАРСТВЕННОМУ ЭКЗАМЕНУ (ЕГЭ)

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ейст Наталья Александровна

Статья затрагивает проблему качества образования в общеобразовательных средних школах. В работе представлены результаты анкетного опроса, проведенного среди родителей учащихся школ г. Новочеркасска, выявляющие их отношение к дополнительным образовательным услугам. В качестве одного из путей решения исследуемой проблемы автором предлагается привлечение учащихся к дополнительному обучению на примере Специализированной двухгодичной школы (СДШ) г. Новочеркасска.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мониторинг качества образования в школах города Новочеркасска (по результатам анкетирования)»

УДК 005.584.1:373(470.61)

Ейст Наталья Александровна

кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Физика», директор Специализированной двухгодичной школы ЮРГПУ (НПИ) имени М.И. Платова; eiyst@mail.ru

Мониторинг качества

ОБРАЗОВАНИЯ В ШКОЛАХ ГОРОДА НОВОЧЕРКАССКА

(ПО результатам

АНКЕТИРОВАНИЯ)

Natal’ya A. Eist

candidate of pedagogical Sciences, associate professor at the Department of physics, the principal of Specialized Four-Semester College of Platov South-Russian State Polytechnic University (NPI); eiyst@mail.ru

Monitoring of

THE EDUCATION QUALITY IN NOVOCHERKASSK SCHOOLS (ACCORDING QUESTIONNAIRES RESULTS)

Аннотация. Статья затрагивает проблему качества образования в общеобразовательных средних школах. В работе представлены результаты анкетного опроса, проведенного среди родителей учащихся школ г. Новочеркасска, выявляющие их отношение к дополнительным образовательным услугам. В качестве одного из путей решения исследуемой проблемы автором предлагается привлечение учащихся к дополнительному обучению на примере Специализированной двухгодичной школы (СДШ) г. Новочеркасска.

Ключевые слова: качество образования, школы дополнительного обучения, платное образование, подготовка к Единому государственному экзамену (ЕГЭ).

Annotation. The article affects the reasons of the problem of quality education in the secondary school. The results of the questionnaire for parents of the pupils of Novocherkassk schools in order to understand their attitude to the additional educational services are shown. The author suggests the use of the additional education as one of the solution options on the example of Specialized Four-Semester College of Novocherkassk (SDSH).

Keywords: quality of education, the school of the additional education, paid education, preparation to the Unified State Exam (EGE)

Публикаций по поводу качества образования в современных общеобразовательных школах на сегодняшний день множество. Но что же такое качество образования по современным меркам? Качество образования - определенный уровень знаний и умений, умственного, нравственного и физического развития, которого достигли обучаемые на определенном этапе в соответствии с планируемыми целями; степень удовлетворения ожиданий различных участников процесса образования от предоставляемых образовательным учреждением образовательных услуг. Качество образования измеряется его соответствием образовательному стандарту. Качество образования зависит от уровня престижности образования в общественном сознании и системе государственных приоритетов, финансирования и материальнотехнической оснащенности образовательных учреждений, современной технологии управления ими, все это - внешние факторы. Внутренние факторы, обеспечивающие качество образования:

- социальные: всеобщность образования, непрерывность, преемственность, подготовка кадров широкого профиля, единство обучения и воспитания, гибкость, адаптивность, инновационность;

- дидактические: гуманитаризация, фундаментальность, специализация и профессионализация, интенсификация накопления знаний с помощью информатизации и компьютеризации, интегративность, комплексность и т.д. [1, с. 120].

Таким образом, беря за основу данное определение, можно покомпонентно рассмотреть, почему же качество образования в школах сегодня оставляет желать лучшего. Основными критериями снижения уровня качества образования, на наш взгляд, являются:

- низкий или средний уровень знаний самих учителей (средний возраст учителей в школах 45-50 лет; в педагогические институты поступают, как правило, учащиеся с низкими баллами, соответственно, молодые специалисты «так себе», которым требуется постоянная переквалификация»;

- смена ФГОСов для общеобразовательных школ приводит к снижению учебных часов по основным фундаментальным предметам (русский язык, математика, физика, химия, биология), закладывающим основы для развития раз-

30

носторонней личности; перекос происходит за счет добавления часов физкультуры, английского языка (получается, что английский язык важнее, чем русский);

- отсутствие единообразия учебных программ и учебников в одной школе, не считая другие школы или даже регионы (получается, что переехав в другой город, ребенок вынужден будет учиться по другой программе); более того, проучившись в начальной школе по одной программе, в среднее звено учащиеся приходят учиться по другой программе, а в старших классах должны выбрать профиль своего обучения и учиться углубленно по определенным предметам.

- введение Единого государственного экзамена (ЕГЭ) и Государственной итоговой аттестации (ГИА), что также является фактором падения качества образования.

Последний фактор падения качества образования является одним из ключевых, поскольку за последние годы обучение «скатилось» к натаскиванию к сдаче ЕГЭ и ГИА. Более того, сама процедура экзамена не упрощается, а усложняется (магнитные рамки, четыре часа, под камерами, (не каждый взрослый выдержит!)). Соответственно учителя в школах (не все, конечно!) боятся брать на себя ответственность подготовить большинство учащихся на оценку «четыре» или «пять», поэтому призывают родителей к репетиторству или к школам дополнительной подготовки. Получается, что обучение в общеобразовательной школе все больше носит характер платного образования. Политика государства в сфере образования постепенно «приучает» родителей и современное общество к платному образованию, как некой обязательной услуге, без которой очень трудно сдать ЕГЭ, а, следовательно, поступить в вуз. Следовательно, родители вместо воспитания и обучения детей заняты поисками работы или подработок для оплаты репетиторов и школ дополнительного обучения. Они как раз и являются, на наш взгляд, тем «промежуточным звеном» между общеобразовательной средней школой и вузом, которое способно повысить качество образования в школах (школьники перестают бояться экзаменов, охват подготовки школьников шире и глубже, чем может подготовить учитель). Соответственно, больше способных и умных абитуриентов придут в любой вуз России.

Речь пойдет о Специализированной двухгодичной школе (по тексту СДШ) Южно-Российского государственного политехнического университета

(НПИ) имени М.И. Платова. Специализированная двухгодичная школа - это углубленная подготовка школьников к экзаменам и к поступлению вуз. Организация учебного процесса построена на лучших традициях высшей школы с разработкой и практическим применением современных образовательных технологий и ресурсов вуза (аудиторий, лабораторий, оборудования и учебно-методического комплекса). Обучение школьников ведется преподавателями вуза с упором на физико-

математическую подготовку.

Соответственно, с родителями учащихся СДШ и

общеобразовательных школ города Новочеркасска был проведен мониторинг качества образования. Для исследования качества образования была предложена анонимная анкета «Оценка качества образования в школах города», состоящая всего из девяти вопросов.

Эмпирической базой исследования являются первичные данные, полученные в ходе анкетного опроса (апрель-май 2015 г.) среди родителей старшеклассников 9-11-х классов школ г. Новочеркасска. Всего было опрошено 232 респондента, из них 84 родителей учащихся СДШ и 148 родителей учащихся общеобразовательных школ. Демографический состав респондентов распределился по полу - 63 % женщины и 37 % мужчин, что связано с тем, что женщины чаще посещают родительские собрания, чем мужчины. Методической основой исследования выступила авторская анкета «Оценка качества образования в школах города Новочеркасска», включающая в себя вопросы, направленные на выявление: смысловой сущности понятия «качество образования», отношения доступности образовательных услуг, качества образования.

Анализ ответов на вопрос «Как Вы относитесь к качеству подготовки к экзаменам в общеобразовательной школе?» выявил, что 5,2 % респондентов очень довольны качеством подготовки учащихся к экзаменам; большинство, а это 60,3 % респондентов, отметили, что подготовка в целом неплохая; 34,5 % респондентов на данный момент недовольны качеством подготовки в школе.

Вопрос о том, что для «улучшения качества образования, на наш взгляд, необходимо иметь большее число часов по основным предметам и меньшее число учащихся» показал, что 76,2 % респондентов согласились с тем, что в такой ситуации качество улучшится, 28,6 % считают, что это кардинально не улучшит качество образования.

Мы выяснили, что на вопрос «За подготовку учащихся к экзаменам отвечают только педагоги?» 12,9 % респондентов ответили, только педагоги. Подавляющее большинство 51,7 % респондентов возложили ответственность за подготовку к экзаменам не только на педагогов, но и на самих учащихся. И лишь 35,4 % родителей ответили, что за этот сложный и долгий процесс несут ответственность и родители с детьми, и педагоги.

Отношение респондентов к единому государственному экзамену (ЕГЭ) как способу сдачи выпускных экзаменов выглядит следующим образом: 35,3 % респондентов отнеслись как к удобному способу сдачи выпускных экзаменов, чтобы вновь не сдавать вступительные. 62 % респондентов хотели бы вернуть старую систему выпускных экзаменов в школе и вступительных экзаменов в вуз. Только 2,7 % респондентов предложили оставить право выбора сдачи экзаменов за учащимся и его родителями. Родители отмечают, что учащиеся должны также принимать участие и выбирать, сдавать ЕГЭ или экза-

31

мен в форме письменного экзамена с собеседованием. В качестве рекомендации родителям можно предложить целенаправленно готовить своего ребенка к поступлению в такой вуз.

Обращает на себя внимание факт, что для хорошей подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ необходимы услуги репетитора. Так, 49,6 % респондентов согласились, что без репетитора подготовка хуже; 32,3 % респондентов высказали свое мнение против репетиторства; 15,8 % респондентов ответили, что «это не всем по карману». 2,3 % респондентов предложили в случае плохой подготовки в общеобразовательной школе -«сменить школу», другие отвечали, что «все зависит от ребенка».

По результатам исследования был выявлен дисбаланс в ответах опрошенных: 60,3 % родителей отметили, что подготовка учащихся к экзаменам в школе неплохая, в то же время 49,6 % согласились, что без репетитора подготовка хуже. Причина, на наш взгляд, заключается в следующем: разница в ответах обусловлена тем, что исследование проходило на родительских собраниях на территории школы и мнение респондентов могло скомпрометировать учителей школы, несмотря на то, что анкета была анонимной и учителя не проверяли результаты анкетирования.

На вопрос «Как Вы относитесь к школам дополнительного обучения, например, к специализированной двухгодичной школе (СДШ) ЮРГПУ (НПИ) имени М.И. Платова?», мнение респондентов распределилось следующим образом: 57,7 % приветствуют такое обучение, 9,5 % категорически против дополнительного обучения, 25,8 % признают, что это необходимость на сегодняшний день. Только 7,7 % родителей из общеобразовательных школ города не знают о существовании подобных школ дополнительного обучения.

Литература:

1. Коджаспирова Г.М. Словарь по педагогике / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров Москва : ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д : Изд. центр «Март», 2005. 448 с.

Нас интересовал вопрос и о платных общеобразовательных школах. Конечно, большее количество родителей категорически против платных школ - 74,7 %, а вот что удивительно - 25,3 % родителей не против, «если цены будут приемлемые».

В анкете были вопросы и о ценах. Например, на вопрос о том, сколько должен стоить час занятий с репетитором: 55,3 % согласились, что не более 20о рублей, 31 % готовы заплатить 350 рублей за час занятий; 1,7 % родителей готовы отдать за репетитора 500 рублей. 12 % респондентов предложили свою стоимость в размере 80-100 рублей за час для подготовки к ЕГЭ или ГИА. Таким образом, можно предположить, что платежеспособность населения города Новочеркасска мала, как и во многих других городах России. Исключением могут служить лишь мегаполисы, и то не факт.

И каково же было наше удивление, когда мы предложили родителям учащихся СДШ и общеобразовательных школ города оптимальные условия цены и качества обучения в Специализированной двухгодичной школе (от 75до 100 рублей за определенный курс обучения с четырехчасовым посещением занятий по одному предмету в неделю), только 35,4 % респондентов ответили, что это дорого.

В заключение выводы напрашиваются неоднозначные, как нет и логики во многих ответах наших родителей. Все хотят, как в советское время: школа учит, родители работают на своих местах. Подходит время экзаменов - выпускные, как правило, сдавали все, а вот поступить в вуз (родители забыли!) мог не каждый, а лишь хорошо подготовленный ученик, т.к. были конкурсы на бюджетные места востребованных инженерных специальностей.

Literature:

1. Kodzhaspirova G.M. The dictionary on pedagogics / G.M. Kodzhaspirova, A.Yu. Kodzhaspirov. Moscow : Mart; Rostov-on-Don : Mart, 2005. 448 p.

32

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.