Научная статья на тему 'СИТУАТИВНО-ИГРОВЫЕ ТРЕНИНГИ И ИСПЫТАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ЦЕЛОСТНОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СОТРУДНИКОВ ОВД К РЕШЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗАДАЧ В РЕАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ ОПЕРАТИВНО-СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

СИТУАТИВНО-ИГРОВЫЕ ТРЕНИНГИ И ИСПЫТАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ЦЕЛОСТНОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СОТРУДНИКОВ ОВД К РЕШЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗАДАЧ В РЕАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ ОПЕРАТИВНО-СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
54
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука-2020
Область наук
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / СИТУАТИВНО - ИГРОВЫЕ ТРЕНИНГИ / ФИЗИЧЕСКАЯ НАГРУЗКА / РОЛЕВОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Герасимов Игорь Викторович

В работе раскрываются назначение и психолого - педагогические особенности ситуативно - игровых тренингов и испытаний индивидуальной подготовленности сотрудников к силовому задержанию, применению табельного оружия, спецсредств, боевых приемов борьбы и обеспечению личной безопасности в реальных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Герасимов Игорь Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SITUATIONAL-GAME TRAININGS AND TESTS OF INDIVIDUAL HOLISTIC READINESS OF THE DEPARTMENT OF INTERNAL AFFAIRS EMPLOYEES TO SOLVE PROFESSIONAL TASKS IN REAL CONDITIONS OF OPERATIONAL AND SERVICE ACTIVITIES

The paper reveals the purpose and psychological and pedagogical features of situational - game trainings and tests of individual readiness of employees for forceful detention, the use of service weapons, special equipment, combat techniques of fighting and ensuring personal safety in real conditions.

Текст научной работы на тему «СИТУАТИВНО-ИГРОВЫЕ ТРЕНИНГИ И ИСПЫТАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ЦЕЛОСТНОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СОТРУДНИКОВ ОВД К РЕШЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗАДАЧ В РЕАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ ОПЕРАТИВНО-СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

СИТУАТИВНО-ИГРОВЫЕ ТРЕНИНГИ И ИСПЫТАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ЦЕЛОСТНОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СОТРУДНИКОВ ОВД К РЕШЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ

ЗАДАЧ В РЕАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ ОПЕРАТИВНО-СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

SITUATIONAL-GAME TRAININGS AND TESTS OF INDIVIDUAL HOLISTIC READINESS OF THE DEPARTMENT OF INTERNAL AFFAIRS EMPLOYEES TO SOLVE PROFESSIONAL TASKS IN REAL CONDITIONS OF OPERATIONAL AND SERVICE ACTIVITIES

Герасимов Игорь Викторович

кандидат педагогических наук, доцент кафедра физической подготовки и спорта Орловский юридический институт МВД России имени В. В. Лукьянова

г. Орел, Россия Gerasimov Igor Viktorovich Ph.D., associate professor department of physical training and sports Lukyanov Orel Law Institute of the Ministry of the Interior of Russia

Orel. Russia

Аннотация. В работе раскрываются назначение и психолого-педагогические особенности ситуативно-игровых тренингов и испытаний индивидуальной подготовленности сотрудников к силовому задержанию, применению табельного оружия, спец -средств, боевых приемов борьбы и обеспечению личной безопасности в реальных условиях.

Abstract. The paper reveals the purpose and psychological and pedagogical features of situational-game trainings and tests of individual readiness of employees for forceful detention, the use of service weapons, special equipment, combat techniques of fighting and ensuring personal safety in real conditions.

Ключевые слова: профессиональная деятельность, индивидуальная подготовленность, ситуативно-игровые тренинги, физическая нагрузка, ролевое моделирование.

Keywords: professional activity, individual readiness, situational and game training, physical activity, role modeling.

Одним из наиболее современных и эффективных направлений профессиональной подготовки специалистов в сложных видах деятельности в настоящее время признается то, которое помимо прочных знаний, умений и навыков формирует, поддерживает и развивает у них выраженную потребность и способность к профессиональному личностному самоизменению и саморазвитию.

Таким образом, речь идет о проблеме и задаче сознательного выбора и использования руководителями занятий и сотрудниками таких подходов (ценностей, процессов, критериев, таких механизмов и средств подготовки), которые позволяют им в конечном итоге приобретать опыт самостоятельной реализации самого себя во всей полноте постоянно обновляющейся и усложняющейся обстановки осуществляемой и предстоящей деятельности.

При этом, специалисты отмечают, что чем выше планируемый уровень профессиональной деятельности и сложнее условия, в которых она разворачивается, чем жестче требования к личности специалиста и тяжелее последствия его ошибок, соответственно, тем больше усложнений должно вносится в рефлексивное самообеспечение [1].

Хорошо известно, что в реальной жизни человек разворачивает и включается во множество разнообразных форм и компонентов активности (деятельности, поведения и т. п.). Однако во многих прикладных исследованиях и большинстве традиционных педагогических технологий до недавнего времени еще преобладали упрощенные модели взаимоотношений между личностными и ситуационными факторами учебной и предстоящей профессиональной деятельности.

К ним, в частности, относится моделирование комплексной физической нагрузки и служебной деятельности связанных с поиском, преследованием, силовым задержанием и огневым поражением опасных посягающих; технико-тактических характеристик учебных служебно-прикладных схваток и соревновательных единоборств; отдельных типовых задач и условий (дистанция, габариты цели и пр.) применения табельного оружия и др.

Указанные направления моделирования и соответствующие им методы, формы обучения, виды занятий и упражнений призваны надежно обеспечить и обеспечивают достижение задач прочного освоения и поддержания должных трудовых операций и элементарных актов служебного поведения в жестких, но стандартных психофизических, технико-тактических и психологических условиях основных типовых ситуаций профессиональной деятельности.

При этом необходимо понимать, что они ориентированы на преимущественно неиндивидуальную форму функциональной, моторной и волевой сферы служебной деятельности, не рассчитаны на целенаправленное влияние на другие ее аспекты и не работают с целостной активностью конкретного человека (мотивационной, интеллектуальной, коммуникативной и т. д.) Они не требуют от обучаемого оценки обстановки и принятия решений в контексте смоделированных профессионально-важных конфликтных социально-правовых отношений, опираются только на линейные и рефлексивно-формирующие методы педагогического воздействия [4]. Они не позволяют видеть и чувствовать учебную ситуацию (задачу, обстановку, ее персонажей) с других сторон (различных типов правонарушителей, свидетелей, следователя прокуратуры, напарника и т. д.). Они не затрагивают самой сути личности сотрудника, хотя в реальности именно она определяет особенности восприятия и интерпретации происходящего. При подобном подходе способность сотрудника целостно воспринимать условия и личностную цену решения реальных задач деятельности остается не проявленной и не откорректированной.

Между тем, начиная с конца 80-х годов, российскими специалистами по психологии и моделированию поведения, все активнее стали разрабатываться более перспективные, так называемые, динамические модели, учитывающие взаимозависимость названных факторов. Иными словами, в моделях такого типа, принимаются во внимание, и, соответственно, педагогическими методами (дидактическими играми, сюжетно-ролевыми упражнениями и пр.) воспроизводятся все возможные

связи

и соответствующие им прямые и обратные влияния всех переменных.

Это позволило использовать возможности наблюдения за специалистом в процессе его целостных профессионально-личностных проявлений, что способствует более разностороннему определению и прогнозированию вероятности того или иного его поведения и результативности действий в реальной обстановке.

Изучение опыта подготовки полицейских за рубежом (в частности, США) показывает, что для интеграции обучения наиболее подошел метод ситуативно-игровых тренингов (сюжетно-ролевые игры, сценарии поведения и пр.). Ссылаясь на многолетнюю игровую практику отдельных передовых подразделений и Центров подготовки, американские эксперты указывают, что именно опыт проигрывания полицейскими реальных ситуаций позволяет осознать связь между теми знаниями, которые они получают и необходимыми умениями и навыками, которые у них формируются.

Специалисты отмечают, что через ролевое моделирование для сотрудников более доступным становится реальность часто недооцениваемого и руководителями и сотрудниками психологического фактора при выполнении даже обычных полицейских функций. Только когда сотрудники реально испытают и осознают взаимосвязи между познавательными, эмоциональными и психомоторными составляющими обучения, они начинают реально осваивать программу подготовки. Более того, по таким важнейшим показателям как приобретение знаний, изменение отношения к профессии, в том числе установок поведения, разрешение проблем, навыки общения эти методы значительно опережают все остальные [2].

Таким образом, иностранный опыт говорит о том, что игровое вовлечение, включенность сотрудника в процесс обучения способствует не только интеграции им приобретенных навыков и знаний для успешного применения в служебных ситуациях, но и эффективно решает многие другие задачи.

Специалисты МВД России также активно используют такие подходы к моделированию задач и условий учебно-профессиональной деятельности курсантов (слушателей), которые на личностно-ориентированной основе стимулировали бы и педагога и обучающегося на освоение динамики целостного взаимодействия наиболее существенных аспектов профессиональной деятельности при вынужденном применении физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия в условиях нестандартных, критических сценариев событий и отдельных ситуаций.

Это направление моделирования должно:

- обеспечить качественно более сложные (по структуре исполнительский и управленческий) и высокие уровни одиночной готовности;

- заложить основы индивидуального стиля целостной профессиональной активности при решении реальных задач по прогнозированию, предотвращению, и пресечению опасных посягательств на жизнь и здоровье граждан и сотрудников в любой обстановке.

Как показала, серия многолетних экспериментов, в которой приняло участие свыше двух тысяч сотрудников, теоретические, структурные, содержательные, игровые и иные компоненты, задействованные в подобном моделировании, обладают значительным методико-прикладным потенциалом, создают предпосылки для

перехода к более целенаправленной работе инструкторского состава, психологов ОВД и преподавателей образовательных организаций МВД России.

Так просмотр и анализ видеорепортажей учебно-профессиональной деятельности обучающихся в условиях смоделированных ситуаций и других материалов (протоколы, данные психологических и медицинских служб, анкеты, опросы) выявили, в частности, что ситуативно-игровые формы профессиональной подготовки и контроля:

- по наглядности не уступают проверке техники по билетам, а по жесткости контакта - умению вести свободный бой в ринге;

- по составу применяемых способов и приемов (за счет большего объема преднамеренных действий и поступков) превосходят и те и другие;

- по уровню безопасности (в силу причин объективного характера: скоротечность, мощные средства индивидуальной защиты, специализированное обучение условно-боевым действиям и т. д.) превосходят бои в ринге;

- по эмоциональному накалу (возгласы, крики, команды, психологическая нагрузка) не уступают реальным схваткам сотрудника ОВД с агрессивным и опасным правонарушителем;

- они позволяют более полно проверить не только содержание или структуру технических или тактических, но и, что самое важное для конечных целей обучения, целостных действий в профессионально ориентированных критических ситуациях;

- они позволяют выделить и использовать (за счет возможностей видеотехники) более четкие ориентиры опорных точек обучения, тренировки и направлений совершенствования учебного материала в процессе учебной профессионально -боевой практики (ситуационного тренинга);

И, наконец, что самое главное в учебно-тренировочных и контрольных квалификационных заданиях по отработке всех тем по большинству разделов (дисциплин профессиональной подготовки) может предметно конкретизироваться и успешно осваиваться профессионально-психологическая и профессионально-социальная сферы обучающихся. За счет этого происходит более глубокое усвоение материала и из других разделов (дисциплин), включаются механизмы устойчивого профессионального саморазвития и успешной личностной адаптации к возможным реальным ситуациям оперативно-служебной деятельности.

Основной целью итогового испытания является проверка усвоения обучающимися учебного материала. Кроме того, испытание призвано закрепить алгоритмы действий при решении типовых и нетиповых заданий в нестандартных условиях, по возможности выявить способность к самостоятельному и творческому решению задач, пробелы в знаниях по общим и специальным предметам, способности и качества личности (направленность, мотивация и пр.) [3].

В основу испытаний положены комплексные квалификационные задания, которые включают ряд отдельных промежуточных задач. Задания обусловлены множеством факторов максимально приближенных к реальным не только по физическим, но и по социально-психологическим и иным параметрам (риск, ответственность, физическое и психологическое напряжение, быстротечность и пр.). Задания включают комплекс задач из различных дисциплин, последовательное решение которых

позволяет проявиться как приобретенным, так и врожденным качествам обучаемого. Выбор критериев оценки качества выполнения этих задач и заданий в целом определяется системой принципов, требований, стандартов, правил и типовых схем, составляющих профессиональные действия и поступки. Знание и соблюдение этой системы будет свидетельствовать о необходимом уровне квалификации и компетентности курсанта (слушателя).

Содержание заданий:

- набор из 30 типовых (базовых) условий развития инсценируемой ситуации (условия разработаны на основе изучения более 2000 реальных случаев и отвечают требованиям учебных программ дисциплин, по которым ведется оценка знаний выпускников);

- наборы основных и дополнительных вводных заданий, определяющих направление и развитие инсценируемых событий.

В процессе решения квалификационного задания испытуемый ставится в условия, в которых требуется продемонстрировать все интеллектуальные, профессионально-прикладные и профессионально-психологические качества и способности (познавательные, регулятивные, коммуникативные), а также выполнить действия, необходимые для использования и (или) применения огнестрельного оружия, специальных средств, физической силы. В инсценировке предусматривается взаимодействие с различными категориями имитаторов: «правонарушителей», «других сотрудников милиции», «свидетелей», «журналистов», «потерпевших» и пр.

В качестве исходного инструментария экспертной оценки выступает выработанная практикой и закрепленная в различных нормативных документах совокупность требований, предъявляемых к служебным действиям сотрудников ОВД. На базе названных требований разработана определенная система критериев, показателей, нормативов и выделены учебные вопросы для теоретической и практической проверки (самопроверки). Система критериев адаптирована к условиям слушателей курсантов различных уровней подготовленности, а потому предоставляет испытуемому свободу выбора способов решения задач и линии его игрового поведения.

Таким образом, можно предположить, что в отличие от традиционных моделей силового и вооруженного противостояния с опасным правонарушителем, динамическое моделирование на учебных и контрольных занятиях обладает рядом очевидных преимуществ и может занять свое место в качестве одного из перспективных направлений.

Литература

1. Анисимов О. С. Основы общей и управленческой акмеологии : учебное пособие / О. С. Анисимов, А. А. Деркач. Москва : РАГС. 1995. 264 с.

2. Баркалов С. Н. Воспитательные аспекты учебных дисциплин в формировании опыта профессионального поведения курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России // Научный вестник Орловского юридического института МВД России имени В. В. Лукьянова. 2019. № 2 (79). С. 102-105.

3. Герасимов И. В. Психолого-педагогические аспекты подготовки курсантов и слушателей образовательных организаций МВД к деятельности в экстремальных ситуациях// Автономия личности. 2020. № 1 (21). С. 37-40.

4. Кузнецов С. В. Тактика действий сотрудников полиции в типовых ситуациях несения службы : учебно-практическое пособие / С. В. Кузнецов, Н. Л. Пономарев. Москва : ДГСК МВД России, 2015. 96 с.

References

1. Anisimov O. S., Derkach A. A. Osnovy obshchey i upravlencheskoy akmeologii [Fundamentals of general and managerial acmeology]. Moscow, RAGS Publ., 1995, 264 p.

2. Barkalov S. N. Vospitatel'nye aspekty uchebnykh distsiplin v formirovanii opyta professional'nogo povedeniya kursantov i slushateley obrazovatel'nykh organizatsiy MVD Rossii [Educational aspects of academic disciplines in the formation of the experience of professional behavior of cadets and students of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia]. Nauchnyy vestnik Orlovskogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii imeni V. V. Luk'ya-nova - Scientific Bulletin of the Oryol Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V. V. Lukyanov, 2019, no. 2 (79), pp. 102-105.

3. Gerasimov I. V. Psikhologo-pedagogicheskie aspekty podgotovki kursantov i slushateley obrazovatel'nykh organizatsiy MVD k deyatel'nosti v ekstremal'nykh situatsiyakh [Psychological and pedagogical aspects of training cadets and listeners of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs to activities in extreme situations]. Avtonomiya lichnosti - Autonomy of personality, 2020, no. 1 (21), pp. 37-40.

5. Kuznetsov S. V., Ponomarev N. L. Taktika deystviy sotrudnikov politsii v tipovykh situatsiyakh neseniya sluzhby [Tactics of actions of police officers in typical situations of service]. Moscow, DGSK Ministry of Internal Affairs of Russia Publ., 2015, 96 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.