Situation in Russian automotive industry and automotive market in crisis
cost increasing because of quality improvement can be easily regulated by the government. The government is able to assure higher quality and more affordable housing for the population.
The cyclic paths 8-10-2-3-1-20-21-11-12-13-7-8 and 8-10-2-3-1-20-21-7-8 obviously demonstrate that investments volume beneficially effects the construction industry particularly scientific researches that lead to the increase of access to housing for population. Accordingly, lack of the investment in this industry leads to the deterioration of important parameters.
On the basis of the created model, it can be concluded that the functioning of regional investment and construction complex is characterized by the large cycles, that include multiple indicators. It is difficult to identify problem areas in the so-called regular course ofwork. It is necessary to make adjustments to the building complex activities within a framework of the highlight figures — quality control of construction products and material equipment of a construction company, government regulation of the construction activity (the system of regulatory environment, housing prices control).
It is possible to add new indicators (e. g., it should implemented the increased focus on cost-effective
use of resources) or new connections (R&D costs can be directed to the quality improving of the construction production and to its cost reduction) into the model. In the context of environmental degradation, pursuit of profit should be relegated to the background. Ecological and technological competitiveness should become the indicator of the success of a construction company instead of profit. Change over to the own production of building materials and constructions will help to avoid the dependence on fragile foreign policy situation. The mentioned above should be taken into account in the investment flow allocation activity. To ensure an acceptable level of environmental safety in Russia, it is necessary to use a mechanism of investment and construction complex regulation, which would be based on the principle of rational allocation of the regional investments, primarily from the point of view of environmental impact. Recourses volume, structure, and purpose should ensure the overcoming of all the destructive tendencies in full.
All these measures will help to realize the construction industry potential to the maximum and to ensure the sustainable development of the regional economy.
References:
1. Protalinskii O. M., Azhmukhamedov I. M. System analysis and poorly structured and poorly formalizable processes modeling sociotechnical systems.//Inzhenernyi vestnik Dona. - № 3. - 2012. - Р. 179-187.
2. Paluh B. V., Kakatunova T. V. A fuzzy cognitive map as a tool to model innovation at the regional level.// Programmnye Produkty i Systemy. - Tver’ - № 4. - 2012. - Р. 128-132.
3. Fred S. Roberts. Discrete Mathematical Models with Application to Social, Biological and Environmental Problems, 1986. - 496 p.
Starkova Nadezhda Olegovna, E-mail: n.starkova@mail.ru Tolstova Alisa Zakharovna, candidates of science in Economics, associate professors E-mail: tolstova@kubannet.ru Ubogova Ekaterina Andreevna, Graduate student, Kuban State University, International economics and management department E-mail: Ekaterina_ub@mal.ru
Situation in Russian automotive industry and automotive market in crisis
Abstract: Todays situation of Russian automotive industry and automotive market has been analyzed. Main factors influencing for their position have been revealed, short-term forecast of development has been presented. Directions for stabilization of situation in production and sales of cars in Russia have been formulated.
Keywords: automotive market, automotive industry crisis, branch, dealer, car owner.
103
Section 10. Economics, organization and management of enterprises, branches, complexes
Старкова Надежда Олеговна, Кубанский государственный университет, кандидат экономических наук, доцент кафедры мировой экономики и менеджмента E-mail: n.starkova@mail.ru
Толстова Алиса Захаровна, Кубанский государственный университет, кандидат экономических наук, доцент кафедры мировой экономики и менеджмента E-mail: tolstova@kubannet.ru
Убогова Екатерина Андреевна, Кубанский государственный университет, магистрант кафедры мировой экономики и менеджмента
E-mail: Ekaterina_ub@mal.ru
Состояние автомобильной промышленности и автомобильного рынка России в условиях кризиса
Аннотация: Осуществлен анализ состояния российской автомобильной промышленности и автомобильного рынка в современных условиях. Выявлены основные факторы, влияющие на их положение, представлен краткосрочный прогноз развития. Cформулированы направления стабилизации ситуации в сфере производства и продажи автомобилей в РФ.
Ключевые слова: автомобильный рынок, автомобильная промышленность, кризис, отрасль, дилер, автовладелец.
Автомобильная промышленность является одной из передовых отраслей машиностроения и играет важную роль в социально-экономическом и научно-техническом развитии общества, объединяя его достижения в различных областях. Согласно официальным данным Минпромторга РФ в настоящий момент отечественный автопром производит порядка 1 % ВВП [3] и создается мультипликативный эффект в смежных отраслях экономики, стимулируя к развитию не только субъекты автопрома, но и металлургической, нефтехимической, электротехнической, текстильной, станкостроительной промышленности.
Однако в условиях рыночной экономики направления развития сферы производства определяют тенденции сферы потребления, то есть реального рынка. Поэтому перспективы развития российского автопрома напрямую зависят от состояния внутреннего авторынка, потребляющего более 85 % выпуска российских автопроизводителей.
Развивающийся в настоящее время в нашей стране экономический кризис очень сильно ударил по российскому авторынку, сократив продажи не только дорогих зарубежных автомобилей, но и бюджетных отечественных авто. В 2014 году внутренние продажи «АвтоВАЗа» упали на 15 % до 387,3 тыс. машин, КАМАЗа —
на 14,4 % до 32,6 тыс. машин, группы ГАЗ — на 16 % до 69,388 тыс. В 2014 году российский рынок новых автомобилей сократился на 11 % — общее количество проданных машин составило 2,3 миллиона (против 2,61 млн. в 2013 году). Произошло снижение продаж всех категорий легковых автомобилей: российские автомобили (-15 %), иномарки российского производства (-2 %) и импортные автомобили (-20 %). Согласно прогнозным данным аналитиков [5, 10], в 2015 году рынок продолжит спад, который в результате может составить 35 % в количественном выражении.
Для повышения активности на рынке правительство РФ инициировало возобновление программы утилизации автомобилей, существенно повлиявшей на его восстановление в предыдущий кризисный период 2009-2010 годов. Однако по мнению аналитиков рынка [7] эффект от продления данной программы может иметь лишь временный характер, не способный оказать существенного влияния на изменение ситуации на авторынке и в автопроме. Это связано с тем, что потребительские настроения сегодня заметно отличаются от предыдущего кризиса. В современных условиях обществе устойчиво сформировалось понимание того, что нынешние экономические трудности — это надолго, и даже с государственной
104
Situation in Russian automotive industry and automotive market in crisis
поддержкой покупка автомобиля в таких условиях остается дорогостоящей тратой, которую можно отложить до лучших времен [1, 6].
По итогам 2014 года можно сделать вывод, что россияне не готовы тратить большие деньги на автомобили. По данным Комитета автопроизводителей АЕВ [7] в 2014 году в РФ вслед за традиционным лидером продаж Ладой, расположились: KIA, Renaut и Hyundai. Тройка лидеров по концернам выглядит так: Avtovaz-Renault-Nissan, VW Group, GM Group. Следует сказать о показателях российской компании «АвтоВАЗ» в условиях кризиса. По предварительной оценке в марте 2015 года компания продала на российском рынке 27 423 автомобиля (-26 %) и занял более 20 % рынка. Годом ранее доля марки составляла 15,2 %, в феврале 2015 г. — 18,4 % [2]. В рейтинге по динамике среди крупных производителей первые места занимают компании Mazda, Mercedes-Benz и Nissan.
Следует отметить, что в начале 2015 года практически все автосалоны уже подняли цены на модели прошедшего года выпуска. Прогнозировалось, что модели 2015 года будут стоить дороже, однако падение доллара США до 50 рублей в апреле 2015 года повлекло за собой снижение цен на автомобили, произведенные позднее марта на территории России.
Результаты продаж на автомобильном рынке России в 2014 году являются достаточно противоречивыми для автомобильной индустрии. Динамику автомобильного рынка РФ в этом году определяло множество факторов, некоторые из которых будут оказывать существенное влияние на развитие рынка и в перспективе [11]. В 2014 г. В России наблюдался негативный макроэкономический фон: напряженная геополитическая ситуация, снижение темпов роста экономики, рост инфляции, сильное ослабление рубля к другим валютам, падение цен на нефть, отток капитала, снижение реальных располагаемых доходов населения. По прогнозам экспертов [4; 5; 7] в 2015 году макроэкономическая ситуация в нашей стране может только ухудшиться: уровень ВВП снизится на 3,5 %; инфляция может достигнуть 11,6 %; среднегодовой курс доллара США к рублю возможно достигнет значения 63,4, а евро — 72,4 соответственно; среднегодовая цена на нефть марки Brent составит 65 долл. США за баррель; чистый отток капитала в России составит 118, млрд. долл. США [2; 9].
Помимо общеэкономических проблем отечественные авторынок и автопром стали сотрясать проблемы, связанные с решениями конкретных
зарубежных производителей по уходу из России, инициировавших массовые сокращения рабочих мест в отрасли и напряжение на рынке. Так после объявления об уход из России General Motors калининградский завод «Автотор», на котором работают около 3000 сотрудников планирует остановить работу около половины своих мощностей, что повлечет за собой увольнение 500 человек до мая. А уже летом на рынок труда выйдет более тысячи бывших сотрудников завода GM под Санкт-Петербургом. Очевидно, не избежать сокращений и сотрудникам группы ГАЗ, где собирается Chevrolet Aveo. Для стабилизации положения в автопроме уже ведутся переговоры с несколькими потенциальными партнерами, которые могут разместить на заводе контрактную сборку, но вряд ли соглашения будут подписаны в этом году.
Поставки своих автомобилей в РФ приостановила южнокорейская компания SsangYong Motor. Этому решению послужило резкое падение курса рубля, что сильно ударило по спросу на машины корейской компании. На сегодняшний день известно, что SsangYong Motor не планирует возобновлять поставки на российский рынок до тех пор, пока не стабилизируется рубль, сосредоточившись на продажах в Европе и Китае. Автомобили этой марки собираются также на российских производственных мощностях. В связи с решением фирмы на площадке Sollers во Владивостоке сборка автомобилей SsangYong уже прекращена.
По мнению экспертов, причины ухода иностранных брендов с российского рынка носят экономический и политический характер. В случае с Opel и Chevrolet падение продаж во многом обусловлено проигрышем GM в конкурентной борьбе с Ford и южнокорейской Hyundai, более удачно локализовавшим свои производства в России. В качестве причин ухода SsangYong можно добавить невысокую популярность данной марки в России. Исходя из этого, можно предположить, что в скором времени российский рынок могут покинуть другие автомобильные бренды. С точки зрения политики, решение об уходе зарубежных производителей с российского рынка принимаются компаниями вслед за введенными санкциями. Тем не менее, в итоге данные действия зарубежных производителей положительно скажутся на отечественном производителе, так как отечественные производства будут вынуждены становиться более совершенными и более эффективными. Также не стоит забывать, что в условиях низкого курса национальной валюты наиболее выгодным становится экспорт, на что и ориентированы
105
Section 10. Economics, organization and management of enterprises, branches, complexes
перспективные планы АвтоВАЗ, КАМАЗ и ГАЗ, стремящихся компенсировать убытки от снижения продаж на внутреннем рынке за счет расширением объемов поставок автомобилей не только на традиционные для них рынки в СНГ, а также развивающиеся страны Азии, Африки и Латинской Америки. При этом экспорт планируется увеличить вдвое [8].
Стоит обратить внимание еще на одну тенденцию современного российского авторынка. В 2014 году на фоне резкого сокращения спроса на новые машины вторичный рынок автомобилей в РФ, напротив, показал небольшой рост: до 6 миллионов перерегистрированных машин, что на 4 % выше прошлогоднего результата (5,75 млн. штук). Также выросли продажи автомобилей с пробегом у официальных дилеров на 20-30 %. Это связано с тем, что россияне, не успевшие приобрести новые автомобили, решили вложить деньги хотя бы в подержанные машины. В декабре резко увеличилось количество дилеров, торгующих автомобилями с пробегом; салоны принялись скупать у автовладельцев практически всё, что было выставлено на продажу, результатом этого стал значительный рост цен на вторичном рынке [4; 12].
Сопоставляя представленные данные с общей макроэкономической ситуацией в РФ можно сделать вывод что снижение курса рубля создало предпосылки для дальнейшей локализации производства автомобилей в России, являющейся одним из стратегических
приоритетов в развитии российской отрасли автомобильной промышленности. Однако решение инвесторов об инвестициях в производство в России в значительной степени зависит от объема внутреннего рынка, экспортных возможностей, с учетом внешних политических отношений РФ с соседними странами и понимания инвесторами и участниками рынка дальнейшей стратегии развития экономики и отрасли.
Прогнозируемое в 2015 г. снижение продаж может привести к уходу с российского рынка ряда автомобильных брендов, это коснется в первую очередь автопроизводителей со сравнительно небольшим объемом продаж в РФ относительно их глобальных результатов. Соответственно можно ожидать банкротства некоторых автодилеров. Для того, чтобы смягчить падение продаж в 2015 г., целесообразно рассмотреть возможность использования дополнительных мер стимулирования спроса, таких как:
- увеличение финансирования и продление программы утилизации;
- снижение ставки по автокредитам;
- снижение стоимости владения автомобилем, в том числе изменение схемы расчета транспортного налога;
- увеличение государственных закупок автомобилей российского производства;
- создание благоприятных условий для экспорта автомобилей, произведенных в РФ, и др.
Список литературы:
1. Бубнов Ю. В., Кизим А. А., Старкова Н. О. Анализ мирового рынка легковых автомобилей.//Политемати-ческий сетевой электронный научный журнал КубГАУ - 2013. - № 88. - С. 680-691.
2. Гальперин И. Я. Российский рынок легковых автомобилей, как часть глобального рынка. Состояние и перспективы развития.//Экономика в промышленности. - 2014. - № 4. - С. 124-131.
3. Гордеев Р. В., Пыжев А. И. Российское автомобилестроение: результаты, тенденции и перспективы.//Эко-номический анализ: теория и практика. - 2014. - № 48 (399). - С. 26-37.
4. Зубарева И. Продажи докатились.//Российская Бизнес-газет. - № 981 (2) от 20.01.15.
5. Литвиненко С. Автомобильный рынок России: результаты 2014 года и перспективы развития/pwc.com// [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.pwc.ru/ru_RU/ru/ automotive/publications/as-sets/201502_pwc_automotive_press-briefing_final.pdf
6. Никулина О. В., Ладыгина Е. И. Системы качества как основа успешного бизнеса.//Качество. Инновации. Образование. - 2013. - № 2 (93). - С. 50-55.
7. Официальный сайт Ассоциации Европейского Бизнеса.// [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.aebrus.ru/ru/
8. Российские автозаводы намерены удвоить экспорт/tass.ru// [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://tass.ru/ekonomika/1776075
9. Старкова Н. О., Рзун И. Г., Польшикова К. С. Рынок автомобильного топлива России. Тенденции, перспективы, прогноз.//Проблемы современной экономики. - 2014. - № 22-2. - С. 191-197.
10. Титова С. С. Тенденции развития автомобильного рынка в России.//Экономика и менеджмент инновационных технологий. - 2014. - № 10 (37). - С. 82-85.
106
Die Qualitätssicherung auf den Unternehmen: die theoretischen und praktischen Aspekte
11. Шевченко И. В., Коробейникова М. С. Новые интегрированные структуры как инновационные формы развития российской экономики: теория и практика.//Экономика: теория и практика. - 2014. -№ 3 (35). - С. 13-21.
12. Шевчик Е. В. Обеспечение финансовой безопасности автодилеров в современных условиях.//Terra Economicus. - 2014. - Т. 12. - № 2-3. - С. 149-157.
Stukanova Irina Petrovna, Doktor der Wirtschaftswissenschaften, Finanzuniversität bei der Regierung der Russischen Föderation, Stadt Moskau E-mail: stip-2015@mail.ru
Die Qualitätssicherung auf den Unternehmen: die theoretischen und praktischen Aspekte
Abstrakt: Im Artikel wird das Problem der Qualitätssicherung auf den Unternehmen, die die Lebensmittel herstellen, betrachtet. Es ist vorgeführt, wie sich das Verständnis der Qualität von den Produzenten und den Konsumenten je nach der Entwicklung der Produktion und des Marktes änderte, es wird die Struktur der Aufwände des Unternehmens auf die Qualitätssicherung geöffnet.
Stichwörter: Qualität der Produktion, Qualitätssicherung, Bedürfnisse, Markt, Aufwände, Konkurrenzfähigkeit.
Eine der wichtigsten Richtungen der Entwicklung der Wirtschaft ist die Entwicklung des agroindustriellen Marktes, wie einen am meisten sozial-bedeutsam und ebenso, wie des Marktes, der die Lebensmittelsicherheit des Landes gewährleistet. Die Lösung dieser Aufgabe liegt auf dem Niveau der Effektivitätsentwicklung der
Produktion vorbehaltlich der Erhöhung der Qualität
der Produktion. Die gegebene Richtung ist in der Entwicklungsstrategie der Nahrungs- und Verarbeitungsindustrie der Russischen Föderation auf die Periode bis zum 2020 bestimmt [1], dass auch die Verwaltung der Unternehmen, und insbesondere von den Unternehmen der Milchindustrie von den Positionen der Herrstellung der qualitativen Produktion vorherbestimmt.
Ein wichtiges Moment des Verständnisses des Wesens des Qualitätsmanagements ist das Verständnis, dass sich infolge der Entwicklung der Produktion auch die Beziehung zur Qualität änderte, und zur gleichen
Zeit änderten sich auch die Beziehungen zwischen den Marktteilnehmern: den Lieferanten, den Produzenten, den Konsumenten. Je nach der Rolle der Qualität und seiner Bedeutsamkeit für den Konsumenten, änderte sich auch das Herangehen an die Bestimmung der Qualität, und das Herangehen an das Management von ihm.
Die einheimischen Unternehmen der Nahrungsund insbesondere der Milchindustrie sind durch die Reihe der Etappen in das Qualitätsmanagement der Produktion, übereinstimmend insgesamt mit den Hauptetappen der Evolution der Qualität, jedoch habend die
Reihe der Besonderheiten, die wie von der Besonderheit des Zweiges bedingt sind, als auch dem russischen Herangehen an die Lösung des Problems der Sicherstellung der Bevölkerung von den Lebensmitteln, gegangen.
Das Problem der quantitativen Befriedigung der Bevölkerung von der Milchproduktion blieb genug lange Zeit vorrangig und das Qualitätsmanagement auf den Unternehmen wurde auf den Produktionsausstoß, entsprechend den Forderungen der UdSSR-Standards und der Qualitätsvorschriften zurückgeführt. Das heißt, galt die Produktion qualitativ vorbehaltlich ihrer Übereinstimmung mit bestimmten Parametern, bezeichnet in den angegebenen Dokumenten. Der Konsument hatte die Möglichkeit der Auswahl tatsächlich nicht und war über die Tatsache des Kaufes des Produktes meistens froh. So war die Zufriedenheit des Konsumenten mit der quantitativen Produktion direkt verbunden, was von den Produzenten der Einführung der hochproduktiven Ausrüstung und der Entwicklung der neuen Technologien der abfallfreien Produktion forderte.
Gerade hat in dieser Periode der breite Vertrieb die Nutzung in einer Reihe von den Nahrungsproduktionen der Lebensmittel aus der Rührmilch und der Molke, und ebenso die Erweiterung des Sortiments für den Massenkonsumenten auf Kosten von der Nutzung der abfallfreien Technologien, bekommen. Es ist nötig zu bemerken, dass unter den Bedingungen der “quantitativen" Priorität die aktiven Entwicklungen auf dem Gebiet der Produktion der Milchlebensmittel, der
107