Научная статья на тему 'СИСТЕМЫ WEB-ТЕСТИРОВАНИЯ, КАК ЭЛЕМЕНТЫ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В СОВРЕМЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ'

СИСТЕМЫ WEB-ТЕСТИРОВАНИЯ, КАК ЭЛЕМЕНТЫ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В СОВРЕМЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
85
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕБ-СИСТЕМА / WEB-ТЕСТИРОВАНИЕ / СТУДЕНТ / ПРЕПОДАВАТЕЛЬ / ЯЗЫК ПРОГРАММИРОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шведова Лариса Евгеньевна, Мазова Екатерина Валерьевна

В данной статье рассматриваются вопросы, связанные с использованием электронных систем web-тестирования в высших учебных заведениях. Для того чтобы обеспечить эффективность научного процесса, необходимо использовать специальные учебные инструменты, такие как тесты. Виды тестов бывают диагностическими, текущими, итоговыми и обучающими. В статье также рассматриваются два метода web-тестирования - нормативное тестирование и тестирование на основе стандартов. Этот обзор позволяет проанализировать возможность использования определенных тестовых заданий для преподавателей для организации дистанционного образования. Правильно выбранный web-тест позволяет правильно оценить эффективность учебного плана, процесса обучения и при необходимости внести коррективы. Исследование, представленное в данной статье, позволяет сделать вывод о том, что web-тестирование используется для связи процесса обучения с контролем и самоконтролем, что особенно важно для студентов, обучающихся заочно.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WEB-TESTING SYSTEMS AS ELEMENTS OF THE EDUCATIONAL PROCESS AT A MODERN UNIVERSITY

This article discusses issues related to the use of electronic web-testing systems in higher education institutions. In order to ensure the effectiveness of the scientific process, it is necessary to use special educational tools, such as tests. Types of tests are diagnostic, current, final and training. The article also discusses two methods of web testing - normative testing and standards-based testing. This review allows you to analyze the possibility of using certain test tasks for teachers to organize distance education. A properly selected web test allows you to correctly assess the effectiveness of the curriculum, the learning process and, if necessary, make adjustments. The research presented in this article allows us to conclude that web testing is used to link the learning process with control and self-control, which is especially important for students studying in absentia.

Текст научной работы на тему «СИСТЕМЫ WEB-ТЕСТИРОВАНИЯ, КАК ЭЛЕМЕНТЫ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В СОВРЕМЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ»

Рассматривая герменевтику с позиции музыкальной педагогики, можно сделать вывод о глобальном воздействии педагогической интерпретации на создание собственной исполнительской интерпретации произведения у ученика. Используя герменевтический подход в музыкально-педагогической деятельности, следует уделить внимание такому понятию, как музыкальная форма произведения. Здесь, форму следует воспринимать и как интонационный процесс, в течение которого раскрывается смысл сочинения (ведь музыка имеет временную природу звучания), и как общую конструкцию построения произведения.

Говоря о форме музыкального произведения с позиции герменевтического подхода, важно уделить особое значение понятию «герменевтический круг», введенному Ф. Шлеймахером. Он рассматривал его с одной стороны - как часть произведения, с другой - воспринимая художественный смысл произведения целостно. Таким образом, осознание произведения с точки зрения «герменевтического круга» предполагает одновременно детальное изучение отдельных его частей и постоянное возвращение в сознании к целому, обретающему более глубокий смысл.

Х.Г. Гадамер в своей книге "Истина и метод" ввел понятие "предструктура понимания», которое создается совокупностью мнений о смысле текста, не противоречащих друг другу [10, С. 192]. В музыкальной педагогике это можно отнести к созданию общей интерпретации (педагога и ученика) содержания произведения.

Г. Бук описывает круговую процедуру понимания текста в процессе чтения следующим образом: "Сначала значение целого смутно предвосхищается, затем в свете этого предвосхищения происходит понимание отдельных частей. Понимание частей накладывается на понимание целого, способствуя его спецификации в процессе подтверждения или коррекции первоначального понимания" [11, С. 32]. Внедрение понятия «герменевтический круг» в музыкально-педагогическую работу и непосредственно в сам процесс изучения текста музыкального произведения, позволит найти верные способы движения обучающихся от деталей к обобщениям и, в итоге, к моделированию их собственного прочтения, на основе грамотной педагогической интерпретации.

Герменевтический подход в изучении музыкального произведения, применяемый педагогом ещё на этапе формирования собственной интерпретации, способен привнести определённую точность и стилистическую грамотность в процесс исследования нотного текста, расширить круг смыслов и образов музыкального произведения.

Литература:

1. Бахтин, М.М. Вопросы литературы и эстетики / Бахтин М.М. - Москва: Художественная литература, 1975. - 504 с.

2. Николаева А.И. Герменевтический подход к пониманию музыкального стиля в педагогике музыкального образования / Николаева А.И. // Вестник кафедры ЮНЕСКО «Музыкальное искусство и образование». - 2015 - 19 с.

3. Петрушин, В.И. Музыкальная психология: учеб. пособие для студентов и преподавателей / Петрушин В.И. - Москва: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. - 384 с.

4. Рикер, П. Конфликт интерпретации / Рикер П. - Москва: Медиум, 1995. - 417 с.

5. Славская, А.Н. Личность как субъект интерпретации / Славская А.Н. - Дубна: Феникс+, 2000. - 240 с.

6. Фейгин, М.Э. Индивидуальность ученика и искусство педагога / Фейгин М.Э. - Москва: Музыка, 1975. - 110 с.

7. Шлейермахер, Ф. Герменевтика. Перевод с немецкого А.Л. Вольского / Шлейермахер Ф. - Санкт-Петербург: Европейский Дом. 2004. - 242 с.

8. Шаймухаметова, Л.Н. Смысловые структуры музыкального текста как проблема практической семантики / Шаймухаметова Л.Н. - Москва, - Уфа: Московская консерватория. - 2002. - С. 84-102.

9. Шукайло, В.Ф. Музыкально-педагогическое общение / Шукайло В.Ф. // Методические рекомендации по курсу методики обучения игре на фортепиано. - Киев, 1987. - 27 с.

10. Энциклопедический справочник. Современное зарубежное литературоведение. - Москва: Интрада. - ИНИОН РАН. 1999. - 320 с.

11. Buck G. The structure of hermeneutic experience and the problem of tradition // New lit. history. - Charlottesville, 1978. -Vol. 10, № 1. - P. 31-49.

Педагогика

УДК 371

кандидат технических наук, доцент, доцент кафедры графического искусства и коммуникативного дизайна Шведова Лариса Евгеньевна

Институт медиакоммуникаций, медиатехнодогий и дизайна федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Симферополь); кандидат искусствоведения, доцент кафедры графического искусства и коммуникативного дизайна Мазова Екатерина Валерьевна

Институт медиакоммуникаций, медиатехнодогий и дизайна федерального государственного

автономного образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Симферополь)

СИСТЕМЫ WEB-ТЕСТИРОВАНИЯ, как элементы учебного процесса В СОВРЕМЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ

Аннотация. В данной статье рассматриваются вопросы, связанные с использованием электронных систем web-тестирования в высших учебных заведениях. Для того чтобы обеспечить эффективность научного процесса, необходимо использовать специальные учебные инструменты, такие как тесты. Виды тестов бывают диагностическими, текущими, итоговыми и обучающими. В статье также рассматриваются два метода web-тестирования - нормативное тестирование и тестирование на основе стандартов. Этот обзор позволяет проанализировать возможность использования определенных тестовых заданий для преподавателей для организации дистанционного образования. Правильно выбранный web-тест позволяет правильно оценить эффективность учебного плана, процесса обучения и при необходимости внести коррективы. Исследование, представленное в данной статье, позволяет сделать вывод о том, что web-тестирование используется для связи процесса обучения с контролем и самоконтролем, что особенно важно для студентов, обучающихся заочно. Ключевые слова: веб-система, web-тестирование, студент, преподаватель, язык программирования. Annotation. This article discusses issues related to the use of electronic web-testing systems in higher education institutions. In order to ensure the effectiveness of the scientific process, it is necessary to use special educational tools, such as tests. Types of tests are diagnostic, current, final and training. The article also discusses two methods of web testing - normative testing and standards-based testing. This review allows you to analyze the possibility of using certain test tasks for teachers to organize distance education.

A properly selected web test allows you to correctly assess the effectiveness of the curriculum, the learning process and, if necessary, make adjustments. The research presented in this article allows us to conclude that web testing is used to link the learning process with control and self-control, which is especially important for students studying in absentia.

Key words: web system, web testing, student, teacher, programming language.

Введение. В настоящее время учебные заведения начали активно внедрять компьютерные и информационные технологии для повышения качества обучения. Сегодня престиж учебных заведений зависит не только от уровня образования и материально-технической базы, но и от эффективности и качества системы контроля знаний студентов. Наиболее оперативной, современной и объективной формой является компьютерное тестирование. Хотя для автоматизации процесса web-тестирования обучающихся разработано достаточное количество программных продуктов, они не получили широкого распространения. Актуальность данной работы заключается в том, что использование информационных технологий при разработке автоматизированных систем мониторинга знаний способствует работе преподавателей по тестированию и обработке их результатов.

Одним из направлений совершенствования процесса обучения является разработка операционной системы, которая контролирует знания, навыки и умения, позволяя объективно оценивать знания обучающегося. В настоящее время существует большое количество различных методов мониторинга и оценки знаний. Web-тест является одним из методов контроля усвоения предметных знаний. Он имеет много преимуществ по сравнению с традиционными методами контроля знаний (контроль работы, вербальных реакций и т.д.) [4].

Изложение основного материала статьи. В учебном процессе особое внимание следует уделять контролю изучаемых студентами материалов. Из всех методов контроля уровня обучения студентов тестирование является наиболее перспективным, поскольку оно предоставляет преподавателям объективную и полезную информацию об уровне обязательных учебных знаний, полученных студентами. Результат web-теста также является показателем качества преподавания.

Когда мы имеем дело с системами дистанционного обучения, важно понимать, что для этого типа обучения подходит конкретный предметный план. Очевидно, что многие существующие программы нуждаются в адаптации к меняющимся реалиям развития дистанционного образования. Надлежащее web-тестирование обучающихся на всех этапах обучения поможет оценить эффективность плана обучения и сам процесс обучения (выполнение этих планов). Обычно web-тесты в ВУЗах используются для проверки качества знаний обучающихся во время итогового контрольного периода. Но в последнее время тесты все чаще используются для промежуточных экзаменов и усвоения знаний во время сессии, что не менее важно.

При дистанционном обучении можно применить эти знания для решения проблем, будь то на этапе приобретения знаний или на этапе проверки навыков. Анализ различных литературных источников, посвященных вопросам web-тестирования, показывает иногда осторожное отношение к более активному использованию тестирования в ВУЗах [10]. Кроме того, при тестировании не всегда используются различные тестовые формы и задания, которые могут помочь повысить эффективность дистанционного обучения. В современной литературе уделяется много внимания целесообразности использования web-тестов, типам web-тестов и различным возможностям применения тестов.

Компьютерная тестовая система - это универсальный инструмент, используемый для определения успеваемости студентов на всех уровнях образовательного процесса. Процесс обучения включает web-тесты с разделенными функциональными задачами. Существует три уровня: оперативные и непрерывные контрольные тесты (темы семинаров, фактические тесты по дисциплине); тесты пограничного контроля; итоговые контрольные экзамены (междисциплинарные экзамены, предварительные этапы экзаменов).

Прежде всего, необходимо сосредоточиться на концепции общего web-тестирования. Обучающие тесты называются системой заданий определенной формы и содержания. Вышеупомянутая система должна включать все более сложные задачи и позволять проводить качественную оценку знаний, навыков и способностей обучающихся. В этой интерпретации тесты дистанционного обучения применяются для диагностики уровня студентов, обучающихся по определенному курсу [1]. Это дает возможность при необходимости адаптировать курс к уровню подготовки студентов (снизить сложность заданий на начальном этапе, затем увеличить и добавить дополнительные задания). Кроме того, в таких пояснениях web-тесты могут использоваться для оценки успешности процесса обучения. Профессор Аванесов В.С. считает, что термин «педагогический тест» следует рассматривать как метод измерения преподавания. По его словам, тестирование - это одновременно и метод, и результат педагогических мероприятий. Однако в этом случае для подтверждения качества теста требуются результаты тестирования [1].

По мнению других авторов, тест представляет собой инструмент, который включает в себя систему заданий для статистической проверки, стандартизированные методы тестирования и предварительно разработанные методы обработки и анализа результатов. Экзамен рассматривается как процесс сертификации. Эта процедура (единственное, что возможно в дистанционном образовании) позволяет оценить соответствие между личными и профессиональными знаниями. Основная цель теста - выявить расхождение этих моделей. Кроме того, тестирование позволяет количественно оценить степень несоответствия между этими моделями. Экзамен проводится с использованием специального теста, состоящего из заранее определенного набора идентичных тестовых заданий для всех предметов. Экзамены можно считать научным методом, который способствует установлению уровня знаний, навыков, умений и способностей обучающихся [3].

Следовательно, web-тесты можно рассматривать как стандартизированные задачи, которые связаны друг с другом. Эти задачи помогают определить, в какой степени обучающиеся обладают определенными навыками и знаниями. Важным моментом здесь является то, что эта характеристика должна соответствовать стандартам [2]. В нашем случае спецификация означает возможность определить уровень знаний определенных материалов в текущем периоде и сравнить его с уровнем знаний в предыдущем периоде.

Тестирование - это технический, объективный и эффективный метод мониторинга, который позволяет оценить качество обучения в университете. Тест рассматривается как инструмент самопроверки, инструмент обучения, а также средство промежуточного и окончательного доказательства и может быть назначен одному студенту или целой группе.

Единая система web-тестирования позволяет комбинировать тестовые задания по разным дисциплинам в одном блоке или предмете одной и той же области. Результаты текущих и предельных тестов являются не только объективными показателями освоения обучающимися предмета, но и, прежде всего, показателями качества работы педагога. Университетская база данных по тестированию может содержать контролируемые тесты предметов, доступные каждому последующему набору обучающихся для сравнения годовых результатов обучения. Для проведения web-тестов на высоком методологическом уровне преподаватели должны разработать четкую концептуальную и терминологическую структуру учебной программы, то есть концепции и таблицы тезисов, состоящие из предметов учебной программы. Эта разработка вместе с планом является независимым методологическим материалом для обеспечения качества обучения. Кроме того,

можно исключить дублирование предметов в учебных программах на макроуровне. Концепция и концептуальная структура программы являются основой сопоставимости образовательных проектов, а уровень образования - основой совместной разработки образовательных проектов с зарубежными университетами [5].

Тест может проводиться в различных формах (письменных и компьютеризированных), не исключая или заменяя другие формы контроля качества знаний учащихся. Тип контрольного теста определяется целью - получение информации об уровне знаний обучающегося на определенном этапе обучения. Тип задания:

- текущие и оперативные тесты-контроль знаний обучающихся;

- пограничный тест-контроль знаний обучающихся;

- итоговый тест-проверка знаний обучающихся [11].

Преподаватели проводят в ходе семинара текущие и оперативные тесты (диагностику) для определения начальной готовности обучающихся к непрерывному образованию, проверки качества усвоения знаний по отдельным предметам семинара и части технического плана. Пограничные тесты проводятся в конце модулей, семестров и учебного года и используются для пограничного контроля: по дисциплинам, по блокам дисциплин: гуманитарные социально-экономические дисциплины, научные дисциплины, общие профессиональные дисциплины, специализированные дисциплины, профессиональные дисциплины.

Результаты тестов используются педагогами для формирования кумулятивной оценки предмета. Целью пограничного теста является определение степени мастерства обучающихся в области знаний и навыков (уровня квалификации) на курсах профессиональной подготовки. Итоговый тест проводится для проверки оставшихся знаний студента; проверка готовности студента к сертификационному тесту. Тест проводится в соответствии с утвержденным графиком, но не позднее чем через 6 месяцев после сдачи испытуемым теста/экзамена.

Результаты итогового теста регистрируются и являются обязательным условием для участия в сертификационном экзамене. Методологическая поддержка самостоятельной работы студентов включает в себя три блока материалов:

- фактические материалы метода;

- предложения, руководящие принципы, инструкции и документы для объяснения методов;

- метод оценки контроля (контроль знаний).

Методические материалы включают: учебники, сборники задач, планы обучения, тесты. Методические рекомендации содержат инструкции по использованию обучающимися методических материалов (как должны работать обучающиеся и какие результаты должны быть достигнуты в конце). Тестирование материала курса служит контрольным и методологическим сопровождением. Это инструмент оценки [2].

Хорошо продуманный web-тест соответствует не только объекту исследования, но и его задаче, помогая разработать системный подход к изучению предмета. Это инструмент для измерения успеваемости обучающихся по шкале. Процесс обучения включает в себя различные формы тестовых заданий, чтобы мотивировать обучающихся развивать свои собственные навыки.

Развитие современных компьютеров и информационных технологий повысило эффективность обучения. Компьютеры используются не только для усиления учебного процесса с использованием современных мультимедийных средств, но и для решения задач студентами, готовящихся к промежуточным и итоговым тестам. Следует отметить, что в настоящее время все больше людей привлекает возможность дистанционного обучения без отрыва от производства [7]. Одной из трудностей, возникающих в процессе самостоятельного изучения будущей профессии, является самопроверка, контроль качества и полноты усвоения учебных материалов.

Компьютерная тестовая часть позволяет решать задачи для обеспечения эффективного контроля знаний студента. Компьютерное тестирование знаний обучающихся - один из вариантов внедрения web-тестирования. Подготовку и проведение компьютерного тестирования можно разделить на три основных этапа: этап подготовки, этап тестирования и этап обработки результатов. Это позволяет оценить усвоение знаний в тесте.

Сложность является одной из характеристик тестового задания. Независимо от уровня сложности можно выделить различные формы тестовых заданий. Кроме того, существуют определенные формы web-тестирования, например, задача определения правильной последовательности, правильного дизайна и соблюдения правил.

Основными формами тестовых заданий являются задачи, где следует выбрать один или несколько правильных ответов. Участники теста должны заполнить ответы самостоятельно. Одним из основных видов тестов является учебный тест, который предоставляет обучающимся достаточно возможностей для самостоятельного использования учебных материалов [6].

Ряд ученых выделяют три вида тестов: пассивный, полуактивный и активный. Пассивное тестирование позволяет собирать информацию о навыках обучающихся. С помощью такого теста можно определить долгосрочные тенденции в процессе обучения. Это очень важно в дистанционном обучении. В этом случае чаще всего используется тест типа «вопрос и ответ», который оценивает не способность, а влияние информации на обучающихся и результаты их реакции на эти эффекты.

Полуактивные тесты также позволяют собирать информацию. Проактивное тестирование подразумевает долгосрочное взаимодействие между участниками образовательного процесса и позволяет использовать так называемые тесты действий и ситуационные тесты. Тестирование действий - это относительно простые и структурированные задачи, в которых используется комбинация стереотипных методов для участников теста. Тесты сценариев создают информационную модель для конкретной ситуации и взаимодействуют с информацией внутри модели.

В дополнение к вышесказанному, также можно рассмотреть два метода тестирования проблемы. Первый метод основан на использовании стандартных web-тестов (так называемых стандартных тестов). Второй метод основан на использовании нормативно-ориентированных тестов. Стандартизированные тесты оценивают индивидуальные различия в достигнутом уровне знаний. Для оценки мастерства изучаемых материалов используются тесты на основе стандартов. Стандартные тесты могут описывать задачи (или части предмета для изучения), которые обучающиеся выполнили достаточно хорошо, и задачи, которые выполнили меньше всего. Это важнее, чем оценка, поскольку позволяет изменять задания в зависимости от количества и уровня сложности. Стандартные тесты имеют широкий спектр диагностических функций и такой метод тестирования вполне разумен для работы в дистанционном режиме.

Среди различных дистанционных курсов возможны только компьютерные тесты. В рамках компьютерных тестов профессор Аванесов В.С. [1] рекомендует определить тест на адаптивность, в котором задания представлены индивидуально, в зависимости от ответа испытуемого на предыдущий вопрос.

При дистанционном обучении педагогу необходимо своевременно управлять образовательным процессом и корректировать его. Для этого необходимо постоянно контролировать его развитие. Важно, чтобы в надлежащее время обучающиеся получали данные о том, в какой степени приобретают новые знания и навыки. Хорошо организованное тестирование может быть инструментом для определения степени соответствия образовательных результатов на любом

этапе обучения [9]. Но обязательно следует учитывать, что задания в форме тестирования имеют положительный эффект, когда они становятся неотъемлемой частью новых образовательных технологий.

Выводы. Исследование, проведенное в рамках данной статьи, позволяет сделать вывод о необходимости использования тестирования для сочетания процесса обучения с самоконтролем, что особенно важно для студентов дистанционного образования. Контент, созданный для дистанционного обучения (включая тесты и тестовые задания), не может быть четко установлен раз и навсегда. Он должен постоянно меняться, приспосабливаться к ситуации и уровню развития вновь поступающих студентов на тот или иной курс. Тесты, используемые в рамках самоконтроля и промежуточного контроля, позволяют педагогу оценивать эффективность обучения и активно участвовать в процессе (а не просто предоставлять определенный объем информации). Такая работа, безусловно, требует много внимания, времени и творчества.

Литература:

1. Аванесов, В.С. Проблема соединения тестирования с обучением / B.C. Аванесов // Педагогические измерения. -2018. - № 3. - С. 13-28.

2. Аванесов, B.C. Тесты: история и теория. Пятидесятые годы / B.C. Аванесов // Педагогическая диагностика. - 2017.

- С. 19-23.

3. Архипова, А.И. Фасетные тесты как эффективное средство подготовки к единому государственному экзамену по физике / А.И. Архипова, Е.Н. Овчаренко // Школьные годы. - 2019. - № 25. - С. 58-63.

4. Архипова, А.И. Интерактивные тестовые задания да-нет (Механика) / А.И. Архипова, Е.В. Шарабарина // Школьные годы. - 2018. - № 10. - С. 49-58.

5. Бухман, Л.М. Проблемы тестового контроля знаний и их решения / Л.М. Бухман // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. - 2016. - Т. 12. - № 5. - С. 21-24.

6. Звонников, В.И. Современные средства оценивания результатов обучения [Текст]: учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования, обучающихся по направлению подготовки «Педагогическое образование» / В.И. Звонников, М.Б. Челышкова. - 5-е изд., перераб. - Москва: Академия, 2013. - 297 с.

7. Иванова, О.В. Совершенствование профессиональной деятельности студентов в области инновационной компьютерной дидактики / О.В. Иванова, А.И. Архипова, С.П. Грушевский // Научные основы современного прогресса: сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф. - Магнитогорск: ООО «Омега Сайнс», 2016. - С. 194-196.

8. Ильина, И.И. Тестирование как перспективный метод контроля усвоения материала по высшей математике / И.И. Ильина, Е.В. Володина, Н.Н. Тимофеева // Вестник ЧГПУ им. И.Я. Яковлева. - 2016. - № 3(91). - С. 88-93.

9. Лотоцкий, В.Л. Информационные тестирующие конструкции / В.Л. Лотоцкий // Перспективы науки и образования.

- 2016. - № 3 (21).

10. Михеев, А.С. проблема интеграции компьютерного тестирования и традиционных форм педагогического контроля / А.С. Михеев // Высшее образование сегодня. - 2014. - № 5. - С. 66-69.

11. Прахова, М.Ю. О месте тестирования как инструмента оценки знаний в вузе / М.Ю. Прахова, Г.Ю. Коловертков, Э.А. Шаловников // Высшее образование в России. - 2012. - № 7. - С. 113-116.

Педагогика

УДК 378.147

кандидат педагогических наук, доцент Шевченко Алла Николаевна

Евпаторийский институт социальных наук (филиал) федерального государственного

автономного образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Евпатория)

ЦИФРОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК УСЛОВИЕ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ФИЛОЛОГОВ

Аннотация. В статье изучаются преимущества и имеющиеся недостатки цифровой (информационной) образовательной среды, возникающие при цифровизации образовательного процесса. Рассматриваются педагогические условия, необходимые для развития цифровой компетентности будущего филолога, обозначены основные направления и принципы, которые способствуют развитию цифровой компетентности. Выяснено, что качественная подготовка будущего филолога на принципах цифровизации является одной из основных задач современного общества, потому что школа становится ключевым звеном в реализации стратегических планов государства и важнейшим элементом построения нового информационного, сетевого, цифрового общества. Обоснована необходимость создания цифровой образовательной среды в высшем учебном заведении как важного условия подготовки филолога в условиях информатизации общества.

Ключевые слова: цифровая образовательная среда, цифровая компетентность, цифровые технологии, информационные технологии, информационная образовательная среда.

Annotation. The article examines the advantages and existing shortcomings of the digital (information) educational environment that arise during the digitalization of the educational process. The pedagogical conditions necessary for the development of digital competence of the future philologist are considered, the main directions and principles that contribute to the development of digital competence are outlined. It has been found out that the qualitative training of the future philologist on the principles of digitalization is one of the main tasks of the modern society, since school becomes a key link in the implementation of the strategic plans of the state and the most important element of building a new information- and network-based digital society. The necessity of creating a digital educational environment in a higher educational institution as an important condition for the training of a philologist in the conditions of informatization of society is substantiated.

Key words: digital educational environment, digital competence, digital technologies, information technologies, information educational environment.

Введение. Изменения, происходящие в обществе, науке, технике и технологиях, вызывают необходимость изменения трудовых функций и предопределяют появление новых профессиональных обязанностей. Для того чтобы быть успешным в профессиональной деятельности, необходимо быть мобильным, креативным, коммуникативным. Поэтому сегодня рынок труда очень капризный, требует хорошо подготовленного специалиста, способного решать поставленные перед ним задачи, что соответственно требует новых подходов к учебному процессу, обновленных методов и форм подачи информации и формирования у будущих специалистов необходимых компетенций. Именно эффективная организация профессиональной подготовки в учреждениях высшего образования и является залогом качественных результатов. Учебное заведение должно предоставлять обучающимся образовательные услуги на высоком уровне, где будут использоваться активизация и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.