УДК 57.048
СИСТЕМЫ МОНИТОРИНГА ВОЗДУШНЫХ СУДОВ
*
Р. М. Мусин , В. В. Геращенко
Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31
E-mail: Justwhitehunter@yandex.ru
Рассматриваются две системы мониторинга местоположения ВС с целью выявления наиболее характерных достоинств и недостатков каждой из них.
Ключевые слова: системы мониторинга, воздушное судно, Коспас-Сарсат, Flight Tracker.
SYSTEMS OF MONITORING OF AIRCRAFTS R. M. Mysin*, V.V. Gerashenko
Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation *E-mail: Justwhitehunter@yandex.ru
In this work two systems of monitoring of location of AF for the purpose of identification of the most characteristic merits and demerits of each of them are considered.
Keywords: systems of monitoring, the aircraft, Kospas-Sarsat, Flight Tracker.
В мировой авиации погибает один из 4,7 миллиона пассажиров, садящихся в самолет, в РФ - один из 1,2 миллиона, свидетельствуют статистика Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA), портала Aviation Safety Network (ASN), собирающего данные о катастрофах, а также открытые данные Росавиации [1]. Исправить такую ситуацию можно только по средствам внедрения в сферу гражданской авиации новых технологий, способствующих повышению уровня безопасности полетов и предотвращению возможных критических ситуаций. В данной работе проанализированы новые стандарты по отслеживанию местоположения воздушных судов в режиме реального времени. В качестве анализа эффективности мониторинга воздушных судов будут рассмотрены две системы обнаружения объектов: система поиска и спасания «Коспас-Сарсат» и система непрерывного мониторинга местоположения судов FlightTracker компании SITA OnAir.
Коспас-Сарсат (Cospas-Sarsat) - международная спутниковая поисково-спасательная система, разработанная для оповещения о бедствии и местоположении персональных радиобуев и радиобуев, установленных на судах и самолётах в случае аварийных ситуаций.
Эмблема системы Коспас-Сарсат
Секция «Техническая эксплуатация электросистем и авионики»
Система состоит из шести низкоорбитальных спутников (НССПС), расположенных на околополярной орбите, пяти геостационарных спутников (ГССПС) (оснащенных оборудованием для обработки и/ или ретрансляции сигналов аварийных радиомаяков на частоте 406 МГц, использование радиомаяков 121,5 МГц применяется в основном в авиации), локальной земной станции связи - станция приема и обработки информации (СПОИ), центра управления и координационно-спасательных центров (КЦС). Абонентами системы являются спутниковые аварийные радиобуи (АРБ).
АРБ-121,5 МГц являются аварийными радиосредствами первого поколения, излучающими тонально модулированный сигнал мощностью 50^100 мВт, не несущий никакой информации, которая позволила бы распознать объект, на котором он установлен. Характеристики АРБ-121,5 не являются оптимальными, они служат для целей привода самолетов, т. е. работающего как радиомаяк [2].
Достоинства АРБ Коспас-Сарсат:
• не требуется ввод координат ВС, так как последние определяются по величине допле-ровского сдвига частоты сигнала радиобуя, принятого на спутнике;
• зона действия системы Коспас-Сарсат не имеет ограничений.
Недостаток системы:
• длительное время доставки сообщения на СПОИ с учетом времени ожидания пролета спутника и времени движения спутника до ближайшей станции приема;
• географическое положение (определяется системой автоматически с использованием эффекта Доплера) излучающих АРБ определяется с точностью в 20 км для АРБ, работающих на частоте 121,5 МГц;
• доплеровское определение местоположения дает два решения для каждого АРБ: истинное и зеркальное относительно наземной проекции трассы спутника. Эта неоднозначность решается путем расчетов, принимая во внимание эффект вращения Земного шара [3].
AIR.COM® Б^ЬЯгаскег представляет собой обновление программного обеспечения для уже используемого в авиакомпаниях оборудования.
Технология глобального слежения максимально возможно базируется на существующем в авиации оборудовании и принятых процедурах, основное отличие этого программного обеспечения в решение использовать несколько альтернативных источников аэронавигационных данных и последующей организации соответствующей наземной обработки этих данных.
Система непрерывного мониторинга местоположения судов Е^И1Тгаскег на данный момент является системой слежения последнего поколения. Говоря другими словами, новизна системы и будет ее основными достоинствами:
• непрерывный мониторинг местоположения самолетов без необходимости использования наземных радиолокаторов;
• система позволяет отслеживать местоположение самолетов с интервалом менее 15 минут (благодаря использованию нескольких альтернативных источников данных);
• обеспечивает самую высокую точность («сглаживает» отличающиеся аэронавигационные данные из разных источников»);
• экономически эффективна, так как основана на использовании уже передаваемых самолетом аэронавигационных данных и поэтому не требует установки на борту дополнительного оборудования [4].
На основании выше изложенного стоит отметить, что в сфере авиации главный критерий, так сказать «лакмусовой бумагой» является критерий безопасности полетов и жизни пассажиров, вступивших на борт воздушного судна. Поэтому внедрение новых технологий в эту сферу деятельности просто необходимо. В данной работе были рассмотрены две системы мониторинга местоположения воздушных судов (более ранняя, так сказать система слежения прошлого поколения Коспас-Сарсат и самая новая на данный момент система слежения Е^И1Тгаскег). Благодаря исследованию и проведенному мной анализу было выявлено, что основным недостатком системы Коспас-Сарсат было использование частоты 121,5 МГц, для повышения эффективности мониторинга данной системы необходим полный, а не частичный переход на частоту 406 МГц, что позволит получить более детальные данные о воздушном судне, выполняющим свое задание.
Также пополнение группировки спутников для того, чтобы захватить больший объем территории и уменьшить время доставки сообщения на станции приема и обработки информации. Такой прием позволяет подмечать, а главное вовремя устранять недостатки, которые могут послужить в дальнейшем причиной к различным критическим ситуациям. Система FlightTracker является самой современной, она учитывает печальный опыт систем предшественников, именно в этой системе устранены недостатки прошлых лет, а ее нововведения позволяют повысить эффективность мониторинга воздушных объектов, следовательно, установить планку безопасности на новый уровень.
Библиографические ссылки
1. Антонов Д. В., Федосеев А. В. Экспериментальные исследования точности определения координат аварийных радиобуев в среднеорбитальном сегменте Коспас-Сарсат // Телекоммуникация и транспорт. 2016. Т. 10. С. 22-27.
2. Международное соглашение о программе Cospas-Sarsat, C/S P.001. 01.08.1988.
3. Electronic textbook StatSoft [Электронный ресурс]. URL: http://www.equipped.org/cospas-sarsat_overview.htm (дата обращения: 10.02.2018).
4. Electronic textbook StatSoft [Электронный ресурс]. URL: http://www.sita.aero/solutions-and-services/products/aircom-flighttracker (дата обращения: 10.02.2018).
© Мусин Р. М., Геращенко В. В., 2018