Научная статья на тему 'СИСТЕМЫ МОНИТОРИНГА ВОЗДУШНЫХ СУДОВ'

СИСТЕМЫ МОНИТОРИНГА ВОЗДУШНЫХ СУДОВ Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
66
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМЫ МОНИТОРИНГА / ВОЗДУШНОЕ СУДНО / КОСПАС-САРСАТ / FLIGHT TRACKER / SYSTEMS OF MONITORING / AIRCRAFT / KOSPAS-SARSAT

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы — Мусин Р.М., Геращенко В.В.

Рассматриваются две системы мониторинга местоположения ВС с целью выявления наиболее характерных достоинств и недостатков каждой из них.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям , автор научной работы — Мусин Р.М., Геращенко В.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SYSTEMS OF MONITORING OF AIRCRAFTS

In this work two systems of monitoring of location of AF for the purpose of identification of the most characteristic merits and demerits of each of them are considered.

Текст научной работы на тему «СИСТЕМЫ МОНИТОРИНГА ВОЗДУШНЫХ СУДОВ»

УДК 57.048

СИСТЕМЫ МОНИТОРИНГА ВОЗДУШНЫХ СУДОВ

*

Р. М. Мусин , В. В. Геращенко

Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

E-mail: Justwhitehunter@yandex.ru

Рассматриваются две системы мониторинга местоположения ВС с целью выявления наиболее характерных достоинств и недостатков каждой из них.

Ключевые слова: системы мониторинга, воздушное судно, Коспас-Сарсат, Flight Tracker.

SYSTEMS OF MONITORING OF AIRCRAFTS R. M. Mysin*, V.V. Gerashenko

Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation *E-mail: Justwhitehunter@yandex.ru

In this work two systems of monitoring of location of AF for the purpose of identification of the most characteristic merits and demerits of each of them are considered.

Keywords: systems of monitoring, the aircraft, Kospas-Sarsat, Flight Tracker.

В мировой авиации погибает один из 4,7 миллиона пассажиров, садящихся в самолет, в РФ - один из 1,2 миллиона, свидетельствуют статистика Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA), портала Aviation Safety Network (ASN), собирающего данные о катастрофах, а также открытые данные Росавиации [1]. Исправить такую ситуацию можно только по средствам внедрения в сферу гражданской авиации новых технологий, способствующих повышению уровня безопасности полетов и предотвращению возможных критических ситуаций. В данной работе проанализированы новые стандарты по отслеживанию местоположения воздушных судов в режиме реального времени. В качестве анализа эффективности мониторинга воздушных судов будут рассмотрены две системы обнаружения объектов: система поиска и спасания «Коспас-Сарсат» и система непрерывного мониторинга местоположения судов FlightTracker компании SITA OnAir.

Коспас-Сарсат (Cospas-Sarsat) - международная спутниковая поисково-спасательная система, разработанная для оповещения о бедствии и местоположении персональных радиобуев и радиобуев, установленных на судах и самолётах в случае аварийных ситуаций.

Эмблема системы Коспас-Сарсат

Секция «Техническая эксплуатация электросистем и авионики»

Система состоит из шести низкоорбитальных спутников (НССПС), расположенных на околополярной орбите, пяти геостационарных спутников (ГССПС) (оснащенных оборудованием для обработки и/ или ретрансляции сигналов аварийных радиомаяков на частоте 406 МГц, использование радиомаяков 121,5 МГц применяется в основном в авиации), локальной земной станции связи - станция приема и обработки информации (СПОИ), центра управления и координационно-спасательных центров (КЦС). Абонентами системы являются спутниковые аварийные радиобуи (АРБ).

АРБ-121,5 МГц являются аварийными радиосредствами первого поколения, излучающими тонально модулированный сигнал мощностью 50^100 мВт, не несущий никакой информации, которая позволила бы распознать объект, на котором он установлен. Характеристики АРБ-121,5 не являются оптимальными, они служат для целей привода самолетов, т. е. работающего как радиомаяк [2].

Достоинства АРБ Коспас-Сарсат:

• не требуется ввод координат ВС, так как последние определяются по величине допле-ровского сдвига частоты сигнала радиобуя, принятого на спутнике;

• зона действия системы Коспас-Сарсат не имеет ограничений.

Недостаток системы:

• длительное время доставки сообщения на СПОИ с учетом времени ожидания пролета спутника и времени движения спутника до ближайшей станции приема;

• географическое положение (определяется системой автоматически с использованием эффекта Доплера) излучающих АРБ определяется с точностью в 20 км для АРБ, работающих на частоте 121,5 МГц;

• доплеровское определение местоположения дает два решения для каждого АРБ: истинное и зеркальное относительно наземной проекции трассы спутника. Эта неоднозначность решается путем расчетов, принимая во внимание эффект вращения Земного шара [3].

AIR.COM® Б^ЬЯгаскег представляет собой обновление программного обеспечения для уже используемого в авиакомпаниях оборудования.

Технология глобального слежения максимально возможно базируется на существующем в авиации оборудовании и принятых процедурах, основное отличие этого программного обеспечения в решение использовать несколько альтернативных источников аэронавигационных данных и последующей организации соответствующей наземной обработки этих данных.

Система непрерывного мониторинга местоположения судов Е^И1Тгаскег на данный момент является системой слежения последнего поколения. Говоря другими словами, новизна системы и будет ее основными достоинствами:

• непрерывный мониторинг местоположения самолетов без необходимости использования наземных радиолокаторов;

• система позволяет отслеживать местоположение самолетов с интервалом менее 15 минут (благодаря использованию нескольких альтернативных источников данных);

• обеспечивает самую высокую точность («сглаживает» отличающиеся аэронавигационные данные из разных источников»);

• экономически эффективна, так как основана на использовании уже передаваемых самолетом аэронавигационных данных и поэтому не требует установки на борту дополнительного оборудования [4].

На основании выше изложенного стоит отметить, что в сфере авиации главный критерий, так сказать «лакмусовой бумагой» является критерий безопасности полетов и жизни пассажиров, вступивших на борт воздушного судна. Поэтому внедрение новых технологий в эту сферу деятельности просто необходимо. В данной работе были рассмотрены две системы мониторинга местоположения воздушных судов (более ранняя, так сказать система слежения прошлого поколения Коспас-Сарсат и самая новая на данный момент система слежения Е^И1Тгаскег). Благодаря исследованию и проведенному мной анализу было выявлено, что основным недостатком системы Коспас-Сарсат было использование частоты 121,5 МГц, для повышения эффективности мониторинга данной системы необходим полный, а не частичный переход на частоту 406 МГц, что позволит получить более детальные данные о воздушном судне, выполняющим свое задание.

Также пополнение группировки спутников для того, чтобы захватить больший объем территории и уменьшить время доставки сообщения на станции приема и обработки информации. Такой прием позволяет подмечать, а главное вовремя устранять недостатки, которые могут послужить в дальнейшем причиной к различным критическим ситуациям. Система FlightTracker является самой современной, она учитывает печальный опыт систем предшественников, именно в этой системе устранены недостатки прошлых лет, а ее нововведения позволяют повысить эффективность мониторинга воздушных объектов, следовательно, установить планку безопасности на новый уровень.

Библиографические ссылки

1. Антонов Д. В., Федосеев А. В. Экспериментальные исследования точности определения координат аварийных радиобуев в среднеорбитальном сегменте Коспас-Сарсат // Телекоммуникация и транспорт. 2016. Т. 10. С. 22-27.

2. Международное соглашение о программе Cospas-Sarsat, C/S P.001. 01.08.1988.

3. Electronic textbook StatSoft [Электронный ресурс]. URL: http://www.equipped.org/cospas-sarsat_overview.htm (дата обращения: 10.02.2018).

4. Electronic textbook StatSoft [Электронный ресурс]. URL: http://www.sita.aero/solutions-and-services/products/aircom-flighttracker (дата обращения: 10.02.2018).

© Мусин Р. М., Геращенко В. В., 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.