Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2016. Том 2
УДК 004.78
ПОИСКОВАЯ СИСТЕМА КОСПАС-САРСАТ
О. А. Степенко Научный руководитель - Д. В. Тихоненко
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева
Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31
E-mail: stepenko1996@mail.ru
Описаны принципы работы поисковой системы Коспас-Сарсат на данный момент, а также перспективы развития.
Ключевые слова: Коспас-Сарсат, радиобуй, маяк, спутник.
SEARCH ENGINE COSPAS-SARSAT
O. A. Stepenko Scientific Supervisor - D. V. Tkhonenko
Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: stepenko1996@mail.ru
The article describes the principles of operation of the Cospas-Sarsat search engine at the moment, as well as developmentprospects.
Keywords: Cospas-Sarsat, beacon, a lighthouse, the satellite.
Коспас-Сарсат - это международная спутниковая поисково-спасательная система, разработанная для оповещения о бедствии и местоположении персональных радиобуев (Коспас) и радиобуев, установленных на судах и самолётах в случае аварийных ситуаций (Сарсат) [1]. Система создавалась в 1978-1987 годах совместными усилиями СССР, США, Канады и Франции. В 1987 году постановлением правительства отечественная часть системы была принята в эксплуатацию [2].
Международная программа включает в себя 42 участника:
- 4 Стороны Соглашения, предоставляющие космический сегмент Системы (Канада, Россия, Франция, США);
- 26 Государств, предоставляющие наземный сегмент Системы;
- 10 Государств-пользователей;
- 2 организации - представители услуг наземного сегмента.
Старые модели передатчиков передают только устаревший аналоговый сигнал на частоте 121,5 МГц или 243 МГц, такой Коспас-Сарсат не ведет непрерывный процесс наблюдения и регистрации параметров объекта этих частот. Такие радиобуи используются для обнаружения только недалеко находящихся самолетов, судов или спасателей. Для спутниковой обработки сигналов используются лишь модели радиобуев, работающих на частоте 406 МГц [3].
Международная программа Коспас-Сарсат поддерживает сеть спутников и наземных средств, чтобы получить сигнал об опасности с буев с радиочастотной полосой 406 МГц и маршрут оповещения в соответствующие органы в более чем 200 стран и территорий.
Радиобуи с радиочастотной полосой 406 МГц разделяются на: передатчик-указатель (АРМ), который используются в самолете, Аварийный Радиобуй (АРБ), предназначенный для использования на борту морского судна, Персональный Радиобуй (ПРБ), предназначенный для человека, также иногда ПРБ находится на борту самолета или судна.
Коспас-Сарсат работающий с современной частой радиобуев 406 МГц, также называется дистресс радио Маяк - это радиопередатчик, который может быть активирован в опасной для жизни ситуации, чтобы вызвать помощь со стороны властей.
Поскольку маяк может передавать сигнал со всего мира, каждый маяк должен быть зарегистрирован посредством чего последовательный номер EPIRB, вместе с любой другой уместной информацией, включается в соответствующую базу данных регистрации. Информация, кодируемая в EPIRB
Секция «Информационно-экономические системы»
сообщении, включает информацию относительно определенного местоположения в базе данных. Особенно важно, чтобы власти быстро информировали органы регистрации о любых изменениях, воздействующих на информацию, данную на картах регистрации. Таких, как изменение судна, изменение собственника, потери, воровство и т. д. [4].
По состоянию на август 2015 года:
Аварийных Радиобуев по всему миру насчитывалось более чем 1 600 000 штук.
Наземный Сегмент включает в себя:
- Центр Управления Полетом (ЦУП): 31
- Низкоорбитная станция приема и обработки информации (НИОСПОИ): 55
- Геостационарная станция приема и обработки информации (ГЕОСПОИ): 23
Космический Сегмент включает:
- НССПС спутников: 5
- ГЕОСАР спутников: 6 [5].
Система Коспас-Сарсат включает в себя два типа спутников:
1. Спутников на низких высотах околоземной орбиты (НОО), которые образуют систему НССПС.
2. Спутники на геостационарной орбите Земли (ГЕО), которые образуют систему ГССПС.
НССПС в локальном режиме: когда на спутник поступают сигналы с частотой 406 МГц, бортовой процессор обработки сигналов поиска и спасания (ПОСПС) выделяет цифровые данные из сигнала радиобуя, измеряет Доплеровский сдвиг частоты и синхронизирует информацию. В результате формируются цифровые данные для передачи на любую НИОСПОИ в зоне видимости спутника. Параллельно данные запоминаются на борту спутника для последующей их передачи и обработки в глобальном режиме.
НССПС в глобальном режиме: ПОСПС обеспечивает глобальный режим работы путем хранения данных, полученных после первичной обработки сигналов от радиобуев с частотой 406 МГц. Информация из памяти постоянно сбрасывается по спутниковому каналу Земля-борт. Поэтому каждый радиобуй может быть локализован всеми работающими НИОСПОИ, которые отслеживают данный спутник (даже теми НИОСПОИ, которые не находились в зоне видимости спутника в момент обнаружения им радиобуя). Таким образом, осуществляется глобальный режим работы на частоте 406 МГц и избыточная обработка аварийной информации наземными станциями.
Глобальный режим дает дополнительное преимущество перед местным режимом в отношении времени передачи аварийного сообщения. Поскольку сообщение радиобуя запоминается в памяти спутника при первом его проходе, когда радиобуй обнаружен, время ожидания не зависит от того, когда спутник достигнет одновременной зоны видимости с НИОСПОИ и радиобуем. В результате этого время для выдачи аварийного сообщения может быть значительно снижено.
В будущем система Коспас-Сарсат будет включать новый тип спутника в среднесрочной высоте околоземной орбите (МЕО) из которых будет формироваться система СССПС. Система СССПС включит в себя все преимущества существующих систем НССПС и ГССПС и исключит их сегодняшние множественные ограничения путем ретрансляции аварийных сообщений радиобуя и одновременным вычислением его местоположения в любом районе планеты практически в момент получения аварийного сигнала. Также система СССПС позволит предоставить опцию, «обратной связи» в направлении радиобуя. Одна из функций обратной связи - это уведомление находящегося в бедствии человека в том, что его аварийное сообщение получено.
Библиографические ссылки
1. Википедия [Электронный ресурс]. URL: Ьйр8://ги.-шк1ре^а.о^^к1/Коспас-Сарсат (дата обращения: 13.08.2015).
2. АО «Российские космические системы» [Электронный ресурс]. URL: http://www.spacecorp. ru/directions/kospas/ (дата обращения: 13.08.2015).
3. Cospas-Sarat.Int [Электронный ресурс]. URL: http://www.cospas-sarsat.int/en/18-frontpage-articles/603-what-is-a-cospas-sarsat-beacon (дата обращения: 15.08.2015).
4. Космическая система для поиска судов в бедствии Коспас-Sarsat [Электронный ресурс]. URL: http://www.dom-spravka.info/_mobilla/ss_kss.html (дата обращения: 15.08.2015).
5. Cospas-Sarat.Int [Электронный ресурс]. URL: http://www.cospas-sarsat.int/en/quick-statistics (дата обращения: 16.08.2015).
© Степенко О. А., 2016