Научная статья на тему 'ПОВЫШЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЕТОВ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ МАЛОЙ АВИАЦИИ В КАЗАХСТАНЕ'

ПОВЫШЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЕТОВ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ МАЛОЙ АВИАЦИИ В КАЗАХСТАНЕ Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
173
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОНИТОРИНГ ПОЛЕТНОЙ ТРАЕКТОРИИ / МАЛОЕ ВОЗДУШНОЕ СУДНО / ГЛОБАЛЬНАЯ НАВИГАЦИОННАЯ СПУТНИКОВАЯ СИСТЕМА / СПУТНИКОВАЯ СВЯЗЬ / БЕЗОПАСНОСТЬ ПОЛЕТА / MONITORING OF FLIGHT TRAJECTORY / MONITORING / SMALL AIRCRAFT / GLOBAL NAVIGATION SATELLITE SYSTEM / SATELLITE COMMUNICATION / FLIGHT SAFETY

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы — Айтмагамбетов Алтай Зуфарович, Еремин Денис Иванович, Сатеров Нурлан Махсотович, Жаксыгулова Динара Галимжановна, Калиева Римма Абдыжапаровна

Перспективность развития парка малой авиации в Казахстане обуславливает необходимость решения вопроса о повышении уровня безопасности полета малых воздушных судов. Безопасность полетов воздушных судов заключается в сведении к минимуму человеческих жертв, материального ущерба, а также финансовых, экологических и социальных последствий авиационных происшествий. Для спасения экипажа и пассажиров воздушных судов, потерпевших бедствие, организуют и проводят поисково-спасательные работы в предполагаемом районе поиска и спасания, устанавливаемом по данным, переданным с борта воздушного судна, потерпевшего бедствие, или очевидцами. Эффективность проведения поисково-спасательных работ прежде всего зависит от быстроты оповещения о потерпевшем бедствие воздушном судне ответственного органа и качества навигационной информации, переданной ответственному органу. В связи с этим, в данной работе рассмотрены применяемые в настоящее время радиотехнические способы передачи сигнала бедствия с борта воздушного судна, содержание передаваемой информации и причины, по которым данные системы не всегда эффективны в случае малых воздушных судов. Также приведены примеры современных решений в области передачи сигнала бедствия в случае аварийной ситуации (система Коспас-Сарсат и служба АОПА-трекер) и некоторые аспекты их применения. Для повышения эффективности поисково-спасательных работ в настоящей статье предлагается система мониторинга полетной траектории малых воздушных судов, предназначенная для определения факта аварийной посадки воздушного судна и уменьшения временных затрат на выполнение поисково-спасательных работ путем своевременного информирования об авиационном происшествии ответственного органа и передачи ему информации, необходимой для уменьшения района поиска.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям , автор научной работы — Айтмагамбетов Алтай Зуфарович, Еремин Денис Иванович, Сатеров Нурлан Махсотович, Жаксыгулова Динара Галимжановна, Калиева Римма Абдыжапаровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING THE SAFETY OF SMALL AIRCRAFT IN KAZAKHSTAN

The prospects for the development of small aircraft fleet in Kazakhstan determines the need to address the issue of improving the safety of small aircraft. The safety of aircraft flights is aimed to minimize human casualties, material damage, as well as financial, environmental and social consequences of aviation accidents. In order to rescue the crew and passengers of the stricken aircraft, search and rescue operations are organized and carried out in the proposed search and rescue area, which is established according to the data transferred from the stricken aircraft or by witnesses. The effectiveness of search and rescue operations depends primarily on the quick notification of the responsible authority about the stricken aircraft and the quality of navigation information transmitted to the responsible authority. In this regard, this paper considers the radio technical methods currently used to transmit a distress signal from an aircraft, the content of the information transmitted and the reasons why these systems are not always effective in the case of small aircraft. Examples of modern solutions in the field of disaster signal transmission in case of emergency (Cospas-Sarsat system and AOPA-tracker service) and some aspects of their application are also given. In order to improve the efficiency of search and rescue work, this article proposes a system of monitoring the flight path of small aircraft, designed to determine the fact of emergency landing of the aircraft and reduce the time spent on search and rescue work by timely reporting an aircraft accident to the responsible authority and transfer to it the information necessary to reduce the area of search.

Текст научной работы на тему «ПОВЫШЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЕТОВ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ МАЛОЙ АВИАЦИИ В КАЗАХСТАНЕ»

ПОВЫШЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЕТОВ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ МАЛОЙ АВИАЦИИ В КАЗАХСТАНЕ

Айтмагамбетов Алтай Зуфарович, ^ 1°.36724/2072-8735-2020-И-6-33-38

ДТОО "Институт космической техники и технологий", АО "НЦКИТ", г. Алматы, Казахстан, altayzf@mail.ru

Еремин Денис Иванович,

ДТОО "Институт космической техники и технологий", АО "НЦКИТ", г. Алматы, Казахстан, denis.e@bk.ru

Сатеров Нурлан Махсотович,

ДТОО "Институт космической техники и технологий", АО "НЦКИТ", г. Алматы, Казахстан, saterov@mail.ru

Жаксыгулова Динара Галимжановна,

ДТОО "Институт космической техники и технологий", АО "НЦКИТ", г. Алматы, Казахстан, zhaxygulova.d@istt.kz

Ключевые слова: мониторинг полетной Калиева Римма Абдыжапаровна, траектории, малое воздушное судно, глобальная

ДТОО "Институт космической техники и технологий", навигационная спутниковая система,

АО "НЦКИТ", г. Алматы, Казахстан, keshrim95@gmail.com спутниковая связь, безопасность полета

Перспективность развития парка малой авиации в Казахстане обуславливает необходимость решения вопроса о повышении уровня безопасности полета малых воздушных судов. Безопасность полетов воздушных судов заключается в сведении к минимуму человеческих жертв, материального ущерба, а также финансовых, экологических и социальных последствий авиационных происшествий. Для спасения экипажа и пассажиров воздушных судов, потерпевших бедствие, организуют и проводят поисково-спасательные работы в предполагаемом районе поиска и спасания, устанавливаемом по данным, переданным с борта воздушного судна, потерпевшего бедствие, или очевидцами. Эффективность проведения поисково-спасательных работ прежде всего зависит от быстроты оповещения о потерпевшем бедствие воздушном судне ответственного органа и качества навигационной информации, переданной ответственному органу. В связи с этим, в данной работе рассмотрены применяемые в настоящее время радиотехнические способы передачи сигнала бедствия с борта воздушного судна, содержание передаваемой информации и причины, по которым данные системы не всегда эффективны в случае малых воздушных судов. Также приведены примеры современных решений в области передачи сигнала бедствия в случае аварийной ситуации (система Коспас-Сарсат и служба АОПА-трекер) и некоторые аспекты их применения. Для повышения эффективности поисково-спасательных работ в настоящей статье предлагается система мониторинга полетной траектории малых воздушных судов, предназначенная для определения факта аварийной посадки воздушного судна и уменьшения временных затрат на выполнение поисково-спасательных работ путем своевременного информирования об авиационном происшествии ответственного органа и передачи ему информации, необходимой для уменьшения района поиска.

Информация об авторах:

Айтмагамбетов Алтай Зуфарович, к.т.н., доцент, научный руководитель, ДТОО "Институт космической техники и технологий", АО "НЦКИТ", г. Алматы, Казахстан

Еремин Денис Иванович, магистр, заместитель директора по развитию, ДТОО "Институт космической техники и технологий", АО "НЦКИТ", г. Алматы, Казахстан

Сатеров Нурлан Махсотович, первый заместитель директора, ДТОО "Институт космической техники и технологий", АО "НЦКИТ", г. Алматы, Казахстан

Жаксыгулова Динара Галимжановна, PhD-докторант, научный сотрудник, ДТОО "Институт космической техники и технологий", АО "НЦКИТ", г. Алматы, Казахстан

Калиева Римма Абдыжапаровна, магистр, младший научный сотрудник, ДТОО "Институт космической техники и технологий", АО "НЦКИТ", г. Алматы, Казахстан

Для цитирования:

Айтмагамбетов А.З., Еремин Д.И., Сатеров Н.М., Жаксыгулова Д.Г., Калиева Р.А. Повышение безопасности полетов воздушных судов малой авиации в Казахстане // T-Comm: Телекоммуникации и транспорт. 2020. Том 14. №6. С. 33-38.

For citation:

Aitmagambetov A.Z., Yeryomin D.I., Saterov N.M., Zhaxygulova D.G., Kaliyeva R.A. (2020) Improving the safety of small aircraft in

Введение

Воздушные суда малой авиации - самолеты и вертолеты легкой и сверхлегкой категорий, которые обеспечивают выполнение полетов различного назначения, например, транспорта о-связные полеты, сельскохозяйственные работы, ле-соавиационные работы, полеты лля оказания медицинской помощи населению, аварийно-спасательные полеты, поие-ково-спасательные работы, экскурсионные полеты, поисково-съемочные полеты. При выполнении указанных работ воздушные суда малой авиации, как правило, выполняют полеты на высоте до 2000 м со скоростью 200-300 км/ч па расстояния до 500-1000 км. Для выполнения указанных работ в Казахстане по данным Казахстанской Ассоциации Малой Авиации используют такие самолеты и вертолеты легкой категории, как ЯК-12А, ЯК-18Т, Ан-2, М101Т «Гжель», Partenavia 68 В, Cessna Al 88В и Во. 105 CBS4, а также самолеты сверхлегкой категории (Sila 450С, Aero АТ-3 RIOO, Цикада-М) и различные модели дельталетов [1, 2], характеристики которых представлены в табл. 1.

Таблица I

Основные характеристики воздушных судов малой авиации, представленных Казахстана

Тип воздушного судна Модель воздушного судна Характеристика полета

шмлх. кг км/'Г (1, км h, м

ЯК-12А [3] 1558 до 200 810 3000

ЯК-1ST [4] 1685 180210 500 3600

Ав-2 [5] 5250 ¡80236 до 2000 4200

МI0IT «Гжель» [6] 3270 420 1100 7600

Самолет Partenavia 68 В [7] 1990 300 2112 5850

Cessna А188В [8] 1497 183 628 3380

Sila 450С [9] 473 185 1000 3658

Aero АТ-3 RIOO [10] 582 200220 717 4000

Цикада-М [ 111 950 140 700 -

Вертолет Во. 105 CBS4 [12] 2500 200 1000 до 4265

Дел ьталет МД-50С [13] (в качестве примера) 400 75-90 350450 3000

Примечание. В таблице даны обозначения тШх - .максимальная взлетная масса, икр - крейсерская скорость, /? практический потолок (высота над уровнем моря, на которой воздушное судно может совершать полет). 6 - практическая дальность (дальность полета с учетом гарантийного остатка №% том ива).

В настоящее время количественная доля воздушных судов, относящихся к малой авиации, в мире составляет приблизительно 90% от общего количества воздушных судов, причем мировой рынок малой авиации продолжает расти [14, 15]. По состоянию на начало 2020 г. парк малой авиации Казахстана насчитывает порядка 500 единиц воздушных судов [16], при этом одной из основных проблем, вызывающих затрудненность развития малой авиации в Казахстане,

является низкая безопасность полетов малых воздушных судов [16, 17]. Из чего следует, что актуальной задачей является повышение безопасности полетов малых воздушных судов на территории Казахстана.

Одним из элементов, характеризующих безопасность полетов воздушных судов, является обеспечение высокой эффективности поисково-спасательных работ в случае авиационного происшествия для снижения рисков гибели экипажа и пассажиров воздушного судна. В настоящее время на территории Казахстана проведение поисково-спасательных работ при авиационном происшествии выполняется в соответствии с Правилами по организации поисково-спасательного обеспечения полетов на территории Республики Казахстан [18], В соответствии с данными Правилами поисково-спасательные работы организуются в результате принятия координационным центром переданного с борта воздушного судна сигнала бедствия и проходят в соответствии с планом для установленного района поиска и спасания.

Способы передачи сигнала бедствия с борта воздушного судна

Передача сигнала бедствия с борта воздушного судна осуществляется с использованием имеющихся на борту средств связи, оповещения и пеленгации, а именно, ультракоротковолновых (УКВ) и коротковолновых (KB) радиостанций, аппаратуры опознавания и аппаратуры вторичной радиолокации. Применение УКВ и KB радиосвязи на борту воздушного судна для передачи сигналов бедствия и информации о полете (курс, скорость, высота) осуществляется в телефонном и телеграфном режимах [18]. Основными недостатками УКВ и KB радиосвязи являются низкое качество связи при голосовой передаче данных и время, требующееся на набор и передачу данных в виде сообщения (кода). Как аппаратура опознавания, так и аппаратура вторичной радиолокации требует установки на борту приемопередатчика и работает но принципу запрос-ответ, когда на запрос наземной станции бортовой радиолокационный ответчик отправляет определенный набор информации, в том числе сигнал бедствия.

Таким образом, функционирует система опознавания «свой-чужой», которая разрабатывалась для определения принадлежности объекта к «своей» или «чужой» авиации, что наиболее актуально в военных целях [19, 20], а также система вторичной радиолокации и система автоматического зависимого наблюдения-вещания (АЗН-В), получившие широкое распространение в гражданской авиации. Система вторичной радиолокации позволяет определять положение воздушного судна по азимуту и дальности, а также передавать в диспетчерскую службу четырехзначный код, или код ответчика (squawk code), и барометрическую высоту воздушного судна с частотой один раз в 4-12 с, в зависимости от скорости вращения антенны [21. 22]. Более совершенной является система АЗН-В, которая регистрирует с использованием глобальных навигационных спутниковых систем (ГПСС) и передает на наземные станции координаты воздушного судна, высоту, вектор скорости, а также дополнительную информацию о рейсе каждые полсекунды [23]. Подобные системы позволяют в значительной степени повысить эффективность поиска воздушного судна, терпящего или потерпевшего бедствие, и спасания экипажа и пассажиров.

34

mm

T-Comm Том 14. #6-2020

В то же время, на практике зачастую оказывается недоступным применение систем вторичной радиолокации или АЗН-В для малых воздушных судов, например, в связи с отсутствием соответствующих приемопередатчиков, поэтому их наблюдение возможно только с применением наиболее простой первичной радиолокации. Первичная радиолот кация заключается в определении местоположения воздушного еудна по дальности и азимуту путем приема отраженного от объекта сигнала, отправленного радиолокационной станцией. При этом, первичная радиолокация не позволяет передавать дополнительную информацию о характеристиках полета воздушного судна. В таком случае обеспечить повышение эффективности поисково-спасательных работ возможно путем применения современных средств спасания, например, радиомаяков Коспас-Сарсат или персональных спутниковых коммуникаторов, активированных в службе Л ОП А-Трекер.

Система Коспас-Сарсат (Космическая Система Поиска Аварийных Судов - Search And Rescue Satellite-Aided Tracking) - это международная спутниковая система, которая предназначена для обнаружения аварийных маяков, передающих сигналы на частоте 406 МГц. Система Коспас-Сарсат использует космический сегмент (геостационарные и приполярные низкоорбитальные спутники), сеть станций приема и обработки информации, сеть Координационных центров и аварийные радиобуи. При приеме космическим сегментом сигнала от аварийного радиомаяка происходит передача информации о бедствии в станцию приема и обработки информации, а затем в координационный центр, который организует поисково-спасательные работы и обеспечивает обратную связь с радиобуем посредством космического сегмента [24, 25]. В системе Коспас-Сарсат в зависимости от условий эксплуатации применяют три типа аварийных буев: для морских судов, для воздушных судов, персональные. Авиационные радиомаяки имеют возможность отправки Сигнала бедствия вручную или автоматически при срабатывании датчика аварии [26]. К концу 2019 года к системе Коспас-Сарсат присоединились 45 стран, однако, в их число не вошли страны Средней Азии, в том числе Казахстан [27].

АОПА-Трекер — это служба, которая позволяет путем применения спутникового коммуникатора, например, IR1D-iUM360° RockS TAR Pro или Carmin in Reach SE+, осуществлять автоматическое отслеживание воздушных судов [28]. Принцип работы службы заключается во взаимодействии службы АОПА-Трекер с экипажем воздушного судна, которому высылаются CMC запросы на подтверждение изменения состояния полета {начало полета, окончание полета, аварийная ситуация), также экипаж имеет возможность уведомить службу об аварийной ситуации посредством CMC. При приеме CMC об аварийной ситуации, а также в случае потери или отсутствия связи с экипажем воздушного судна система присваивает полету статуе тревоги, о чем уведомляются диспетчер (при дополнительной оплате услуги) и доверенные контакты экипажа, которые принимают решение о начале гюйс ко во-спасатель ной операции. Таким образом, эффективность применения подобной службы во многом зависит от человеческого фактора, что зачастую не гарантирует своевременное уведомление координационного центра о необходимости проведения поисково-спасательных работ.

Поиск воздушного судна, потерпевшего бедствие

После поступления сигнала бедствия п координационный центр, в соответствии с Правилами [18], устанавливают район поиска и реализуют радиотехнический или визуальный поиск. Радиотехнический поиск является основным методом поиска воздушного судна, совершившего аварийную посадку, и возможен при включении на борту воздушного судна, требующего помощь, аварийного радиомаяка. Бели поиск радиотехническими средствами оказывается безрезультатным, то выполняют визуальный поиск с помощью наземных поисково-спасательных команд и поисково-спасательных воздушных судов. При этом, на эффективности проведения поисково-спасательных работ негативно отражаются неблагоприятные погодные условия и сложный рельеф местности (пересеченная местность, лес). Так, например, для поиска малых воздушных судов визуальным наблюдением с воздуха после обзорного полета па большой высоте над районом поиска выполняют полет на высоте 100-300 м над рельефом местности. В результате затрачивается большое количество временных, человеческих и материальных ресурсов и снижается вероятность спасения экипажа и пассажиров воздушно!« судна, потерпевшего бедствие.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что эффективность поисково-спасательных работ зависит от таких факторов как:

- Доступность на борту воздушного судна средств передачи сигнала тревоги;

- оперативность передачи сигнала бедствия в координационный центр;

- содержание переданной в координационный центр дополнительной информации о воздушном судне и совершаемом полете;

- человеческий фактор.

В связи с этим, для повышения эффективности поисково-спасательных работ в настоящей статье предлагается система мониторинга полетной траектории малых воздушных судов, использующая низкоорбитальные системы спутниковой связи и ГНСС, которая способствует уменьшению времени, затрачиваемого на выполнение поиска воздушного судна, совершившего аварийную посадку, за счет своевременного оповещения координационного центра о бедствии и уменьшения района поиска путем передачи координационному центру информации о координатах воздушного судна.

Система мониторинга полетной траектории малых воздушных судов

Система мониторинга полетной траектории малых воздушных судов - автоматизированная система, в непрерывном режиме выполняющая сбор телеметрических и навигационных данных о состоянии объектов наблюдения, передачу данных с использованием мобильной сотовой или спутниковой систем связи, прием, обработку, архивирование данных и выдачу информации пользователям системы.

Система мониторинга полетной траектории малых воздушных судов состоит из трех основных компонентов: терминал, центр обработки данных, диспетчерский центр. Терминал является удаленным автономным компонентом, который устанавливается на воздушное судно .тля выполнения регистрации и передачи навигационных и телеметрических

35

в

данных. Основными компонентами терминала являются модуль ГНСС, используемый для определения местоположения воздушного судна, модули спутниковой и сотовой связи для обмена данными между центром обработки данных и терминалом и барометрический датчик, используемый для регистрации факта поднятия воздушного судна на высоту. Центр обработки данных выполняет прием, обработку и архивирование данных, принятых с терминала, а диспетчерский центр обеспечивает доступ пользователей к системе и выполняет отображение информации, зарегистрированной терминалами.

Функционировавие системы мониторинга полетной траектории малых воздушных судов схематично представлено на рис. L. В процессе взлета воздушного судна с помощью барометрического датчика регистрируется изменение атмосферного давления, что приводит к включению модулей связи и спутниковой навигации. С этого момента терминал выполняет функции мониторинга полетной траектории воздушного судна, заключающиеся в периодической передаче в центр обработки данных информации с датчика атмосферного давления и модуля ГНСС, позволяющего определять координаты объекта в системе WGS-84 с точностью 12-15 м, что вполне достаточно для целей позиционирования малых воздушных судов, исходя из их габаритных размеров.

судно с

Диспетчерский центр

О О -

СО 03

Центр обработки данных

:аг

Рис. 1. Схематичное изображение функционирования системы мониторинга полетной траектории малых воздушных судов

Для корректной работы системы необходимо задавать диапазон значений давления, характеризующего нахождение воздушного судна на земле, опираясь на данные ближайшей метеорологической станции и значения атмосферного давления, зарегистрированного при последней посадке. Кроме того, для данного воздушного судна также необходимо задать период передачи данных в центр обработки данных,

граничное значение атмосферного давления, регистрируемого барометрическим датчиком, переход через которое будет свидетельствовать о начале полета, и крейсерскую скорость воздушного судна, для чего необходима информация, представленная в табл. I.

Для организации бесперебойной передачи данных с терминалов, установленных па воздушных судах, в центр обработки данных терминалы оснащены модулями сотовой и спутниковой связи, среди которых сотовая передача данных является основной, а спутниковая - резервной и автоматически активируется при отсутствии сотовой связи.

Автоматическая регистрация аварийной посадки воздушного судна осуществляется центром обработки данных, основываясь на анализе сочетания данных барометрического датчика, модуля ГНСС, картографической информации о местности совершения полета и информации о местонахождении взлетно-посадочных полос и вертолетных площадок. В этом случае в диспетчерский центр отправляется тревожное сообщение о необходимости проведения поисково-спасательных работ. В свою очередь, диспетчерский центр уведомляет координационный центр об авиационном происшествии и направляет туда всю имеющуюся информацию о полете и воздушном судне (тип и модель воздушного судна, информация о владельце воздушного судна, навигационный трек воздушного судна в четырехмерных координатах с точностью до 12-15 м, скорость воздушного судна по данным ГНСС, а также данные об изменении давления во времени).

Заключение

Всеобщее внедрение системы мониторинга полетной траектории малых воздушных судов позволит обеспечить повышение безопасности полетов малой авиации с использованием спутниковых систем навигации и связи. Система мониторинга полетной траектории малых воздушных судов способствует повышению эффективности поиска воздушного судна, совершившего аварийную посадку, путем оперативного информирования координационного ueinpa о необходимости проведения поисково-спасательных работ и передачи координат воздушного судна с точностью до 12-15 м, что уменьшает район поиска и снижает временные заграты, повышая вероятность спасения экипажа и пассажиров. Система мониторинга полетной траектории малых воздушных судов отличается функционированием в автоматизированном режиме, при котором влияние человеческого фактора сводится к минимуму.

Наряду с рассмотренным социальным эффектом, применение системы мониторинга полетной траектории малых воздушных судов позволит собирать статистическую информацию о полетах малой авиации, что также повысит безопасность полетов малых воздушных судов. Кроме того, система мониторинга полетной траектории малых воздушных судов является перспективной в качестве автоматической идентификационной системы.

Работа финансируется в рамках целевой программы BR053363S3 А эрокоаuttческого комитета Министерства цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Республики Казахстан.

Литература

1. Легкая авиация 2020 // Казахстанская Ассоциация Малой Авиации URL: http://airkama.kz/legkaya-aviaciya-2020/ (дата обращения: 17,02.2020).

2. Сверхлегкая авиация 2020 // Казахстанская Ассоциация Малой Авиации URL: http://airkama.kz/sverxlegkaya-aviaciya-2020/ (дата обращения: 17.02.2020).

3. Яковлев Як-12 // Уголок неба URL: http://www.airwar.ru/enc/craft/yakl2.htiiil (дата обращения: 17.02.2020).

4. Як-I 8Т // ОКБ им. A.C. Яковлева URL: http://www.yak.ru/PROD/current_l St.php (дата обращения: 17.02.2020).

5. Майоров А.Г. Руководство по лётной эксплуатации самолёта Ан-2. М.: Воздушный транспорт, 1984. 95 с.

6. Мясншев M-10IT Гжель // Уголок неба URL: http://www.aLrwar.ru/enc/ia/mI01t.html (дата обращения: 17.02.2020).

7. Partenavia Р68В // Royal Aero Club URL: ht i ps : //w ww, roya laërwl ubwa.com.au/about-us/our-fl eei'pa nena v i a' (дата обращения: 17.02.2020}.

8. Cessna A188B-300 AGtruek 1973 specifications // Cessna Flyer Association URL: https://www.cessnaflyer.org/speciricalions-188.html (дата обращения: 17.02.2020).

9. Sila 450c // Aero-East-Europe URL: http://aeroeast.net/sila-450c.html (дата обращения: 17.02.2020).

10. Aero AT-3 // Уголок неба URL: http://www.airwar.ru/enc/la/at3.html (дата обращения: 17.02.2020).

Î1. Цикада // Серебряные крылья URL: https://silver-wings.su/nashi-samolyoty/cikada/ (дата обращения: 17,02.2020).

12. Eurocopter ВО-105 CBS-4 // GlobalAir.com URL: https://www.gl obalair.com/aircrafi-for-sale/Speci fications?specid=721 (дата обращения: 17.02.2020).

13. Дельталёт - МД50С // Производство России URL: https://productcenter.ru/products/20872/dieital-t-md50c (дата обращения: 17.02.2020).

14. Бадутта A.B. Современное состояние и перспективы развития международного рынка малой авиации // Российский внешнеэкономический вестник. 2014. № 5. С. 68-79. DOI: 10.24411 /2072-8735-2018-10299

15. Соболев Л.Б. Большая миссия малой авиации // Экономический анализ: теория и практика. 2016. Т. 15. № 3. С. 4-16.

16. Авиационные власти Казахстана обсудили вопросы по безопасности полетов малой авиации // Inbusiness URL: https://inbusiness.kz/ru/last/aviacionnye-vlasti-kazahstana-obsudili-voprosy-po-be/.opasnosti-poletov-maloj-aviacii (дата обращения: 18.02.2020).

17. Нацкомпания по душу малой авиации // Sputnik URL: hups: // ru. spin n i k n e w s. k z/econo m у/2 0180123/4360849/nac ko m pan i у a-po-dushu-maloj-aviacii.html (дата обращения: 18.02.2020).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

18. Правила по организации поисково-спасательного обеспечения полетов, утвержденные постановлением Правительства Республики Казахстан от 4 ноября 2011 гола N ¡296.

19. Корякин О. Как создавалась система опознавания "с во й-чужой" // Русское оружие URL: https://rg.ru/2015/04/02/parol-site.html (дата обращения: 19.02.2020).

20. Алешин А., Гапотченко О., Прокофьев В.. Солкин В. Система идентификации вместо системы опознавания // Воздушно-космическая оборона URL: http://www.vko.ru/koncepcii/sistema-ident i fikacii-vmesto-s i stemy-opoznavaniya (дата обращения: 19.02.2020).

21. ArifT. T. Acrospace Technologies Advancements. London: liiTech, 2010. 514 p. DOL 10.5772/117.

22. Zhang X.J., Zhang Q.S. Data fusion of ADS-SSR in air traffic management // Engineering. 2001. № 27. P. 24-27.

23. CNS/ATM resource guide. Canberra: Civil aviation Safety Authority, 2017. 131 p.

24. Detailed Cospas-Sarsat System Description // International Cospas-Sarsat Programme URL: https://cospas-sarsat.int/en/system-overview/detailcd-cospas-sarsat-system-description (дата обращения: 19.02,2020),

25. SARSAT System Overview // National Oceanic and Atmospheric Administration URL: https://www.sarsat.noaa.gov/sys-diag.html (дата обращения: 19.02.2020).

26. Emergency Beacons // National Oceanic and Atmospheric Administration URL: https://www.sarsat.noaa.gov/emerbciis.html (дата обращения: 19.02.2020).

27. Сведения о системе Коспас-Сарсат № 45. Монреаль: Секретариат Международной Программы Коспас-Сарсат, 2019. 12 с.

28. AOPA.RU // National Oceanic and Atmospheric Administration URL: И tips:/7aopa.ru/indcx.php? id=73 (дата обращения: 19.02.2020).

IMPROVING THE SAFETY OF SMALL AIRCRAFT IN KAZAKHSTAN

Altay Z. Aitmagambetov, AALR "Institute of space technique and technology", JSC "NCSRT", Almaty, Kazakhstan, altayzf@mail.ru Denis I. Yeryomin, AALR "Institute of space technique and technology", JSC "NCSRT", Almaty, Kazakhstan, denis.e@bk.ru Nurlan M. Saterov, AALR "Institute of space technique and technology", JSC "NCSRT", Almaty, Kazakhstan, saterov@mail.ru Dinara G. Zhaxygulova, AALR "Institute of space technique and technology", JSC "NCSRT", Almaty, Kazakhstan, zhaxygulova.d@istt.kz Rimma A. Kaliyeva, AALR "Institute of space technique and technology", JSC "NCSRT", Almaty, Kazakhstan, keshrim95@gmail.com

Abstract

The prospects for the development of small aircraft fleet in Kazakhstan determines the need to address the issue of improving the safety of small aircraft. The safety of aircraft flights is aimed to minimize human casualties, material damage, as well as financial, environmental and social consequences of aviation accidents. In order to rescue the crew and passengers of the stricken aircraft, search and rescue operations are organized and carried out in the proposed search and rescue area, which is established according to the data transferred from the stricken aircraft or by witnesses. The effectiveness of search and rescue operations depends primarily on the quick notification of the responsible authority about the stricken aircraft and the quality of navigation information transmitted to the responsible authority. In this regard, this paper considers the radio technical methods currently used to transmit a distress signal from an aircraft, the content of the information transmitted and the reasons why these systems are not always effective in the case of small aircraft. Examples of modern solutions in the field of disaster signal transmission in case of emergency (Cospas-Sarsat system and AOPA-tracker service) and some aspects of their application are also given. In order to improve the efficiency of search and rescue work, this article proposes a system of monitoring the flight path of small aircraft, designed to determine the fact of emergency landing of the aircraft and reduce the time spent on search and rescue work by timely reporting an aircraft accident to the responsible authority and transfer to it the information necessary to reduce the area of search.

Keywords: monitoring of flight trajectory, monitoring, small aircraft, global navigation satellite system, satellite communication, flight safety. References

1. Legkaya aviaciya 2020 [online]. Available at: http://airkama.kz/legkaya-aviaciya-2020/ (Accessed: 17 February 2020).

2. Sverxlegkaya aviaciya 2020 [online]. Available at: http://airkama.kz/sverxlegkaya-aviaciya-2020/ (Accessed: 17 February 2020).

3. Yakovlev Yak-12 [online]. Available at: http://www.airwar.ru/enc/craft/yakl2.html (Accessed: 17 February 2020).

4. Yak-l8T [online]. Available at: http://www.yak.ru/PROD/current_l8t.php (Accessed: 17 February 2020).

5. Mayorov, A.G. Rukovodstvo po lyotnoj e'kspluatacii samolyota An-2. Moscow: Vozdushnyj transport.

6. Myasishhev M-I0IT Gzhel' [online]. Available at: http://www.airwar.ru/enc/la/ml0lt.html (Accessed: 17 February 2020).

7. Partenavia P68B [online]. Available at: https://www.royalaeroclubwa.com.au/about-us/our-fleet/partenavia/ (Accessed: l7 February 2020).

8. Cessna Al88B-300 AGtruck l973 specifications [online]. Available at: https://www.cessnaflyer.org/specifications-l88.html (Accessed: l7 February 2020).

9. Sila 450c [online]. Available at: http://aeroeast.net/sila-450c.html (Accessed: l7 February 2020).

10. Aero AT-3 [online]. Available at: http://www.airwar.ru/enc/la/at3.html (Accessed: l7 February 2020).

11. Cikada [online]. Available at: https://silver-wings.su/nashi-samolyoty/cikada/ (Accessed: l7 February 2020).

12. Eurocopter B0-l05 CBS-4 [online]. Available at: https://www.globalair.com/aircraft-for-sale/Specifications?specid=72l (Accessed: l7 February 2020).

13. Del'talyot - MD50S [online]. Available at: https://productcenter.ru/products/20872/dieltal-t-md50c (Accessed: l7 February 2020).

14. Badulina, A.V. (20l4). 'Current state and development prospects of the global small aircraft market', Russian Foreign Economic Journal, 5, pp. 68-79. DOI: l0.244ll/2072-8735-20l8-l0299

15. Sobolev, L.B. (20l6). 'A high mission of general aviation', Economic Analysis: Theory and Practice, l5(3), pp. 4-l6.

16. Aviacionny'e vlasti Kazaxstana obsudili voprosy' po bezopasnosti polyotov maloj aviacii [online]. Available at: https://inbusiness.kz/ru/last/aviacionnye-vlasti-kazahstana-obsudili-voprosy-po-bezopasnosti-poletov-maloj-aviacii (Accessed: l8 February 2020).

17. Nackompaniya po dushu maloj aviacii [online]. Available at: https://ru.sputniknews.kz/economy/20l80l23/4360849/nackompaniya-po-dushu-maloj-aviacii.html (Accessed: l8 February 2020).

18. Pravila po organizacii poiskovo-spasatel'nogo obespecheniya polyotov, utverzhdenny'e postanovleniem Pravitel l stva Respubliki Kazaxstan ot 4 noyabrya 20ll goda N l296.

19. Koryakin O. Kak sozdavalas' Sistema opoznavaniya "svoj-chuzhoj" [online]. Available at: https://rg.ru/20l5/04/02/parol-site.html (Accessed: l9.02.2020).

20. Alyoshin A., Gapotchenko P., Prokoflev V., Solokin V. Sistema identifikacii vmesto sistemy' opoznavaniya [online]. Available at: http://www.vko.ru/kon-cepcii/sistema-identifikacii-vmesto-sistemy-opoznavaniya (Accessed: l9 February 2020).

21. Arif, T.T. Aerospace Technologies Advancements. London: InTech. DOI: l0.5772/ll7

22. Zhang, X.J., Zhang, Q.S. (200l). 'Data fusion of ADS-SSR in air traffic management', Engineering, 27, pp. 24-27.

23. CNS/ATM resource guide. Canberra: Civil aviation Safety Authority.

24. Detailed Cospas-Sarsat System Description [online]. Available at: https://cospas-sarsat.int/en/system-overview/detailed-cospas-sarsat-system-descrip-tion (Accessed: l9 February 2020).

25. SARSAT System Overview [online]. Available at: https://www.sarsat.noaa.gov/sys-diag.html (Accessed: l9 February 2020).

26. Emergency Beacons [online]. Available at: https://www.sarsat.noaa.gov/emerbcns.html (Accessed: l9 February 2020).

27. Cospas-Sarsat System Data No. 45. (20l9). Montreal: Secretariat of the International Cospas-Sarsat Programme.

28. AOPA.RU [online]. Available at: https://aopa.ru/index.php?id=73 (Accessed: l9 February 2020).

Information about authors:

Altay Z. Aitmagambetov, supervisor, AALR "Institute of space technique and technology", JSC "NCSRT", Almaty, Kazakhstan Denis I. Yeryomin, Deputy Development Director, AALR "Institute of space technique and technology", JSC "NCSRT", Almaty, Kazakhstan Nurlan M. Saterov, first deputy director, AALR "Institute of space technique and technology", JSC "NCSRT", Almaty, Kazakhstan Dinara G. Zhaxygulova, research fellow, AALR "Institute of space technique and technology", JSC "NCSRT", Almaty, Kazakhstan Rimma A. Kaliyeva, junior research fellow, AALR "Institute of space technique and technology", JSC "NCSRT", Almaty, Kazakhstan

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.