Научная статья на тему 'Определение местонахождения малых воздушных судов при авариях и катастрофах с использованием спутниковых систем'

Определение местонахождения малых воздушных судов при авариях и катастрофах с использованием спутниковых систем Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
280
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОНИТОРИНГ ПОЛЕТНОЙ ТРАЕКТОРИИ / МОНИТОРИНГ / МАЛОЕ ВОЗДУШНОЕ СУДНО / ГЛОБАЛЬНАЯ НАВИГАЦИОННАЯ СПУТНИКОВАЯ СИСТЕМА / СПУТНИКОВАЯ СВЯЗЬ / БЕЗОПАСНОСТЬ ПОЛЕТА / MONITORING OF FLIGHT TRAJECTORY / MONITORING / SMALL AIRCRAFT / GLOBAL NAVIGATION SATELLITE SYSTEM / SATELLITE COMMUNICATION / FLIGHT SAFETY

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы — Айтмагамбетов Алтай Зуфарович, Еремин Денис Иванович, Жаксыгулова Динара Галимжановна, Калиева Римма Абдыжапаровна

Необходимость мониторинга воздушных объектов возникла с момента появления самих воздушных объектов, и решались с использованием таких инструментов, как радиосвязь, радиопеленгация, радиолокация и других. С появлением глобальной спутниковой навигации началось массовое внедрение навигационного оборудования практически во все сферы военной и хозяйственной деятельности человека и в первую очередь на подвижные объекты (автомобили, воздушные суда, морские суда и т.д.). Это позволило экипажам воздушных судов с высокой точностью определять свои координаты в режиме реального времени при любых погодных условиях. Однако организация бесперебойной передачи данных на наземные диспетчерские пункты оставалась проблематичной. В связи с этим, системы мониторинга воздушных судов в первую очередь устанавливались на военные самолеты и самолеты гражданской авиации, а остальные категории и виды авиации оснащались только системами связи. Таким образом, в настоящее время в малой авиации существует проблема отсутствия навигационных устройств, позволяющих проводить мониторинг полета и обеспечивающих связь. В результате, при аварийной посадке воздушного судна малой авиации на поиск его местонахождения требуется большое количество времени и сил, что не позволяет оказать экстренную помощь пассажирам и экипажу судна. Указанную проблему способна решить разрабатываемая система определения местонахождения малых воздушных судов с использованием технологий глобальных навигационных спутниковых систем и мобильной спутниковой связи. Данная система включает устройства для регистрации местоположения наблюдаемого объекта, передачи данных посредством мобильной сотовой и спутниковой связи, обработки, хранения и отображения данных. Предлагаемая система, путем непрерывной регистрации и передачи данных о местоположении воздушного судна наземному диспетчерскому центру, способствует минимизации времени и сужению зоны поиска воздушного судна, совершившего аварийную посадку.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям , автор научной работы — Айтмагамбетов Алтай Зуфарович, Еремин Денис Иванович, Жаксыгулова Динара Галимжановна, Калиева Римма Абдыжапаровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Satellite-based location determination of small aircraft in case of accidents and disasters

From the moment the air/aero/aerial objects appeared the necessity of monitoring for them arose and were solved using different tools, such as radio communications, radio direction finding, radar and others. With the advent of global satellite navigation, the massive introduction of navigation equipment began in almost all areas of human activity and especially in mobile (moving) objects (cars, aircraft, ships, etc.). This allowed aircraft crews to accurately determine their coordinates in real time under any weather conditions. However, the organization of uninterrupted data transmission to ground control centers remained problematic. In this regard, aircraft monitoring systems were primarily installed on military and civil aircraft, while the other categories and types of aircraft were equipped only with communication systems. Thus, currently, there is the lack of navigation devices allowing flight monitoring and communication in small aviation. As a result, in case of emergency landing of small aircraft, it takes a lot of time and effort to find its location, therefore providing emergency assistance to passengers and crew is not possible. This problem can be solved by the system for determining the location of small aircraft using technologies of global navigation satellite systems and mobile satellite communications. This system includes devices for registering the location of the observed object, transmitting data via mobile cellular and satellite communications, processing, storage and displaying of data. The proposed system, by continuously recording and transmitting aircraft location data to the ground control center, helps minimize time and narrow the search area of the aircraft that made an emergency landing.

Текст научной работы на тему «Определение местонахождения малых воздушных судов при авариях и катастрофах с использованием спутниковых систем»

ОПРЕДЕЛЕНИЕ МЕСТОНАХОЖДЕНИЯ МАЛЫХ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ ПРИ АВАРИЯХ И КАТАСТРОФАХ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СПУТНИКОВЫХ СИСТЕМ

DOI 10.24411/2072-8735-2018-10299

Айтмагамбетов Алтай Зуфарович,

ДТОО "Институт космической техники и технологий", г. Алматы, Казахстан, altayzf@mail.ru

Еремин Денис Иванович,

ДТОО "Институт космической техники и технологий", г. Алматы, Казахстан, denis.e@bk.ru

Жаксыгулова Динара Галимжановна,

ДТОО "Институт космической техники и технологий", г. Алматы, Казахстан, zhaxygulova.d@istt.kz

Калиева Римма Абдыжапаровна,

ДТОО "Институт космической техники и технологий", г. Алматы, Казахстан, keshrim95@gmail.com

Ключевые слова: мониторинг полетной траектории, мониторинг, малое воздушное судно, глобальная навигационная спутниковая система, спутниковая связь, безопасность полета.

Необходимость мониторинга воздушных объектов возникла с момента появления самих воздушных объектов, и решались с использованием таких инструментов, как радиосвязь, радиопеленгация, радиолокация и других. С появлением глобальной спутниковой навигации началось массовое внедрение навигационного оборудования практически во все сферы военной и хозяйственной деятельности человека и в первую очередь на подвижные объекты (автомобили, воздушные суда, морские суда и т.д.). Это позволило экипажам воздушных судов с высокой точностью определять свои координаты в режиме реального времени при любых погодных условиях. Однако организация бесперебойной передачи данных на наземные диспетчерские пункты оставалась проблематичной. В связи с этим, системы мониторинга воздушных судов в первую очередь устанавливались на военные самолеты и самолеты гражданской авиации, а остальные категории и виды авиации оснащались только системами связи. Таким образом, в настоящее время в малой авиации существует проблема отсутствия навигационных устройств, позволяющих проводить мониторинг полета и обеспечивающих связь. В результате, при аварийной посадке воздушного судна малой авиации на поиск его местонахождения требуется большое количество времени и сил, что не позволяет оказать экстренную помощь пассажирам и экипажу судна.

Указанную проблему способна решить разрабатываемая система определения местонахождения малых воздушных судов с использованием технологий глобальных навигационных спутниковых систем и мобильной спутниковой связи. Данная система включает устройства для регистрации местоположения наблюдаемого объекта, передачи данных посредством мобильной сотовой и спутниковой связи, обработки, хранения и отображения данных. Предлагаемая система, путем непрерывной регистрации и передачи данных о местоположении воздушного судна наземному диспетчерскому центру, способствует минимизации времени и сужению зоны поиска воздушного судна, совершившего аварийную посадку.

Информация об авторах:

Айтмагамбетов Алтай Зуфарович, к.т.н., доцент, научный руководитель, ДТОО "Институт космической техники и технологий", г. Алматы, Казахстан

Еремин Денис Иванович, магистр, заместитель директора по развитию, ДТОО "Институт космической техники и технологий", г. Алматы, Казахстан

Жаксыгулова Динара Галимжановна, PhD-докторант, научный сотрудник, ДТОО "Институт космической техники и технологий", г. Алматы, Казахстан

Калиева Римма Абдыжапаровна, магистр, младший научный сотрудник, ДТОО "Институт космической техники и технологий", г. Алматы, Казахстан

Для цитирования:

Айтмагамбетов А.З., Еремин Д.И., Жаксыгулова Д.Г., Калиева Р.А. Определение местонахождения малых воздушных судов при авариях и катастрофах с использованием спутниковых систем // T-Comm: Телекоммуникации и транспорт. 2019. Том 13. №8. С. 36-41.

For citation:

Aitmagambetov A.Z., Yeryomin D.I., Zhaxygulova D.G., Kaliyeva R.A. (2019). Satellite-based location determination of small aircraft in case of accidents and disasters. T-Comm, vol. 13, no.8, pр. 36-41. (in Russian)

Y

Введение

Малая авиация является основой авиации общего назначения (АОН) п обеспечивает перевозку пассажиров и грузов, а также сельскохозяйственные, патрульные, санитарные, учебные и другие нужды населения и страны. Категория малых воздушных судов (ВС) включает легкие и сверхлегкие ВС, а также беспилотные летательные аппараты массой от 10 кг. К настоящему моменту численность ВС, относящихся к малой авиации составляет 89 % от общего числа ВС. При этом рынок малой авиации продолжает интенсивно расти [1, 2] и требует совершенствования системы безопасности, сверхточного контроля перемещения воздушных судов и исключения ошибок, основанных на недопонимании пилота и диспетчера.

По данным Межгосударственного авиационного комитета (МАК) в 2018 г. в гражданской авиации государств-участников межгосударственного Соглашения о гражданской авиации и об использовании воздушного пространства из 58 авиапроисшествий 35 произошло с участием малых ВС, в результате чего погибли 44 человека. Основными причинами данных происшествий являются человеческий фактор и неисправность техники | ] |.

Мри выполнении полетов ВС малой авиации на местности, удаленной от радаров настолько, что отслеживание их полета оказывается невозможным, в случае аварии или катастрофы поиск места аварийной посадки ВС представляет собой сложную задачу, выполнение которой требует значительных временных и финансовых затрат, что приводит к снижению вероятности спасения жизни людей.

Значительно сократить время и сузить зоны поиска ВС, совершившего аварийную посадку, можно путем обеспечения непрерывного информирования наземных диспетчерских пунктов навигационной информацией о полете, в том числе данные о траектории и параметрах полета. В современных системах управления полетом в целях навигации используются приборы СР8/Глонасс, которые дают знать координаты ВС только экипажу без передачи данных наземным диспетчерским пунктам. Бесперебойная передача достоверных навигационных данных с глобальной навигационной спутниковой системы (Г'НСС) в режиме реального времени може г быть организована с использованием новейших достижений в области передачи сигналов через ннзкоорбн-тальные мобильные спутниковые системы связи [1,2].

В связи с этим, создание системы мониторинга полетной траектории малых воздушных судов с использованием ГПСС и низкоорбитальных спутниковых систем связи является актуальной задачей.

Литературный обзор

Определение местонахождения и параметров (скорость, ускорение и направление перемещения) движения воздушного судна (ВС) в пространстве - одна из основных задач навигации. С целью наземного определения местоположения и параметров движения ВС могут быть применены геотехнические, астрономические, радиотехнические и светотехнические средства навигации [3]. Наиболее распространенными являются радиотехнические средства навигации, основанные на излучении и приеме радиоволн бортовыми и наземными радиотехническими устройствами и измерении

параметров радиосигнала, несущего Навигационную информацию. Основной системой радиотехнических средств навигации является радионавигационная система (РНС). Классификация РНС представлена на рис. 1 [3].

дальняя навигация

| по назначению ближняя навигация

система посадки

система управления движением ВС

по методу определения положения угломерные

1 разиостне-далы-омер^.е 1

угда мер н<з -да л ь НО м ерл ые

фазовые

по методу измерения радионавигационных параметров импульсные

и м пу л ь сн о- фа зо в ы.е.

^ амплитудные

а м п лйтудн о-фазовые

амплитудно-временные

частотно-фазовые

В настоящее время наблюдение за полетом ВС осуществляется с использованием следующих систем [3j:

ралиосистемы ближней навигации и посадки (VOR/DME - VHF Omni-directional Radio Range/ Distance Measuring Equipment и ILS - instrument landing system); радиосистемы дальней навигации; спутниковые радионавигационные системы (система с технологией автоматического зависимого наблюдения-вещания АЗН-В - Automatic dépendent surveiUance-broadcast ADS-B).

Применяемые радиосистемы ближней навигации представляют собой комплексные системы радионавигации, включающие бортовое оборудование и наземные всенаправ-ленные азимугально-дальномерные радиомаяки и поеадоч-но-радиомаячные группы. Принцип действия данных систем основан на определении дальности и азимута наблюдаемого объекта по отношению к наземному радиомаяку (РМ).

Система позволяет определять координаты ВС не только на борту, но и в наземном пункте. Для наземного определения дальности R и азимута 6 воздушного судна относительно радиомаяка (рис. 2) передатчик наземного маяка посылает зондирующие импульсы, которые ретранслирует бортовое оборудование ВС, а затем принимает наземное оборудование, Дальность R ВС от данного радиомаяка рассчитывается исходя из измеренного времени задержки ответного сигнала по сравнению с запросным сигналом. Определение азимута 0 происходит по угловому положению диаграммы направленности в момент прихода ответного сигнала [ 11.

Рис. 1. Классификация РНС

Радиосистемы ближней навигации позволяют решать следующие задачи:

непрерывное определение местоположения ВС как на борту, так и на земле;

- выполнение полета по заданному маршруту; вывод самолета в любую заданную точку независимо от условий видимости с указанием момента подхода к точке и момента ее пролета;

- осуществление контролируемою пробивания облачности и захода на посадку;

- наблюдение с земли по индикатору кругового обзора (ИКО) за самолетами, определение их координат и опознавание самолетов, если они оборудованы самолетной аппаратурой системы опознавания.

Радиотехническая система в ближней навигации работает на ультракоротких волнах, поэтому обмен сигналами между самолетом и наземным маяком возможен лишь на дальностях прямой видимости, которая в основном зависит от высоты полета, например, при высоте полета 10 км дальность действия составляет до 380 км. В горной местности и при наличии препятствий на пути распространения ультра коротких волн дальность действия системы уменьшается.

Наиболее распространенной радионавигационной системой захода на посадку является курсо-глиссадная система. Данная система состоит из курс о во го и ГЛИССаднОГО радиомаяков, образующих ноеадочно-радиомаячную группу и излучающих радиосигналы в пространство. Курсовой и глиссадпый радиомаяки устанавливаются в непосредственной близости к взлетно-посадочной полосе (В) III), Прием и обработка сигналов маяков бортовым оборудованием обеспечивает наведение самолета в горизонтальной плоскости (по курсу) и вертикальной плоскости (по глиссаде). Схематичное изображение процесса посадки самолета по курео-глиссадиой системе показано на рис. 3 |2].

11я| рпллик 1 тга.чи I

П.ъкккть кгрсо

/ /"

/ Rtin J__ f / : Угти В.МП |ЧК|||П

1 |ДРГ«РСТЬ тшлн ,

Рис, 3. Схема посадки самолета по курсо-пшссадной системе

Импульсно-фазовые и фазовые радиосистемы дальней навигации получили широкое распространение, так как позволяют объектам определять свои координаты, когда они не находятся в зоне прямой видимости радиомаяков. Данные системы используют сверхдлинные волны, для которых наблюдается слабая зависимость затухания напряженности ноля от расстояния, что позволяет обеспечить дальность действия системы более 900 км [8].

Основой радиосистем дальней навигации являются опорные станции с известными координатами, которые только посылают навигационные сигналы.

В свою очередь, бортовое оборудование ВС принимает и обрабатывает сигналы.

Дня определения координат ВС применяется разностно-дальномерный метод, основанный на построении линий равных разностных расстояний. Принцип разностно-дальномерной) метода заключается в измерении с помощью приемовндикатора временной разности между приходом сигналов от пары станций. Эта разность определяет линию положения воздушного судна в виде гиперболы. Для определения точных координат ВС необходимо минимум две пары станций [9].

Радиотехнические системы дальней навигации решают следующие задачи:

- определение местоположения ВС с помошыо специальных карт с гиперболической сеткой;

— определение навигационных элементов полета;

— ретрансляция сигналов для передачи координат самолетов, терпящих бедствие, и при поиске экипажей, совершивших вынужденное приземление.

Наиболее совершенными являются спутниковые радионавигационные системы. Система с технологией АЗН-В позволяет наблюдать за движением ВС и получать параметры движения ВС, как на боргу ВС, гак и на наземных пунктах. Данная система характеризуется наиболее высокой точностью определения навигационных параметров ВС среди всех известных систем. В основе АЗН-В лежит система глобального позиционирования GPS или система инерцнальной навигации для определения точных координат воздушного судна в пространстве [2].

Воздушные суда, оборудованные системой с технологией АЗН-В, также способны передавать такую информацию, как курс, высота, горизонтальная и вертикальная скорость, другим ВС, а также наземным пунктам, находящимся на расстоянии до 440 км.

При использовании системы с технологией АЗН-В на экранах радиолокационной станции движения воздушных судов и на борту ВС отображается точная карта расположения ВС.

Система с технологией АЗП-В (ADS-B) состоит из следующих компонентов (рис. 4):

- передающую подсистему, которая выполняет функции формирования и передачи донесений па отправляющем воздушном судне/транспортном средстве/препятствии;

— радиовещательный режим линии передачи данных;

- приемную подсистему, которая включает функции приема и сборки донесений па принимающем воздушном судне/транспортном средстве или в принимающей наземной системе.

Система ADS-B

Передатчик

> Источники навигационных данных:

> Данные о измерении.

■ Барометрическая высота:

• Другие выходные данные

радиовещательный режим линии передачи данных

Приемник

Обработка данных

Рис, 4. Компоненты системы с технологией A3H-I3

В процессе работы системы с технологией АЗН-В ВС определяет свое местоположение по системе ГНСС, затем передатчик, установленный на ВС, передает данные посредством радиосигнала. Радиосигнал принимается приемниками, установленными на других самолетах и наземных пунктах, где происходит обработка полученной информации. Основными достоинствами средств радионавигации являются их способность работать практически в любых метеорологических условиях днем и ночью, производить измерения с высокой точностью и определять абсолютные координаты ВС и путевую скорость полета.

Однако радиотехнические средства подвержены естественным и организованным помехам, ограничены в дальности действия, точность их измерений снижается по мере удаления ВС от наземной подсистемы и радиолокационного ориентира. В связи с этим, применением радиотехнических средств навигации невозможно обеспечить беспрерывный мониторинг при полете н определение местонахождения при авариях и катастрофах малых воздушных судов.

Система мониторинга полетной траектории

малых воздушных судов

Разрабатываемая система мониторинга полетной траектории малых воздушных судов представляет собой автоматизированную систему, выполняющую сбор телеметрических н навигационных данных, передачу данных с использованием мобильной сотовой или спутниковой систем связи, прием, обработку, архивирование данных и выдачу информации пользователям системы.

Система содержит три основных компонента — терминал, центр обработки данных (ЦОД) и диспетчерский центр (ДЦ). Основными компонентами терминала являются навигационный модуль, модули связи, барометрический датчик и датчики состояния терминала. Терминал устанавливается на борт ВС и обеспечивает регистрацию входной информации (телеметрических и навигационных данных) о состоянии наблюдаемых ВС и передачу данных посредством мобильной сотовой или спутниковой связи в центр обработки данных. ЦОД обеспечивает автоматический, непрерывный и параллельный во времени прием данных от всех зарегистрированных терминалов, обработку и архивирование данных, и предоставление обработанных данных в ДЦ. В диспетчерском центре отображаются данные о местоположении и другие параметры ВС, с помощью которых упрощаются идентификация ВС и поисковые работы в случае чрезвычайной ситуации.

Алгоритм функционирования системы мониторинга

полетной траектории малых воздушных судов

Алгоритм функционирования системы мониторинга полетной траектории малых воздушных судов представлен в виде UML (Unified Modeling Language) диаграммы деятельности (рис. 5),

Датчики состояния терминала (датчик контроля целостности терминала и датчик контроля троса) и барометрический датчик терминала всегда находятся во включенном состоянии. При поднятии воздушного судна па высоту барометрический датчик регистрирует изменение атмосферного давления п происходит включение модулей терминала.

Далее формируются основные телеметрические и навигационные данные: измерение атмосферного давления, определение местоположения ВС, времени и даты, уровня заряда аккумулятора, регистрация данных с датчиков контроля целостности терминала. Полученные данные сохраняются на карте памяти терминала.

Териинап

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

i

Регистрация барометрическим датчиком фвгга поднятия ВС на высоту |

Включение датчиков состояния терминала и всех модулей

Измерение атмосферного давления, определение местоположения ВС, времени, уровня заряда аккумулятора н регистрация данных о состоянии терминала

G

Сохранение данных на «арте памят и

(^Натчне GSM соедине^я^

[ Передача данных в ЦОД по сотовой с

Центр обработки данных

3 С

Передача данных в ЦОД По спуттнэвой cbjuh ]

-Ц^Прием дашьп^Е-

Контроль качества данных

Обработка длины*

^^^ещтатная ситуащиГ^^)

X

<1 Уведомление ответственен лиц

Диспетчерский центр

Отображение данных

Архивирование данных

I

Рис, 5. Диаграмма деятельности системы мониторинга полетной траектории малых воздушных судов

Во время сеанса связи, который происходит с заданным периодом, накопленный пакет данных, передается в центр обработки данных преимущественно посредством мобильной сотовой связи GSM, а в случае ее отсутствия - по мобильной спутниковой связи Iridium. Диспетчер системы мониторинга полетной траектории воздушных судов может изменить частоту передачи данных во время сеанса связи с терминалом.

Центр обработки данных принимает данные с терминала, производит контроль целостности данных с помощью циклического избыточного кода (CRC - Cyclic redundancy check) в целях выявления ошибочных данных и их обработку. При обработке данных устанавливается санкционирован н ость полета и анализ на наличие нештатной ситуации. В случаях наблюдения неразрешенного полета или обнаружения нештатной ситуации, например, падение ВС (резкое повышение давления, регистрируемое барометрическим

датчиком), нарушение целостности терминала, отсутствие сигнала от терминала, и других, системой предусмотрено уведомление о ситуации ответственных лиц, а также системного сообщения дежурному диспетчеру.

Вся собранная информация, в том числе об отправленных тревожных уведомлениях, архивируется в ЦОД и параллельно отображается в диспетчерском центре в виде карты местоположения терминалов, графиков показаний датчиков мониторинга и информации о ВС (регистрационный номер, модель, владелец, эксплуатант, налет часов, последнее техническое обслуживание).

Вывод

Реализация предлагаемой системы мониторинга полетной траектории малых воздушных судов позволит непрерывно наблюдать за траекторией и параметрами полета малых воздушных судов, удаленно идентифицировать зарегистрированные воздушные объекты и собирать статистическую информацию об их полетах, В результате повысится уровень безопасности полетов малых воздушных судов.

Применение системы также имеет важное социальное значение, гак как в случае аварии или катастрофы система Позволит минимизировать время обнаружения места аварийной посадки (катастрофы) ВС и уменьшить зону поиска ВС, что повысит вероятность спасения людей.

Кроме того, благодаря применению системы можно будет осуществлять технический контроль за парком малой авиации, выявлять факты несанкционированных полетов воздушных судов, контролировать деятельность государственных и частных владельцев воздушных судов малой авиации,

Литература

1. Бадулина A.B. Современное состояние н перспективы развития международного рынка малой авиации // Российский внешнеэкономический вестник. 2014. № 5. С. 68-79.

2. Соболев Л. Б. Большая миссия малой авиации // Экономический анализ: теория и практика. 2016. Т. 15, № 3. С. 4-16.

3. Отчеты о состоянии безопасности полетов // Межгосударственный авиационный комитет (МАК) URL: hups://mak-iac.org/rassledovaniya/bezopasnost-poietov/ (дата обращения: 14.08,2019).

4. Кацура A.B., Акзигитов А.Р., Андронов A.C. Разработка бортового устройства спутникового мониторинга воздушных судов // Вестник СибГАУ. 2016. Т. 17,№ 1.С. 125-130.

5. Кирпичей И.Г.. Пвтрое Д.В, Перспективы развития средств информатизации и мониторинга процессов сопровождения технической эксплуатации авиационной техники в задачах государственного контроля летной годности воздушных судов гражданской авиации // Научный вестник МГТУ ГА. 2012. № 175. С. 13-17,

6. Сирийский Ю.И.. Алешков И.И. Аэронавигация: учебное пособие. СПб: СПбГУГА, 2010. Ч. 1. 302 с.

7. Гамиишев P.A.. Карцан H.H. Радионавигационные системы и их классификация // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. 201 LT. 1, № 7. С. 293-295.

8. Локально-глобальные навигационно-информационная радиотехническая система / В.И. Бабу ров, А. Г. Герчиков, А. И. Козлов, В.К. Орлов, Е.Е. Нечаев, 10.Г. Шатраков // Научный вестник МГТУ ГА. 2012. № 180. С. 123-128.

9. Радионавигационные системы: Учебное пособие / A.B. Баженов [и др.]; под ред. A.B. Баженова. Ставрополь: С'ВВАИУ(ВИ), 2007, 202 с.

10. Скрыпник О.Н. Радионавигационные системы воздушных судов: Учебник. М: ИНФРА-М, 2014. 346 с.

П. Система Автоматического Зависимого Наблюдения в Режиме Радиовещания (ADS-B) для ведения наблюдения ВОЗДУХ -ЗЕМЛЯ // ADS В RA DAR URL: imp ://a d s b radar. m/A N - Co n f J I -WP/127 (дата обращения: 16.08.2019),

SATELLITE-BASED LOCATION DETERMINATION OF SMALL AIRCRAFT IN CASE OF ACCIDENTS AND DISASTERS

Altay Z. Aitmagambetov, AALR "Institute of space technique and technology", Almaty, Kazakhstan, altayzf@mail.ru Denis I. Yeryomin, AALR "Institute of space technique and technology", Almaty, Kazakhstan, denis.e@bk.ru Dinara G. Zhaxygulova, AALR "Institute of space technique and technology", Almaty, Kazakhstan, zhaxygulova.d@istt.kz Rimma A. Kaliyeva, AALR "Institute of space technique and technology", Almaty, Kazakhstan, keshrim95@gmail.com

Abstract

From the moment the air/aero/aerial objects appeared the necessity of monitoring for them arose and were solved using different tools, such as radio communications, radio direction finding, radar and others. With the advent of global satellite navigation, the massive introduction of navigation equipment began in almost all areas of human activity and especially in mobile (moving) objects (cars, aircraft, ships, etc.). This allowed aircraft crews to accurately determine their coordinates in real time under any weather conditions. However, the organization of uninterrupted data transmission to ground control centers remained problematic. In this regard, aircraft monitoring systems were primarily installed on military and civil aircraft, while the other categories and types of aircraft were equipped only with communication systems. Thus, currently, there is the lack of navigation devices allowing flight monitoring and communication in small aviation. As a result, in case of emergency landing of small aircraft, it takes a lot of time and effort to find its location, therefore providing emergency assistance to passengers and crew is not possible. This problem can be solved by the system for determining the location of small aircraft using technologies of global navigation satellite systems and mobile satellite communications. This system includes devices for registering the location of the observed object, transmitting data via mobile cellular and satellite communications, processing, storage and displaying of data. The proposed system, by continuously recording and transmitting aircraft location data to the ground control center, helps minimize time and narrow the search area of the aircraft that made an emergency landing.

Keywords: monitoring of flight trajectory, monitoring, small aircraft, global navigation satellite system, satellite communication, flight safety. References

1. Badulina, A.V. (2014). 'Current state and development prospects of the global small aircraft market', Russian Foreign Economic Journal, 5, pp. 68-79.

2. Sobolev, L.B. (2016). 'A high mission of general aviation', Economic Analysis: Theory and Practice, 15(3), pp. 4-16.

3. Safety status reports [online]. Available at: https://mak-iac.org/rassledovaniya/bezopasnost-poletov/ (Accessed: 14 August 2019).

4. Katsura, A.V., Akzigitov, A.R., Andronov, A.S. (2016). 'Razrabotka bortovogo ustroystva sputnikovogo monitoring vozdushnyh sudov', Vestnik SibGAU, 17 (1), pp. 125-130.

5. Kirpichev, I.G., Petrov, D.V. (2012). 'Advanced development of software for monitoring of processes of aircraft maintenance in application to solving tasks of the government supervision over civil aircraft airworthiness', Civil Aviation High TECHNOLOGIES, 175, pp. 13-17.

6. Saraisky, Yu.N., Aleshkov, I.I. (2010) Aeronavigatsiya. Saint-Petesburg: SPBGUGA.

7. Gamiashev, R.A., Kratsan, I.N. (2011). 'Radionavigatsionnyye sistemy i ih klassifikatsiya', Aktualnye problem aviatsii I kosmonavtiki, 1(7), pp. 293-295.

8. Baburov, V.I., et al. (2012). 'Local global radio systems of navigation and information', Civil Aviation High TECHNOLOGIES, 180, pp. 123-128.

9. Bazhenov, A.V., et al. (2007). Radionavigatsionnyye sistemy. Stavropol: SVVAIU(VI).

10. Skrypnik, O.N. Radionavigatsionnyye sistemy vozdushnykh sudov. Moscow: INFRA-M.

1 1. Sistema Avtomaticheskogo Zavisimogo Nablyudeniya v Rezhime Radioveshchaniya (ADS-B) dlya vedeniya nablyudeniya VOZDUKH - ZEMLYA [online]. Available at: http://adsbradar.ru/AN-Conf_ll-WP/l27/ (Accessed: 16 August 2019).

Information about authors:

Altay Z. Aitmagambetov, supervisor, AALR "Institute of space technique and technology", Almaty, Kazakhstan Denis I. Yeryomin, Deputy Development Director, AALR "Institute of space technique and technology", Almaty, Kazakhstan Dinara G. Zhaxygulova, research fellow, AALR "Institute of space technique and technology", Almaty, Kazakhstan Rimma A. Kaliyeva, junior research fellow, AALR "Institute of space technique and technology", Almaty, Kazakhstan

7ТЛ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.