Научная статья на тему 'Системообразующие факторы в развитии регионального социально-экономического комплекса'

Системообразующие факторы в развитии регионального социально-экономического комплекса Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
1203
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМООБРАЗУЮЩИЙ ФАКТОР / РЕГИОНАЛЬНЫЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС / СОСТАВ ЭЛЕМЕНТОВ КОМПЛЕКСА / ЕДИНСТВО И ЦЕЛОСТНОСТЬ / ИНТЕГРАТИВНОСТЬ И ИЕРАРХИЧНОСТЬ / КОНТРОЛИРУЕМОСТЬ / НАБЛЮДАЕМОСТЬ / ЭЛЕМЕНТ РЕГИОНАЛЬНОГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Никулина И.Е., Хоменко И.В.

Описано формирование и развитие регионального социально-экономического комплекса и факторов, влияющих на указанный комплекс. Все элементы, входящие в региональный социально-экономический комплекс, представлены схематично. Данные структурные элементы можно рассматривать как системы, которые взаимоувязаны и обусловлены целями развития региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Системообразующие факторы в развитии регионального социально-экономического комплекса»

20 (113) - 2009

Стратегия развития региона

СИСТЕМООБРАЗУЮЩИЕ ФАКТОРЫ В РАЗВИТИИ РЕГИОНАЛЬНОГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА

И.Е. НИКУЛИНА, доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой менеджмента Томский политехнический университет

И.В. ХОМЕНКО, кандидат экономических наук, директор Агентства развития Томской области

Описано формирование и развитие регионального социально-экономического комплекса и факторов, влияющих на указанный комплекс. Все элементы, входящие в региональный социально-экономический комплекс, представлены схематично. Данные структурные элементы можно рассматривать как системы, которые взаимоувязаны и обусловлены целями развития региона.

Ключевые слова: системообразующие факторы; региональный социально-экономический комплекс; состав элементов комплекса; единство и целостность, интегративность и иерархичность, контролируемость и наблюдаемость элементов регионального социально-экономического комплекса.

Регион — часть территории государства, на которой развивается сложный комплекс социально-экономических взаимоотношений между хозяйствующими субъектами, населением и органами власти.

Основой формирования региональной структуры Российской Федерации являются следующие факторы:

1) наличие многообразных этнических групп, проживающих на территории РФ;

2) историко-культурные и природно-климатические различия территорий;

3) сложившаяся производственно-хозяйственная специализация субъектов экономики отдельных территорий.

Различия в уровне социально-экономического положения отдельных территорий Российской

Федерации в силу действия названных факторов делают сложным и неэффективным процесс управления субъектами социально-экономических отношений огромной территории из центра и требуют формирования рациональной региональной структуры государства.

Регионы, по мере развития общественных отношений, аккумулируют все больше функций и финансовых ресурсов, ранее принадлежавших «центру». Таким образом, регион является не только пространственной субстанцией общества, но и становится материальной основой формирования новых экономических отношений, формирует сферу жизнедеятельности населения, обеспечивая тем самым возможность реализации потенциала развития личности [2].

Принципиально важным для идентификации региона является объединение его территориальной сущности с функционально-экономической, которое основывается на признании «... особой промежуточной, или посреднической, функциональной роли региона в качестве управленческого звена, способного оптимально сбалансировать функциональные (вертикальные) и территориальные (горизонтальные) связи общественной системы» [5]. Указанная сущность раскрывается через понятие «региональный социально-экономический комплекс (РСЭК)» — сложное территориальное соединение социально-экономических структур,

характеризующееся общностью энергоинформационного и ресурсного обменов, производительных, транспортных, демографических и других социально-экономических связей, и обладающее единством инфрастуктуры региональных рынков. Детализированное понятие «РСЭК» необходимо рассматривать через:

а) характер формирования и функционирование комплекса;

б) состав элементов и природу их структурных взаимосвязей;

в) выполняемую им функцию в региональном социально-экономическом развитии.

Региональная экономика, являясь подсистемой национальной экономики, обладает ее отдельными свойствами, что характерно для децентрализации и федерализации субъектов экономических отношений.

Региональный социально-экономический комплекс, включающий совокупность экономических ресурсов и экономических субъектов, сосредоточенных на конкретной территории, взаимосвязанных и взаимодействующих между собой в процессах производства, распределения, обмена и потребления продуктов, обладает рядом общесистемных свойств. При развитии региона данные свойства помогают интегрироваться различным компонентам РСЭК. К таким свойствам можно отнести следующие.

Единство и целостность проявляются в том, что изменение структуры, связей и поведения любого компонента системы оказывает воздействие на все другие экономические субъекты и изменяет систему в целом, и, наоборот, любое изменение региональной экономики вызывает преобразование структуры, связей и поведения ее подсистем соответственно свойствам РСЭК. Единство и целостность РСЭК обеспечиваются как внутрирегиональными связями компонентов на всех уровнях, так и управляющей подсистемой, которая, учитывая наличие противоречивых потребностей и интересов экономических субъектов, превращает в единую целостность разрозненные компоненты и элементы региональной экономики. Нижней границей целостности РСЭК является его самодостаточность, проявляющаяся в свойствах независимости исполнения своих внутренних функций от внешних воздействий, за исключением подсистемы региональных органов государственной власти, которая является ответственной за взаимодействие с национальной экономикой.

Каркасом целостности РСЭК является его структурный центр, в котором сходятся все внут-

рисистемные взаимосвязи, т. е. субъекты власти и подчинения. Такие взаимосвязи всегда носят двустороннюю направленность: не только структурный центр определяет судьбу пространственных элементов регионального социально-экономического комплекса, но и, наоборот, его элементы сами создают центр, которому подчиняются. Примером такого центра может быть орган управления программным развитием региона.

Характеризуя целостность РСЭК, необходимо подчеркнуть, что, какова бы ни была природа его структурных компонентов (отдельных подсистем), они объединены глобальными целями развития региона.

Интегративность РСЭК представляет собой обладание свойствами, отсутствующими у его компонентов. Все подсистемы РСЭК как его элементы, имея различные характеристики на своем подуровне, объединяясь в единое целое — систему, образуют новые качественные свойства на более высоком уровне, отвечая тем самым принципу интегративности. «Несводимость системы к сумме ее элементов касается именно взаимосвязей между элементами, т. е. структуры, которая и придает системе новое в сравнении с исходными элементами функциональное качество» [4]. Именно структура обусловливает состояние объекта системы, ход его трансформации, возможные будущие состояния и обеспечивает:

• функционирование системы как целого;

• определенное взаимодействие между составными частями системы;

• устойчивость системы, связанную с сохранением основных ее свойств при различных внешних и внутренних изменениях. Иерархичность РСЭК означает, что он включен

подсистемой в систему более высокого порядка — национальную социально-экономическую систему общественных отношений, которая также в свою очередь является подсистемой системы еще более высокого порядка — мировой социально-экономической системы общественных отношений (рис. 1). Закономерная замкнутость иерархических систем обеспечивает соподчиненность предыдущего уровня иерархии (регионального) и служит своеобразной подоболочкой новой, более сложной, иерархической системы (национальной) и т. д. При этом следует учитывать, что социально-экономическая сфера является частью жизни общества, призванной обеспечить функциональную реализацию других сфер, порождаемых растущими потребностями этого общества.

Рис. 1. Регион как иерархическая система

К специфическим свойствам, объясняемым кооперативным эффектом регионального социально-экономического комплекса, могут быть отнесены следующие

Контролируемость и наблюдаемость компонентов РСЭК проявляется через всякое поступление информации из среды в систему управления деятельностью (вход) РСЭК и движение информации из системы в среду (выход). Материальные и энергетические потоки, входящие в систему и выходящие из нее, подвержены управлению через процесс анализа, планирования и контроля данных потоков на определенном отрезке времени развития региона.

Каждый элемент РСЭК, в свою очередь, являясь подсистемой управления развитием региона, обладает идентифицируемостью (отделением одной части системы от другой), может рассматриваться отдельно и быть основой для целого ряда научных исследований, а также обладать собственным поведением и состоянием, отличным от общей системы. Это происходит в силу сложности подсистем и их состояния, неодинаковой значимости и влияния на экономику региона, что характеризует множественность или полиструктурность (разнообразие) элементов РСЭК.

Целью объединения социально-экономических структур на уровне региона и формирования РСЭК является создание благоприятных условий для их устойчивого развития в рамках системы. Устойчивость — фундаментальное качество систем, отличающих их от «несистем», означающее способность системы к сохранению своей струк-

туры, к ее развитию в связи с изменением среды, к воспроизводству своих основных свойств, сохраняя целостность. Любая система стремится к равновесию, движению к наименьшему сопротивлению, пытаясь нейтрализовать внешнее воздействие. Устойчивость системы способствует надежности ее подсистем, зависит от структурных взаимосвязей между ними: правовых, финансовых, управленческих, ресурсных, программных и иных. Исходя из этой посылки общей теории систем, следует отметить, что, несмотря на общую тенденцию глобализации, региональная социально-экономическая система остается менее интегрированной, чем другие экономические структуры региона (финансово-промышленные группы, концерны, объединения и т. п.), а, следовательно, она более восприимчива к бифуркациям. По структурной устойчивости РСЭК можно отнести к «четочной» системе, той, которая в отличие от «слитной» имеет большую поверхность соприкосновения с окружающей региональной средой, так как охватывает в осуществлении своих функций все рынки региона1 [1, с. 242-248].

Программно-целевое социально-экономическое развитие региона под воздействием экзогенной среды способствует процессу интеграции элементов, а активная социально-экономическая деятельность в регионе является элементом сохранения системы. «Для сохранения в изменяющейся. среде недостаточно простого обменного равновесия. Единственное, что может давать относительную гарантию сохранения, - это перевес ассимиляции: тогда новые неблагоприятные воздействия встречают не прежнее, а увеличенное сопротивление.. Иными словами, динамическим элементом сохранения комплекса является возрастание его активностей за счет среды» [1, с. 199-201].

Состав элементов РСЭК и природу их структурных взаимосвязей можно показать с помощью схемы (рис. 2). Элементами РСЭК являются не столько территориальные образования (административно-территориальные образования, муниципальные образования, ведомственные округа), сколько социально-экономические структуры, объединенные в подсистемы по функциональному признаку.

1 А. А. Богданов в системной методологии подразделял с точки зрения области соприкосновения системы со средой организационные структуры на «слитные» и «четочные» (от слова «четки»). Слитные — имеют меньшую поверхность соприкосновения с окружающей средой и соответственно меньшую концентрацию сопротивления на единицу приграничной области; в свою очередь четочные организации структуры системы — наоборот.

Взаимосвязи подобных подсистем с известной долей условности можно подразделять на вертикальные и горизонтальные. Вертикальные связи строятся на соподчиненности и иерархии, горизонтальные связи присущи однопорядковым территориальным экономическим структурам. Можно рассматривать РСЭК как некоторый структуризованный объект, в который через входы из внешней среды в определенные моменты времени поступают вещество, энергия и информация, а в другие моменты времени результаты процессов их преобразования поступают во внешнюю среду через выходы.

Самоорганизация2 элементов регионального социально-экономического комплекса возникает из кооперации не только субъектов низшего уровня друг с другом, но и с экономическими институтами, а также кооперации институтов между собой. Самоорганизация способствует установлению и усилению взаимосвязей компонентов комплекса, что приводит к упорядочиванию внутренней структуры РСЭК, а также является необходимым условием регионального развития. При этом отметим, что подсистемы региональной экономики имеют нечеткие границы: один и тот же экономический субъект может одновременно принимать участие в различных процессах самоорганизации экономики, может быть элементом самоорганизующейся системы и окружающей среды одновременно.

Свойство синергизма РСЭК способствует возрастанию степени упорядоченности структуры и уменьшения энтропии и проявляется в результате согласованного поведения элементов регионального комплекса.

Стохастичность РСЭК выражается в том, что он является системой, состояние и поведение которой не поддаются точному и детальному прогнозу.

Приведенные свойства характеризуют принципиальную теоретическую модель управления РСЭК в самом общем виде, которая должна удовлетворять всем формальным признакам или свойствам любой системы управления, в полной мере соотносится с теоретическими положениями менеджмента. Однако для этого необходимо:

2 Под самоорганизацией понимается процесс установления в системе порядка, происходящий исключительно за счет кооперативного действия и интеграции ее компонентов и в соответствии с предыдущей историей, приводящий к изменению ее пространственной, временной или функциональной структуры. Фактически самоорганизация представляет собой установление организованности, порядка за счет согласованного взаимодействия компонентов внутри системы при отсутствии упорядочивающих воздействий со стороны среды [3].

1) учесть территориальную специфику управляемого объекта РСЭК;

2) признать более открытый характер управляемого РСЭК по сравнению с его структурными единицами;

3) определить принципы косвенного, опосредованного управленческого воздействия на управляемый объект;

4) верно учитывать и трансформировать обратную связь, реагируя на разную степень восприятия управленческого воздействия;

5) создать независимую организацию по накоплению банка данных и выработке общих управленческих рекомендаций (решений) для регионального энергоресурсообмена;

6) создать систему мониторинга и контроллинга социально-экономического развития в регионе;

7) помнить, что управленческое воздействие на РСЭК по своему содержанию всегда больше рекомендации, чем директивы. Важнейшим событием настоящей эпохи выступают процессы образования качественно новой целостности — глобальной социально-экономической системы. Это обстоятельство касается и дифференцированных компонентов РСЭК: природная подсистема любого региона является одновременно подсистемой национальной и мировой природной экосистем. Все процессы, происходящие в природе, тесно взаимосвязаны между собой, независимо от региональных и/или национальных границ. Если мы говорим о глобализации экономики, мы имеем в виду, что указанный процесс затрагивает все страны и регионы мира. С этой точки зрения границы между государствами и регионами — условность.

Исследование региональной экономики и закономерностей ее развития с позиций системного подхода требует декомпозиции региональной экономики — выделения ее подсистем вплоть до элементарного уровня.

Региональная экономика состоит из следующих компонентов: территория, отрасли, домашние хозяйства и человек. Компоненты РЭС можно разделить на подсистемы и элементы. Подсистемы представляют собой компоненты системы, сами являющиеся сложными системами. Элемент же может рассматриваться как предел членения в рамках данного качества системы [54]. Мы будем исходить из того, что регион — иерархическое и полиструктурное понятие, то есть является составляющей некоторой иерархической системы регионов и состоит из сложных структур — подсистем. В экономической системе любого уровня иерархии

функционируют следующие подсистемы, принимающие непосредственное участие в реализации ее функций и целей: 1) подсистема управления; 2) финансовая подсистема; 3) социальная подсистема; 4) научно-техническая подсистема; 5) рыночная подсистема; 6) транспортная подсистема; 7) природная подсистема; 8) производственная подсистема. Подсистемы выделены по функциональному признаку (рис. 2).

Глобальные процессы в сферах обращения, производственной и финансовой являются очевидными. Открытые экономические системы стремятся к тесному взаимодействию между собой. Спрос на многие товары (работы, услуги) носит всеобщий характер и определяет растущие рынки сбыта этой продукции, что является следствием интеграции в виде либерализации движения товаров (работ, услуг) между странами и регионами. Производство также приобретает мировой масштаб и осуществляется там, где затраты на производство минимальны, либо на данной территории отсутствует конкуренция и товар находится в стадии выхода на рынок. Как отмечалось ранее, высокоэффективными механизмами интеграционных процессов

в виде движения факторов производства являются транснациональные корпорации.

Экономическая и политическая открытость национальных экономик в мировом масштабе, а главное: наличие проблем, которые носят всеобщий, глобальный характер, заставляет государства объединяться в различные интеграционные группировки для совместного поиска пути решения этих проблем, что означает координацию экономических и политических действий стран — участниц интеграционных группировок. Уже сегодня осуществляется движение цивилизации к единому центру управления (к появлению отношений субординации между компонентами глобальной системы). При этом движение к единому центру управления — «процесс закономерный, остановить его развитие невозможно, и в этом нет необходимости. Вопрос сейчас стоит в иной плоскости: на каких принципах это управление будет осуществляться и во имя каких целей, на каких принципах будет формироваться мировая власть и чьи интересы будет блюсти и защищать» [6].

Таким образом, глобальные подсистемы управления оказывают влияние на национальное управление и, соответственно, на региональное.

Трудовые ресурсы

Материальные ресурсы

Финансовые ресурсы

Субъекты и рынки, задействованные в банковской деятельности

Рис. 2. Модель регионального социально-экономического комплекса

Основные макроэкономические показатели Сибирского ( едерального округа

Регион Валовый региональный продукт всего, в основных ценах; млн руб. Среднедушевые денежные доходы в мес., руб.

2005 г. 2006 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г.

Сибирский федеральный округ 1 951 299,4 2 390 625,3 6 622 8 201 10 293

Республика Алтай 8 805,8 11 147,8 4 334 5 470 6 951

Республика Бурятия 74 912,9 90 555,4 6 044 7 020 9 043

Республика Тыва 11 662,5 14 820,4 4 068 4 759 5 999

Республика Хакасия 41 727,5 51 027,5 5 141 6 367 8 146

Алтайский край 135 686,4 167 894,4 4 580 6 256 7 438

Красноярский край 439 736,9 585 879,2 7 655 9 640 12 653

Иркутская область 258 095,5 323 307,4 7 041 8 684 10 108

Кемеровская область 295 378,4 337 409,1 7 813 9 443 11 691

Новосибирская область 235 381,8 286 888,6 6 555 8 399 10 444

Омская область 220 686,1 247 539,4 6 917 8 993 11 336

Томская область 159 578,5 186 506,9 8 077 9 896 11 922

Читинская область 69 647,1 876 49,2 5 887 7 081 8 369

Источники: 1. Социальное положение и уровень жизни населения Сибирского федерального округа: статистический сборник / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Новосибирской области. — Новосибирск. 2008. - 264 с.

2. Инвестиционная деятельность регионов Сибирского федерального округа: статистический сборник / Томскстат. — Томск. 2008. — 144 с.

Учитывая высказанные закономерности, остановимся на очень важных следствиях системно-интеграционных процессов, происходящих в региональной экономике.

1. Импульс к изменению, в том числе и к развитию РСЭК, может генерироваться внутри процессов развития региональной экономики. Это следствие того, что цели производственно-хозяйственной деятельности субъектов региональной экономики изменяют структуру связей между субъектами и компонентами РСЭК, а также следствие воздействия экономических субъектов на компоненты системы в процессе достижения заданных целей.

2. Импульс к изменению и развитию региональной экономики может вызываться факторами внешней среды. Это следствие того, что изменение среды вызывает смену механизма функционирования региональной системы, что в свою очередь приводит к изменению структуры системы и связей, которое может происходить как в направлении прогресса, так и в направлении регресса. Так, на протяжении вот уже нескольких лет мы наблюдаем процесс трансформации одной системной целостности — централизованной плановой экономики в другую — рыночную систему хозяйствования. Прогресс ощущается в целом как развитие национальной экономики, однако при этом происходит углубление различий в уровнях социально-экономического развития регионов, ухудшение качества жизни населения некоторых

регионов, увеличение разрыва между богатыми и бедными и др. (см. таблицу).

3. Основным системообразующим фактором региональной экономики является ее функция, смысл существования, назначение и необходимость которой задаются извне и показывают, какую роль региональная экономика как система выполняет по отношению к национальной экономике — более общей системе, в которую она включена составной частью наряду с другими системами, выступающими для нее средой. Именно функция определяет структуру, функционирование и развитие системы, дает основание говорить о ней как о главном системообразующем факторе.

Функции регионального социально-экономического комплекса в развитии региона определяются:

• поддержанием целостности единого экономического пространства национальной экономики посредством осуществления межрегиональных взаимодействий с целью наилучшего удовлетворения потребностей регионов в экономических ресурсах;

• поддержкой целостности собственно региональной экономики с целью улучшения качества управления развитием данной системы посредством осуществления деятельности субъектами сферы управления в данном регионе;

• сглаживанием диспропорций в уровнях социально-экономического развития регионов;

РЕгиомьнАя экономикА: теория и практика

25

• созданием институтов, облегчающих кооперацию деятельности между регионами;

• эффективным размещением производительных сил в регионе путем оптимального использования преимуществ социально-экономического потенциала территории;

• улучшением уровня социально-экономического развития региона, т. е. повышением уровня и качества жизни населения в регионе и др.

4. В качестве другого, не менее важного, системообразующего фактора региональной экономики являются цели ее развития. Если функция объективно обусловлена средой и отражает назначение системы, то цель — это желаемое состояние выходов системы, т. е. некоторое подмножество значений функций системы. При этом главенствующая роль принадлежит функции, поскольку именно от нее зависит возможность самого существования системы: если функция не выполняется, влияние среды может быть для системы разрушительным. Целями развития региональной экономики могут быть:

• рост ВРП на душу населения;

• рост доходной части бюджета региона;

• увеличение в регионе числа предприятий, осуществляющих выпуск качественной конкурентоспособной продукции;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• рост занятости населения;

• рост доходов на душу населения;

• улучшение экологической среды обитания региона и т. п.

5. Для регионального социально-экономического комплекса соблюдается принцип структур-

но-функциональной соподчиненности, согласно которому структурные единицы РСЭК являются носителями определенных функциональных свойств, которые они реализуют в процессе своего существования. В РСЭК структурная соподчи-ненность между функциональными элементами регулируется горизонтальными и вертикальными связями, а сами элементы различаются по своей функциональной значимости. Реализация указанных связей характеризует интеграцию дифференцированных компонентов, сосредоточенных на конкретной территории, в процессе развития региональной экономической системы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Богданов А. А. Тектология: всеобщая организационная наука. В 2 кн. Кн. 1. — М., 1989.

2. Гранберг А. Г. Основы региональной экономики: учебник для вузов. — 3-е изд. — М.: ГУ ВШЭ. 2003. — 495 с.

3. Ерохина Е. А. Теория экономического развития: системно-самоорганизационный подход. — Томск: Изд-во Томск. ун-та. 1999. — 160 с.

4. Лексин И. В. Территориальное устройство государства: попытка реализации системной методологии анализа. // Российский экономический журнал. 2003. № 1. — С. 62.

5. Маршалова А. С., Новоселов А. С. Основы теории регионального воспроизводства. — М.: Экономика. 1988.

6. Поздняков А. В. Стратегия российских реформ. — Томск: Спектр. 1998. — 324 с.

РЕКЛАМНЫЙ БЛОК ТАКОГО РАЗМЕРА ОБОЙДЕТСЯ ВАМ ВСЕГО В 2 950 РУБЛЕЙ!

При неоднократном размещении (или сразу в нескольких журналах Издательства) предусмотрены скидки

(495) 721-85-75, 8-926-523-79-52 popova@fin-izdat.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.