Культурная и социальная антропология
Прокопенко Л.Я., кандидат исторических наук
СИСТЕМООБРАЗУЮЩАЯ РОЛЬ ПОЛИТИЧЕСКОГО ЛИДЕРСТВА В РАЗВИТИИ ОТНОШЕНИЙ РОССИИ СО СТРАНАМИ ЮГА АФРИКИ
© 2017 Прокопенко Л.Я.
Аннотация: В статье рассмотрена роль политических лидеров государств Юга Африки в российско-африканских отношениях. Учитывая междисциплинарный характер изучения политического лидерства и системы международных отношений, в исследовании использованы методы истории, политологии, международных отношений, политической психологии и других дисциплин. Объектом исследования автора является роль коммуникативной деятельности политического лидера и транслируемого с ее помощью имиджа страны и руководства последней. Имидж политического лидера занимает в Африке особое положение в иерархии психических процессов восприятия общенационального политического дискурса и играет немалую роль в коммуникациях «гражданин-власть». На основе анализа процесса принятия решений (прежде всего, контент-анализа и ивент-анализа) показаны динамика развития, успехи и проблемы двусторонних отношений между Россией и странами региона, их сотрудничество на площадке ООН, а также партнерство РФ и ЮАР в рамках БРИКС.
Отмечено, что фундамент развития и укрепления прочных отношений и взаимовыгодного сотрудничества между нашими странами был заложен еще в советский период: поддержка СССР национально-освободительных движений в борьбе за независимость, помощь развитию молодых государств. Восстановление связей РФ с государствами Юга Африки, ослабевших после распада СССР, началось в основном в конце 1990-х годов.
Международные интересы России и государств Юга Африки совпадают по многим направлениям. В последние годы лидерами наших стран немало сделано в деле формирования механизма коллективного воздействия на процессы глобализации, борьбы за предупреждение и разрешение межгосударственных, региональных и локальных конфликтов, противодействия международному терроризму. Партнерство России и ЮАР в рамках БРИКС стало не только новым этапом в развитии отношений с ЮАР, но и открыло дополнительные возможности для сотрудничества с ее соседями по региону, очень тесно связанными с ней политически и экономически. С большинством стран региона ведется политический диалог на постоянной основе, проходят регулярные межмидовские консультации, обновляется и совершенствуется договорно-правовая база.
Сегодня разностороннее сотрудничество с ЮАР усиливает позиции России в этом регионе. Оно также может стать залогом дальнейшей активизации внешней политики РФ на Африканском континенте. В то же время в статье отмечено, что в отно-
шениях между РФ и странами Юга Африки существует явный дисбаланс между их политической и экономической составляющими.
Для поступательного развития отношений между РФ и странами региона важным является сохранение преемственности их внешнеполитического курса при смене лидера. Поэтому автор акцентирует внимание на актуальности более полного представления о лидерах африканских партнеров России, особо подчеркивает влияние фактора собственного имиджа лидеров на отношение к их странам. Отмечено также, что значительные успехи государств региона в установлении гендерного равенства в политике повлияли и на кадровый состав их внешнеполитических ведомств.
Ключевые слова: Россия, политические лидеры, Юг Африки, российско-африканские отношения, БРИКС, партнерство, ООН, миротворчество, многополярный мир, преемственность политики, имидж политического лидера, гендерное равенство в политике
Политическая власть в государствах Африки представляет собой многомерную и сложную систему общественных отношений. В южноафриканском регионе две монархии (Лесото и Свазиленд), остальные государства - президентские или парламентские республики. Роль и влияние президента страны на национальную политику, в том числе на внешнюю, очень значительны, а зачастую определяющие. Это общеафриканская специфика, так как странам континента в немалой степени присуще персонифицированное восприятие власти: политический процесс в основном воспринимается через призму личности лидера страны. В этом плане личность политического лидера особенно значима, а его роль в развитии российско-африканских отношений сложно переоценить.
Партнерство России и Южно-Африканской Республики (ЮАР) в рамках БРИКС стало не только новым этапом в развитии отношений с ЮАР, но и открыло дополнительные возможности для сотрудничества с ее соседями по региону, очень тесно связанными с ней политически и экономически. Президент ЮАР Джекоб Зума отмечал: «Мы теперь на равных с другими архитекторами новой справедливой международной системы»1. Для РФ участие в БРИКС - одно из главных направлений внешней политики. Новый виток отношений с ЮАР связан с рабочим визитом президента В. В. Путина в эту страну в марте 2013 г. Для развития двусторонних связей между РФ и ЮАР, а также другими странами региона необходимо расширение и углубление знаний друг о друге. Остаются актуальными слова первого президента ЮАР Нельсона Манделы о том, что «Южную Африку и Россию должно объединять будущее, - их не должны разъединять ни географическая отдаленность, ни прошлые заблуждения, ни политические мифы»2.
Отношения России и стран региона насчитывают не одно десятилетие и прошли проверку временем. Дипломатические отношения с Замбией были установлены в 1964 г., с королевством Лесото в 1980 г., Анголой (СССР одним из первых признал правительство партии МПЛА (Народное движение за освобождение Анголы)), и Мозамбиком - в 1975 г., Намибией - в 1990 г., ЮАР - в 1992 г., королевством Свазиленд - в 1999 г. В 1991 г. большинство стран региона признали РФ правопреемницей СССР.
Международные интересы России и государств Юга Африки совпадают по многим направлениям. В последние годы лидерами наших стран немало сделано в деле формирования механизма коллективного воздействия на процессы глобализации, борьбы за предупреждение и разрешение межгосударственных, региональных и локальных конфликтов, противодействия международному терроризму, трансграничной преступности
и коррупции, а также в деятельности по формированию нового миропорядка, основанного на принципах равноправия и учета взаимных интересов всех государств при центральной роли ООН.
Фундамент развития и укрепления прочных отношений и взаимовыгодного сотрудничества был заложен еще в советский период: поддержка СССР национально-освободительных движений в борьбе за независимость, помощь развитию молодых государств, подготовка национальных кадров (советские вузы (МГУ, РУДН и др.) стали альма-матер многих африканских политиков, в том числе из стран Юга Африки), а некоторые виды вооружений советского образца до сих пор остаются в арсенале армий Анголы, Мозамбика, Намибии и Замбии . Судьбы многих видных политических и государственных деятелей, в том числе президентов ЮАР, Анголы, Мозамбика и Намибии, тем или иным образом связаны с нашей страной (в СССР/РФ получили высшее образование и ученую степень, проходили военную подготовку, находились на лечении, приезжали с визитами в качестве лидеров стран). Многие политики в той или иной степени владеют русским языком, знакомы с историей и культурой нашей страны. Некоторые из них считают Россию второй родиной. А первой женой президента Анголы Жозе Эдуарду душ Сантуша была наша соотечественница, Татьяна Куканова*.
После распада СССР Африка для российского руководства перестала быть одним из приоритетных направлений внешней политики, и восстановление связей РФ с государствами Юга Африки началось в основном в конце 1990-х годов. В 1998 г. Москву посетили с визитами президент Намибии Сэм Нуйома, президент Анголы Ж.-Э. душ Сантуш и вице-президент ЮАР Табо Мбеки. В следующем году состоялся визит в РФ президента ЮАР Н. Манделы.
Отражением активизации с середины 2000-х годов связей между РФ и странами региона и вовлечения в них высшего руководства стали визиты президента России Владимира Владимировича Путина в ЮАР в сентябре 2006 г., а также визиты президента РФ Д.А. Медведева в Анголу и Намибию в 2009 г. Они открывали значительные перспективы для налаживания взаимовыгодного сотрудничества в торгово-экономической, научно-технической и культурной областях. Шаги российского руководства способствовали развитию партнерства через наполнение конкретным содержанием уже имеющихся соглашений и путем установления отношений в новых областях сотрудничества и высоко оценивались африканскими лидерами. Президент Намибии Хификепунье По-хамба, комментируя итоги визита Д.А. Медведева, сказал: «Россия услышала наш призыв участвовать во второй фазе нашей борьбы за экономическую эмансипацию и взяла обязательства начать с Намибией серьезный бизнес»4. В октябре 2006 г. состоялся очередной визит в Москву президента Анголы Ж.-Э. душ Сантуша.
Африканские лидеры приветствовали и поддерживали развитие межпарламентского сотрудничества. В 2001 г. в ЮАР и Ботсване побывал председатель Государственной думы Г.Н. Селезнев, в 2005 г. заместитель председателя Госдумы Г.В.Боос во главе делегации парламентариев РФ посетил Анголу и Мозамбик, а в 2007 г. состоялись визит председателя Комитета Совета федерации по иностранным делам М.В.Маргелова в ЮАР и визит заместителей председателя Совета федерации в Замбию и Зимбабве. А Москву во второй половине 2000-х годов посетили парламентарии Анголы, Ботсваны, Замбии, Мозамбика, Намибии и ЮАР.
* Он познакомился с ней во время учебы в Институте нефти и газа в Баку. Она - мать его дочери, ангольской предпринимательницы Изабель душ Сантуш.
Сотрудничество на площадке ООН
Проводятся встречи и переговоры лидеров наших стран и министров иностранных дел в рамках Генассамблеи ООН (например, в сентябре 2014 г. С.В. Лавров вел переговоры с руководителями внешнеполитических ведомств Зимбабве и Мозамбика). Велика роль России в урегулировании ситуации в Мозамбике, так как в 1992 г. она поддержала в СБ ООН решение о проведении там миротворческой операции.
Позиция политических лидеров региона способствует росту политического веса России в мире, и в вопросах внешней политики не раз занимали с ней общую или сходную позицию. Прежде всего, это касается таких мировых проблем как безопасность, нераспространение оружия массового уничтожения и борьба с терроризмом. Общность взглядов на эти вызовы продемонстрировала ЮАР, когда она в числе других 44 стран-членов ООН подписала в сентябре 2005 г. разработанную по инициативе РФ Международную конвенцию о борьбе с актами ядерного терроризма. Лидеры стран Юга Африки солидаризируются с российскими инициативами в ООН по вопросу урегулирования политического кризиса в Зимбабве. РФ поддерживает их единую позицию в этом вопросе - приверженность провозглашенным принципам международного права, прежде всего принципу невмешательства во внутренние дела других государств.
В июле 2008 г. РФ вместе с КНР на открытом заседании в СБ ООН воспользовалась своим правом вето, заблокировав американский проект резолюции по Зимбабве, который предусматривал введение санкций в связи с нарушениями во время проведения там президентских выборов. Позже Зимбабве не поддержала в ООН принятие антироссийской резолюции по конфликту в Южной Осетии. В сентябре 2013 г. на 68-й сессии Генассамб-леи ООН Ангола поддержала предложение России о дипломатическом решении конфликта в Сирии. При голосовании по резолюции ГА ООН A/RES/68/262 о территориальной целостности Украины, принятой 27 марта 2014 г., «за» проголосовала только Малави, «против» - Зимбабве и Ангола, а Ботсвана, Замбия, Лесото, Мозамбик, Намибия, Свазиленд и ЮАР были в числе воздержавшихся5. В 2014 г. Мозамбик поддержал российский проект резолюции о борьбе с героизацией нацизма. Когда в июле 2015 г. Россия заблокировала проект резолюции СБ ООН о создании международного трибунала по вопросу расследования авиакатастрофы Boeing под Донецком, Ангола, принимавшая участие в голосовании в качестве непостоянного члена Совбеза, воздержалась. Представитель постпредства Анголы Джао Джимолика заявил по этому поводу: «Учреждение трибунала - преждевременно, самое правильное решение - подождать результатов расследо-вания»6. Схожую позицию нейтралитета Ангола заняла и при наложении РФ права вето при обсуждении резолюции по Алеппо на экстренном заседании СБ ООН 8 октября 2016 г. При этом представитель Анголы при ООН Гаспар Мартинс выразил обеспокоенность, что расхождения СБ ООН «могут привести к концу работу Международной группы поддержки Сирии» .
В центре внимания отношений государств региона с Россией остается также вопрос о предоставлении Африке места в числе постоянных членов СБ ООН, поднятый президентом ЮАР Т. Мбеки еще в мае 1996 г. Поддерживая процесс реформирования ООН, ЮАР выступала за предоставление Африке в обновленном СБ ООН двух мест постоянных членов. В октябре 2006 г. она стала одним из его новых непостоянных членов. Африканские лидеры высоко оценивают поддержку РФ в вопросе реформирования СБ ООН. Т. Мбеки накануне визита В.В. Путина в ЮАР в сентябре 2006 г. отметил: «Чтобы голос ЮАР был услышан, необходимо партнерство, в том числе с такой державой, как Россия»8.
Участие в миротворчестве
Россия, как сторонница создания стабильного полицентричного мира, особое значение придает тесному сотрудничеству международного сообщества в решении актуальных задач, в числе которых выделяется урегулирование конфликтов. РФ и страны региона участвуют в миротворческих операциях на Африканском континенте. Как и других членов БРИКС, Россию и ЮАР «... сближает интерес к созданию справедливого, демократического мирового порядка, основанного на коллективном подходе к решению международных проблем и верховенстве закона»9. Они выступили с осуждением применения силы в Ливии и Сирии*. И РФ и ЮАР на VI саммите БРИКС в Форталезе (Бразилия) проголосовали за принятие Декларации, подтверждающей, что «ни одно государство не может усиливать свою безопасность ценой нарушения безопасности других государств»10. По состоянию на декабрь 2016 г. в миротворческих силах ООН (полиция, военные эксперты и войска) представлены большинство стран Юга Африки: ЮАР (1433 чел.), Замбия (963), Малави (952), Зимбабве (86), Намибия (62) и Мозамбик (1 военный эксперт)11.
Россия поддержала стремление африканских государств к достижению единства и приветствовала создание Африканского союза (АС) в 2002 г. и избрание на пост первого председателя президента ЮАР Т. Мбеки. В послании президента РФ В.В. Путина по этому поводу подчеркивалась готовность российского руководства к сотрудничеству с АС. РФ приветствует и поддерживает стремление африканских государств к укреплению их миротворческого потенциала, формирование системы коллективной безопасности на континенте, в том числе усилия по созданию Африканских сил постоянной готовности, в котором участвуют и страны Юга Африки.
В области миротворчества страны-члены Сообщества стран Юга Африки (САДК)
12
достигли значительного прогресса . Как отмечает исследователь из ЮАР Ч. Хендрикс, он хорошо виден «.особенно по сравнению с другими региональными сообществами»13. Необходимо отметить, что Ангола и Мозамбик на собственном опыте испытали эффективность миротворчества, а урегулирование там конфликтов - свидетельство того, что миротворческая деятельность служит не только целям их предупреждения и урегулирования, но и целям постконфликтного восстановления. Важным успехом деятельности САДК и лидеров его стран-членов стало создание в 2007 г. региональной миротворческой бригады САДКБРИГ (SADCBRIG - Southern African Development Community Standby Brigade), задача которой - «обеспечивать безопасность и мир в регионе»14. РФ оказывает помощь САДК в подготовке кадров для африканских миротворческих операций. Страны региона поддерживают твердую позицию России, которая выступает за мирное разрешение конфликтов в Африке. Об этом заявил в апреле 2013 г. министр иностранных дел Замбии Эдгар Лунгу (ныне президент страны), участвуя в слушаниях «Решение конфликтов в Африке мирным путем», которые проходили в рамках ГА ООН15.
РФ высоко оценивает деятельность президентов Н. Манделы, Т. Мбеки, Дж. Зумы (ЮАР) и Жоакима Чиссано (Мозамбик) в качестве международных посредников при разрешении региональных конфликтов (Бурунди, Судан, ДРК и др.) и политических кризисов (Зимбабве, Мадагаскар) в Африке в 2000-2010-е годы. Эти лидеры доказали необходимость и возможность «африканского решения африканских проблем»16.
* Необходимо отметить, что ранее позиция ЮАР по ливийскому вопросу была иной: она была в числе
10 стран, проголосовавших за резолюцию СБ ООН № 1973 от 17 марта 2011 г., санкционировавшую во-
енное вмешательство иностранных государств в Ливию.
Активизация двусторонних отношений
Руководство России понимает и учитывает, что многие проблемы развития африканским лидерам приходится решать в условиях низкого жизненного уровня населения. В 1996 г. РФ списала 70% долга Анголы, на сегодняшний день проблема долга урегу-
17
лирована. Списание Россией более 80% замбийского долга в начале 2000-х годов создало дополнительные условия для развития деловых отношений между нашими странами. Ведется подготовка к подписанию документов по этому вопросу и с Мозамбиком. Практика показала, что «Россия, никогда не участвовавшая в колониальном разграблении континента, не имеющая здесь какой-то скрытой повестки дня, готова и впредь на
взаимовыгодной основе оказывать народам Африки поддержку в обеспечении их безо-
18
пасного и успешного развития по пути прогресса» . РФ оказывала также помощь в связи с чрезвычайными ситуациями: в 2009 и 2011 гг. населению Намибии, пострадавшему от наводнений, была оказана гуманитарная помощь в размере 1,4 млн долл. США19, а в феврале 2013 г. - помощь Мозамбику по той же причине. С середины 1990-х годов возобновлена подготовка африканских кадров в российских вузах. Проводимый РФ процесс списания задолженностей африканских государств и предоставление им непосредственной финансовой помощи справедливо вызывает у африканских политических лидеров положительную реакцию.
С большинством стран региона ведется политический диалог на постоянной основе, проходят регулярные межмидовские консультации, обновляется и совершенствуется договорно-правовая база. После V саммита БРИКС, проходившего в марте 2013 г. в Дурбане (ЮАР), были предприняты новые шаги по созданию нормативной правовой базы для развития отношений между РФ и ЮАР. В 2014 г. с Мозамбиком подписан межведомственный Меморандум о сотрудничестве в области высшего образования. Постепенно преодолевается недооценка потенциала российско-африканских отношений и в нашей бизнес-элите.
В настоящее время у РФ наиболее тесные связи с ЮАР, Анголой, Намибией и Зимбабве. Помощь СССР народам Юга Африки в освободительной борьбе признается и высоко ценится ими. Однако конструктивный политический диалог между РФ и демократической ЮАР был налажен не сразу. Причина заключалась в том, что укрепление связей руководства России с правительством Фредерика де Клерка в самом конце 1980-х годов негативно повлияло на наши отношения после смены власти в ЮАР. Как следствие визит президента ЮАР Н. Манделы в РФ состоялся только в 1999 г., а ответный визит президента России В. В. Путина - в 2006 г. Низкая степень политических контактов между нашими странами в первое десятилетие существования новой ЮАР негативно отразилась на развитии торгово-экономических отношений. Во время визита В. В. Путина
президент ЮАР Т. Мбеки отмечал, что в этом плане «Практически приходится начи-
20
нать отношения с нуля» .
Сегодня разностороннее сотрудничество с ЮАР усиливает позиции России в этом регионе. Оно также может стать залогом дальнейшей активизации внешней политики
РФ на Африканском континенте. Положительную эволюцию наших отношений отме-
21
чают южноафриканские исследователи . В марте 2013 г. во время саммита БРИКС в Дурбане РФ и ЮАР подписали Совместную декларацию об установлении всеобъемлющего стратегического партнерства и целый ряд других документов по развитию торгово-экономического сотрудничества. Президент Дж. Зума принял участие в работе VII саммита БРИКС, состоявшегося 10 июля 2015 г. в Уфе. Тем не менее, в отношени-
ях между нашими странами «... существует явный дисбаланс между их политической и
22
экономической составляющими» .
Перевес в сторону политических связей отмечается также в российско-намибийских связях. В 1998 г. Москву посетил с визитом президент Намибии Сэм Нуйома. В 2007 г. в Намибии был премьер-министр РФ М.Е. Фрадков, в 2009 г. состоялся визит президента РФ Д. А. Медведева. В 2010 г. Россию посетил с визитом новый президент Намибии Х. Похамба. Весомость отношений с Россией во внешней политике Намибии подтвердило участие С. Нуйомы в праздновании 50-летия РУДН в феврале 2010 г.
Существенно активизировалось российско-ангольское сотрудничество в области политических консультаций между внешнеполитическими ведомствами и между деловыми кругами наших стран. В 2013-2015 гг. состоялись визит в Анголу вице-премьера РФ Д.О. Рогозина, визиты в Москву министра обороны Анголы Ван Дунена и министра иностранных дел Анголы Ж. Шикоти. Руководство РФ считает наши страны давними и исто-
23
рически близкими партнерами, «. дружба которых проверена временем»23. В начале декабря 2016 г. партия МПЛА опубликовала документ, согласно которому Ж.-Э. душ Сан-туш не будет выставлять свою кандидатуру на выборах в 2017 г. Остается надеяться, что с приходом к власти нового лидера внешнеполитический курс страны сохранится.
В октябре 2014 г. отмечался 50-летний юбилей установления дипломатических отношений СССР/России с Замбией. После прихода к власти в 2001 г. президента Леви Мванавасы Россия вновь вернулась в орбиту внешней политики этой страны. После подписания в декабре 2005 г. соответствующего протокола МИДы России и Замбии регулярно проводят консультации по актуальным международным и региональным проблемам. В декабре 2011 г. в Лусаке состоялась встреча нового президента страны Майкла Саты и спецпредставителя президента РФ по сотрудничеству с Африкой М.В.Марге-ловым. В сентябре 2014 г. в рамках «Недели России в Замбии» состоялся форум «Россия-Замбия: перспективы экономического сотрудничества».
Необходимо отметить, что по объективным и субъективным причинам в отношениях России с некоторыми странами региона существуют «узкие» места. В их числе конкуренция по сбыту на мировом рынке отдельных видов сырья (ЮАР, Ангола), формирование в ряде российских СМИ непривлекательного имиджа президента Зимбабве
24
Р. Мугабе и имиджа самой страны24.
Для поступательного развития отношений между РФ и странами Юга Африки важным является сохранение преемственности их внешнеполитического курса при смене лидера. В последние десятилетия в политической жизни этих стран отмечается феномен преемника: Фредерик Чилуба - Л. Мванаваса - Рупиа Банда (Замбия), Н. Мандела -Т.Мбеки (ЮАР), С. Нуйома - Х. Похамба (Намибия), Ж. Чиссано - Арманду Гебуза (Мозамбик), Фестус Могае - Ян Кхама (Ботсвана), Бакили Мулузи - Бингу ва Мутарика
25
(Малави)25. Политическая преемственность иногда сопровождалась «острой конфронтацией между действующим и предыдущим президентами»26 (например, в Замбии), но резкое изменение внешнеполитического курса при этом было редким явлением. Так, в 1990-е годы внешняя политика замбийского президента Ф. Чилубы носила откровенно прозападный характер, в результате объемы сотрудничества между нашими странами значительно сократились.
Роль имиджа политического лидера и имиджа страны
При анализе специфики и перспектив партнерства России и стран региона необходимо учитывать также некоторые факторы субъективного характера, прежде всего, имидж
африканских государств и их лидеров в нашей стране, с одной стороны, и имидж России у африканцев - с другой. В этих странах довольно остро стоит проблема смены поколе-
27
ний в политических элитах, в том числе на вершине власти . Лидеры ряда стран принадлежат к старшему поколению: Р.Мугабе (Зимбабве) 93 года, Б. ва Мутарике (Малави) -83, Дж. Зуме (ЮАР) и Ж.-Э. душ Сантушу (Ангола) - 75, Хаге Гейнгобу (Намибия) - 76 лет. Длительное пребывание у власти лидеров старшего поколения (Ж.-Э. душ Сантуш 40 лет у власти, Р. Мугабе - официально 30 лет) имеет объективные и субъективные причины. Не до конца вникая в них, оппозиция и западные СМИ подвергают это явление острой критике. В глазах международной общественности заслуги перечисленных лидеров в борьбе за независимость своих стран, их деятельность во главе региональных организаций и на поприще посредников при урегулировании конфликтов в Африке порой затмеваются коррупционными скандалами, связанными с их именем (Ф. Чилуба, Дж. Зума, Ж.-Э. душ Сантуш), и обвинениями в расточительстве на фоне общего обнищания в стране (Р. Мугабе). В связи с этим в сотрудничестве между нашими странами возрастает роль СМИ и представителей научного сообщества, призванных достоверно информировать россиян об африканских партнерах. Сегодня очень важно, как ими воспринимается современный образ африканских стран и их политических лидеров. В этом плане у российской африканистики, представленной в первую очередь Институтом Африки РАН, большие наработки. Историческим связям и развитию отношений между РФ и странами Аф-
28
рики посвящен целый ряд работ российских исследователей28.
Выше уже говорилось, что в странах Юга Африки на многих руководящих постах работают выпускники советских вузов. Это важный плюс для укрепления связей между нашими странами. Как отмечают российские африканисты И.О. Абрамова и Л.Л. Фиту-ни, несмотря на все издержки перестроечных лет и провалы 1990-х, «в целом удалось сохранить позитивный имидж России в Африке, доброжелательный климат в отношениях практически со всеми африканскими государствами»29.
Важен также фактор имиджа РФ в Африке. Вклад нашей страны в национальное освобождение ряда стран Юга Африки и в укрепление их суверенитета стал прочной основой существования позитивного имиджа России. На сегодняшнем этапе «.. .возрастает значение новых имиджобразующих механизмов, формирующихся на основе реальностей глобализирующегося многополярного мира»30. Укрепление конструктивных и дружественных отношений президента РФ В.В. Путина с президентом ЮАР Дж. Зумой в рамках их частого взаимодействия по линии БРИКС - один из них.
Однако успехи внешней политики РФ на африканском направлении порой остаются в тени негативных публикаций в некоторых СМИ, которые с учетом современных возможностей Интернета и социальных сетей быстро распространяются и мешают формирова-
31
нию позитивного образа России в глазах африканцев31. В условиях появления в российском обществе проявлений ксенофобии, а иногда и расизма (о нападениях скинхедов на послов и дипломатов африканских стран, а также на африканских студентов заявляли некоторые аккредитованные в РФ посольства стран Африки, а также писали наши СМИ)
эта тема представляется очень важной. Существование определенных негативных стерео-
32
типов отношения к африканцам значительно занижает имидж России в их глазах . В решении этой проблемы важную роль играют также посольства РФ в африканских странах.
Гендерное равенство и сфера внешней политики
Еще один важный момент, характеризующий современную ситуацию у наших африканских партнеров. С начала 2000-х годов в странах региона одним из принципов
государственной политики, который реализуется на практике, стало гендерное равенство в политической сфере. Вполне вероятно, что в обозримом будущем в галерее женских портретов глав государств (что в последние десятилетия становится мировой тенденцией) могут появиться новые - представителей стран Юга Африка. До сих пор из всех стран региона только в Малави женщина была президентом (Джойс Банда в 2012-2014 гг.). Сегодня в ЮАР основным претендентом на пост президента правящего Африканского национального конгресса (АНК) (а, следовательно, и будущего президента страны в 2019 г.) является видный его член, председатель Комиссии АС Нко-сазана Дламини-Зума (кстати, экс-супруга президента страны Дж. Зумы). Он еще в августе 2014 г. заявил, что «допускает возможность избрания женщины президентом
33
ЮАР в недалеком будущем»33 и поддерживает ее кандидатуру. Имя Н. Дламини-Зума хорошо известно международному сообществу, в том числе и в России. Начиная с 1970-х годов, она неоднократно посещала нашу страну: сначала по приглашению Советского комитета солидарности стран Азии и Африки, а в июле 2002 г. прибыла в Москву с официальным визитом уже в качестве министра иностранных дел ЮАР. Следующие ее визиты в РФ состоялись в 2008, 2010, 2013 гг. и в апреле 2016 г. (последние два - в качестве председателя Комиссии АС). Доброе отношение этого политика к нашей стране имеет важное значение для дальнейшего конструктивного сотрудничества с ЮАР.
В Зимбабве также вполне возможны гендерные изменения на вершине власти. После очередного переизбрания Р. Мугабе в декабре 2014 г. лидером правящей партии ЗАНУ-ПФ (Африканский национальный союз Зимбабве-Патриотический фронт) его супруга Грейс Мугабе возглавила Женскую лигу этой партии. Учитывая отсутствие официального преемника, правомерно предположить намерение зимбабвийского лидера передать власть в 2018 г. первой леди.
Новые перспективы сотрудничества
В год председательствования России в БРИКС (2015 г.) президент РФ В.В. Путин при разработке Дорожной карты инвестиционного сотрудничества сделал акцент на необходимость развивать сотрудничество в горнодобывающей и обрабатывающей промышленности. Это очень важно для двусторонних экономических отношений между РФ и ЮАР, несмотря на то, что по сбыту на мировом рынке ряда сырьевых продуктов наши страны являются конкурентами. Новое предложение российского президента поддержал Дж. Зума: «Я согласен с предложением В.В. Путина о необходимости углубления консультаций и сотрудничества на уровне стран»34. Важным свидетельством укрепления российско-африканских отношений в новых геополитических условиях стало участие президентов Дж. Зумы и Р. Мугабе (в качестве председателя АС) в праздновании 9 мая 2015 г. в Москве 70-летия победы в Великой отечественной войне. 10 мая состоялась встреча В.В. Путина с Р. Мугабе, на которой обсуждались как проблемы отношений со странами Африканского союза, так и двусторонние отношения. Российский президент во время встречи особо подчеркнул дружеские связи со многими странами Африки. Р. Мугабе в свою очередь отметил, что наши страны подвергнуты санкциям
35
Запада, и это еще одна причина «.оставаться едиными ...» . В октябре 2016 г. с рабочим визитом в Москве находилась министр иностранных дел Намибии Н. Нанди-Нда-итва, которая отметила, что Намибия высоко ценит усилия РФ в формировании широкого фронта борьбы с международным терроризмом, а также урегулировании ситуации в Сирии.
Открываются новые направления нашего сотрудничества. В конце октября 2016 г. делегация членов Совета Российского телемедицинского консорциума (РТК) посетила ЮАР, Ботсвану и Намибию. В провинции Квазулу-Наталь (ЮАР) российские специалисты провели курсы обучения для главврачей больниц, преподавателей и работников здравоохранения, в числе которых были также медики из Замбии36. Этот проект был реализован по инициативе президентов России и ЮАР на их очередной встрече во время VIII саммита БРИКС (16 октября 2016 г., Индия). Облегчается визовой режим. В 2006 г. в одностороннем порядке был отменен визовой режим для въезда граждан РФ в
Ботсвану. А с 30 марта 2017 г. вступил в действие безвизовый режим с ЮАР.
* * *
Формирование эффективной внешней политики африканских государств напрямую зависит от компетенции и доброй воли правящей элиты. Время доказало, что именно качество национальных правящих элит в значительной степени определяет не только адекватную реакцию африканских стран на происходящие в мире процессы, но и на само их историческое будущее. Страны Запада, прежде всего США уделяют большое внимание работе с политическими лидерами различных государств, включая страны Африки. В последнее время большое внимание уделяется работе с молодежью в рамках многочисленных и разнообразных программ «leadership programs» по формированию и взращиванию новых поколений политического лидерства, лояльных США и Западу. Одновременно продолжаются усилия по выдвижению прозападных политиков на высшие политические должности в странах континента и жесткой «привязке» их к себе, чаще всего финансовыми, но также и другими инструментами и механизмами. Соответствующие технологии подробно описаны в литературе на примере конкретных политиче-
37
ских лидеров и кейсов .
Имидж политического лидера занимает в Африке особое положение в иерархии психических процессов восприятия общенационального политического дискурса и играет немалую роль в коммуникациях «гражданин-власть». При этом как отмечают российские исследователи-африканисты «все большее значение начинают приобретать не материальные, а социокультурные факторы, которые постепенно становятся главным элементом формирования новых производительных сил, непосредственно связанных не
38
с материальным производством, а с общественным и индивидуальным сознанием»38.
В настоящее время сохраняется актуальность укрепления взаимовыгодных отношений России с африканскими странами, в том числе Юга Африки. В сложившихся геополитических условиях (санкции Запада, попытки политической изоляции России) «.Африка может стать важным вектором внешнеэкономического и внешнеполитиче-
39
ского сотрудничества для РФ»39. И Россия, и большинство стран региона преодолевают сложный период в своем развитии. Происходящие и там, и тут перемены открывают большие возможности для налаживания прочных двусторонних связей и наполнения их новым содержанием. Деятельность и добрая воля политического руководства России придают им новый импульс и внушают оптимизм в вопросе дальнейшего, еще более эффективного сотрудничества наших государств.
ЦИТИРУЕМЫЕ ИСТОЧНИКИ
1 http://www.dfa.gov.za/docs/2011/Ьг^0411.Йш1 (дата обращения 25.02.2017).
2 Давидсон А., Филатова И. Россия и Южная Африка. Три века связей. М.: Высшая школа экономики
(Государственный университет), 2010. С. 4.
3 Шубин Г.В. Некоторые особенности рынка тяжелых вооружений ЮАР и других стран Африки // Юг Африки на современном этапе. Сборник статей. М.: Институт Африки РАН, 2016. С. 153-156.
4 www.rian.ru/analitics/20090626/175496825.html (дата обращения 25.02.2017).
5 http://itar-tass.com/infographics/7580 (дата обращения 25.02.2017).
6 Волков К. Следствие вели в тупик // Российская газета. 30.07.2015.
7 https://ria.ru/syria/20161009/1478804026.html (дата обращения 25.02.2017).
8 Интервью министра иностранных дел ЮАР Нкосазаны Дламини-Зумы «Российской газете» в сентябре 2007 г. - www.civilg8.ru/6471.php (дата обращения 25.02.2017).
9 Дейч Т.Л. Страны БРИКС: фокус на Африканский континент // Африка как ресурс глобальных влияний: Ежегодник - 2015 = Africa as a Resource of Global Influences: Yearbook-2015: сб. статей / под ред. Н.С. Кирабаева, Л.В. Пономаренко, В.И. Юртаева, Е.А. Долгинова. Москва: РУДН, 2015. С. 126.
10 Sixth BRICS Summit - Fortaleza Declaration - http://www.brics.itamaraty.gov.br/media2/press-releases/214-sixth-brics-summit-fortaleza-declaration (дата обращения 24.02.2017).
11 http://www.un.org/en/peacekeeping/contributors/2016/dec16_1.pdf (дата обращения 25.02.2017).
12 Прокопенко Л.Я. Миротворчество в практике Африканского союза и субрегиональных интеграционных групп // Конфликты в Африке: причины, генезис и проблемы урегулирования (этнополитические и социальные аспекты). М.: Институт Африки РАН, 2013. С. 356-394.
13 Хендрикс Ч. САДК: проблемы и перспективы мира и безопасности в регионе // Африка и мир в XXI веке. М.: Институт Африки РАН, 2010. С. 260.
14 Memorandum of Understanding amongst the Southern African Development Community Member States on the Establishment of a Southern African Development Community Standby Brigade. 2007. Article 4, Article 5.
15 www.daily-mail.co.zm/local-news/6181 (дата обращения 25.02.2017).
16 Васильев А.М. Цунами революций: новые геополитические реалии. Доклад на XII конференции африканистов. М.: Институт Африки, 2011. С. 17.
17 http://www.pda.rbcdaily.ru/industry/562949979069313 (дата обращения 25.02.2017).
18 Фитуни Л.Л. Агрессивные негосударственные акторы - новая угроза развитию Африки // Ученые записки Института Африки РАН. Научный журнал. М.: Институт Африки РАН, 2015. № 1 (32). С. 18.
19 http://www.rusemwhk.mid.ru/otnosh_ru.htm (дата обращения 24.02.2017).
20 https://ria.ru/economy/20060906/53566697.html (дата обращения 23.02.2017).
21 Geldenhuys D. The Comprehensive Strategic Partnership between South Africa and Russia // Strategic Review for Southern Africa. Pretoria, 2015. Vol. 37. № 2. P. 141 - http://www.up.ac.za/media/shared/85/ Strategic%20Review/Vol%2037%20(2)/geldenhuys-pp118-145.zp74595.pdf (дата обращения 25.02.2017).
22 Архангельская А.А. Современная внешняя политика ЮАР: БРИКС - перспектива для развития российско-южноафриканских отношений? // Юг Африки на современном этапе. Сборник статей. М.: Институт Африки РАН, 2016. С. 19.
23 Токарев А.А. Приоритеты внешней политики Анголы // Юг Африки на современном этапе. Сборник статей. М.: Институт Африки РАН, 2016. C. 127.
24 Шубин В.Г. Судьбы Зимбабве. М.: Институт Африки РАН, 2015. С. 150.
25 Прокопенко Л.Я. Новые политические элиты в государствах Юга Африки. М.: Институт Африки РАН, 2011. С. 60-68.
26 Legacies of Power. Edited by Southall R. and Melber H. Uppsala: Nordiska Afrikainstitutet, 2006. P. 85.
27 Прокопенко Л.Я. Имидж главы государства и его влияние на политический процесс // Юг Африки на современном этапе. Сборник статей. М.: Институт Африки РАН, 2016. C. 61-62.
28 Fituni L.L., Abramova I.O. Resource potential of Africa and Russia's national interests in the XXI century. Russian acad. of sciences. Moscow, 2010; Шубин В.Г. Африканский национальный конгресс в годы подполья и вооруженной борьбы. М.: Институт Африки РАН, 1999; Российско-африканские отношения в условиях глобализации. М.: Институт Африки РАН, 2009; Россия - Африка: новые ориентиры взаимоотношений. М.: Институт Африки РАН, 2010; Африка и мир в XXI веке. М.: Институт Африки РАН, 2010; Архангельская А.А. Внешняя политика демократической ЮАР. М.: Институт Африки РАН, 2012; Васильев А.М., Корендясов Е.Н. Российско-африканские отношения через десять лет: новый старт // Внешняя политика России, 2000-2020. М.: Аспект-Пресс, 2012. С. 228-242; Шубин В.Г. Судьбы Зимбабве. М.: Институт Африки РАН, 2015; Юг Африки на современном этапе. Сборник статей. М.: Институт Африки РАН, 2016; Африка и национальные интересы России. Институт Африки РАН. 2016.
29 Абрамова И.О. Фитуни Л.Л. Адаптация «африканского вектора» внешнеэкономической политики РФ к меняющейся экономической конъюнктуре на континенте // Ученые записки Института Африки РАН. 2017. № 1 (38). С. 24-36.
30 Дейч Т.Л., Корендясов Е.Н., Лопатов В.В. Как влияет политика России в Африке на имидж нашей страны на континенте // Россия - Африка: новые ориентиры взаимоотношений. М.: Институт Африки РАН, 2010. С. 131.
31 Polikanov D., Abramova I. Africa and ICT:A chance for breakthrough? // Information Communication and Society. 2003. Т. 6. № 1. С. 42-56.
32 Бондаренко Д.М. Двуглавый орел на красном фоне: «советское наследие» в образе России в сознании африканцев // Россия - Африка: новые ориентиры взаимоотношений. М.: Институт Африки РАН, 2010. С. 74-75.
33 Tsotetsi L. South Africa is ready for a woman président: Zuma - http://www.sabc.co.za/news/aZ f1ceb98045074bed926093a5ad025b24/South-Africa (дата обращения 25.02.2017).
34 http://en.brics2015.ru/news/20150706/247135.html (дата обращения 22.02.2017).
35 Russia to offer Zim protection - http://www.herald.co.zw/russia-to-offer-Zim-protection (дата обращения 25.02.2017).
36 http://frccsc/node/272 (дата обращения 25.02.2017).
37 Перкинс Д., Фитуни Л.Л. Исповедь экономического убийцы. Москва: Претекст. 2007. (Изд. 4-е исправленное).
38 Абрамова И.О., Поликанов Д.В., Фитуни Л.Л. Интернет, трансформация обществ и сетевые войны // Российские стратегические исследования Москва, 2002. С. 136-150.
39 Абрамова И.О. Глобальные политические и экономические процессы в Африке в контексте реализации целей развития континента в XXI веке // Ученые записки Института Африки РАН. Научный журнал. М.: Институт Африки РАН, 2015. № 1 (32). С. 6.
Prokopenko L.Ya., PhD (History)
THE SYSTEM-FORMING ROLE OF POLITICAL LEADERSHIP IN THE DEVELOPMENT OF RELATIONS BETWEEN RUSSIA AND THE COUNTRIES OF SOUTHERN AFRICA
© 2017 L. Prokopenko L.Ya.
Abstract: The article examines the role ofpolitical leaders of the states of Southern Africa in Russian-African relations. Giving the interdisciplinary nature of the study of the political leadership and of the system of international relations, the author makes use of the methods of history, political science, international relations, political psychology and other disciplines. On the basis of the analysis of the decision-making process (primarily, content analysis and event analysis) the author shows the dynamics of development, progress and problems of bilateral relations between Russia and the countries of the region, their cooperation on the UN platform, as well as the partnership between the Russian Federation and the Republic of South Africa in the framework of BRICS. The image of the political leader occupies a special position in Africa in the hierarchy of mental processes of perception of the national political discourse and plays a significant role in "citizen-power" communications. It is noted that the foundation for the development and strengthening of lasting relations and mutually beneficial cooperation between our countries was laid back in the Soviet period: the support of the USSR for national liberation movements in their struggle for independence, assistance to the development of young states. The restoration of ties between the Russian Federation and the states of Southern Africa that had declined after the collapse of the USSR began mainly in the late 1990s.
The interests of Russia and the countries of Southern Africa on the international arena coincide in many areas. In recent years, the leaders of our countries have done a lot in shaping the mechanism of collective impact on the processes of globalization, struggling for preventing and resolving interstate, regional and local conflicts, countering international terrorism. The partnership between Russia and South Africa in the framework of BRICS has been not only a new stage in the development of relations with South Africa, but has also opened up additional opportunities for cooperation with its neighbors in the region which are very closely connected with it politically and economically. A political dialogue with the majority of the countries of the region is engaged on a regular basis, regular inter-ministerial consultations are held, the legal basis is updated and improved.
Today, a multifaceted cooperation with South Africa strengthens Russia's position in this region. It can also become a pledge for further activation of Russia's foreign policy on the African continent. At the same time, the article notes that there is an obvious disbalance between the political and economic components in relations between Russia and the countries of Southern Africa.
For a progressive development of relations between the Russian Federation and the countries of the region, it is important to maintain the continuity of their foreign policy course while a change of a country's leader occurs. Therefore, the author focuses her attention on the relevance of a more complete understanding of the leaders of Russia's African partners, particularly stresses the influence of the factor of the leaders' own image on the attitude towards their countries. It is also noted that significant success of the states of the region in
establishing gender equality in politics has affected the staff of their foreign policy departments.
Keywords: Russia, political leaders, South African countries, Russian-African relations, BRICS, partnership, Union Nation, peacekeeping, multipolar world, continuity in politics, political leaders' images, gender equality in politics
REFERENCES
Abramova I.O. (2015). Global'nyye politicheskiye i ekonomicheskiye protsessy v Afrike v kontekste reali-zatsii tseley razvitiya kontinenta v XXI veke [Global Political and Economic Processes in Africa in the Context of the Implementation of the Continent's Development Goals in the 21st Century // Uchenyye zapiski Instituta Afriki RAN. [Journal of the Institute for African Studies], № 1. Pp. 4-13.
Abramova I.O., Fituni L.L. (2017) Adaptatsiya «afrikanskogo vektora» vneshneekonomicheskoy politiki RF k menyayushcheysya ekonomicheskoy kon"yunkture na kontinente [Adjusting the "African vector" of Russia's foreign economic policy to the changes in the economic environment on the continent] // Uchenyye zapiski Instituta Afriki RAN. [Journal of the Institute for African Studies], No. 1 (38). Pp. 24-36.
Abramova I.O., Polikanov D.V., Fituni L.L. (2002). Internet, transformatsiya obshchestv i setevyye voyny. . [Internet, the transformation of societies and network wars], in Fituni L. (ed.) Rossiyskiye strategicheskiye issle-dovaniya. [Russian Strategic Studies]. Moscow, Pp. 136-150.
Afrika i mir v XXI veke. (2010). [Africa and the world in the 21st century]. Moscow: Institute for African Studies RAS.
Arhangel'skaja A.A. (2012). Vneshnjaja politika demokraticheskoj JuAR [Foreign policy of a democratic South Africa]. Moscow: Institute for African Studies RAS.
Arhangel'skaja A.A. (2016). Sovremennaja vneshnjaja politika JuAR: BRIKS - perspektiva dlja razvitija rossijsko-juzhnoafrikanskih otnoshenij? [Modern foreign policy of South Africa: BRICS - a prospect for the development of Russian-South African relations?] // Jug Afriki na sovremennom etape. Sbornik statej [Southern Africa at the present stage. Collected articles]. Moscow: Institute for African Studies RAS. P. 19.
Bondarenko D.M. (2010). Dvuglavyj orel na krasnom fone: «sovetskoe nasledie» v obraze Rossii v soznanii afrikancev [Two-headed eagle on a red background: "Soviet legacy" in the image of Russia in the consciousness of Africans] // Rossija - Afrika: novye orientiry vzaimootnoshenij [Africa: new benchmarks for relationships]. Moscow: Institute for African Studies RAS. Pp. 74-75.
Davidson A., Filatova I. (2010). Rossija i Juzhnaja Afrika. Tri veka svjazej [Russia and South Africa. Three centuries of connections]. M.: Vysshaja shkolajekonomiki (Gosudarstvennyj universitet) [Moscow: Higher School of Economics (State University)]. 332 p. P. 4.
Dejch T.L. (2015). Strany BRIKS: fokus na Afrikanskij kontinent [BRICS countries: focus on the African continent] // Afrika kak resurs global'nyh vlijanij: Ezhegodnik - 2015: sb. statej [Africa as a Resource of Global Influences: Yearbook-2015: Collected articles] / pod red. N.S. Kirabaeva, L.V.Ponomarenko, V.I. Jurtaeva, E.A. Dolginova. Moscow: RUDN. P.126.
Dejch T.L., Korendjasov E.N., Lopatov V.V. (2010). Kak vlijaetpolitika Rossii v Afrike na imidzh nashej strany na kontinente [How Russia's policy in Africa influences the image of our country on the continent] // Rossija - Afrika: novye orientiry vzaimootnoshenij [Africa: new benchmarks for relationships]. Moscow: Institute for African Studies RAS. P. 131.
Fituni L.L. (2015) Agressivnyye negosudarstvennyye aktory - novaya ugroza razvitiyu Afriki [Aggressive non-state actors - a new threat to the development of Africa] / // Uchenye zapiski Instituta Afrii RAN [Journal of the Institute for African Studies]. № 1. P. 14-20.
Fituni L.L., Abramova I.O. (2010) Resource potential of Africa and Russia's national interests in the XXI century. Russian acad. of sciences. Moscow. 212 p.
Geldenhuys D. (2015). The Comprehensive Strategic Partnership between South Africa and Russia // Strategic Review for Southern Africa. Pretoria, 2015. Vol. 37. № 2. P. 141. Available at: http://www.up.ac.za/media/ shared/85/Strategic%20Review/Vol%2037%20(2)/geldenhuys-pp118-145.zp74595.pdf (accessed 25.02.2017).
Hendriks Ch. (2010). SADK: problemy i perspektivy mira i bezopasnosti v regione [SADC: Problems and Prospects for Peace and Security in the Region] // Afrika i mir v XXI veke [Africa and the World in the 21st Century]. Moscow: Institute for African Studies RAS. P. 260.
Interv'ju ministra inostrannyh del JuAR Nkosazany Dlamini-Zumy «Rossijskoj gazete» v sentjabre 2007 g. [Interview of the Minister of Foreign Affairs of South Africa Nkosazana Dlamini-Zuma for "Rossiyskaya Gazeta" in September 2007]. Available at: http://www.civilg8.ru/6471.php (accessed 25.02.2017).
Yug Afriki na sovremennom jetape. Sbornik statej (2016). [South Africa at the present stage. Collected articles]. Moscow : Institute for African Studies RAS.
Legacies of Power. Ed. by Southall R. and Melber H. (2006). Uppsala: Nordiska Afrikainstitutet. P. 85.
Memorandum of Understanding amongst the Southern African Development Community Member States on the Establishment of a Southern African Development Community Standby Brigade. 2007. Article 4, Article 5.
Perkins, John. Confessions of an Economic Hitman. Berrett-Koehler Publishers, Inc. San Francisco. 2005. (Russian translation. Edit. Prof. L. Fituni. Moscow: Pretext. 2007)
Polikanov D., Abramova I. (2003) Africa and ICT: A chance for breakthrough? // Information Communication and Society. V. 6. № 1. P. 42-56
Prokopenko L.Ya. (2011). Novye politicheskie elity v gosudarstvah Juga Afriki [New political elites in the states of Southern Africa]. Moscow: Institute for African Studies RAS. Pp. 60-68.
Prokopenko L.Ya. (2013). Mirotvorchestvo v praktike Afrikanskogo sojuza i subregional'nyh integracion-nyh grupp [Peacemaking in the practice of the African Union and of the sub-regional integration groups] // Konflikty vAfrike: prichiny, genezis i problemy uregulirovanija(jetnopoliticheskie i social'nye aspekty). [Conflicts in Africa: causes, genesis and settlement problems (ethno-political and social aspects]. Moscow: Institute for African Studies RAS. Pp. 356-394.
Prokopenko L.Ya. (2016). Imidzh glavy gosudarstva i ego vlijanie na politicheskij process [The image of the head of state and its influence on the political process]// Jug Afriki na sovremennom etape. Sbornik statej [Southern Africa at the present stage. Collected articles]. Moscow: Institute forAfrican Studies RAS. Pp. 61-62.
Rossija - Afrika: novye orientiry vzaimootnoshenij. (2010). [Africa: new benchmarks for relationships]. Moscow: Institute for African Studies RAS.
Rossijsko-afrikanskie otnoshenija v uslovijah globalizacii. (2009). [Russian-African relations in the context of globalization]. Moscow: Institute for African Studies RAS.
Russia to offer Zim protection. Available at: http://www.herald.co.zw/russia-to-offer-Zim-protection (accessed 25.02.2017).
Shubin G.V. (2016). Nekotorye osobennosti rynka tjazhelyh vooruzhenij JuAR i drugih stran Afriki [Some features of the heavy weapons market of South Africa and other African countries] // Jug Afriki na sovremennom etape. Sbornik statej [Southern Africa at the present stage. Collected articles]. Moscow: Institute for African Studies, Russian Academy of Sciences (RAS). Pp. 153-156.
Shubin V.G. (1999). Afrikanskij nacional'nyj kongress v gody podpol'ja i vooruzhennoj bor'by [African National Congress during the years of the underground and armed struggle]. Moscow: Institute for African Studies RAS.
Shubin V.G. (2015). Sud'by Zimbabve [The fate of Zimbabwe]. Moscow: Institute for African Studies RAS. P. 150.
Sixth BRICS Summit - Fortaleza Declaration. Available at:http://www.brics.itamaraty.gov.br/media2/ press-releases/214-sixth-brics-summit-fortaleza-declaration (accessed 24.02.2017).
Tokarev A.A. (2016). Prioritety vneshnej politiki Angoly [Priorities of foreign policy of Angola] // Jug Af-riki na sovremennom etape. Sbornik statej [Southern Africa at the present stage. Collected articles]. Moscow: Institute for African Studies RAS. P. 127.
Tsotetsi L. South Africa is ready for a woman president: Zuma. Available at: http://www.sabc.co.za/news/a/f1ceb98045074bed926093a5ad025b24/South-Africa (accessed 25.02.2017).
Vasil'ev A.M. (2011). Cunami revoljucij: novye geopoliticheskie realii. Doklad na XII konferencii afri-kanistov [Tsunami of revolutions: new geopolitical realities. Report at the XII Conference of Africanists]. Moscow: Institute for African Studies RAS. P. 17.
Vasil'ev A.M., Korendjasov E.N. (2012). Rossijsko-afrikanskie otnoshenija cherez desjat' let: novyj start [Russian-African relations in ten years: a new start] // Vneshnjaja politika Rossii, 2000-2020 [Foreign Policy of Russia, 2000-2020]. Moscow: Aspekt-Press. P. 228-242.
Volkov K. (2015). Sledstvie veli v tupik [The investigation was led to a dead end] // Rossijskaja gazeta. 30.07.2015.