Научная статья на тему 'Системный подход в управлении вузом в информационном обществе'

Системный подход в управлении вузом в информационном обществе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
276
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД В УПРАВЛЕНИИ ВУЗОМ / СТРАТЕГИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ / SYSTEM APPROACH IN UNIVERSITY MANAGEMENT / STRATEGY OF HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION / INFORMATIZATION OF THE PROCESS OF SPECIALISTS TRAINING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чепуренко Г.П., Крылова Е.В.

В статье раскрываются особенности деятельности вузов в современных реалиях. Рассмотрены основные факторы, влияющие на развитие вуза, системный подход к управлению многоуровневой системой вузом в условиях информатизации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article reveals the peculiarities of the activity of universities in modern realities. The main factors influencing the development of the university, the system approach to the management of a multilevel system the university in the conditions of informatization, are considered.

Текст научной работы на тему «Системный подход в управлении вузом в информационном обществе»

УДК 378.1

Г. П. Чепуренко, Е. В. Крылова

Системный подход в управлении вузом в информационном обществе

В статье раскрываются особенности деятельности вузов в современных реалиях. Рассмотрены основные факторы, влияющие на развитие вуза, системный подход к управлению многоуровневой системой - вузом в условиях информатизации.

The article reveals the peculiarities of the activity of universities in modern realities. The main factors influencing the development of the university, the system approach to the management of a multilevel system - the university in the conditions of informatization, are considered.

Ключевые слова: системный подход в управлении вузом, стратегия высшего профессионального образования, информатизация процесса подготовки специалистов.

Key words: system approach in university management, strategy of higher professional education, informatization of the process of specialists training.

В начале ХХ1 в. в вузах России с учетом изменений, происходящих в государстве, определились условия дальнейшего развития системы высшего образования. Произошли положительные структурные изменения: в технических вузах открыты гуманитарные, социально-экономические и юридические факультеты, а в классических университетах - образовательные структуры инженерной подготовки. Появились лицеи, колледжи, центры подготовки и переподготовки профессионального образования, технопарки.

Российское образование столкнулось с глобальной конкуренцией. Большинство вузов включились в рыночную борьбу за государственный заказ на подготовку специалистов, научно-исследовательские разработки, за средства населения и различных фондов. Процесс адаптации к новым условиям привел к значительным изменениям в системном управлении вузом, в связи с чем, были разработаны инновационные программы развития, определены научно обоснованные приоритетные направления для каждого вуза, положительные условия привнесла автономизация.

Выработка нового знания, способного найти инновационное решение по дальнейшему развитию общества, явилась ведущим фактором в развитии вузовского образования. Перед руководством университетов встали новые задачи в условиях наметившегося усиления конкурентной борьбы на рынке образовательных услуг.

© Чепуренко Г. П., Крылова Е. В., 2017

Основные факторы, оказавшие, на наш взгляд, существенное влияние на дальнейшее развитие университетов в последнее время:

- рост показателей университетов (увеличилось число обучающихся на всех ступенях обучения, количество преподавателей и сотрудников, образовательных программ, по которым вуз ведет многоуровневое обучение, совершенствуется материально-техническая база и др.);

- университеты становятся крупными научно-учебными комплексами, ассоциациями, территориально распределенными, в состав которых вошли другие вузы, колледжи; увеличилось количество филиалов в их составе. Стали крупными научными комплексами, например, Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербургский государственный финансово-экономический университет;

- заметно углубились и усилились связи вузов с «внешней средой», а именно с Министерством образования и науки, учредителями, региональными органами образования, другими властными структурами.

Произошли значительные изменения во внешней среде вузов: заключены соглашения и договора о сотрудничестве, в том числе с зарубежными вузами и колледжами. Также, значительно увеличилось число государственных органов и организаций, осуществляющих контроль за деятельностью вузов.

В этих условиях совершенствуются инновационные подходы к управлению вузом как большой и сложной организационной системой, которая имеет ряд своих особенностей, в том числе множественность целей деятельности, многофункциональность и многоконтурность.

В вузах превалирует высокий уровень демократичности, повышается самостоятельность структурных подразделений, наблюдается децентрализация в управлении отдельными институтами, центрами. Успешное управление вузом требует от руководителей разумного сочетания демократизации и децентрализации, предоставления демократических свобод профессорско-преподавательскому составу и студентам. Необходима широкая информатизация управления вузом, внедрение современных информационных технологий во все сферы деятельности вуза.

Таким образом, мы рассматриваем управление современным вузом в условиях широкой информатизации как развивающуюся, многоконтурную, иерархическую, многосвязную, распределенную систему.

Как любой вуз в системе высшего образования университет функционирует на основе принципов самоорганизации, а потому должен непрерывно корректировать свою стратегию и тактику, постоянно отслеживая все изменения во внешней среде, обеспечивать сохранение системной целостности при одновременном предоставлении академических свобод структурным подразделениям, необходимых для эффективного функционирования.

Министерством образования и науки России определяются основные показатели результативности функционирования вузов, проводится мониторинг деятельности и выявляется рейтинг вузов. Поэтому перед руководителями вузов, его структурных подразделений, преподавателями стоит задача совершенствования управления образовательной организацией.

К сожалению, проблемы управления процессом подготовки специалистов в условиях информатизации, социально-экономических перемен в начале XXI в. в России по-прежнему актуален. Их решение мы видим в использовании принципов стратегического менеджмента в управлении вузом. Концепция стратегического управления все еще с трудом пробивает себе дорогу в системе высшего профессионального образования нашей страны. Во многом это объясняется различиями в трактовках термина «стратегия высшего образовательного заведения». Стратегия вуза - это долгосрочный, комплексный план системных действий и их реальное выполнение на основе всестороннего изучения внешних и внутренних обстоятельств, всех закономерностей, целей и задач, обеспечивающих эффективность деятельности университета. Данная система содержит в себе, с одной стороны, изучение закономерностей и обстоятельств, концептуальных основ высшего образования в контексте развития социума, прогнозирование возможных вариантов и тенденций, анализ внутренних и внешних условий, определение целей и распределение следующих отсюда задач, разработку технологий, организационных форм, методов, способных обеспечить эффективное достижение поставленных целей. С другой стороны, стратегия университета предполагает долгосрочные, многомерные, продуманные, настойчивые, активные и корректируемые по мере необходимости действия ректората, преподавательского состава и всего персонала вуза, обеспечивающие поэтапное оптимальное решение задач, достижение поставленных целей, выполнение миссии образовательной организации [3].

Процесс стратегического управления сводится к поиску ответов на следующие вопросы: каково настоящее положение вуза? Какова стратегическая ситуация, в которой вуз находится? Каким в будущем видит вуз ректорат? Какие препятствия могут возникнуть на пути к поставленной цели? Что и как нужно сделать, чтобы достичь желаемых целей?

При освоении процесса стратегического управления встречается ряд сложностей. Основная трудность связана с тем, что принятие предварительных решений зависит от структуры полномочий. Новая стратегия, как правило, разрушает сложившийся в вузе тип взаимоотношений и может войти в противоречие с политикой ректората. Другая существенная проблема заключается в том, что внедрение стратегического планирования приводит к конфликту между прежними видами деятельности (оперативным управлением), обеспечивающими получение прибыли, и новыми, несущими стратегические преимущества в будущем. В вузах на первых стадиях внедрения стратегического планирования нет соответствующей мотивации персонала, отсутствует достоверная информация о внешнем окружении вуза, а имеющихся статистических данных о вузах-конкурентах для разработки стратегии явно недостаточно.

Стратегическое управление вузом является объективно необходимой деятельностью в условиях рыночной экономики, позволяющей реализовать перспективные цели развития вуза на 5-10 лет и эффективно использовать собственные ресурсы для повышения конкурентоспособности.

На первый взгляд, представляется, что выполнение стратегии это практически то же самое (или почти то же), что и обычная деятельность по

реализации плана. Может показаться, что поскольку стратегия вуза определена, то дальше должна начинаться рутинная работа по ее выполнению, которая очень далека от стратегического управления. И следовательно, на стадии выполнения стратегии нет места чему-то особому, что можно охарактеризовать как составляющую стратегического управления. На самом деле, в таком рассуждении содержится большое заблуждение. Стратегическому управлению отводится очень важное место в процессе функционирования вуза при осуществлении выбранной программы, так как именно на этой стадии формируются условия для осуществления стратегии. Именно это в первую очередь является содержанием того, что в стратегическом управлении принято называть стадией ее выполнения [1].

Анализ деятельности некоторых организаций, успешно реализовавших свои стратегии, показывает, что они в своей стратегии следовали следующим правилам.

С одной стороны, цели, программы и планы были доведены до сведения преподавательского состава и всех служб вуза, чтобы добиться с их стороны не только понимания поставленных задач, но и неформального вовлечения в процесс их выполнения, в частности выработки у всех сотрудников обязательств перед вузом по реализации стратегии. С другой стороны, руководство не только своевременно обеспечивало поступление всех необходимых для реализации стратегии ресурсов, но и имело план реализации стратегии в виде целевых установок и фиксировало достижение каждой цели.

Выполнение стратегии направлено на решение трех задач.

Во-первых, это установление приоритетности среди административных задач с тем, чтобы их относительная значимость соответствовала той стратегии, которую будет реализовывать вуз. Это касается в первую очередь распределения ресурсов, установления организационных отношений, создания вспомогательных систем и т.п.

Во-вторых, это установление соответствия между выбранной стратегией и внутриорганизационными процессами, с тем чтобы сориентировать деятельность вуза на осуществление заданной программы. Соответствие должно быть достигнуто по таким характеристикам вузовской организации, как ее структура, система мотивирования и стимулирования, нормы и правила поведения, разделяемые убеждения, ценности и верования, квалификация преподавательского состава и всех служб и т. п.

В-третьих, это выбор и приведение в соответствие с осуществляемой стратегией стиля лидерства и подхода к управлению вузом.

Все три стратегические задачи решаются посредством изменений, которые фактически являются основой выполнения заданной программы. Именно поэтому изменения, которые проводятся в процессе выполнения стратегии, называется стратегическими. Проведение изменений в вузе приводит к тому, что в нем создаются условия, необходимые для осуществления выбранной стратегии. Изменения не являются самоцелью. Необходимость и степень изменений будет зависеть от того, насколько вуз готов к эффективному осуществлению стратегии. Стратегические изменения, если они правильно проводятся, носят системный характер. В силу этого они затрагивают все стороны деятельности вуза.

Система управления подготовкой специалистов является сложной, динамичной, ей присуще такое свойство, как системность. «Основные принципы системности - принципы целостности, структурности, иерархичности, взаимодействия с окружающей средой. Они обусловлены принципами материалистической диалектики, отражающих всеобщую связь явлений, единства и борьбы противоположностей и противоречий как источника движения и развития системы» [2].

Исследование системы управления в структуре стратегического планирования и менеджмента позволяет установить следующее: она многоаспектна, но имеет объективно заданную цель, и все компоненты, составляющие эту систему, их свойства и связи несводимы к свойствам и связям системы в целом. Мы будем рассматривать цель как один из компонентов поведения человека, отражающий программу его познавательно-практической деятельности, направленной на решение проблемы, раскрывающей способ и механизм превращения мысленной возможности в реальную действительность.

Установив понятие «цель», обратимся к пониманию управления как процесса. Управление понимается нами как процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь целей организации в стратегическом подходе. Обратимся к понятию «процесс». Ряд исследователей описывает его как систему, включающую последовательную смену состояний, тесную связь закономерно следующих друг за другом стадий развития, представляющих непрерывное единое движение, изменения системы. Различаются процессы вещественные, информационные, управляемые и неуправляемые, детерминированные и случайные, дискретные и непрерывные и др.

Процесс управления рассматривается исследователями как совокупность действий субъекта управления (ректората) с системой подготовки специалистов. «Совокупность действий тоже рассматривается как система, включающая ряд взаимосвязанных аспектов: информационный (сбор и обработка информации и доведение ее до исполнителей); модельный (разработка и реализация моделей прогнозирования и планирования); критериальный (выявление и фиксация системы общественных целей, приоритетов и критериев), алгоритмический (формирование планов с учетом экономических возможностей и общественных потребностей); стимулирующий (определение системы предпочтений элементов с целью сближения интересов человека, общества и государства) и др.» [5].

Как видно из приведенного перечня совокупности управляющих действий, каждое из них тоже является системой и процессом. В таком случае, управление системой мы можем рассматривать как систему («система управления системой») и как процесс («процесс управления процессом»).

Рассматривая систему управления подготовкой специалистов, с одной стороны, как подсистему всей системы управления образованием, а с другой стороны, как подсистему системы подготовки специалистов, необходимо специфику её иерархической структуры. Имея полное совпадение в целях системы управления образованием (качество образовательных услуг через высокую квалификацию кадров), подсистема управления системой подготовки специалистов, тесно взаимодействующая с нею как со

своим специфическим объектом, вырабатывает свои цели, задачи, способы действия, соответствующие целям, задачам и способам действия своего объекта.

Применив теорию системного подхода к исследованию систем управления подготовкой специалистов, мы установили, что это не только система, с присущими ей свойствами целостности, структурности, иерархичности, специфики взаимодействия с окружающей средой, но и системный процесс, включающий совокупность действий субъектов, носящих системный характер и направленных на достижение целей системы. К таким действиям относятся процессы информатизации обучения, планирования, организации, мотивации, контроля, подготовки кадров профессорско-преподавательского состава к владению компьютером. Таким образом, системное исследование элементов, являющихся подсистемами: «информационное управление подготовкой специалистов» и «информатизация подготовки специалистов», свидетельствует о полном соответствии системных свойств управления и его объекта. Система управления выступает в качестве системообразующего и развивающего фактора по своим целям, задачам и способам действия.

Теория системного подхода дает возможность системного исследования других параметров системы управления подготовкой специалистов, таких как теоретические основы, анализ проблем, разработка концепции и модели информационного управления подготовкой специалистов в условиях информатизации вуза, являясь её системообразующим, сохраняющим её единство и целостность фактором.

В соответствии с требованиями информационного общества возникает новая методология управления системой образования и подготовки специалистов в стратегическом управлении. Информационное управление должно рассматриваться как процесс принятия функциональных решений в среде и на основе информационных технологий. В этом случае неразрывными становятся главные компоненты управления, принятие решений и коммуникация, обратная связь, все функции управлений приобретают интегрированный характер. Как было указано выше, методология управления подготовкой специалистов опирается на системный подход в структуре стратегического управления, с одной стороны, и на новые информационные технологии для принятия решений и в качестве инструмента их реализации, с другой стороны.

Список литературы

1. Виханский О.С. Стратегическое управление. - М., 2006.

2. Жилина А.И.Теория и практика управления профессиональной подготовкой и карьерой руководителей системы образования. - Кн.2. - СПб.: ИОВ РАО, 2001. - 360 с.

3. Мексон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. - М.: Дело, 2006.

4. Чепуренко Г.П. Информационные системы подготовки специалистов в вузе как объект управления // Вестн. ЛГУ им. А.С. Пушкина: науч. журн. Сер. Педагогика. - СПб.: ЛГУ им.А.С.Пушкина, 2016. - № 4. - Ч. 2. - С. 191-201.

5. Чепуренко Г.П. Информационный аспект управления процессом подготовки специалистов в вузе: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - СПб., 2003. - 50 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.