Научная статья на тему 'Системный подход в социально-педагогическом проектировании. Взаимодействие структурных компонентов социально-педагогической системы региона'

Системный подход в социально-педагогическом проектировании. Взаимодействие структурных компонентов социально-педагогической системы региона Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
261
146
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Системный подход в социально-педагогическом проектировании. Взаимодействие структурных компонентов социально-педагогической системы региона»

М. П. Утоплова

Системный подход в социально-педагогическом проектировании. Взаимодействие структурных компонентов социально-педагогической системы региона

В настоящее время социально-педагогические системы муниципальных образований претерпевают серьезные изменения, находясь в прямой зависимости от социокультурной и экономической ситуации, попадая под влияние различных течений. Проблема развития современных социально-педагогических систем приобретает особую остроту в связи с отсутствием в регионах достаточной материально-технической, экономической базы, кадрового состава, методического наполнения.

Развитие региональных социально-педагогических систем во все времена являлось весьма актуальной проблемой. Для проведения анализа существовавших и функционирующих в настоящее время социально-педагогических систем мы обратились к трудам работавших в этом направлении исследователей. В результате проведенного анализа мы выявили существование взаимосвязанных острых проблем, которые не решаются традиционно применяемыми педагогическими технологиями, разработанными более 50-ти лет назад и рассчитанными на совершенно иную социальноэкономическую и социально-психологическую ситуации в обществе, семье, социальном и семейном воспитании.

Очевидно, что региональные социально-педагогические системы развиваются на основе национальной системы образования, находясь под влиянием различных социальных факторов, характерных для конкретного региона.

В.П. Беспалько, обозначая системы, в которых протекают педагогические процессы, определяет как педагогические системы, обладающие определенными элементами или объектами и их взаимосвязями или структурами и функциями. В качестве системы может выступить вуз, техникум и т. д., в составе которых подразделяются административная, хозяйственная и др. подсистемы (Беспалько В. П., 1989). Но ведущим элементом в них является педагогическая подсистема, она же одновременно и система. Педагогическая система, как и любая другая система, имеет свою структуру (дидактическая задача, технология обучения, общественногосударственный заказ, субъекты образовательного процесса). Также под педагогической системой понимается определенная совокупность взаимосвязанных средств, методов, процессов, необходимых для создания организованного целенаправленного и преднамерен-

201

ного педагогического влияния на формирование личности с заданными качествами (Беспалько В. П., 1989).

Третьяков П.И. под педагогической системой понимает социально обусловленная целостность взаимодействующих на основе сотрудничества между собой, окружающей средой и ее духовными и материальными ценностями участников педагогического процесса, направленная на формирование и развитие личности (Третьяков П.И., 2003). Дендерина В.И. рассматривает педагогическую систему как относительно устойчивую совокупность элементов, организационное соединение людей, сфер их действия, порядка выполнения функций, пространственно-временных связей, отношений, способов взаимодействия и структуры деятельности в интересах достижения определенных воспитательно-образовательных целей и результатов, решения запланированных культурно-развивающих задач воспитания и обучения человека (Дендерина В.И., 1999).

Ученые в рамках системного подхода (Беспалько В. П., 1989; Третьяков П.И., 2003; Шамова Т.И., Давыденко Т.М., Шибанова Г.Н., 2002) образовательное учреждение само по себе рассматривают как сложную социально-педагогическую систему, как совокупность взаимосвязанных между собой элементов, выделяя в ней большое разнообразие образовательных систем. Так, целостный педагогический (образовательный) процесс представляет собой систему. Процесс обучения, являясь подсистемой целостного образовательного процесса, также рассматривается как образовательная система. Учебное занятие - подсистема процесса обучения и, в свою очередь, представляет собой сложную образовательную систему (Беспалько В. П., 1989; Третьяков П.И., 2003; Шамова Т.И., Давыденко Т.М., Шибанова Г.Н., 2002).

По нашему мнению, социально-педагогическая система региона представляет собой совокупность взаимосвязанных и взаимозависимых объектов приложения социально-педагогических условий, включающих в себя определенную иерархию сложноподчиненных структурных элементов в виде систем различного уровня, ограниченная определенным пространством.

Характер социального развития регионов России определяет процесс дальнейшего сближения и взаимопроникновения разноуровневых систем. При анализе достижений и ошибок, существующих в любой системе образования, намечаются пути интеграции различных образовательных систем для достижения гармонии интересов населения различных территорий.

В свете формирования эффективной социально-педагогической системы региона необходимо рассмотреть ряд понятий тесно связанных с моделированием образовательного пространства, а также,

202

по мнению ученых, тождественного моделированию понятия - педагогического проектирования.

Проектирование направлено на создание моделей планируемых (будущих) процессов и явлений (в отличие от моделирования, которое может распространяться и на прошлый опыт с целью его более глубокого осмысления). Компонентами проектной деятельности могут выступать конкретные модели или модули (функциональные узлы, объединяющие совокупность элементов, например, образовательной системы) (Дахин А. Н., 2009).

А.Н. Дахин также отмечает, что в педагогике моделируют как содержание образования, так и учебную деятельность. В узкопредметном утилитарном смысле строят научные модели как аппарат для преподавания конкретных учебных дисциплин. Необходимость владения методикой моделирования связана как с общим методом научного познания, так и с психолого-педагогическими соображениями. Когда обучающиеся строят различные модели изучаемых явлений, моделирование выступает и в роли учебного средства, и способа обобщения учебного материала, а также представления его в свернутом виде (Дахин А. Н., 2009).

Проектирование направлено на создание моделей планируемых (будущих) процессов и явлений (в отличие от моделирования, которое может распространяться и на прошлый опыт с целью его более глубокого осмысления).

Т. И. Куликова

К проблеме семейных ценностей супругов-студентов

Проблема ценностей как явлений социального и идеального мира связана с проблемой человека. И ценности, и ценностные ориентации, и оценки как промежуточные категории между должным и сущим, квалифицирующие поступки, мотивы и цели людей, выполняют главную функцию - регулирующую. Они ложатся в основание норм, которые одни поступки предписывают, а другие запрещают.

Однако, анализ ситуации с функционированием семей в современной России позволяет сделать вывод о том, что семья терпит ценностный кризис. В контексте новых нравственных ценностей, обусловленных новыми реалиями жизни, стали возможными произошедшие и происходящие изменения в институте семьи и брака. Характеризуя современное российское общество как общество переходного типа, профессор А.В. Мудрик указывает на отсутствие в условиях нестабильного общества «социального консенсу-

203

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.