ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 371.32
РЕАЛИЗАЦИЯ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА В ИЗУЧЕНИИ СОВРЕМЕННОГО ВУЗА КАК ОТКРЫТОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
А.А. ВОЙТОВИЧ
Полесский государственный университет, г. Пинск, Республика Беларусь
Введение. В аспекте модернизационных изменений, происходящих в образовательной сфере современного белорусского общества, представляется весьма своевременным и актуальным рассмотрение проблематики процессов, затрагивающих развитие высшей школы. Одной из характерных особенностей состояния развития современного вузовского образования является усиление обозначившихся интеграционных процессов, проявляющихся в усилении взаимодействия образовательного учреждения как открытой системы с окружающей социально-педагогической средой. При этом актуальной в теоретическом и практическом смыслах является задача выявления и научного обоснования условий повышения эффективности деятельности высшего учебного заведения, управления качеством образования, что невозможно без осуществления целостного сравнительно-сопоставительного анализа существующих подходов в изучении современного вуза как целостной и открытой образовательной системы.
Подобный анализ предполагает понимание высшего учебного заведения не только как учебного заведения, дающего высшее профессиональное образование, но и как специфической управляемой системы с собственной структурой и многоэлементными связями. В этой взаимосвязи представляется учет положений теории управления, обоснованных в работах Л.Н. Ланда, Л.А. Растри-гина, П.И. Третьякова и М.Х. Эренштейна [1; 2; 3].
При проведении исследования нами был учтен научный опыт, накопленный учеными при рассмотрении проблематики вузовского образования, определены актуальные вопросы изучения вуза как открытой образовательной системы.
Реализация задач представляемого научного исследования предполагает не только выявление основных научных подходов в изучении вуза как системного образования, но и осуществление сравнительного анализа критериальных признаков учреждений высшего образования, осуществляющих свое функционирование как закрытая или открытая система в своей конкретизации.
Основная часть. Высокий уровень динамики осуществляемых современных структурных изменений в сфере высшего образования обусловлен рядом важных факторов, среди которых представляется целесообразным выделить следующие:
- все большее вовлечение образовательной системы Республики Беларусь в общемировые процессы развития науки и образования;
- повышение юридической и экономической самостоятельности вузов;
- появление нормативных актов, обеспечивающих прочную правовую основу самостоятельности вуза в решении проблематики структурных преобразований;
- обозначившееся в обществе изменение запроса на образовательные и научно-исследовательские услуги;
- качественные улучшения в системно-дидактическом обеспечении образовательного процесса в вузах [4, с. 3].
На современном этапе развития общества, в условиях динамичных социальных изменений при усилении интеграционных процессов взаимодействия образовательного учреждения с окружающей социально-педагогической средой, в условиях актуализации проблем управления качеством образования представляется очевидным, что высшее учебное заведение не может эффективно реа-лизовывать свои функции, являясь закрытой и замкнутой системой. В этой связи чрезвычайно значимым направлением научного исследования определяется изучение вуза как открытой образовательной системы.
Сравнительно-сопоставительный анализ существующих научных исследований по актуализируемой проблематике (работы С.И. Архангельского, В.П. Беспалько, Б.И. Герасимова, В.И. Ден-дериной, Э.В. Злобина, Ю.Ю. Екатеринославского, Я.П. Капустина, Ю.А. Конаржевского, С.В. Мищенко, П.И. Третьякова, Т.И. Шамовой) позволяет выделить следующие наиболее общие подходы в изучении вуза как открытой образовательной системы: функциональный, процессный, ситуационный и системный [3; 5-11].
Согласно функциональному подходу, управление образовательным учреждением рассматривается как совокупность управленческих функций, а функциональная составляющая определяется в качестве главенствующей. При этом за каждой структурной единицей закреплен ряд функций, описана область ответственности, сформулированы критерии успешной и неуспешной деятельности. Горизонтальные связи между структурными единицами не прочны, а вертикальные связи по линии подчинения (начальник - подчиненный) - сильны. Подчиненный отвечает только за порученные ему функции и, возможно, за деятельность своего подразделения в целом. Функции и результаты работы параллельных структурных единиц его не очень интересуют.
В соответствии с процессным подходом к рассмотрению управления образовательным учреждением каждая его структурная единица обеспечивает выполнение процессов, в которых она участвует. Обязанности и область ответственности, критерии успешной деятельности для каждой структурной единицы сформулированы и имеют смысл лишь в контексте конкретного процесса. Горизонтальные связи между структурными единицами при таком подходе значительно сильнее, чем при рассмотрении функционального подхода. Вертикальные связи между структурными единицами и по линии подчинения несколько слабее. При этом представляется целесообразным отметить, что сотрудник отвечает не только за свои функции, но и за те процессы, в которых он задействован. Функции и результат деятельности параллельных структурных единиц, которые участвуют в тех же процессах, что и он, для него важны. Возникает взаимная ответственность за результат процесса между всеми его участниками.
Согласно ситуационному подходу управление образовательным учреждением определяется в соответствии с особенностями конкретизированной ситуации.
В наибольшей степени научно обоснованным и практикоориентированным нам представляется системный подход. В рамках данного подхода образовательное учреждение рассматривается как сложная социально-педагогическая система - совокупность взаимосвязанных между собой элементов. Авторы, придерживающиеся системного подхода, учитывают сложность структурного построения представляемой педагогической системы [3; 5; 6; 9; 10]. Высшее учебное заведение, как всякая структурная совокупность, имеет свои цели, задачи, функции, признаки, структуру, атрибуты, отношения или взаимодействия, наличие двух или более типов связей (прямой и обратной), уровни иерархии. При этом вуз как управляемая система в соответствии с концептуальными положениями теории управления определяется нами критериально как открытая только в том случае, если между системой и средой происходит обмен (ввод, вывод). Под вводом мы подразумеваем все, что поступает в рассматриваемую систему извне. Речь в данном случае может идти о материалах, энергии и информации. Путем переработки материала, поступившего в систему при вводе, вырабатывается новый материал, передаваемый во внешний мир (вывод).
В рамках реализации системного подхода важно определение деятельности руководителя, рассматриваемой в аспекте построения целостной модели управления с учетом всего многообразия субъективных и объективных факторов ее развития, а также модели управления с ее разнообразными компонентами как совокупностью взаимозависимых подсистем, а также с учетом того, что неправильное функционирование одной из них может повлиять на систему управления в целом.
Именно в рамках реализации системного подхода представляется целесообразным рассматривать педагогическую систему как социально обусловленную целостность взаимодействующих на основе сотрудничества между собой, окружающей средой и ее духовными и материальными ценностями участников педагогического процесса, направленную на формирование и развитие личности [11, с. 7]. С учетом данного положения мы определяем вуз как отдельно взятую сложную образовательную систему. Определение сложности системного построения вуза обусловливается тем, что в своем составе он имеет подсистемы в виде управленческих и ресурсных структурных подразделений, учебных групп. При этом сама данная система входит в качестве подсистемы в систему образования.
Вуз, имеющий характер сравнительно замкнутой системы с четко очерченными границами по отношению к социальной среде, характеризуется, в частности, тем, что имеет слабые контакты с внешним миром, редкую смену персонала, редко участвует в обмене опытом, отвергает новые 20
идеи и методы обучения. Подобная система не является динамично развивающейся и обречена в лучшем случае на неэффективность и стагнацию, если имеющийся потенциал и ресурсы еще позволяют реализовывать свои функции.
Если для педагогической системы относительно закрытого типа характерна четко выраженная внутренняя структура, часто иерархическая, строящаяся по определенным правилам, то открытой педагогической системе присущи высокая степень индивидуализма, минимум стремления членов коллектива к поддержанию как внутренних, так и внешних границ. При этом, под внутренними границами мы понимаем границы между администрацией и сотрудниками, между старшими и младшими сотрудниками профессорско-преподавательского состава, между преподавателями и студентами, между самими обучаемыми и т.д. Под внешними границами имеется в виду то, что отделяет систему от остального общества.
Относительная открытость и относительная закрытость влияют на процессы, происходящие в системе. Предметом научного рассмотрения в данном аспекте могут быть горизонтальные и вертикальные взаимосвязи, что позволило бы расширить представление о качественных процессах, осуществляемых в системе, а также о конкретизации предполагаемых методов, путей и средств достижения максимально возможного при наличествующих ресурсах результата на выходе.
Заключение. Осуществленное исследование позволило выявить в качестве общих подходов в изучении современного вуза как открытой образовательной системы следующие: функциональный, процессный, ситуационный и системный. В качестве научно обоснованного и практикоори-ентированного подхода, который, на наш взгляд, наиболее адаптирован задачам и целям современного вузовского образования, определен системный подход. В рамках данного подхода высшее учебное заведение как открытую образовательную систему целесообразно представлять в качестве относительно устойчивой совокупности элементов, организационного соединения людей, сфер их действия, порядка выполнения функций, пространственно-временных связей, отношений, способов взаимодействия и структуры деятельности в интересах достижения определенных воспитательно-образовательных целей и результатов, решения запланированных культурно-развивающих задач воспитания и обучения человека. Реализация системного подхода определяется нами как одно из важных научно-методических условий в изучении современного высшего учебного заведения как открытой образовательной системы.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ланда, Л.Н. Алгоритмизация в обучении / Л.Н. Ланда. - М.: Просвещение, 1966. - 523 с.
2. Растригин, Л.А. Адаптивная модель обучения с адаптируемой моделью обучаемого / Л.А. Растригин, М.Х. Эренштейн // Кибернетика. - 1984. - № 1. - С. 28-32.
3. Третьяков, П.И. Адаптивное управление педагогическими системами / П.И. Третьяков. - Москва: Академия, 2003. - 368 с.
4. Клюев, А.К. Структурные подразделения вуза с правомочиями юридического лица: стратегия, проблемы, перспективы / А.К. Клюев // Университетское управление: практика и анализ, 1999. - № 3-4. - С. 3-9.
5. Архангельский, С.И. Лекции по теории обучения в высшей школе / С.И. Архангельский. - М.: Высшая школа, 1974. - 392 с.
6. Беспалько, В.П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия) / В.П. Беспалько. - М. : Изд-во Моск. психол.-социал. ин-та ; Воронеж: МОДЭК, 2002. - 352 с.
7. Екатеринославский, Ю.Ю. Управленческие ситуации: анализ и решения / Ю.Ю. Екатеринославский. -М.: Экономика, 1988. - 191 с.
8. Злобин, Э.В. Управление качеством в образовательной организации / Э.В. Злобин, С.В. Мищенко, Б.И. Герасимов. - Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2004. - 88 с.
9. Конаржевский, Ю.А. Менеджмент и внутришкольное управление / Ю.А. Конаржевский. М.: Педагогический поиск, 2000. - 224 с.
10. Шамова, Т.И. Управление образовательными системами / Т.И. Шамова, П.И. Третьяков, Я.П. Капустин. - М.: Владос, 2002. - 320 с.
11. Дендерина, В.И. Педагогические теории, системы, технологии / В.И. Дендерина. - Ставрополь: СГУ, 1999. - 138 с.
SCIENTIFIC APPROACH TO THE STUDYING OF MODERN HIGH SCHOOL AS OPEN EDUCATIONAL SYSTEM
А. А. WOYTOWITSH
Summary
In article are considered theoretical and practical aspects of definition and realization of the system approach as one of important scientifically-methodical conditions in studying of a modern higher educational institution as open educational system.
© Войтович А.А.
Поступила в редакцию 20 октября 2010 г.