Научная статья на тему 'Тенденции развития высшего образования в Республике Беларусь (1991-2010 гг. )'

Тенденции развития высшего образования в Республике Беларусь (1991-2010 гг. ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2284
223
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / БЕЛАРУСЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Войтович А.А.

В статье рассматриваются ведущие тенденции развития вузовского образования в Республике Беларусь в период 1991-2010 гг. Их выявление целесообразно рассматривать в качестве одного из важных научно-методических условий в изучении современного высшего учебного заведения как открытой образовательной системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Войтович А.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TENDENCIES OF DEVELOPMENT OF HIGHER EDUCATION IN THE REPUBLIC OF BELARUS (1991-2010)

In the article are considered the leading tendencies of the development of higher education in the Republic of Belarus in the period of 1991-2010. Their identification should be considered as one of the most important scientific-methodical conditions in the study of the modern higher educational institution as an open education system.

Текст научной работы на тему «Тенденции развития высшего образования в Республике Беларусь (1991-2010 гг. )»

УДК 371.32

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ (1991-2010 гг.)

А.А. ВОЙТОВИЧ

Полесский государственный университет, г. Пинск, Республика Беларусь

Введение. Осуществляемые социально-экономические преобразования в Республике Беларусь обуславливают необходимость системного анализа и глубокого осмысления опыта развития образовательной сферы в стране, а также роли, места и значения образования в развитии человека и общества. На постсоветском пространстве ряд аспектов в обозначенной проблематике затронут в исследованиях М.А. Андарало, Е.П. Виловой, В.И. Дендериной, А.И. Жука, Я.П. Капустина, А.К. Клюева, П.И. Третьякова, И.И. Цыркуна, Т.И. Шамовой [1-8]. Указанными авторами рассмотрены общемировые тенденции развития образовательной сферы, в том числе и в аспекте ее информатизации в рамках развития постиндустриального общества. Осуществлены попытки определения особенностей развития регионального образования. При этом представляется целесообразным отметить отсутствие крупных монографических исследований, обобщающих практику развития системы высшего образования в Республике Беларусь в период 1991-2010 гг. с опорой на необходимое изучение существующих нормативных актов, что представляется важной методологической основой для серьезных научных обобщений.

Основная часть. XXI век является временем создания условий для устойчивого социального развития и формирования среды, благоприятной для реализации творческого потенциала личности. Именно образование в условиях становления информационного общества становится одним из детерминирующих факторов эффективного функционирования общественной и государственной системы. С учетом данного аспекта на современном этапе развития общества национальные цели государственной политики в Республике Беларусь ориентированы на достижение социального и духовного благополучия населения, обеспечение прав человека, защиту его достоинства и безопасности, укрепление нравственности, развитие здравоохранения, культуры, науки, образования.

Опыт двадцатилетнего развития системы вузовского образования Республики Беларусь позволяет выделить основные тенденции и динамику процессов, осуществляемых в высшей школе, обобщить и систематизировать накопленный опыт, учесть все лучшее, что было наработано за прошедший период. При этом важно учитывать, что новые социально-политические условия суверенной Республики Беларусь в значительной степени обусловили необходимость разработки собственной национальной образовательной модели с опорой на продуктивное восприятие положительного опыта, накопленного еще советской высшей школой. В начале 1990-х гг. на этапе ин-ституализации вузовского образования осуществлялось определение его модели, концептуальных основ и направлений развития, а также формирование обеспечивающей нормативно-правовой базы. Целесообразно отметить, что принятый 29 октября 1991 г. Закон Республики Беларусь «Об образовании» оставался до 2008 г. основным правовым актом, регулировавшим функционирование системы высшего образования в стране. Положениями статей 32-35 были выделены цели и структура высшего образования в Республике Беларусь, академические свободы и ведущие аспекты, определявшие автономию управления в учреждениях, обеспечивающих получение высшего образования [8]. В условиях быстро меняющегося содержания образования, постоянного динамичного информационного приращения образовательного пространства, в рамках реформирования высшей школы в качестве ведущих направлений развития определены: непрерывность, диверсификация, фундаментализация, гуманитаризация, демократизация, гуманизация и интегрирован-ность в единое образовательное пространство.

Основные регулятивные принципы организации системы образования были законодательно закреплены в 1994 г. в Конституции Республики Беларусь. В частности, статья 49 гласит: «Каждый имеет право на образование. Гарантируется доступность и бесплатность общего среднего и профессионально-технического образования. Среднее специальное и высшее образование доступно для всех в соответствии со способностями каждого. Каждый может на конкурсной основе бесплатно получить соответствующее образование в государственных учебных заведениях» [9].

Важным шагом в развитии высшей школы в нашей стране стало утверждение в 1998 г. постановлением Совета министров № 1637 от 27.10.1998 г. Концепции развития высшего образования в Республике Беларусь [10]. Данным документом был определен комплекс мероприятий на текущее десятилетие, что предполагало стратегически постепенное реформирование системы высшего образования Республики Беларусь и определяло его этапность. Первый этап - программно-организационный (1999-2000 гг.) - должен был обеспечить правовое пространство для осуществления дальнейших преобразований. На втором этапе - организационно-внедренческом (2001-2005 гг.) - предусматривалось перевести систему высшего образования на новые формы организации работы и содержания образования. Третий - коррекционно-завершающий (2005-2010 гг.) этап был нацелен на мониторинг и обобщение результатов, внесение необходимых изменений и дополнений в программу реформирования. Очевидным стало и то, что развитие высшего профессионального образования в нашей республике получило развитие в рамках поэтапной реализации стратегического курса на создание социально-ориентированной модели государства. При этом концептуально были закреплены важные принципы государственной политики: государственное финансирование учреждений образования всех уровней; государственная социальная поддержка учащихся, студентов, учителей и педагогических работников; обеспечение равных возможностей получения образования всеми гражданами и, в первую очередь, сельской молодежью.

Реализация программных положений Концепции развития высшего образования в Республике Беларусь позволила достичь реальных изменений в образовательной сфере. Начиная с 2001 г. в Республике Беларусь был принят целый ряд документов по переходу на двухступенчатую систему высшего образования: «Положение о подготовке специалистов с высшим образованием в Белорусском государственном университете» (ПСМ РБ № 758 от 24.05.2001 г.); «Положение о ступенях высшего образования» (ПСМ РБ № 1419 от 14.10.2002 г.); «Концепция внедрения двухступенчатой системы подготовки специалистов с высшим образованием в Республике Беларусь» (ПСМ РБ № 605 от 24.05.2004 г.); «Программа перехода на дифференцированные сроки подготовки специалистов с высшим образованием в Республике Беларусь» (ПСМ РБ № 755 от 06.07.2005 г.) [11]. Однако в ходе подготовки нормативного, правового, учебно-методического обеспечения первоначальный замысел претерпел значительные изменения. В январе 2005 г., когда Президентом Республики Беларусь был отозван из Национального собрания для доработки проект Закона «О высшем образовании», начался отход от унификации образовательной системы с Европой. При этом одним из главных аргументов против европейской схемы диверсификации высшего образования явился процесс трудовой эмиграция белорусских специалистов с высшим образованием в зарубежные страны.

В доработанном виде закон «О высшем образовании» был принят 14 июня 2007 г. [12]. В соответствии с данным законодательным актом стратегическими целями реформирования системы высшего образования в Республике Беларусь определены:

- повышение качества высшего образования в условиях его массовости;

- формирование профессиональной мобильности специалистов, способствующей адаптации выпускников вуза к постоянно изменяющимся условиям профессиональной деятельности;

- воспитание духовно, интеллектуально и физически развитой личности, способной активно участвовать в экономической и социально-культурной жизни общества.

Чрезвычайно значимым является законодательное закрепление положения о представительстве разнообразных типов высших учебных заведений и многообразии форм возможного получения высшего профессионального образования в Республике Беларусь. В настоящее время в республике функционирует 43 государственных и 10 негосударственных высших учебных заведений. В Беларуси получила развитие система дополнительного высшего образования, в том числе на основе использования дистанционного обучения в рамках применяемых информационных технологий, что дает возможность на протяжении всей жизни пополнять свои знания и совершенствовать профессиональные навыки. С целью развития системы дистанционного обучения был создан Научно-методический совет при Министерстве образования Республики Беларусь. Разработаны проекты положений о первой и второй ступенях высшего образования, а также проекты типовых учебных планов для обеих ступеней. С 2005 г. в соответствии с поручением главы государства в 18 государственных высших учебных заведениях была открыта магистратура, ориентированная на подготовку к аспирантуре и соискание ученой степени. Важно, что большинство специальностей второй ступени были приведены в соответствие с направлениями подготовки научных кадров.

Целесообразно отметить, что реорганизации последних лет в белорусской системе высшего образования направлены на то, чтобы обязательные курсы блока социально-гуманитарных дисци-68

плин составляли не более 14-18% общего объема учебной нагрузки, а доля дисциплин, непосредственно формирующих профессиональные компетенции будущего молодого специалиста, возрастала.

Ежегодно принимаются десятки правовых актов в рамках осуществляемого развития нормативно-правовой базы, обеспечивающей функционирование системы высшего образования в Республике Беларусь. Только в 2008 г. было утверждено больше 15 постановлений Совета Министров Республики Беларусь по вопросам высшего образования, не считая изменений и дополнений в действующие указы Президента, а также нормативных документов Министерства образования.

В качестве системной тенденции развития высшей школы в нашей республике в период 20072010 гг. целесообразно выделить разработку и внедрение в образовательный процесс структурно-организационных изменений, содержательно-технологических инноваций, а также создание ресурсного обеспечения подготовки специалистов. При этом важной особенностью развития высшего образования в нашей стране является его осуществление в условиях широкой информатизации. Анализ опыта реализации в 1998-2006 гг. республиканской программы «Информатизация системы образования» позволяет сделать вывод о том, что на начальном этапе развития процесса информатизации системы образования главное внимание уделялось материально-техническому обеспечению образовательных учреждений и развитию инфраструктуры образовательной сферы [13]. С принятием программы «Комплексная информатизация системы образования Республики Беларусь на 2007-2010 годы» был начат качественно новый этап информатизации, на котором в качестве приоритетной задачи определено научное и учебно-методическое обеспечение данного процесса [14]. Такая постановка задачи обусловлена необходимостью теоретической проработки концептуальных основ информационно-технологического обеспечения учебного процесса и повышением адаптивности имеющихся разработок электронных средств обучения к потребностям высшего образования.

Важной чертой развития современного образования является его глобальность. Она отражает наличие интенсивных взаимодействий между государствами в разных сферах общественной жизни. Образование из категории национальных приоритетов высокоразвитых стран переходит в категорию мировых приоритетов. В этой взаимосвязи в качестве чрезвычайно значимой тенденции развития высшей школы в Республике Беларусь следует отметить ее интеграцию в единое образовательное пространство, что детерминировано условиями динамичных межгосударственных интеграционных процессов в сфере образования и является объективной реальностью современного мира, в том числе и в постсоветских республиках - странах СНГ. Формирование единого образовательного пространства Союза Беларуси и России, других стран СНГ выражается в согласовании и унификации образовательных стандартов, программ, процедур аттестации научных и научно-педагогических кадров, обеспечении равных возможностей на получение образования в образовательных учреждениях на территории СНГ. При этом интеграция с Россией отличается наибольшей активностью из всех зарубежных партнеров Беларуси в сфере высшего образования. На данный момент между Беларусью и Россией действует порядка 300 договоров о сотрудничестве в сфере образования [15].

Следует отметить, что еще в 2002 г. Беларусь присоединилась к Конвенции о признании квалификаций, которые относятся к высшему образованию в Европейском регионе, принятой в Лиссабоне в 1997 г. (процесс взаимного признания регулируется в отношениях 30 европейских стран) [16]. Развиваются контакты с европейскими партнерами в образовательной сфере как на межгосударственном, так и на межвузовском уровнях. Белорусскими вузами подписано более 700 договоров в сфере научного и научно-технического взаимодействия с научными организациями 58 стран мира [17]. Рассматривается вопрос об интеграции Беларуси в общеевропейский Болонский процесс.

Заключение. В качестве основных тенденций развития высшего образования в Республике Беларусь в период 1991-2010 гг. целесообразно выделить следующие:

- развитие и дальнейшее совершенствование осуществляется в рамках общемировых тенденций развития образовательной сферы с учетом особенностей национальной системы образования;

- процесс развития вузовского образования осуществляется в рамках поэтапной реализации стратегического курса на создание социально-ориентированной модели государства при соблюдении ряда основополагающих принципов (государственное финансирование учреждений образования всех уровней, государственная социальная поддержка учащихся, студентов, учителей и педагогических работников, обеспечение равных возможностей получения образования всеми гражданами и, в первую очередь, сельской молодежью);

- планомерное совершенствование законодательной базы, обеспечивающей нормативное основание для эффективного функционирования и дальнейшего развития высшей школы;

- дальнейшее развитие вузовского образования осуществляется с учетом стратегических структурно-организационных изменений, а также необходимости разработки и широкого внедрения в образовательный процесс вузов содержательно-технологических инноваций и создания ресурсного обеспечения подготовки специалистов;

- развитие высшей профессиональной школы осуществляется в рамках межгосударственных интеграционных процессов в сфере образования.

Стратегия развития вузовского образования в Республике Беларусь на современном этапе учитывает, что повышение качества, доступности, эффективности образования, его непрерывный характер, рост социальной мобильности и активности молодежи, включение молодых людей в различные образовательные сферы делают систему образования одним из важнейших факторов укрепления самого государства.

ЛИТЕРАТУРА

1. Андарало, М.А. Сравнительный анализ концептуально-программных документов, определяющих развитие педагогического орбразования Беларуси, России, Украины / М.А. Андарало // Выш. школа, 1020. - № 2. - С. 26-29.

2. Вилова, Е.П. Приоритеты современного образования. Высшая школа: проблемы и перспективы: мат-лы 6-ой междунар. науч.-метод. конф., Минск, 23-24 ноября 2004 г. РИВШ. - Минск, 2004. - С. 8-9.

3. Дендерина, В.И. Педагогические теории, системы, технологии / В.И. Дендерина. - Ставрополь: СГУ, 1999. - 138 с.

4. Жук, А.И. Информатизация образования как средство повышения качества образовательных услуг / А.И. Жук // Информатизация образования. - 2006. - № 2. - С. 3-19.

5. Клюев, А.К. Структурные подразделения вуза с правомочиями юридического лица: стратегия, проблемы, перспективы / А.К. Клюев // Университетское управление: практика и анализ, 1999. - № 3-4. - С. 3-9.

6. Шамова, Т.И. Управление образовательными системами / Т.И. Шамова, П.И. Третьяков, Я.П. Капустин. - М.: Владос, 2002. - 320 с.

7. Цыркун, И.И. Система инновационной подготовки специалистов гуманитарной сферы / И.И. Цыркун. - Минск: Технология, 2000. - 326 с.

8. Закон Республики Беларусь от 29 октября 1991 г. № 1202-ХП «Об образовании». Режим доступа: http://www.spravka-jurist.com/base/part-vz/tx_wszntu.htm. - Дата доступа : 15. 09. 2011.

9. Конституция Республики Беларусь 1994 г. (с изменениями и дополнениями на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.) - Минск : Амалфея, 2005. - 48 с.

10. Приказ Министерства образования Республики Беларусь от 15 марта 1999 г. № 123 «Об утверждении Программы реализации Концепции развития высшего образования в Республике Беларусь». Режим доступа: http://pravo.levonevsky.org/bazaby/org348/basic/text0525.htm. - Дата доступа : 15. 09. 2011.

11. Высшее профессиональное образование (2004/2005 уч. год) // Совет по сотрудничеству в области образования государств-участников СНГ. Минск, 16.06.2005. Режим доступа: http://www.cis.unibel.by/index.php?module =subjects&func=viewpage&pageid=157. - Дата доступа : 15. 09.2011.

12. Закон Республики Беларусь от 11 июля 2007 г. № 252-З «О высшем образовании». Режим доступа: http://pravo.levonevsky.org/bazaby/zakon/ zakb0026.htm. - Дата доступа : 15. 09.2011.

13. Государственная программа информатизации Республики Беларусь на 2003-2005 годы и на перспективу до 2010 года «Электронная Беларусь» : постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 27 декабря 2002 г., № 1819 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. - 2003. - № 3. - 5/11734.; О некоторых вопросах информатизации в Республике Беларусь : Указ Президента Респ. Беларусь, 6 апр. 1999 г., № 195 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. - 1999. - № 28. - 1/231; О республиканских программах «Информатизация системы образования» и «Иностранные языки»: постановление Совета Министров Республики Беларусь, 29 янв. 1998 г., № 129 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. - 2001. - № 3. - 5/6591.

14. Комплексная информатизация системы образования Республики Беларусь на 2007-2010 годы : постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 01 марта 2007 г., № 265 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. - 2007. - № 67. - 5/24853.

15. Сводные данные международных мероприятий в области образования, науки и инноваций на 20072010 гг. (Россия, страны СНГ). Выпуск 4. Режим доступа: http://edu.gov.by/ru/main.aspx?guid=7851. - Дата доступа : 25. 06. 2008.

16. Указ Президента Республики Беларусь от 4 января 2002 г. № 5 «О присоединении Республики Беларусь к Конвенции о признании квалификаций, относящихся к высшему образованию в Европейском регионе». Режим доступа: http://www.spravka-jurist.com/base/part-hz/tx_ssslve.htm. - Дата доступа : 15. 09. 2011.

17. Высшее образование Республики Беларусь: от Болонского процесса к европейскому пространству высшего образования. Режим доступа: http://edu.gov.by/ru/main.aspx?guid=7851. - Дата доступа : 15. 09. 2011.

TENDENCIES OF DEVELOPMENT OF HIGHER EDUCATION IN THE REPUBLIC OF BELARUS (1991-2010)

A.A. WOYTOWITSH

Summary

In the article are considered the leading tendencies of the development of higher education in the Republic of Belarus in the period of 1991-2010. Their identification should be considered as one of the most important scientific-methodical conditions in the study of the modern higher educational institution as an open education system.

© Войтович А.А.

Поступила в редакцию 18 декабря 2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.